для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CDRW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).
Учебно-методический комплект «Музыка 1 класс» Т.И.Баклановой, АСТ, Астрель, 2005г
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
6. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Виды учебной деятельности
|
Виды контроля
|
Планируемые результаты
|
Дом.
задание
|
Дата провед.
По плану
|
Дата провед.
Фактич.
|
I. « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
|
1.
|
Искусство в нашей жизни.
|
1
|
Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний.
|
Слушание: Гимн России С.В.Рахманинов «Вокализ».
С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть.
Слушание: Г.Струве «Моя Россия».
Пение: р.н.п. «Все мы песни перепели».
|
Устный опрос
|
Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки
|
Найти литературные произведения о музыки.
|
|
|
2.
|
Что я знаю о песне
|
1
|
|
Слушание: М.И. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок».
Р.н.п. «Мы пойдем погулять».
П.И. Чайковский «Грустная песенка».
Г.Струве «Моя Россия».
|
Устный опрос
|
Уметь отвечать на вопросы разного характера; самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание темы;
|
Прочитать о творчестве Г.Струве.
|
|
|
3.
|
Как сложили песню
|
1
|
|
П. И. Чайковский
Симфония № 4, финал.
Д. Б.Кабалевский
Концерт для
фортепиано с оркестром, песня «Наш край»..
|
Пение
|
умение вести диалог с целью закрепления темы; создавать связные тексты и высказывания;
|
Выучить песню
Петь по рядам
|
|
|
4.
|
Песни без слов
|
1
|
|
Слушание: Вокализ. Мелодия из концерта №3 С.В.Рахманинова;
Слушание «Грустная песенка П.И.Чайковский.
|
Пение группами
|
Делать сравнение на основе предложенных поэтических текстов и музыкальных образов; учиться делать выводы по теме.
|
|
|
|
5.
|
Другая жизнь песни
|
1
|
|
С.Баснер «С чего начинается Родина?».
Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».
М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила».
Я.Дубравин «Про Емелю».
|
Устный опрос
|
Показать возможность возрождения песни в новом жанре
|
Прочитать либретто оперы «Руслан и Людмила»
|
|
|
6.
|
Жанр кантаты
|
1
|
|
Слушание Г.Свиридов Кантата «Поэма памяти С.Есенина»
Лекция: Особенности жанра кантаты.
Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.
|
Устный опрос
|
Познакомить с жанром Канта Ощутить роль поэзии в развитии музыки та
|
Нарисовать рисунок «С чего начинается Родина»
|
|
|
7.
|
Опера
|
1
|
Комби-нированный урок
|
Слушание Н.А.Римский-Корсаков
«Колыбельная Волховы из оперы «Садко»Либретто–литературная основа жанра оперы, в которой кратко излагается сюжет оперы.
Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре
|
|
Познакомиться с жанром «Опера»
Знать историю создания.
|
Различать разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).
|
|
|
8.
|
Балет
|
1
|
Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний.
|
Либретто балетного спектакля. Просмотр отрывков из балетов.
Беседа-лекция: Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореография, изобразительное и драматическое искусство).
Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова).
|
|
Познакомить с жанром «Балет»
|
|
|
|
9.
|
Обобщающий урок
|
1
|
обобщающий
|
Песни и произведения по выбору
|
Угадай мелодию
|
Уметь отвечать на вопросы разного характера; самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание темы;
Уметь выслушивать одноклассников
|
|
|
|
II четверть
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
|
10(1)
|
Музыка- главный герой сказки
|
1
|
Урок
|
Сказка «Чонгурист»
Н. Аладов «Мелодия»
Норв.н.п. «Волшебный смычок»
Сказка «Музыкант-чародей»
|
Устный опрос
|
Показать как музыка являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу . как действует на нас
|
|
|
|
11(2)
|
Сказки и песни о силе музыки у всех народов мира.
|
1
|
Урок-лекция.
|
Норв.н.п. «Волшебный смычок»
|
|
|
|
|
|
12(3)
|
Музыка- главный герой басни
|
1
|
|
Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова
|
Устный опрос
|
Определение квартета.
Разнообразие исполнительского состава в квартете.Струнные квартеты русских композиторов.
|
|
|
|
13(4)
|
Чудо музыки в повестях К.Паустовского
|
1
|
Комби-нированный урок
|
Слушание В.А, Моцарт Фрагмент из 2-ой части симфонии «Юпитер»
Показать значение музыки в прозе
|
|
Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.
Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского.
|
|
|
|
14-15
(5-6)
|
Музыка в фильме и мультфильме
|
1
|
Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..
|
Показ фрагментов с музык. номерами .Пение песен из мультфильмов
|
Устный опрос
|
Выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее восп
|
|
|
|
16(7)
|
Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
|
1
|
Обобщающий урок
|
|
|
Показать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.
Музыка - «главное действующее лицо» рассказов.
|
|
|
|
III- четверть
«Можем ли мы увидеть музыку»
|
17(1)
|
Можем ли мы увидеть музыку
|
1
|
Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний
|
Слушание: Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе салтане» «Три чуда»
Пение: В.Белый, сл. Я Шведова «Орленок»
|
Устный опрос
|
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира
|
Закрепить
полученные
знания
|
|
|
18(2)
|
Музыка передает движения
|
1
|
обобщающий
|
Пение К.Листов «Песня о тачанке» Е.Крылатов Сл. Энтина «Крылатые качели
Репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинутся вперед»
|
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение
|
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
|
Закрепить
полученные
знания
|
|
|
19(3)
|
Богатырские образы в искусстве
|
1
|
Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..
|
Слушание А.Бородин «Богатырская симфония» Фрагмент. Романс «Спящая княжна»
Пение. «Три парня»
|
Хоровое пение
|
Уметь:
-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
- проводить интонациионно-образный анализ музыки
|
Подобрать иллюстрации богатырейЗакрепить
полученные
знания
|
|
|
20(4)
|
Героические образы в искусстве
|
1
|
Рас-ширение и углуб-ление знаний..
|
Жизнь и творчество Людвига ва Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором
|
Устный контроль. Хоровое пение
|
Понять как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к создан героическ. образов
|
Закрепить
полученные
знания
|
|
|
21(5)
|
Музыкальный портрет
|
1
|
Комби-нированный урок
|
Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»
Пение С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»
Репродукция картины И.Репина «Протодьякон»
|
Устный опрос
|
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительностимузыки и изобразитель-ного искусства
|
Закрепить
полученные
знания
|
|
|
22(6)
|
Содружество «Могучая кучка»
|
1
|
Урок-лекция
|
Лекция о творчестве композиторов «Могучей кучки» М.А. Балакирев. Ц.А. Кюи. М.П.Мусоргский
Пение «Песня о маленьком трубаче»
|
Устный опрос
|
Познакомиться с творчеством «Кучкистов»
|
Закрепить
полученные
знания
|
|
|
23(7)
|
« Могучая кучка»
|
1
|
Урок-лекция
|
Лекция о творчестве композиторов «Могучей кучки Н.А.Римский-Корсаков. А.П.Бородин.
|
Устный опрос
|
Познакомиться с творчеством «Кучкистов»
|
Закрепить
полученные
знания
|
|
|
24(8)
|
Музыкальный портрет
|
1
|
Комби-нированный урок
|
Слушание М.П. Мусоргский «Сиротка» «Баба Яга» из «Картинок с выставки»
Пение «Песня о маленьком трубаче»
|
Пение по рядам
|
Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:
-сопоставлять скри
пичную музыку с живо
писью;
-анализировать, срав
нивать произведения
|
Нарисовать «Бабу Ягу»
|
|
|
25(9)
|
Картины природы в музыке
|
1
|
Комби-нированный урок
|
Слушание «М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»(вступление к опере «Хованщина»
Э.Григ «Утро
Пение «Музыка» Г.Струве
|
Устный контроль. Хоровое пение
|
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
|
Подобрать картины природы
|
|
|
26(10)
|
Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство»
|
1
|
Обобщающий урок
|
Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» «М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»(вступление к опере «Хованщина»
Э.Григ «Утро
Пение «Музыка» Г.Струве
Пение С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»
|
Устный контроль. Хоровое пение
Пение по рядам
|
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
|
Выучить все песни
|
|
|
IV четверть
«Можем ли мы услышать живопись»
|
27(1)
|
«Можем ли мы услышать живопись»
|
1
|
Вводный.
|
Слушание С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор» «Прелюдия соль мажор»
Пение «С чего начинается Родина»
|
Устный опрос
Хоровое пение
|
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительностимузыки и изобразитель-ного искусства
|
Подобрать репродукции картин
|
|
|
28(2)
|
Музыкальные краски
|
1
|
Обобщающий урок
|
Слушание С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»
Пение «С чего начинается Родина». Я Френкель «Погоня»-разучивание
|
Устный опрос
Хоровое пение
|
Знать музыкальные краски . Темп. Тембр.
Регистр и т.д
|
Выучить песни
|
|
|
29(3)
|
Музыкальная живопись и живописная музыка
|
1
|
Комби-нированный урок
|
Колокольный звон. Виды колокольного звона
Пение «Планета детства»
|
Устный опрос
Хоровое пение
|
Знать понятие интерпретация.
Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
|
Знать виды колокольных звонов
|
|
|
30(4)
|
Вечерняя музыка
|
1
|
Урок-лекция.
|
Слушание музыки. Рассматривание
картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений «Лунный свет» пение «Погоня»
|
Устный опрос
|
Знать виды колокольных звонов
|
Знать виды колокольных звонов
|
|
|
31(5)
|
Настроение картины и музыки
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества
|
Устный опрос
|
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительностимузыки и изобр. иск.
|
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
|
|
|
32(6)
|
«Картинки с выставки»
|
1
|
Урок-лекция.
|
Слушание произведений «Картинки с выставки»
Пение песен
|
Устный опрос
Хоровое пение
|
анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
|
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
|
|
|
33(7)
|
Мы рисуем музыку
|
1
|
усвоение новых знаний
|
Рисование своей музыкальной картины
|
Хоровое пение
Устный опрос
|
выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобр. Иск.
|
Нарисовать рисунок
|
|
|
34(8)
|
Вечная тема искусства
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.
Архитектура – застывшая музыка
|
Устный опрос
Пение группами
По рядам
|
Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; -
|
Подобрать материал к видам искусства
|
|
|
35(9)
|
Взаимосвязь музыки.литературы, живописи
|
1
|
Обобщающий урок
|
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
|
Устный опрос
Пение группами
По рядам
|
Знать, что роднит му-зыку, литературу и изоб- разительное искусство
этих
трех искусств
|
Пение песен
|
|
|