Главная
страница 1
Г.П.Кузнецова –директор МОУ Калачеевская СОШ №6, г.Калач

Т.И.Самсонова – зам. директора по УВР, МОУ Калачеевская СОШ №6, г.Калач


Раздельное обучение–здоровьесберегающая технология.
В настоящее время возрастает необходимость более дифференцированных, индивидуализированных, природосообразных, научно обоснованных технологий обучения и подходов к воспитанию детей и более гибких форм организации учебного процесса. В этой связи начинает осознаваться как перспективный – подход дифференциации, индивидуализации обучения в связи с половой принадлежностью. Он приобрел новое звучание на стыке различных подходов к обучению, ставших актуальными в связи с необходимостью оптимизации учебного процесса. Пол, как мы выяснили, состоит из двух важнейших компонентов: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.

Специальной программы раздельного обучения для мальчиков и девочек в сегодняшней российской школе также нет, хотя появились учебные заведения, которые пытаются учитывать психофизиологические различия учеников разного пола. С другой стороны ряд современных исследователей (Бреслав Г. М., Хасан Б. И., Хризман Т.П. Еремеева В. Д., Каган В. Е. и др.) подчеркивают необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников. Наиболее важным в данном случае является начальный этап обучения. От того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом. Мы полагаем, что содержание образования необходимо пополнить и углубить в соответствии с гендерными интересами, способностями и профессиональными намерениями учащихся. Обучение не может ограничиться только регламентированными рамками, оно должно постоянно дополняться и модифицироваться, в том числе в зависимости от гендерных особенностей учеников. Одной из основных педагогических технологий в гендерном обучении являются здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессе, во всей полноте отвечающие требованиям природосообразности, которые позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывают свои творческие способности, а учителю помогают эффективно формировать основы правильного поведения. Иначе говоря, учащимся должна быть предоставлена некоторая свобода выбора, обусловленная их индивидуальностью. .

Система разнополого обучения - методика доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Основной упор ученый в своей концепции сделал на здоровьесберегающие технологии.

Говоря о равенстве полов, мы даже не подозреваем, насколько они отличаются друг от друга, К примеру, на уроке рабочая активность мальчиков включается только на двадцать пятой минуте. У девочек - примерно на десятой. Зато, когда наконец ученик осознает процесс, ученице становится неинтересно, она выключается. Поэтому организовывать уроки для мальчишек и девчонок нужно по-разному.

Сильному полу намного сложнее адаптироваться к учебе в самом начале года. Зато в апреле, когда девочки уже устали, у мальчиков появляется второе дыхание. Есть и важные психологические тонкости. Девочки не боятся заплакать, их за это никто не высмеет. Совсем по-другому думают мальчики.

Ребята гораздо лучше себя чувствуют в однополом коллективе, меньше стесняются, более раскованны и общительны. К тому же они не полностью оторваны от сверстниц и общаются с ними на переменах, совместных школьных мероприятиях. По мнению учителей, при такой системе обучения у мальчишек формируется более уважительное отношение к девочкам, чем в обычных классах.

Раздельное обучение поможет убрать ненужное соревнование полов в начальной школе и тем самым, сформировать отношение к женщине не как к конкуренту, а как к более слабому существу, о котором нужно заботиться.

У девочек быстрее развивается речевая активность. Мальчишки же учатся выражать свои мысли дольше. И зачастую проявляют себя на все сто уже в старших классах, когда на первый план начинают выходить точные науки, где требуется мужская логика.

Изучение влияния совместного обучения на личностные характеристики учеников показало, что смешанное воспитание формирует некие «усредненные» признаки, в характере которого отсутствуют чисто мужские или женские черты. Мальчики при таком воспитании лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. Иногда мужчины оказываются не способны играть правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, за воспитание детей они перекладывают на плечи женщины. Женщины же наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон. Рост числа разводов – один из показателей издержек существующей педагогической системы.

Поэтому в процессе воспитания необходимо формирование типично мужских качеств в характере мальчика (ответственности, стойкости, активности, независимости) и типично женских в девочке (мягкости, заботливости, хозяйственности), что способствовало бы упорядочиванию социальной жизни государства, нормализации семейно-брачных отношений.

Воспитательный процесс в раздельных классах остаётся совместным, ориентированным на взаимодействие и сотрудничество учащихся, учителей и воспитателей раздельных классов.

Единая воспитательная программа призвана создать психологически комфортную, информационно и эмоционально насыщенную атмосферу пребывания ребёнка в школе, оптимальным образом влияющую на формирование личностных качеств мальчиков и девочек, а так же на выстраивание их взаимоотношений на здоровой положительно эмоционально окрашенной основе.


Кроме основных тенденций развития познавательных и личностных качеств учащихся разного пола, существует вариативность в индивидуальных особенностях. В условиях раздельного обучения мы считаем возможным осуществление углублённого индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания мальчиков и девочек.


Таким образом, раздельное обучение детей разного пола является не только значительно повышающим уровень обученности школьников, но и здоровьесберегающим. С медицинских позиций- это главное достоинство обучения школьников в однородных по полу классных коллективах состоит именно в том, что такая модель обучения оказалась здоровьесберегающей. Это важно потому, что положение о сохранении здоровья учащихся в процессе школьного образования фигурирует среди главных деклараций его современной модернизации.

Положительные стороны раздельного по полу обучения:

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 40 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что опыт прежних поколений (это касается, в первую очередь, вопросов воспитания и образования детей во всех возрастах), включающий бережное отношение к детству, охрану экологии детства и разумную психологическую гигиену детско-родительских и детско-социальных отношений – залог охраны здоровья подрастающего поколения и благополучия страны в целом.


Список используемой литературы

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000

  2. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование. Педагогика. -2004

  3. Материалы Всероссийского форума «Образование и здоровое развитие учащихся».






Смотрите также:
Т. И. Самсонова – зам директора по увр, моу калачеевская сош №6, г. Калач
57kb.
1 стр.
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
1966.37kb.
8 стр.
Выступление зам директора по увр моу сош №16 Былкиной О. В. на педсовете «Работа с одаренными детьми как реализация инициативы «Наша новая школа»
125.6kb.
1 стр.
Заседание мо учителей Зам директора по увр директор моу сош
201.65kb.
1 стр.
По социальной адаптации и профориентации учащихся, переведенных на индивидуальное обучение на дому
21.67kb.
1 стр.
Учебный план для обще­образовательных учреждений Российской Федера­ции отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной шко­лы из расчета 2 учебных часов в неделю
377.16kb.
1 стр.
Заместитель директора по увр моу «сош №17 г. Вольска» /В. Н. Сафронова / «29» августа 2011 г
219.94kb.
1 стр.
Использование метода проекта во внеурочное время
109.31kb.
1 стр.
Рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) Классы: 10 Учитель: Т. И. Кулешова
404.98kb.
1 стр.
Саратовского района Саратовской области сертификат участника недели географии подтверждает, что Фадеев Александр
40.9kb.
1 стр.
Программа рассмотрена на заседании Директор Лёхина Н. П./ / Зам директора по увр мо учителей начальных классов
3765.93kb.
15 стр.
Учебно-тематическое планирование по искусству Классы 8
256.66kb.
1 стр.