Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
План
методической работы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа № 14» города Чебоксары Чувашской Республики
на 2012 – 2013 учебный год


Содержание плана методической работы МБОУ «Кадетская школа № 14» г.Чебоксары на 2012 – 13 учебный год.

  1. Анализ методической работы за 2011 – 2012 учебный год и приложения к нему (анализ работы школьных методических объединений).

  2. План методической работы школы на 2012 – 13 учебный год.

  3. Приложение 1. Организация контроля над работой школьных методических объединений.

  4. Приложение 2. Содержание работы по повышению профессионального мастерства учителей.

  5. Приложение 3. План работы методического совета.

  6. Приложение 4. Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений инновационной работы школы

  7. Приложение 5. Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам.

  8. Приложение 6. Планы работы ШМО.

  9. Приложение 7. График открытых уроков учителей.

  10. Приложение 8. График школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

  11. Приложение 9. План работы по выявлению, обобщению, внедрению и распространению передового педагогического опыта.

  12. Приложение 10. План мониторинговых исследований.

  13. Приложение 11. План работы с мотивированными учащимися.

  14. Приложение 12. План работы по преемственности.

  15. Приложение 13. План работы школы молодого учителя.

  16. Приложение 14. План подготовки и проведения ГИА.

  17. Приложение 15. Перспективный план повышения квалификации учителей

  18. Приложение 16. Адреса сайтов учителей.

  19. Приложение 17. План работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями


Анализ методической работы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кадетская школа № 14» города Чебоксары Чувашской Республики
за 2011-2012 учебный год.


Цель анализа:

  1. определить уровень продуктивности методической работы  в школе и ее роли  в процессе включения педагогического  коллектива в режим развития.

  2. определить уровень сформированности системы повышения квалификации педагогов в условиях массовой школы;

  3. выявить разрывные зоны в системе повышения профессиональной компетентности педагогов и определить их причинно-следственные связи;

  4. определить цели методической работы школы на 2012-2013 учебный год.

В Законе РФ «Об образовании» прописана новая цель образования – подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной, социальной и личной жизнедеятельности. Эта цель внесла соответствующие понятию «субъектности» изменения в переподготовку учителя: развитие смыслотворческой активности личности педагога.

Реализуя данную цель, в школе разработана система практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленная на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя и, в конечном счете, - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

В 2011/2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования».

Была поставлена цель:  организовать методическую деятельность школы, обеспечивающую стабильный рост качества знаний и систематическую работу педагогического коллектива над повышением эффективности педагогического процесса. Для её реализации были  сформулированы следующие задачи:



  1. Совершенствование урока на основе интенсификации и оптимизации использования личностно – ориентированного обучения.

  2. Совершенствование мониторинговой системы для эффективной коррекции учебно – воспитательного процесса.

  3. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

  4. Смена позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

  5. Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика и обучении его технологиям образовательной деятельности

  6. Личностное самоопределение учащихся, развитие эмоционально-духовной сферы, выявление, формирование и развитие качеств, связанных с проектируемой профессией (сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей учащихся, повышение у них мотивации к обучению, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов.

Методическую работу школы возглавляет методический совет (МС), в который входят директор школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители методических объединений, творчески работающие учителя. МС осуществляет руководство методической, инновационной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные цели.

Работа велась в соответствии с планом и была действенной. На заседаниях МС рассматривался ключевые вопросы деятельности школы: об утверждении плана работы методической службы, о работе творческих групп, об организации и проведении предметных и методических недель, об организации и проведении школьного этапа предметных олимпиад, об итогах работы школы по четвертям и о программе мероприятий по повышению качества образования, об участии педагогов в Приоритетном национальном проекте «Образование» и в конкурсе «Учитель года», о работе научно-исследовательского сообщества учителей и учащихся, о формах отчёта о методической деятельности учителя некоторые другие.

В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:



  1. Организационная работа

  2. Работа по повышению педагогического мастерства

  3. Информационно – методическая деятельность

  4. Работа по повышению качества преподавания учебных предметов

  5. Повышение квалификации

  6. Работа с вновь прибывшими учителями

  7. Экспериментальная и научно-исследовательская работа

  8. Обеспечение методической работы.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

  1. Тематические педагогические советы.

  2. Школьные методические объединения.

  3. Семинары.

  4. Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.

  5. Анализ открытых уроков.

  6. Предметные недели.

  7. Информационно-методическое обслуживание учителей.

  8. Мониторинг качества образования.

  9. Повышение квалификации, педагогического мастерства.

  10. Аттестация педагогических и руководящих работников.

  11. Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

Высшей формой коллективной методической  работы школы всегда был и остается педагогический совет. В 2011/2012 учебном году было проведено четыре тематических педсовета.

Тематические педсоветы (2011/2012 учебный год)


  1. Анализ работы педагогического коллектива в 2010 – 2011 учебном году и утверждение плана работы школы на 2011 – 2012 учебный год

  2. «Качество образования – залог успеха школы.

  3. «Резервы качественного улучшения образовательного процесса на основе педагогической поддержки личностного развития обучающегося».

  4. «Роль воспитательной программы классного руководителя в условиях реализации программы развития школы»

Форма  проведения педагогических советов:  традиционная.

Рекомендации на следующий учебный год по проведению педагогических советов:

разнообразить формы и методы проведения педсоветов.

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения. В школе действовали 5 методических объединения:



  1. Методическое объединение учителей начальных классов – руководитель Савина А.Н. – учитель 1 категории

  2. Методическое объединение учителей гуманитарного цикла – руководитель Глухова А.П. – учитель 1 категории

  3. Методическое объединение учителей естественно – научного и математического цикла – руководитель Хамидуллина З.Р. – заслуженный учитель ЧР, учитель высшей категории

  4. Методическое объединение учителей чувашского и английского языка – руководитель Петрушкина С.В. – учитель высшей категории.

  5. Методическое объединение классных руководителей – руководитель заместитель директора по ВР Максимова Л.И.

В соответствии с методической темой школы  были выбраны темы школьных методических объединений.

Главной задачей работы методических объединений  являлось оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства.  Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы.  На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:



  • знакомство с  планом работы на учебный год;

  • работа с образовательными стандартами;

  • согласование календарно-тематических планов;

  • преемственность в работе детского сада, начальных классов и среднего звена;

  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

  • методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

  • формы и методы  промежуточного и итогового контроля;

  • отчеты учителей по темам самообразования;

  • новые технологии и проблемы их внедрения в практику.

  • итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена  в форме ГИА и ЕГЭ.

На заседаниях методических объединений рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. 

В 2011-2012 учебном году методические объединения приняли участие в городском семинаре молодых специалистов «Эстафета педагогического мастерства», в республиканском семинаре – организационном совещании «Реализация принципов профильного обучения в социально – педагогическом пространстве кадетских полицейских классов» для директоров школ и преподавателей ОБЖ. . Активное участие в них приняли методическое объединение учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла, естественно – научного и математического циклов. Откаждого методического объединения были подготовлены доклады, мастер – классы и проведены открытые уроки. Особое внимание в подготовке семинаров уделили системе действий ученика и учителя на разных стадиях работы на уроке, во внеурочной деятельности, выбору различных форм работы с учащимися разных уровней развития и подготовки. Хочется отметить следующих учителей: Путякова К.В., Николаева В.В., Сорокина И.В., Абрикосов В.Н., Карпова Н.Н., Лукина В.И., Кузина Л.П,, Петрушкина С.В., Хамидуллина З.Р., Ефимова А.И. Семинары прошли на хорошем организационном уровне. Все уроки и внеклассные мероприятия проведены на высоком профессиональном уровне и соответствовали теме семинара.

Системообразующим элементом повышения квалификации педагога является самообразовательная работа учителя. Каждый учитель школы имеет индивидуальную методическую тему, связанную со школьной методической темой. В течение года педагоги изучают теорию выбранного вопроса, осуществляют практическую деятельность, накапливают опыт. Направления тем самообразования различны:


  1. Использование ИКТ в обучении предметам различных образовательных областей.

  2. Организация системного мониторинга на уроках различных образовательных областей.

  3. Развитие творческих способностей школьников.

  4. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

  5. Личностно ориентированное обучение на различных образовательных ступенях.

  6. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

  7. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы и др.

Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что методическая тема школа и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у  учащихся навыков исследовательской деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Но в работе методических объединений недостаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Плохо организовано взаимопосещение уроков  своих коллег. В следующем учебном году следует увеличить количество МО, разбив их на более приближенные друг к другу сферы учебных предметов, охватить работой учителей физкультуры, ОБЖ и технологии, которые в этом году работали автономно.



Особое внимание в работе методических объединений и администрации школы уделялось вопросам  совершенствования форм и методов организации урока. Посещено за год  36 открытых уроков и 145 уроков в рамках внутришкольного контроля:

  • высокий уровень  - 35%;

  • достаточно высокий  - 56%;

  • достаточный – 5%.

Возрос профессиональный уровень учителей. Недостатком работы,  по-прежнему является, плохая организация школьными методическими объединениями учителей русского языка и литературы и учителей естественнонаучного цикла по взаимопосещению уроков своих коллег. Необходимо отметить хорошую организацию открытых уроков среди учителей начальных классов, чувашского языка. Все учителя этого МО  посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим  обсуждением и анализом.

Основные  цели посещения и контроля уроков:

  1. Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.

  2. Классно-обобщающий контроль.

  3. Преемственность.

  4. Аттестация педагогических работников.

  5. Использование новых технологий (личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии,  информационные технологии,  групповые и коллективные технологии и др.).

  6. Подготовка к итоговой аттестации учащихся.

По результатам наблюдений  за деятельностью учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты: 

  • отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика, не планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем мотивации;

  • не даётся домашнее задание дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

  • преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;

  • учителя не в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения;

Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие:

  • недостаток  времени на творчество;

  • неумение комплексно применять различные средства обучения;

  • трудность в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность  всех учащихся в меру их способностей  и подготовленности;

Причины этих трудностей:

  • учителя–предметники не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;

  • изложение учебного материала в учебниках (даже в новых) остаётся чаще всего информативным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений;

  • нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.

Выводы:

В целом все уроки методически построены, верно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта

Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.

Формы здоровьеберегающей работы, используемые  в течение года:



  • мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования;

  • рациональное чередование учебной деятельности школьников;

  • работа с детьми во внеурочное время (дни здоровья, оздоровительные лагеря, работа спортивных секций).

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как:

  • предметные недели;

  • тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников.

В программу этих мероприятий входят: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет и кроссвордов. В течение 2011-2012 учебного года  запланировано 9 предметных недель, проведено 9  (начальных классов; русского языка и литературы; математики и информатика; физики; неделя обществознания, истории и права; географии; химии и биологии; неделя английского языка).

Предметные недели были проведены по  плану, разработанному в начале учебного года заместителем директора по УВР совместно с руководителями МО. В них приняли участие около 87% школьников 2 и 3 ступеней, 100% первой ступени.

В этом учебном году по-прежнему наиболее интересными были недели: начальных классов, математики и информатики, истории, физики, английского языка. Эти предметные недели были четко спланированы, план проведения был заранее вывешен для учащихся и учителей. Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки и были проведены на высоком уровне.  Опыт проведения предметных недель: математики и информатики, физики,  начальных классов, истории, иностранного языка представлен в папках.

При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады, творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок,  кроссвордов, ребусов; игры – КВНы, «Поле чудес», суды, диспуты, викторины, выставки, открытые уроки.


Рекомендации:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

  2. Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.

  3. Разнообразить формы проведения заседаний  МО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).

  4. Руководителям МО усилить контроль за взаимопосещением учителями уроков коллег.

  5. Охватить работой МО всех учителей школы.

В этом учебном году проводилась работа по повышению мастерства педагогов в системе методических совещаний, педагогических советов, заседаний МО, занятий с молодыми специалистами. В течение всего года велись занятия школы молодого учителя, приказом директора были закреплены наставники из числа опытных педагогов, которые осуществляли методическую работу с молодыми специалистами по адаптации их к условиям школьной жизни, оказывали помощь в разработке и составлении рабочих учебных программ, составлении и планировании конспектов уроков. В 2011 – 2012 учебном году в школе работало 12 молодых специалисто (5 выпускники Вузов и ССУЗов 2011 года, 4 – имеют стаж работы менее 3 лет, 3 – пришли работать в педагогическую отрасль из других сфер деятельности). Хорошая систематическая работа наставников прослеживалась в течение всего учебного года у учителей начальных классов и естественно – научного цикла. Менее добросовестно работали наставники учителей гуманитарного цикла. В следующем учебном году следует продолжить работу с молодыми учителями и помочь им в развитии своего педагогического потенциала.

Организация деятельности педагогов по повышению квалификации

В этом учебном году улучшилась работа  по  обобщению передового педагогического опыта учителей.  На совещаниях при директоре, заседаниях  МО   учителя делились с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. Так же обобщали опыт работы  на уровне района, города.

Обобщен опыт работы следующих учителей:



  • Кузиной Л.П. –учитель начальных классов (мастер-класс на городском семинаре молодых специалистов «Эстафета педагогического мастерства» по теме «Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников»

  • Григорьева С.К. – учитель начальных классов (защита методической разработки «Формирование УУД у младших школьников» на КПК в ЧРИО)

  • Лукина В.И. – учитель начальных классов (открытый урок по теме «Упражнение в написании слов с парной согласной на конце »)

  • Альцева А.А. – учитель начальных классов («Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку в условиях билингвизма» в сболрнике нацучных статей под ред. Г.М. Ушаковой).

Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей – одно из средств повышения профессионального мастерства учителей. Поэтому в течение учебного года осуществлялось взаимное изучение системы работы педагогов и обмен опытом по педагогической проблеме школы и по темам самообразования. Реализуя данное направление деятельности, были проведены открытые уроки учителей. Однако значительная часть учителей по-прежнему проявляет пассивность, нежелание обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Рекомендации: в следующем учебном году систематизировать работу по выявлению, обобщению распространению и внедрению передового педагогического опыта учителей, доводить до логического конца начатую работу по методическим темам и темам сасообразования педагогов, больше заслушивать учителей на заседаниях методических объединений, проводить методические семинары с заслушиванием учителей по их методическим темам.

В 2011/2012 учебном году педагогические работники школы привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса. При проведении мониторинга образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой аттестации, каждый учитель с помощью администрации школы показал владение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса.  Проводимая работа выявила проблему – неумение учителями делать глубокий самоанализ урока,   анализ своей педагогической деятельности за год. Поэтому, в 2012-2013 учебном году, руководителям МО, заместителю директора по УВР Лукиной И.С. необходимо уделить внимание обучению учителей проведению самоанализа своей деятельности. С целью повышения мастерства, всестороннего анализа деятельности педагогов в следующем  учебном году провести конкурс «Лучший самоанализ педагогической деятельности учителя за год».

Следующее направление методической работы – Информационно-методическая деятельность включает в себя формирование банка педагогической информации,

создание на сайте школы виртуального методического кабинета, информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии общего образования, о содержании образовательных программ, новых УМК, видеоматериалах, ЦОРах, создание персональных страниц учителей на школьном сайте.

В 2011 – 12 учебном году на школьном сайте была создана страница «Методическая работа», на которой отражены все основные моменты школьной методической работы, нормативные документы, планы, графики проведения открытых уроков, работа школьных методических объединений. 16 учителей создали собственные сайты, которые работают, постоянно обновляются пополняются методическими разработками и материалами. Одним из направлений работы педагогов является обновление содержания образования. Учителями разрабатываются и апробируются программы специальных предпрофильных и элективных курсов и курсов по выбору.



следующая страница >>
Смотрите также:
По преемственности. Приложение 13. План работы школы молодого учителя. Приложение 14. План подготовки и проведения гиа
1329.33kb.
8 стр.
Учебно-тематический план по организации работы с отрядом юидд» Приложение 2: «Удостоверение члена отряда юидд»
789.1kb.
4 стр.
Гоу сош №933 по подготовке учащихся к егэ и гиа-9 в 2012-2013 учебном году № п/п
94.98kb.
1 стр.
План мероприятий по работе с различными средами населения. Приложение на 4л в 1 экз. Начальник отдела Л. А. Кускова Приложение 1
52.15kb.
1 стр.
План-график подготовки к гиа в 2012-2013 учебном году в моу «Крутоложская оош»
31.12kb.
1 стр.
План подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 класса гбоу сош №665 на 2012/2013 учебный год
105.55kb.
1 стр.
Приложение 4 Защита опричнины
16.11kb.
1 стр.
Г. Удомля моу унош №2 27 февраля 2010г. План проведения Дня здоровья
66.53kb.
1 стр.
«Подготовка к егэ и гиа по истории»
42.02kb.
1 стр.
План мероприятий по осуществлению прав учащихся План подготовки к промежуточной и итоговой аттестации
1856.58kb.
12 стр.
Нормативно-правовые основы проведения гиа
172.84kb.
1 стр.
Приложение № Индивидуальная карта работы учащегося
316.07kb.
1 стр.