Главная
страница 1
МЕТОДИЧЕСКОЕ, ПРОГРАММНОЕ И АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РГОТУПС

А.С. Серебряков, В.В. Шумейко, М.А. Автаев


Российский государственный открытый технический университет путей сообщения

email: rgotups@sandy.ru

На кафедре Электротехника РГОТУПС в соответствии с федеральной программой развития образования и решением ученого совета университета внедряются новые образовательные технологии, которые являются составной частью информационно-образовательной среды РГОТУПС. В частности, на кафедре разработан. изготовлен и в виде эксперимента внедряется в учебный процесс ряд лабораторных работ, предназначенных для дистанционного обучения в системе открытого инженерно-технического образования.

Лабораторные работы объединены в систему ТЕЛЕЛАБ, которая обеспечивает дистанционный доступ к каждому автоматизированному стенду. Система позволяет выполнять лабораторные работы студентам, находящимся в лаборатории кафедры и студентам, находящимся в филиалах университета или его представительствах. Для связи филиалов с информационно-образовательной средой РГОТУПС используется локальная сеть передачи данных – СПД (Интранет) или Интернет. Связь студентов с лабораторной базой университета, доступ к стендам и обмен информацией осуществляется по системе КЛИЕНТ-СЕРВЕР. Лабораторные стенды подключены к серверу через интерфейсные платы АЦП и платы дискретного ввода-вывода. Программное обеспечение системы выполнено в среде Delphi.4. и обеспечивает взаимодействие компьютера студента и сервера, а также передачу данных от сервера клиенту и наоборот.

Перед выполнением лабораторной работы каждый студент на своем рабочем месте должен зарегистрироваться, т.е. ввести свою фамилию, имя, отчество и учебный шифр. Сервер проверяет по имеющейся базе данных, допущен ли данный студент к выполнению лабораторной работы. Если студент допущен к работе (например, не имеет академической задолженности), то он регистрируется в системе и получает об этом сообщение.

Перед получением задания на выполнение лабораторной работы студент может при необходимости вызвать из главного меню и просмотреть теоретический раздел по данной теме. После того, как он освоит теоретический материал, происходит тестирование. В случае успешного ответа на тестирующие вопросы студент допускается к выполнению лабораторной работы. Для этого в соответствии с шифром студента компьютер собирает схему для исследования и выставляет нужные параметры элементов (величину емкости конденсатора, индуктивность катушки индуктивности, величину сопротивления резистора и др.). Схема включается, производятся измерения параметров и сервер пересылает студенту данные в числовом виде. Дополнительно данные выводятся на экран и в виде графиков. Студент в соответствии с заданием обрабатывает поступившие данные, вводит полученные им результаты в предлагаемой форме в компьютер, который отсылает их серверу. Сервер сравнивает полученные от студента результаты исследований с действительными и, если ошибка укладывается в допустимые пределы, посылает об этом сообщение студенту и предлагает выполнить следующий пункт лабораторной работы. После выполнения работы студенту предлагается шаблон для оформления отчета, в котором зафиксированы все экспериментальные данные и результаты, полученные студентом при их анализе. После внесения в отчет выводов по данной работе студент выводит отчет на печать.

Если студент успешно выполнил все предложенные ему работы, он вызывается на сессию, где сдает зачеты по выполненным работам преподавателю. Преподаватель перед зачетом получает из банка данных журнал студентов, выполнивших работы с указанием даты выполнения и результатов обработки экспериментальных данных.



Система ТЕЛЕЛАБ позволяет активизировать работу студентов, сделать их учебный процесс более равномерным, а не от сессии к сессии. Она позволяет также экономично и эффективно использовать дорогостоящее уникальное лабораторное оборудование, своевременно и экономически оправданно обновлять его. Кроме того, система позволяет сконцентрировать лучшие педагогические и научные силы коллектива в направлении методического и аппаратного обеспечения системы дистанционного образования.

Разумеется, что предлагаемая система не должна полностью заменить реальные лабораторные работы. На практике могут быть разные соотношения выполненных реальных и дистанционных работ. По нашему мнению количество реальных лабораторных работ не должно быть меньше 30-40%. Но даже при таком соотношении система экономически оправдана. Она позволяет эффективно проводить сетевой тренинг и тестирование, промежуточный и итоговый контроль. Система позволяет в дальнейшем открыть в удаленных регионах виртуальные представительства и обеспечить в них качественное образование с использованием уникального парка головного университета. Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что система ТЕЛЕЛАБ должна найти широкое применение в системе дистанционного образования.


Смотрите также:
Методическое, программное и аппаратное обеспечение лабораторного практикума в системе дистанционного образования рготупс
33.77kb.
1 стр.
Учебная программа «Основы информационных технологий: аппаратное и программное обеспечение компьютера»
29.36kb.
1 стр.
П. Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербург Л. А. Заварухина информатика (лекции) Санкт-Петербург 2009 Содержание лекция
594.84kb.
4 стр.
1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Oc windows. Первоначальные приемы работы с персональным компьютером. Хранение и защита информации Функциональные блоки пк. Клавиатура, назначение клавиш, мышь
57.13kb.
1 стр.
Аппаратное обеспечение (англ hardware) включает в себя все физические части компьютера, но не включает информацию (данные), которые он хранит и обрабатывает, и программное обеспечение, которое им управляет. Архитектура сети
402.85kb.
2 стр.
«Компьютер: аппаратное и программное обеспечение»
205.88kb.
1 стр.
Программное обеспечение ЭВМ
209.58kb.
1 стр.
Аницкий Максим Николаевич
23.17kb.
1 стр.
Практикума по курсу «Технологии программирования. Курс на базе Microsoft Solutions Framework (msf)» для подготовки по направлению «Информационные технологии»
160.01kb.
1 стр.
Практикума по курсу «цифровые системы связи»
47.89kb.
1 стр.
Практикума «Изучение работы и программирование микроконтроллеров avr»
208.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению лабораторного практикума. Калуга: Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 2004 г. Сведения о последователях опыта
375.63kb.
1 стр.