Главная
страница 1
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.

В воспитании детей огромная роль принадлежит школе. И именно краеведческий материал обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше узнать, увидеть, больше сделать. Вот почему целесообразно использовать краеведческий материал на всех предметах школьного курса, в том числе и на уроках биологии.

Приведу примеры использования краеведческого материала в следующих формах работы: 1) биологические экскурсии 2) летние задания 3) уроки.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Экскурсии по ботанике и зоологии предполагают изучение местной флоры и фауны. На таких уроках решается одна из важнейших задач школы - привить детям любовь к природе. Если ребёнок способен почувствовать красоту цветущего мира, если его радует колокольчик и кружевной папоротник - это залог того, что такой ребёнок будет бережно относиться к растительному и животному миру. Он лучше поймёт необходимость охраны бесценного богатства природы, станет надёжным её защитником в будущем. Любовь к природе, интерес к растениям и животным не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Лучшее средство в данном случае – экскурсии в природу с учителем биологии. Никакие книги не способны заменить непосредственного общения с растительным миром. На экскурсии можно показать главнейшие растения данной местности, прежде всего деревья, кустарники, травы, рассказать об их наиболее интересных свойствах и особенностях, об использовании человеком. Хорошо показать на конкретных примерах взаимосвязь между растительным и животным миром (например, распространение семян). Следует показать непосредственно природе те растения, которые нуждаются в охране. Если это красиво цветущие растения и их часто собирают для букетов, надо объяснить к каким последствиям приводит обрывания цветков у того или иного растения, почему это нельзя допускать (н-р купальница европейская, ландыш майский и пр.)

ЛЕТНИЕ ЗАДАНИЯ.

Как логическое продолжения заданий выполняемых в течение учебного года разрабатываются летние задания, которые получают школьники. Летние природоведческие работы по ботаники и зоологии могут предусматривать изучения флористического состава и экологических особенностей растений, составляющих местные фитоценозы.

Пример: задание «Изучение состава смешанного леса» или «Изучение состава растений луга» а) ознакомьтесь с ярусным расположением луга.

б) на площадке в 1м2 подсчитайте количество злаковых (тимофеевка, ежа, мятлик и пр.), бобовых (чина, клевер).

в) какие из луговых растений наиболее ценны в хозяйственном отношение?

г) какие ядовитые растения встречаются на лугу (лютик, льнянка).

д) составить коллекцию.
УРОКИ.

На уроках можно использовать викторины, кроссворды и чайнворды, составленные по текущим темам (н-р класс рыбы, насекомые и т.д. и соответственно кроссворды, викторины «птицы нашего леса» и т. п.) Можно использовать индивидуальные и групповые задания по темам: «Видовой состав млекопитающих лесного края», «Видовой состав земноводных лестного края» и т. п. Использование развивающих игр, краеведческого характера. Н-р «знаешь ли ты местную флору». Учитель обращается к классу с небольшим рассказом или стихотворением о местной флоре и призывает ребят вспомнить растения, которые встречаются в нашей местности в дикой природе или выращиваются на полях и приусадебных участках. Затем он называет растения, а школьники выбирают из них только те, которые растут у нас в области. Если растение местное, то ребята должны хлопнуть. Так же и о животных.

Использование приведённых примеров возможно при обучении по типовой программе для общеобразовательных школ.

ЛИТЕРАТУРА:

Биоэкологические экскурсии в природу под ред. В. И. Блинникова « Горизонт»-1993г.

Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. И. Д. Зверев М. « Просвещение»-1984г.

Воспитание экологической культуры у детей и подростков. И. С. Дежникова М. «Пед. общество Росси»-2000г.

Городской семинар по биологии


Тема:
«Особенности работы в классах выравнивания»

Учитель Булычёва И. Б.

План семинара

1. Урок в 7 классе

тема: «Роль бактерии в природе и жизни человека»
2. Урок в 7 классе (выравнивания)

тема: «Болезнетворные бактерии»
3. Доклад: «Особенности работы в классах выравнивания»
4. Обсуждение уроков
5. Выступление Немченко (сотрудник национального парка «Мещёра»)

Урок в 7 классе.

По теме:

«РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.»


Задачи урока

Образовательные: развивать знания об особенностях строения бактерии, процессах жизнедеятельности бактерии и их значение.

Воспитательные: прививать санитарно – гигиенические навыки по предупреждению инфекционных заболеваний.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности в процессии решения заданий и вопросов проблемного характера.

Оборудование: индивидуальные карточки со схематическими рисунками (для проверки Д/З), влажный препарат корней бобовых, оборудование для опытов 1,2 (заложены на предыдущем уроке), «продуктовая корзина» (бифидок, варенье, сушёные грибы, квашеная капуста, солёные огурцы), портрет Луи Пастера.

Ход урока.

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)

2. Игра «Знаешь ли ты систематику?» На доске установлены карточки с названием таксиметрических единиц: «вид», «род», «семейство» и т. п. Учитель называет (или ученики) различные виды, роды, классы и т. п., а учащиеся должны быстро определить, какая таксиметрическая единица названа. Н-р: горох посевной, горох, бобовые, цветковые, мхи, водоросли, растения, бактерии.

3. Проверка домашнего задания производится по индивидуальным карточкам (см. рисунок), задания на доске:







4. Рассмотрение и обсуждение опытов заложенных на предыдущем уроке.

Опыт 1. В две стеклянные банки помещают различные растительные остатки.

В одной банке их увлажняют, а в другой оставляют сухими:

обе банки находятся при t-ре 18 -200 С.

Опыт 2. В две стеклянные банки наливают молоко.

В одну наливают пастеризованного, а в другую свежего сырого молока.

Банки закрыть и оставить при t-ре 18 -200 С.

Вопросы для обсуждения опытов:

1 опыт:

1. Почему в банке, где были увлажнены растительные остатки, они почернели?

2. Почему их стало меньше?

3. Почему в другой банке остатки без изменений?

4. Что происходит с опавшими листьями весной и летом?

5. Почему перегной не доступен растениям?

6. Растворим или не растворим перегной в воде?

Далее следует рассказ учителя о бактериях гниения и почвенных бактериях, а также клубеньковых растениях и железобактериях, которые тоже повышает плодородие почвы. Показать роль в круговороте в-в.

2 опыт.

1. Почему в одной банке сырое молоко превратилось в простоквашу?

2. Почему в другой банке осталось всё без изменений?

Далее следует рассказ учителя о молочных бактериях. Сообщение о Луи Пастере и методе пастеризации готовит ученик (задание откорректировано учителем)

5. Рассмотрение «продуктовой корзины» (см. оборудование)

Сообщается о роли бактерии при консервировании (рассказ о Франсуа Аппере), мариновании, квашении, солении, засушивании и при этом демонстрируются эти продукты. Сообщение о бифидоке (готовят учащиеся)

6. Выясняется роль целлюлозоразрушающих бактерий, при этом демонстрируются книги повреждённые этими бактериями.

7. Заполните таблицы

«Значение бактерии в природе и жизни человека»

Название бактерий

Способ питания

Значение в природе и жизни человека










8. Домашние задание

изучить §93, закончить таблицу. Подготовить сообщение о И. И. Мечникове.

Вопрос Д/З Как можно объяснить выражение одного из героев И. С. Тургенева «Вот умру я, а из меня лопух вырастет?»

Урок в 7 классе выравнивания.

По теме:

«БОЛЕЗНИТВОРНЫЕ БАКТЕРИИ.»



Задачи урока

Образовательные: развивать знания об особенностях жизнедеятельности бактерий продолжить формирование понятия о паразитическом способе питания.

Воспитательные: воспитание санитарно – гигиенических навыков, предупреждающих инфекционных заболеваний.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности в процессии выполнения заданий и решения вопросов.

Оборудование: доска с магнитами, рисунки, изображающие формы бактериальных клеток, карточки с названием болезней.

Ход урока.

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания, работаем с тетрадями

- Давайте вспомним какие существуют формы бактериальных клеток и для этого отгадаем кроссворд. Названия вписываются в кроссворд, а задания читает учитель.



4) Б. в виде спирали.

Рисунки с изображением форм бактериальных клеток прикрепляются на магнитную доску.

- Теперь вспомним какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека.

Учитель говорит о значении бактерий – дети называют бактерии и записывают на доске.

Выполнение творческой работы с целью проверки домашнего задания. Ребятам предлагается на время стать «писателями» и написать книгу о бактериях.



1. страница

Запишите фамилию автора и название книги – царство какое мы изучаем.



2. страница

В чём значение указанных на второй странице бактерий.



3. страница

Нарисуйте любую форму бактериальных клеток (рис. прикреплены на доске) и обозначьте рисунок.



4. страница

Закончите предложение:

1) Б. которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделением живых называются сопрофиты.

2) Б. которые питаются органическими веществами живых организмов называются паразиты.

3) При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.

4) Размножаются бактерии делением.


3. Рассказ о болезнетворных бактериях, о болезнях, которые они вызывают. Название бактерий написаны на карточках и прикрепляются к магнитной доске. Это дифтерия, скарлатина, тиф, холера, чума, столбняк, ангина, туберкулёз, дизентерия.

Учитель даёт представление об этих болезнях.

Далее данные о болезнетворных бактериях заносятся в таблицу (см. урок по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»)

4. Работа с учебником

- На странице 236 вы найдёте §94 «Болезнетворные бактерии» (для кинестатиков.)

Выписать в тетрадь, что такое эпидемия.

5. Совместно с учащимися вырабатываются и обсуждаются меры профилактики заболеваний и записываются в тетрадь.

1. мыть руки перед едой.

2. мыть овощи, фрукты.

3. не пить сырую воду.

4. не есть испорченную пищу.

5. делать прививки.

6. Рассмотреть фотографии бактерий из учебника 9кл. и журнал.

7. Домашнее задание §94 дочитать.

Особенности работы в классах выравнивания.

Работа в классах коррекции требует особого подхода.

Существует 3 сенсорных канала сознания, приобретаемого в свою очередь через опыт.

Сенсорные → опыт → осознание → каналы



3 канала.

1) Визуально (зрение)

2) Аудиально (слух)

3) Кинестетически (движение)



Начальная школа Средняя школа Старшее звено

кинестет. аудиальн. визуально.

преобладает. преобладает. преобладает.


Если в обычных классах дети кинестетики преобладают до 12 лет, то в классах коррекции до 14 – 15 лет.

Диагностика доминирующего канала восприятия.


Движения

Скорость внутренних процессов

Локализация процессов мимика

Слова

Визуалы.

малоподвижны

самая быстрая

мигание нахмуривание бровей

производные от «видеть» (картина, чистый)

Аудиалы.

множественные

«метроном» (и голос и движение)

морщинится вокруг рта и ушей.

часто звуки «а» «гм» производные от слышать (звук, тон)

Кинестетики.

движений много

скорость внутренних процессов самая медленная

движения от шеи и ниже

часто слова «прикасаться»


Характеристика.


Визуал.

Организован, опрятен, наблюдателен, не шумный, хороший рассказ. Запоминает картинками, с трудом запоминает словесные инструкции. В чтение успешен, силён, скор, живая образная фантазия. Любят книги с описанием.



Аудиал.

Разговаривает сам с собой, отвлекается, шевелит губами проговаривает слова, легко повторяют услышанное. Легко осваивают музыку, языки. Разговорчивы, любят дискуссии, рассказывает подробно обо всём. Любят книги с диалогами.



Кинестетик.

Отвечает на физическое вознаграждение, ориентирован физически.

(раннее физическое развитие). Обучаются делая лаб. раб., карточки, таблицы. Запоминает гуляя, при чтение водит пальцем, много жестикулирует, помнит общее (не диализирует). Часто использует глаголы. Люби сюжет / действие.



Особенности обучения кинестетиков.

1. Нельзя давать тестов (происходит максимальное исчезновение информации).

2. Не прерывать вслух читающего кинестетика (появляется состояние тревожности)

3. Не правильное использование кинестет. слов (например «возьмите книгу и откройте её на стр. 134.», а лучше «на стр. 134 вы найдёте задание…»)

4. Использовать жесты знаки (н-р. Прописывать трудные слова на ладони).

5. Моменты дисциплинирования без слов.



6. Когда ругаешь не смотреть в глаза, а только когда говоришь что – то хорошее.



Смотрите также:
Краеведческий материал на уроках биологии и во внеклассной работе
117.59kb.
1 стр.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии
46.07kb.
1 стр.
Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе по изобразительному искусству
96.59kb.
1 стр.
Знакомство с творчеством художников Бурятии на уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе
410.13kb.
3 стр.
Выбор профессии с помощью английского языка. Choosing a Career
404.18kb.
4 стр.
2 ноября в столице нашего края, г. Барнауле, состоялся очередной, ХIII туристско краеведческий слет «Алтай»! В этом интересном мероприятии приняла участие ученица 10 класса Зюкова Елена
8.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению урока с использованием мультимедийной презентации «Сочи: прошлое, настоящее, будущее…»
73.4kb.
1 стр.
Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы
424.73kb.
2 стр.
Патриотическое воспитание на уроках биологии
45.19kb.
1 стр.
Открытое внеклассное мероприятие, проведенное на районном семинаре зам дирек по внеклассной работе Асанне-асла анне
41.91kb.
1 стр.
Интегрированный урок по теме «Биологическое действие радиации»
108.82kb.
1 стр.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
55.82kb.
1 стр.