Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Предлагаем вам совершить небольшую экскурсию на боевой корабль. Например, на крейсер. Начнем наше знакомство. На каждом корабле есть ряд боевых частей (БЧ) и служб. Первой такой частью является штурманская боевая часть, или сокращенно БЧ-1. Здесь выполняют приказы командира по изменению курса корабля. Специалисты этой боевой частей рассчитывают и прокладывают курс, обслуживают различные навигационные приборы: компасы, лаги (приборы, определяющие скорость корабля), эхолоты (показывающие глубину места), рулевые устройства и еще много других умных и сложных приборов. Это только кажется, что корабль по морю идет, как автобус по размеченной асфальтовой дороге с указателями. Попробуйте зайти в незнакомый лес и, не запоминая ориентиров, походить там 4-5 часов. В большинстве случаев вы даже не сможете показать (особенно когда солнце закрыто облаками), в какую сторону вам надо выходить. А в море еще сложнее, и плавают там месяцами, а вода или ветер все время незаметно относят корабль в сторону от курса. И опасностей в море хватает! Можно, потеряв ориентировку, или, как говорят моряки, свое место, налететь на подводную скалу, камни или сесть на мель. Легко попасть в жестокий шторм. Если же знать свое место и сводку метеопрогнозов, то всегда можно его обойти. Всеми этими вопросами занимаются штурманы. Можно еще упомянуть и о столкновениях. Каждый год сталкиваются друг с другом десятки кораблей. При огромных пространствах океанов кажется несколько странным, что им не хватает места для свободного расхождения. Однако это так! Штурман должен рассчитывать и предлагать командиру курсы, безопасные и удобные для плавания. Расчетом, прокладкой пути корабля, его непрерывным контролем и занимается БЧ-1. Главное для штурмана - всегда точно знать местоположение корабля. Когда идешь недалеко от берега, это просто. Оптическим пеленгатором по видимым береговым ориентирам (маякам, высоким приметным зданиям, по выделяющимся мысам и высотам) легко найти свое место. А вот далеко в море, в океане берег не увидишь в самую сильную оптику, да и радиолокационные станции не в силах помочь. Вот тогда выручают радиопеленгаторы. По существу, это радиоприемник. Но антенна его так устроена, что можно определить точное направление на источник сигнала, то есть на радиомаяк. Излучающие устройства на берегу работают непрерывно. От одной станции (маяка) можно получить одно направление, или, как говорят специалисты, линию положения. Обычно такие излучающие устройства ставят целыми цепями, чтобы можно было с любой точки океана получить несколько линий положения. Пересечение двух-трех таких линий и даст место корабля. Штурману очень много нужно знать и уметь. А знания эти основываются прежде всего на таких науках, как математика, астрономия, радиотехника. Для штурманской работы необходимы и определенные личные качества. Хорошим штурманом не сможет быть человек рассеянный, неаккуратный. Здесь в первую очередь необходим! внимательность, пунктуальность и, конечно же, чувство высокой ответственности. Много еще сложных приборов и хитроумных механизмов находится у штурманов. Одну из главных ролей при управлении кораблем играет рулевой, который управляет рулевыми устройствами корабля для удержания заданного курса и глубины движения. Этот специалист должен многое знать: назначение, принцип действия, устройство и правила использования навигационных приборов и инструментов, измерителей времени, приборов наблюдения за гидрометеорологической обстановкой; организацию службы времени и службы погоды, общие сведения по гидрометеорологии и океанографии; элементарные сведения по навигации и лоции; назначение и принцип действия рулевого устройства; международные правила предупреждения столкновения судов и многое другое. Большую часть времени рулевой проводит на ходовом мостике (центральном посту) корабля, непосредственно управляя рулевым механизмом и не имея возможности отвлекаться и отлучаться с боевого поста. Наиболее напряженные моменты возникают при сближениях и расхождениях со встречными судами, прохождении морских узостей и швартовке корабля. Для хорошего овладения данной профессией необходимы хорошая пространственная ориентировка, развитая зрительная память, устойчивость внимания, подвижность нервной системы, быстрая реакция на изменение окружающей обстановки, устойчивость к укачиванию, исполнительность и ответственность. Перейдем к носовой орудийной башне. У выходящих из нее матросов на боевом номере первая цифра - 2. Это артиллерийская боевая часть - огневая мощь корабля - БЧ-2. Поразить морскую цель гораздо сложнее береговой. Корабли движутся. Кроме того, действие морской стихии (качка, зыбь) мешает точности стрельбы. Чтобы обеспечить точность, нужны специальные приборы, которые располагаются в центральном посту управления артиллерийским огнем. Здесь определяются все данные о нахождении противника, его координаты, курс, скорость, дистанция. Получив эти данные, приборы рассчитывают, как надо установить орудие, чтобы снаряд попал в цель. Расчеты ведутся автоматически. Сведения о противнике поступают непрерывно. Каждую секунду независимо от того, стреляет орудие или нет, оно направлено точно в цель. Приборы управления стрельбой, как и другие важные механизмы, «спрятаны» глубоко внутри корабля. Это предохраняет их от повреждений во время боя. А если все-таки бомба, торпеда или снаряд повредят эти умные устройства? Значит, корабль не сможет стрелять по врагу? Нет, сможет! Здесь конструкторы соблюдают один из важнейших принципов создания военной техники - принцип живучести. Конструирование боевого корабля ведется так, что при выходе из строя одного устройства его можно заменить другим. Сломается какая-либо система - вместо нее будет выполнять ее функции другая. Это касается буквально каждого важного узла, прибора, агрегата. Поэтому в случае повреждения центральных приборов управления стрельбой их функции станут выполнять периферийные. Например, в артиллерийской башне есть все необходимые устройства для того, чтобы башня вела огонь самостоятельно. БЧ-3 - минно-торпедная боевая часть. На таких кораблях, как крейсер, минно-торпедная боевая часть обычно очень маленькая. Необходимый круг дел, относящийся к БЧ-3, здесь выполняет команда минеров и торпедистов. Специалисты торпедного вооружения приводят технику в боевую готовность, вводят в них необходимые данные, пуск, приведение техники в исходное положение. Профессионально важными для этих специалистов являются следующие качества: оперативная память, устойчивость и концентрация внимания, точность двигательных реакций, исполнительность. Итак, мы познакомились с тремя боевыми частями. Теперь давайте пройдемся по «владениям» боевой части связи (БЧ-4) и радиотехнической службы (РТС). Мы до этого называли только боевые части корабля. Их раньше было пять. Но с появлением в нашем флоте противолодочных крейсеров теперь создана еще и шестая боевая часть (БЧ-6), обслуживающая самолеты и вертолеты на борту корабля. Кроме боевых частей, есть подразделения, которые называют службами. Боевая часть связи и радиотехническая служба - очень близкие по своим техническим средствам подразделения. Это царство электроники. Множество антенн, расположенных на мачтах крейсера, принадлежат БЧ-4 и РТС. Давайте пройдем на корабельные посты связи. Без связи как без рук. Корабль отрезан от своих. Командование не может им управлять. Информация о противнике не поступает. Такой «немой» и «глухой» корабль будет быстро отправлен на дно. Предположим, корабль находится в Атлантике. В этом случае расстояние до своих берегов достигает нескольких тысяч миль. Легко представить, какие надо иметь мощные передатчики, чтобы держать связь с берегом, или, как говорят моряки, с береговым командным пунктом. А поддержание устойчивой связи абсолютно необходимо для боевой деятельности флота. Океан слишком обширен для того, чтобы действовать там вслепую, без информации. Уверенная связь помогает кораблям искать противника и выполнять боевую задачу. / На корабле места, где расположена какая-нибудь техника и обслуживающий ее личный состав, называются боевыми постами. Перед нами сравнительно небольшие устройства - приемники. Через них идут с берега все приказания, информация об обстановке в районе корабля и прочие важные данные. Для этого на берегу оборудуются мощные радиоцентры, работающие на корабли в море. Многокиловаттные передатчики генерируют электромагнитные волны, которые подаются на огромные антенные системы, посылающие радиосигналы на весь земной шар. Корабельные приемники всегда настроены на частоты берегового узла связи, и радисты круглосуточно несут приемную вахту в ожидании радиограмм с берега./ Передатчики же (они гораздо больше приемников) включаются только тогда, когда командир приказывает передать донесение. Работающий передатчик может быть запеленгован радиостанциями противника, и местонахождение корабля станет известно врагу. Поэтому военные корабли стремятся выходить в эфир только в самых необходимых случаях. Все донесения в радионаправлениях «берег -корабль» и «корабль - берег» зашифровываются. Радиотелеграфист - это специальность, которая требует и широких технических знаний, и высокой степени тренированности. Радист должен разбираться в сложных радиотехнических схемах и уметь работать на автоматизированных системах связи. Кроме этого, он должен все делать очень быстро, то есть укладываться в нормативы. А они очень жесткие. В зависимости от времени норматива, в которое укладывается радист, и его знаний ему присваивается квалификация специалиста 3-го, 2-го или 1-го класса. Классная квалификация на корабле присваивается не только радистам, но и специалистам всех БЧ и служб. Для успешного овладения специальностью радиотелеграфисту надо неплохо знать физику и математику. Кроме того, нужно быть очень организованным, дисциплинированным, хладнокровным, чтобы не теряться в сложной обстановке. А она у радиотелеграфистов не редкость. То эфир забит помехами, то прохождение сигналов плохое, а связь должна быть всегда бесперебойной. Особенностями деятельности радиотелеграфиста ВМФ являются: О обслуживание корабельных радиостанций различных систем; О радиоразведка в целях обеспечения устойчивого управления кораблем во всех видах боевой и повседневной деятельности; О частые деловые контакты с большим количеством лиц, осуществляемые по каналам радиосвязи, внутрикорабельным каналам связи и при непосредственном общении; О выполнение служебных обязанностей в закрытом помещении (на боевом посту) со строго ограниченным допуском других военнослужащих. Дополнительно флотский радиотелеграфист должен быть устойчив к укачиванию. Если без связи корабль «глух» и «нем», то без радиолокации и гидроакустики он «слеп». Электронные глаза корабля - его радиотехническая служба- выполняют функции наблюдения. В нее входят радиолокационные и гидроакустические станции наблюдения и разведки и некоторые другие приборы. Вот одна из радиолокационных станций. Она ведет наблюдение за надводной обстановкой. Когда корабль движется, его радиолокаторы непрерывно ведут поиск надводных и воздушных целей. Светится экран радиолокационной станции. Вращающийся узкий радиолуч совершает свои обороты синхронно с антенной, излучающей электромагнитные волны. Как только на пути этих волн появляются какие-либо цели (корабли, береговая черта, остров и т. д.), на экране появляется сигнал или очертания берега. По всему экрану идут концентрические окружности. По этим кольцах определяют расстояние до цели. На кораблях обычно устанавливается несколько радиолокационных станций (до 20). Одни для наблюдения, другие для управления стрельбой. У каждой свое назначение.
О слежение за показателями индикатора кругового обзора, других приборов, их считывание; О измерения на глаз; О проведение регламентных работ радиолокационных систем. Работа - однообразная, с преобладанием больших психических нагрузок в зоне интенсивного судоходства. Основными орудиями труда являются сложные технические устройства, контрольно-измерительная аппаратура, инструменты и приспособления, применяемые при техническом обслуживании и ремонте аппаратуры. Профессионально важными для радиометриста являются развитая долговременная память, умение концентрировать и быстро переключать внимание, способность точно определять линейные размеры (расстояния), быстрая реакция на зрительный раздражитель, устойчивость к укачиванию. Гидроакустика - это своего рода «подводная радиостанция». Она ведет поиск подводных целей. Принцип у них общий с радиолокацией - излученный ультразвуковой сигнал отражается от какой-либо цели и возвращается на экран, своей отметкой покрывая расстояние до цели. Гидроакустическая станция может работать в двух режимах: в режиме «эхо» и в режиме шумопеленгования (ШП), который основан на приеме шумов от движения корабля. Шумы эти производит главным образом корабельный винт. Чем сильнее скорость, тем быстрее вращается винт, и значит, дальше будет слышно этот корабль и на большем расстоянии можно его обнаружить. Надводный корабль, когда он прослушивает подводную обстановку в режиме «эхо», идет малыми ходами, так как шум собственных винтов, попадая в гидроакустические станции, создает большие помехи приему. Лучшим для корабля при поиске в режиме ШП будет движение «по принципу блохи»: быстрая скорость, остановка, прослушивание и опять скоростной прыжок. t Наиболее напряженные моменты в деятельности гидроакустика возникают при установлении контакта с надводным (подводным) объектом и при работе в условиях гидроакустических помех, создаваемых противником. Гидроакустик должен обладать следующими качествами: О выносливость и подвижность нервной системы; О малая зрительная утомляемость; О точное различение звука; О устойчивость к укачиванию. Специалисты боевых частей связи и радиотехнической службы должны хорошо разбираться в радиотехнике, электронном оборудовании и быть хорошими операторами. Непросто отсидеть несколько часов без движения, вслушиваясь в эфир или всматриваясь в экран. В рубке тесно, волны раскачивают корабль, а отвлечься нельзя ни на минуту: пропустишь противника или не примешь боевой приказ. Корабль не останавливается, когда наступает ночь, налетает снег или дождь, опускается туман. В любую погоду, днем и ночью он продолжает выполнять поставленную задачу. Он движется, а за обстановкой вокруг наблюдают радиометристы и гидроакустики. Если они хорошо подготовлены, то всегда своевременно обнаружат любую опасность. Их слово стоит первым в начале длинной цепочки действий, по которой приводится в движение весь корабль. «Шум винтов подводной лодки», - докладывает акустик. И все приходит в движение на корабле. Звучит сигнал тревоги - и весь экипаж занимает свои места. Все готовы к бою и ждут докладов акустика. Он один «видит» противника, от его мастерства зависит, чтобы подводная лодка не ускользнула. Служба в ВМФ, наряду с тем, что это замечательная школа мужества, выдержки, дисциплины и мастерства, позволяет овладеть теми специальностями, которые будут востребованы и в профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Например, знания и умения радиотелеграфиста и гидроакустика могут пригодиться для таких родственных гражданских профессий, как слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, монтажник радиоэлектронных приборов. Навыки рулевого очень могут пригодиться в будущем для водителя вездехода, машиниста бульдозера, экскаватора, тракториста. Минеры и торпедисты наверняка смогут найти себя в профессии аккумуляторщика, электромонтажника-наладчика, электрослесаря по ремонту электрических машин. Смотрите также: Военно-морской флот
104.81kb.
1 стр.
Фредерик Марриет Морской офицер Франк Мильдмей
5590.05kb.
24 стр.
Название книги: Умей оказать первую помощь
345.56kb.
1 стр.
К 90-летию Н. С. Мисюка
30.45kb.
1 стр.
Военно-морская контрразведка на русском Севере (1914-1917)
91.94kb.
1 стр.
Условия размещения
14.97kb.
1 стр.
Битвы столетней войны (1337-1453)
59.01kb.
1 стр.
1901 г. Выстроено специальное здание школы. Имя второго учителя – Виноградов С. Е., участник революции 1905-1907 г г., впоследствии редактор газеты моряков Балтийского флота, комиссар военно-морской академии в Ленинграда 1912 г
76.71kb.
1 стр.
Морской г. Алушта Отель Морской
47.44kb.
1 стр.
Руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. 2 Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе
67.62kb.
1 стр.
Джон Ф. Коутс Трирема вновь в открытом море Рис “Олимпия”
209.1kb.
1 стр.
План проведения месячника военно патриотической и оборонно-массовой работы 2012-2013 учебный год 126.9kb.
1 стр.
|