Главная
страница 1
Тема урока: «Происхождение птиц»

Цели и задачи: Показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся; подвести к выводу о происхождении пернатых от древних рептилий, обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и процессах жизнедеятельности птиц.
Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Объясните, чем птенцы гнездового типа отличаются от птенцов выводкового типа?




Заполните пропущенные места.
Птицы, имеющие достаточно корма, но ограниченный выбор мест для гнездования гнездятся… К таким птицам относятся чайки,…. грачи, …. у насекомоядных птиц, не могущих единовременно приносить много корма к гнезду, развита … В гнезде поддерживается …. и …

После выведения птенцов птицы … и не могут некоторое время летать. В конце лета и начале осени в связи с … многие птицы начинают …

птицы, остающиеся на зимовки называются …





Выпишите номера, под которыми приведены правильные утверждения.

Правильные утверждения:____________________________________________

Утверждения: 1. У всех птиц образовался зоб как расширение пищевода. 2. Пища из пищевода попадает в мускульный желудок, а из него в железистый. 3. В кисти крыла птицы сохранился один палец. 4. Все птицы – теплокровные животные. 5. Воздушные мешки птиц – часть их дыхательной системы. 6. сердце у птиц четырёх камерное. 7. Пуховые перья не имеют опахал. 8. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.


III. Изучение новой темы

- Приведите черты строения характерные для пресмыкающихся

- Приведите черты строения характерные для птиц

- в чем сходство птиц и пресмыкающихся? какой эволюционный вывод можно сделать на основании анализа этого сходства?


Во влажных тропических лесах бассейна реки Амазонки живёт единственная птица, птенцы которой имеют когти на крыльях. Сообщение ГОАЦИН (фото)
Птицы – боковая ветвь пресмыкающихся, приспособившихся, подобно птерозаврам, к полёту. Предками птиц, как свидетельствуют палеонтологические данные, по-видимому, были лазающие псевдозухии – мелкие ящерицеобразные хищные пресмыкающиеся, обитавшие на деревьях, где они были защищены от врагов и легко могли добыть пищу. Особенно большое сходство с пресмыкающимися имела юрская первоптица – археоптерикс. первый отпечаток загадочного пера был найден в 1860 году в Боварии в карьере по добыче литографического кремния. Через год в том же карьере был найден отпечаток скелета археоптерикса с отчётливо выраженными оперением и хвостом. Возраст находки был определён в 145 миллионов лет. Всего сейчас известно 7 скелетов археоптерикса.
Рассмотрите фотографии с изображением первоптицы. Составьте таблицу.


Признаки птиц

Признаки пресмыкающихся







- в чем сходство первоптицы с птицами?

- Чем она похожа на пресмыкающихся?


Однако систематическое положение археоптерикса с самого начала вызывало в учёном мире горячие споры. Одни специалисты считали его настоящей птицей, другие – всего лишь рептилией с перьями. Но вскоре все учёные пришли к выводу, что он является отличным доказательством происхождения птиц от динозавров и служит как бы мостиком от одной группы к другой. В 1982 году в раннемеловых отложениях в Монголии были найдены останки уже настоящей веерохвостой птицы – амбиортуса.

Оперённые динозары это безуспешная попытка рептилий подняться в воздух. Но вот летающие ящеры – птерозавры – пошли совсем иным путем: «приобрели» летательную перепонку, натянутую между одним пальцем передней лапы и туловищем, и почти 100 миллионов лет господствовали в воздухе, пока их не вытеснили более маневренные птицы.


V. Закрепление

Тест


Домашнее задание.


Смотрите также:
«Происхождение птиц»
27.73kb.
1 стр.
Сценарий праздника по биологии "День птиц" Праздник "
1042.78kb.
7 стр.
Праздник "День птиц" Цель
77.13kb.
1 стр.
План: Происхождение распространение
266.34kb.
1 стр.
День птиц – праздник весны
154.5kb.
1 стр.
Цель: Познакомить с разнообразием систематических групп птиц, с разнообразием экологических групп птиц, с разнообразием птиц родного края. Задачи
44.29kb.
1 стр.
Достопримечательности сайпан: Остров Птиц
44.23kb.
1 стр.
Модульный урок №2 «Экологические группы птиц» Головко Елена Викторовна, учитель биологии
96.17kb.
1 стр.
Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека
66.42kb.
1 стр.
Практическая работа по изготовлению простейших кормушек для птиц
104.99kb.
1 стр.
Покормите птиц! Подкормите птиц зимой!
60.92kb.
1 стр.
«Зимующие птицы п. Сайга»
96.73kb.
1 стр.