Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

  • знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CDRW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).

Приложение к рабочей программе может включать в себя:

  • Дидактическое обеспечение для промежуточного контроля.

  • Дидактическое приложение итогового контроля.

  • Перечень тем рефератов, проектов и т.д.

  • Разработки нестандартных форм уроков с применением интерактивных методов обучения.

Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1 класс» Т.И.Баклановой, АСТ, Астрель, 2005г


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний" Под редакцией И. А. Петровой, АСТ, Астрель, 2008 г.




  1. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка» Т. И. Баклановой. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. Москва. АСТ, Астрель 2005 г




  1. Т. И. Бакланова «Музыка» 1 класс. Учебник. Издательство «Астрель», 2005 г.


MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

6. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»

7..Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/



13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.



  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Детская энциклопедия «Я познаю мир»

  7. Кейт Спенс Популярная энциклопедия «Все о музыке» Белфакс

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г..

  13. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение,

  14. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  15. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  4. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  5. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

  6. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  7. Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.

  8. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.

  9. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.

  10. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

  11. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  13. Р.Исхакова-Вамба Татарские народные песни.

  14. Песенные сборники.



Календарно-тематический план

программы по музыке для 5 класса

Содержание I полугодия «Музыка и литература"




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты

Дом.

задание

Дата провед.

По плану

Дата провед.

Фактич.

I. « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

1.

Искусство в нашей жизни.

1

Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний.


Слушание: Гимн России С.В.Рахманинов «Вокализ».

С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть.

Слушание: Г.Струве «Моя Россия».

Пение: р.н.п. «Все мы песни перепели».




Устный опрос

Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки

Найти литературные произведения о музыки.







2.

Что я знаю о песне

1




Слушание: М.И. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок».

Р.н.п. «Мы пойдем погулять».

П.И. Чайковский «Грустная песенка».

Г.Струве «Моя Россия».




Устный опрос

Уметь отвечать на вопросы разного характера; самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание темы;

Прочитать о творчестве Г.Струве.







3.

Как сложили песню

1




П. И. Чайковский

Симфония № 4, финал.

Д. Б.Кабалевский

Концерт для

фортепиано с оркестром, песня «Наш край»..


Пение

умение вести диалог с целью закрепления темы; создавать связные тексты и высказывания;

Выучить песню

Петь по рядам









4.

Песни без слов

1




Слушание: Вокализ. Мелодия из концерта №3 С.В.Рахманинова;

Слушание «Грустная песенка П.И.Чайковский.



Пение группами

Делать сравнение на основе предложенных поэтических текстов и музыкальных образов; учиться делать выводы по теме.










5.


Другая жизнь песни

1




С.Баснер «С чего начинается Родина?».

Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».

М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила».

Я.Дубравин «Про Емелю».



Устный опрос

Показать возможность возрождения песни в новом жанре

Прочитать либретто оперы «Руслан и Людмила»







6.

Жанр кантаты

1




Слушание Г.Свиридов Кантата «Поэма памяти С.Есенина»

Лекция: Особенности жанра кантаты.

Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.


Устный опрос

Познакомить с жанром Канта Ощутить роль поэзии в развитии музыки та

Нарисовать рисунок «С чего начинается Родина»







7.

Опера

1

Комби-нированный урок

Слушание Н.А.Римский-Корсаков

«Колыбельная Волховы из оперы «Садко»Либретто–литературная основа жанра оперы, в которой кратко излагается сюжет оперы.

Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре





Познакомиться с жанром «Опера»

Знать историю создания.



Различать разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).








8.

Балет

1

Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний.

Либретто балетного спектакля. Просмотр отрывков из балетов.

Беседа-лекция: Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореография, изобразительное и драматическое искусство).

Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова).





Познакомить с жанром «Балет»










9.

Обобщающий урок

1

обобщающий

Песни и произведения по выбору

Угадай мелодию

Уметь отвечать на вопросы разного характера; самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание темы;

Уметь выслушивать одноклассников













II четверть

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»


10(1)

Музыка- главный герой сказки

1

Урок

Сказка «Чонгурист»

Н. Аладов «Мелодия»

Норв.н.п. «Волшебный смычок»

Сказка «Музыкант-чародей»



Устный опрос

Показать как музыка являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу . как действует на нас










11(2)

Сказки и песни о силе музыки у всех народов мира.

1

Урок-лекция.

Норв.н.п. «Волшебный смычок»

















12(3)

Музыка- главный герой басни

1




Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова

Устный опрос

Определение квартета.

Разнообразие исполнительского состава в квартете.Струнные квартеты русских композиторов.












13(4)

Чудо музыки в повестях К.Паустовского

1

Комби-нированный урок

Слушание В.А, Моцарт Фрагмент из 2-ой части симфонии «Юпитер»

Показать значение музыки в прозе






Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского.













14-15

(5-6)


Музыка в фильме и мультфильме

1

Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..

Показ фрагментов с музык. номерами .Пение песен из мультфильмов

Устный опрос

Выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее восп










16(7)

Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»

1

Обобщающий урок







Показать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Музыка - «главное действующее лицо» рассказов.













III- четверть

«Можем ли мы увидеть музыку»

17(1)

Можем ли мы увидеть музыку

1

Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний

Слушание: Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе салтане» «Три чуда»

Пение: В.Белый, сл. Я Шведова «Орленок»



Устный опрос

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира

Закрепить

полученные

знания








18(2)

Музыка передает движения

1

обобщающий

Пение К.Листов «Песня о тачанке» Е.Крылатов Сл. Энтина «Крылатые качели

Репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинутся вперед»



Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение


Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства



Закрепить

полученные

знания








19(3)

Богатырские образы в искусстве

1

Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..

Слушание А.Бородин «Богатырская симфония» Фрагмент. Романс «Спящая княжна»

Пение. «Три парня»



Хоровое пение


Уметь:

-делать предположе­ния о том, что предсто­ит услышать (образный строй);

- проводить интонации­онно-образный анализ музыки


Подобрать иллюстрации богатырейЗакрепить

полученные

знания








20(4)

Героические образы в искусстве

1

Рас-ширение и углуб-ление знаний..

Жизнь и творчество Людвига ва Бетхове­на. Образный строй Симфонии № 5. Твор­ческий процесс сочи­нения музыки компо­зитором

Устный контроль. Хоровое пение


Понять как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к создан героическ. образов

Закрепить

полученные

знания








21(5)

Музыкальный портрет

1

Комби-нированный урок

Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»

Пение С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»

Репродукция картины И.Репина «Протодьякон»


Устный опрос

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительностимузыки и изобразитель-ного искусства



Закрепить

полученные

знания








22(6)

Содружество «Могучая кучка»

1

Урок-лекция

Лекция о творчестве композиторов «Могучей кучки» М.А. Балакирев. Ц.А. Кюи. М.П.Мусоргский

Пение «Песня о маленьком трубаче»



Устный опрос

Познакомиться с творчеством «Кучкистов»

Закрепить

полученные

знания








23(7)

« Могучая кучка»

1

Урок-лекция

Лекция о творчестве композиторов «Могучей кучки Н.А.Римский-Корсаков. А.П.Бородин.

Устный опрос

Познакомиться с творчеством «Кучкистов»

Закрепить

полученные

знания








24(8)

Музыкальный портрет

1

Комби-нированный урок

Слушание М.П. Мусоргский «Сиротка» «Баба Яга» из «Картинок с выставки»

Пение «Песня о маленьком трубаче»



Пение по рядам

Знать об истории соз­дания скрипки, ее мас­терах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скри­


пичную музыку с живо­
писью;

-анализировать, срав­


нивать произведения

Нарисовать «Бабу Ягу»







25(9)

Картины природы в музыке

1

Комби-нированный урок

Слушание «М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»(вступление к опере «Хованщина»

Э.Григ «Утро

Пение «Музыка» Г.Струве


Устный контроль. Хоровое пение


Отношение компози­торов и художников к родной природе, ду­ховным образам древ­нерусского и западно­европейского искус­ства


Подобрать картины природы







26(10)

Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство»

1

Обобщающий урок

Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» «М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»(вступление к опере «Хованщина»

Э.Григ «Утро

Пение «Музыка» Г.Струве

Пение С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»




Устный контроль. Хоровое пение

Пение по рядам



Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства



Выучить все песни







IV четверть

«Можем ли мы услышать живопись»

27(1)

«Можем ли мы услышать живопись»

1

Вводный.

Слушание С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор» «Прелюдия соль мажор»

Пение «С чего начинается Родина»



Устный опрос

Хоровое пение



Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительностимузыки и изобразитель-ного искусства



Подобрать репродукции картин







28(2)

Музыкальные краски

1

Обобщающий урок

Слушание С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»

Пение «С чего начинается Родина». Я Френкель «Погоня»-разучивание



Устный опрос

Хоровое пение



Знать музыкальные краски . Темп. Тембр.

Регистр и т.д



Выучить песни







29(3)

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

Комби-нированный урок

Колокольный звон. Виды колокольного звона

Пение «Планета детства»



Устный опрос

Хоровое пение



Знать понятие интер­претация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности музыки и изобразительного ис­кусства



Знать виды колокольных звонов







30(4)

Вечерняя музыка

1

Урок-лекция.

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонации­онно-образный анализ музыкаль­ных и художест­венных произве­дений «Лунный свет» пение «Погоня»



Устный опрос


Знать виды колокольных звонов

Знать виды колокольных звонов







31(5)

Настроение картины и музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произ­ведений С. С. Прокофь­ева и М. П. Мусорг­ского. Своеобразие их творчества

Устный опрос


Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительностимузыки и изобр. иск.

Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки







32(6)

«Картинки с выставки»

1

Урок-лекция.

Слушание произведений «Картинки с выставки»

Пение песен



Устный опрос

Хоровое пение



анализировать состав­ляющие средств выра­зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки







33(7)

Мы рисуем музыку

1

усвоение новых знаний

Рисование своей музыкальной картины

Хоровое пение

Устный опрос




выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобр. Иск.

Нарисовать рисунок







34(8)

Вечная тема искусства

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитекту­ры, музыки, изобрази­тельного искусства.

Архитектура – застыв­шая музыка




Устный опрос

Пение группами

По рядам


Выявлять общее и вы­разительных возможно­стях музыки и живописи; -

Подобрать материал к видам искусства







35(9)

Взаимосвязь музыки.литературы, живописи

1

Обобщающий урок

Обобщение представ­лений о взаимодейст­вии музыки, литера­туры и изобразитель­ного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных компо­зиторов

Устный опрос

Пение группами

По рядам


Знать, что роднит му-зыку, литературу и изоб- разительное искусство

этих


трех искусств

Пение песен







<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для 4 класса Дьячковская Алла Геннадьевна, учитель 4 класса 2012 г
279.63kb.
1 стр.
Программа по музыке для 4 класса
212.8kb.
1 стр.
Программа по музыке для 4 класса
172.67kb.
1 стр.
Программа по музыке для 1 класса
169.85kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе
413.56kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса Календарно тематическое планирование
506.47kb.
3 стр.
Рабочая программа по музыке для 6 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 г
432.91kb.
2 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 год
324.88kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
Образовательная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (базовый уровень) и учебно-методического комплекта «Музыка 1-4 классы»
209.68kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.