Главная
страница 1
Военно-морской флот

Предлагаем вам совершить небольшую экскурсию на боевой корабль. Например, на крейсер. Начнем наше знакомство.

На каждом корабле есть ряд боевых частей (БЧ) и служб. Первой такой частью является штурманская боевая часть, или сокращенно БЧ-1. Здесь выполняют приказы командира по изме­нению курса корабля. Специалисты этой боевой частей рассчитывают и прокладывают курс, об­служивают различные навигационные приборы: компасы, лаги (приборы, определяющие скорость корабля), эхолоты (показывающие глубину места), рулевые устройства и еще много других умных и сложных приборов. Это только кажется, что корабль по морю идет, как автобус по размеченной асфальтовой дороге с указателями. Попробуйте зайти в незнакомый лес и, не запоминая ориентиров, походить там 4-5 часов. В большинстве случаев вы даже не сможе­те показать (особенно когда солнце закрыто обла­ками), в какую сторону вам надо выходить. А в море еще сложнее, и плавают там месяцами, а вода или ветер все время незаметно относят корабль в сторону от курса.

И опасностей в море хватает! Можно, потеряв ориентировку, или, как говорят моряки, свое мес­то, налететь на подводную скалу, камни или сесть на мель. Легко попасть в жестокий шторм. Если же знать свое место и сводку метеопрогнозов, то всегда можно его обойти. Всеми этими вопроса­ми занимаются штурманы. Можно еще упомянуть и о столкновениях. Каждый год сталкиваются друг с другом десятки кораблей. При огромных про­странствах океанов кажется несколько странным, что им не хватает места для свободного расхож­дения. Однако это так!



Штурман должен рассчитывать и предлагать командиру курсы, безопасные и удобные для пла­вания. Расчетом, прокладкой пути корабля, его непрерывным контролем и занимается БЧ-1.

Главное для штурмана - всегда точно знать местоположение корабля. Когда идешь недалеко от берега, это просто. Оптическим пеленгатором по видимым береговым ориентирам (маякам, высоким приметным зданиям, по выделяющим­ся мысам и высотам) легко найти свое место. А вот далеко в море, в океане берег не увидишь в самую сильную оптику, да и радиолокационные станции не в силах помочь. Вот тогда выручают радиопеленгаторы.

По существу, это радиоприемник. Но антенна его так устроена, что можно определить точное направление на источник сигнала, то есть на ра­диомаяк. Излучающие устройства на берегу ра­ботают непрерывно. От одной станции (маяка) можно получить одно направление, или, как гово­рят специалисты, линию положения. Обычно та­кие излучающие устройства ставят целыми це­пями, чтобы можно было с любой точки океана получить несколько линий положения. Пересече­ние двух-трех таких линий и даст место корабля. Штурману очень много нужно знать и уметь. А знания эти ос­новываются прежде всего на таких науках, как математика, астрономия, радиотехника. Для штурманской работы не­обходимы и определен­ные личные качества. Хорошим штурманом не сможет быть человек рассеянный, неаккурат­ный. Здесь в первую очередь необходим! внимательность, пункту­альность и, конечно же, чувство высокой ответ­ственности. Много еще сложных приборов и хит­роумных механизмов находится у штурманов.

Одну из главных ролей при управлении кораб­лем играет рулевой, который управляет рулевыми устройствами корабля для удержания заданного курса и глубины движения. Этот специалист дол­жен многое знать: назначение, принцип действия, устройство и правила использования навигацион­ных приборов и инструментов, измерителей вре­мени, приборов наблюдения за гидрометеороло­гической обстановкой; организацию службы вре­мени и службы погоды, общие сведения по гидрометеорологии и океанографии; элементарные сведения по навигации и лоции; назначение и прин­цип действия рулевого устройства; международ­ные правила предупреждения столкновения судов и многое другое.

Большую часть времени рулевой проводит на ходовом мостике (центральном посту) корабля, непосредственно управляя рулевым механизмом и не имея возможности отвлекаться и отлучаться с боевого поста.

Наиболее напряженные моменты возникают при сближениях и расхождениях со встречными судами, прохождении морских узостей и швартов­ке корабля.

Для хорошего овладения данной профессией необходимы хорошая пространственная ориенти­ровка, развитая зрительная память, устойчивость внимания, подвижность нервной системы, быст­рая реакция на изменение окружающей обстанов­ки, устойчивость к укачиванию, исполнительность и ответственность.

Перейдем к носовой орудийной башне. У вы­ходящих из нее матросов на боевом номере пер­вая цифра - 2. Это артиллерийская боевая часть - огневая мощь корабля - БЧ-2.

Поразить морскую цель гораздо сложнее бе­реговой. Корабли движутся. Кроме того, действие морской стихии (качка, зыбь) мешает точности стрельбы. Чтобы обеспечить точность, нужны специальные приборы, которые располагаются в центральном посту управления артиллерийским огнем. Здесь определяются все данные о нахож­дении противника, его координаты, курс, скорость, дистанция. Получив эти данные, приборы рассчи­тывают, как надо установить орудие, чтобы сна­ряд попал в цель. Расчеты ведутся автоматичес­ки. Сведения о противнике поступают непрерывно. Каждую секунду независимо от того, стреляет орудие или нет, оно направлено точно в цель.

Приборы управления стрельбой, как и другие важные механизмы, «спрятаны» глубоко внутри корабля. Это предохраняет их от повреждений во время боя.

А если все-таки бомба, торпеда или снаряд повредят эти умные устройства? Значит, корабль не сможет стрелять по врагу? Нет, сможет! Здесь конструкторы соблюдают один из важнейших принципов создания военной техники - принцип живучести. Конструирование боевого корабля ве­дется так, что при выходе из строя одного уст­ройства его можно заменить другим. Сломается какая-либо система - вместо нее будет выпол­нять ее функции другая. Это касается буквально каждого важного узла, прибора, агрегата. Поэто­му в случае повреждения центральных приборов управления стрельбой их функции станут выпол­нять периферийные. Например, в артиллерийской башне есть все необходимые устройства для того, чтобы башня вела огонь самостоятельно. БЧ-3 - минно-торпедная боевая часть. На та­ких кораблях, как крейсер, минно-торпедная бое­вая часть обычно очень маленькая. Необходимый круг дел, относящийся к БЧ-3, здесь выполняет команда минеров и торпедистов. Специалис­ты торпедного вооружения приводят технику в бо­евую готовность, вводят в них необходимые дан­ные, пуск, приведение техники в исходное поло­жение. Профессионально важными для этих специалистов являются следующие качества: опе­ративная память, устойчивость и концентрация внимания, точность двигательных реакций, испол­нительность. Итак, мы познакомились с тремя боевыми ча­стями. Теперь давайте пройдемся по «владени­ям» боевой части связи (БЧ-4) и радиотехничес­кой службы (РТС). Мы до этого называли только боевые части корабля. Их раньше было пять. Но с появлением в нашем флоте противолодочных крейсеров теперь создана еще и шестая боевая часть (БЧ-6), обслуживающая самолеты и верто­леты на борту корабля. Кроме боевых частей, есть подразделения, которые называют службами. Боевая часть связи и радиотехническая служба - очень близкие по своим техническим средствам подразделения. Это царство электроники. Множе­ство антенн, расположенных на мачтах крейсера, принадлежат БЧ-4 и РТС. Давайте пройдем на корабельные посты связи.

Без связи как без рук. Корабль отрезан от сво­их. Командование не может им управлять. Инфор­мация о противнике не поступает. Такой «немой» и «глухой» корабль будет быстро отправлен на дно.

Предположим, корабль находится в Атланти­ке. В этом случае расстояние до своих берегов достигает нескольких тысяч миль. Легко предста­вить, какие надо иметь мощные передатчики, что­бы держать связь с берегом, или, как говорят моряки, с береговым командным пунктом. А под­держание устойчивой связи абсолютно необходи­мо для боевой деятельности флота. Океан слиш­ком обширен для того, чтобы действовать там вслепую, без информации. Уверенная связь помо­гает кораблям искать противника и выполнять боевую задачу.

/ На корабле места, где расположена какая-ни­будь техника и обслуживающий ее личный со­став, называются боевыми постами. Перед нами сравнительно небольшие устройства - приемни­ки. Через них идут с берега все приказания, ин­формация об обстановке в районе корабля и про­чие важные данные. Для этого на берегу обору­дуются мощные радиоцентры, работающие на корабли в море. Многокиловаттные передатчи­ки генерируют электромагнитные волны, кото­рые подаются на огромные антенные системы, посылающие радиосигналы на весь земной шар.

Корабельные приемники всегда настроены на частоты берегового узла связи, и радисты круг­лосуточно несут приемную вахту в ожидании ра­диограмм с берега./

Передатчики же (они гораздо больше прием­ников) включаются только тогда, когда командир приказывает передать донесение. Работающий

передатчик может быть запеленгован радиостан­циями противника, и местонахождение корабля станет известно врагу. Поэтому военные корабли стремятся выходить в эфир только в самых необ­ходимых случаях.

Все донесения в радионаправлениях «берег -корабль» и «корабль - берег» зашифровываются.



Радиотелеграфист - это специальность, ко­торая требует и широких технических знаний, и высокой степени тренированности. Радист должен разбираться в сложных радиотехнических схемах и уметь работать на автоматизированных систе­мах связи. Кроме этого, он должен все делать очень быстро, то есть укладываться в нормати­вы. А они очень жесткие. В зависимости от вре­мени норматива, в которое укладывается радист, и его знаний ему присваивается квалификация специалиста 3-го, 2-го или 1-го класса. Классная квалификация на корабле присваивается не толь­ко радистам, но и специалистам всех БЧ и служб.

Для успешного овладения специальностью радиотелеграфисту надо неплохо знать физику и математику. Кроме того, нужно быть очень орга­низованным, дисциплинированным, хладнокров­ным, чтобы не теряться в сложной обстановке. А она у радиотелеграфистов не редкость. То эфир забит помехами, то прохождение сигналов пло­хое, а связь должна быть всегда бесперебойной. Особенностями деятельности радиотелеграфи­ста ВМФ являются:

О обслуживание корабельных радиостанций

различных систем; О радиоразведка в целях обеспечения устой­чивого управления кораблем во всех видах боевой и повседневной деятельности; О частые деловые контакты с большим количеством лиц, осуществляемые по каналам радиосвязи, внутрикорабельным каналам связи и при непосредственном общении; О выполнение служебных обязанностей в зак­рытом помещении (на боевом посту) со строго ограниченным допуском других во­еннослужащих.

Дополнительно флотский радиотелегра­фист должен быть устойчив к укачиванию. Если без связи корабль «глух» и «нем», то без радиолокации и гидроакустики он «слеп».

Электронные глаза корабля - его радио­техническая служба- выполняют функции наблюдения. В нее входят радиолокацион­ные и гидроакустические станции наблю­дения и разведки и некоторые другие при­боры.

Вот одна из радиолокационных станций. Она ведет наблюдение за надводной обста­новкой. Когда корабль движется, его радио­локаторы непрерывно ведут поиск надвод­ных и воздушных целей. Светится экран ра­диолокационной станции. Вращающийся узкий радиолуч совершает свои обороты синхронно с антенной, излучающей элект­ромагнитные волны. Как только на пути этих волн появляются какие-либо цели (ко­рабли, береговая черта, остров и т. д.), на экране появляется сигнал или очертания берега.

По всему экрану идут концентрические окружности. По этим кольцах определяют расстояние до цели.

На кораблях обычно устанавливается несколько радиолокационных станций (до 20). Одни для наблюдения, другие для управле­ния стрельбой. У каждой свое назначение.

Радиометрист является специалистом по об­служиванию радиолокационных станций. Особен­ностями деятельности радиометриста являются:

О слежение за показателями индикатора круго­вого обзора, других приборов, их считывание;

О измерения на глаз;

О проведение регламентных работ радиоло­кационных систем.

Работа - однообразная, с преобладанием больших психических нагрузок в зоне интенсив­ного судоходства. Основными орудиями труда являются сложные технические устройства, кон­трольно-измерительная аппаратура, инструменты и приспособления, применяемые при техническом обслуживании и ремонте аппаратуры. Профессионально важными для радиометриста являются развитая долговременная память, уме­ние концентрировать и быстро переключать вни­мание, способность точно определять линейные размеры (расстояния), быстрая реакция на зри­тельный раздражитель, устойчивость к укачива­нию.

Гидроакустика - это своего рода «подводная радиостанция». Она ведет поиск подводных це­лей. Принцип у них общий с радиолокацией - из­лученный ультразвуковой сигнал отражается от какой-либо цели и возвращается на экран, своей отметкой покрывая расстояние до цели.

Гидроакустическая станция может работать в двух режимах: в режиме «эхо» и в режиме шумопеленгования (ШП), который основан на при­еме шумов от движения корабля. Шумы эти про­изводит главным образом корабельный винт. Чем сильнее скорость, тем быстрее вращается винт, и значит, дальше будет слышно этот ко­рабль и на большем расстоянии можно его обнаружить.

Надводный корабль, когда он прослушивает подводную обстановку в режиме «эхо», идет ма­лыми ходами, так как шум собственных вин­тов, попадая в гидроакустические станции, со­здает большие помехи приему. Лучшим для ко­рабля при поиске в режиме ШП будет движение «по принципу блохи»: быстрая скорость, оста­новка, прослушивание и опять скоростной пры­жок. t Наиболее напряженные моменты в деятель­ности гидроакустика возникают при установ­лении контакта с надводным (подводным) объектом и при работе в условиях гидроакустических помех, создаваемых противником.


Гидроакустик должен обладать следующими качествами:

О выносливость и подвижность нервной сис­темы;

О малая зрительная утомляемость;

О точное различение звука;

О устойчивость к укачиванию.

Специалисты боевых частей связи и радиотех­нической службы должны хорошо разбираться в радиотехнике, электронном оборудовании и быть хорошими операторами. Непросто отсидеть не­сколько часов без движения, вслушиваясь в эфир или всматриваясь в экран. В рубке тесно, волны раскачивают корабль, а отвлечься нельзя ни на минуту: пропустишь противника или не примешь боевой приказ.



Корабль не останавливается, когда наступает ночь, налетает снег или дождь, опускается туман. В любую погоду, днем и ночью он продолжает выполнять поставленную задачу. Он движется, а за обстановкой вокруг наблюдают радиометрис­ты и гидроакустики. Если они хорошо подготов­лены, то всегда своевременно обнаружат любую опасность. Их слово стоит первым в начале длин­ной цепочки действий, по которой приводится в движение весь корабль. «Шум винтов подводной лодки», - докладывает акустик. И все приходит в движение на корабле. Звучит сигнал тревоги - и весь экипаж занимает свои места. Все готовы к бою и ждут докладов акустика. Он один «видит» противника, от его мастерства зависит, чтобы подводная лодка не ускользнула.

Служба в ВМФ, наряду с тем, что это замеча­тельная школа мужества, выдержки, дисциплины и мастерства, позволяет овладеть теми специаль­ностями, которые будут востребованы и в профес­сиональной деятельности в различных отраслях на­родного хозяйства. Например, знания и умения ра­диотелеграфиста и гидроакустика могут пригодиться для таких родственных гражданских профессий, как слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, монтажник радиоэлектрон­ных приборов. Навыки рулевого очень могут при­годиться в будущем для водителя вездехода, ма­шиниста бульдозера, экскаватора, тракториста. Минеры и торпедисты наверняка смогут найти себя в профессии аккумуляторщика, электромонтажни­ка-наладчика, электрослесаря по ремонту электри­ческих машин.


Смотрите также:
Военно-морской флот
104.81kb.
1 стр.
Фредерик Марриет Морской офицер Франк Мильдмей
5590.05kb.
24 стр.
Название книги: Умей оказать первую помощь
345.56kb.
1 стр.
К 90-летию Н. С. Мисюка
30.45kb.
1 стр.
Военно-морская контрразведка на русском Севере (1914-1917)
91.94kb.
1 стр.
Условия размещения
14.97kb.
1 стр.
Битвы столетней войны (1337-1453)
59.01kb.
1 стр.
1901 г. Выстроено специальное здание школы. Имя второго учителя – Виноградов С. Е., участник революции 1905-1907 г г., впоследствии редактор газеты моряков Балтийского флота, комиссар военно-морской академии в Ленинграда 1912 г
76.71kb.
1 стр.
Морской г. Алушта Отель Морской
47.44kb.
1 стр.
Руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. 2 Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе
67.62kb.
1 стр.
Джон Ф. Коутс Трирема вновь в открытом море Рис “Олимпия”
209.1kb.
1 стр.
План проведения месячника военно патриотической и оборонно-массовой работы 2012-2013 учебный год
126.9kb.
1 стр.