Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ НА 2008-2010 ГОДЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Стр. Паспорт программы 4 Введение 5 Раздел 1. Общие положения 6 Статья 1. Цель Программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы 6 Статья 2. Оценка исходной социально-экономической ситуации 6 Статья 3. Основные проблемы социально-экономического развития города 36 Раздел 2. Повышение качества жизни и среды жизнедеятельности населения 37 Статья 4. Развитие образования 37 Статья 5. Развитие здравоохранения 39 Статья 6. Повышение устойчивости демографического развития 40 Статья 7. Совершенствование социальной помощи 42 Статья 8. Развитие культуры 42 Статья 9. Развитие физической культуры и спорта 44 Статья 10. Осуществление молодежной политики 45 Статья 11. Развитие жилищно-коммунального хозяйства 47 Статья 12. Обеспечение и развитие транспортного обслуживания 48 Статья 13. Обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования 49 Статья 14. Создание благоприятных условий труда и занятости населения 50 Статья 15. Повышение общественной безопасности и обеспечение правопорядка 51 Раздел 3. Совершенствование системы муниципального управления 51 Статья 16. Повышение эффективности муниципального управления 51 Статья 17. Оптимизация управления муниципальной собственностью 53 Статья 18. Совершенствование бюджетного процесса 54 Раздел 4. Развитие экономического потенциала города 55 Статья 19. Развитие градостроительного комплекса и содействие инвестиционной привлекательности города 55 Статья 20. Развитие малого и среднего предпринимательства 56 Статья 21. Развитие потребительского рынка 57 Раздел 5. Показатели - индикаторы результативности реализации программы 59 Раздел 6. Заключительные положения 63 Статья 22. Механизм реализации Программы 63 ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ НА 2008-2010 ГОДЫ
Введение
Разработка и эффективная реализация программы социально-эконо-мического развития является важнейшим условием устойчивого развития муниципального образования. Работа по комплексному планированию социально-экономического развития города Нижний Тагил на среднесрочный период была начата с принятием постановления Главы города Нижний Тагил от 19.03.2007 № 279 «О разработке комплексной программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2012 годы», которым утверждены ответственные исполнители по разработке основных направлений программы. Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изменениями от 07.09.1999), Законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 08.11.2007), Законом Свердловской области от 21.12.2007 № 159-ОЗ «О программе социально-экономического развития Свердловской области на 2008-2010 годы», Уставом города Нижний Тагил, утвержденным Решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 № 80 (в редакции от 01.08.2006 № 116), постановлением Главы города Нижний Тагил от 19.03.2007 № 279 «О разработке комплексной программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2012 годы». В связи с принятием Закона Свердловской области от 21.12.2007 № 159-ОЗ «О программе социально-экономического развития Свердловской области на 2008-2010 годы» было принято решение о разработке среднесрочной программы на период 2008-2010 годов. В рамках Программы определены задачи и система программных мероприятий по их реализации, а также ожидаемые результаты по каждому направлению развития. Мероприятия и показатели Программы отражают функции управления социально-экономическим развитием города на муниципальном уровне. Ряд мероприятий носит организационный характер и не требует на их реализацию инвестиционных ресурсов. Программа содержит систему показателей - индикаторов результативности, которые отражают ожидаемый уровень развития экономики и социальной сферы города к 2010 году. Показатели-индикаторы результативности реализации Программы приведены в разделе 5. Составной частью Программы являются мероприятия муниципальных целевых программ и инвестиционных проектов, которые включены в систему программных мероприятий для достижения соответствующих целей и решения задач отраслевых направлений развития.
развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы Программа социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы определяет дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, среды жизнеобеспечения как совокупности благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов на территории города Нижний Тагил. Статья 2. Оценка исходной социально-экономической ситуации Сегодняшняя оценка социально-экономической ситуации в городе Нижний Тагил основана на результатах комплексного анализа произошедших в предыдущие годы изменений с учетом реализации мероприятий Плана социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2003-2007 годы. В социально-экономическом развитии города ведущая роль традиционно принадлежит промышленному комплексу. Это обусловлено, как главенствующей долей данной отрасли в структуре экономики города, так и преобладающей численностью занятых в ней. Нижний Тагил занимает ведущие позиции в экономике Свердловской области, это один из городов, который всегда был основой промышленного потенциала области и которому по праву принадлежит «локомотивная» роль в промышленном производстве региона. За период развития положительной динамики в промышленном комплексе города, начиная с 1999 года, объем промышленного производства по кругу крупных и средних предприятий возрос более, чем в 4 раза, что значительно выше, чем по Свердловской области и Российской Федерации, где индекс физического объема за этот период увеличился в 2,2 раза и в 1,7 раза соответственно. Объем отгруженных товаров собственного производства крупных и средних организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (далее - объем отгрузки) в среднем на душу населения в городе Нижний Тагил почти в 2,3 раза больше, чем в Свердловской области. Для сравнения: в расчете на душу населения в городе Нижний Тагил объем отгруженных товаров составляет 441 тыс. рублей, а по Свердловской области – 193 тыс. рублей. По итогам 2007 года вклад крупных и средних промышленных предприятий города в общий объем отгрузки Свердловской области составил 19,6 %, при этом доля отгрузки обрабатывающих производств города в обрабатывающем производстве области превысила 21 %. Являясь основой промышленного потенциала региона, город Нижний Тагил вносит весомый вклад и в развитие внешнеторговой деятельности области – более одной четверти всех экспортных поставок области в стоимостном выражении приходится на предприятия нашего города. Стабильный рост экономики города невозможен без высокой динамики инвестиций. Реализация в городе инвестиционных проектов, обеспечение технического и технологического переоснащения производства позволяют сохранять и развивать позитивные тенденции в инвестиционной деятельности. Правильно выстроенная стратегия развития отдельных предприятий города позволила существенно повысить их инвестиционную привлекательность. Об этом свидетельствует рост инвестиций в экономику города, который начался с 2001 года и по итогам 2007 года увеличился в 2,4 раза. За период 2003-2007 годов объем инвестиций в экономику города суммарно составил свыше 41 млрд. рублей. Несмотря на положительную динамику роста инвестиций в основной капитал, их величина не обеспечивает восполнение выбывших и морально устаревших основных фондов. Недостаточен уровень инвестирования в инфраструктурный комплекс и социальную сферу. Если в основной капитал предприятий наблюдается высокая инвестиционная активность, то этого нельзя сказать про социальную сферу, несмотря на то, что реализация мероприятий социальной направленности не менее важна, чем модернизация реального сектора экономики, так как именно развитие социальной сферы способствует повышению уровня качества жизни населения. Необходимо отметить, что низкие темпы роста инвестиций в муниципальный сектор объясняются отсутствием достаточного количества средств в местном бюджете. За счет бюджетных средств с учетом софинансирования вышестоящих бюджетов за данный период введены в эксплуатацию объекты социальной сферы города: поликлиника тубдиспансера площадью 3167 квадратных метра, поликлиника для взрослых по улице Дружинина, 53 на Гальяно-Горбуновском массиве на 500 посещений в смену, первая очередь баклаборатории детской больницы № 1 на 200 лабораторных исследований в день. Проведена реконструкция 1-ой очереди Детского дома № 4 на 50 мест, состоялся ввод после реконструкции учебного корпуса на 500 мест школы № 7 в Дзержинском районе города. Завершено строительство спорткомплекса УГТУ-УПИ на 2700 мест. Из-за недостаточности средств затянулась реализация социально-значимых инвестиционных проектов, таких как: строительство Верхне-Выйского гидроузла, детской многопрофильной больницы, пристроя к зданию политехнической гимназии, реконструкция эндокринологического центра, реконструкция здания по проспекту Мира, 61 под Центр планирования семьи. Завершается реконструкция здания под перинатальный центр на базе роддома ММУ «Демидовская центральная городская больница», начата реконструкция общеобразовательной школы № 49. В последние годы наращиваются темпы жилищного строительства. Всего за период 2003-2007 годов по городу Нижний Тагил введено жилья почти 250 тыс. кв. метров, из них свыше 53 тыс. кв. метров введено индивидуального жилья. Для сравнения: за предыдущий пятилетний период введено всего 89,9 тыс. квадратных метров жилья. Строящееся жилье подразделяется по конструктивным системам на мелкоштучные жилые дома (материал стен – шлакоблок, кирпич), крупноблочные, панельные, монолитные, а с 2006 года начато строительство каркасно-монолитных домов. В городе можно приобрести элитное жилье (стоимость 1 кв. метра – 26-30 тыс. рублей), жилье эконом класса (24-26 тыс. рублей), социальное жилье для молодых семей и работников бюджетной сферы и других категорий граждан. Для увеличения объемов строительства жилья в городе Нижний Тагил, наряду с развитием различных механизмов финансирования строительства, ведется работа по модернизации производственной базы и внедрению новых технологий. Примером тому служит жилая застройка по улице Дружинина на Гальяно-Горбуновском массиве, где в полном объеме нашли применение новые технологии по системам водоснабжения, канализования, отопления. Обеспечена стопроцентная шумоизоляция квартир и гидроизоляция перекрытий. Впервые в Нижнем Тагиле применена в жилье система отопления «Теплые полы». Все эти факторы, несомненно, создают дополнительный комфорт и более благоприятный климат в квартирах. С целью создания условий для увеличения объемов жилищного строительства и снижения стоимости вновь вводимого жилья в городе за счет средств бюджета города осуществляется развитие и модернизация систем коммунального хозяйства и мероприятия по инженерному обустройству земельных участков для строительства жилья. В 2008-2010 годах планируется увеличить объемы жилищного строительства до 100-150 тыс. кв. метров жилья в год и довести за 3 последующих года объем ввода жилья до 400 - 450 тыс. кв. метров. Наряду с высокоразвитой промышленной сферой отмечается возрастающая роль малого бизнеса в экономике города, который не только обеспечивает потребности населения в товарах и услугах, но и создает дополнительные рабочие места. Сегодня сказывается положительный эффект заложенной за прошедшие годы основы системы муниципальной поддержки малого предпринимательства, перехода от отдельных мероприятий к программно-целевому методу - с 2006 года действует третья по счету программа, которая рассчитана на период до 2008 года. За период 2003-2007 годов число предприятий малого бизнеса увеличилось почти на одну треть и сегодня к сфере малого бизнеса относится 3433 предприятия, кроме того, на налоговом учете состоит 8676 индивидуальных предпринимателей. С каждым годом увеличивается вклад субъектов малого предпринимательства в экономику города. В сфере малого предпринимательства сегодня занято почти 36 тыс. человек или 17,7 % от занятых в экономике города. Основной объем оборота розничной торговли (с учетом рынков) и общественного питания приходится на долю субъектов малого предпринимательства и составляет 85,3 % всего оборота, в объеме бытовых услуг его доля – 45 %, в доходной части бюджета – 10 %. Сегодня важно сохранить и обеспечить на будущее поддержку и помощь в развитии не только малого, но среднего бизнеса, и в первую очередь, - в производственной сфере, так как анализ отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого бизнеса производственной направленности. На это немаловажное влияние оказывает неразвитая кооперация крупного и малого бизнеса, ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования, неразвитость лизинговых услуг. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, для активизации выставочно-ярмарочной деятельности на территории города требуется наличие специализированного выставочного центра. В сфере малого предпринимательства довольно остро стоит проблема неурегулированности социально-трудовых отношений из-за низкого уровня организации наемных работников, в том числе через профсоюзы малого бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. Стабильный долговременный рост демонстрирует потребительский рынок товаров и услуг, являясь социальным индикатором жизненного уровня населения. Уверенные тенденции развития инфраструктуры и технологий розничной торговли обусловили рост объема оборота розничной торговли, который, начиная с 2000 года, возрос в сопоставимых ценах более чем в 4,2 раза, но при этом оборот розничной торговли в расчете на душу населения по итогам 2007 года составил 55 тысяч рублей, в то время как по Свердловской области данный показатель превысил 89 тыс. рублей на одного жителя. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей за этот период увеличилась почти в 2 раза и достигла 497 квадратных метров. В настоящее время устойчивую работу потребительского рынка города обеспечивают более 3 тысяч объектов, из них 42 % или 1261 – магазины различной формы собственности, количество которых за период 2003-2007 годов увеличилось более чем в 1,5 раза (2002 год – 831 магазин). Введены в строй крупные многофункциональные объекты: ТРЦ «КИТ», «Мегамарт», «Звездный», «Александровской пассаж», «Кардинал», где представлены объекты розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг и услуг по организации досуга населения, открыты 4 боулинга: «Аист», «Эра», «Стрелец», «FIRST», развлекательные – «FEVER 911. Лихорадка 911», «BUSE», «Папанинский», «Металлург-Форум». Проведена реконструкция устаревших объектов с применением энергосберегающих технологий - появились современный торговый центр «ЦУМ», бизнес-центр «ЭРА», торговые комплексы: «Алтайский», «Коммерсант», универмаг «Детский мир» и другие. Структурные изменения произошли и в секторе неорганизованной торговли, связанные с упорядочением работы сети рынков, а также объектов мелкорозничной торговли на территории города. В настоящее время преобразование сети рынков продолжается. Рынки «Спутник», «Коммерсант», «Алтайский», «Гальянский», «Уральский» реконструируются в современные торговые комплексы, центры. На месте рынка «Титаник» построен современный торговый центр «Феникс» на 10 тысяч квадратных метров. За последние два года открыто 12 автосалонов: «Форд», «Мазда», «Оками Тагил» и другие. Увеличивается количество предприятий общественного питания (за период 2003-2007 годов – более чем в 1,4 раза), обеспеченность населения посадочными местами общедоступной сети составляет 22,5 посадочных места на 1 тысячу жителей (по Свердловской области – 17 посадочных мест). По итогам 2007 года оборот общественного питания на душу населения составил 4,73 тысячи рублей, незначительно превысив данный показатель на душу населения Свердловской области, который сложился в объеме 4,71 тысячи рублей. В последнее время наиболее динамично развиваются предприятия быстрого питания, кафе, бары, кафетерии, кондитерские и кулинарные производства. Получила развитие сеть предприятий с национальной кухней, семейного и детского отдыха. Появились предприятия по типу «кейтеринг», который включает в себя доставку готовых блюд, выездное ресторанное обслуживание. В числе новых направлений такие, как предприятия быстрого питания или «фаст-фуды», кофейни, ресторанные комплексы. Одним из новых и быстро развивающихся видов обслуживания становится изготовление продукции собственного производства в торговых предприятиях сетевых структур (выпуск кондитерских и кулинарных изделий, салатов, полуфабрикатов), их количество увеличилось с 4 до 36 единиц. Все это обеспечивает дополнительный ассортимент, конкурентоспособность предприятия, и как следствие - повышение качества услуг. Все более востребованной становится сфера бытовых услуг. По итогам 2007 года из 727 предприятий, оказывающих платные услуги, 563 - предприятия бытового обслуживания населения, количество которых за период 2003-2007 годов увеличилось в 2 раза. Создано свыше 600 новых рабочих мест. Вместе с тем на потребительском рынке существует ряд проблем, которые необходимо решить в предстоящем периоде. Все еще остается высоким процент морально устаревших магазинов с малыми торговыми залами, большой плотностью расстановки оборудования, не удовлетворяющих возрастающие потребности населения. Имеет место слабое развитие системы управления качеством в розничной торговле – только в 20 % магазинов имеются товароведы. Требует серьезных преобразований оптовая торговля. В городе отсутствуют крупные оптовые компании, имеющие складские комплексы, способные удовлетворять жестким требованиям зарубежных партнеров. Наличие многозвенной системы оптовых предприятий, состоящих из мелких фирм и индивидуальных предпринимателей, приводит к большому количеству посредников и существенно влияет на увеличение розничных цен (рост до 30 %). Общими для потребительского рынка остаются проблемы: низкий уровень культуры обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, наличие, как несанкционированной торговли, так и несанкционированных объектов (игорный бизнес, ремонт обуви, ремонт автотранспортных средств). Рост в экономике города сопровождается стабильным повышением уровня жизни населения. Устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения отмечается семь лет подряд, начиная с 2001 года. За период 2001-2007 годов реальные денежные доходы возросли более чем в 2 раза и в расчете на одного жителя в 2007 году в номинальном исчислении в месяц составили почти 7,4 тыс. рублей. Основным источником формирования денежных доходов населения является заработная плата. Увеличение среднего размера заработной платы за период 2003-2007 годов произошло по всем видам экономической деятельности организаций города, при этом наиболее существенно повысился уровень оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы. Темп роста не только компенсировал уровень инфляции, но и обеспечил значительное увеличение ее реального содержания. Так, в промышленности за этот период годовая среднемесячная заработная плата в номинальном исчислении возросла в 2,7 раза (декабрь 2007 года- 16651 рубль), в строительстве – почти в 2,9 раза (14919,2 рублей), в транспортной отрасли – в 2,7 раза (15783,6 рублей), в торговле – в 4,2 раза (20305,5 рублей), в коммунальном хозяйстве – в 2,7 раза (10905,8 рублей). У работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых за счет всех уровней бюджетов, среднемесячная заработная плата увеличилась от 3,1 раза до 3,5 раза и ее уровень по итогам декабря 2007 года составляет от 10910 рублей в учреждениях образования до 15968,5 рублей в учреждениях здравоохранения. За вычетом инфляции, уровень реальной заработной платы в данных отраслях увеличился от 1,8 раза до 2,1 раза. Среднемесячная заработная плата в целом по городу, достигнув в 2007 году 13249 рублей на одного работника, уступает и по темпам роста, и по уровню заработной платы в среднем по области, которая за 2007 год составила 14487 рублей. О повышении реальных доходов населения свидетельствует рост их сбережений на вкладах кредитных учреждений, сеть которых в городе активно развивается. На сегодняшний день банковская сеть представлена 23 кредитными учреждениями, причем отдельные из них расширили собственную сеть путем открытия дополнительных офисов (на начало 2004 года она насчитывала 14 кредитных учреждений). По итогам 2007 года число вкладов за период 2003-2007 годов возросло более чем на 37 % и достигло 1081,3 тыс. единиц, а сумма сбережений на них увеличилась в 4,9 раза или более, чем на 7,8 млрд. рублей. По итогам 2007 года на вкладах населения размещена сумма, превышающая 9,8 млрд. рублей, из которой свыше 3,3 млрд. рублей направлено на вклады населения в 2007 году. С ростом благосостояния продолжает возрастать активность населения города на получение жилищных ипотечных кредитов, в том числе молодых семей. Кредитными учреждениями города за 2006-2007 годы выдано жилищных ипотечных кредитов 2199 семьям на сумму свыше 1636,4 млн. рублей, в том числе: данным кредитным продуктом за этот период воспользовались 527 молодых семей на сумму свыше 399,4 млн. рублей. При этом рост числа семей, получивших ипотечный жилищный кредит, в 2007 году превысил уровень 2006 года почти в 2,5 раза, как по общему количеству, так и по молодым семьям. Несмотря на стабильный рост реальных денежных доходов, отдельные категории населения нуждаются в дополнительной социальной поддержке. На сегодняшний день в городе реализовывается 23 социальных проекта дополнительной социальной поддержки слабо защищенных граждан – выплата единовременных муниципальных пособий к памятным и праздничным датам, ежемесячных пособий отдельным категориям граждан, а также премии Главы города Нижний Тагил отдельным категориям населения, стимулирующих развитие активной жизненной позиции, семейных устоев и традиций. В предстоящем периоде сохранение и развитие созданной системы муниципальных гарантий дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан будет являться актуальным и неизбежным. Динамичное развитие промышленного комплекса города, малого бизнеса позволяют удерживать регистрируемый уровень безработицы одним из самых низких в Свердловской области, начиная с 1999 года, он варьируется в пределах одного процента. Уровень официально регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения в 2007 году составляет 0,57 % (по Свердловской области – 1,26 %) и является самым низким за весь период с начала расчета данного показателя, а численность граждан, имеющих статус безработных, уменьшилась до 1158 человек. Регулирование ситуации и смягчение растущих потребностей на рынке труда осуществляется Нижнетагильским центром занятости в рамках принимаемых программ, направленных на повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда, сокращение периода поиска работы, содействие в трудоустройстве. В 2007 году практически каждый гражданин, обратившийся в службу занятости, получил квалифицированную помощь, либо был вовлечен в ту или иную программу, направлен на переобучение либо сориентирован на занятие предпринимательской деятельностью. По итогам 2007 года потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составляла 4480 человек, то есть на одного официально зарегистрированного безработного приходится 3,9 вакантных рабочих места. Имеет место несоответствие структуры заявок и вакансий. Усиливается дефицит квалифицированных рабочих кадров на фоне увеличения выпуска специалистов с высшим образованием, для которых нет работы по специальности. В предстоящем периоде предстоит серьезная работа по решению проблемы обеспечения отраслей экономики качественными трудовыми ресурсами. Возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население, причем такая тенденция сохранится и в дальнейшем. По итогам 2007 года демографическая нагрузка на 1000 лиц трудоспособного возраста составила 556 человек (на начало года – 548 человек). Доля населения старше трудоспособного возраста в 2007 году увеличилась до 21,4 % (2003 год - 20,2 %), при этом доля населения в трудоспособном возрасте сократилась до 64,2 % (2003 год - 64,5 %), а в возрасте младше трудоспособного – до 14,4 % (2003 год - 15,3 %). Важнейшую роль в экономике города занимает жилищно-коммунальное хозяйство, являясь не только одним из крупных секторов экономики, но и сферой жизнеобеспечения населения. Жилищный фонд города по итогам 2007 года достиг 8071 тыс. кв. метров, в том числе 1044,2 тыс. кв. метров или 12,9 % находится в муниципальной собственности. Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя города составляет 21,48 кв. метра, что ниже, чем в среднем по Свердловской области (21,53 кв. метров). Объем ветхого и аварийного жилья с износом более 65% составляет 47 тыс. кв. метров (0,6 % от городского жилищного фонда). Учитывая то, что в последние годы обновление жилищного фонда города за счет активизации нового строительства идет значительными темпами, доля такого жилья не будет увеличиваться. В целом жилые дома имеют высокий процент благоустройства – 93,9 %. Принятый в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд, инженерные сети и теплоисточники в большей степени находились в запущенном состоянии. Была проведена большая работа по обеспечению капитальных ремонтов домов за счет средств бюджета города. В первую очередь проводились такие важнейшие работы, как замена и капитальный ремонт систем центрального отопления (ежегодно более ста домов), начиная с 2005 года, значительно увеличились объемы работ по капитальному ремонту кровель жилых домов, герметизации стеновых швов. В связи с изменениями законодательства - вступлением в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, 2007 год стал определяющим годом выстраивания новых взаимоотношений между предприятиями – поставщиками коммунальных услуг, меняющими форму собственности, и населением, выбирающим способ управления многоквартирными домами. Несмотря на проводящуюся реорганизацию в области эксплуатации жилищного фонда объемы работ по ремонтам капитального характера снижены не были, а по некоторым видам даже возросли. Длительное время в городе не решалась проблема замены лифтов, отработавших 25-летний нормативный срок действия. С принятием муниципальной целевой программы ситуация начала меняться к лучшему. Коммунальное хозяйство города (система тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения) выполняет свои функции, зачастую, с большим напряжением. Принятые в муниципальную собственность электросетевое хозяйство, системы теплоснабжения с теплоисточниками имели средний износ фондов от 70 % до 90 %, в некоторых случаях оборудование и сети были изношены полностью. Дефицит тепловых мощностей составлял 165 Гкал/час, это больше, чем необходимо для Выйской части города (148,5 Гкал/час). Решение данных проблем обеспечивалось за счет реализации муниципальных целевых программ по теплоснабжению (действие второй программы рассчитано на период до 2010 года). За время действия программ существовавший дефицит тепловых мощностей был практически ликвидирован. В результате реконструкции теплоснабжающих объектов улучшено теплоснабжение Техпоселка, Выйской и центральной частей города, Сухоложского поселка, квартала 1-3 (Железнодорожный район). Можно сказать, что по городу не осталось проблемных районов по теплоснабжению. Большая работа проделана и по ремонту теплосетей. За период 2003-2007 годов отремонтировано 211,8 км теплотрасс (2003 год - 58,6 км, 2004 год – 34,9 км, 2005 год – 43 км, 2006 год – 40,1 км, 2007 год – 35,2км). В предстоящем периоде усилия будут направлены на создание резерва тепловых мощностей и закольцовку тепловых районов, дающих возможность поддержания работы систем теплоснабжения при аварийных ситуациях. В области электроэнергетики в данном периоде основной задачей было обеспечение надежности электроснабжения города, сохранение инфраструктуры, безболезненное реформирование электроэнергетики, строительство новых головных подстанций для развития города. С самого начала был взят курс на концентрацию коммунальных энергообъктов в муниципальной собственности и создание на этой базе крупных специализированных предприятий. В настоящее время система электроснабжения города представляет собой единую, отлаженную систему, устойчиво функционирующую в любых ситуациях. За последние годы проведена реконструкция электросетей Лебяжки, Евстюнихи, Голого Камня. Приняты в муниципальную собственность и продолжаются работы по ремонту электросетей в жилом районе Уралвагонзавода, начаты работы по проектированию и строительству подстанции Приречная, которая восполнит дефицит мощностей системы электроснабжения центральной части города. На сегодняшний день Дзержинский район испытывает острый дефицит электромощностей, ограничивающий активное жилищное строительство в данном районе, который планируется восполнить строительством подстанции Алтайская. Состояние отрасли водоснабжения, в том виде, в каком она была принята в муниципальную собственность от промышленных предприятий, можно было назвать аварийным. Только в результате серьезных усилий удалось выстроить из разрозненных участков, принадлежащих различным предприятиям, единую систему, при этом сами системы централизованного водоснабжения и водоотведения города имеют износ от 70 % до 100 %, сооружения и трубопроводы находятся в плохом техническом состоянии и не отвечают современным нормам, что не позволяет обеспечить высокое качество услуг. В рамках Плана мероприятий по устойчивому водоснабжению, обеспечению населения питьевой водой стандартного качества и канализованию города Нижний Тагил на 2003-2008 годы ведутся работы по строительству квартальных повысительных насосных станций, адресная замена наружных и внутридомовых сетей, установка приборов учета. Завершено строительство водовода по Уральскому проспекту, выполнена замена части магистрального водовода диаметром 1000 мм, обеспечивающего водоснабжение сразу двух районов города – Ленинского и Тагилстроевского. Выполнена замена одной линии канализационного коллектора от КНС № 14, заменено 14,54 км водопроводных и 12,1 км канализационных сетей. В настоящее время для стабильной работы сетей водопровода Гальяно-Горбуновского массива выполнено строительство перемычки протяженностью 1,6 км Д-1000 (800) мм по Уральскому проспекту от улицы Дружинина до Октябрьского проспекта с одновременным выполнением перемычек для кольцевания существующих сетей. Было осуществлено строительство трех блочных повысительных насосных станций в микрорайонах №№ 1, 4 и 5, что позволило обеспечить давление в сети, достаточное для водоснабжения верхних этажей Гальяно-Горбуновского массива. Вместе с тем ситуация в сфере водоканализационного хозяйства остается сложной по надежности работы и по частоте аварий, несмотря на выполненные мероприятия, удельная аварийность на сетях остается высокой. Изменить ситуацию к лучшему призвана инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения водопроводно-канали-зационного хозяйства города Нижний Тагил, разработанная на период до 2018 года. Мероприятия программы направлены на новое строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Внедрение мероприятий позволит усовершенствовать технологические процессы, приблизить качество питьевой воды к нормативным требованиям, сократить объемы неучтенного водопотребления, снизить аварийность на сетях водопровода. За этот период произошли большие перемены в дорожном хозяйстве и благоустройстве города, которые носят сегодня комплексный характер, одновременно с ремонтом автодороги производится замена подземных инженерных коммуникаций, обустройство газонов, ремонт пешеходных тротуаров, внутриквартальных проездов, детских спортивных и игровых площадок, фасадов зданий, замена кровли, ремонт подъездов, обновление адресного хозяйства. Таким образом, в городе благоустроено уже 6 улиц города. Наиболее значимые объекты, введенные в эксплуатацию за эти годы - строительство водного каскада и новой зоны отдыха парка имени А.П. Бондина, комплексное благоустройство проспекта Мира, улицы Пархоменко, реконструкция Комсомольского сквера, привокзальной площади, проспекта Вагоностроителей, Гвардейского бульвара. Проведен капитальный ремонт автодорог: Восточное шоссе, Алтайская, Ленинградский проспект, Фрунзе, Победы, Горошникова, Перова, Балакинская, Черных, Орджоникидзе, Ильича, Первомайская, Красноармейская, Уральский проспект, Береговая-Ударная, Оплетина, Ермака и других, но еще значительная часть дорожного полотна в городе нуждается в ремонте и реконструкции. В настоящее время в городе площадь сети автодорог составляет более 5 млн. кв. метров, из них дороги с усовершенствованным типом дорожного покрытия составляют около 4 млн. кв. метров или 80 процентов. Проблемы в транспортно-дорожном комплексе сохраняются, так как состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации, что приводит к высокой загрузке автодорог транспортом. Для снятия данной проблемы решается вопрос по строительству моста через Нижнетагильский пруд, который соединит Гальяно-Горбуновский массив и центральную часть города. Из года в год наращиваются темпы по строительству и капитальному ремонту тротуаров, однако еще остается высокой доля внутриквартальных проездов и тротуаров, не соответствующих ГОСТу – свыше 40 %. Одной из проблем благоустройства является строительство системы ливневой канализации. В городе проводится большая работа по благоустройству дворов. Пристальное внимание уделяется строительству и ремонту детских и спортивных площадок. В настоящее время обеспеченность детскими площадками в городе составляет 96 %. Несмотря на активизацию работ по благоустройству, состояние многих внутриквартальных территорий остается неудовлетворительным, во многих дворах отсутствует комплексное благоустройство. Состояние окружающей среды в городе Нижний Тагил остается напряженным, а уровень ее загрязнения высоким. Качество окружающей природной среды является одной из наиболее острых проблем, затрагивающих интересы каждого человека. По состоянию окружающей среды на протяжении нескольких лет город Нижний Тагил входит в список 13 городов Свердловской области с неблагополучной экологической ситуацией. За последние 3-4 года в городе Нижний Тагил в целом несколько стабилизировалась экологическая обстановка, несмотря на рост объемов производства. Общее количество выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водные объекты в 2007 году остались на уровне 2006 года и составили 192 тыс. тонн и 155 млн. куб. м соответственно. За период 2003-2007 годов общее количество вредных выбросов в атмосферный воздух сократилось на 4,6 % (201,313 тыс. тонн) и сбросы сточных вод уменьшились на 4,5 % (152,360 млн. куб. м). При наличии тенденции по стабильному снижению валовых объемов выбросов вредных веществ, экологическая обстановка в городе остается неблагоприятной, качество атмосферного воздуха крайне низкое, концентрация вредных примесей в атмосфере превышает предельно допустимые нормы. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха города являются формальдегид, бенз(а)пирен, аммиак, диоксид серы и фенол. Уровень загрязнения воздуха повысился с категории «высокий» (2004 год) до категории «очень высокий». В 2004-2006 годах отмечено значительное ухудшение качества воды на участке реки Тагил (черта города Нижний Тагил), если раньше она характеризовалась, как «грязная», то в 2006 году качество воды ухудшилось до «экстремально грязной». Остается проблематичным складирование и переработка твердых бытовых отходов. С каждым годом количество образующихся отходов на территории города возрастает и вопрос по их утилизации становится все острее. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод. В предстоящем периоде, в первую очередь, требуется реализовать инвестиционный проект по строительству мусороперерабатывающего завода мощностью 100 тыс. тонн в год. Большое значение для оздоровления окружающей среды города имеет охрана и воспроизводство зеленых насаждений. Ежегодно ликвидируется до 2 тысяч старых сухих деревьев, высаживается 37 тысяч саженцев, разбиваются газоны. В городе применяется технология рулонного газона – обустроено 14 тысяч кв. метров газонов. В течение трех последних лет основным источником реализации природоохранных мероприятий местного значения стал бюджет города за счет доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Наметилась тенденция увеличения средств, направляемых на природоохранные мероприятия, из бюджета города от 24,152 млн. рублей в 2003 году до 51,4 млн. рублей в 2007 году. С целью создания благоприятной среды обитания и условий проживания населения города Нижний Тагил предприятиям - природопользователям совместно с органами местного самоуправления необходимо решить следующие основные задачи: снижение и предотвращение рисков вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания, в том числе комплексной химической и биологической нагрузки; модернизация и техническое перевооружение предприятий с целью защиты атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения; повышение уровня экологического образования и культуры; обеспечение населения питьевой водой стандартного качества; вовлечение в производство отходов производства и потребления, организация их переработки; расширение площади особо охраняемых природных территорий и использование их в качестве рекреационных зон. Формирование эффективной системы природопользования, оптимальных условий возобновления природных ресурсов, снижение техногенного воздействия на окружающую среду заметно улучшит экологическую ситуацию в городе. Происходят позитивные изменения и в социальной сфере. Закрепляется положительная динамика по основным демографическим показателям. Анализируя демографическую ситуацию за период 2003-2007 годов, можно отметить положительнее сдвиги в сторону улучшения демографической ситуации: увеличивается рождаемость и снижается смертность населения. За последние пять лет естественная убыль населения составила почти 12 тысяч человек, против 16,6 тысяч человек за предыдущий пятилетний период. Суммарное число родившихся за рассматриваемый период составило 19,3 тысяч человек, а суммарное число умерших - 31,2 тысяч человек. За 2003-2007 годы постоянное население города Нижний Тагил уменьшилось на 14,1 тыс. человек или на 3,6 %, их них за 2007 год - на 1,8 тысяч человек или на 0,5 % и составило по состоянию на 1 января 2008 года 375,7 тысяч человек. По-прежнему смертность населения превышает рождаемость, однако сохраняется положительная динамика к снижению и стабилизации темпов естественной убыли населения. В динамике превышение смертности над рождаемостью выглядит следующим образом: за 2003-2005 годы – в 1,7 раза, за 2006 год – в 1,5 раза, за 2007 год - в 1,4 раза. За 2007 год естественная убыль населения составила 1,6 тысяч человек (родилось 3836 младенцев, умерло 5426 человек), что на 0,4 тысячи человек меньше, чем за 2006 год. Рождаемость населения за 2007 год в абсолютной величине превышает уровень 2006 года на 120 человек или на 3,2 % (число родившихся младенцев за 2007 год – 3836 человек, за 2006 год - 3716 человек). Коэффициент рождаемости за прошедший год увеличился до 10,19 промилле против 9,82 за 2006 год. При снижении показателей общей смертности населения (за 2007 год умерло 5426 человек, за 2006 год – 5679 человек) отмечается снижение и младенческой смертности с 42 случаев в 2006 году, до 33 случаев в 2007 году. Коэффициент младенческой смертности (число смертей на 1 тыс. родившихся живыми) за 2007 год уменьшился до 8,6 промилле против 11,3 за 2006 год, а коэффициент общей смертности снизился до 14,41 промилле против 14,99 за 2006 год. Доступность медицинской помощи в городе Нижний Тагил обеспечивают 19 лечебно-профилактических муниципальных учреждений здравоохранения. За 2003-2007 годы улучшились основные показатели, характеризующие работу муниципального здравоохранения: перераспределены объемы медицинской помощи из стационарного звена в амбулаторно-поликлиническое, повысилась интенсивность использования коечного фонда, внедрена система управления качеством медицинской помощи. Стабильно увеличиваются объемы финансирования здравоохранения, выросла заработная плата работников муниципальных учреждений здравоохранения. Успешно реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», поддерживающий, в первую очередь, те звенья системы здравоохранения, которые сегодня нуждаются в немедленном реформировании и от состояния которых, в конечном итоге, зависит здоровье нации. В его основу положено не содержание медицинских учреждений, а оказание медицинской помощи гражданам. Обновление медицинского оборудования принесло ощутимую пользу – появились приборы, позволяющие обнаружить заболевания на ранних стадиях развития, что в свою очередь способствует сокращению людских потерь от управляемых причин заболеваемости и смертности. Дополнительные выплаты из федерального и областного бюджетов участковым врачам, фельдшерам и медицинским сестрам, работникам скорой медицинской помощи, производимые в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», значительно улучшили материальное положение этих категорий сотрудников здравоохранения. Рост заработной платы в первичном звене должен способствовать привлечению врачебных кадров, где сегодня наблюдается недостаточная укомплектованность. Общее количество имеющихся в городе территориальных участков составляет 217 единиц, в том числе 76 - педиатрических и 141 - терапевтический. Укомплектованность участковыми врачами педиатрами составляет 47,4 % (36 физических лиц), участковыми врачами терапевтами – 29,8 % (42 физических лица). В целом в муниципальных учреждениях здравоохранения города из 1748 ставок врачебных должностей занято 1692 или 96,8 %, на которых работает 857 врачей (коэффициент совместительства - 1,97), укомплектованность врачебным персоналом составляет 49 %. Из 4665 ставок среднего медицинского персонала занято 3151 или 67,5 % (коэффициент совместительства - 1,48). Немаловажной проблемой является и возрастной состав врачебных кадров, средний возраст которого 48 лет. Удельный вес пенсионеров среди врачей составляет 34,7 %, удельный вес молодых специалистов Смотрите также: Паспорт программы 4 раздел Общие положения 6 Статья Цель Программы социально-экономического развития
1171.59kb.
4 стр.
Паспорт программы наименование Программы
2957.49kb.
17 стр.
Закон об утверждении программы социально-экономического
15580.39kb.
85 стр.
Информация об исполнении Программы экономического и социального развития
499.38kb.
3 стр.
Программа социально-экономического развития маслянинского района
737.1kb.
6 стр.
Паспорт Программы социально-экономического развития Ракитянского района на 2012-2016 годы 3
2325.92kb.
9 стр.
Паспорт программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск»
1022.85kb.
7 стр.
Паспорт программы Социально-экономическое положение
2291.44kb.
13 стр.
Программа социально-экономического развития сельского поселения «зюльзинское» муниципального района «нерчинский район»
2825.57kb.
16 стр.
Программа социально-экономического развития добринского муниципального района липецкой области
1539.77kb.
8 стр.
Информация о выполнении Плана социально-экономического развития Балезинского района на 2012 год по реализации Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1383.43kb.
7 стр.
Окружной целевой программы 955.79kb.
6 стр.
|