Главная
страница 1


Управление противопожарной службы и гражданской защиты Администрации Волгоградской области


РЕКОМЕНДАЦИИ

по эвакуации людей из зданий и помещений

учреждений социальной защиты населения, здравоохранения и образования

при возникновении пожара

Волгоград 2009

Введение.
Основной задачей при возникновении пожара является обеспечение безопасности людей. Одним из способов, обеспечивающих безопасность людей, является их эвакуация.

Эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, а также несамостоятельного перемещения людей, относящихся к группам населения с ограниченными возможностями передвижения, осуществляемого обслуживающим персоналом.

Эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации при пожаре.

Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Аварийный выход   выход (дверь, люк), ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, который используется как дополнительный выход для спасания людей, но не учитывается при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и выходов условиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

Безопасная зона   зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют.

Необходимое время эвакуации - время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда их жизни и здоровью в результате воздействия опасных факторов пожара.

I. Общие требования к объектам социальной защиты населения, образования, здравоохранения с массовым пребыванием людей, в том числе круглосуточным.

В зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей, а также в зданиях с постоянным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные) групп населения планы эвакуации людей при пожаре должны быть вывешены на каждом этаже здания у эвакуационных выходов с этажа, содержащие порядок действий людей при эвакуации. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. В зданиях с постоянным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных групп населения должны быть разработаны памятки с правилами поведения людей в случае возникновения пожара, а также установлен порядок изучения (ознакомления) указанных памяток.

Инструкции, определяющие порядок действий работников организации при пожаре, разработанные для учреждений с круглосуточным пребыванием людей (дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения интернатного типа, больницы, дома для престарелых и инвалидов, здания для пребывания маломобильных групп населения), должны содержать варианты самостоятельной эвакуации людей, а также эвакуации людей, неспособных к самостоятельной эвакуации, персоналом организации для светлого и темного времени суток.

Здания с постоянным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных групп населения, должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Успех её применения зависит от того, насколько доступно должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в ходе проведения первичных противопожарных инструктажей доведут до сотрудников принцип действия этих устройств, местонахождение ручных пожарных извещателей.

Руководители организаций должны обеспечить проведение не реже одного раза в полугодие (для зданий с постоянным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных групп населения, не реже одного раза в квартал) тренировок персонала по их действиям при пожаре с одновременной проверкой работоспособности всех элементов системы противопожарной защиты здания.

Руководители указанных организаций ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время обязаны сообщать в пожарное подразделение, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

В зданиях для проживания людей (в том числе образовательных учреждениях интернатного типа, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, зданиях с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников образовательных учреждений) должно быть организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, достаточного для организации безопасной эвакуации людей, находящихся в здании. Ответственный дежурный по каждому этажу обязан постоянно иметь комплект ключей от всех замков дверей эвакуационных выходов из здания. Кроме того, запасной комплект ключей должен храниться в помещении дежурного персонала на первом этаже здания. Каждый ключ должен иметь надпись о его принадлежности к соответствующему замку.

Ночные дежурные должны располагаться в помещениях, в которых установлен телефон, знать точное количество взрослых и детей, оставшихся в здании на ночь и места их размещения.

Количество людей, одновременно находящихся в помещениях здания (сооружения), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования и заложенного в проектные решения путей эвакуации людей из здания или определенного расчетом, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Люди, относящиеся к категории маломобильных групп, в зданиях для их постоянного пребывания должны размещаться в местах, находящихся на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с постоянным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных групп населения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 м.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.

II. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.

Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу; б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу; в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу; г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу;

3) в соседнее помещение, расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2.

К аварийным выходам в зданиях, сооружениях и строениях относятся выходы, которые ведут:

1) на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 метра от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 метра между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию);

2) на переход шириной не менее 0,6 метра, ведущий в смежную секцию здания или в смежный пожарный отсек;

3) на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии;

4) непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра и не выше 5 метров через окно или дверь размером не менее 0,75 x 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 x 0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;

5) на кровлю зданий, сооружений и строений I, II и III степеней огнестойкости через окно или дверь размером не менее 0,75 x 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 x 0,8 метра по вертикальной или наклонной лестнице.

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

- снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних помещений;

- уменьшать число эвакуационных выходов, предусмотренных проектом;

- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки и марши, дверные проемы, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами; устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

- устанавливать спальные места на путях эвакуации (в том числе в коридорах, холлах);

- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов, вестибюлей (фойе) и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре);

- изолировать от внешней среды переходы из поэтажных коридоров через воздушную зону в незадымляемые лестничные клетки;

- заменять остекление (в том числе армированное) дверей на путях эвакуации с пределом огнестойкости, установленным нормативными документами по пожарной безопасности, на обычное остекление, а также заменять его горючими листовыми материалами (фанерой, оргалитом);

- применять для отделки (в том числе облицовки, окраски, оклейки) путей эвакуации материалы, включая элементы декора, с более высокими показателями пожарной опасности, чем предусмотрено нормативными документами по пожарной безопасности;

- заменять заполнение противопожарных преград на путях эвакуации на материалы, снижающие предел огнестойкости противопожарной преграды.

III. Требования к планам эвакуации.

Важность наличия правильно разработанных планов обусловлена тем, что именно с их использованием связана эффективность проведения эвакуации людей при пожаре.

План эвакуации должен состоять из текстовой и графической части, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

На плане этажа должны быть показаны: лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, помещения, балконы, наружные лестницы, а также двери лестничных клеток, лифтовых холлов и двери, расположенные на пути эвакуации. План вычерчивается в масштабе в соответствии с требованиями системы Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Основной путь эвакуации на плане указывается сплошной линией, а запасной - пунктирной линией зелёного цвета. Эти линии должны быть в два раза толще линий плана этажа.

Основной путь эвакуации на этаже указывается в направлении незадымляемых лестничных клеток, а также лестниц, ведущих с данного этажа на 1 этаж здания в вестибюль или непосредственно наружу. Если две лестничные клетки равноценны по защищаемости от дыма и огня, то основной путь указывается до ближайшей лестницы. Лестничные клетки, содержащиеся в рабочее время закрытыми, считать запасным эвакуационным выходом.

На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:

- плана эвакуации;

- ручных пожарных извещателей;

- телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;

- огнетушителей;

- пожарных кранов;

- установок пожаротушения.
IV. Порядок действия при проведении эвакуации.

В случае возникновения пожара действия работников учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности пребывающих в здании людей, их эвакуацию и спасение.



Персонал учреждения при возникновении пожара обязан:

- немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо четко назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

- задействовать систему оповещения людей о пожаре;

- поставить в известность руководителя учреждения;

- принять участие в организации эвакуации людей, исполь­зуя для этого имеющиеся силы и средства, тушении по­жара и сохранности материальных ценностей.

Руководитель объекта (лицо его замещающее), дежурный персонал (в ночное время) обязан:

- продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и поставить в известность вышестоящее руководство;

- проверить включение в работу автоматических систем противопожарной за­щиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

- отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

- прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

- с учетом обстановки определить наиболее безопасные пути эвакуации и выходы, обеспечивающие возможности эвакуации в безопасную зону в кратчайший срок;

- исключить условия, способствующие возникновению паники;

- организовать силами персонала эвакуацию находящихся в учреждении людей;

- во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол. Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой двери;

- эвакуацию следует начинать из помещения, в котором возник пожар и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения;

- в первую очередь организовать эвакуацию людей не способных передвигаться и ориентироваться без посторонней помощи;

- тщательно проверить все помещения для исключения возможности пребывания людей в опасной зоне, в том числе детей, спрятавшихся под кроватями, в шкафах и т.д.;

- осуществить сверку списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из учреждения;

- выставить посты безопасности для исключения возможности возвращения эвакуированных в здание;

- удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

- осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфиче­ских особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

- обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимаю­щими участие в тушении пожара;

- одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

- организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и водоисточникам;

- сообщить подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, следующие сведения:

о конструктивных и технологических особенностях объек­та, прилегающих строений и сооружений и имеющихся водоисточниках;

наличие в здании людей.


V. Организация тренировок.

Порядок проведения тренировок по эвакуации.

Задачами проведения тренировок с персоналом объектов являются:

обучение персонала, проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара;

поддержание уровня готовности персонала, необходимого для осуществления успешных действий по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;

обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты, первичными средствами пожаротушения;

обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарными подразделениями;

выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по эвакуации людей;

отработка организации немедленного вызова подразделений пожарной охраны и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;

обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;

проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;

проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющихся средств и установок пожаротушения;

проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления воздуха, способов введения их в действие;

Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов.

Организация подготовки и проведения тренировок.

Практические отработки планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к действиям при пожарах.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ГПС.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.)

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражается цель, дата и время проведения, руководитель тренировки.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);

- зона задымления - синими флажками;

- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы иметь возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.



Разбор результатов тренировки и подведение ее итогов.

Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень подготовленности обслуживающего персонала.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

сообщает о действиях обслуживающего персонала;

подводит итоги.

Руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбора может требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения, знание мест расположения средств управления оборудованием, первичных и стационарных средств пожаротушения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при пожарах.

В заключение разбора руководитель тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам.

Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.


Заключение

Данные рекомендации не являются исчерпывающими. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых, по его мнению, не пострадает защищенность объекта при возникновении возможного пожара.

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральным законом от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Федеральным законом от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

Законом Волгоградской области от 28 апреля 2006г. №1220-ОД «О пожарной безопасности»

НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

Приказа министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03);

СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Разработаны:

отделом анализа пожарной обстановки

и противопожарной службы, сектором профилактики пожаров и информирования населения,

отделом пожаротушения



и аварийно-спасательных работ.




Смотрите также:
Управление противопожарной службы и гражданской защиты Администрации Волгоградской области рекомендации по эвакуации людей из зданий и помещений учреждений социальной защиты населения
163.03kb.
1 стр.
Информация о деятельности Управления социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района за 2011 год
101.09kb.
1 стр.
Выступление директора государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» О. В
50.73kb.
1 стр.
Методические рекомендации для специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, региональных отделений Фонда социального
1573.62kb.
6 стр.
Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий
19.89kb.
1 стр.
Профилактика бедности населения
178.62kb.
1 стр.
Управление социальной защиты населения по Адамовскому району Оренбургской области Почтовый адрес
206.22kb.
1 стр.
При эвакуации а. Общее понятие об эвакуации как способ защиты населения. Эвакуация
44.65kb.
1 стр.
Сборник материалов итоговой коллегии Департамента социальной защиты населения Томской области
1369.24kb.
6 стр.
Нормативные правовые акты, реализуемые в рамках системы социальной защиты населения волгоградской области
1049.95kb.
8 стр.
Информация об итогах работы филиала куво «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Каширского района в 2012 году
25.36kb.
1 стр.
О территориальном отделе социальной защиты населения по палехскому муниципальному району
221.75kb.
1 стр.