Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5 содержание введение 3 1. теоретические основы страхования и страховогорынка 5
2. анализ и оценка состояния рынка имущественного страхования в Казахстане 30
2.3 Основные принципы страхования имущества АО СК «Казахинстрах» 49 3. Пути совершенствования и развития имущественного страхования в казахстане 56
Заключение 82 Список использованной литературы 84приложенияВведение
Для Казахстана, где сложилась повышенная степень уязвимости производственной сферы воздействию стихии и технологических катастроф, а неуверенность в своем будущем характерна для большинства населения республики, потенциальная роль страхования имущества особенно велика. Переход к рыночным отношениям оказал серьезное влияние на систему страхования в Республике Казахстан, вызвав ряд важных структурных изменений. Осуществлен переход от государственной монополии на страховые операции к страховому рынку. В настоящее время активно идет процесс формирования новых страховых компаний, стремящихся строить свою работу с учетом реально существующих страховых интересов у всех хозяйствующих субъектов. Современное состояние рынка требует дальнейшего развития и модернизации страхового дела все большей его адаптации к мировым принципам организации страховых отношений. Это касается, прежде всего, несовершенства законодательной и информационной базы, методологических разработок в сфере страхования, а также форм страховой защиты, адекватных требованиям рыночной экономики. В этой связи особую актуальность приобретает теоретическое обоснование методологических основ организации страхования при становлении рынка, выявление тенденций и особенностей в развитии национального страхового рынка, исследование финансовых отношений и разработка практических рекомендаций их совершенствования в сфере страхования. Возрастающая значимость этих проблем, недостаточное их изучение в отечественной литературе обусловила выбор темы дипломной работы, определила основную цель работы и круг рассматриваемых в ней вопросов. Также актуальность данной темы заключается в том, что страховой рынок в РК развит слабо, и для его развития необходимо использовать опыт развитых стран, а также транснациональных компаний. Некоторое восстановление реального спроса на страхование в РК с 1999 по 2004 г.г., как представляется, только увеличит интерес к новым способам завоевания и удержания рынка. Такое развитие событий стимулирует качественный прогресс страхования в РК. Как нам кажется, будет происходить сужение фронта внедрения маркетинга, что объективно обусловлено, прежде всего, снижением общей численности страховых компаний в Республике Казахстан, а, с другой стороны, объективная потребность в нем достаточно ограничена. Страховой маркетинг лучше всего работает на массовых рынках, которые еще недостаточно развиты в РК. Поэтому в полномасштабном внедрении страхового маркетинга в обозримой перспективе будут заинтересованы не более 20-30 казахстанских и зарубежных компаний. Тем не менее, потребность в новых маркетинговых подходах к совершенствованию работы страховщика в будущем будет только расти, что только лучшим образом скажется на конкурентоспособности казахстанских страховых компании перед вступлением в ВТО. Для достижения поставленной цели в данной работе предпринята попытка решения следующих задач:
При выполнении дипломного проекта были использованы казахстанские, российские и зарубежные исследования в сфере страхового рынка. Основными из них являются работы Б. Ю. Сербиновского, Т. А. Федоровой, Ю. Б. Фогельсона, В. В. Шахова, И. Э. Шинкаренко, M. Badoc. Также использовались законодательные акты и официальные материалы, публикации периодической печати, отчеты Агентства Республики Казахстан по статистике и Национального Банка Республики Казахстан и Агентства по финансовому надзору. Объектом исследования дипломной работы является исследование страхового рынка Республики Казахстан, в том числе сектора страхования имущества Предметом исследования данной дипломной работы является основные характеристики, особенности и перспективы развития рынка имущественного страхования на современном этапе в Республике Казахстан. Целью дипломной работы является разностороннее рассмотрение страхования имущества, его значение в жизни общества, изучение перспектив развития сектора страхования имущества в Республике Казахстан. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: в главе I ознакомиться с теоретическими основами страхования, в главе II рассмотреть государственное регулирование страхового рынка, анализ современного состояния, основные положения этой отрасли страхования; основные принципы страхования имущества; и в главе III рассмотреть текущее состояние и обозначить перспективы развития рынка имущественного страхования Республики Казахстан. 1. теоретические основы страхования и страхового рынка
В дальнейшем страхование приобретает более совершенную форму, то есть строится на основе регулярных платежей, которые приводят к аккумуляции (накоплению) денежных средств и созданию страхового фонда. Такой характер, видимо, носили организации постоянного профессионально-корпоративного типа, сведения о которых восходят к глубокой старине. В задачи этих организаций входило оказание материальной помощи их членам в несчастных случаях, а в случае смерти - осиротевшим семьям. В греческом праве можно найти элементы страхования ответственности. Эти же элементы страхования ответственности (освобождение от обязательств) можно увидеть и в Древнем Риме. Созданные там «сообщества от морских опасностей» брали на себя расходы по выкупу членов сообщества у морских разбойников. Так, уклад морских сообществ оплачивал убытки при несчастных случаях, произошедших с кораблем или грузом одного из членов сообщества. Сюда входили также и расходы на спасательные работы, которые превышали реальные потери по кораблю и грузу. Позже по германскому праву товарищеские гильдии имели право на частичное возмещение денежного штрафа, выкуп людей из плена. Впервые в совершенном виде страхование ответственности встречается во Франции в первой половине XIX века. Оно относилось к области страхования от несчастных случаев и каско-страхованию владельцев лошадей и машин. Страховались все случаи, возникающие при использовании лошади или машины, или с ними. В 1837 году в Гамбурге было принято обязательное страхование эмиграции, покрывавшее притязание учреждений по дополнительной стоимости питания и дальнейшей транспортировке в случае остановки в пути лиц, готовых к эмиграции. Во Франции в 60-х годах можно обнаружить в рамках страхования имущества от огня признаки ответственности, когда в договор страхования на случай пожара включалась ответственность собственника дома. Импульсом для развития страхования ответственности в качестве самостоятельной отрасли послужило быстрое промышленное развитие, когда стало расти количество несчастных случаев и гибель работников на производстве. Фабричный способ производства неминуемо влек за собой увеличение рисков при использовании средств производства, а развитие средств транспорта увеличивало не только их скорость, но и риски, связанные с ними (первый несчастный случай с человеческими жертвами произошел в 1897 году в Лондоне, когда автомобиль, двигавшийся со скоростью 7 километров в час, сбил пешехода). В 1871 году в Германии был принят закон рейха об ответственности, где была частично введена ответственность за причинение вреда на предприятиях железной дороги. С введением законов об ответственности в промышленности появилось промышленное страхование ответственности, и уже в 1871 году возникли три общества взаимного страхования, которые предоставляли страховую защиту по ответственности руководителя. Вскоре возникают специальные страховые компании. Так в 1875 году был создан «Всеобщий немецкий страховой союз». Его руководитель Кари Готтлоб Мольт считается создателем отрасли страхования ответственности. Он первый обозначил разницу между риском несчастного случая и риском ответственности и провел четкое разделение обеих отраслей страхования. Начало XX века характеризуется дальнейшим развитием правовой базы. Так, в Германии с 1900 года действует гражданский кодекс законов, который ввел многократное увеличение ответственности по рискам за причинение вреда в частной сфере. Закон об автомобильном транспорте (1909) и закон о воздушном транспорте (1922) благоприятно воздействовали на создание новых специализированных отраслей, увеличивая потребность в страховании имущества. Что касается дореволюционной России, то здесь страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Ведущую роль играли акционерные общества. Такая форма организации страховой деятельности давала капиталистам возможность бесконтрольно распоряжаться средствами, несопоставимо превышающими их состояние. В 1913 году во всех страховых учреждениях и обществах России было застрахованно имущества на сумму 21 миллиард рублей, из которых 63% приходилось на долю акционерных страховых обществ, 15% - земств, 8% - городских взаимных страховых обществ. Русские акционерные общества того времени собрали 129 млн. рублей, земства - 34 млн., взаимные страховые общества около 14 млн. Доля иностранных акционерных страховых обществ составляла 14 млн. рублей [1]. Установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить в жизнь идей национализации банков и страхового дела. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:
Декрет СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Цель этого декрета была установление государственного надзора за деятельностью страховых обществ с тем, чтобы не допустить расходования капитала не по назначению, устранить неоправданную конкуренцию. Для осуществления такого контроля учреждался Совет по делам страхования с исполнительным органом - Комиссариатом по делам страхования. Вторым был декрет СНК РСФСР от 13 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этот декрет имел важное значение для становления страхового дела в стране, обеспечения его тесной связи с защитой национальных богатств от пожаров. Общее руководство страховым делом и пожарной охраной возлагалось на Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем. Третьим и важнейшим был декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 г. Этим декретом на длительное время была введена государственная монополия на все виды и формы страхования, частные страховые компании и общества были ликвидированы. Однако этим документом не была создана государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс. Развал народного хозяйства страны в условиях гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.), натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было упразднено страхование жизни и отменено имущественное страхование. С введением новой экономической политики (НЭП) стали налаживаться в форме товарообмена экономические отношения между городом и деревней. Это вызвало к жизни возобновление страхования. 6 октября 1921 г. СНК РСФСР был принят декрет «О государственном имущественном страховании», который положил фактическое начало дальнейшему развитию государствен-ного имущественного страхования в нашей стране. Предусматривалась организация во всех сельских и городских местностях страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития посевов, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта. В составе Народного комиссариата финансов было организовано Главное управление государственного страхования (Госстрах), на местах были созданы городские и сельские страховые органы. Развитие государственного имущественного страхования в восстановительный период позволило изъять часть денежных знаков, переполнявших каналы обращения, что содействовало стабилизации валюты и финансовому оздоровлению экономики в целом. В период построения фундамента социалистической экономики (1926-1932 гг.) государственное имущественное страхование развивались высокими темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества. Постановлением от 6 июля 1922 г. Госстраху было предоставлено право на проведение добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Государство, становясь собственником страхового фонда, использует его для решения задач экономического и социального развития. Монополия государства в проведении страхования была закреплена положением о Государственном страховании СССР, утвержденном ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 г. Исключение из государственной страховой монополии было сделано для кооперативных предприятий (они страховали свое имущество в порядке взаимного кооперативного страхования), наркомата путей сообщения (осуществление страхования багажа пассажиров с взиманием специальных сборов) и для наркомата почт и телеграфов (страхование почтовых отправлений). В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции но внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию — сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены. С 1934 г. постепенно восстановилось добровольное страхование, которое временно было отменено в 1931 г. Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом СССР Закона "Об обязательном окладном страховании" от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования. Государственное имущественное страхование получило широкое распространение в индивидуальном секторе экономики, прежде всего в сельской местности. К 1929 г. у крестьян было застраховано 97% строений, 89% голов крупного рогатого скота, 81% посевной площади. Проводившаяся коллективизация сельского хозяйства (1929—1932 гг.) заметно повлияла на изменение его страховой защиты. Страхование имущества колхозов было возложено на Госстрах СССР. Условия страхования предусматривали более широкую ответственность и более высокое обеспечение по сравнению с условиями страхования индивидуальных хозяйств. Для колхозов устанавливались пониженные тарифы, тогда как единоличные хозяйства, страховались по удвоенным-утроенным тарифам. Становление личного страхования в 30-е годы происходило противоречиво. В 1929 г. было введено коллективное страхование, получившее быстрое распространение. Вначале страховая сумма выплачивалась только в случае смерти и при утрате трудоспособности. Договоры заключали коллективами при обязательном участии не менее 75%, позже к 1938 г. этот процент был снижен до 40%. Предусматривались единая страховая сумма и единый взнос. Необязательность врачебного освидетельствования, снижение квоты до 40% постепенно привели к выборочности страхования и его убыточности. В сентябре 1936 г. было введено добровольное индивидуальное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного срока без ограничения страховой суммы. Важную роль в развитии добровольного личного и имущественного страхования сыграла созданная в 1936 г. сеть страховых агентов. Теперь успех дела зависел от того, насколько умело страховые работники подойдут к каждому страхователю, помогут человеку убедиться в выгодности и полезности страхового договора. В предвоенные годы вышли два постановления Советского Правительства, определившие основные принципы обязательного страхования. Постановлением от 3 февраля 1938 г. «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» был расширен круг объектов государственного страхования. Постановлением вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, государственного имущества, сданного в аренду, разрешалось добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете, а также имущества кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций, домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам. Особой вехой в истории государственного страхования в СССР стал Закон «Об обязательном окладном страховании», принятый Верховным Советом 4 апреля 1940 г., который явился результатом длительного опыта государственного страхования в СССР. Благодаря закону повышалось обеспечение по страхованию колхозных посевов сельскохозяйственных культур и животных, а также животных в хозяйствах граждан, расширялась ответственность по всем видам страхования имущества, отоваривалось страхование строений граждан в полной стоимости по страховой оценке. Вместе с тем, отменялось страхование посевов сельскохозяйственных культур индивидуальных хозяйств. Ставки платежей снижались по сравнению с ранее действовавшими. В первые годы Великой Отечественной войны, в связи с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, был повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию посевов и животных. Колхозам была предоставлена возможность страховать их дополнительно к обязательному страхованию в пределах стоимости по государственным розничным ценам на соответствующую продукцию. И сегодня страхование ответственности является важнейшей отраслью страхования, обороты которой увеличиваются с каждым годом. Этому способствует ряд причин:
В Республике Казахстан в начале 90-х годов стали появляться первые конкуренты Госстраху - частные акционерные страховые компании и общества. Очень скоро, за какие-нибудь два года, число их превысило 600. Это был настоящий страховой бум. Опираясь на государственное регулирование и соответствующие законы, страхование стало использоваться в решении социальных проблем общества, таких, как защищенность граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий, от некачественной продукции, некоторые виды личного страхования (страхование накопительных пенсионных фондов и дополнительной пенсии, страхование от несчастных случаев). Однако с самого начала процесс формирования страхового рынка был пущен на самотек. В обстановке фактического отсутствия соответствующей нормативной и правовой базы стихийно возникали новые страховые организации, учредителями которых в ряде случаев выступали отдельные отраслевые министерства и ведомства. Например, на автомобильном и железнодорожном транспорте, в авиации, строительстве, сельском хозяйстве и т.д., а также в банковских структурах. К сожалению, абсолютное большинство новых страховых организаций таковыми были лишь по названию. Все эти темные "дела" в страховом бизнесе, как и в любом другом бизнесе, в то время проворачивались под лозунгом свободы предпринимательства и конкуренции. Процесс создания системы государственного регулирования страхового бизнеса в Казахстане затянулся. Первый Закон "О страховании в Республике Казахстан" был принят лишь 3 июля 1992 г., и введен в действие с 1 сентября. Закон в целом получился не совсем удачным. Наряду с прочими недостатками в нем отсутствовало главное - не были предусмотрены механизмы регистрации страховой деятельности и контроля со стороны государства. Недостаточным был и установленный законом минимальный размер уставного фонда - 100 тыс. рублей. Для сравнения: в Российской Федерации он составлял 2 млн. рублей, в Белоруссии - 4 млн рублей, в странах с развитой рыночной экономикой - до 20 млн национальных валютных единиц. Таким образом, несмотря на наличие закона, страховой рынок в Казахстане оставался неуправляемым и неконтролируемым: не было единого подхода к основным принципам организации страхового дела, а также документооборота, бухгалтерского и статистического учета, отчетности и т.д. Нужны были четкие экономические и правовые требования к созданию любых страховых организаций, определению возможной сферы их капитала, страховых резервов. Инициатором таких реформ часто выступала Государственная коммерческая страховая компания Республики Казахстан, в частности, безотлагательного создания органа государственного страхового надзора. В определенной мере недостатки и упущения действовавшего Закона "О страховании в Республике Казахстан" были поправлены Указом Президента Республики Казахстан от 16 апреля 1994 г. N 1658 "Об организационноправовых мерах по формированию и развитию страхового рынка". В соответствии с этим указом был образован департамент страхования при Министерстве финансов Республики Казахстан с полномочиями лицензионного и надзорного государственного органа в страховании. В результате за год число страховых организаций уменьшилось более чем в 10 раз. Остались только те, для которых страхование стало действительно серьезным бизнесом. По существу первым законодательным актом, заложившим прочный фундамент для формирования правовой базы страхования, стал Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О страховании", принятый в октябре 1995 года. Он создал реальные условия для свободной добросовестной конкуренции как государственных, так и частных страховых организаций, открыл внутренний страховой рынок для иностранных инвестиций.В соответствии с указом был создан Государственный страховой надзор Республики Казахстан. К сожалению, в ходе реорганизации министерств и ведомств Государственный страховой надзор был преобразован обратно в департамент страхового надзора при Минфине. На Госстрахнадзор РК были возложены следующие функции: регистрация страховых организаций, выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования, осуществление контроля за деятельностью всех страховых организаций и их объединений, обобщение в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства в страховании и развитии страхового рынка в республике за период 1995 – 2004гг. По состоянию на 09.02.2004 г. на рынке действуют 32 страховые организации (в том числе 1 - по страхованию жизни, 5 - с участием нерезидентов РК), 6 страховых брокеров, 28 актуариев и 34 аудиторские компании, имеющие лицензию на осуществление аудита страховой организации. Совокупный объем страховых премий, собранных за 10 месяцев текущего 2004 года, составляет Т24,1 млрд. что на 29,8% больше объема, полученного за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что данный показатель превышает объем страховых премий, собранных за весь 2002 год (Т22,6 млрд.). Общий объем страховых выплат, произведенных за 10 месяцев, составил Т3,3 млрд. увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 80%. При этом доля страховых выплат, осуществленных за счет перестраховочных организаций нерезидентов РК, составляет 15,8% (Т0,5 млрд.). Как правило, при анализе данного рынка учитывается такой важный показатель состояния развития страховых организаций, как коэффициент убыточности (отношение страховых выплат к страховым премиям). В РК пока он в среднем не превышает: по обязательным видам страхования - 38,9%, по добровольному личному страхованию - 36,6%, по добровольному имущественному страхованию - 8%. Между тем, как известно, коэффициент убыточности нередко достигает 100 и более процентов. Оперируя большими объемами страховых премий, западные страховщики имеют возможность вкладывать их на фондовом рынке, повышая свою доходность, диверсифицируя инвестиционный портфель и содействуя развитию других отраслей, в том числе производства. В Казахстане этого пока не происходит по объективным причинам - неразвитость фондового рынка, дефицит привлекательных финансовых инструментов и т. п. Однако в целом можно говорить о позитивных сдвигах. Повышается степень доверия страхователей к этому сегменту финансового рынка и роли страхования в стране. Можно сказать, что страховой рынок Казахстана имеет устойчивую позитивную тенденцию и развивается достаточно высокими темпами. В течение последних двух лет активно формируется современная инфраструктура национального страхового рынка. При этом государству удалось придать актуальность страхованию в стране, повысить уровень защиты законных интересов страхователей. В значительной степени улучшились финансовая дисциплина страховщиков, перечень и уровень предоставляемых ими страховых услуг. Имеющаяся на сегодняшний день законодательная база по регулированию страховой деятельности в целом соответствует международным стандартам. При этом продолжается работа по поэтапной гармонизации законодательства, регулирующего страховую деятельность, с международным законодательством и, в частности, с директивами Евросоюза. Так, за прошедший год были внесены изменения и дополнения в Закон "О страховой деятельности", направленные на усовершенствование порядка регулирования деятельности участников страхового рынка. Также был принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих новые требования к капитализации страховых организаций, выполнению ими новых пруденциальных нормативов, порядку составления и представления финансовой отчетности на основе международных стандартов бухгалтерского учета. Кроме того, пересмотрены требования к лицензированию страховых организаций, согласованию их руководящих работников, процедуре выдачи разрешения на приобретение права контроля над страховой организацией, оформлению бланков страховых полисов, добровольной реорганизации и ликвидации страховых организаций, установлены нормативы вычетов для страхователей при расчете ими своей налогооблагаемой базы. 1.2 Экономическое содержание страхового рынка Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения). Одна сторона (субъект) - это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам). Страховщики – юридические лица любой, определенной законодательством организационно-правовой формы, имеющие лицензию на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда. Страховщиками могут выступать государственные страховые организации, акционерные и страховые общества, общества взаимного страхования и перестраховочные компании. Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течении согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором. Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения - это юридические или физические (отдельные частные граждане) лица, называемые страхователями. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом и т.д.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение. Из анализируемых определений следует, что страховщик и страхователь регулируют страховое экономическое отношение специальным договором. В мировой практике он получил название полис. Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или другому лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным гражданским законодательством Республики Казахстан. С обретением самостоятельности Республики Казахстан произошла демонополизация страховой деятельности, расширилось страховое пространство, появились негосударственные страховые компании, предлагающие широкий спектр страховых услуг, включая гражданско-правовую ответственность. Объектом страхования ответственности выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В отличие от имущественного страхования, где страхованию подлежит конкретная собственность граждан или собственность предприятий и организаций, и личного страхования, где страхование проводится на случай наступления определенных событий, связанных с жизнью и трудоспособностью граждан (застрахованных), непосредственной целью страхования ответственности является страховая защита экономических интересов потенциальных причинителей вреда, которые в каждом конкретном страховом случае находят свое конкретное денежное выражение. Страхование ответственности предусматривает возможность причинения вреда как здоровью, так и имуществу третьих лиц, которым в силу закона или по решению суда и производятся соответствующие выплаты, компенсирующие причиненный вред. Характерным для этой отрасли страхования является то, что наряду со страховщиком и страхователем здесь третьей стороной отношений могут выступать любые, не определенные заранее (третьи) лица, а при уплате страхователем причитающегося с него страхового платежа не предусматривается установление страховой суммы и застрахованного, т.е. физического или юридического лица, которому должно выплачиваться возмещение. И то, и другое выявляется конкретно только при наступлении страхового случая - при причинении вреда третьим лицам. Необходимо проводить четкое различие между гражданской и уголовной ответственностью. Цель гражданской ответственности - возмещение причиненного ущерба, а уголовной - наказание лица, совершившего сознательно преступление или правонарушение, попадающее под уголовную ответственность. Уголовная ответственность не может быть объектом страхования. Страховать можно только гражданскую ответственность. Различают внедоговорную (деликтную) и договорную гражданскую ответственность. Внедоговорная ответственность означает, что по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Эта ответственность наступает в случае нанесения вреда третьим лицам, не связанным с договорными обязательствами. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, страхование риска ответственности за нарушения договора допускается в случаях, предусмотренных законом Республики Казахстан. Потерпевшим в этом виде страхования является третье лицо, с которым до момента наступления ущерба вообще не существовало никаких договорных отношений (например, велосипедист наезжает на улице на играющего ребенка). Потерпевший — это также партнер по договорным отношениям, который вступил с убытчиком в какие-либо договорные отношения и в их рамках понес убыток. Но помимо прямого потерпевшего существуют еще и косвенные потерпевшие, то есть лица, ущерб которым нанесен не непосредственно, а через ущерб третьему лицу (например, при дорожно-транспортном происшествии пострадал оперный певец, отменено театральное представление; косвенные пострадавшие — зрители). Как правило, косвенные потерпевшие не имеют права на выдвижение претензий. Исключение составляют, к примеру, в немецком законодательстве, притязание детей на получение алиментов в случае смерти родителей. Страхование ответственности — это страхование ущерба, и оно преследует цель предохранить страхователя от возможного убытка. Для страхователя как юридического лица страхование ответственности можно обозначить как страхование от возрастания пассивов. Если страхование от огня служит для сохранения активов компании, то страхование ответственности служит против увеличения пассивов в случае предъявления претензий третьими лицами. Государство заинтересовано в страховании, как в механизме поддержания надлежащего уровня общественного воспроизводства и возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и отдельных граждан без участия государственных ресурсов. Государство может выступать как страхователь, уплачивая страховые взносы за счет бюджетных средств непосредственно или через соответствующие государственные структуры, может быть учредителем или соучредителем страховых компаний, либо выступать гарантом исполнении обязательств по тем видам страхования, где такая поддержка диктуется социальными проблемами или межгосударственным соглашением. Страхование - это не естественная потребность индивидуума в еде, жилище, одежде и т.п., которую человек ощущает непосредственно и сам стремится удовлетворить. Для того, чтобы возникла потребность в страховании у граждан, предпринимателя, хозяйственника необходим комплекс взаимозависимых условий. Одним из них является достаточно высокий уровень экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов. В условиях рыночных отношений сфера страхования расширяется за счет появления новых страховых интересов и потребностей, которые отражают новые условия жизни и предпринимательства, необходимость защиты коммерческого интереса, уровня жизни и благосостояния, как отдельных граждан, так и целых коллективов, от неправомерных действий третьих лиц, от требований о возмещении ущерба, который может быть причинен в ходе хозяйственно-предпринимательской деятельности. Человек подвержен разным случайностям, имеющим определенные закономерности и требующие затрат по сохранению уровня доходов и гарантий имущественных интересов. Вступая во взаимоотношения с природой, подвергаясь воздействию природных факторов на свою жизнь и хозяйство, человек также вынужден искать защиты своих имущественных интересов. Взаимодействуя с другими индивидуумами, вступая в общественные, производственные, правовые и иные отношения, принимая на себя или, требуя исполнения обязательств каждый гражданин (или юридическое лицо) вправе искать обеспечения сохранения своих имущественных интересов в случае действия или бездействия другой стороны. Технологическое оснащение быта и производства, рост энерговооружения и т.п., создает дополнительные риски для жизни, имущества людей. Одновременно возрастают стоимостные оценки всех видов рисков, усложнение взаимосвязей между объектами и субъектами. Расширение межтерриториальных связей как отдельных людей, так и хозяйствующих субъектов, приводит к возникновению имущественных интересов, разбросанных по территории, в т.ч. и других государств, и требует специальной защиты. Все это, да и многое другое, складывается в объективные предпосылки возрастания потребности в страховании, формирования рыночных отношений в страховании. О возрастании роли и масштабов применения страхования, как универсального способа удовлетворения общественных потребностей в страховой защите, в современных условиях говорит тот факт, что в 1950г. в капиталистическом мире насчитывалось 15 стран с ежегодных сбором страховой премии свыше 100 млн.долларов, а в целом 20 млрд.долларов, или 95% всей страховой премии капиталистических стран. В 1980г. таких стран насчитывалось уже 55, с общим объемом страховой премии 450 млрд.долларов, т.е. 99% сбора всех капиталистических стран. В 1986г. объем аккумулированной страховой премии составил 786,7 млрд.долларов. Причем такой рост обусловлен как экстенсивными факторами - увеличением объема производства ВНП, ростом населения, инфляцией, так и интенсивными факторами - повышением относительной потребности в страховой защите процесса общественного производства. На относительное увеличение потребности в страховании, в частности, указывает повышение удельного веса страховой премии в ВНП с 4,1% в 1961г. (для всех стран - членов ОЭСР) до 4,9% в 1981г. Для США и Канады этот показатель за аналогичный период вырос с 5,3% до 6,9% и стран Западной Европы с 1,4% до 2,5%, а в 1986г. составил 8,84% в США, 8,34% в Великобритании, 9,20% в Японии. В целом это указывает на более высокие темпы аккумулирования страхового фонда по сравнению с темпами экономического роста. В странах с развитой рыночной экономикой страховую деятельность осуществляют множество различных по масштабам и формам организации страховых обществ. Современный рынок США представлен 2500 страховым организациями, Великобритании - 840, Италии - 252, Австрии - 170, Франции - 562. Деятельность всех страховых компаний регулируется законодательными актами, за неисполнение которых они несут финансовую ответственность. Таким образом, обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита (покрытие), формируются предложение и спрос на нее. В условиях развитых товарно-денежных отношений, присущих современному процессу общественного производства, страховое покрытие предоставляемое страховщиком страхователю, можно рассматривать как специфический товар. Некоторые советские экономисты, правильно отмечая специфику создания страхового рынка, обеспечивающего необходимую страховую защиту посредством продажи страхового покрытия при заключении договора страхования, неправомерно сужают понятие "страховое покрытие" до платной услуги, отделяя его при этом от более мирского понятия товара. Понятие товар включает в себя также и понятие услуга. К.Маркс по этому поводу отмечал: " Для производителя этих услуг они - товар. Они имеют определенную потребительную стоимость (воображаемую или действительную) и определенную меновую стоимость. Но для покупателя эти услуги - лишь потребительные стоимости, в виде которых он потребляет свой доход". На наш взгляд страховой полис - это лишь документальное свидетельство продажи страховой услуги (своеобразная квитанция). Договор страхования, воплощенный в страховом полисе, означает сам факт и условия купли-продажи страхового покрытия. Страховая премия, уплачиваемая страхователем страховщику выступает как цена специфического товара страховое покрытие. Страховой рынок является сферой обращения данного специфического товара. Заключение договора страхования, предусматривающего уплату соответствующей страховой премии, не сопровождается одновременным движением материальной формы стоимости. Оно лишь означает право страхователя на получение денежного возмещения в будущем при наступлении и за оговоренные заранее последствия страховых случаев, а также обязательство страховщика выплатить это соответствующее страховое возмещение. С учетом этого более обоснованным видится точка зрения, что страховой рынок это "сфера оказания услуг по страхованию, осуществляемых страховыми компаниями, выражает определенную систему экономических отношений между страховщиком - продавцом специфического товара страхового покрытия и страхователем - покупателем этого товара". При этом вопрос о существовании и функционировании страхового рынка будет правомерен только при условии, что предложение представлено более чем одним страховщиком (продавцом). Страховое покрытие как товар реализуется вне рынка, поскольку предложение осуществляется лишь одним товаропроизводителем. Фактор множественности продавцов выделяется и в определениях страхового рынка, приводимых в исследованиях зарубежных экономистов, где под страховым рынком понимается сфера обращения страхового товара между большим количеством страховщиков и страхователей, с присущим ей свободным изменением ставок страховой премии и условий страхования. Состояние страхового рынка определяется, прежде всего, спросом на страховое покрытие в процессе расширенного воспроизводства, который зависит как от чисто конъюнктурных факторов, связанных с цикличностью общественного производства, так и долгосрочных факторов. Проблемы изучения спроса на страховом рынке требуют детального анализа с точки зрения интересов страхователей по каждому виду страхования. При существовании многих обособленных страховщиков и наличии спроса, необходимое страховое покрытие всегда будет предложено кем-либо из страховщиков за страховую премию, базирующуюся на соответствующих математических расчетах и с учетом спроса и предложения. Именно этим объясняется широкий ассортимент различных видов предлагаемых страховых услуг. Вышеуказанные особенности ведут и к регулированию страховым рынком предложения. В данном случае рынок выступает со измерителем общественно необходимых затрат на страхование, чутко реагирует на прибыльность и рентабельность отдельных видов страхования. При развитом рыночном механизме непривлекательные по качеству и цене страховые услуги не находят спроса на рынке, а их продавцы вынуждены либо изменить условия, либо прекратить страховые операции. Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную систему, объединяющую различные структурные звенья. Первым таким участником страхового рынка являются компании прямого страхования (страховое общество, страховая компания), т.е. специализированная организация проводящая страховые операции. Именно здесь осуществляется процесс формирования особых, специфических фондов, предназначенных для возмещения ущерба тем, кто участвует в создании этих фондов. Всего в 1989 году по зарубежным источникам таких компаний в мире насчитывалось свыше 15 тыс., причем численность их за последние 20 лет существенно не изменилась. Наряду с большим количеством мелких по объему страховой ответственности и активам компаний на страховом рынке выделено около 100 крупных страховых корпораций, чья деятельность носит ярко выраженный международный характер. В Казахстанской и Российской экономической литературе, в частности, Л.И. Ройтманом и Жуйриковым вся совокупность страховых отношений подразделяется на следующие отрасли и под отрасли:
а) социальное страхование рабочих, служащих и колхозников; б) личное страхование граждан. 2. Имущественное страхование: а) страхование имущества государственных предприятий; б) страхование имущества общественных организаций; в) страхование имущества граждан. 3. Страхование ответственности а) страхование задолженности; б) страхование на случай возмещения вреда (страхование гражданской ответственности). 4. Страхование предпринимательских рисков: а) страхование прямых потерь доходов; б) страхование косвенных потерь доходов. В целом, следует согласиться с предложенной классификацией и, в частности, с выделением отраслей страхования ответственности и предпринимательских рисков в самостоятельные. Необходимо принять во внимание тот факт, что если даже операции по этим видам страхования находятся в зачаточном состоянии или отсутствуют совсем, тем не менее, теория страхового дела должна отражать всю совокупность возможных страховых отношений. Иным образом решен вопрос отраслевой классификации страхования в нашей республике. В законодательство о страховании и страховой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона РК «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан предложена классификация, согласно которой страхование подразделяется по объектам страхования только на две отрасли: личное и имущественное. Объединение в имущественное страхование трех самостоятельных отраслей (страхование имущества, страхование предпринимательских рисков и гражданско-правовой ответственности) и сведение их на уровень подотраслей считаем неоправданным. В основе деления на отрасли лежат принципиальные отличия в объектах страхования: для личного страхования - это жизнь, здоровье и трудоспособность граждан, для имущественного страхования - это материальные ценности, по страхованию ответственности - это обязанность страхователей погашать материальный или иной ущерб, нанесенный третьим лицам. При этом может возмещаться как ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц, так и их жизни и здоровью. Уже только это не позволяет отводить страхованию ответственности место под отрасли - имущественного страхования. Более того, страхование ответственности - это очень специфическая отрасль страхования, которая имеет ряд особенностей, отличающих ее от других отраслей. Объектами страхования предпринимательских рисков являются потенциально возможные различные потери доходов страхователя от предпринимательской деятельности, где опять же объектом страхования выступают не материальные ценности как таковые, а риск неполучения довода (например, ущерб от простоев оборудования, упущенная выгода по несостоявшемся или неудавшимся сделкам и т.п.). Учитывая, что каждая из названных отраслей имеет свой специфичный объект страхования, то считаем целесообразным выделение каждой из ник в самостоятельную. На основе обобщения опыта развитых зарубежных стран, взглядов ученых-экономистов ближнего зарубежья и, исходя из реальной обстановки на национальном страховом рынке, предлагаем за основу классификационную схему, которая позволяет наиболее полно сгруппировать все виды страхования по определенным звеньям. Вышеуказанные особенности ведут и к регулированию страховым рынком предложения. В данном случае рынок выступает соизмерителем общественно необходимых затрат на страхование, чутко реагирует на прибыльность и рентабельность отдельных видов страхования. При развитом рыночном механизме непривлекательные по качеству и цене страховые услуги не находят спроса на рынке, а их продавцы вынуждены либо изменить условия, либо прекратить страховые операции. Таким образом, страхование, являясь объективной экономической категорией, предполагает определенную систему ее функционирования, целостность которой обеспечивается главным образом за счет единства функциональных связей ее звеньев. 1.3 Зарубежная практика организации страхования имущества Вместе с тем, следует отметить, что средняя доля участия на рынке имущественного страхования в США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Канаде, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции, Испании и Австрии трех наиболее крупных компаний составила 28,1% с отклонением с 15% в США до 51% в Швеции.[2] Однако ни одна из этих компаний не смогла достичь 20% влияния на рынке, критерия, указывающего на монополизацию рынка. Поэтому при достаточно острой борьбе между страховыми компаниями тем не менее не наблюдается монополизация страхового рынка той или иной компанией. Определяющая роль в этом принадлежит наличию на рынке большого количества мелких страховых компаний, которые не позволяют лидерам жестко диктовать свои условия страхователям. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования. И перестраховочные компании следует выделить в качестве второго непременного участника страхового рынка. Перестраховочный рынок выступает исключительно важным фактором развития рынка прямого страхования. При современном уровне концентрации производства и колоссальной стоимости материальных ценностей только механизм, перестрахования позволяет принимать страховщикам на страхование риски и убытки такого масштаба, которые намного превышают возможности даже крупных страховых компаний, а иногда и отдельных страховых рынков. В этом случае распределение риска происходит не только в рамках национальных экономик, а учитывая интернационализацию хозяйственных связей, приобретает международный характер. В зарубежных странах перестраховочные компании являются обязательным участником страхового рынка. Они являются специализированными компаниями, имеющими по сравнению со страховыми организациями более высокую устойчивость, больший объем собственного уставного капитала, большие ресурсы, инвестированные в различные отрасли хозяйства, бизнеса и коммерции. В настоящее время в мире действует 250 профессиональных перестраховочных компаний, на долю ведущих 15-ти из которых падает 50% перестраховочной премии. Ведущими компаниями являются "Мних Ре" (ФРГ), 'Свес Ре" (Швейцария), "Жене рал Ре Групп" (США) и др. Следующим непосредственным участником страхового рынка является покупатель страхового продукта или страхователь. В настоящее время рынок пользователей страховых услуг и направленность их интересов качественно и количественно изменились. Рыночные отношения порождают новый спектр страховых интересов, связанных с реальной возможностью наступления непосредственного события - страхового случая, влекущего за собой гибель или повреждение имущества, либо потерю дохода. Потребители страховых услуг отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И на основе этих различных переменных параметров можно осуществить сегментирование страхового рынка, т.е. разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные услуги. Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует, однако, наиболее часто применяется деление страхового рынка на 2 основных сегмента - рынки физических и юридических лиц. Эти рынки отличаются друг от друга по психологическим установкам, видам страхования, хотя имеют и общие моменты - любой клиент страховой компании хочет обезопасить себя при минимальных затратах. В свою очередь, рынок физических лиц может подразделяться на различные сектора по географическому принципу (разбивка рынка на разные географические единицы: государства, районы, области и т.д.), демографическому (пол, возраст, уровень дохода, род занятий, образование и т.п.) и психографическому (класс, образ жизни и т.п.) принципу. Рынок юридических лиц сегментируется по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам, размерам (по количеству работающих), годовым объемам оборота и многим другим признакам. Подобное сегментирование потенциальных страхователей производится зарубежными страховыми компаниями при проведении маркетинговых исследований в целях выявления потребительских предпочтений. И в свою очередь, реагируя на запросы потенциальных клиентов страховщики разрабатывают и предлагают новые виды страховых услуг или "модернизируют" старые. К участникам страхового рынка относятся и так называемые посредники - это страховые агенты и брокеры, которые своими усилиями способствуют продвижению страховых услуг от страховщика к страхователю. При этом необходимо делать различие между этими двумя формами посредничества.. Кроме того, существует и так называемая альтернативная сеть распространения данного страховщика " это совокупность юридических лиц (бюро брачных знакомств, туристические агентства, юридические консультации, нотариальные конторы и др.), выступающих в качестве страховых агентов. Наряду с услугами по основному профилю своей деятельности они предлагают оформить те или иные договоры страхования. Взаимоотношения между страховой компанией и страховании агентами юридическими лицами регулируются генеральными соглашениями о сотрудничестве или контрактами с работниками данных фирм, которые выступают в роли агентов совместителей. В современных условиях преобладающей в работе по распространению полисов акционерных страховых обществ за рубежом является система генеральных страховых агентов. В этом случае вертикальный уровень системы продаж страховых полисов выстраивается в цепочку: Генеральный страховой агент - страховой агент - субагент. Профессионализм страхового агента определяется по конечному результату, т.е., во-первых, по тому, какой объем поступлений страховых платежей обеспечил он по заключенным и действующим договорам, а во-вторых, какие впечатления о компании в целом остались у клиентов после подписания страхового договора и при наступлении страхового случая. Именно от страхового агента потребитель черпает информацию о страховых услугах, именно он формирует реальный имидж компании у потенциальных страхователей и от него зависит в конечном итоге, будет ли потребитель пользоваться услугами компании вновь. Поэтому эффективность работы любой страховой компании в большей степени зависит от эффективности работы прежде всего низового звена в ее структуре, а именно - страхового представителя (агента). Заслуживает внимания опыт зарубежной страховой практики, который уделяет большое внимание правильному подбору и обучению страховых представителей. Так, в среднем крупная страховая компания тратит на содержание, обучение и контроль за работой агентов от 10 до 15 тыс. долларов в год. 1.4 Технико-экономические показатели АО СК «Казахинстрах» Компания «Казахинстрах» была образована 20 января 1995 года как Государственная страховая компания. 17 августа 1998 года государственная компания «Казахинстрах» была преобразована в Закрытое акционерное общество со 100% долей участия государства в уставном капитале. Уставный капитал компании на 17 августа 1998 года, как и на 1 января 2005года составлял 80 000 000 тенге. Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства Финансов Республики Казахстан 23 октября 2001 года была проведена приватизация государственного пакета акций АО «Казахинстрах». Согласно закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» АО «Казахинстрах» в 2003 было перерегистрировано как АО «Компания по иностранному страхованию «Казахинстрах». Компания предоставляет страховые услуги на основании лицензий нового образца, выданных Национальным Банком Республики Казахстан 15 мая 2001 года по 16 классам добровольного и 5 классам обязательного страхования, т.е. по всем без исключения классам, предусмотренным Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности». По данным Департамента банковского и страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан, за период 12 месяцев 2004 года общая сумма собранных на страховом рынке Республики Казахстан страховых премий составила $ 88, 3 млн., при этом доля АО «Казахинстрах» на страховом рынке составляет почти 22,7%. Указанные данные свидетельствуют о высокой роли компании на страховом рынке Казахстана. Однако, учитывая то, что в основном АО «Казахинстрах» принимает на страхование крупные риски нефтегазового сектора, основная доля ответственности передается на перестрахование. Так, по итогам 12 месяцев в перестрахование было передано более 80% от общей суммы поступивших платежей. Учитывая высокий удельный вес АО «Казахинстрах» на рынке страховых услуг Казахстана, можно с уверенностью констатировать, что тенденции развития АО «Казахинстрах» будут тесно связаны с развитием и совершенствованием страхового рынка Республики Казахстан. Республика Казахстан – потенциально огромный рынок страховых услуг. Экономическое пространство Казахстана пока охвачено страхованием в незначительной степени. Соотношение между размером страховой премии и валовым внутренним продуктом в развитых странах обычно колеблется от 8% до 10%, у нас этот показатель составляет около 0,4% - т.е. более, чем в 10 раз ниже. Если же говорить о расходах граждан на страхование, то австралийцы, к примеру, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы – более 15%. Средний размер страховой премии на душу населения в нашей Республике составляет не более 5 долл., по сравнению с 2 тыс. долл. в США, 2,5 тыс. долл. в Японии, 3 тыс. долл. в Швейцарии. Увеличение удельного веса страховых услуг в ВВП в будущем несомненно примет тенденцию роста, следовательно в перспективе возрастет роль страховых организаций как институциональных инвесторов и финансовых посредников в финансовом секторе экономики Казахстана. АО «Казахинстрах» имеет большую филиальную сеть по территории Республики Казахстан, состоящую из 15-ти крупных филиалов. Общая сумма активов АО «Казахинстрах» (за минусом доли перестрахования в страховых резервах) составляет $3,9 млн., при этом активы филиалов составляют 53% от указанной величины. Общая сумма высоколиквидных активов АО «Казахинстрах» (денежных средств на счетах до востребования, депозитов в банках второго уровня, ценных бумаг) составляет 2,5 млн. долларов США, за период 2002 года размер высоколиквидных активов вырос на 41% (или на $740 тыс.). При этом, 65% от указанной суммы прироста высоколиквидных активов – заслуга филиальной сети АО «Казахинстрах». АО «Казахинстрах» занимает лидирующее положение на рынке страхования РК, в сфере страхования нефтегазового сектора – свои риски страхуют в АО «Казахинстрах» такие крупные нефтяные компании как АО «НК КазМунайГаз» (АО «ННК КазМунайГаз»), «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», АО «Каражанбасмунай», АО «Народный банк Казахстана», РГП «Казахстан Темир Жолы», Национальный Банк Республики Казахстан, Лариба-Банк, Посольствам разных стран и многим другим. Значительные страховые резервы один из основных показателей стабильности и финансовой устойчивости страховой компании и источник выплат по всем страховым случаям. Структура Акционерного Общества страховой компании «Казахинстрах» приведена на рисунке 1. Страховые резервы АО СК «Казахинстрах» приведены в таблице 1. Таблица 1. Страховые резервы АО СК «Казахинстрах»* тыс. тенге
* составлен на основании финансовой отчетности АО СК «Казахинстрах» С момента образования компании постоянно наращивается уставный капитал, который на 01. 10. 2004 составил: 540 010 тыс. тенге. Обороты компании ежегодно увеличиваются. По объему поступления страховых премий АО «Казахинстрах» по итогам 2001-2004 гг. является ведущей компанией среди всех существующих страховых компаний Республики Казахстан.
Смотрите также: 1. теоретические основы страхования и страхового рынка 5
1586.4kb.
5 стр.
1. теоретические основы страхования и страхового рынка 5
1745.46kb.
5 стр.
Тема Современное состояние российского страхового рынка и мировое страховое хозяйство Вопрос Страхование в зарубежных странах. Общая характеристика страхового рынка
26.31kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие «Развитие страхового дела» № Тема Содержание Основы страхования и социального страхования
1442.44kb.
19 стр.
Проблемы развития страхового рынка украины и пути их решения в современных условиях
101.11kb.
1 стр.
Глава I. Теоретические основы биржевого рынка
1095.64kb.
6 стр.
2 глава Теоретические основы построения агентно-ориентированной модели финансового рынка 6
418.53kb.
5 стр.
Перестраховочный рынок как способ обеспечения конкурентоспособности страхового рынка России
140.03kb.
1 стр.
Теоретические основы потребительского кредита
1655.5kb.
7 стр.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теоретические основы беспроводной связи По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
259.81kb.
1 стр.
Самые резонансные события страхового рынка украины
28.91kb.
1 стр.
Особенности формирования и функционирования страхового рынка в китае 88kb.
1 стр.
|