Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Янтиковская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

Контрольные работы по русской литературе

в 5 - 8 классах

(к учебнику «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой)


Автор: учитель русского языка и литературы

I категории

МБОУ «Янтиковская СОШ»

Янтиковского района Чувашской Республики

Терентьева Людмила Михайловна


5 класс

Литература как искусство слова


  1. Какие виды искусства связаны со словом?

а) музыка

б) танец


в) кино

г) литература

д) театр
2. Какие виды деятельности человека могут быть названы искусством?

а) медицина

б) археология

в) балет


г) живопись

д) архитектура


3. Соотнесите вид искусства и форму творчества.

а) живопись 1) стихотворение

б) театр 2) сонет

в) хореография 3) соната

г) поэзия 4) картина

д) музыка 5) танец


4. Укажите 5 понятий, которые связаны с литературой.

Фильм, баллада, рифма, опера, туризм, былина, лингвистика, иероглиф, фольклор, книга.


5. Исключите лишние фамилии, объясните свой выбор.

А.Пушкин, Н.Гоголь, Л.Толстой, А.Чехов, К.Чуковский, П.Чайковский, А.Фет, В.Васнецов, И.Айвазовский.


6. Соотнесите понятие и определение.

а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выра-

жающая чувства в стихотворной, ритмической

форме


б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает пред-

мет мысли, служит средством общения между

людьми

в) поэзия 3) устное народное творчество, народная мудрость



г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написан-

ное в стихотворной форме

д) фольклор 5) один из популярных жанров фольклора; вид

повествования с фантастическим вымыслом


7. Выберите отрывок, относящийся к художественной литературе.

а) Много веселых и задорных стихов написал для детей С.Я.Маршак. Его сказки, песни, загадки, пьесы воспевают доброту, отвагу; высмеивают лентяев, трусов, жадин.

б) Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы.

в) В соответствии с этим часть кредитов предоставляется за счет аккумулятивных источников, а часть – за счет кредитной эмиссии. Эти кредиты направляются на формирование оборотных средств или основных фондов.


8*. Дайте такое определение художественной литературы, чтобы оно наиболее полно отражало ваше представление о ней как об искусстве слова. Сравните ваше определение с соответствующей статьей в «Словаре литературных терминов».
Фольклор

1.Фольклор- это:

А) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

Б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

В) устное народное творчество; )набор произведений на различные темы?

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»:

А) греческого;

Б) латинского;

В) английского;

Г) французского?

3. Кто является автором фольклорных произведений:

А) поэт;

Б) летописец;

В) певец- сказатель;

Г) народ?

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:

баллада; загадка; песня; пословица; повесть; поэма; рассказ; сказка;

легенда; поговорка?

5. Что такое загадка:

А) детская игра;

Б) фольклорный жанр;

В) короткий рассказ с остроумным концом?

6. Какие литературные приемы лежат в основе загадки:

А) гипербола;

Б) эпитет;

В) сравнение;

Г) метафора;

7. Какие новые формы загадок приобрели популярность? Выберите их и



дополните список своими примерами:

Ребус; кроссворд; викторина; каламбур; чайнворд.

8.Что такое пословица:

А) образное сочетание слов;

Б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

В) законченное высказывание назидательного содержания?

9. Выберите пословицы, близки по смыслу.

А) любишь кататься, люби и саночки возить;

Б) слово не воробей, вылетит – не поймаешь;

В) хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть;

Г) с кем поведешься, от того и наберешься;

1) слово не стрела, а хуже стрелы разит;

2) без труда не выловишь и рыбку из пруда;

3) с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь;

4) с милым рай и в шалаше.

10. О каких исторических событиях и фактах говорится в пословицах и



Поговорках:

А) вот тебе бабушка, и Юрьев день;

Б) двадцать пять лет- солдатский век;

В) как Мамой прошел?

11. В чем различие пословиц и поговорок:

А) в меткости и образности высказывания;

Б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок- сравнение;

В) пословица – законченное суждение, поговорка- часть суждения?


«Мифы древней Греции»


  1. Знаменитый греческий герой, который поймал Керинейскую лань быка, коней-людоедов, добыл пояс царицы амазонок, золотые яблоки, очистил стойла на скотном дворе царя Авгия.

  2. Гигантская змея, жившая в непроходимых Лернейских болотах.

  3. Герой, обладатель шапки-невидимки. Он добыл голову Медузы Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду.

  4. Чудовище, которое жило на горе Эриманф. Его одолел Геракл, пустив ему в глаза солнечный зайчик.

  5. Великан, коров которого похитил Геракл.

  6. Титан. Похитил с Олимпа огонь и принёс его людям.

  7. Чудовище, обитавшее в лабиринте на острове Крит.

  8. Хищник, который опустошил Немейскую долину. Геракл загнал его в пещеру и задушил.

  9. Царь острова Итака, герой троянской войны. Возвращаясь с войны на родину, пережил множество необыкновенных приключений.

  10. Циклоп, которого перехитрил Одиссей.

  11. Бог морей.

  12. Чудовище. Убивало путников, которые не могли разгадать такую загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?»

  13. Свирепый пёс. Охранял выход из Аида. Геракл пленил его и привёл к царю Эврисфею.

  14. Юноша, который не мог наглядеться на самого себя. Боги превратили его в цветок.

  15. Легендарный строитель и художник. Построил на острове Крит лабиринт для Минотавра

  16. Мифическое существо. Наставник Геракла, Ясона, Ахилла.

  17. Царица амазонок.

  18. Герой, одолевший Минотавра.

  19. Участники похода на Колхиду за шкурой волшебного барана.

  20. Титан, державший на своих плечах небесный свод.

  21. Юноша, улетевший из плена с помощью крыльев из перьев, скреплённых из воска. Он поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море.

  22. Волшебница. Помогла Ясону завладеть золотым руном.

  23. Мифический фракийский певец, спустившийся в Аид, чтобы вернуть, жену Эвридику.

Ответы на вопросы:

  1. Геракл.

  2. Лернейская гидра.

  3. Персей.

  4. Эриманфский вепрь.

  5. Герион.

  6. Прометей.

  7. Минотавр.

  8. Немейский лев.

  9. Одиссей.

  10. Полифем.

  11. Посейдон.

  12. Сфинкс.

  13. Цербер.

  14. Нарцисс.

  15. Дедал.

  16. Кентавр Хирон.

  17. Ипполита.

  18. Тесей.

  19. Аргонавты.

  20. Атлант.

  21. Икар.

  22. Медея.

  23. Орфей.



Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

  1. Где и когда происходят события поэмы?

  2. Кто и почему «сидел, невесел» на свадебном пиру?

  3. В чём был «не побеждён» Фарлаф?

  4. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь?

  5. Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь?

  6. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?

  7. Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану?

  8. Почему он стал волшебником?

  9. Что случилось, когда Финн добился своего и Наина его полюбила?

  10. Как вы думаете, почему Наина стала помогать именно Фарлафу?

  11. С чем и почему автор сравнивает похищение Людмилы?

  12. Что случилось с Рогдаем?

  13. Как выглядел сад Черномора?

  14. Как выглядел хозяин этого сада?

  15. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя?

  16. Кем оборачивалась Наина?

  17. Чем угрожал Черномор своим невольникам?

  18. Каким волшебством обладала шапка Черномора?

  19. Как надо было надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимой?

  20. Где пряталась Людмила по ночам?

  21. Как, по-вашему, автор относится к Людмиле? Какая она?

  22. Где и как Руслан добыл себе волшебный меч?

  23. Кем раньше была голова?

  24. Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана?

  25. С помощью, какой хитрости Людмилу поймал-таки Черномор?

  26. Как Руслану удалось победить колдуна?

  27. Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом?

  28. Куда угодила борода Черномора?

  29. Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев?

  30. Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф?

  31. Кто и как оживил Руслана?

  32. Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове?

  33. Что стало с Черномором?

  34. С кем шло сражение под Киевом?

  35. Кто и как вернул к жизни Людмилу?

36.Объясните значение устаревших слов в поэме А.С.Пушкина « Руслан и Людмила»:

Гридница (комната, где играют свадьбу; приемная для гостей; помещение для гридней-княжеских воинов)

Волынка (духовой музыкальный инструмент с надувным мехом)

Яхонты (рубины)

Венец перловый (венчальный головной убор, украшенный жемчугом)

Десница (правая рука)

Лукоморье (берег моря, изогнутый в форме лука)

Стогна (улицы, площади).

37.Какие сказочные мотивы и приёмы вы увидели в поэме «Руслан и Людмила»?

38.Сколько поединков провёл в поэме Руслан?


Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

  1. Кем собирались стать в будущем Калле и Андерс?

  2. Чем Калле не устраивал город, в котором он жил?

  3. Какие достопримечательности были в этом городе? Какое украшение города ребята считали главным?

  4. Что такое «Каллотан»?

  5. В первый раз, попав в подземелье замка, ребята оставили там свои подписи, а Калле увидел впервые отмычку. Что Калле нашёл там во второй раз, а что оттуда исчезло?

  6. Что унесли с собой ребята после третьего посещения подземелья?

  7. Кого они обнаружили в подземелье в четвёртый раз?

  8. При каких обстоятельствах знаменитый сыщик Блюмквист впервые оказался под дулом пистолета?

  9. Как Калле вывернулся из этой ситуации?

  10. Почему в этот маленький городок срочно прибыла столичная полиция?


Контрольная работа по русской литературе в 5 классе за 1 полугодие

(учебник под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
1. Определите, значение какого слова здесь дано:

А) Слово, оборот речи, употребляемые в переносном, а не в прямом значении.

Б) Художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

В) Жанр фольклора, эпическая песня-сказание о богатырях и народных героях.

Г) Список действующих лиц и исполнителей.

Д) Короткие истории фантастического характера.

Е) Короткая (обычно четырехстрочная) рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе.

Ж) Двусложный размер с ударением на первом слоге.



2.По датам жизни определите писателя.

  1. 1769 – 1844 А) А.С.Пушкин

  2. 1814 – 1841 Б) Н.В.Гоголь

  3. 1799 -1937 В) И.С.Тургенев

4) 1809 – 1852 Г) М.Ю.Лермонтов

5) 1818 – 1883 Д) И.А.Крылов

6) 1828 – 1910 Е) Л.Н.Толстой
3. Назовите, из каких произведений следующие герои:

1) Шахразада

2) Капрал

3) Фарлаф

4) Фома Григорьевич

5) Барыня

6) Денисов
4. Определите, с чьим именем связано данное литературное место:

1) Михайловское

2) Тарханы

3) Васильевка

4) Спасское-Лутовиново
5. Соотнесите название произведения и жанр:

1) «Золотые яблоки Гесперид» А) былина

2) «Весенний дождь» Б) народная драма

3) «Руслан и Людмила» В) повесть

4) «Пропавшая грамота» Г) басня

5) «Три поездки Ильи Муромца» Д) сказка

6) «Озорник Петрушка» Е) поэма

7) «Царевна-лягушка» Ж) стихотворение

8) «Свинья под Дубом» З) миф
6. Кто произносит следующие слова?

1) «Знайте, о господа, о благородные люди, что мой отец был купцом, и был он из людей и купцов знатных…»

2) «Пусть сохнет.., Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я…»

3) «Дети, други! Я помню прежние заслуги: О сжальтесь вы над стариком!..»

4) «Боже мой!.. да она премиленькая собачка! Велите ее привести».

5) «Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал…»



7. О каком писателе идет речь?

1) Свою первую басню написал в 11 лет. В молодости он любил театр: создавал и ставил пьесы, издавал журнал.

2) Все годы учения – это годы в Лицее. Там – верные и на всю жизнь сохранившиеся друзья. Там – начало творчества.

3) «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой…»

4) «А ведь у хлопца, пожалуй, великий талант…»

5) «Вот так случилось, что наша поездка в Сычево дала впоследствии ему материал для прекрасного рассказа».



Итоговый тест по русской литературе. 5 класс
1. Назовите термин.

  1. Жанр фольклора, короткий устный рассказ с остроумной концовкой. (Анекдот)

  2. Жанр фольклора, эпическая песня-сказание о богатырях и народных героях. (Былина)

  3. Построение художественного произведения. (Композиция)

  4. Троп, слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. (Эпитет)

2.По датам жизни определите писателя.



  1. 1799 -1937 (А.С.Пушкин)

  2. 1814 – 1841 (М.Ю.Лермонтов)

  3. 1870 – 1953 (И.А.Бунин)

  4. 1805 – 1875 (Х.К.Андерсен)

  5. 1892 – 1973 (Р.Р.Толкиен)

  6. 1903 – 1958 (Н.Заболоцкий)




    1. Назовите, из каких произведений следующие герои.

  1. Гендальф («Хоббит, или Туда и обратно»)

  2. Маленькая разбойница («Снежная королева»)

  3. Дядя Коляда («Васюткино озеро»)

  4. Снусмумрик («Последний в мире дракон»)

  5. Старая Пословица («Старые Пословицы» из кн. «Сказки по телефону»)

  6. Белый Кролик («Аня в стране чудес»)

  7. Тётя Полли («Прикл. Тома Сойера»)

  8. Артур Берг («Прикл. Калле Блюмквиста»)

  9. Пятница («Прикл. Робинзона Крузо»)




    1. Определите автора произведения.

  1. «26-е мая» (И.А.Бунин)

  2. «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

  3. «Волшебное кольцо» (А.П.Платонов)

  4. «Сказки по телефону» (Дж. Родари)

  5. «Мой полёт» (А.И.Куприн)

  6. «Огненное «А» (Е.Замятин)

  7. «Черёмуха» (С.А.Есенин)

  8. «Хорошее отношение к лошадям» (В.В.Маяковский)

  9. «Журавли» (Р.Г.Гамзатов)

  10. «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

  11. «Приключения Робинзона Крузо» (Д.Дефо)

  12. «Приключения Калле Блюмквиста» (А.Линдгрен)




    1. Кто произносит следующие слова?

  1. «Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!» (Герда)

  2. «Пошто ты живую тварь уродуешь?.. Продай её мне!» (Семён)

  3. «А вдруг я провалюсь сквозь землю? Как забавно будет выйти на той стороне и очутиться среди людей, ходящих вниз головой!» (Аня)

  4. «Он думал, что я сам знаю, как выбраться из-под горы, и побежал к задней двери. А потом вдруг взял и уселся при выходе из туннеля, так что я не мог пройти. Тогда я перепрыгнул через него и пустился наутёк ».(Бильбо)

  5. «А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарём и заблудился». (Васютка)

  6. «Я тотчас же решил пробраться на корабль, чтобы запастись провизией и разными другими вещами». (Робинзон Крузо)

  7. «Те графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть лучшими своими друзьями, всегда говорили, что я самый правдивый человек на земле». (Мюнхгаузен).

  8. «Ещё немножко, и я упаду в обморок. До сих пор ещё ни разу не падала». (Ева- Лотта)



6 класс
Зачёт по русской литературе в 6 классе за 1 полугодие

1. Определите, какое слово зашифровано:

а) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

б) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения;

в) краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ;

г) двусложный размер стиха, в котором ударение; падает на второй слог и другие


чётные слоги;

д) двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие


нечётные слоги;

е) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его


частей, образов, эпизодов;

ж)большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и

развитым сюжетом;

з)последовательность и связь событий в художественном произведении;

и)трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а два

остальных - безударные;

к) трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог, а два

остальных - безударные;

л) трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на третий слог, а два

остальных - безударные;

м) жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.

2.Соотнесите имя писателя и даты его жизни:



  1. А.К.Толстой а) 1831 -1895

  2. И.С.Тургенев б) 1799-1837

  3. М.Ю. Лермонтов в) 1817-1875

  4. А.С.Пушкин г) 1821 - 1877

  5. Н.А.Некрасов д) 1817-1883

  6. Н.С.Лесков е) 1814-1841

3. Соотнесите имя писателя и места, связанные с его жизнью:

  1. А.С.Пушкин а) Спасское-Лутовиново

  2. М.Ю Лермонтов б) Овстуг

  3. И.С.Тургенев в) Карабиха

  4. Ф.И.Тютчев г) Тарханы

  5. Н.А.Некрасов д) Царское Село

4. Соотнесите имя писателя и его произведение:

  1. И.И.Дмитриев а) «Ларчик»

  2. А.С.Пушкин б) «Железная дорога»

  3. И.С.Тургенев в) «Записки охотника»

  4. И.А.Крылов г) «Три пальмы»

  5. А.П.Чехов д) «Муха»

  6. Н.А.Некрасов е) «Барышня-крестьянка»

  7. М.Ю.Лермонтов ж) «Хамелеон»

5. Откуда эти строчки и кто их автор?

а) «От басни завсегда нечаянно дойдёшь до были...»

б) «Избави Бог и нас от этаких судей».

в) «Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём только что


были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми

деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь...»

г) «Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания ».

д) «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только
тогда, когда погода установилась надолго...»

е) «Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...»

6. Отгадайте, чей это портрет? Назовите произведение и его автора.

а) «.. Губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него
хересом и флёрдоранжем».

б) «...В опорочках, одна штанина в» сапоге, другая мотается, а озямчик старенький,


крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

в) «Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами


лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой...»

г) «В эту минуту в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста,


бледный и худой, в халате и колпаке».

Ответы:


  1. а – пословица, б – поговорка, в – басня, г – ямб, д – хорей, е – композиция,

ж – роман, з – сюжет, и – дактиль, к - амфибрахий, л – анапест, м – сказ.


  1. 1 – в, 2 – д, 3 – е, 4 – б, 5 – г, 6 – а.




  1. 1 - д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.




  1. 1 – д, 2 – е, 3 – в, 4 – а, 5 – ж, 6 – б, 7 – г.




  1. а) «Муха» - И.И.Дмитриев;

б) «Осёл и соловей» - И.А.Крылов;

в) «Дубровский» - А.С.Пушкин;

г) «Тучи» - М.Ю.Лермонтов;

д) «Бежин луг» - И.С.Тургенев;

е) «Железная дорога» - Н.А.Некрасов.

6.а) Толстый («Толстый и тонкий». А.П.Чехов);

б) Левша («Левша» Н.С.Лесков);

в) Федя («Бежин луг» И.С.Тургенев);

г) Андрей Гаврилович Дубровский («Дубровский» А.С.Пушкин).

7 класс

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»
1. Что нес городовой в решете?

2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

3. Какова фамилия городового?

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

6. Какие в основном собаки были у генерала?

7. Кто такой Прохор?

8. Как звали брата генерала?

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

Зачем приехал брат генерала?



Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»
Что висело на стене в избе лесника?

Какое имя было у Бирюка?

Как звали дочь лесника?

Чем хотел угостить лесник барина?

Почему у Бирюка нет жены?

По какой причине мужик стал рубить дерево?

Где он его рубил?

Чем Бирюк закрутил руки мужику?

Чем была наполовину закрыта лошаденка мужика?

Что попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?




Тест по творчеству Н.В. Гоголя. Пьеса "Ревизор"
1) Гоголя звали
а) Василий Николаевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Васильевич

г) Николай Алексеевич


2) Гоголь родился
а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) на Украине


3) Гоголь учился
а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете


4) Произведение «Ревизор» по жанру
а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма
5) Какое произведение не принадлежит Гоголю:


а) «Тарас Бульба»

б) «Невский проспект»

в) «Мцыри»

г) «Мертвые души»


6) Премьера «Ревизора» в Петербурге состоялась
а) в марте 1836

б) в апреле1836

в) в мае 1836

г) в июне 1836


7) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».


8) Как звали дочь Городничего
а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна


9) Определите завязку в пьесе «Ревизор»
а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча Городничего и Хлестакова


10) Действие пьесы «Ревизор» происходит
а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге


11) О ком говорится:

«…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;

оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»
а) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о Городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском


12) Хлестаковщина - это
а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет


13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
а) ремарка

б) пояснение

в) сопровождение

г) ссылка


14) Кто из героев пьесы сказал:

«Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра

Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и

что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От

этого убыток казне»
а) Хлестаков

б) учитель истории

в) учитель словесности

г) Городничий


15) Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы
а) 23 года

б) 32 года

в) 36 лет

г) 39 лет


16) Как звали Хлестакова
а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович


17) Кто сказал:

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку-пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»


а) Ляпкин-Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника


18) О каком персонаже идет речь?

«…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень

солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его

каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего

службу с низших чинов»
а) Городничий

б) судья


в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер




Контрольная работа по литературе 8 класс

(1 часть учебника под ред. Т.Ф.Курдюмовой)

1. Выбрать правильное утверждение:

А. Исторические песни рассказывают обо всех исторических личностях в истории страны.

Б. Исторические песни рассказывают об исторических событиях ХV – ХVII веков.
2. Кто из перечисленных исторических деятелей не является героем исторических песен?

А. Иван Грозный В. Ермак Тимофеевич

Б. Емельян Пугачёв Г. Владимир Красное Солнышко
3. Выбрать произведение, которое не относится к произведениям устного народного творчества:

А.Сказка Б.Повесть В.Загадка Г.Былина Д.Историческая песня


4. Род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями называется . . .

А.лирикой

Б. драмой

В. эпосом



5. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в единое целое называется . . .

А. мотив


Б. идея

В. тема


6. Повествование об отдельном событии из жизни человека называется . . .

А. новелла

Б. очерк

В. рассказ


7. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

А. роман


Б. историческая повесть

В. семейно-бытовая хроника

Г. мемуары
8. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:

А. проблема любви

Б. проблема чести, долга и милосердия

В. проблема роли народа в развитии общества

Г. проблема сопоставления родового и служивого дворянства

9. Кому из героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

А. Пугачёв

Б. Гринёв – отец

В. капитан Миронов

Г. Швабрин.

10. Выберите правильную последовательность событий в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка":

а) арест Гринёва по обвинению Швабрина, б) поездка Гринёва в Оренбург на службу, в) захват Пугачёвым Белгородской крепости, г) дуэль Гринёва со Швабриным, д) буран в степи:

1) В-А-Г-Д-Б

2) Б-Д-Г-В-А

3) Д-Б-Г-В-А
11. Установите соответствие между авторами:

а) Пушкин, б) Гоголь, в) Тургенев, г)Чехов, д)Лесков и произведениями: 1) «Портрет», 2) «О любви», 3) «Левша», 4) «Первая любовь», 5) «Выстрел».

1) а-5, б-1, в-4, г-2, д-3

2) а-1, б-5, г-4, в-3, д-2

3) а-3, б-2, в-4, г-1, д-5
12. Установите соответствие между автором:

а) Пушкин, б) Лермонтов, в) Есенин, г) Некрасов, д) Гоголь и годами жизни: 1) 1799-1837, 2) 1895-1925, 3) 1814 -1841, 4) 1821-1877, 5) 1809-1852.

1) а-3, б-1, в-2, г-5,д-4

2) д-1, г-3, в-2, б-4, а-5

3) а-1, б-3, в-2, г-4, д-5
13. Установите соответствие между жанром:

а) народная драма, б) историческая народная песня, в) басня, г) поэма, д) исторический роман, е)повесть и произведением: 1) «Пиковая дама», 2) «Волк на псарне», 3) «Правеж», 4) «Айвенго», 5) «Как француз Москву брал», 6) «Полтава».

1) а-1, б-3, в-2, г-4, д-6, е-5

2) а-4, б-2, в-1, г-3, д-5, е-6

3) а-5, б-3, в-2, г-6, д-4, е-1.

14. К какому веку относятся события, изображенные в «Песне про... купца Калашникова»:

А) 13, Б) 14, В) 15, Г) 16 ?


15. Выберите персонажей «Песни про... купца Калашникова» из следующего списка:

А) Василиса Егоровна, Б) Борис Годунов, В) Степан Парамонович, Г) Иван Васильевич, Д) Марья Ивановна, Е) Еремеевна, Ж) Владимир Мономах, З) Алена Дмитревна.


16. Кто из героев какого художественного произведения и какого автора произносит следующие слова:

А) "А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого-роду племени,

Каким именем прозываешься?

Чтоб знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем похвастаться".

Б) « Прощайте, товарищи!.. Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!.. Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»

В) «Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде»

Г) « Но знай, о Новгород, что с утратою вольности иссохнет и самый источник

твоего богатства…»


Годовая контрольная работа по литературе в 8 классе
1. Выбрать правильное утверждение:

А. Исторические песни рассказывают обо всех исторических личностях в истории страны.

Б. Исторические песни рассказывают об исторических событиях ХV – ХVII веков.
2. Кто из перечисленных исторических деятелей не является героем исторических песен?

А. Иван Грозный В. Ермак Тимофеевич

Б. Емельян Пугачёв Г. Владимир Красное Солнышко
3. Выбрать произведение, которое не относится к произведениям устного народного творчества:

А.Сказка Б.Повесть В.Загадка Г.Былина Д.Историческая песня


4. Выбрать правильное утверждение:

А. Исторические песни – песни, содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломлённые в фольклорной передаче

Б. Исторические песни – авторские песни об исторических событиях
5. Кто из перечисленных исторических лиц не мог быть героем исторических песен?

А. Пётр 1 Б. Николай 1 В. Степан Разин Г. Добрыня Никитич


6. В каком веке происходит действие романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А. В 17 веке Б. В 18 веке В. В 16 веке Г. В начале 21 века


7. Кто главный герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А. Маша Миронова Б. Пугачёв В. Пётр Гринёв


8. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А. Эпиграф раскрывает содержание главы

Б. Эпиграф предваряет появление героя

В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.


9. Отметить верное суждение.

А. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является изложением реальных событий

Б. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – плод авторского вымысла.

В. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» основана на историческом материале, дополненном художественным вымыслом.



10. Отметить верное суждение.

А. История Маши Мироновой действительно произошла в 18 веке.

Б. История Гринева и Маши Мироновой – плод авторской фантазии.

В. Встреча Пугачева с Гриневым была на самом деле.



11. Отметить, в чем заключается основная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

А. На воле лучше, чем в монастыре.

Б. Свобода – это естественное состояние человека.

В. Жизнь – это борьба за свободу


12. Отметить, какова роль описаний природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

А. Природа противопоставлена монастырю как свобода неволе.

Б. Природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу.

В. Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю.

Г. Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
13. Отметить основной прием, используемый автором в поэме «Мцыри».

А. Сравнение Б. Контраст В. Описание Г. Гипербола


14. Отметить верный вариант происхождения сюжета комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

А. Придуман Н.В.Гоголем

Б. Подарен автору А.С.Пушкиным

В. Взят из других источников


15. Отметить место действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

А. Уездный город Б. Губернский город В. Санкт-Петербург


16. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»:

А. Юмор Б. Сарказм В. Сатира Г. Ирония


17. Отметить, от чьего лица ведётся рассказ в повести И.С.Тургенева «Ася»:

А. Гагина

Б. Господина Н.Н.

В. Автора

Г. Господина Л.
18. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала»?

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку


19. Отметить, чем закончилась история любви героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала»?

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой



20. Отметить, каков тип композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

В. Последовательное авторское изложение событий


21. Определите жанр произведения М.Горького «Челкаш».

А. Рассказ. Б. Повесть. В. Роман.


22. Кто из писателей страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь, «заточение» в разнообразные «футляры».

А. М.-Е.Салтыков-Щедрин В. Н.С.Лесков

Б. А.П.Чехов Г. Л.Н.Толстой
23. Кто из писателей стал лауреатом Нобелевской премии?

А. А.П.Чехов В. И.А.Бунин

Б. С.А.Есенин Г. А.И.Куприн
24. Отметить тему поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:

А. Весёлые и героические случаи из фронтовой жизни Василия Тёркина.

Б. Трагическая сущность войны и стойкость русского солдата.

В. Трудности фронтовой жизни.


25. Прочитайте строки из главы «От автора». Какова их основная цель?

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

А. Передать авторское отношение к Василию Тёркину.

Б. Подчеркнуть исключительность главного героя.

В. Показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата.


26. Мир и человек – центральные понятия в творчестве какого писателя?

А. М.Горького Б. А.Т.Твардовского В. А.П.Платонова


27. Кому из писателей принадлежат эти слова: «Человеку назначено природой иметь свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но, прежде всего, под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей…»?

А. А.П.Платонову В. С.А.Есенину

Б. А.А.Блоку Г. В.П.Астафьеву
28. Определите жанр произведения В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

А. Рассказ. Б. Повесть. В. Роман.


29. Кто является автором слов знаменитой песни «Катюша»?

А. Б.Окуджава Б. Лев Ошанин В. М.Исаковский


30 Кому из поэтов принадлежат следующие строки?

Привет, Россия – Родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

А. Н.Заболоцкому Б. Н.Рубцову В. Д.Мережковскому


Смотрите также:
Терентьева Людмила Михайловна 5 класс литература как искусство слова Какие виды искусства связаны со словом? а музыка б танец в кино г литература
258.33kb.
1 стр.
Интегрированный урок «Литература и музыка» Учитель музыки и истории: Заботкина Ольга Евгеньевна Идентификатор: 230-798-117
82.94kb.
1 стр.
Общие черты китайского современного искусства
73.82kb.
1 стр.
Литература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 7 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 8 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 9 кл. Дрофа Архангельский А. Н. Литература 10 кл
90.23kb.
1 стр.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека
35.54kb.
1 стр.
Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения
51.22kb.
1 стр.
Белинский у театрального занавеса
165.66kb.
1 стр.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11 классе «Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
146.16kb.
1 стр.
Литература Зарубежная литература Математика
37.48kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Славный народ собаки!»
52.33kb.
1 стр.
Материалы для работы в группе
30.34kb.
1 стр.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»
18.45kb.
1 стр.