Главная
страница 1
Урок географии в 5-м классе по теме "Вращение Земли"

Цели:


  • Cформировать представления о причинах, вызывающих смену сезонов года.

  • Объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности.

Ход урока

  1. Организационный момент (вводное слово учителя).

II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.

Задание №1: “Парад планет”. На доске изображения планет. (слайд 2)
Необходимо расположить все планеты по порядку. Учащиеся вспоминают одну особую черту планеты.

Обобщение. Оценка результатов.

III. Изучение нового материала.

-(слайд 3) Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси).За сколько полный оборот? (за 24 часа).

- Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)

- Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)


- За какое время Земля проходит один круг по орбите? (365 дней, 6 часов)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным. (Просмотр видео фрагмента об этом) (слайд 4)

-Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца(слайд 5)

1) Вращение Земли вокруг Солнца.

Земная ось нашей планеты расположена к Солнцу под углом 66,50. Благодаря этому солнечное тепло и свет распределяются неравномерно на поверхности Земли. В любой точке Земли угол падения солнечных лучей и длительность освещения в течение года постоянно меняются. В результате меняется количество поступающего тепла и происходит смена времён года.

- Ось изменяет своё положение? (Нет)
2)- На рисунке отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

Итак:

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)

21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь).

22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь)

23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь)

- Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная область Земли освещена? (Да)


- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)

У Владимира Смирнова есть стихотворение, которое описывает эти уникальные явления:



Какие удобства сюда сведены,
Какие запросы людей учтены!
Им дня не хватает -
Пожалуйста, - на!
2 тыщи часов непрерывного дня!
Им ночь коротка,
Сокрушаешься ты?
Извольте - 2 тыщи часов темноты!

- Вот так выглядит полярная ночь. (слайд 6)


- А так – полярный день. (слайд 7)

Это интересно знать:



  • Начало и продолжительность полярного дня и полярной ночи в разных населенных пунктах различны, они зависят от географической широты места.

  • Например, самый короткий день во время полярной ночи в Мурманске длится всего 19 минут!

Обобщение:

- Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)


- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
Заключение.

- Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении.


- Время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. Составляет 220 млн. лет
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении.

Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)



Д/з: стр. 28. §11


Смотрите также:
Урок географии в 5-м классе по теме "Вращение Земли"
30.5kb.
1 стр.
Урок №7 по географии в 6 классе. Тема урока: «Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий»
99.6kb.
1 стр.
Урок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: "Озера " приложение 1
31.06kb.
1 стр.
Урок географии в 6 классе по теме
53.24kb.
1 стр.
Урок географии в 7 классе по теме по теме «Страны Африки: юар, Египет, Конго». Цель
42.79kb.
1 стр.
Урок по литературе, истории, географии по теме«А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
42.02kb.
1 стр.
Урок по географии в 8 классе по теме: «Климат России»
67.2kb.
1 стр.
Урок в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия»
140.95kb.
1 стр.
Урок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России»
51.45kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе.
88.73kb.
1 стр.
Открытый урок по физической географии 7 класс Тема урока: «Антарктида «ледяной континент» Земли» Урок разработан учителем географии Марьяниной Е. И
53.74kb.
1 стр.