Главная
страница 1страница 2страница 3
Глава II. Формирование навыка работы со словарями.
Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг.

Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.

Самым известным для начальной школы является словарь - «Орфографический словарик» П.А.Грушникова.

По данному словарику дети узнают, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами. Все слова расположены в алфавитном порядке. Учащиеся находят в словарике слово, читают его, внимательно смотрят, как оно записано и стараются запомнить его написание.

По словарику можно узнать, как правильно писать имена и отчества, а также названия городов. Список имён, отчеств и названий городов дан в конце словарика. В конце словарика даются и правила правописания. При выполнении письменных работ учащиеся могут обращаться к ним.

Формирование прочного навыка работы со словарём надо начинать с первых шагов ребёнка в школе, т.е. с уроков обучения грамоте; используется «Толковый словарик русского языка» Н.М.Неусыновой. Во 2-м классе – под редакцией В.В.Романовой; в 3-м классе идёт работа с «Орфографическим словарём» под редакцией Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова.

Вопросы и задания могут быть разные:

- найти нужное слово и вставить его в предложение,

- составить предложения по картине; о написании трудных слов справляться в словаре;

- использовать словари при написании сочинения или изложения;

- выписать слова из словарика на заданную тему;

- дописывание пропущенных слов.


2.1.Работа со словарями по УМК Перспективная начальная школа
На уроках Походы в словари по программе ПНШ включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше). Ещё первый навык, формирующийся у детей благодаря УМК – работа со словарями во 2-ом классе – 5 словарей, в 3-4 классах – 7 словарей. «Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов; «пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. В УМК есть «Обратный словарь» (грамматический словарь – подбор слов по последним буквам). Этот словарь помогает отрабатывать разные орфограммы (суффиксы разных частей речи и т.д.) «Произноси правильно» учит детей правильно говорить (ударение, звуки).Словарь происхождения слов позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения происхождения. «Словарь Устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические обороты. Этими словарями пользуются учащиеся на уроках русского языка и литературного чтения.

В результате, в конце 4-го класса у детей вырабатывается навык работы со словарями и другими источниками информации, а в нашем мире это так ценно.Могут использоваться различные словари:

- «Этимологический словарь»,

- «Фразеологический словарь»,

- «Словарь иностранных слов»,

- « Толковый словарь»,

- «Словарь синонимов»,

- «Словарь антонимов»,

- «Словарь многозначных слов»,

- «Орфографический словарь» и другие.

На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания:

- вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением

( забежать в лес – убежать из леса),

- подобрать антонимы (старый – новый, мелкий – крупный),

- сравнить слова (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку);

- закончить предложение;

- найти общее и различное в словах;

- найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному слову (грамотный – безграмотный, друг – недруг, прибывать – отбывать);

- сопоставить два явления в сочинении «Наш парк весной и осенью».

«Толковый словарик русского языка» является эффективным средством осуществления идеи интеграции в обучении.

Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи.

Пример.

На уроке русского языка, наблюдая над морфемным составом слова «памятник», учащиеся овладевают важным способом раскрытия лексического значения слова: членением его на морфемы и установлением семантической связи с однородным словом.

Из «Толкового словаря» дети узнают, что «памятник – это сооружение в память о человеке, об историческом событии; монумент». Но ведь слово «памятник» не только объект изучения филолога, но и историка – «сохранившийся предмет культуры прошлого» (трон Ивана Грозного или камзол Петра 1), архитектура (Московский Кремль, здание Адмиралтейства в Санкт - Петербурге), музыканта, художника. «Памятник природы – природный объект, охраняемый государством (уникальное дерево, водопад).

В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленный в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни общества. А если памятник увековечивает важное историческое событие, например, победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание Космоса, то его обычно называют монументом. Монумент, в отличие от памятника, более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также барельеф, стела (вертикальная плита с надписью или рельефным изображением), архитектурное сооружение. Обычно памятники состоят из скульптурной части – статуи или группы – и постамента – нижней, опорной части, на которой устанавливается скульптура. Постаменты делают чаще всего из гранита. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек.

В качестве усвоения данных понятий могут служить тексты из нескольких предложений, написанные учащимися на уроке русского языка. Таким образом, вокруг основного понятия слова «памятник» концентрируется целая группа слов: монумент, пьедестал, барельеф, стела, памятник-предмет, статуя, постамент, скульптура.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи.

Глава III. Применение инноваций, педагогическая обоснованность.


Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, я помогаю им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»). «Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.

«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.

«Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание. В моей копилке много шуточных слов – рифмовок, взятых из разных источников, которые помогают детям узнавать и запоминать эти «очень опасные слова» и в дальнейшем, по возможности, писать правильно.

Я скажу сестре и брату,

Что железную лопату

И топор, и молоток

С буквой «о» пиши, дружок.

Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русского языка заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме.

Я остановлюсь на том подходе, который я использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Воспользовалась советами психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи-запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».

Гараж.

Автобус, аллея, асфальт и трава.

В «опасные» снова играем слова.



Аптека, базар, магазин и народ,

Калитка, квартира, забор и завод,

Рабочий, работа, газета, багаж.

Приехали снова мы с папой в гараж.



Машина, вагон, пассажир и трамвай-

Пиши с буквой «а» их и не забывай!

Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое. Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова записываются в тетрадь. Если словарных слов в предложенной рифмовке мало, для работы с ней достаточно 1-2 дней, если много, то и уроков тоже больше – все зависит от уровня развития учащихся.

Частое включение стихов в уроки положительно сказывается на развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением. Простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе. Кроме этого я использую и другие формы работы: словарные диктанты, состоящие из отдельных слов и словосочетаний. Диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни детей, взрослых, животных. Пример:

Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель, петух.

Магазин: молоко, творог, масло, макароны, сахар, компот…

Очень важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Мои ученики уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Такие слова записывают в тетради по чтению, окружающему миру и др.- смотря, где они находят непонятные слова. Предлагаю самостоятельно поработать с толковым словарем дома. Если появляются затруднения – разбираемся в классе вместе. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова, «Толковым словариком русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.

Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.

Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:



«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой. А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.

Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.

Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа:

1.Ответь письменно одним словом:



-комната для занятий в школе;

-человек, который едет на поезде или автобусе;

-дорога с рядами деревьев по сторонам и т. д.

2.Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:

Сообщение по телефону, телеграфу -….

Килограмм- это тысяча…

Смотр готовности войск-….

3.Ответь на вопросы и ответы запиши:

Кто подает билеты в кассах?

Как называется рисунок в книге? 4. Разгадывание кроссвордов:


1










2



















3













4






















5













6
















7










8















1. Большое полосатое животное(тигр)

2. Синий полевой цветок (василек)

3. Длинноногая птица (аист)

4.Черное животное семейства кошек (пантера)

5. Существо, носящее на себе домик (улитка)

6. Лохматый, косолапый (мишка)

7. Рогатая, бодатая (коза)

8. Речная рыба (карась)

Имя сказочного героя

Данный вид словарной работы провожу с помощью слайд -презентации на компьютере. Детям очень нравятся такие виды работ.

Так же использую слайд – презентации при работе со словарными словами так. Сначала на слайде переставленные разбросанные буквы из словарного слова. Дети собирают слово, а затем на следующем слайде идёт проверка написания этого слова. Например, разбросано слово дорога (догаро) или метро (ем рот). Собраны серии словарных слов по темам «Транспорт», «Магазин», «Овощи» и др.



Глава IV. Изучение и анализ опыта.


Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко, свободно.

Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова. Вначале слово надо произнести по слогам, потом слоги произнести все вместе, особенно выделяя непроверяемый звук. В трудных местах обязательным выделением звука в слове подчеркивается его трудность. Встречаются слова, которые надо произносить многократно. Зато это прочный фундамент для правописания. С. Н. Лысенкова предлагает словарную работу ежеурочно и в начале недели записывать группу слов в индивидуальный словарик и работать над ней неделю с ежедневной их записью под детское комментирование. Сюда включены слова не только из словаря, но и по изучаемым темам. Эту инновацию я уже включила в свою работу, используя готовые подборки слов из учебников «Русский язык» авторской серии «Свободный ум» Бунеевых. В этих учебниках очень хорошо раскрыта работа над словами как с непроверяемыми написаниями, так и вообще с трудными, но часто встречающимися в жизни, словами. Эти слова оформлены в рубрики «Готовься к словарным диктантам» и записаны на страницах учебника. Наиболее трудным, в понимании, словам дается объяснение из толкового словаря. Новые термины включены в упражнения, в задания к упражнениям, очень богатый занимательный материал. Детям легче усваивать такие группы слов, т. к. они в течение недели работают над ними в разных вариантах.

Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике. Много полезного почерпнула из опыта работы учителя из г. Азова –З. Баевой, которая предложила богатый игровой материал, т. к. считает: «зубрежка не дает прочных знаний». Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который очень доступен и может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.
3. Заключение

В работе над словарными словами использую не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.

Исходя из практики моей работы я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках.

Дети более точно понимают значение слова, что позволяет им избавиться от речевых ошибок, так как слово не может быть усвоено без употребления его в речи.

Следовательно, словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.

Работая над темой, я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.

Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

Описаны принципиальные моменты работы над словом. Конечно, не всё ещё получается, как хотелось бы. Много ещё предстоит решить задач, а самая главная – привести все виды данной работы в стройную систему. Но я вижу, что есть определённые успехи у моих учеников: речь детей обогатилась новыми словами, дети усвоили многие речевые обороты, выражения, задумались над целесообразностью их применения в определённой ситуации. У многих пробудилась потребность общаться со словарями, справочными материалами.

Тематика творческих работ предлагается, конечно, учителем, но в работах всё увереннее проглядывается своя точка зрения, своё отношение к теме, свои чувства и переживания. Это радует учителя.

Всё это приводит к мысли, что предложенная работа над словом даёт дополнительные стимулы в развитии детей. Работа эта привлекательна и интересна младшим школьникам. Думается, что, перейдя в среднее звено, дети будут чувствовать себя уверенно.



Список литературы, использованной в работе:
Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
Баева З.И. Чтобы ошибок не делать в словах Авторская страница; http://baeva.azov-gorod.ru/books/index.php
Бондаренко С.М Секреты орфографии М.: Просвещение, 1991
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами

Откуда пришли слова М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.


Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах. –М., 1987
Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников - М., 1985.
– С.7 – 9. 4
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения– Москва: Просвещение, 1988.
Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка Начальная школа. 1990, № 11.
Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.


Рыскужина Р.С. Работа в парах сменного состава // Нач. шк. - 1998. - N 3. - С. 42-45
Тоцкий П.С. Орфография без правил – Москва: Просвещение, 1991.
Фридман Л.М. Психологический справочник учителя М.: Просвещение, 1991

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Описание методической разработки Название работы
66.63kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.
Уроки русского языка Издательство «Глобус» На уроках русского языка 3 Биология. Репетитор
128.71kb.
1 стр.
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Исследовательская работа Выполнена Смирновым Андреем Евгеньевичем, учеником 8 класса
572.19kb.
3 стр.
Сказка на уроках русского языка
76.08kb.
1 стр.
Лабораторная работа по химии, физике, биологии, т е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа»
261.84kb.
1 стр.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
1 стр.