Главная
страница 1



Междисциплинарные связи в воспитательной работе школы -

Игра по русскому быту «Знакомство с домовым»

(Сценарий игры для начальных классов разработан на основе совместной работы учителя технологии и русского языка и литературы)




Дом- зеркало души. Дом всегда был чем-то особенным для человека. Латинское слово “domus”, от которого произошло русское “дом”, обозначает храм. Дом никогда не был просто жилищем, он был спасением и пристанищем для человека в нелегкой жизни.

Учащиеся нашей школы на уроках технологии выполняли проект по изготовлению игрушек-сувениров “Домовой”, а на уроках русского языка и литературы познакомились со многими образами, связанными с русской культурой. В результате ребята с помощью учителей смогли подготовить и провести игру по мотивам традиций русского народа для учеников начальной школы.



Ведущий-

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка

И от вещего коурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка, а вот сказ наш о семье пойдет…


О русской избе рассказывает ученица 5 класса:

Дом – это своеобразный портрет времени, когда он был построен. Дом всегда отражает образ жизни, привычки и традиции.

Крестьянская семья жила в доме, который назывался избой.

Изба делилась на теплую, жилую часть дома и холодную (клеть) – место для хранения домашнего инвентаря, различной крестьянской утвари. Во дворе располагались амбары, сараи, постройки для скота.

Горницей называли чисто убранную половину избы. Сама изба сделана из бревен без единого гвоздя, в щели помещали мох, чтобы удерживать тепло.

Красным углом в горнице русского дома считался угол, в котором висела особая полочка с иконами – божница. Перед ней стоял обеденный стол, это почетное место в избе всегда располагалось по диагонали от печи. Не помолясь не начинали никакого дела. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

Печи отводилось главное место в доме, так как она согревала дом и на ней готовили еду.

Дом держится мужем, хозяином. Тепло, уют в нем держится женою, хозяйкой. Желанные взаимоотношения между обитателями дома – лад, мир, покой, любовь. Таковы были представления наших предков о доме и семье.


Ученик 5 класса:

Ребята, а какие пословицы о доме вы знаете?

(Помогает вспомнить пословицы).

Проводит конкурс для команд-

нужно составить пословицы, разбитые на части…

( от каждой команды по 3 человека, кто быстрее и правильнее восстановит части пословиц…)


Если хлеба ни куска…..так и в тереме тоска.

Хлеб-соль дружбу водит….а ссору выводит.

Хлеб да вода…..молодецкая еда.

Сколько не думай, а лучше….хлеба не придумаешь.

Пот на спине……так и хлеб на столе.



Ведущий -

Сказка это иль поверье

Хочешь верь,

Хочешь не верь нам

Только как гласит народ

Домовой в домах живет,

Домовой-домовушка,

Добрая головушка.



Ученица 5 класса рассказывает славянский миф о происхождении домового:

На Руси всегда верили в существование домового и считали его участником жизни крестьянина, защитником дома.

По преданию в давние времена дьявол восстал против Бога и к нему присоединились некоторые ангелы.

Разгневанный Бог послал архангела Гавриила с огненным мечом, и тот сбросил грешников с неба на землю. Падшие ангелы оказались в разных местах: кто на дворе или в доме, кто в овине или бане, а кто в лесу или поле. Вот и превратились они в домовых, банников, леших, полевых и других земных божков.

Домовой для славян – это дух дома. У него много имен:

Дедушка-суседушка, Кормилец, Доброжил, Доброхот, Братанушко, Хозяйнушко мохнатый.


Ведущий -

Он заботится, хлопочет,

Навести порядок хочет,

Он расчетлив, бережлив,

В меру строг он и ворчлив.

Любит дом, где все в согласье,

Где царят любовь и счастье.

Нерадивых же хозяев,

Лежебок, нерях, лентяев,

Всю подобную напасть

Он не любит просто страсть!
Ученик 5 класса проводит конкурс на внимание:

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно

Про славянский символ дома

Про него, про Домового.
Ребята, кто может описать образ Домового своими словами?

(Ученики описывают образ Домового, как они представили его себе…)
Следующий конкурс - «Загадки»:

( Ведущий читает загадки. Команды отгадывают…)

1. Кто в избе рогат (Ухват).

2. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

3.Четыре брата, под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны. (Стол)

4. Зелененький, маленький, по полу елозит, себя не занозит, обежал весь теремок, И опять встал в уголок. (Веник)

5. Стоит толстячок, подбоченив бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

6. В полотняной стране, по реке простыне, плывет пароход, то назад , то вперед. (Утюг )

7. Наша толстая Федора, наедается не скоро, но зато, когда сыта, от Федоры –теплота. (Печка)

8. В брюхе баня, в носу решето, на голове – купол, всего одна рука, и та на спине (Чайник)


Выходят ученицы 5 класса и поют частушки-

На веселое гулянье

Я пришла без ремешка

Девяносто песен знаю,

Еще дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками,

Я миленка поджидала

Часами и минутками.
Моя прялка не прядет,

Колесо не вертится,

Не дождаться милого,

Он наверно, сердится.


Все я песни перепела,

Одна песня на уме,

Эту песенку кому-то

Я спою наедине.


После выступления выходит ученик 5 класса:

Делу - время, потехе – час.

Ребята, давайте посмотрим, а как помогал по дому знакомый нам по мультфильму домовенок Кузя.

(показывается фрагмент мультфильма «Домовенок Кузя»).

После просмотра проводятся конкурсы для команд:

А теперь пришло время показать Домовому, какими хозяевами вы будете.


1конкурс: Приглашаются от команды по2 человека – девочка и мальчик.

На столе лежат слова с названиями предметов быта, относящемуся как к хозяину, так и к хозяйке. Необходимо соответственно выбрать мальчику - слова, относящиеся к хозяину, девочке – относящиеся к хозяйке.


2конкурс: Приглашаетcя девочка от каждой команды.

Для хозяек – кто быстрее перемотает клубок с нитками.



3конкурс: Приглашается мальчик каждой от команды.

Ученик 5 класса –

Наслышаны мы о мастерах –

Ловких и сноровистых.

Кто самый творческий у нас?

Узнаем в конкурсе смекалистых.


Для хозяина – на экране представлены различные инструменты. Надо по очереди говорить, что с их помощью можно сделать по дому. Побеждает тот, кто скажет последний.
Ведущий –
Пусть народные поверья

К вам в сердца откроют двери,

Будет дух вашего дома,

Милым, добрым и веселым.


Ведущие проводят заключительную часть игры.

«Портрет моего дома».

“Дом красится хозяином; каково на дому, таково и самому”, - говаривали наши предки.

У каждого дома – свой характер. В старину считалось, что «всякий дом хозяином держится». Дом всегда отражает характер и привычки семьи живущей в нем.

Постарайтесь составить «портрет» дома, где живет ваша семья таким, каким вы его любите, или таким, каким вы хотели бы его видеть.



И, конечно же, не забудьте нарисовать портрет домового – символа своего дома.

Ребятам раздаются подготовленные для этой работы листы.
В конце подводятся итоги игры.

Ведущие дарят классу маленького домового, сделанного учащимися 5 класса.


Литература:

  1. Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки.- М.: Художественная литература, 1988.

  2. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия.- М.: Просвещение, 1992.





Смотрите также:
Сценарий игры для начальных классов разработан на основе совместной работы учителя технологии и русского языка и литературы
58.77kb.
1 стр.
Инновационные методы обучения в условиях кредитно-модульной технологии подготовки будущего учителя начальных классов
58.84kb.
1 стр.
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 8 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
1334.05kb.
10 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 5 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
942.98kb.
4 стр.
Учителя русского языка и литературы первой категории
479.79kb.
3 стр.
Уроки литературы в 12 классе (12 летней школы) Из опыта работы учителя русского языка и литературы
231.19kb.
1 стр.
Перечень элективных курсов в 9 классе на 2012-2013 учебный год моу «сош с. Новая Порубежка»
133.52kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
2110.81kb.
9 стр.