Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • -специфику музыки как вида искусства;

  • -значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • -возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • -основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • -многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • -основные формы музыки;

  • -характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • -виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • -имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,

-на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

-размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

-музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в -форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий

определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/



Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Детская энциклопедия «Я познаю мир»

  6. Кейт Спенс Популярная энциклопедия «Все о музыке» Белфакс

  7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  8. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  9. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  11. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  12. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  13. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  14. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  15. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  2. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  3. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  4. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

  5. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  6. Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.

  7. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.

  8. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

  9. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  13. Р.Исхакова-Вамба Татарские народные песни.

  14. Песенные сборники.


Календарно-тематическое планирование

7 класс




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты

Дом.

задание

Дата провед

По план

Дата провед.

Фактич.

1 четверть

Тема «Музыкальный образ».

1.

Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России


1 час

Тематический

Понятие – образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева.
Дневник музыкальных впечатлений.
Слушание: Вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир» - С.С.Прокофьев.
Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.

Устный опрос.

Понятие образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия.



Подобрать песни о России







2.

Образ покоя и тишины

1 час

Тематический

Пение«Островок»С.Рахманинова «Милый мой хоровод» «Уголок России» В.Шаинский

Слушание«Островок»С.Рахманинова

Устный опрос.

Расширить представление о муз.форме как средстве воплощения образногохарактера










3.

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны

1 час

Тематический

Понятие «симфония». Творчество Д.Д. Шостаковича. Симфоническое творчество композитора. История создания Симфонии №7 – «Ленинградской». Видеоряд: портрет композитора, рабочий кабинет; блокадный Ленинград; афиша концерта. Образное содержание симфонии. Песни Б.Окуджавы
Слушание: Симфония №7 – «Эпизод нашествия» из 1 ч. – Д.Д.Шостакович.
Разучивание:«До свидания мальчики»

Устный опрос.

Показать что песни войны могут быть спокойными и лирическими

Подобрать худ.произведения к теме «Образы воспоминаний»







4-5

Образы войны и мира


2 часа




Устный опрос.










6.

Драматический образ

1час

Тематический

Понятия «конкретный и неконкретный образ». Программная музыка. Музыкальная баллада: «Лесной царь», М.Ю.Лермонтов Дневник музыкальных впечатлений: выписать литературную миниатюру на свое усмотрение, или придумать свое окончание баллады Гете, или сочинить свою балладу-миниатюру,.
Слушание: «Лесной царь» - Ф.Шуберт

Пение «Песня туристов»


Устный опрос.

Хоровое пение



Формировать эмоционально осознанное восприятие муз.образа

придумать свое окончание баллады Гете, или сочинить свою балладу-миниатюру,.







7.

Лирический образ

1 час

Тематический

Понятие «смысловое развитие», «интонационное развитие». Серенада история возникновения, развития и бытования жанра. Роль аккомпанемента в развитии музыкального образа. Мужские голоса – тенор.
Слушание: «Островок» - романс и «Весенние воды»

Пение «Песня туристов



Устный опрос.

Хоровое пение



сформировать представления учащихся о видах музыкального образа










8.

Образ страдания

1 час

Урок-лекция

Творчество А.Н.Скрябина

Слушание «Прелюдия №4» А.Скрябина «Прелюдия№20» Ф.Шопена


Устный опрос.


Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальном образу

Подрбрать стихи на данную тему







9.

Образ борьбы и победы

1 час

обобщающий

. Контраст тем-образов одного музыкального произведения. Творчество Л.В.Бетховена. Программность музыкального произведения, основанного на сюжете одноименной трагедии И.Гёте.
Слушание: «Эгмонт» - Л. Бетховен.
Разучивание: «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» - К.Молчанов.

Устный опрос.

Хоровое пение



Показать как муз.образы содействуют воспитанию патриотизма. Нравственности, любви к Родине

Смотреть телеканал «Культура







2 четверть

«Музыкальная драматургия»

10

Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа

1 час

Тематический

Понятия «музыкальная драматургия «музыкальная редакция», «плотность фактуры». Изменение образа на основе сопоставления и сравнения двух редакций звучания одного и того же произведения (фортепианная и оркестровая редакции).
Слушание: Венгерская рапсодия №2 - Ф.Лист – оркестровая редакция. (Дарваш Габор).Разучивание: «Дороги Н.Новикова «Песни наших отцов» Я Дубравина

Устный опрос.

Хоровое пение



Формировать у учащихся представлений о музыкальной драматургии

Выучить песню «Песня наших отцов»







11.

Жизнь музыкальных образов в одном произведении

1час

Тематический

Слушание и разбор произведения Увертюра «Руслан и Людмила» М.И.Глинки

Пение Я.Дубравин «Песни наших отцов»

Устный опрос.

Пение по рядам



формирование представлений учащихся о развитии музыкального образа.
Формирование умения следить за развитием образа.

Выучить песню «Песня наших отцов»







12-13

Жизнь музыкальных образов

1 час

Тематический

Слушание «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Экспозиция. Разработка. Реприза.разбор произведения

Устный опрос.


Прочитать поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш Руставели







14-15

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

1 час

Тематический

Понятия «динамическое развитие», «ритм», «болеро». Импрессионизм: особенности стиля, история возникновения. Живопись К.Моне. Творчество М.Равеля, стиль композитора. Чтение стихотворения «Болеро» -
Дневник музыкальных впечатлений: вклеить статью-миниатюру о любом музыкальном событии.
Слушание: Болеро – М.Равель.

Пение «Звезды» В.Высоцкий



Устный опрос.

Пение по рядам



развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.

Выучить текст песни







16

Обобщение темы полугодия «Музыкальный образ»

1 час

Тематический

Творческие работы: кроссворд «Музыка»; мини-сочинение «Слушая музыку Равеля» или композитора на выбор детей; выпуск газеты «Музыкальный мир». Устный опрос.

Хоровое пение

Слушание «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» «Болеро»

– М.Равель.




Устный опрос.


обобщить представления учащихся о способах и средствах развития музыкального образа; контроль усвоения знаний.

Подготовить работы по обобщению темы «Музыкальный образ








3 четверть

Тема «Что значит современность в музыке?».

17.

История развития музыкального искусств

1 час

Урок-лекция

История зарождения музыки с опорой на знания учащихся. Понятия «современник», «современность». Теории зарождения музыки «Древние музыкальные инструменты». Понятия «рага», «пентатоника». Древнеиндийская и Древнекитайская музыка.
Слушание: Индийская рага. Ритмические ансамбли ударных инструментов.
Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.

Устный опрос.


формирование целостного представления учащихся об истории возникновения музыкального искусства

Подбор материала по теме







18-19

Музыкальные стили: средневековье, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, авангард.

2час

Урок-лекция

Понятия «светская и религиозная музыка». Жанры средневековой музыки: светские - пастурель, альба, сервента, рандель, духовные – григорианский хорал. Представители: трубадуры, труверы, менестрели. Гвидо Арецкий – создатель системы записи нот.
Слушание: цикл «Песни трубадуров» - С.Слонимский (стилизация); григорианский хорал.

Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин.

Устный опрос.


сформировать представления учащихся об особенностях музыки Средневековья.

Найти информацию о жанрах







20

Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка.

1 час

Тематический

Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка, исходя из восприятия слушателя и содержания музыкального произведения.
Слушание: «Полька-пиццикато» - И.Штраус; Полька – С.В.Рахманинов.
Разучивание: «Планета детства» -

Устный опрос

формирование представлений учащихся о «лёгкой» и «серьёзной» музыке.

Работа на тему «Мои любимые исполнители»







21

Эстрадный жанр.

1 час

Тематический

Понятия «эстрада», «шоу», «продюсер», «шансонье». Эстрадные музыкальные жанры: песни, музыкальные миниатюры, танцевальная музыка, инструментальная музыка. Видеофрагменты эстрадных концертных программ.
Слушание: песни Ф.Синатра, Л.Долиной, М. Мотье…
Разучивание: «Планета детства» -

Устный опрос

сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функци

Материал по теме Эстрадный жанр.







22

Танцевальная музыка.

1 час

Тематический

Классическая танцевальная музыка. Виды оркестров: симфонический, оркестр русских народных инструментов. Знакомство с творчеством композиторов Ж.Бизе, Д.Мийо и М.И.Глинкой. Видеоряд: портреты композиторов.
Слушание: «Бразилейра» - Д.Мийо; «Вальс-фантазия» - М.И.Глинка; «Кармен-сюита» - Ж.Бизе

Устный опрос

Ритмич. движения



расширение представлений о видовом разнообразии танцевальной музыки, её предназначении.

Виды танцев







23

Джаз.

1 час

Тематический

Понятия «джаз» «джазовая импровизация», «синкопа». История возникновения и развития джаза. Направления джазовой музыки: спиричуэл, «рэгтайм», блюз. Слушание Джазовый оркестр (джаз-банд). Слушание Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Дюк Эллингтон. Русский джаз и его представители: Л.Утёсов, А. Цфасман.
Фрагменты видеофильма «Это всё джаз».

Устный опрос

Информация



сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функциях

Подготовить Информацию о джазе







24-25

Жанр – оперетта, Мюзикл

1час

Тематический

Понятия «оперетта» «Мюзикл» История возникновения и развития «Король» оперетты Жан Оффенбах

Мюзикл «Юнона и Авось» Либретто



Слушание песенные куплеты И Штраус-младший «Летучая мышь»

Устный опрос

Информация по уроку



сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функциях

Все об оперетте и мюзикле







26.

Музыкальная викторина по теме «Музыкальные жанры».

1час

обобщающий

«Угадай мелодию»Викторина

СлушаниеКлассическая музыка. Виды оркестров: симфонический, оркестр русских народных инструментовПение Песни.

Устный опрос.

Хоровое пение



Знать особенности эстрадных музыкальных жанров










4 четверть.

Тема «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки».

27.

Взаимопроникнове-ние музыкальных жанров

1час

Урок-лекция

.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,

СлушаниеП.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть

ПениеА. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»


Устный опрос


Стилевые особенности русской классической музыкальной школы

Доклад по творчеству П.И. Чайковского







28.

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке Великие наши современники

1час

Тематический

Слушание И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор

Пение Б. Окуджава «Музыкант»

М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»



Устный опрос





Информация по теме







29-30

Западноевропейская классика ХIХ века Автобиографическая соната Л. Бетховена

2 часа

Тематический

Слушание. Л. Бетховен «Соната №14

Пение Песни о любви по выбору учителя

М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде





Вокальное пение Ансамбль

Характерные черты творчества Л. Бетховена

Музыканты ХIХ века







31-32

Русская классика ХIХ века

Симфонии П.И. Чайковского

1час

Тематический

1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,

Слушание П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть

ПениеА. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»


Викторина по теме

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского.










33.

Взаимопроникновение музыкальных культур

1час

Урок-лекция

Слушание Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5»

.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор



Пение А. Петров, сл.  Шпаликова «Я шагаю по Москве»


индивидуальное исполнение

Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха?










34.

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

1час

Урок-лекция

Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. СлушаниеМусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»

М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Р.н.п. «Исходила младешенька»

А. Петров, сл. 



Вокальное пение Ансамбль

обобщить представления учащихся о «лёгкой» и «серьёзной» музыке; контроль










35

Обобщение темы «Великие наши «современники». Творческая работа: кроссворд «Музыкальные жанры».

1час




Викторина по творчеству

С.С. Прокофьева



Слушание С.С. Прокофьев «Классическая симфония»

Пение В. Митяев «Весеннее танго»

Творчество композиторов

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»


Устный опрос


Отличительные черты творчества Прокофьева С.С.

Защита проектов



Творческая работа: кроссворд «Музыкальные жанры».







<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для 4 класса Дьячковская Алла Геннадьевна, учитель 4 класса 2012 г
279.63kb.
1 стр.
Программа по музыке для 4 класса
212.8kb.
1 стр.
Программа по музыке для 4 класса
172.67kb.
1 стр.
Программа по музыке для 1 класса
169.85kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе
413.56kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса Календарно тематическое планирование
506.47kb.
3 стр.
Рабочая программа по музыке для 6 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 г
432.91kb.
2 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 год
324.88kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
Образовательная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (базовый уровень) и учебно-методического комплекта «Музыка 1-4 классы»
209.68kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.