Главная
страница 1страница 2страница 3
Учредитель – Администрация города Сарова Нижегородской области

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция юных натуралистов
Утверждаю

________________________

Директор МОУДОДСЮН Т.П. Китина

Протокол № педсовета

от ___________________



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»


Срок реализации программы: 3 года


Для учащихся с 8 лет


Автор: Логинова Марина Николаевна – педагог дополнительного образования второй квалификационной категории.

Нижегородская область

г. Саров

2000 год.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания и диктуется современной жизнью. Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного и ответственного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным богатствам. Жизнь природы очень сложна, и человеку необходимо разобраться в сложной взаимосвязи всех её явлений: только познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, человек сможет избежать экологических катастроф. У каждого вида растений и животных свои особенности жизни, свои приспособления. Изучая их, можно понять природу этого растения или животного. А понять – это означает получить возможность управлять жизнью животных и растений.

Занятия по программе «Живая планета» позволяют расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу, помогают воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы, и направлены на всестороннее развитие детей, формирование их активной жизненной позиции и ответственности за судьбу родной природы.

Программа кружка «Живая планета» рассчитана на учащихся начальной школы, дает дополнительные знания детям о живой и неживой природе, о природных явлениях, о разнообразии растительного и животного мира, об основах охраны природы.

Данная программа модифицированная и является дополнением к школьному курсу «Природоведения» автора А.А. Плешакова. В программу «Живая планета» первого и второго года обучения внесено много изменений. Программа первого года обучения составлена с учётом регионального компонента и посвящена изучению флоры и фауны Нижегородской области. В программе «Живая планета», из программы А.А. Плешакова, оставлена тема «Лес и человек», но с изменениями и добавлениями ряда тем, которые дадут учащимся более полное представление о лесе и его обитателях. Программа третьего года обучения знакомит учащихся с более значимыми компонентами природы: вода, воздух, почва, полезные ископаемые. Из программы А.А. Плешакова взят раздел: «Земля - наш космический корабль». В программе «Живая планета» в раздел «Наша планета» внесён ряд изменений: учащиеся более подробно знакомятся с характеристиками каждой планеты, со спутниками планет, их названиями и количественным составом. При изучении так же используется просмотр видеофильма и слайдов о планетах, звёздах, метеоритах и других небесных телах, которые расширяют кругозор у учащихся и дают более полное представление о планете Земля. Темы разделов «Ботаника» и «Экология» дают учащимся первоначальные представление о строении растений, их взаимосвязях друг с другом, знакомят с плодами и семенами растений и их распространением, продолжительностью жизни в мире растений (однолетние, двулетние, многолетние растения). Учащиеся знакомятся с такими понятиями как экосистема, популяция, биоценоз, что в дальнейшем способствуют лучшему усвоению школьного материала, т. к. являются опережающим обучением.

Учащиеся, прошедшие курс обучения по программе кружка «Живая планета», в дальнейшем могут продолжить занятия в кружках МОУДОДСЮН: «Юные орнитологи», «Юные цветоводы», «Юные зоологи», «Тепличное растениеводство» и т.д.

Основными задачами программы являются систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, изучение природных компонентов планеты Земля и их взаимосвязей, привитие бережного отношения к богатствам природы, навыков правильного поведения в природной среде и навыков учебно-исследовательской деятельности. Содержание программы «Живая планета» направлено на развитие творческого, эмоционального и нравственного потенциала у учащихся; развитие интереса к самостоятельному познанию окружающего мира, и воспитывает у учащихся кружка трудолюбие, чувство товарищества, взаимовыручки, воспитывает любовь к природе родного края.

В курсе выделяется несколько направлений. Одно из них составляет ознакомление с природой, ее явлениями, формирование важных природоведческих понятий: природа, живая природа, неживая природа.

Важным направлением программы является изучение фауны Нижегородской области. Где учащиеся знакомятся с морфобиологическими и этологическими особенностями охраняемых зверей Нижегородской области, о бесхвостых и хвостатых земноводных, о перелётных , кочующих и синантропных птицах области.

Раздел «Животные зооуголка» знакомит учащихся с наиболее распространенными домашними декоративными животными, правилами ухода и содержанием их в домашних условиях.

Одним из направлений данной программы является знакомство учащихся с лесоведением. На занятиях, при изучении этого раздела дети узнают: о том, что лес – это сложное природное сообщество, где все компоненты взаимосвязаны, о значении леса в жизни человека и в природе, наиболее распространённые шляпочные грибы, симбиотическое взаимодействие грибов и деревьев, правила поведения в лесу, основные лиственные и хвойные породы деревьев их морфологические характеристики, биологические свойства и хозяйственное значение для человека, знакомятся с лесными обитателями и растениями.

При изучении раздела «Удивительный мир животных» учащиеся получат дополнительные знания о животных материка Евразии, о заповедниках находящихся на данном материке, о животных этих заповедников, взятых под охрану и занесённых в Международную Красную книгу.

При изучении раздела «Удивительный мир растений» учащиеся получат дополнительные знания о значении растений в природе и жизни человека, первых растениях на Земле, о растениях – барометрах и цветочных часах, о растениях про которых сложено множество легенд. Использование ТСО (микроскопов) в процессе занятий усиливает их эффективность. Кружковцы знакомятся с историей распространения овощных культур, некоторыми их биологическими особенностями, даёт представление об основных агротехнических приёмах выращивания ряда овощных растений и углубляет представление младших школьников об овощеводстве. Растения, удобный объект для первых исследований школьников, поэтому на занятиях уделяется время для постановки и проведения опытов с комнатными и овощными растениями, посадка рассады томатов, выращивание саженцев деревьев для озеленения школьной территории.

Для учащихся третьего года обучения, по программе кружка «Живая планета», приоритетным является раздел «Наша планета» где учащиеся знакомятся с планетой Земля с точки зрения астрономии, географии и экологии.

Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными компонентами: воздух, вода, почва. На занятиях учащиеся узнают о реальных экологических проблемах вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита флоры и фауны от загрязнения; сохранения многообразия видов живых организмов; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья и жизни людей. Дети получают элементарные знания о твёрдых, жидких и газообразных телах и веществах, о температуре воды и воздуха и её измерениях и изменениях. Применительно к каждому природному компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного компонента. С помощью педагога и самостоятельно проводят элементарные опыты при изучении свойств воздуха, воды, почвы и полезных ископаемых.

Следующий раздел программы - это знакомство с растительным миром планеты. Здесь дети знакомятся с основами ботаники, а именно узнают: что изучает данная наука; разнообразие растений на Земле, лесные ярусы; узнают о представителях царства грибов, бактерий.

Заключительным разделом программы 3 года обучения является раздел, где учащиеся знакомятся с такой наукой как экология. Узнают что такое экосистема, биоценоз, популяция, заповедные территории и о том, как человек влияет на окружающую среду. На примере экосистем леса, луга, пруда и реки познаются основные взаимосвязи – трофические, топические, форические, фабрические. Изучение растений различных местообитаний, их анатомических, морфологических и физиологических особенностей, позволяет оценить влияние на их структуры различных экологических факторов.

Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические закономерности. Мы живём в городе, где существуют ООПТ, поэтому дети могут не только услышать рассказы о них, но и познакомиться с этими местами. При изучении этой темы даётся общее представление о памятниках природы особо охраняемых природных территориях закрытого административно территориального образования г. Саров, большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, норм поведения в природной среде, экологического мировоззрения.

Важное значение в программе кружка «Живая планета» имеет также приобретение различных природоохранных умений и навыков, получить которые учащиеся могут на практических занятиях, а также во время экскурсий в природу и однодневных туристических походах. Только сочетание теоретических занятий с практическими делами даёт возможность учащимся стать истинными друзьями природы.

По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важная задача в дополнительном образовании, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, способность к свободному самовыражению, уверенность в себе. Также творчество благоприятствует развитию наблюдательности, воображения, усидчивости, аккуратности, развивает мелкую моторику рук и т.д.

Поэтому, важное место в данной программе занимает творческая деятельность учащихся: участие в массовых творческих мероприятиях проводимых на МОУДОДСЮН, участие в областных, Российских и Международных мероприятиях, практическая творческая работа на каждом занятии кружка (складывание оригами, аппликации, поделки из солёного теста, точечные рисунки, выставки работ, рисование по трафаретам и мн. др.), которые дают возможность детям максимально проявить свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие.

Также в программу заложена организация интеллектуальной деятельности учащихся: решение кроссвордов, шарад, ребусов, биологических задач и заданий, выполнение открытых и закрытых тестовых работ, моделирование динамических стендов и т. д.

В курсах программы предусмотрены сезонные экскурсии в лес, на луг, к реке, что способствует развитию мировоззрения, закреплению теоретических знаний на практике, развитию навыков наблюдения. На экскурсиях, в походах кружковцы накапливают конкретные знания о многообразии животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных, проводят наблюдения за птицами в природных условиях. Кроме этого экскурсии и походы помогают воспитывать и формировать гражданские качества личности ребенка такие, как дружба, коллективизм, ответственность, патриотизм. Практическая работа при изучении данного курса проводится часто в уголке живой природы, что дает возможность детям приобрести навыки ухода за животными, развивать наблюдательность.

По данной программе используются следующие формы подведения итогов:


  • Итоговые занятия-игры с учащимися (соревнования, конкурсы, путешествия, викторины и др.).

  • Участие в творческих конкурсах

  • Однодневные походы в природу

  • Составление отчётов об экскурсиях

  • Ведение дневников наблюдения (записей)

  • Выставки творческих работ

Подведение итогов проходит после изучения разделов программы.

Учебный курс «Живая планета»1 года обучения в полном объеме рекомендуется для учащихся 2 класса начальной школы (8 лет), 2 года обучения для 3 класса(9-10лет), 3 года обучения рассчитан на учащихся 4 класса (11-12 лет). В группе могут совместно обучаться мальчики и девочки, наполняемость группы 12 - 15 человек.

Учебный курс 1 года обучения рассчитан на 72 часа (36 занятий), занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа. Данное количество часов и занятий выбрано мной по некоторым причинам: 1) в связи с особенностями здоровья дети быстро переутомляются, (кружок посещают учащиеся с ограниченными возможности здоровья: классы 7 компенсирующего вида и классы охраны зрения); 2) увеличивается активность учащихся, лучше усваивается материал программы, 3) в связи с возрастными особенностями учащихся начальных классов.

Учебный курс 2 и 3 года обучения рассчитан на 72часа (36 занятия). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В группе могут совместно обучаться мальчики и девочки, наполняемость группы 12 человек. Состав групп – постоянный.

На занятиях кружка используется различные методы и приемы обучения. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, с учетом специфики данной программы, возможностями материально-технического оснащения.



На занятиях используются разные организационные формы работы: коллективно - групповая, индивидуальная. Благодаря такой организации занятия проходят эффективно и интересно.

На занятиях кружка «Живая планета» используются следующие методы и приёмы обучения:

        • Теоретические занятия (объяснение, рассказ, диалог, лекция, чтение, беседа - вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; аудиосказки)

        • Практические занятия (зарисовка растений и животных, постановка опытов, лабораторные работы, работы с гербариями растений и полезными ископаемыми, работа с природным материалом, солёным тестом, бумагой (складывание оригами), кормление животных и уход за ними и растениями теплицы)

        • Игровые занятия (развивающие и обучающие, интеллектуально – творческие и т.д.)

        • Метод наблюдения (за растениями, животными зооуголка, птицами, сезонными изменениями в природе)

        • Наглядный метод обучения (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрация (опытов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, компьютерных программ, использование живых комнатных и дикорастущих растений, животных зооуголка и т.д.)

        • Метод проблемного обучения.

        • Активные формы познавательной деятельности: отгадывание викторин, загадок, кроссвордов по темам занятий

        • Исследовательский метод: постановка опытов, лабораторные работы

        • Участие в праздниках и конкурсах на станции юных натуралистов, городской олимпиаде по природоведению для 4 классов, участие в областных, всероссийских конкурсах

        • Экскурсии в лес, на луг, в теплицу СЮН, музеи города, выставочный зал и т. д.


Занятия кружка «Живая планета» подразделяются по следующим типам:

  • Вводное занятие

  • Занятие изучения нового материала

  • Обобщающие (итоговые) занятия

  • Комбинированные занятия

  • Занятия проверки, контроля и коррекции знаний

  • Занятия взаимоконтроля

  • Занятия- экскурсии

  • Занятия – путешествия, игры, викторины

  • Творческие занятия

  • Практические занятия


Принципы образования по данной программе:

  • Краеведческий принцип (краеведение несёт высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи и природы)

  • Принцип междисциплинарности (отражает взаимосвязь естественнонаучных, гуманитарных, нравственных, экономических аспектов)

  • Принцип непрерывности и преемственности экологического образования (программа действует на основе субординации школьного и дополнительного образования, позволяющего ребёнку на любом этапе подключиться для приобретения дополнительных знаний)

  • Принцип единства практической и теоретической деятельности (взаимосвязь учебы, игры и труда. Выбор учащимися видов деятельности с учетом целей, содержания, возрастных особенностей)

  • Личностный принцип (осуществляется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Личностный принцип обусловлен необходимостью формирования системы личностно значимых знаний, умений, ценностных ориентаций).


ЦЕЛЬ: организовать деятельность учащихся по изучению природы планеты Земля.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:

-изучение живой и неживой природы, природных компонентов планеты Земля и их взаимосвязей;

-изучение природы своего края, роли растений и животных в жизни человека;

-формирование природоохранных знаний, умений и навыков;



ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

-воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, родному краю, ко всему живому на Земле;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, товарищества;

-воспитывать экологической этике и культуре;


РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать стремления охранять и преумножать сокровища природы;

-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки явлений природы;

-развивать познавательный интерес к окружающему нас миру;

-развивать умение работать с природным материалом;

-развивать творческий и эмоциональный потенциал у учащихся;



-нравственное развитие личности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


РАЗДЕЛЫ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

НА

ТЕОРИЮ

НА

ПРАКТИКУ

ЭКСКУРСИИ

Вводное занятие

2

2


Явления природы. Осень

12

5

5

2

Звери Нижегородской области


14



7


7




Явления природы. Зима

10

4

4

2

Земноводные Нижегородской области


8


4


4




Птицы Нижегородской области


14


6


6


2


Явления природы. Весна

6

2

2

2

Резервное время

4



4





Заключительное занятие

2




2




Итого:


72

30

34


8



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 часа)
Введение (2 часа)

Цели и задачи кружка на учебный год. Организационные моменты: знакомство, проверка списков и данных учащихся. Игра «Путешествие по живой планете». Экскурсии по учебно-опытному участку, по теплице и живому уголку. Инструктажи по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности для учащихся на занятиях кружка. Правила и нормы санитарной гигиены.


Раздел 1. Явления природы. Осень (12часов)

1.Тема: «Взаимосвязь живой и неживой природы. Понятие «явление природы»

Практическая работа: инструктивные карточки с заданиями, уход за комнатными растениями теплицы.



2.Тема: «Солнце- источник света, его значение для жизни на Земле»

Практическая работа: рисунок «Солнышко», изготовление стенда «Солнышко лучистое»



3.Тема: «Время года - осень. Этапы осени: ранняя, бабье лето, золотая, глубокая»

Практическая работа: аппликация «Листочки в корзине»



4.Тема: « Явления природы осенью: роса, туман, заморозок, иней»

Практическая работа: выполнение рисунка по теме «Осенние явления природы» или оригами «Листья деревьев»



5.Тема: « Ледостав: забереги, ледяное сало, снежура, шуга»

Практическая работа: раскраска «Время года - осень»



6.Экскурсия в лес (парк) по теме: «Осенние изменения в природе».

Практическая работа: оформление отчёта об экскурсии.


Раздел 2. Звери Нижегородской области (14 часов)

1.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности косули и пятнистого оленя».

Практическая работа уход за животными зооуголка, выполнение рисунка «Косуля» по трафарету.



2.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности выдры»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, выполнение рисунка «Выдра» по трафарету.



3.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности выхухоли».

Практическая работа: уход за животными зооуголка, выполнение рисунка «Выхухоль» по трафаретам,



4.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности бурундука»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, выполнение рисунка «Бурунбучок» по трафарету



5.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности барсука»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, выполнение аппликации «Барсук» или «Ласка» по трафаретам



6.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности ласки».

Практическая работа: уход за животными зооуголка, выполнение поделка оригами «Волк».



7.Итоговое занятие – игра по темам раздела «Звери Нижегородской области».
Раздел 3.Явления природы. Зима (10 часов)

1.Тема: « Время года – зима. Этапы зимы: первозимье, глухозимье, коренная зима, перелом зимы»

Практическая работа: уход за комнатными растениями, выполнение рисунка по теме «Зимняя сказка».



2.Тема: «Формы снежинок»

Практические работы: изготовление снежинок из бумаги.



3.Тема: « Как деревья готовятся к зиме»

Практические работы: выполнение рисунка «Деревья в зимнем лесу».



4.Тема: Экскурсия в лес по теме: «Растения зимой».

5.Итоговое занятие-игра «Зимушка-зима».
Раздел 4. Земноводные Нижегородской области (8 часов)

1.Тема: «Общие сведения о классе земноводных: внешний вид, образ жизни, поведение. Значение лягушек в природе и жизни человека»

Практическая работа: поделка оригами «Лягушонок» или поделка из солёного теста, уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка.



2.Тема: « Отряд бесхвостые лягушки: зелёные, бурые, жабы»

Практическая работа: выполнение рисунка «Лягушки на озере», уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка.



3.Тема: «Отряд хвостатые: тритоны».

Практическая работа: изготовление конверта «Лягушка», уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка.



4.Итоговое занятие - игра – викторина по теме «Земноводные»

Практическая работа: точечный рисунок «Травяная лягушка»

уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка.
Раздел 5. Птицы Нижегородской области(14 часов)

1.Тема: « Общие сведения о классе птицах. Значение птиц в природе и жизни человека»

Практическая работа: изготовление поделки оригами «Белый лебедь», подкормка зимующих птиц, уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка.




2.Тема: « Птицы синантропы»

Практическая работа: изготовление поделки оригами «Воробей и ворона», подкормка зимующих птиц, уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка.



3.Тема: « Перелётные и кочующие птицы»

Практическая работа: рисунок «Прилёт снегирей», подкормка зимующих птиц, уход за комнатными растениями теплицы, уход за животными зооуголка, отгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.



4.Тема: «Многообразие синиц. Праздник синиц»

Практическая работа: раскрашивание рисунка «Синица» (или поделка из соленого теста), отгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, подкормка зимующих птиц, уход за комнатными растениями, уход за животными зооуголка.



5.Тема: «Перелётные птицы весной. Стаи птиц»

Практическая работа: точечный рисунок «Соловей», отгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, подкормка зимующих птиц, уход за комнатными растениями, уход за животными зооуголка



6.Тема: Экскурсия в лес по теме: «Определение птиц по внешнему виду и по голосу».

Практическая работа: оформление отчёта об экскурсии, подкормка зимующих птиц.



7.Итоговое занятие - викторина «Птицы - наши друзья».
Раздел 6. Явления природы. Весна.(6 часов)

1.Тема: «Первые признаки весны. Этапы весны: весна света, весна воды, весна зелени, предлетье»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями, изготовление аппликации «Весенний день»



2.Экскурсия в лес (парк) по теме: «Весенние изменения в природе»

Практическая работа: оформление отчёта об экскурсии.



3.Итоговое занятие «К нам весна шагает быстрыми шагами».
Раздел 7. Резервное время (4часа).
Раздел 8. Заключительное занятие (2 часа).

Подведение итогов за учебный год, награждение кружковцев, чаепитие, конкурсная программа.



К концу 1 года обучения в кружке «Живая планета» учащиеся должны знать:

- сезонные явления природы,

- времена года и их этапы;

- морфобиологические и этологические особенности охраняемых зверей Нижегородской области;

- морфобиологические и этологические особенности охраняемых земноводных Нижегородской области;

- перелётных и кочующих птиц Нижегородской области;

- птиц синантропов Нижегородской области;

- формы снежинок;

- правила поведения в природе.


К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

-различать объекты живой и неживой природы;

-распознавать изученные растения, перелётных, кочующих птиц, и птиц синантропов;

- распознавать изученных животных Нижегородской области;

-выполнять правила поведения в природе;

-работать с ножницами, карандашами; рыхлилками, лейками,

-изготовлять аппликации, рисунки по трафаретам, поделки из оригами;

-разгадывать кроссворды, загадки, шарады и ребусы.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 часа)


РАЗДЕЛЫ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

НА

ТЕОРИЮ

НА

ПРАКТИКУ

ЭКСКУРСИИ

Вводное занятие

2

2


Правила ухода за комнатными растениями


6


2


2


2

Животные зооуголка

14


6

6

2

Лес и человек


10

4

4

2

Удивительный мир растений

6

2

2

2

Удивительный мир животных Евразии


12


6


6




Насекомые Нижегородской области


16


8


8




Подготовка учащихся к конкурсам


4





4




Заключительное занятие

2




2




Итого:


72

30

34

8



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 часа)
Введение(2 часа)

Цели и задачи кружка на учебный год. Организационные моменты: знакомство, проверка списков и данных учащихся. Игра «Путешествие по живой планете». Экскурсии по учебно-опытному участку, по теплице и живому уголку. Инструктажи по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности для учащихся на занятиях кружка. Правила и нормы санитарной гигиены.


Раздел 1. Правила ухода за комнатными растениями (6 часов)

1.Тема: «Основные требования для роста и развития комнатных растений. Значение полива для комнатных растений. Время и техника полива комнатных растений. Значение рыхления комнатных растений. Время и техника рыхления комнатных растений»

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста, уход за комнатными растениями теплицы.



2.Тема: «Подкормка комнатных растений и техника её проведения. Значение подсвечивания и обрезка пожелтевшей листвы комнатных растений. Значение перевалки и пересадки комнатных растений и техника их выполнения.»

Практическая работа: уход за комнатными растениями теплицы, изготовление цветов из солёного теста, отгадывание кроссвордов, ребусов.



3.Тема: «Знакомство с комнатными растениями теплицы». Экскурсия в теплицу МОУДОДСЮН, с целью знакомства с комнатными растениями.

Практическая работа: уход за комнатными растениями теплицы, изготовление картотеки растений теплицы, оформление отчёта об экскурсии.


Раздел 2. Животные зооуголка (14 часов)

1.Тема: «Правила содержания животных в зооуголке, оборудование клеток и аквариумов. Морфобиологические и этологические особенности хомячка. Виды хомяков».

Практическая работа: моделирование динамического стенда «Оборудование клетки», уход за животными зооуголка, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, раскрашивание рисунка «Хомячок», отгадывание кроссворда.



2.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности морской свинки, кролика. Многообразие видов и пород.»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, раскрашивание рисунков «Морская свинка», «Кролик», отгадывание кроссворда.



3.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности декоративных мышей, крыс и песчанок»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, Практическая работа: уход за животными зооуголка, поделка из солёного теста «Мышонок».


4.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности, и виды попугаев».

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунки попугаев по трафаретам (3 вида на выбор).



5.Тема: «Морфобиологические и этологические особенности, и виды черепах».

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунок «Черепаха» по трафарету (или поделка из солёного теста, или точечный рисунок).



6. Экскурсия в зооуголок МОУДОДСЮН по теме: «Знакомство с животными, обитающими в зооуголке МОУДОДСЮН».

Практическая работа: оформление отчёта об экскурсии.



7.Итоговое занятие-игра «Животные зооуголка».
Раздел 3. Лес и человек(10 часов)

1.Тема: «Роль леса в природе и жизни человека. Лес - как природное сообщество.»

Практическая работа: моделирование динамической картины «Сухое, несчастное дерево», уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями теплицы.



2. Тема: «Наиболее распространённые шляпочные грибы нашего леса. Симбиотическое взаимодействие грибов и деревьев. Ядовитые грибы леса: мухомор, бледная поганка, желчный гриб, энотера, ложные опята.»

Практическая работа: изготовление аппликации «Грибы в корзине», уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями теплицы, изготовление поделок оригами «Гриб» (или поделка «Гриб» из солёного теста).



3. Тема: «Лекарственные растения леса»

Практическая работа: изготовление картотеки «Лекарственные растения», работа с гербариями лекарственных растений , уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями теплицы.



4. Тема: «Основные лиственные и хвойные породы деревьев их морфологические характеристики, биологические свойства и хозяйственное значение для человека»

Практическая работа: работа с гербариями деревьев, изготовление поделок оригами «Деревья», уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями теплицы.



5.Тема: «Экологические знаки и правила поведения в лесу. Итоговое занятие - путешествие «Наш лес»

Практическая работа: конкурс рисунков по теме: «Правила поведения в природе», уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями теплицы,



Раздел 4. Удивительный мир растений (6часов)

1.Тема: «Значение растений в природе и жизни человека. Первые растения на Земле, их сходства с современными растениями и различия. Экологические группы растений: гигрофиты, гидрофиты, ксерофиты, мезофиты, теневыносливые, светолюбивые, тенелюбивые растения».

Практическая работа: аппликация «Лилии», уход за комнатными растениями и животными зооуголка.



2. Тема: «Растения - предсказатели погоды. Определение времени по растениям. Цветы в легендах, сказаниях, преданиях и литературных произведениях»

Практическая работа: раскрашивание картины «Цветочная поляна» (или поделка из солёного теста «Цветочная поляна»), уход за комнатными растениями и животными зооуголка.



3. Экскурсия в теплицу МОУДОДСЮН по теме: «Удивительные растения». Итоговая игра - викторина «Мир растений» по темам раздела.

Практическая работа: моделирование динамического стенда «Значение растений», игра «Собери пословицы о растениях», уход за комнатными растениями и животными зооуголка. Отчет об экскурсии.


Раздел 5. Удивительный мир животных Евразии (12часов)

1.Тема: «Природная зона – тундра и её обитатели»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунки животных по трафаретам и связь их с местом обитания, моделирование динамической картины «Природная зона и её обитатели».



1.Тема: «Природная зона – тайга и её обитатели»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунки животных по трафаретам и связь их с местом обитания, моделирование динамической картины «Природная зона и её обитатели».



3.Тема: «Природная зона – леса умеренных широт и её обитатели. Природная зона – тропические леса и её обитатели»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунки животных по трафаретам и связь их с местом обитания, моделирование динамической картины «Природная зона и её обитатели».



4. Тема: «Природная зона – степь и её обитатели. Природная зона – пустыня и её обитатели»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунки животных по трафаретам и связь их с местом обитания, моделирование динамической картины «Природная зона и её обитатели».



5.Тема: «Природные зоны - гор и саванн и их обитатели»

Практическая работа: уход за животными зооуголка, рисунки животных по трафаретам и связь их с местом обитания, моделирование динамической картины «Природная зона и её обитатели».



6.Итоговое занятие-игра «Животный мир Евразии».
Раздел 6. Насекомые Нижегородской области (16часов)

1.Тема: «Общие сведения о классе насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Морфобиологические особенности комара – представителя отряда двукрылые».

Практическая работа: уход за комнатными растениями и за животными зооуголка, отгадывание кроссвордов и шарад по теме, точечный рисунок «Комар».



2. Тема: «Морфобиологические особенности кузнечика – представителя отряда прямокрылые. Морфобиологические особенности стрекозы – представителя отряда стрекоз».

Практическая работа: уход за комнатными растениями и за животными зооуголка, точечный рисунок «Кузнечик», изготовление поделки из бумаги «Стрекоза на цветке».



3. Тема: «Морфобиологические особенности клопа-водомерки – представителя отряда полужесткокрылые. Морфобиологические особенности божьей коровки – представителя отряда жесткокрылые».

Практическая работа: уход за комнатными растениями и за животными зооуголка, изготовление рисунка «Насекомые водоёма», изготовление игольницы «Божья коровка».



4. Тема: «Морфобиологические особенности бабочки – представителя отряда чешуекрылые».

Практическая работа: уход за комнатными растениями и за животными зооуголка, продолжение изготовления поделки «Божья коровка».



5. Тема: «Морфобиологические особенности муравья – представителя отряда перепончатокрылые»

Практическая работа: уход за комнатными растениями и за животными зооуголка, изготовление поделки из солёного теста «Муравей».



6. Тема: «Одомашненные насекомые: тутовый шелкопряд и медоносная пчела»

Практическая работа: уход за комнатными растениями и животными зооуголка, изготовление поделки- оригами «Пчёлка».



7. Тема: «Насекомые – вредители: саранча, обыкновенная медведка, колорадский жук, жук-щелкун, бабочка-белянка, мухи, тля и др.»

8. Итоговое занятие -викторина «Мир насекомых» по темам раздела.
Раздел 7. Подготовка учащихся к кружковым, станционным и областным конкурсам (4 часа).
Раздел 9. Заключительное занятие (2часа).

Подведение итогов за учебный год, награждение кружковцев, чаепитие, конкурсная программа.




К концу 2 года обучения в кружке «Живая планета» учащиеся должны знать:

-основные требования для роста и развития комнатных растений;

-значение полива, рыхления и подкормки для комнатных растений;

-правила содержания животных в зооуголке, оборудование клеток и аквариумов;

-морфобиологические и этологические особенности животных зооуголка;

-наиболее распространённые шляпочные и ядовитые грибы нашего леса;

- значение растений в природе и жизни человека;

-экологические группы растений: гигрофиты, гидрофиты, ксерофиты, мезофиты, теневыносливые, светолюбивые, тенелюбивые растения;



- природные зоны и их обитателей;

- отряды насекомых Нижегородской области и их представителей;

-лекарственные растения, деревья нашего леса;

-экологические знаки и правила поведения в природе;


К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

-различать объекты живой и неживой природы;

-уметь правильно ухаживать за комнатными растениями и животными зооуголка;

-распознавать изученные грибы, растения, птиц и животных,

-отличать растения по экологическим группам;

-различать насекомых по отрядам;

-определить природную зону и её обитателей;

-выполнять правила поведения в природе;

-лепить поделки из солёного теста;

-работать с лопатами, ножницами, рыхлителями, лейками, карандашами;

-изготовлять аппликации, рисунки по трафаретам, поделки из оригами;

-разгадывать кроссворды, загадки, шарады и ребусы.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.



РАЗДЕЛЫ

КОЛ-ВО
ЧАСОВ


НА

ТЕОРИЮ

НА

ПРАКТИКУ

ЭКСКУРСИИ

Вводное занятие

2




2




Уход за комнатными растениями


2


1


1




Природа и человек

14

6

6

2


Наша

планета


18

9

9




Ботаника-

наука о растениях




16


8


8




Наука экология

4

2

2




Подготовка учащихся к мероприятиям


14






14




Заключительное занятие

2




2




Итого


72

26

44

2



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 часа)
Введение(2 часа)

Цели и задачи кружка на учебный год. Организационные моменты: знакомство, проверка списков и данных учащихся. Игра «Путешествие по живой планете». Экскурсии по учебно-опытному участку, по теплице и живому уголку школы. Инструктажи по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности для учащихся на занятиях кружка. Правила и нормы санитарной гигиены.


Раздел 1.Правила ухода за комнатными растениями (2 часа)

1.Тема: «Основные требования для роста и развития комнатных растений. Значение полива для комнатных растений. Время и техника полива комнатных растений. Значение рыхления комнатных растений. Время и техника рыхления комнатных растений».

Практическая работа: уход за комнатными растениями теплицы, изготовление картотеки растений теплицы, поделка из бумаги «Лилия».



2.Тема: «Значение перевалки и пересадки комнатных растений и техника их выполнения. Подкормка комнатных растений и техника её проведения. Значение подсвечивания и обрезка пожелтевшей листвы комнатных растений. Итоговая игра «Цветик - семицветик» по темам раздела»

Практическая работа: уход за комнатными растениями теплицы, изготовление цветов из солёного теста.



Раздел 2. Природа и человек (14 часов)

1.Тема: «Воздух – как источник жизни. Свойства и охрана воздуха. Тела, вещества, частицы»

Практическая работа: моделирование динамического стенда «Свойства воздуха», постановка опытов, показ видеофильма «Охрана воздуха». Уход за комнатными растениями и животными зооуголка, изготовление флюгера из бумаги. Конкурс рисунков «Охрана воздуха» и оформление стенда рисунков, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.



2.Тема: «Температура. Виды и устройство термометров»

Практическая работа: постановка опытов, замеры температуры воздуха в помещении и на улице, воды и температуры тела человека, уход за комнатными растениями и животными зооуголка, выполнение тестовой работы «Температура и термометры», отгадывание кроссвордов, ребусов.



3.Тема: «Вода - как источник жизни. Свойства и превращения воды. Круговорот воды в природе. Охрана воды»

Практическая работа: постановка опытов, уход за комнатными растениями и животными зооуголка, замеры температуры воды, выполнение тестовой работы «Свойства и превращения воды», отгадывание кроссвордов, ребусов.

Практическая работа: моделирование учащимися динамического стенда «Круговорот воды в природе», постановка опытов, показ видеофильма «Вода в природе».Уход за комнатными растениями и животными зооуголка, конкурс рисунков «Охрана воды» (или «Путешествие капельки») и оформление стенда рисунков, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.

4.Тема: «Полезные ископаемые - богатство Земли, добыча и охрана. Разрушение камней».

Практическая работа: выполнение самостоятельных исследований и постановка опытов с полезными ископаемыми, оформление отчётов об объекте исследовании, защита своей работы, уход за комнатными растениями и животными зооуголка, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.



5.Тема: «Почва – плодородный слой Земли, состав почвы. Что растения получают из почвы? Образование и разрушение почвы»

Практическая работа: постановка опытов, отгадывание кроссворда «Почва», выполнение тестовой работы «Свойства и состав почвы», уход за комнатными растениями и животными зооуголка, моделирование учащимися динамического стенда «Что растения получают из почвы?», выполнение самостоятельной работы по теме, изготовление поделки из солёного теста «Корзина с цветами».



6.Экскурсия к реке. Тема: «Изменение реки в зимнее время года».

Практическая работа: оформление отчёта об экскурсии, заполнение дневника наблюдений



7.Итоговое занятие – игра «Три стихии».

Раздел 3. Наша планета – Земля (18 часов)

1.Тема: « Древние легенды и сказания о Земле. Первооткрыватели и основоположники. Значение науки географии».

Практическая работа: выполнение поделки из пластилина «Земля», моделирование динамического стенда «Значение наук» уход за животными зооуголка, уход за комнатными растениями.



2. Тема: «Планеты солнечной системы. Характеристика планет. Общие сведения и характеристика планеты – Земля»

Практическая работа: демонстрация слайдов «Солнечная система», конкурс рисунков «Галактика», демонстрация слайдов «Характеристика Земли» и оформление стенда рисунков, уход за животными зооуголка и растениями теплицы.



3. Тема: «Луна – единственный спутник Земли. Характеристика Луны»

Практическая работа: постановка опыта «Кратер», демонстрация слайдов по теме занятия, уход за животными зооуголка, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.



4. Тема: «Изображение земли на карте. Уменьшенная модель Земли – глобус»

Практическая работа: правила работы с картой, определение и нахождение координат объектов на карте, правила работы с глобусом, определение и нахождение координат объектов на глобусе уход за животными зооуголка и растениями теплицы.



5. Тема: «Поверхность земли: океаны, моря, реки, озёра».

Практическая работа: определение и нахождение координат объектов (рек, морей, океанов, озёр) на карте, выявление глубин и длин объектов исследования, уход за животными зооуголка и растениями теплицы.



6. Тема: «Поверхность земли: низменности, возвышенности, горы и равнины».

Практическая работа: определение и нахождение координат объектов (низменности, пики, мысы, горные системы, равнины) на карте, выявление высот и длин объектов исследования, уход за животными зооуголка и растениями теплицы.



7. Тема: «Смена времен года, смена дня и ночи».

Практическая работа: демонстрация слайдов по теме занятия, выполнение самостоятельной тестовой работы по теме, уход за животными зооуголка, раскрашивание картины «Времена года».



8. Тема: «Что такое - ориентирование? Компас, определение сторон горизонта по местным признакам».

Практическая работа: знакомства с правилами ориентирования, игра «Ориентир по компасу и на месте», решение задач по ориентированию, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, уход за животными зооуголка.



9. Итоговое занятие-игра «Земля - наш дом!».
Раздел 4. Наука о растениях – ботаника (16 часов)

1.Тема: «Значение растений в природе, хозяйстве и жизни человека. Условия жизни растений: свет, вода, тепло, соли».

Практическая работа: моделирование динамического стенда «Значение растений», закладка опыта «Влияние света и воды на рост растений»выполнение рисунка по теме «Одно значение растений», уход за комнатными растениями теплицы и зимнего сада школы.



2.Тема: «Органы растений. Разнообразие растений. Лесные «этажи».

Практическая работа: моделирование динамического стенда «Органы растений», отгадывание кроссворда и тестовые задания «Найди ошибки!», раскраска картины «Лесные этажи», уход за комнатными растениями теплицы и зимнего сада школы.



3.Тема: «Плоды и семена, распространение плодов и семян».

Практическая работа: отгадывание кроссворда «Плоды» и тестовые задания «Вставь недостающие слова!», уход за комнатными растениями теплицы и зимнего сада школы.




4. Тема: «Продолжительность жизни в мире растений (однолетние, двулетние, многолетние растения)».

Практическая работа: изготовление поделки «Цветик-семицветик» из солёного теста, уход за комнатными растениями теплицы и зимнего сада школы, отгадывание кроссворда по теме занятия.



5. Тема: «Устройство увеличительных приборов: лупа, микроскоп. Строение клетки».

Практическая работа: знакомство с устройством микроскопа, лупы, прохождение правил работы с микроскопом, правил приготовления препаратов и рассмотрение с помощью микроскопа готовых препаратов, моделирование динамического стенда «Клетка», уход за комнатными растениями теплицы и зимнего сада школы, уход за животными зооуголка, отгадывание кроссвордов по теме занятия.



6. Тема: «Строение листа, жилкование листьев. Листорасположение, простые и сложные листья. Листья влажных и засушливых мест, видоизменённые листья».

Практическая работа: индивидуальная работа по нахождению заданных листьев в помещении теплицы, зимнего сада и на улице, уход за комнатными растениями теплицы и зимнего сада школы, зарисовка листьев, уход за животными зооуголка, отгадывание кроссвордов по теме занятия.



7. Тема: «Разнообразие стеблей».

Практическая работа: обрезание пожелтевшей листвы в помещении теплицы, зимнего сада, уход за животными зооуголка.



8. Итоговое занятие – викторина «Юные ботаники» по темам раздела.

Раздел 5. Наука экология (4часа)

1.Тема: «Что такое экология? География и биология - науки неразлучные с экологией».

Практическая работа: уход за комнатными растениями и животными зооуголка, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад по теме занятия.



2. Тема: «Экология и люди. Заповедные территории. ООПТ города Саров. Итоговая игра по теме «Юные экологи»».

Практическая работа: нахождение на карте ООПТ г. Саров, заповедников, заказников, национальных парков и краткая характеристика их, уход за комнатными растениями и животными зооуголка, отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад по теме занятия.


Раздел 7. Подготовка учащихся к кружковым, станционным и областным мероприятиям (14 часов)
Раздел 8. Заключительное занятие кружка (2часа).

Подведение итогов за учебный год, награждение лучших кружковцев, чаепитие, конкурсная программа.



К концу 3 года обучения учащиеся кружка «Живая планета» должны знать:

-правила ухода за комнатными растениями и животными зооуголка;

-способы изображения Земли и её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

-положение России и своего края на карте;

-название материков и океанов, рек, озёр, низменностей, гор и т.д.;

-основы географии, астрономии, ботаники, экологии;

-древние и современные сказания о Земле, её спутнике – Луне, о планетах солнечной системы;

-знать что такое ориентирование, устройство и назначение компаса;

-знать основные компоненты природы: воздух, вода, почва, полезные ископаемые;

-разнообразие растений, лесные этажи, органы растений, плоды, семена и их распространение;

- шляпочные и плесневые грибы, бактерии, водоросли, мхи, плауны и лишайники;

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

-определять на глобусе и карте стороны горизонта;

-находить и показывать изученные географические объекты,

-объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-проводить самостоятельные наблюдения в природе;

-уметь пользоваться увеличительными приборами: лупой и микроскопом;

-уметь ориентироваться по компасу и по местным признакам;

-формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

-в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней,

-участвовать в практической работе по охране окружающей среды.



Литература для педагогов:

следующая страница >>
Смотрите также:
Логинова Марина Николаевна педагог дополнительного образования второй квалификационной категории. Нижегородская область г. Саров 2000 год
758.61kb.
3 стр.
Дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества ленинского района
45.15kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке Класс: 3 Педагог: I квалификационной категории Марина Анатольевна Балабанова
520.98kb.
4 стр.
Саров, Нижегородская область
92.65kb.
1 стр.
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель детского образцового коллектива «Детская хоровая капелла Великого Новгорода»
90.1kb.
1 стр.
О проведении городской природоохранной акции, посвящённой международному дню земли
78.91kb.
1 стр.
Конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» мини-диорама «исчезнувший мир мезозоя»
119.59kb.
1 стр.
Публичный доклад директора школы за 2010-2011 учебный год. Руководитель высшей квалификационной категории
574.56kb.
4 стр.
Технология сотрудничества – путь к успеху Максимова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования, руководитель театра моды «Трафальгар»
76.03kb.
1 стр.
Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя музыки второй квалификационной категории Коротаевой Елены Евгеньевны
98.66kb.
1 стр.
Мкоу дод «цвр «Факел» Создание алфавитного указателя к метрическим книгам Нижне-Баранчинского завода
164.3kb.
1 стр.
Моу «Сергиево-Посадская гимназия имени И. Б. Ольбинского» педагог-психолог высшей квалификационной категории
79.53kb.
1 стр.