Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Змеиногорский район

Алтайский край


Исследовательская работа

«Жили ли русалки

в нашей реке?»

Работу выполнили

ученицы 4 класса:

Гавриленко Ангелина,

Щуплецова Евгения,

Руководитель

учитель начальных классов

Ключникова Надежда Александровна


2013 г.
Содержание:


1.Введение.

Цель и задачи.

Объект и предмет исследования.

Гипотеза.

Методы исследования.

Актуальность темы.

План действий.
2. Теоретическая часть: Кто такие русалки.


  • Происхождение русалок на Земле.

  • Образ русалки у восточных славян.

  • Изменения представлений о русалках.

  • Последние публикации о русалках.

3. Практическая часть.



  • Консультация у преподавателей географии, биологии, истории.

  • Опрос жителей села.

  • Анкетирование учащихся начальной школы 2-4 класс.

  • Выступления перед одноклассниками на уроке ОРКСЭ по теме «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» с сообщениями «Русалья неделя», «Весенне-летний обряд Проводы (похороны) русалок».

  • Составление кроссвордов. Разгадывание кроссвордов 2-4 классами.

4. Выводы.

5. Заключение.

6. Литература.

7. Приложение.


  1. Введение.

Мы часто слышим разные мистические, невероятные рассказы по телевиденью. Как-то раз мы смотрели передачу, в которой рассказывалось о воде и о невероятных существах, которые её населяют. Одним из таких существ, по нашему мнению, является русалка. Нам стало очень интересно, кто же такие русалки? Как они появились на Земле и куда исчезли? На уроке ОРКСЭ мы ознакомились с различными верами и языческой культурой Древней Руси. И опять упоминались русалки, как водные нимфы. Мы решили узнать существовали ли они в действительности или это только вымысел, красивая сказка?».
Тема: «Жили ли русалки в нашей реке?»

Цель исследовательской работы: изучить историю происхождения русалок на Земле и выяснить существовали ли русалки в нашей реке.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

- выяснить кто такие русалки, их внешний облик;

- изучить их места обитания и образ жизни;

- проследить, как изменилось со временем представление о них;

- определить существовали ли они в нашей реке;

- узнать, что думают о существовании русалок наши сверстники;

- выступить перед одноклассниками с результатами своих исследований.
Учебные задачи:


1. Обучающие: Изучить историю возникновения русалок на Земле. Выделять необходимую информацию в информационном потоке.

2. Развивающие: Изучить специальную литературу, использовать для поиска информации интернет. Развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы. 3. Воспитывающие: Воспитывать любознательность, стремление больше узнать о традициях, преданиях и верованиях наших предков. Воспитывать бережное отношение к народным традициям, культуре нашего народа.
Объект исследования – предания, мифы, славянский фольклор, интернет, газетные публикации, телепередачи.

Предмет исследования – русалки.
Дата и место проведения нашего исследования.

Исследование проводится на территории села Таловка и протекающей по ней реке Таловка.
Гипотезы исследования:


  1. Мы предполагаем, что русалки реальные существа, которые когда-то населяли Землю, и возможно проживали в нашей местности.

  2. Время изменило представление людей об окружающем мире и в частности о русалках.

Методы исследования:

- информационный поиск;

- консультация;

- исследование;

- опрос, интервьюирование;

- анкетирование;

- эксперимент;

- сравнительный анализ.


Актуальность исследования.

В мире существует множество необъяснимых явлений, непонятных, неизученных ещё феноменов. Одним из таких, по нашему мнению, существ является русалка. Люди часто имеют о чём-либо поверхностные представления, основанные на информации полученной из телевизора, не задумываясь о том насколько она верна или есть ли у неё другие версии. В последнее время именно телевидение и средства массовой информации формирует наше представление об окружающем мире. В 2008 году в газетах писали о нашей Алтайской русалке, что же это очередная «утка» или настоящая находка.

Вместе с тем в нашей жизни имеют место представления, пришедшие к нам из древности, из истории, верований и обычаев нашего народа. Как они изменяются и влияют на наши представления сегодня? Мы решили начать наши исследования именно из древности.
План работы.


  1. Изучить любую доступную информацию по данному вопросу. Изучить фольклор, мифы и легенды, интернет, газетные публикации, телепередачи возможно именно там мы найдём ответы на наши вопросы.

  1. Выяснить, что известно о русалках в России, в наших местах.

  2. Узнать у ребят, что они знают о русалках и как относятся к данному вопросу.

  3. Опросить взрослых, старожилов села, учителей истории, географии, биологии.

  4. Выступить перед одноклассниками на уроке ОРКСЭ с рассказом об обряде «Проводы русалки».

  5. Составить кроссворд для учащихся начальной школы по сказке «Русалочка».

  6. Провести эксперимент, с целью выяснения, что повлияло на представление наших сверстников о русалках.

  7. С результатами исследовательской работы выступить на школьной конференции.




  1. Основная часть.

Кто такие русалки

Происхождение русалок на Земле.

«Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…»

Датский колониальный священник

Франсуа Валентин


Свои исследования мы начали со словарей. В них мы нашли следующие значения слова русалка.

Русалка – в народных поверьях и сказах: существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)

Русалка – русавка, сказочная жилица вод, водяная, шутовка, любаста, водяница, берегиня; на юге русалки, мавки, майки, весёлые, шаловливые создания, на севере и востоке злые, из числа нежити; в Малороссии это не крещённые дети; они наги; с распущенными волосами, прельщают, заманивают, щекотят до смерти, топят. Ходят, как русалка (о девке, нечесаная).

(Даль Толковый словарь)

Изучая данный вопрос, мы обнаружили несколько версий происхождения русалок на Земле.

Версия первая.

Русалки произошли от вавилонских божеств, связанных с Солнцем и Луной. У бога Солнца Оаннесса было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия – из рыбьей чешуи. Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек. Богиня Луны Атаргатис, полуженщина-полурыба, бала, по мнению вавилонян, предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что Солнце и Луна, заканчивая своё ежедневное путешествие по небесному своду, погружаются в море. Поэтому боги их символизирующие, должны были иметь подходящие тела для жизни, как под водой, так и на суше.




Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены, персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.

Русалки упоминаются в фольклоре всех стран мира, а если в стране нет моря, то её домом становится река, озеро или даже болото.

Русский исследователь XIX века профессор В.Ф. Снегерёв считает, что все поверья о русалках имеют одно, весьма близкое происхождение. Разница в деталях определяется исключительно разницей в климатических условиях, почве и народных традициях.

В большинстве легенд русалки представляются созданиями, имеющими человеческий облик до пояса и рыбий хвост вместо ног, с красивыми длинными русыми или зелёными волосами. Они прекрасно пели и умели играть на музыкальных инструментах.
Версия вторая.

Поводом к созданию легенд о русалках, послужили встречи людей с морскими животными, чей внешний вид отдаленно напоминает человеческий. Возможно, что иногда тюлени, моржи или морские коровы воспринимались как таинственные, наполовину человеческие существа. Исследователи утверждают, что морская корова, поедающая водоросли, может быть похожа на серого получеловека-полурыбу с зелёными волосами.

Данная версия всё же неспособна объяснить все случаи наблюдения русалок, когда криптиды наблюдались с близкого расстояния, но всё же вполне применима к фольклору и суевериям, связанным с русалками.

       В Малой Азии целый народ вел свою родословную от русалок и тюленей. В древней легенде морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать навязчивого внимания сына Зевса. Однако он был настойчив, и вскоре нимфа родила сына. Его назвали Фокус — «Тюлень». Потомки Фокуса — фокойцы — гордились своим происхождением от морской нимфы.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.

Версия третья.

Русалка – это неизвестный науке существа, некогда населяющие нашу Землю. В 1991 г. В журнале «Наука и жизнь» (№4) были опубликованы материалы Карла Банзе под названием «Основы биологии русалок», где на основе сообщений различных эпох делается попытка описания русалок и представление их неизвестными зоологической науке водными млекопитающими, обитающими в прибрежных водах тёплых морей. По мнению Банзе существовало три вида русалок:



  • Русалка обыкновенная – «обитала в Средиземном море и у атлантических берегов Испании и Португалии».

  • Русалка индийская – обитала «у атлантического побережья Америки».

  • Русалка эритрейская – обитала в Красном и Аравийском морях, а также в Индонезийском архипелаге»

Карл Банзе в своей работе пишет, что «Несмотря на крупный мозг и способность трудиться, культура русалок не была высокоразвитой. Использованию огня, а значит, получению металлов и керамики, мешала водная среда обитания. Отсутствие в морях растений с волокнами, пригодными для прядения, помешало русалкам изобрести ткачество и одежду».

В 1960 г. Член Королевского общества профессор Элистер Гарди предположил, что человек произошёл не от других приматов, а от обезьяноподобных существ, живущих под водой. Элайн Морган развила эту идею в книге «The Aguatic Ape» (1982).

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум, якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом, как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой, чёрной и жёлтой рас.
Образ русалки у восточных славян.

У ворот береза

Зелена стояла,

Веткою махала;

На той на березе

Русалка сидела,

Рубахи просила:

«Девки, молодухи,

Дайте мне рубаху:

Хоть худым-худеньку,

Да белым-беленьку!»

— Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.
Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению.

В языческие времена русалки считались не только речными богинями, требовавшими себе многочисленных жертв, но и владелицами сокровищ и чаровницами. Чтобы задобрить русалочьи души крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам-душам скромные жертвы, развешивали на деревьях одежду. Совершались такие обряды в современный нам Духов, или Троицын день.

Но с приходом христианства образ богообразной красавицы померк. Русалка (1), как и многочисленные ее «родственники», населяющие луга, поля, леса, обитающие в крестьянских домах и овинах, попала в разряд нечистой силы.

В книге Е. Левкиевской «Мифы русского народа» говорится, что у славян считалось, что «Русалками становятся женщины, умершие неестественной или преждевременной смертью, чаще всего – утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворождённые или умершие некрещёными дети. Русалкой может стать и мужчина, если он умер во время Русальной недели». [5]

Как же выглядят русалки? «В поверьях и быличках русалки выглядят, как обычные люди никаких хвостов у них нет. Полуженщины-полурыбы, о которых слагают легенды в Западной Европе, у восточных славян назывались фараонками. (2) У русалок неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, холодные руки, бледное лицо, почти прозрачное тело, белые одежды (белый цвет в Древней Руси был цветом траура), распущенные волосы (с распущенными волосами хоронили незамужних девушек). Весь облик их свидетельствует о том, что они принадлежат к иному миру.» [5]

По представлению славян русалки - существа, одинаково хорошо чувствующие себя как в воде, так и на земле. Хотя в зимнюю стужу и в осеннее ненастье они предпочитают находиться в своих водяных чертогах, а вот летом и особенно весной накануне Троицы они выходят на берег. Странствуют русалки по берегам рек, качаются на ветвях деревьев, прогуливаются по близлежащим лесам, рощам и полям, катаясь по ржи и гречихе и завивая березовые ветки пряжей, украденной у хозяев, которые легли спать без креста и молитвы.

В русалочью неделю (8-ю по Пасхе), а также в ночь под Ивана Купала делаются русалки активными и особо опасными для человека. В это время ни один уважающий себя христианин не только не решится купаться, а даже хлопать в ладоши на берегу реки.

В четверг, на зеленой, или Троицыной, неделе, девушки не работают, а ходят завивать березки, плетут для русалок венки, чтобы они помогли добыть им суженых-ряженых. Говорят, что в этих венках бегают русалки ночью по полям и непрерывно кривляются, да так, что видевший хоть одну из них и сам будет потом всю жизнь кривляться да дурачиться.


Изменения представлений о русалках.

      С появлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие заполучить бессмертную душу. А обрести ее русалки могли лишь пообещав поселиться на суше, оставить море и все мечты вернуться туда когда-нибудь.

Самое древнее предание говорит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Изгнанные из рая, упали в воду и начали творить всякого рода козни против рода человеческого.

В разных странах сложились разные легенды про русалок. В некоторых они обладают способностями предсказывать будущее и наделять людей сверхъестественными силами и возможностями. Есть сказка о том, как русалка, влюбившись в обыкновенного юношу, покинула море, чтобы жить с ним вместе, но затем из-за нарушенного им обещания, вернулась в свой настоящий дом. В другой легенде, наоборот, русалка так очаровывает человека, что он уходит жить к ней на морское дно.

Образ русалки встречается у таких классиков как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Горький. Наибольшую популярность достигла русалочка из сказки Андерсена, а позднее созданный на её основе мультипликационный фильм «Русалочка» Уолта Диснея.

В фильмах же (особенно Американских) появился другой образ русалки, как страшной хищницы, нечистой силы.

Особенно популярны днепровские русалки. У них имеется даже собственная Роща Русалок над Днепром. Им посвящена прекрасная опера А.С. Даргомыжского "Русалка", созданная на сюжет одноименной поэмы А.С. Пушкина. Этим героиням посвящена и одна из лучших картин передвижника-демократа И.Н. Крамского.
Последние публикации о русалках.

Казалось бы, все предания и легенды, связанные с русалками, – не более чем дань российской старине, но вот альманах "Феномен" в третьем выпуске 17 января 2011 г. опубликовал любопытное свидетельство Д.Виноградова "Русалки – кто они?". В материале описываются весьма многочисленные случаи современных встреч с прекрасными представительницами подводного царства.

Автор приводит много примеров встречи с русалками. Опираясь на анализ многочисленных источников, он указывает и на предположительное место обитания русалок и подобных им существ – это глубинные карстовые пещеры, подземные полости. Вход в них зачастую бывает через водные преграды – болота, реки, озера, а иногда через пещеры или щели. "Искомый примат – это млекопитающее полуводное животное, имеющее черно-желто-бурый мех". Автор делает вывод, что зоологический прототип мифического персонажа существует в реальности.
14 августа 2008

Источник: 

Маркер-Экспресс

– Думаю, что русалки существуют, но не в таком виде, как их описывают в сказках. Это животные скорее чем-то похожие на дельфинов или тюленей, – говорит Михаил Макаров, член Алтайской краевой ассоциации уфологов. – Изучением русалок занимается крептозоология – наука о животных, существование которых считается маловероятным. К нам поступают сообщения о том, что в разных уголках мира люди видели русалок. Но пока ни один из этих случаев не подтверждён фактически. О чемальской русалке я лично ничего не слышал. Эти существа могут водиться лишь в диких водоёмах, в местах, где не ступает нога человека. Я бы ещё поверил, если бы русалку обнаружили в заповедных зонах Горного Алтая, но по поводу её появления на оживлённом берегу Чемала – очень сомневаюсь.

Алтайский путешественник и альпинист Сергей Семёнов, который знает Горный Алтай как свои пять пальцев, мы решили узнать, верит ли он в чемальскую русалку.

– Я слышал о русалке, пока был в походе в Горном. Люди рассказывали, что рыбаки поймали русалку, испугались её и застрелили. Сомневаюсь в существовании этих существ. Например, в районе Акташа есть озёра, на поверхности которых иногда появляются большие пузыри. Туристам рассказывают, что это «балуются» то ли необычные существа, то ли русалки. На самом деле озеро очень старое, а пузыри – это газ, который выходит наружу в результате гниения водорослей. Я слышал о русалке из Индийского океана. Наверное, наша русалка – специальный ход, чтобы привлечь туристов на Алтай.

В прошлом году на берег Индийского океана вынесло тело русалки длиной 162 см. Как выяснилось позже, в сети рыбаков Индийского океана это существо уже попадало не раз. Рыбаки рассказывали, что рыбы, очень похожие на человека, иногда выбирались на берег, для того чтобы отложить в песок свою икру или яйца. Тело русалки было доставлено в столицу Сейшел Викторию для подробного изучения феномена.
Вывод: Современная наука пока не в состоянии ответить на все вопросы, связанные с такими животными, а потому необходим поиск новых данных. Быть может, наблюдая этот неизвестный мир, существующий рядом с нами, кому-то и доведется узнать, являет ли он собою остатки былых земных цивилизаций.



  1. Практическая часть.

Наши результаты исследования.

В ходе нашей работы мы использовали толковые словари, мифы и фольклор, художественную литературу, а также Интернет. Из выше перечисленных источников мы поняли, что возможное существование русалок не доказано, так как и не доказано их отсутствие. Ведь любое упоминание русалок имеет изначально не объясненное происхождение. И данная тема интересует не только нас, но и ученых крептозоологов, учёных изучающих фольклор. Далее наша работа шла по двум направлениям.


Направления изучения

Русалка – это неизвестный науке

существа, некогда населяющие нашу Землю (возможно нашу реку).



- консультация у учителей географии, биологии, истории;

- изучение нахождения водоёмов на территории села в прошлом;

- опрос старожилов;

- исследование реки на возможность проживания в ней русалок в настоящее время.

Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, сказочный персонаж.



- анкетирование учащихся;

- опрос старожилов села;

- эксперимент.


Мы решили обратиться за помощью к учителям. Первое, что необходимо было выяснить, какие водоёмы существовали на территории нашего села в прошлом.

За консультацией мы обратились к учителю географии Асташкиной Татьяне Евгеньевне.

Мы выяснили, что река Таловка берёт своё начало из родников и постепенно набирает силу. Раньше она была более полноводной, около 2-3 метров глубиной, в наше время она становится глубокой только вовремя разлива весной, да и то далеко не достигает своих берегов. Впадает она в Алей. О существовании каких либо неизвестных существах в нашей реке Татьяна Евгеньевна не слышала.

О возможности существования необычных существ (русалок) в далёком прошлом мы решили узнать у Карповой Галины Николаевны, учителя биологии.

«Я не могу отрицать, что когда-то возможно могли существовать неизвестные существа, которые по каким либо причинам исчезли с лица Земли. Живой организм может существовать, если для него есть необходимые условия: место проживания, питание и условия для размножения. Не так давно на территории Якутии в озере были найдены останки неизвестного существа. Мы знаем далеко не всё о прошлом земли, а тем более об обитателях морских глубин - сказала Галина Николаевна. – Что касается конкретно нашей реки, то я никогда не слышала ни каких историй или даже легенд. В настоящее время в нашей реке нет для этого условий. Она слишком мала.»

Мы решили уточнить, а были ли другие водоёмы на территории нашего села. За помощью мы обратились к историку нашей школы к Гуторовой Людмиле Петровне.

Из беседы с ней мы узнали, что наша река имеет своё название с давних времён, называется она Таловка. Река была довольно полноводной и имела в некоторых местах расширения, которые иногда называли озёрцами. На территории села и вблизи его окрестностей было пять таких расширений. Озёрца были глубокими и очень чистыми. В реке водилась различная живность. Что касается русалок, то Людмила Петровна не слышала о их существовании в нашей реке или озёрах. «Я считаю, что это миф, сказка, но даже каких либо историй о русалках я не слышала - сказала Людмила Петровна.»

Воротнёва Наталья Васильевна коренная Таловчанка рассказала нам, что озерца имели свои названия часто по фамилиям рядом живущих людей или местностей. Они назывались: Суханка, Кульбяшка, Стычные, Быковское, Плахово.

Мы решили спросить у пожилых людей, знают ли они что ни будь об озёрах и русалках. Мы побеседовали с Колупаевой Раисой Васильевной, Ширяевой Марией Васильевной, Тарубаровой Анной Николаевной, Райских Анной Александровной. От них мы узнали, что действительно были расширения реки, озерца. Они действительно имели свои названия. К сожалению, о существовании русалок старожилы ничего не слышали.

Мы решили обследовать реку. Придя на реку, мы увидели высокие берега. Возможно, раньше река была глубокой. Но в настоящие время воды в реке почти нет. Поэтому проживание в ней каких-либо существ не возможно.

Чтобы определить отношение наших сверстников к русалкам мы провели анкету. В анкете мы опросили учащихся 2-4 классов и получили следующие результаты:



  1. На вопрос «Кто такие в вашем представлении русалки?»

Большинство ответили, что это девушка с хвостом.


  1. Анкета показала, что большинство учащихся не верят в существование русалок.

На уроке ОРКСЭ мы рассказали одноклассникам о русальной недели и об обрядах, которые были у славян связанные с русалками. Наш рассказ очень заинтересовал одноклассников. Большинство ребят сказали, что о русалках знают из мультфильма «Русалочка» Уолта Диснея. Тогда мы решили составить два кроссворда. Один был составлен по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка, а второй по мультфильму «Русалочка» Уолта Диснея. Мы предложили учащимся 2-4 классов разгадать эти кроссворды. Таким способом мы хотели проверить, что влияет на представление наших сверстников. Наши предположения подтвердились, кроссворд по мультфильму ребята легко и быстро отгадали. Второй же кроссворд вызвал ни мало затруднений, многие не только не читали эту сказку, но и просто не слышали о ней.


Выводы.

Прочитав книги, информацию в интернете мы многое узнали о русалках. Мы не нашли подтверждения нашей гипотезы о реальном существовании русалок. Так как мы не нашли нигде подтверждение о невозможности существования в прошлом русалок, мы склонны предположить, что это возможно будет сделано в будущем. Но мы с уверенностью можем утверждать, что в нашей местности русалки не существовали ни как реальные существа, ни как духи, несмотря на то, что при наличии реки и небольших озерец были утопленники. Мы многое узнали о представлении наших предков о русалках. Узнали об обрядах посвящённых этим существам. А также, что в нашей местности подобные ритуалы не проводились.

Мы убедились, что со временем меняется взгляд людей на вещи и события. На представление наших сверстников на русалок оказал мультфильм «Русалочка» Уолта Диснея.

Выводы:


  1. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что в нашем селе Таловка русалки как реальные существа не существовали. Мы также не нашли в нашей местности легенд или мифов о русалках.

  2. В разные времена существовали разные представления о русалках. Представление о русалках у наших сверстников создал мультфильм «Русалочка» Уолта Диснея.


Заключение.

Самым трудным в нашем исследование было найти доказательства существования русалок. Мы не смогли найти доказательства существования русалок в нашей местности. Мы считаем, что русалки возможно существовали в Европейской части России.

Благодарим за помощь учителей Таловской школы, наших односельчан и учащихся 2-4 классов.

Литература


  1. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. М., 1972.

  2. Толковый словарь. Даль. М., 2007.

  3. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304

  4. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916.

  5. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.

  6. Максимов С.В. Нечистая. неведомая и крестная сила. М., 1993.

  7. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

  8. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1986.

  9. Пыпин А.Н. Ложные и отреченные книги русской старины // Памятники старинной русской литературы, изданные Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 67.

  10. Наука и жизни №7/2004. «О язычестве восточных славян».

  11. Наука и жизнь №4/1991. «Основы биологии русалок».

  12. Попурри для детей №10 (50)/ 2005. «Рыбохвостые богини».


Художественная литература.


  1. Андерсен. Х.К. Сказки. Истории. М.,1988.

  2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Воронеж, 1982.

  3. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения. М., 1984.

  4. Пушкин А.С. Избранные произведения. М., 1968.

Приложение
Анкета


  1. Слышали ли вы когда-нибудь о русалках? (да, нет)

  2. Вам нравятся русалки? (да, нет)

  3. Кто такие в вашем представлении русалки:

а) девушка с хвостом рыбы;

б) дух утопленницы;

в) ваш вариант.


  1. Верите ли вы, что русалки существовали в действительности.

  2. Верите ли вы, что русалки существуют в наше время.

  3. Если бы вы встретили русалку, что бы вы сделали?

а) всем рассказали;

б) убежали;



в) захотели поговорить.

  1. Существуют ли русалки в нашей местности? (да, нет)


Словарь


  1. Слово "русалка" имеет двоякое происхождение. Первый вариант связан со словом "русло", второй происходит от слова "русый" и обозначает цвет волос. Согласно легендам, русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы роскошными волнами спадают у них с головы, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. На Западе, русалки чаще являются изящно одетыми в рыбацкие сети.

  2. Фараонки - в русском фольклоре название полурыб - полудев. Название ФАРАОНКИ связано со вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вокруг библейских мифов. ФАРАОНКИ, в русской деревянной резьбе иногда сопровождаемые персонажами мужского пола "фараонами", воспринимались как представители египетского воинства, преследовавшего уходивших из Египта евреев и чудесно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с 16 в., египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони - в полуконей-полурыб.

Кроссворд

По произведению «Русалочка» Disney








3







1


































4































1




3











































2

























4































5


































6







5










7








































8













По вертикали

  1. Чей облик приняла ведьма, чтобы разлучить Эрика и Ариэль?

  2. Хранилище сокровищ Ариэль.

  3. Имя рыбки-друга русалочки.

  4. Отец русалочки.

  5. Кого спасла русалочка после крушения корабля?


По горизонтали

  1. Имя морской ведьмы.

  2. Куда стремилась попасть русалочка.

  3. Каким царством управлял отец русалочки.

  4. Слуги ведьмы.

  5. Что сделала русалочка, когда вытащила на берег принца.

  6. Как звали русалочку?

  7. Что хотела получить русалочка от ведьмы?

  8. Заместитель Тритона.





Ответы По вертикали

1. Ванесса 2. Пещера

3. Флаундер 4. Тритон 5. Эрик

По горизонтали

1. Урсула 2. Поверхность



3. Подводным 4. Мурены 5. Спела

  1. Ариэль 7. Ноги 8. Краб

Кроссворд

По произведению Г.Х. Андерсена «Русалочка»











1













1


































2













2


































3













4














































3


































5







5

























6













6
































































7


























По вертикали

  1. Что находится в морской раковине?

  2. Сколько было дочерей у отца русалочки?

  3. Кого встретила русалочка поднявшись на поверхность первый раз?

  4. Сколько устриц носила бабушка русалочки на хвосте?

  5. Когда День рождение у русалочки?

  6. Кто был изображен на статуи в саду русалочки?

По горизонтали

  1. Во что превращаются русалочки после смерти?

  2. Подарок бабушки, украсивший голову русалочки?

  3. Цветы, украсившие венок русалочки.

  4. Сколько лет исполнилось русалочки, когда она поднялась на поверхность?

  5. Что носили на хвосте русалочки-принцессы.

  6. Какой дворец был у морского царя?

  7. Сколько лет живут русалки?


Ответы

По вертикали

  1. Жемчужина 2. Шесть 3. Принца 4. Дюжину 5. Зимой 6. Мальчик

По горизонтали

  1. Пену 2. Венок 3. Лилии 4. Пятнадцать 5. Устриц 6. Коралловый

  1. триста


Смотрите также:
Исследовательская работа «Жили ли русалки в нашей реке?»
275.83kb.
1 стр.
1. участок на реке Виргуза
83.77kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа в семестре. Педагогическая практика. Педагогическая психология
18.88kb.
1 стр.
Исследовательская работа "Сторона моя родная" Работу
96.59kb.
1 стр.
Исследовательская работа «История развития астрономии»
111.35kb.
1 стр.
Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект
90.75kb.
1 стр.
Осинцева Татьяна Сергеевна Консультант: директор Першинского краеведческого музея Созонова Любовь Михайловна 2012 Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Научно- исследовательская работа
204.01kb.
1 стр.
«окружающий мир» Исследовательская работа в рамках недели чтения, посвященной книге Д. Дефо «Робинзон Крузо». Тема исследовательской работы: «проращивание семян пшеницы в разных условиях необитаемого острова». Тезисы
41.15kb.
1 стр.
Исследовательская работа студентов и преподавателей в училище (по состоянию на 15. 01. 2013 г.) № Название конференции, где, когда Направление
74.13kb.
1 стр.
Пути повышения безопасности водохранилищ Южного урала Р. Ф. Абдрахманов, А. Р. Хафизов, Д. Н. Кутлияров
110.54kb.
1 стр.
Номинация Научно-исследовательская работа
196.6kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа в музеях Центральной России Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
65.02kb.
1 стр.