-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,
-размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в -форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий
определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо
6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Виды учебной деятельности
|
Виды контроля
|
Планируемые результаты
|
Дом.
задание
|
Дата провед
По план
|
Дата провед.
Фактич.
|
1 четверть
Тема «Музыкальный образ».
|
1.
|
Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России
|
1 час
|
Тематический
|
Понятие – образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева.
Дневник музыкальных впечатлений.
Слушание: Вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир» - С.С.Прокофьев.
Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.
|
Устный опрос.
|
Понятие образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия.
|
Подобрать песни о России
|
|
|
2.
|
Образ покоя и тишины
|
1 час
|
Тематический
|
Пение«Островок»С.Рахманинова «Милый мой хоровод» «Уголок России» В.Шаинский
Слушание«Островок»С.Рахманинова
|
Устный опрос.
|
Расширить представление о муз.форме как средстве воплощения образногохарактера
|
|
|
|
3.
|
Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны
|
1 час
|
Тематический
|
Понятие «симфония». Творчество Д.Д. Шостаковича. Симфоническое творчество композитора. История создания Симфонии №7 – «Ленинградской». Видеоряд: портрет композитора, рабочий кабинет; блокадный Ленинград; афиша концерта. Образное содержание симфонии. Песни Б.Окуджавы
Слушание: Симфония №7 – «Эпизод нашествия» из 1 ч. – Д.Д.Шостакович.
Разучивание:«До свидания мальчики»
|
Устный опрос.
|
Показать что песни войны могут быть спокойными и лирическими
|
Подобрать худ.произведения к теме «Образы воспоминаний»
|
|
|
4-5
|
Образы войны и мира
|
2 часа
|
|
Устный опрос.
|
|
|
|
6.
|
Драматический образ
|
1час
|
Тематический
|
Понятия «конкретный и неконкретный образ». Программная музыка. Музыкальная баллада: «Лесной царь», М.Ю.Лермонтов Дневник музыкальных впечатлений: выписать литературную миниатюру на свое усмотрение, или придумать свое окончание баллады Гете, или сочинить свою балладу-миниатюру,.
Слушание: «Лесной царь» - Ф.Шуберт
Пение «Песня туристов»
|
Устный опрос.
Хоровое пение
|
Формировать эмоционально осознанное восприятие муз.образа
|
придумать свое окончание баллады Гете, или сочинить свою балладу-миниатюру,.
|
|
|
7.
|
Лирический образ
|
1 час
|
Тематический
|
Понятие «смысловое развитие», «интонационное развитие». Серенада история возникновения, развития и бытования жанра. Роль аккомпанемента в развитии музыкального образа. Мужские голоса – тенор.
Слушание: «Островок» - романс и «Весенние воды»
Пение «Песня туристов
|
Устный опрос.
Хоровое пение
|
сформировать представления учащихся о видах музыкального образа
|
|
|
|
8.
|
Образ страдания
|
1 час
|
Урок-лекция
|
Творчество А.Н.Скрябина
Слушание «Прелюдия №4» А.Скрябина «Прелюдия№20» Ф.Шопена
|
Устный опрос.
|
Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальном образу
|
Подрбрать стихи на данную тему
|
|
|
9.
|
Образ борьбы и победы
|
1 час
|
обобщающий
|
. Контраст тем-образов одного музыкального произведения. Творчество Л.В.Бетховена. Программность музыкального произведения, основанного на сюжете одноименной трагедии И.Гёте.
Слушание: «Эгмонт» - Л. Бетховен.
Разучивание: «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» - К.Молчанов.
|
Устный опрос.
Хоровое пение
|
Показать как муз.образы содействуют воспитанию патриотизма. Нравственности, любви к Родине
|
Смотреть телеканал «Культура
|
|
|
2 четверть
«Музыкальная драматургия»
|
10
|
Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа
|
1 час
|
Тематический
|
Понятия «музыкальная драматургия «музыкальная редакция», «плотность фактуры». Изменение образа на основе сопоставления и сравнения двух редакций звучания одного и того же произведения (фортепианная и оркестровая редакции).
Слушание: Венгерская рапсодия №2 - Ф.Лист – оркестровая редакция. (Дарваш Габор).Разучивание: «Дороги Н.Новикова «Песни наших отцов» Я Дубравина
|
Устный опрос.
Хоровое пение
|
Формировать у учащихся представлений о музыкальной драматургии
|
Выучить песню «Песня наших отцов»
|
|
|
11.
|
Жизнь музыкальных образов в одном произведении
|
1час
|
Тематический
|
Слушание и разбор произведения Увертюра «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Пение Я.Дубравин «Песни наших отцов»
|
Устный опрос.
Пение по рядам
|
формирование представлений учащихся о развитии музыкального образа.
Формирование умения следить за развитием образа.
|
Выучить песню «Песня наших отцов»
|
|
|
12-13
|
Жизнь музыкальных образов
|
1 час
|
Тематический
|
Слушание «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Экспозиция. Разработка. Реприза.разбор произведения
|
Устный опрос.
|
Прочитать поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш Руставели
|
|
|
14-15
|
Противоборство музыкальных образов в одном произведении
|
1 час
|
Тематический
|
Понятия «динамическое развитие», «ритм», «болеро». Импрессионизм: особенности стиля, история возникновения. Живопись К.Моне. Творчество М.Равеля, стиль композитора. Чтение стихотворения «Болеро» -
Дневник музыкальных впечатлений: вклеить статью-миниатюру о любом музыкальном событии.
Слушание: Болеро – М.Равель.
Пение «Звезды» В.Высоцкий
|
Устный опрос.
Пение по рядам
|
развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.
|
Выучить текст песни
|
|
|
16
|
Обобщение темы полугодия «Музыкальный образ»
|
1 час
|
Тематический
|
Творческие работы: кроссворд «Музыка»; мини-сочинение «Слушая музыку Равеля» или композитора на выбор детей; выпуск газеты «Музыкальный мир». Устный опрос.
Хоровое пение
Слушание «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» «Болеро»
– М.Равель.
|
Устный опрос.
|
обобщить представления учащихся о способах и средствах развития музыкального образа; контроль усвоения знаний.
|
Подготовить работы по обобщению темы «Музыкальный образ
|
|
|
3 четверть
Тема «Что значит современность в музыке?».
|
17.
|
История развития музыкального искусств
|
1 час
|
Урок-лекция
|
История зарождения музыки с опорой на знания учащихся. Понятия «современник», «современность». Теории зарождения музыки «Древние музыкальные инструменты». Понятия «рага», «пентатоника». Древнеиндийская и Древнекитайская музыка.
Слушание: Индийская рага. Ритмические ансамбли ударных инструментов.
Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.
|
Устный опрос.
|
формирование целостного представления учащихся об истории возникновения музыкального искусства
|
Подбор материала по теме
|
|
|
18-19
|
Музыкальные стили: средневековье, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, авангард.
|
2час
|
Урок-лекция
|
Понятия «светская и религиозная музыка». Жанры средневековой музыки: светские - пастурель, альба, сервента, рандель, духовные – григорианский хорал. Представители: трубадуры, труверы, менестрели. Гвидо Арецкий – создатель системы записи нот.
Слушание: цикл «Песни трубадуров» - С.Слонимский (стилизация); григорианский хорал.
Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин.
|
Устный опрос.
|
сформировать представления учащихся об особенностях музыки Средневековья.
|
Найти информацию о жанрах
|
|
|
20
|
Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка.
|
1 час
|
Тематический
|
Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка, исходя из восприятия слушателя и содержания музыкального произведения.
Слушание: «Полька-пиццикато» - И.Штраус; Полька – С.В.Рахманинов.
Разучивание: «Планета детства» -
|
Устный опрос
|
формирование представлений учащихся о «лёгкой» и «серьёзной» музыке.
|
Работа на тему «Мои любимые исполнители»
|
|
|
21
|
Эстрадный жанр.
|
1 час
|
Тематический
|
Понятия «эстрада», «шоу», «продюсер», «шансонье». Эстрадные музыкальные жанры: песни, музыкальные миниатюры, танцевальная музыка, инструментальная музыка. Видеофрагменты эстрадных концертных программ.
Слушание: песни Ф.Синатра, Л.Долиной, М. Мотье…
Разучивание: «Планета детства» -
|
Устный опрос
|
сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функци
|
Материал по теме Эстрадный жанр.
|
|
|
22
|
Танцевальная музыка.
|
1 час
|
Тематический
|
Классическая танцевальная музыка. Виды оркестров: симфонический, оркестр русских народных инструментов. Знакомство с творчеством композиторов Ж.Бизе, Д.Мийо и М.И.Глинкой. Видеоряд: портреты композиторов.
Слушание: «Бразилейра» - Д.Мийо; «Вальс-фантазия» - М.И.Глинка; «Кармен-сюита» - Ж.Бизе
|
Устный опрос
Ритмич. движения
|
расширение представлений о видовом разнообразии танцевальной музыки, её предназначении.
|
Виды танцев
|
|
|
23
|
Джаз.
|
1 час
|
Тематический
|
Понятия «джаз» «джазовая импровизация», «синкопа». История возникновения и развития джаза. Направления джазовой музыки: спиричуэл, «рэгтайм», блюз. Слушание Джазовый оркестр (джаз-банд). Слушание Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Дюк Эллингтон. Русский джаз и его представители: Л.Утёсов, А. Цфасман.
Фрагменты видеофильма «Это всё джаз».
|
Устный опрос
Информация
|
сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функциях
|
Подготовить Информацию о джазе
|
|
|
24-25
|
Жанр – оперетта, Мюзикл
|
1час
|
Тематический
|
Понятия «оперетта» «Мюзикл» История возникновения и развития «Король» оперетты Жан Оффенбах
Мюзикл «Юнона и Авось» Либретто
Слушание песенные куплеты И Штраус-младший «Летучая мышь»
|
Устный опрос
Информация по уроку
|
сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функциях
|
Все об оперетте и мюзикле
|
|
|
26.
|
Музыкальная викторина по теме «Музыкальные жанры».
|
1час
|
обобщающий
|
«Угадай мелодию»Викторина
СлушаниеКлассическая музыка. Виды оркестров: симфонический, оркестр русских народных инструментовПение Песни.
|
Устный опрос.
Хоровое пение
|
Знать особенности эстрадных музыкальных жанров
|
|
|
|
4 четверть.
Тема «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки».
|
27.
|
Взаимопроникнове-ние музыкальных жанров
|
1час
|
Урок-лекция
|
.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,
СлушаниеП.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть
ПениеА. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
|
Устный опрос
|
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы
|
Доклад по творчеству П.И. Чайковского
|
|
|
28.
|
Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке Великие наши современники
|
1час
|
Тематический
|
Слушание И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор
Пение Б. Окуджава «Музыкант»
М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»
|
Устный опрос
|
|
Информация по теме
|
|
|
29-30
|
Западноевропейская классика ХIХ века Автобиографическая соната Л. Бетховена
|
2 часа
|
Тематический
|
Слушание. Л. Бетховен «Соната №14
Пение Песни о любви по выбору учителя
М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде
|
Вокальное пение Ансамбль
|
Характерные черты творчества Л. Бетховена
|
Музыканты ХIХ века
|
|
|
31-32
|
Русская классика ХIХ века
Симфонии П.И. Чайковского
|
1час
|
Тематический
|
1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,
Слушание П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть
ПениеА. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
|
Викторина по теме
|
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского.
|
|
|
|
33.
|
Взаимопроникновение музыкальных культур
|
1час
|
Урок-лекция
|
Слушание Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5»
.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор
Пение А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
|
индивидуальное исполнение
|
Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха?
|
|
|
|
34.
|
Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского
|
1час
|
Урок-лекция
|
Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. СлушаниеМусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»
М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Р.н.п. «Исходила младешенька»
А. Петров, сл.
|
Вокальное пение Ансамбль
|
обобщить представления учащихся о «лёгкой» и «серьёзной» музыке; контроль
|
|
|
|
35
|
Обобщение темы «Великие наши «современники». Творческая работа: кроссворд «Музыкальные жанры».
|
1час
|
|
Викторина по творчеству
С.С. Прокофьева
Слушание С.С. Прокофьев «Классическая симфония»
Пение В. Митяев «Весеннее танго»
Творчество композиторов
Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»
|
Устный опрос
|
Отличительные черты творчества Прокофьева С.С.
Защита проектов
|
Творческая работа: кроссворд «Музыкальные жанры».
|
|
|