Главная
страница 1

Тема: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (игра «Звёздный час»)

Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древняя Греция», развивать умения обучающихся рабо­тать с картой, давать определения понятиям, соотносить историче­ских деятелей с историческими событиями, воспитывать уважение и интерес учащихся к предмету.

Оборудование: контурная карта Греции на ватмане, изо­бражения исторических деятелей, раздаточный материал, карточки от 0 до 9, изображение Зевса и Афины на ватмане.



Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слова учителя и целях и задачах урока, объяс­нение правил игры, представление жюри.



II. Игра.



Конкурс 1. «Оживи карту».

Каждая команда получает кон­турную карту Греции и листок с заданием:

Надпиши:


  1. Название полуострова в Евро­пе, на котором более трёх с полови­ной тысяч лет назад жили греческие племена.

  2. Греческие города, обозначен­ные цифрами.

  3. Название моря, которое, со­гласно мифу, носит имя утонувшего в нём царя.




  1. Название богатого города, разрушенного греками около 1200 г. до н. э.

  2. Название острова, цари которого во II тысячелетии до н. э. создали сильнейший флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властво­вать на всём Эгейском море.

После выполнения задания листочки передаются жюри для проверки, а учитель «оживляет» карту на доске.

Конкурс 2. «Исторические события».

Каждая команда получает карточки, на которых указаны собы­тия из истории Древней Греции. Ученики должны указать даты со­бытий.

Реформы Солона

Первые Олимпийские игры

Марафонская битва

Саламинское сражение

Избрание Перикла первым стратегом

Битва близ города Херонея

Битва при Гавгамелах

Выполненные работы передаются жюри, а учитель вывешивает на доске правильные ответы.

Конкурс 3. «Историческая личность». .

На стенде вывешиваются листочки с именами и изображениями исторических деятелей: Солон, Фемистокл, Перикл, Демосфен, Ал. Македонский.

Вопросы:


  1. Поверьте, мне было нелегко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Дру­гие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от кам­ней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно про­жил жизнь! (Солон.)

  2. Много лет я был у власти и получил её не по наследству, по­добно персидскому царю. Меня облекли доверием гончары и ору­жейники, каменотёсы и кузнецы. Противники дразнили меня луко-вицеголовым. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже де-


20

21


тям. Судите обо мне по моим делам: в жизни я знал единственную цель - величие Афин.

О человеке можно составить мнение и по его друзьям. Моими были Фидий и Геродот. Имена наши вошли в историю и всем из­вестны. Не так ли? (Перикл.)



  1. «Отец истории». (Геродот.)

  2. В ужасные времена я возглавил афинский демос, когда Эл­лада была полна предателями. Я всю жизнь боролся против силь­нейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за оружие и принял неравный бой. Мы проиграли и ли­шились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков, согласитесь, осталось с нами. (Демосфен.)

  3. «Власть над миром - вот мой удел». (Александр Македонский.)

  4. Я жил в трудное для Греции время. Сильнейший враг стре­мился захватить мою родину. В тяжёлом бою нам удалось побе­дить. Народ ликовал. Но я понимал - главные испытания ещё впе­реди, поэтому обратился к эллинам со словами: «Наша родина раз­делена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны объединиться». Я много ез­дил по стране и добился своего - военный союз между греческими государствами был создан. (Фемистокл.)

Конкурс 4. «Домашнее задание».

Каждая команда сдает кроссворд по культуре Древней Греции.

Конкурс 5. «Крылатые выражения».

Вариант I Ребята получают листочки с заданием:

Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.

Причину ссоры мы называем

Долгие, полные приключений странствия

Подарок, сделанный с коварным замыслом

Сложный, запутанный вопрос

Жестокие законы

Самые крупные спортивные соревнования

Лживые обещания уподобляем пению сладкоголосых



22

(Яблоко раздора, одиссея, троянский конь, лабиринт, драко­новские, Олимпийские игры, сирен.)

Листочки с ответами предаются жюри, а учитель даёт правиль­ный ответ.

Вариант II

Учитель читает текст. Ученики должны правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

1) Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспе­
хи со словами... («Со щитом или на щите» или «с ним или на
нём»).
Слова означали: «вернуться победителем» (со щитом) или
«достойно умереть», и тогда тело принесут на щите, воздавая по­
чести погибшему.

Краткая выразительная речь родилась в Спарте, которая нахо­дилась в области Лакония. Поэтому такая речь называется лако­ничной, т. е. краткой.



  1. Заняв Фригию, Александр Македонский увидел в храме Зев­са повозку, на дышле которой был запутанный узел со множеством хитро спрятанных концов. По предсказанию, кто его развяжет, бу­дет владеть всей Азией. Царь выхватил меч и ... («разрубил гордиев узел»). По легенде, фригийский царь Гордий поставил в храм Зевса телегу и к дышлу прикрепил ярмо, завязав чрезвычайно запутан­ный узел, Александр Македонский рассёк его мечом. Выражение означает: решить запутанное дело смело, решительно, силой, пря­молинейно».

  2. Мать, зная от богов судьбу сына, пытается избежать её и ку­пает его в водах подземной реки Стикс, делавших человека неуяз­вимым. Но воды Стикса не коснулись струёй того места, за которое держала сына мать. Судьбы избежать не удалось. Юноша погиб от стрелы Париса, которая попала ему в пятку («ахиллесова пята»).

Герой Древней Греции Ахилл в младенчестве был выкупан в водах Стикса, но пятка не была обмыта водами этой реки. История Ахилла рассказана в «Илиаде» Гомера «Ахиллесова пята» - «сла­бое, уязвимое место».

4) «В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый жар­


кою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался. Только что го­
лову к ней наклонял, уповая напиться, с шумом она убегала. Тер­
заемый вечным голодом и жаждой, тщетно кусал свои руки, испы­
тывая ...» («танталовы муки»).

23

По легенде, фригийский царь Тантал прогневал богов. Месть их была ужасна. В царстве мёртвых Тантал был обречён стоять вечно по горло в воде прозрачного озера. Прямо над его головой свисали гроздья сочных плодов. «Но ни воды, ни плодов он достать никогда не мог». Употребляется в значении близости чего-то необ­ходимого, желанного и недоступного.

  1. Несказанно богат был царь Элиды, владевший огромными стадами скота. Однако стойла давно не чистились. Их называли... («Авгиевы конюшни»). Геракл, поступивший к царю на службу, от­вёл в ворота конюшни русло реки Алфей, и бурный поток за сутки смыл грязь. Употребляется (по имени царя Авгия, владельца ко­нюшен) в значении чего-либо запущенного до предела.

  2. Основатель и царь города Коринфа дважды обманул богов, пытаясь стать бессмертным. Страшно покарали его боги: «Тяжкий камень снизу обеими влёк он руками в гору; но едва достигал он вершины с тяжкою ношей, вниз по горе на равнину катился обман­чивый камень». И была эта работа названа... (сизифов труд). Труд нескончаемый, нелепый, бессмысленный.

  3. В это утро осаждённые были удивлены и обрадованы. Вме­сто ставшего привычным за долгие годы осады лагеря врагов они увидели только кучу мусора и огромное деревянное сооружение, похожее на лошадь. Жители обрадовано ввезли его в город. Они ещё не знали, как опасен этот ... (троянский конь). Выражение оз­начает: «дар врагу с целью его погубить».

Греки, не сумевшие взять Трою длительной осадой, по совету Одиссея, соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятали вооружённый отряд и сделали вид, что отступили. Обра­дованные троянцы ввезли коня в город, разобрав часть стены. Но­чью греки перебили жителей Трои, разрушили город.

Вариант III

Ученикам предлагается изображение предметов. Следует опре­делить, какое крылатое выражение связано с этим предметом, объ­яснить его происхождение и смысл употребления сегодня.

Изображение

Крылатое выражение

1

2

Шкатулка

Замысловато завязан­ный узел



Ящик Пандоры Гордиев узел

Окончание табл.

1

2

Яблоко

Яблоко раздора

Лошадь

Троянский конь

Щит

Со щитом или на щите

Меч

Дамоклов меч

6. Конкурс капитанов.

(Плакат с изображением Афины на доске.)

Капитаны выходят к доске. В складках одежды богини Афины скрываются понятия и термины по истории Древней Греции. Ребя­та должны объяснить их. Члены команды в конкурсе не участвуют.

Понятия: полис, демос, демократия, стратег, триера, арео­паг, оратор, гражданин, обсерватория, архонты.

III. Подведение итогов игры.

Награждение победителей.



IV. Заключительное слово учителя об итогах урока.

Выставление оценок.

Примечание. Если есть возможность выделить для урока - повторения 2 часа, то его можно превратить для ребят в настоящий праздник: увеличить коли­чество интересных конкурсов и дать обучающимся задание подготовить сценки по истории Древней Греции.

Конкурсы


1. Конкурс ораторов:

а) расскажите об одном из чудес света;

б) являясь гражданином Афин расскажите о порядках в своём
городе.

в) выступите как защитник или противник реформ Солона.

Конкурс 2. «Зоосад» в Древней Греции.

Учитель показывает рисунок с изображением животного. Ученики от­вечают, в каком мифе встречается это животное.



Лев - сражение Геракла с немейским львом. Змеи - Геракл задушил змей ещё в колыбели. Бык - Геракл одолел критского быка.


24

25

Баран, овцы - миф о «золотом руне».

Собака - встреча Геракла со стражем подземного царства Аида -псом Цербером.

Конкурс 3. «Текст с ошибками».

ФЕРМОПИЛЬСКОЕ СРАЖЕНИЕ

«В начале V века до н. э. Греция вела борьбу с персами. Во гла­ве персов стояли братья Чжан, а во главе греков - Тутмос III. В 480 г. до н. э. у Фермопил, в Пелопоннесе, произошло сражение. В бою участвовали боевые слоны, колесницы, лучники. Греки держались мужественно, персы не могли их сломить. Тогда изменник, по при­казу царя Хаммурапи, повёл отряд в обход по горам и вышел в тыл афинянам. Битва кончилась поражением греков, и царь Давид за­хватил всю страну». (В тексте 8 ошибок.)



26


4. Р е б у с ы .



5. Крылатые выражения.

1) Быть на седьмом небе - находиться в состоянии безгранич­
ного счастья, быть в полном восторге.

Древнегреческий философ Аристотель в своём трактате «О не­бе» писал, что небесный свод состоит из семи хрустальных сфер. На самой дальней от Земли седьмой сфере находится рай - небес­ное царство, где живут души праведников. Попасть туда стреми­лись все. Впоследствии представление о строении Вселенной из­менилось, а выражение приобрело более широкий смысл: «быть на седьмом небе», значит, находиться в совершенном блаженстве.

2) Вещая Кассандра - прорицатель будущего, которому никто
не верит.

Кассандра была дочерью троянского царя Приама. Бог Аполлон был очарован её красотой и дал ей дар пророчества. Но Кассандра отвергла его любовь, и тогда Аполлон сделал так, что её предска­заниям никто не верил. Когда Кассандра предсказала гибель Трои от дара данайцев, ей не поверили. Но вскоре царство Приама рух­нуло, а его жена Гекуба с дочерьми попали в плен. Там Кассандра стала рабыней предводителя греков царя Агамемнона. Она пред­сказала ему и себе смерть от руки его жены Клитемнестры. И опять

27

ей не поверили. Агамемнон был убит вместе с Кассандрой в день возвращения на родину в результате заговора его жены. Три тыся­чи лет во всём мире Кассандрами зовут тех, кто берёт на себя роль прорицателя будущего, предсказателя зловещих событий, которые кажутся маловероятными.

3) Гомерический хохот (смех) - неудержимый, громкий смех.

Легендарный слепой поэт Гомер в поэмах «Илиада» и «Одис­сея» нарисовал жизнь богов на вершине Олимпа. Боги, в представ­лении греков, обладали всеми человеческими качествами, но в сильно преувеличенных размерах. Когда раздавался их божествен­ный хохот, то вся земля ходила ходуном. Гомер так ярко и живо описал этот смех, что до сих пор безудержный смех называют «го­мерический хохот».

4) Кануть в лету - быть забытым, бесследно исчезнуть.

В греческой мифологии Лета - река забвения в подземном цар­стве мёртвых. Из неё души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения, а выражение «кануть в лету» стало означать «навсегда исчезнуть», «быть поглощённым вечным забвением».

5) Мидасовы уши - чья-либо глупость, которая неожиданно


проявилась из-за болтливости.

В греческой мифологии фригийский царь Мидас, будучи судь­ёй на музыкальном состязании между Аполлоном, игравшим на кифаре, и Паном, игравшим на флейте, признал последнего побе­дителем. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, кото­рые царь прятал под шапку. Об этом знал только его брадобрей, который дал царю слово не разглашать тайну. Чтобы освободиться от тайны, которая мучила его, но не нарушить данное слово, бра­добрей отправился к озеру, вырыл на берегу ямку и прошептал ту­да: «У царя Мидаса ослиные уши!» Через год на этом месте вырос тростник, который постоянно шептал те же слова. Таким образом открылась тайна царя.

6) Объятия Морфея - состояние сна.

В древнегреческой мифологии Морфей - бог сновидений, сын бога сна Гипноса. Обычно его изображали в виде маленького кры­латого человечка с сомкнутыми веками и увешанного цветами ма­ка. От имени этого божества произошло название лекарства - морфий - добываемого из головок мака и применяемого для обезболи­вания при операциях. С древнейших времён выражение «очутиться в объятиях Морфея», употребляемое с шутливым оттенком, озна­чает уснуть.

7) Олимпийское спокойствие - невозмутимое, спокойное со­
стояние.

В соответствии с древнегреческой мифологией боги обитали на священной горе Олимп. Её высота достигала 3 тысячи метров, и большую часть времени гора была закрыта облаками. Боги-олимпийцы жили в дружбе и согласии, их жизнь на вершине Олимпа протекала мирно, тихо и размеренно. Поэтому присущие им величие, спокойствие и другие положительные качества стали именоваться олимпийскими. В этом смысле выражение «олимпий­ское спокойствие» употребляется в настоящее время. Оно не имеет ничего общего с Олимпийскими играми и соревнованиями, кото­рые проходили около небольшого городка Олимпия на Пелопонес­ском полуострове и были насыщены азартом и жаждой победы.



8) Пальма первенства - первое место вследствие превосходст­
ва в чём-либо над всеми остальными.

В Древней Греции к числу священных деревьев относились и пальмы - деревья с прямым длинным стволом и крупными вечно­зелёными перистыми или веерообразными листьями. Богиня побе­ды Ника обычно изображалась с веткой финиковой пальмы в ру­ках. В Древней Элладе во время Олимпийских игр победителям вручали, помимо лавровых венков, пальмовые ветви. Ими же ук­рашали помещения во время торжеств и чествования победителей. В этих обычаях древних греков и кроется смысл выражения «паль­ма первенства» как символ победы и бесспорного преимущества


Смотрите также:
Древняя греция (игра «Звёздный час»)
116.54kb.
1 стр.
Урок-игра по теме «Древняя Греция»
52.5kb.
1 стр.
Классный час. Игра «Звездный час»
41.67kb.
1 стр.
«Звездный час» по сказкам А. С. Пушкина
56.06kb.
1 стр.
Тесты по теме: «Древняя Греция и держава Александра Македонского» (Всемирная история) Первая цивилизация, появившаяся в 2000-е годы до н э. на территории Греции
31.42kb.
1 стр.
Урока мероприятия в 5-х классах по теме: «Древняя Греция. Расцвет культуры и демократии в Афинах в V веке до н э.»
128.54kb.
1 стр.
Древняя Греция. Зарождение демократии в Афинах.
30.51kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии «Звездный час» (игра)
80.23kb.
1 стр.
Тема «Древняя Греция»
32.76kb.
1 стр.
Заключение 4 Литература 5 Введение Проблема сознания занимает одно из основных мест в системе научно – психологического знания в частности, в «Аналитической психологии»
30.78kb.
1 стр.
Контрольная работа по теме «древняя греция»
18.45kb.
1 стр.
Игра для знатоков русского языка «Звёздный час» Провела
70.27kb.
1 стр.