Главная
страница 1
Приложение 1.
Евгений Степанович Коковин (1913-1977 г.г.)
Е.С.Коковин родился 9 января 1913 года в Архангельске, в семье потомственного моряка. Начало его сознательной жизни совпало с годами революции и гражданской войны.

Окончив семилетку, Е.Коковин в 1927 году поступил в морскую школу и через 3 года получил диплом судового машиниста. Именно к этому периоду его жизни относятся первые литературные опыты. Ученики морской школы выпускали журнал «Эхо». Журнал этот, датированный мартом 1928 года, делался при участии 15-летнего Жени Коковина. Он- автор помещённого в журнале рассказа «Митька» и стихов «Суд линча» и «На лыжах». А летом 1929 года произошла знаменательная встреча Е.Коковина с А.Гайдаром, который посоветовал ему написать о соломбальских мальчиках.

Зимой 1931 года при библиотеке клуба «Спартак» в Соломбале возникла литературная группа. В неё вошли Е.Коковин, В. Мусиков, В. Ланской, П.Зуев и Б.Пономаренко.

Вскоре Е.Коковин опубликовал в «Северном комсомольце» свой рассказ «Дезертир»- о комсомольце, который сбежал с ударного фронта лесозаготовок. А когда в мае 1931 года начал выходить журнал «Социалистический Север», то на страницах его увидели свет литературные опыты всех участников группы.

После окончания морской школы Евгений три навигации плавал машинистом на каботажных судах торгового флота. Он побывал на Новой Земле, на Мурмане, в Онеге, Мезени, Нарьян-Маре. Эти плавания обогатили будущего писателя впечатлениями, познакомили его с интересными людьми. Он любил море, морскую службу. Но ещё больше его тянуло к литературному труду. И в 1932 году Коковин едет в Москву, где работает около 2-х лет в издательстве «Молодая гвардия». В 1933 году журнал «Пионер» напечатал его рассказ «случай в Мальте».

В Архангельск Е. Коковин вернулся корреспондентом газеты «Лесная промышленность». Здесь он печатается в «Звезде Севера», а позднее в альманахе «Север». В 1939 году в Архангельске вышла первая книга его рассказов «Возвращение корабля». А год спустя в альманахе «Север» появился небольшой рассказ «Детство в Соломбале», в котором действуют некоторые персонажи будущей повести.

Основная тема ранних рассказов -море. Главный герой- смелые капитаны, суровые боцманы, весёлые и мужественные матросы. В основе большинства ранних рассказов писателя- необыкновенный случай, чрезвычайное происшествие: добродушный богатырь -негр, выведенный из себя, сжигает в пароходной топке злодея-штурмана. («Случай на Мальте»; боцман Котлов чудом спасается в море на невесть откуда подвернувшейся бочке («Рассказ о бочке»); сын моряка Лёнька Куликов становится полярным лётчиком и спасает в океане людей с запертого во льдах судна, на котором плавал капитаном его отец. («Победоносец»)

В 1939 году Е.Коковин призван на военную службу. В годы ВОВ работал военным корреспондентом на Севере. И в этот период главное место в его творчестве занимает военная тема. В 1942 году из-под его пера появилась небольшая повесть «Гарнизон маленькой крепости», в которой рассказывается о стойкой защите дота группой красноармейцев.

Первое по-настоящему удачное произведение – «Вожак санитарной упряжки»-Коковин пишет в 1945 году. Тема его- тяжёлая фронтовая служба военных собак. Повесть полюбилась юным читателям и выдержала много изданий. Однако настоящую славу принесла Е.Коковину его повесть «Детство в Соломбале», вышедшая тоненькой книжечкой в 1947 году.

Как и всякая «главная» книга писателя, она долго вынашивалась. Замысел произведения о соломбальских детях возник у Коковина ещё с асмом начале творчества, когда он был учеником морской школы и впервые почувствовал тягу к художественному слову. Мысль об этой книге была подказана начинающему автору большим другом детворы А.Гайдаром, который в то время жил в Архангельске и был корреспондентом «Правды Севера», работал над созданием своей знаменитой «Школы».

«Детство в Соломбале»- произведение в значительной мере автобиографическое, рассказывает о революции и гражданской войне на Севере, об участии ребят в этих исторических событиях. Заканчивалась она приходом в Архангельск Красной Армии.

После опубликования повести Е.Коковин был принят в члены Союза Писателей.

На Всесеюзном конкурсе художественных книг для детей эта повесть в 1949 году была удостоена премии. Всесоюзное радио инсценировало «Детство в Соломбале». Книгу неоднократно переиздавали в Москве и Архангельске. Она вышла также в Болгарии, Чехословакии, других странах.

В 1952 году была издана втора часть повести- «морская школа», а через 5 лет увидела свет и третья часть-«Первая любовь».(1957г).

В ряде своих произведений писатель рассказывает о жизни людей в Заполярье, о трудолюбивом и талантливом ненецком народе, его судьбе (повести «Полярная гвоздика», «Солнце в ночи», рассказ «Соната Бетховена»).

Для творчества Е.Коковина характерно большое жанровое разнообразие. Среди последних его произведений есть очерковая книга-экскурсия «Улицы Архангельска рассказывают», повесть-сказка «Динь-Даг», повесть-приключение « Экипаж боцмана Рябова».

Охотно обращался писатель к жанру рассказа. Пять рассказов Е.Коковин посвятил Аркадию Гайдару: «Когда создавалась «Школа», «Маленький лодочник», «Лесокат», «Я буду матросом» и «Северная звёздочка Гайдара». Все они согреты любовью к известному писателю, повествуют о его жизни и работе в Урхангельске.

На сцене областного драматического театра имени М.В.Ломоносова были поставлены 2 пьесы Е.Коковина «В штормовую погоду» (1960г.) и «Мальчик из Соломбалы» (1967-1975 г.г.), созданные на основе «Детства в Соломбале».

Любимые писатели Е.Коковина- Аркадий Гайдар и Марк Твен. Их портреты украшали кабинет писателя. Любимые книги «Приключения Тома Сойера» и «Тимур и его команда».

Десять лет Е.Коковин возглавлял областную писательскую организацию. Он был верным товарищем, заботливым и внимательным.

Е.С.Коковин умер 7 августа 1977 года. Похоронен писатель на соломбальской земле, недалеко от любимых мест своего звонкого детства.

На могиле- скромный гранитный памятник, утопающий в волнах зелени. Над могилой- деревья и облака, гонимые по небу беспокойным северным ветром…



Приложение 2.
Обзор книг из выставки



  1. «Вожак санитарной упряжки»

Работая над повестью, автор тщательно изучил предмет изображения: много раз ездил в воинское подразделение, где использовались служебные собаки, следил за их обучением, близко познакомился с вожатыми. Избрав сложную форму повествования- показ действий через восприятие животного, -Коковин сумел убедительно раскрывать «психологию» ездовой собаки Малыша, передать её обучения, «переживания» во время учёбы и в рабочие моменты фронтовой жизни. Это обусловило своеобразный показ и самих военных событий. Героическое в повести предстаёт на в исключительных эпизодах и фактах, а в самых обыкновенных фронтовых делах.

Органично слита с темой войны в повести и тема детства. Первоначальное воспитание будущий вожак санитарной упряжки получил у мальчишек во дворе. Это юный хозяин Малыша Игорь Жигалов и его друзья определили своего любимца на военную службу и, когда Малыш попал на фронт, ребята по письмам следили за его славными делами.


  1. « Экипаж боцмана Рябова»

Несколько архангельских мальчишек и девочка Инга совершают плавание на шлюпке «Ласточка» по Северной Двине. Участвуют в поисках потомков Ивана Рябова и знаменитого кафтана- подарка Петра I. По дороге с ребятами случается немало интересных происшествий. Но главное в повести то, что, во время своего путешествия ребята узнают замечательных людей-тружеников, начинают понимать великую цену труда и сами приобщаются к нему.




  1. «Полярная гвоздика».

В повести, написанной в форме путешествия, Е.Коковин рассказывает о поездке русской девочки Натальи Лазаревой на далёкий заполярный остров, её знакомстве с ненецким мальчиком Илюшей Валеем. Такая фабула позволила Коковину поставить очень важную проблему интернациональной дружбы советских детей, общности их интересов, дел, устремлений.


Несомненное достоинство повести- в её глубокой содержательности. В небольшом произведении даётся вся история ненецкого народа от его истоков до наших дней. Через всё произведение проходит, как своеобразный символ, образ полярной гвоздики, необыкновенного тундрового цветка, согревающего землю. Этот ярко-красный цветок хаерад всегда хранил вместе со стрелой восстания отважный Ваули-Ненянг. Полярную гвоздику, как гласит легенда, ненцы подарили в знак благодарности Ленину.
Наташа вместе с новыми друзьями настойчиво ищет на острове волшебный цветок.
И пусть она не нашла его, всё равно сбылась её мечта: она открыла для себя прекрасный мир, на холодном Севере она встретила людей с горячим сердцем, людей, умеющих согревать землю и отдавать окружающим тепло. Это и была Наташина полярная гвоздика.

Приложение 3.
Трилогия Е.С.Коковина «Детство в Соломбале»
События в повести излагаются от лица одного из главных её героев- Димы Красова. Это придаёт повествованию убедительность и достоверность, даёт возможность читателям романтически взглянуть на привычные, будничные явления.

Казалось бы, что привлекательного в тихой пустынной улице на окраине Соломбалы, где летом посреди дороги цветут одуванчики, а после обильных дождей их место занимает огромная лужа? Но ведь для Димы Красова и его друзей это не лужа, а море, по которому они отправляют корабли в далёкое плавание. Все их мечты связаны с морем. Да и о чём могли мечтать соломбальские мальчишки, если их деды, отцы и братья были моряками?

Дети всё воспринимают непосредственно. Им трудно понять, что такое «социальная несправедливость», но они прекрасно понимают, что Юрка Орликов, сын рыботорговца, имеет всё то, о чём они только осмеливаются мечтать. Но как устроить справедливую, хорошую жизнь, ребята не знают.

Один из важных сюжетных мотивов повести-поиски денежного клада, столь характерные для детей, усвоивших первые азы собственнических воззрений на мир. Под влиянием революционно настроенных старших товарищей поиски клада для себя превращаются у мальчишек в поиски хорошей жизни для всех.

Дима Красов и Костя Чижов, искавшие призрачные богатства легендарного помора Трубина, находят другой клад- винтовки и патроны, нужные отцам в борьбе за власть народа. Ребята впервые познают радость борьбы за общее дело, впервые начинают понимать, что хорошую жизнь не искать надо, а завоёвывать, а потом строить.

Политическое мужание и закалку детей автор рисует не как стихийный процесс. Проблема преемственности революционных традиций, проблема верности юного поколения заветам отцов- одна из главных в повести. Рядом с основными героями-детьми постоянно находятся взрослые. Добрыми наставниками в жизни для Димы и Кости, а позднее и для их верного друга ненца Илько были и котельщик Чижов, научивший детей ненавидеть всякую «контру», и военный матрос Антон, расстрелянный интервентами за революционную пропаганду, и старый подпольщик-механик Николай Иванович по-своему мудрый, много переживший дед Максимыч, и влюблённый в природу добрый лесник Григорий.

На протяжении всей книги автор прослеживает очень похожие судьбы двух ребят- димки Красова и Кости Чижова. Оба мальчика с ранних лет мечтают быть, как и их отцы, моряками. У обоих друзей самые любимые игры «в моряков». Оба гордятся, что они живут в Соломбале -старой архангельской слободе, населённой моряками, судоремонтниками, лесопильщиками. Ребята поступают котлочистами на судоремонтный завод, одновременно начинают учиться в морской школе и успешно кончают её. В характерах этих неразлучных друзей тоже много общего. Они трудолюбивы, самостоятельны, честны, принципиальны, романтичны, страстно увлекаются рыбной ловлей и оба тайно влюблены в одну девочку.

При этом Коковин подчёркивает своеобразие каждого из друзей. Костя Чижов кажется старше и опытнее Димы, хотя они одногодки. Отец-большевик рано начал привлекать сына к революционной работе, и Костя рано стал разбираться в происходящих событиях. У него сформировались качества стойкого борца. Он по-мужски сдержанно переносит все обрушившиеся на него несчастья: арест отца, смерть любимой девушки, сильные ожоги, полученные во время чистки котла. Становление характера Димы в отличие от Кости окончательно не завершено. В нём- даже выпускнике морской школы- немало мальчишеского, хотя много уже качеств большого и хорошего человека.

Сюжетная линия, связанная с ненецким мальчиком Илько, позволила глубже оттенить интернациональное значение революционных преобразований.
Приложение 4.
Беседа по тексту трилогии Е.Коковина «Детство в Соломбале»
Вопросы к беседе.
1. Назовите героев книги «Детство в Соломбале».

2. Когда и где происходят эти события?

3. Как проходит детство героев?

4. Как представляли себе хорошую жизнь Дима и Костя? Каким образом они хотели её устроить?

Почему их попытка оказалась несостоятельной?

5. Можно ли было изменить жизнь с помощью клада?

6. Какое место в жизни Димы Красова занимал дед? Что привлекает вас в бывшем шкипере

Максимыче?

7. Что общего в судьбах и характерах друзей- Димы Красова и Кости Чижова?

8. Почему на протяжении всей трилогии Костя кажется старше Димки, хотя они одногодки?

9. Как изменилась жизнь в городе с приходом интервентов и белогвардейцев? Почему ребята

особенно ненавидели семейство Орликовых?

10. Каким образом ребята оказались втянутыми в борьбу против интервентов и белогвардейцев?

Кто из большевиков вам запомнился больше всего? Почему?

11.С кем встретились в лесу Дима, Костя, Гриша?

12. Опишите встречу с Илько.

13. Чем примечательна судьба ненецкого мальчика Илько?

14. Кто и как помог ребятам найти путь к новой жизни?

15. Расскажите о первой любви ребят к Оле Лукиной.

16. Почему мечта соломбальских мальчишек стать машинистами осуществилась лишь с приходом Советской власти? Каким вы представляете их будущее?



Приложение 5.
Карточки для проверки текста трилогии Е. Коковина «Детство в Соломбале»
(Вместо точек необходимо вписать соответствующее пропущенное слово)
Карточка 1

« Он одет в синий китель … . В пуговицах кителя горело солнце. Огромные парусиновые рукавицы совсем не подходят к щегловатому костюму. … и особенно к его красивой фуражке с великолепным якорем. Известно, что такие фуражки могут носить все капитаны, штурманы и механики флота …»



Карточка 2.

« Он был ещё совсем молодой, безбородый, с голубыми глазами и прямыми светлыми волосами.

Обычно … был молчалив. … краснел и улыбался, но ничего не отвечал, он был добрый и совсем не походил на медведя»

Карточка 3.

« Прошли времена молодости, когда ставил … рюжи в беломорских заливах и бил на льду багром тюленей, когда работал на судах дальнего плавания и побывал во многих чужеземных портах. Видел … много горя. … знал море, качаясь на его волнах с малолетства».



Карточка 4.

« … … был покрепче каждого из нас, хотя первое время мы не хотели признавать этого. Волосы у него были зачёсаны на косой пробор, как у парней с пароходств дальнего плавания. Это вызывало у нас затаённую зависть.

… … носил широкие серые штаны на лямках. Лямки были чёрные»

Карточка 5.

« Мне новый мальчуган понравился. Я подал ему руку.

- Как тебя зовут?

- Костя … А тебя?

- Меня …, а фамилия … . Пойдём с нами играть.»

Карточка 6.

« … … … , хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. Тут на клумбах, обнажённых вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки».

Карточка 7.

« … - узкоплечий высокий гимназист, которого издавна на улице прозвали короткоштанным».



Карточка 8.

« Мы вспомним … … - архангельского богатыря, который, рассердившись на рабочих копра, забросил в болото сорокапудовую «бабу» для забивки свай. В другой раз … удержал у пристани пароход, машина которого работала на «полный вперёд».



Карточка 9.

«Особенно отличался своими весёлыми рассказами … … - высокий, плечистый, но ещё совсем молоденький парень. Он без рубашки, и только сетка, обёрнутая вокруг шеи, спускалась на голую грудь, как галстук».



Карточка 10.

«Дверь открыл сам … . Он был высоким человеком, могучего сложения. Лицо … от ветров и солнца стало почти чёрным, левый рукав широкой ситцевой рубахи был подогнут – руки недоставало выше локтя».



Карточка 11.

«… маленький ненец перед нами в трёх шагах. Я успел рассмотреть его. Совик у него был старый- престарый, грязный, оборванный».

______________________________________________________________________________________

Карточка 12.

«Инструктор производственного обучения … … … , как мы потом убедились, был действительно мастером на все руки.

Брови у него были как усы, лохматые, обвисшие. Когда он что-нибудь обдумывал, то хмурился и от этого выглядел ещё сердитее. Но ребят он любил и часто называл нас тружениками»

____________________________________________________________________________________



Карточка 13.

«Наш старый знакомый, … … - немолодой моряк невысокого роста, но крепкий и мускулистый … Он работал легко, словно играя, и мог шуровать уголь в топку, стоя спиной к котлу и перекидывая лопату через плечо…»



Карточка 14.

« Ростом … была чуть пониже меня. У неё были длинные волосы, заплетённые в одну толстую косу, и серые строгие глаза».



Карточка 15.

« Экскурсия по пароходу с … … была настоящим путешествием. Корабль! Только старый опытный моряк, каким был … … , мог показать всё то чудесное, что скрыто за этими словами…»



Карточка 16.

«Первым на борт «Октября» поднялся высокий человек лет 35. Он был хорошо сложен и имел вид циркового артиста. Подавая руку капитану «Октября», он коротко улыбнулся и сказал:

- … …, штурман «Гордона».

Карточка 17.

«Фамилия нашего капитана- … , ему 43 года»



Карточка 18.

« Если потребуется подать радиограмму, обращайтесь к радисту … … . Он же секретарь комсомольской ячейки «Октября».



Карточка 19.

« … … был опытным, видавшим виды моряком. Пожалуй, он меньше других боялся, что вот-вот наступит смерть, и в то же время он держался за жизнь более цепко и упорно, чем кто-либо другой».



Карточка 20.

« Маленький … тоже работал, и ему было особенно тяжело. Его руки, правда, привыкли к постоянной работе, но в них не было силы. Руки одеревенели и вспухли, из пальцев и ладоней сочилась кровь. Мальчик с трудом поднимал и опускал тяжёлое весло».




Ответы для карточек


  1. Штурман.

  2. Отец.

  3. Андрей Максимыч- боцман.

  4. Костя Чижов.

  5. Дима Красов.

  6. Анна Павловнв Орликова.

  7. Юра Орликов.

  8. Иван Любанов.

  9. Голубок- угольщик.

  10. Григорий-лесник.

  11. Илько - ненец.

  12. Василий Кондратьевич Иванов.

  13. Кочегар Матвеев.

  14. Оля Лукина.

  15. Николай Иванович.

  16. Алан Дрейк.

  17. Малыгин.

  18. Павлик Жаворонков.

  19. Джеймс Броун.

  20. Ли - китайчонок.


Ответы на кроссворды.
Морской кроссворд №1
По горизонтали По вертикали
1. Шпакгоуты 2. Бак

4. Христиания 3. Строп

9. Клотик 5. Карбас

12. Хабеня 6. Регистр

14. Пришвартоваться 7. Банка

15. Зюйвестка 8.Лаг

17. Зуйка 9. Кнехт

18. Рюжи 10. Кок

11. Диспач

13. Мережка

16. Баланс
Морской кроссворд №2
По горизонтали По вертикали
1. Троегубица 2. Мудьюг

5. Мурманск 3. «Октябрь»

8. Матица 4. Кошка

6. Белуха

7. «Софья Перовская»

8. «Владимир»


Е.Коковин «Детство в Соломбале»
По горизонтали По вертикали
1. Иртыш 8. Юрос

2. Соломбалка 12. Новая Земля

5. «Ксения» 10. Еловуша

6. Кузнечиха 9. Яда

7. Маймакса

4. Матроско



11. Снэрк.

2. «Ольга»


Смотрите также:
Приложение Евгений Степанович Коковин (1913-1977 г г.)
136.11kb.
1 стр.
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) Алексей Степанович Хомяков родился
270.79kb.
1 стр.
История нашей школы
36.46kb.
1 стр.
Из поколения победителей
57.34kb.
1 стр.
Мамикон Степанович Акопян
30.45kb.
1 стр.
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца
122.05kb.
1 стр.
Глухов Евгений Степанович Впервые я узнал о существовании школы буровых кадров в далеком 1952 году. Тогда она еще не была «Бигашевской академией»
18.07kb.
1 стр.
Имя: Михаил Коллонтай (по паспорту Михаил Георгиевич Ермолаев) Родился
15.65kb.
1 стр.
С. Г. Кляшторный Древние города Монголии // Древние города
25.64kb.
1 стр.
Евгений Касперский: «Нам помог кризис 98-го»
77.04kb.
1 стр.
Мiнскi гарадскi минский городской выканаучы камiтэт исполнительный комитет
39.91kb.
1 стр.
Урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин»
86.09kb.
1 стр.