Главная
страница 1страница 2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и финансов

Кафедра экономической теории


Методическая разработка

по дисциплине «Институциональная экономика»

для проведения семинарских занятий

и организации самостоятельной работы студентов,

обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

Казань 2012

Составители: к.э.н., доц. Бодров О.Г.

к.э.н., ст. преп. Иванова Н.В.

к.э.н., доц. Рудалева И.А.

Рецензенты: к.э.н., доц. Северьянов О.И.

к.э.н., ст. преп. Ишмуратов Р.Р.


Обсуждена на заседании кафедры микроэкономики 23 мая 2012 г., протокол № 7
Утверждена Учебно-методической комиссией института, протокол № 8 от 16 октября 2012 г.
Содержание

Введение 4

Тема 1.Неоинституциональная экономическая теория: институты

в экономическом анализе 7

Тема 2. Теория трансакционных издержек 18

Тема 3.Экономическая теория прав собственности 28

Тема 4. Теория внешних эффектов и теорема Коуза 33

Тема 5. Теория контрактов 36

Тема 6. Контрактная природа фирмы 44

Тема 7. Логика экономической организации 47

Тема 8. Институциональная структура экономики и

институциональные изменения 51

Тема 9. Государство в неоинституциональной экономической теории 54

Задания для контроля самостоятельной работы студентов 57

Приложение 1 60


Введение

Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» и состоит из двух частей: первая часть включает в себя детализацию семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, вторая часть посвящена заданиям для контроля над самостоятельной работой студентов.

Семинарские занятия по дисциплине «Институциональная экономика» проводятся с целью усвоения и систематизация знаний об основных организационных формах и видах институционального устройства, а так же их воздействии на результаты экономической деятельности. Каждая тема разработки содержит перечень основных вопросов темы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и список литературы, рекомендуемой к изучению. Ответы на предлагаемые к каждой теме контрольные вопросы и задания служат критерием оценки качества усвоения теоретического материала, готовятся студентами самостоятельно и проверяются преподавателем на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов является важнейшим элементом новых образовательных технологий, необходимым условием формирования профессиональных навыков, одним из способов обеспечения нового международного стандарта образования.

Подготовка к семинару является важной частью самостоятельной работы. Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме, на начальном этапе самостоятельной работы, студент должен подробно изучить основные вопросы темы, их последовательность, список рекомендуемой литературы, повторить материал лекции. Следующий этап самостоятельной работы – изучение темы семинара по учебникам и учебным пособиям. Это необходимо, так как в них ряд вопросов раскрыт более подробно, чем на лекции. Кроме того, важно придерживаться рекомендуемого списка литературы, так как он соответствует программе курса и в других учебниках отдельные вопросы могут просто не раскрываться, или быть упрощенными или неправильными с позиций сегодняшнего дня. При изучении конкретной темы по учебнику принципиальное значение имеет умение правильно читать текст. В процессе чтения необходимо вырабатывать самостоятельные суждения, принимая или отвергая те идеи, которые изложены в учебниках. При этом следует остерегаться пустых отрицаний, нужно приводить аргументы, демонстрируя на семинарах умение подтверждать свою позицию фактами, авторитетными соображениями специалистов. Наряду с основным материалом при подготовке к семинару можно пользоваться дополнительными источниками: специальной научной, научно-популярной, справочной, публицистической литературой, а также материалами, размещенными в глобальной сети Интернет, статьями из периодических изданий. Это определяющий этап самостоятельной работы, он очень сложен и важен, так как самостоятельные суждения по изучаемой проблеме формируются именно здесь, в том числе и в умении студента работать с научной литературой. После изучения основной и дополнительной литературы по конкретной теме наступает самый творческий этап процесса подготовки к семинарским занятиям – самостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окончательно осваивается материал, информация приобретает форму знаний, а продолжение этого процесса приводит к формированию выводов.

Завершающий этап подготовки к семинарам – ответы на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы, которые помогут правильно осмыслить изученный материал и проверить приобретенные знания. Очень важно самостоятельно выполнить все задания, только такой подход дает возможность стать грамотным, современно мыслящим специалистом.

Если пройдены все этапы самостоятельной работы, то на семинаре студенты смогут углубить понимание темы, задавая содержательные вопросы, отвечая на контрольные вопросы и вопросы других студентов, участвуя в дискуссии по различным научным проблемам, решая задачи и выполняя упражнения, готовя доклады и принимая участие в их обсуждении.

Во второй части методической разработки в качестве заданий для проверки качества самостоятельного освоения студентами дисциплины предлагаются подготовка презентаций, в тематику которых включены основные и наиболее сложные в самостоятельном изучении темы. Цель выполнения презентаций по институциональной экономике состоит в закреплении и углублении знаний, полученных в ходе лекций и семинаров, самостоятельной работы, отработке практических навыков студентов по решению конкретных хозяйственных задач и проблем, рассматриваемых в курсе «Институциональная экономика», а также в индивидуальном контроле со стороны преподавателя за процессом обучения каждого студента.

Для контроля над самостоятельной работой предлагается 32 темы презентаций. Предполагается, что каждый студент обязан подготовить 1 презентацию по выбранной тематике. Тема предварительно согласовывается с преподавателем. При сдаче презентации оценивается степень самостоятельности работы, полнота предоставления фактического материала, достаточная для исследования поставленной проблемы, уровень практических рекомендаций, оформление работы, исполнение сроков предоставления проектов, способность отвечать на вопросы преподавателя. Требования к содержанию и оформлению презентаций приводятся в конце методического пособия в Приложении 1.

Часть 1. Задания для семинарских, практических занятий и самостоятельной работы

Тема 1. Неоинституциональная экономическая теория: институты в экономическом анализе (3 занятия)

Занятие 1



Вопросы для обсуждения

1.Причины и необходимость возникновения институциональной экономической теории, её цели и задачи.

2.Сравнительная характеристика классического институционализма и неоинституциональной экономической теории.

3.Понятие институтов, их структурное содержание и роль в экономической системе.

4.Анализ институтов как решений проблем координации и кооперации. Сущность и взаимосвязь формальных и неформальных институтов.
Контрольные вопросы

1. Причины возникновения институционализма.

2. Объект изучения институционализма.

3. Задачи институционализма.

4.Что общего и в чем различие между неоинституциональной экономической теорией и неоклассической теорией?

5.Сущность института.

6.Основные черты институтов. Пример института.

7. Основные функции институтов. Примеры реализации функций институтов.

8. Отличия формального института от неформального.

9. Экономические институты, решающие проблему координации.

10. Конфликт формального и неформального института: сущность, причины, примеры.

11. Сущность понятия «экономического империализма» по Г. Беккеру.

12.Суть принципа методологического индивидуализма.
Задания для самостоятельной работы

1.Назовите основные отличия традиционного и современного институционализма. Проанализируйте один из институтов, например, институт семьи, на основе двух подходов.

2. Сравните понятия полной и неполной рациональности. Приведите пример из вашего повседневного опыта потребителей.

3. Охарактеризуйте «проблему безбилетника». Приведите экономический пример.

4.Определите, являются ли институтом Правила дорожного движения? (Аргументируйте ответ)
Рекомендуемая литература

1. Балацкий Е. Нечеткие институты, культура населения и институциональная энтропия / Е. Балацкий // Общество и экономика. - 2007.- № 5/6. - С.37-53.

2. Бесси К. Институты и экономическая теория конвенций // К. Беси, О. Фавро // Вопросы экономики. – 2010. - №7. – С. 12-38.

3. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности / Т. Веблен // Вопросы экономики. - 2007.-№ 7. - С. 86-98.

4. Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики / В. Ефимов // Вопросы экономики. - 2007. - № 8. - С. 49-67.

5.Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 5-53.

6. Иншаков О. Эволюционная перспектива экономического институционализма // Вопросы экономики. – 2010. - №9. – С. 63-77.

7. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике – 2009 / Р.И. Капелюшников // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 14. №1. – С. 12-70.

8. Кузьминов Я. За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире (Нобелевская премия по экономике 2009 года – Оливер Уильямсон и Элинор Остром) / Я. Кузьминов, М. Юдкевич // Вопросы экономики. – 2010. - № 1. - С. 82-98.

9. Кузьминов Я.И. Курс институциоанльной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник / Я.И. Кузьминов, К.А. Бенукидзе, М.М. Юдкевич. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. - Гл. 1-2.

10. Макаренко Б.И. Российский политический строй: опыт неоинституционального анализа / Б.И. Макаренко // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. -№2. - С. 32-42.

11. Нуреев Р. Торнстейн Веблен: взгляд из XXI века / Р. Нуреев // Вопросы экономики. -2007. - №7. -С. 73-85.

12.Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие/ - М.:ИНФРА-М, 2007. - Лекция1-2.

13. Полищук Л. Нецелевое использование институтов: причины и следствия / Л. Полищук // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 28-44.

14. Попов Е. Современные российский институционализм: к продолжению дискуссии // Вопросы экономики. – 2010. – №2. – С. 103-116.

15. Серл Дж. Что такое институт? / Дж. Серл // Вопросы экономики. - 2007. -№ 8. - С. 5-27.

16. Тамбовцев В.Л. Перспективы экономического империализма / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2008. - № 5. – С. 129-136.

17. Ходжсон Дж. Что такое институты? / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. -2007. - № 8. - Стр. 28-48.

18. Ходжсон Дж. Институты и индивиды: взаимодействие и эволюция / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. - 2008. -№ 8. - Стр. 45-60.

19.Худокормов А. Амартья Сен - представитель левореформистского направления современной институциональной теории ( о творчестве индийского экономиста- лауреата Нобелевской премии по экономике) / А. Худокормов // Российский экономический журнал. - 2008. - № 5/6. - С. 45-69.

20. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2010. – Гл. 1-5.
Занятие 2

Вопросы для обсуждения


  1. Ограниченная и органическая рациональность - черты поведения: поиск внутренних причин для выбора, эффект постановки проблемы.

  2. Виды и причины несовершенства информации.

  3. Понятие, механизмы формирования, развития и конкуренции рутин. Технологические и отношенческие рутины.


Контрольные вопросы

  1. Общее и различие полной, ограниченной и процедурной рациональности.

  2. Роль ограниченной рациональности в формировании институтов организации.

  3. Области применения совершенной рациональности.

  4. Полная и неполная рациональность. Пример из Вашего повседневного опыта потребителей.

  5. Системы поддержки принятия решений в онтологической модели ситуации.

  6. Объективные и субъективные причины несовершенства информации.

  7. Механизм взаимосвязи рутин и рисков.

  8. Организационные рутины, обеспечивающие защиту от нерационального поведения экономических агентов.

  9. Источники формирования и развития рутин частнопредпринимательской фирмы.


Задания для самостоятельной работы

1.Продумайте, является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя? (Аргументируйте ответ)

2.Определите, являются ли действия среднего студента при подготовке к экзамену иллюстрацией модели неполной рациональности? (Аргументируйте ответ)

3.Как представители экономического мейнстрима объясняют идею «социальных предпочтений» с учетом мотивов отсутствия эгоизма, «заботы о других», кооперации? (Аргументируйте ответ)

4. В чем заключается проблема, связанная с формализмом в экономической науке?

5. Раскройте через призму адаптивной рациональности действия групп специальных интересов как институциональных инноваторов.

6. Проанализируйте внутриорганизационное поведение администрации, преподавателей или студентов К(П)ФУ в контексте адаптивной рациональности.
Рекомендуемая литература


  1. Баев И.А., Климов Б.О. Моделирование оппортунистического поведения менеджеров промышленного предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2009. - № 29. - С.63-65.

  2. Балацкий Е. Нечеткие институты, культура населения и институциональная энтропия / Е. Балацкий // Общество и экономика. - 2007.- № 5/6. - С.37-53.

  3. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности / Т. Веблен // Вопросы экономики. - 2007.-№ 7. - С. 86-98.

  4. Виттих В.А. Парадигма ограниченной рациональности принятия решений // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2010. - №2/3. – С. 23-31.

  5. Вольчик В.В. Адаптивная рациональность и экономическое поведение в эволюционном контексте // Terra Economicus. – 2011. – Т.9. - №4. – С. 54-64.

  6. Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики / В. Ефимов // Вопросы экономики. - 2007. - № 8. - С. 49-67.

  7. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 5-53.

  8. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник / Я.И. Кузьминов, К.А. Бенукидзе, М.М. Юдкевич. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. - Гл. 1-2.

  9. Макаренко Б.И. Российский политический строй: опыт неоинституционального анализа / Б.И. Макаренко // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №2. - С. 32-42.

  10. Нуреев Р. Торнстейн Веблен: взгляд из XXI века / Р. Нуреев // Вопросы экономики. -2007. - №7. -С. 73-85.

  11. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие/ - М.:ИНФРА-М, 2009. – С. 58-63, 378-387.

  12. Раквиашвили А.А. Эволюция концепции рациональности в экономической теории // Журнал экономической теории. – 2010. - №1. – С. 5.

  13. Сухарев О.С. Основы институциональной и эволюционной экономики: курс лекций / О.С.Сухарев. - М.: Высшая школа, 2008. - С. 162-167.

  14. Ходжсон Д. Эволюционная и институциональная экономика как новый мейнстрим? // Terra Economicus. – 2008. – Т. 6. - №2. – С. 8-21.

  15. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2010. – Гл. 1-5.

Занятие 3



Вопросы для обсуждения

  1. Сущность и причины возникновения оппортунистического поведения.

  2. Особенности и виды оппортунизма в России

  3. Оппортунистическая ловушка: оппортунизм работников и администрации фирмы.

  4. Корпоративная культура фирмы. Правила мотивации сотрудников.


Контрольные вопросы

  1. Эндогенный и экзогенный оппортунизм.

  2. Условия возникновения оппортунистического поведения.

  3. Последствия оппортунизма.

  4. Критерии оппортунистического поведения управленческого персонала.

  5. Варианты преодоления риска возникновения и негативных последствий оппортунистического поведения.

  6. Взаимосвязь угрозы оппортунизма с наличием специфических инвестиций.

  7. Имидж и деловая репутация фирмы как инструмент предотвращения оппортунизма.

  8. Причинно-следственные связи основных составляющих мотивации (экономическая, профессиональная, карьерная, моральная) и оппортунистического поведения сотрудников фирмы (менеджеров и сотрудников).



Задания для самостоятельной работы

1. Продумайте, каким образом можно оценить потери экономического субъекта от оппортунистического поведения его сотрудников. Ответ представьте в письменном виде.

2. Американский социолог И. Гофман считает, что вокруг руководителей организаций складываются особые «команды», внутри которых неформальные отношения имеют не меньшее значение, чем формальные. Одной из основных задач такой команды является трансляция нижестоящему персоналу нужных норм и ценностей. Для этого члены такой команды, кроме исполнения своих прямых функциональных обязанностей, должны постоянно «представлять» себя в определенном свете: как носителей необходимой корпоративной этики, как постоянно заботящихся об общих ценностях компании и т. п. Но под этим лежат явные или неявные конвенции «командного сговора» и «веры в исполняемую партию». При этом далеко не всегда демонстрируемые и пропагандируемые членами команды корпоративные нормы и ценности в действительности являются их личными убеждениями. Также у такой команды обычно есть секреты от рядовых сотрудников, которые известны лишь членам команды и охраняются ими сообща.

Задание: На основе изложенного материала определите тип оппортунизма, причины его возникновения, альтернативные механизмы его предотвращения. Ответ представьте в письменном виде (эссе).

3. Кейс-анализ «Предпосылки и последствия оппортунистического поведения».

Содержание экономической ситуации:

Объективные возможности для оппортунистического поведения существуют практически всегда. Склонность конкретного экономического агента использовать эти возможности зависит от того, насколько высоко он оценивает выгодность добросовестного исполнения обязательств по сравнению с выгодами оппортунизма. На оценку выгодности добросовестного поведения влияют:

– неотвратимость и жесткость наказания за оппортунистическое поведение – штрафа, исключения из «игры» или общего перехода к некооперативному по-

ведению;


– размер выигрыша от кооперации в сопоставлении с выигрышем других партнеров. Известно, что особую склонность к оппортунизму проявляют малые партнеры, которые получают от кооперации и теряют при ее разрыве меньше, чем крупные;

– ожидаемая продолжительность взаимодействия – хорошо известен эффект «конца игры», когда партнеры начинают нарушать свои обязательства на последних этапах проекта; препятствием к оппортунизму в данном случае является бесконечность или неизвестное сторонам количество повторений игры;

– коэффициент дисконтирования (обесценивания) будущих результатов – если он высок, то длительная кооперация невозможна;

– доля оппортунистов – оппортунист будет выигрывать, пока у него не появится много последователей; чем больше оппортунистов, тем меньше уверенность, что партнер также не окажется таким, и меньше доля прибыли, которая достается каждому оппортунисту.

Несмотря на то, что выигрыш конкретного оппортуниста при росте их доли снижается, общие стимулы к оппортунистическому поведению в этом случае растут – вплоть до того, что кооперативное поведение начинает выглядеть глупостью;

– уровень общественного доверия, характерный для конкретной культуры.

Существует, по меньшей мере, три негативных последствия оппортунистических проявлений:

– во-первых, оппортунизм пронизывает любые формы взаимодействия субъектов рыночной экономики;

– во-вторых, оппортунизм порождает огромные трансакционные издержки по защите от него;

– в-третьих, индивидуальная защита от оппортунизма является необычайно сложной и дорогостоящей.



Задание: На основе изложенного материала оцените предпосылки и возможные последствия (исходы) оппортунизма в случае прохождения студентом производственной практики, временного трудоустройства во время каникул, совмещения учебы и работы (на выбор студента).

Форма контроля и критерии оценки: Выполненное задание представляется на семинарском занятии в письменном виде и форме доклада (выборочно) и оценивается по пятибалльной шкале.

4. На основе корреляционно-регрессионного анализа определите взаимосвязь различных (на выбор студента) форм оппортунистического поведения и результативность хозяйственной деятельности.
Рекомендуемая литература


  1. Баев И.А., Климов Б.О. Моделирование оппортунистического поведения менеджеров промышленного предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2009. - № 29. - С. 63-65.

  2. Бас А.В. Оппортунистическое поведение хозяйственных субъектов как объект экономического анализа // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. - №3. – С. 53-55.

  3. Бас А.В. Регулирование оппортунистического поведения экономических субъектов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. - №4. – С. 53-56.

  4. Бодров О.Г. Современные особенности оппортунизма сотрудников в российской фирме // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. – 2010. – №4. – С. 41-76.

  5. Бодров О.Г. Трудовой оппортунизм как результат ограничения экономической свободы // Вестник экономики, права и социологии. – 2007. –№1. – С. 6-11.

  6. Бодров О.Г. Экономическая свобода и трудовой оппортунизм работников фирмы // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №17. - С.35-39.

  7. Вахтина М.В. Влияние оппортунизма на трансакционные издержки // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2010. - №13. – С. 8-13.

  8. Вольчик В.В. Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственного заказа в России // Terra Economicus. – 2009. – Т.7. - №4. – С. 44-50.

  9. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 80-86.

  10. Маврина Л.Н. Теоретико-методологические основы исследования закономерностей оппортунистического поведения экономических субъектов // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2010. - №37. – С. 51-53.

  11. Половникова Н.А., Юденко М.Н. Принципы неоинституционализма при взаимодействии хозяйствующих субъектов в строительстве // Экономика строительства. – 2010. - №3. – С. 49-52.

  12. Празян Е.М. Современные теории потребительского поведения // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011.- Т. 4. - №11. – С. 44-47.


Тема 2. Теория трансакционных издержек (2 занятия)

Занятие 1



Вопросы для обсуждения

  1. Понятие и виды трансакций.

  2. Параметры трансакций: частота, неопределенность, специфичность активов.

  3. Трансакционные и трансформационные издержки. Классификации трансакционных издержек Норта-Эггертссона.


Контрольные вопросы

  1. Причины выделения Коммонсом трансакции в качестве базового элемента анализа.

2. Особенность трансакций сделки в отличие от трансакции управления.

3. Сущность трансакционных издержек и необходимость их возникновения.

4. Виды трансакционных издержек.

5.Обоснование равенства трансакционных издержек нулю в условиях совершенной информации.

6. Способы и механизмы снижения трансакционных издержек.
Задания для самостоятельной работы


  1. Проведите сравнительный анализ характеристик трансакций различных типов по классификациям Коммонса и Уильямсона?

  2. Используя классификацию Норта-Эггертссона, опишите трансакционные издержки самостоятельного поиска жилья на рынке вторичной недвижимости.

  3. Выберите из ниже представленных вариантов нужный и аргументируйте свой выбор. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике с точки зрения теории соглашений?

А. Поиска информации.

Б. Мониторинга и предупреждения оппортунизма.

В. Измерения.

Г. Ведения переговоров.

Д


следующая страница >>
Смотрите также:
Методическая разработка по дисциплине «Институциональная экономика» для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов
643.8kb.
2 стр.
Методическая разработка по дисциплине «Преступления в сфере экономической деятельности» для проведения семинарских, индивидуальных занятий и организации
648.8kb.
3 стр.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине
345.14kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Административное право Германии (на немецком языке, dsg) содержит методические указания для семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов
138.72kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Уголовное право Германии (на немецком языке, dsg)содержит методические указания и задания для семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы студентов
91.99kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1244.5kb.
8 стр.
Методическая разработка по дисциплине «Практика оценки предприятия»
1037.05kb.
7 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.
Методическая разработка для проведения занятий со студентами дневной и заочной форм обучения по специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит»
1254.67kb.
5 стр.
Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины»
1097.15kb.
5 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1044.92kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: профилактика нарушения осанки, плоскостопия заборов Вадим Геннадьевич
107.32kb.
1 стр.