Главная
страница 1страница 2

МБОУ «Малокибечская основная общеобразовательная школа им. А.Я.Яковлева»

Канашского района Чувашской Республики

Согласовано

Зам. дир. по УВР
« »


Согласовано

Руководитель ШМО
« »


Рассмотрено на

заседании

педсовета

протокол №2

от 31.08.2012

Утверждаю:

Директор
« » __________

Приказ №

от


План работы кружка

«Занимательное языкознание »

на 2012-2013 учебный год

5-7 классы


Разработал: учитель русского языка и литературы Егорова Т.Г.

2012 год

Пояснительная записка

Кружок «Занимательное языкознание» предназначен для учащихся 5-7-х классов. Известно, что русский язык является одним из самых сложных для ребят дисциплин. Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать уроки содержательными и интересными. Привлекаются разнообразные творческие задания, игровые методы работы. Данный курс помогает учащимся не только открыть много нового, но и полюбить этот предмет.

В рамках кружковых занятий использован неизвестный материал с привлечением игровых заданий и ролевых игр. Каждое занятие строится по одной из форм: заседание «Клуба любителей языка», «Путешествие в неведомое», «Экскурсия», «Операция «Сыщики».

Вспомогательный материал представляет собой различные тексты, задачи, ребусы, шарады, кроссворды, описание проблемных ситуаций, которые используются для погружения в игру, сюжетно - ролевые игры проводятся по предварительно разработанному сценарию. Ребята делятся на группы, каждая из которых «исполняет» определенную роль, т.е. выполняет функции участника ситуации. Важным является не только проявление знаний или способностей того или иного участника, но и его поведение, взаимопонимание, восприимчивость к интересам и чувствам других.


Весь теоретический материал подается в форме заседания клуба «Любителей русского языка». Каждое заседание строится приблизительно по такому плану:

  1. Теоретическая часть - первая половина занятия;

  2. Практическая часть – игра, кроссворд, творческое задание.

Курс рассчитан на 17 часов (1 час в 2 недели).
Цели курса:

  1. рассмотреть отдельные вопросы изучаемого на уроках материала с иной, незнакомой стороны, что способствует более глубокому пониманию этого материала;

  2. возбудить у учащихся интерес и любовь к предмету;

  3. способствовать обогащению активного словаря учащихся;

  4. развивать устную и письменную речь.


Задачи курса:

  1. воспитание у учащихся ответственного отношения к русскому языку;

  2. развитие быстроты мышления и интереса к анализу фактов языка;

  3. пробуждение желания делать открытия;

  4. пробуждение бережного отношения к русскому слову;

  5. формировать желание научиться говорить выразительно.


В результате изучения курса учащиеся должны:

- освоить минимум основ языкознания;

- видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.);

- знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;

- усвоить процессы словообразования;

- видеть связи нашего языка с языками мира.


Учебно-тематический план





Тема


К-во часов


Виды деятельности


Дата

1

Как появилось слово

1

Заседание Клуба любителей языкознания. Лекция учителя.




2

Жизнь слова. Что изучает наука этимология?

1

Заседание Клуба историков слова. Составление учащимися заданий по теме в форме игры.




3

Богатство русского языка. Лексика. Крылатые слова.

1

Игра «Лингвистическое путешествие по стране Лексика»




4

О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика?

1

Заседание Клуба. Лекция учителя. Конкурс «Что в имени тебе моём?». Письменное задание: «О своём имени и фамилии»




5

Почему их так называют. Как изучают географические имена? Топонимика.

1

Беседа. Доклады учащихся. Игра «Далекое путешествие» Выпуск лингвистической газеты «Слово на географической карте»




6

У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектная лексика

1

Беседа. Лекция учителя. Игра «диалектологическая экспедиция»




7

Выразительность русского языка. Тропы.

1

Практикум. Изобразительно – выразительные средства художественной речи.




8

Происхождение письменности. Буквы русского алфавита.

1

Беседа. Викторина. Игра «Счастливый случай»




9

Роль орфографии в письменном общении.

1

Беседа «Почему мы пишем по правилам?». Диспут «Нужны ли орфографические правила?»




10

Разделы русской орфографии

1

Беседа «Помнишь ли ты трудные случаи орфографии?». Лингвистические сказки. Игра «поиски орфограмм»




11

Из чего строится слово? Правописание морфем.

1

Морфемный и словообразовательный анализ слов. Решение задач.




12

Приставки и суффиксы. Почему корень назвали корнем?

1

Доклады учащихся.Заимствованные приставки и суффиксы, их жизнь в русском языке. Поиск и обнаружение приставок, игра «Сыщики»




13

Морфемика и словообразование.

1

Практикум. Игра «Занимательно о морфемике»




14

Занимательная грамматика.

1

Беседа. Составление газеты «Немного больше, чем в учебнике».




15

Роль пунктуации в письменном общении.

1

Доклады «Как появились знаки препинания?» и «Синтаксис…Это интересно!»




16

Речевое общение.

1

Диспут «Правильно ли мы говорим?»




17

«Кто хочет стать отличником?»

1

Деловая игра





Содержание программы
Тема 1. Введение. Как появилось слово. (Как люди научились говорить?). О языке животных, о языке жестов. Почему люди говорят на разных языках?

Тема 2. Жизнь слова. Что изучает наука этимология? У лингвистической карты мира. Сколько слов в языке? Как появляются в языке новые слова? Слова-пришельцы.

Тема 3. О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика?

Тема 4. Богатство русского языка. Лексика. Крылатые слова. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Слова-тёзки (омонимы), об одном и том же по-разному (синонимы). Антонимы. Крылатые слова.

Тема 5. Почему их так называют. Как изучают географические имена? Топонимы

Тема 6. У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектная лексика.

Тема 7. Выразительность русского языка. Тропы. Изобразительно-выразительные средства. (Практикум).

Тема 8. Происхождение письменности. Языковое родство славянских народов. Как разгадывают письменность древних. Как возникла славянская письменность. О буквах русского алфавита. Искусственные и тайные языки.

Тема 9. Роль орфографии в письменном общении. Устное и письменное общение между людьми. Как возникло и развивалось письмо? Каковы истоки современного русского письма?

Тема 10. Разделы русской орфографии.

Тема 11. Из чего строится слово? Правописание морфем. Состав слова. Морфемы.

Тема 12. Приставки и суффиксы. Почему корень назвали корнем? Использование этимологического анализа слов.

Тема 13. Морфемика и словообразование. (Практикум)

Тема 14. Занимательная грамматика. Слово, речь, глагол. Есть ли тайна у имени существительного?

Тема 15. Роль пунктуации в письменном общении. (Практикум)

Тема 16. Речевое общение. Речевой этикет, культура речи и стилистика.

Тема 17. Деловая игра «Кто хочет стать отличником?»

Список использованной литературы

1 Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.



  1. Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.

  2. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой»- М.: «Просвещение», 1988 г.

  3. Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.

  4. Успенский Л.В. «По закону буквы» Изд-во «Молодая гвардия», М.-1971

  5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию».-М. «Педагогика»,1971

  6. Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день» М. «Владос», 1995

  7. Волина В.В.«Веселая грамматика». -М.: Изд. «Знание» 1995

  8. Соловьева Н.Н. «Необычное словообразование» :

Изд. «Москва» М.1965

10. Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.



  1. Лозинская Т.П. «Русский язык.. это интересно» М. Изд. «Московский лицей» 1976

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991

  3. Успенский Л.В. «Слово о словах» - Киев, Изд. «Веселка» 1987

  4. Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988

  5. Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978



Конспекты занятий

Занятие № 1 . Введение. Как появилось слово. (Как люди научились говорить?).

Слово учителя о значении, возможности и величии слова. Разговаривать человек начал очень давно.

В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной, в мире существовал хаос, олицетворённый чудовищем. После победы над ним были созданы (иначе говоря, названы словом) – небо, земля и всё, что на них находится

В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществится. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут исцелить и спасти, а могут навлечь болезнь и убить человека. Могут привести любимого, а могут отворотить.

Слово может всё! Из глубины веков пришли к нам слова заговоров и заклинаний. И по сей день многие целители пользуются чудодейственной силой слова. Например: «Соль солона, зола горька, уголь чёрен. Ты, соль, услади, Ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь чёрен. Кто съест мою соль, от того откачнутся все болести, кто полижет мою золу, от того отлетят все узороки с призороками (то, что сделано во вред).»

Сейчас кто-то верит в заговоры, а в древности к этому относились с трепетом. Ассирийские заговоры выбивались на глиняных табличках, которые были найдены спустя 7 тысяч лет.



«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие,» - учил египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Об этом надо помнить каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее физического недуга. Добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.

В мире существует множество различных языков и диалектов, на которых говорят жители нашей планеты. В древности существовала легенда, которая объясняла многообразие языков. Кто может её пересказать? (Вавилонская башня).

Вавилон – «Ворота Бога».

С характером языка тесно связана система письма.

Скифский гонец привёз царю Дарию послание: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Это означало: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, или не скроетесь в земле, как мыши, или не ускачете в озеро, как лягушки, то падете от наших стрел», хотя Дарий воспринял иначе: «Мы отдаем тебе свою землю, воду и военную храбрость». Письмо можно прочитать по-разному.
Творческое задание 1.

Сидящие на первой парте каждого ряда получат набор предметов (1-й: ластик, карандаш, циркуль, треугольник, ножницы; 2-й: изображение кошки, мышки, собаки, рыбы, маленький мячик; 3-й: помада, тени, пустой флакон духов, конфета, изображение обезьяны).

Сидящие на 1-й парте шифруют с помощью этих предметов некое послание и запишут его на бумаге.

Послание оставят у себя, а предметы передадут на следующую парту.

Сидящие на этой парте расшифруют это послание, запишут расшифровку на бумаге, загадают своё послание, записывают его и передают на следующую парту. Все шифровки и расшифровки передаются учителю.
Рассказ учителя о том, когда и как родилась славянская азбука.
Творческое задание 2 - Составление послания с помощью пиктограмм – самого первого способа письма в рисунках.

Ученик подходит к доске и, получив задание, рисует то, что он должен передать другим. Участников трое. В качестве заданий используются известные поговорки: «Много будешь знать- скоро состаришься»; «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»; «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».


Итоговое творческое задание. Последний конкурс.

Даны ключевые слова: дорога, учитель, школа, ученик, оценка, интерес, скука. Задача – составить заговор на отличную учебу: 1-й ряд – заговор по математике, 2-й ряд – по русскому языку, 3-й ряд – по истории.


Занятие 3. О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика? Заседание Клуба знатоков имени.
Задумывались ли вы когда-либо, что живете в мире собственных имен и существуют они, чтобы из множества одинаковых предметов выделить какой-либо один?

Сколько собственных имен на земле? Как и кем они даются? Что означает каждое наименование?

Познать имя – познать историю страны, стать образованней. Это серьёзная и трудная, но интересная работа.

Наука, которая изучает имена, отчества, прозвища и псевдонимы людей, называется антропонимика (антропос – от греческого человек, онима – имя).

Знаете ли вы, что означает ваше имя, откуда оно родом?

- Ответы учеников.


Всегда ли человек имел имя? Ответить на этот вопрос так же трудно, как и верблюду пролезть в игольное ушко. Но известно, что в первобытном обществе были имена, в качестве которых использовались слова из быта

Людей называли:

- по внешнему виду и физическим недостаткам: Горбач, Беззуб, Толстун;

- по роду занятий: Кузнец, Гончар, Коновал;

- по названию предметов: Сундук, Алмаз, Камень;

- по названию животных и растений: Ворона, Заяц, Жук, Щука, Ягода, Селезень.

Ученые называют десятки источников, откуда наши предки черпали имена.

Например, в древнем Новгороде, судя по найденным грамотам, была семья Линёвых. Видимо их предок звался Линь. Человек с юмором, он назвал сыновей: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв, Судак Линёв.

В 988 г. Произошло важное событие – крещение Киевской Руси. С введением христианства появились новые имена – имена святых. В это время появились люди с двумя именами – одно официальное, другое домашнее. Не все знают, что с точки зрения церкви, не было Владимира Мономаха, т.к. в крещении он был наречен Федором.

Наши предки относились к именам не так, как мы с вами: они верили, что имя, данное человеку «не просто прилеплено к нему случайной прихотью родителей, оно характеризует его, срастается с ним».

Имя человека было талисманом, с именем связывалось какое-либо значение, имя приносило счастье или делало несчастным.

Наши имена, которые мы привыкли считать русскими, пришли на Русь из разных языков.



Александр, Андрей, Анфиса, Василий, Евгений, Зоя - греческие имена.

Виктор, Валентин, Валерий, Виталий, Константин, Максим, Наталья, Павел – латинские.

С течением времени одни имена совсем исчезли ( Феогнид, Елезвой), другие сохранились до наших дней.


Игра в имена «Кто больше?»
Играть могут 2 – 3 человека. Надо назвать наибольшее число форм от полного имени.
Александр (а)
Аля Алекса Ксан Саня Ася Адя
Алик Алексаша Ксана Санюша Санёк
Саша Нюша Санюра
Сашура Сашуля Нюра
Шура
Задание . Выяснить, одинаковы ли имена Георгий, Юрий, Егор.
В Древней Греции было имя Георгос – земледелец, крестьянин. Георгос превратилось в Георгий. Русский звуковой облик имени постепенно менялся в двух направлениях.

Одна линия – Георгий – Гюрий- Юрий.

Другая линия - Георгий – Егорий – Егор.

Вопросы для викторины.


  1. Кто назовет больше женских имен с удвоенной согласной в корне? (Алла, Анна, Нона)

  2. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

Владеть миром (Владимир)

Владеть всем (Всеволод)

Любить мир (Любомир)

Свято славить (Святослав)

Милая людям (Людмила)


  1. Какие имена можно получить из имени, заменив одну букву? (Таня – Маня, Дарья – Марья и др.)

  2. Какое имя состоит из тридцати я ? (Зоя)

  3. Назовите города, название которых из двух мужских имен. (Петропавловск, Борисоглебск)

  4. Вспомните названия растений, которые созвучны с именами. (Анисья – анис, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка и т.п.)

  5. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев- лед – лад – лат – лит – лит – Тит)

В 30-е годы 20 столетия всем гражданам нашей страны было предоставлено право свободно менять фамилии. И вот в газете «Известия» появились списки людей, пожелавших сменить неблагозвучные фамилии. Вот некоторые из них:

Павел Никифорович Пудель

Евгения Павловна Вырвикишко

Евгений Родионович Убей-Кобыла

Михаил Давыдович Балда


Что же такое наши фамилии? Откуда они произошли? Фамилия – это родовое имя, оно коллективно, принадлежит не одному человеку, а нескольким членам одной семьи или рода От отцов оно способно переходить к детям, от мужей - к женам.

История фамилий короче, чем история имен – столетие назад наличие фамилии стало обязательно для каждого. Изучение фамилий – интересное занятие, оно может дать сведения о прошлом, выяснить историю своего рода.


Домашнее задание.

  1. Влияет ли, по вашему мнению, звуковая форма собственных имен на их распространенность и судьбу? Почему так редко (и даже забываются совсем) имена: Харитон, Харита, Феофан, Фёкла, Марта, Глафира, Фотий, Фома, хотя в переводе они несут положительные качества? (Агарий- добро, Харитон-красота, Харита-прелесть и т.д.)

  2. Согласны ли вы с мнением А.В. Сперанской, автора книг «Как Вас зовут?» и «Где Вы живете?», что от имени Олеся веет лесом, от Алены – льном? С чем у вас ассоциируются имена: Ирина, Алёна, Светлана, Мария, Федот, Жанна, Иосиф, Константин, Евгений, Михаил, Ананий, Лилия? Вслушайтесь в их звучание, а потом проверьте себя по книге А.В.Сперанской.


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Кружок «Занимательное языкознание» предназначен для учащихся 5-7-х классов. Известно, что русский язык является одним из самых сложных для ребят дисциплин. Как повысить интерес предмету?
333.45kb.
2 стр.
Пояснительная записка курс по биологии предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа. Задачи
123.45kb.
1 стр.
Программа кружка по химии для 5-7 классов «Химия для самых маленьких»
282.68kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа предназначена для учащихся 5-11 классов, проявляющих интерес к изучению немецкого языка
240.24kb.
1 стр.
Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров нефилологических специальностей
1385.24kb.
6 стр.
Пояснительная записка проведение предметных недель давно стало хорошей традицией в общеобразователь ных учебных заведениях
259.29kb.
1 стр.
Пояснительная записка рабочей программы по истории Татарстана и татарского народа
229.52kb.
1 стр.
«Лексика»
109.63kb.
1 стр.
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс истории для 5-х классов
187.11kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «спокойной ночи, малыши!» Для учащихся 6-7 классов по химии
78.14kb.
1 стр.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета, курса «Русский язык»
4720.94kb.
21 стр.
Пояснительная записка Модель общеобразовательной школы для классов с универсальным обучением предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов
141.61kb.
1 стр.