Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Н. А. Долгополова,

вед. методист ООРМ Центральной городской библиотеки МУК «Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска»,

Т. В. Раскатова,

методист ООРМ Центральной городской

библиотеки МУК «Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска»




Исследования чтения омской молодежи: в шутку и всерьез

«Что мы читаем? Какие мы?» – эти вопросы волнуют социологов, культурологов, библиотекарей, да и вообще широкую общественность, потому что ответы на них – показатели уровня образованности-культурности-грамотности населения. А вопросы социологии чтения молодежи – это еще и взгляд в будущее, в завтра, которое во многом зависит от уровня образованности-культурности-начитанности современной молодежи. Именно поэтому Молодежный совет МУК «ЦСМБ г. Омска» периодически проводит исследования чтения в молодежной среде, в серьезной или юмористической форме пытаясь выяснить: какую литературу предпочитает омская молодежь? как чтение влияет на мироощущение молодых?

В 2009 году, накануне общероссийского Дня библиотек, молодые библиотекари Омска провели промо-акцию в поддержку чтения «Читай, молодежь!». В этот день на центральных улицах города можно было увидеть девушек в белых бейсболках и синих корпоративных футболках Централизованной системы муниципальных библиотек с призывом «Омск, читай!». Они рассказывали омской молодежи о своем профессиональном празднике и проводили экспресс-опрос «Омск молодой. Читающий?»

Опрос ставил цель – выявить предпочтения омской молодежи в чтении художественной литературы. Было опрошено 250 человек (из них 60,4 % – девушки и 39,6 % – молодые люди) в возрасте от 14 до 34 лет.

У подавляющего большинства респондентов (89,2 %) есть книга, которую они рекомендовали бы прочитать всем. Представляем рейтинг любимых книг омской молодежи:


  1. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (15 голосов) – 6,7 %

  2. Л. Толстой «Война и мир» (9 голосов) – 4 %

  3. Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (8 голосов) – 3,6 %

  4. М. Шолохов «Тихий Дон», Д. Роулинг «Гарри Поттер» (по 6 голосов) – 2,7 %

  5. М. Митчелл «Унесенные ветром», Д. Браун «Код да Винчи»
    (по 5 голосов) – 2,5 %

  6. Г. Маркес «Сто лет одиночества», И. Тургенев «Отцы и дети»
    (по 4 голоса) – 1,8 %

  7. Библия; Н. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души»; В. Набоков «Лолита»; А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Д'Артаньян и три мушкетера»; Я. Вишневский «Одиночество в сети»; П. Коэльо «Одиннадцать минут» (по 3 голоса) – 1,3 %

15 % молодых омичей отдают предпочтение отечественной классике: «Евгений Онегин» А. Пушкина; «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок» Ф. Достоевского; «Война и мир», «Анна Каренина» Л. Толстого; «Мертвые души», «Тарас Бульба» Н. Гоголя; «Отцы и дети» И. Тургенева; «Обломов» И. Гончарова; «Что делать?» Н. Чернышевского; «Вишневый сад» А. Чехова. Видимо, такие ответы, в большей степени, связаны с учебным процессом.

19,5 % респондентов в качестве любимых назвали произведения русских писателей первой половины XX века: «Гранатовый браслет» А. Куприна, «Темные аллеи» И. Бунина, «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» М. Булгакова, «Лето Господне» И. Шмелева, «Бездна» Л. Андреева, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Мы» Е. Замятина и др. А также писателей второй половины XX века: В. Распутин, А. Рыбаков, братья Аркадий и Борис Стругацкие и др. Поэтические произведения


(А. Блок) назвал только один респондент. К сожалению, такой результат подтверждает и общероссийская статистика – исследование «Аналитического центра Юрия Левады» показало, что интерес к поэзии среди молодежи низок и составляет 1 %.

9,3 % респондентов отдают предпочтение зарубежной классике:


И.-В. Гете, В. Шекспир, М. Сервантес, Г. Флобер и др. 10,7 % – зарубежной литературе XX века: «Мартин Иден» Д. Лондона, «Над пропастью во ржи»
Д. Сэлинджера, «Гойя» Л. Фейхтвангера, «Имя розы» У. Эко, «Сто лет одиночества» Г. Маркеса, «1984» Д. Оруэлла, «Поющие в терновнике»
К. Маккалоу, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Коллекционер»
Д. Фаулза, «Заводной апельсин» Э. Берджесса, произведениям Э.-М. Ремарка и др.

Среди произведений жанров фантастики, фэнтези (8,5 %) были названы «Хоббит» и «Властелин колец» Д. Толкиена, все книги Р. Желязны, «Пикник на обочине» братьев Стругацких, а также произведения Н. Перумова,


С. Лукьяненко, М. Семеновой, Кожевиных, А. Белянина, Д. Вебера.

Детективный жанр (4,5 %) представлен романами Д. Донцовой,


Ю. Шиловой, П. Дашковой. Респонденты называли также и «детективы для разборчивого читателя» Б. Акунина (в первую очередь, серию приключений Эраста Фандорина).

Своими любимыми книгами 8 % респондентов считают произведения детской литературы: «Маугли» Р. Киплинга, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери, «Белый Бим, черное ухо»


Г. Троепольского, «Два капитана» В. Каверина, «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Всадник без головы» Майн Рида, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Айвенго» В. Скотта, «Приключения Гулливера» Д. Свифта. Конечно, эту категорию невозможно представить без фантастических историй Джоан Роулинг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера и книги Лемони Сникета «33 несчастья», главные герои которых – дети с задатками супергероев.

29 % респондентов рекомендуют читать книги современных отечественных и зарубежных авторов. В основном это, говоря словами Бориса Дубина, ведущего специалиста социологического центра Левады, литература, «отмеченная знаком модности» – «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Иллюзии» Р. Баха; «Хроники заводной птицы»


Х. Мураками; «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» Д. Брауна; «Империя ангелов» Б. Вербера, «Девяносто девять франков» эпатажного француза
Ф. Бегбедера; культовый «Бойцовский клуб» Ч. Паланика, романы
Д. Роулинг и П. Коэльо. Молодых людей привлекают современные любовные истории Януша Вишневского, Сесилии Ахерн, Марка Леви, Екатерины Вильмонт. В списке предпочтений омской молодежи и «Новая жизнь» современного турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука.

Из современной русской литературы в поле зрения молодых людей – В. Пелевин, Б. Акунин с его героем Эрастом Фандориным, А. Сой, книга известного теоретика и практика абсурда Е. Клюева «Между двух стульев», «детективщицы» Д. Донцова, Ю. Шилова, П. Дашкова, фантасты


С. Лукьяненко, М. Семенова, Кожевины, А. Белянин.

Некоторые ответы молодых людей отличались оригинальностью. Например, у кого-то самая любимая книга – поваренная, а один молодой человек не представляет своей жизни без учебника по физике.

На вопрос «Читаете ли Вы какую-нибудь книгу сейчас?» 40,4 % респондентов ответили отрицательно, еще 17,2 % молодых людей читают книги по программе (школьной, университетской), литературу профессиональную, нон-фикшн. 42,4 % молодых людей отметили, что в настоящее время читают художественную литературу. Из них: 13,2 % читают русскую или зарубежную классику, 20 % – русскую и зарубежную литературу XX века (М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бунина, А. Ахматову, Б. Васильева, А. Иванова, В. Астафьева, Э. Хемингуэя, Г. Гессе, Г. Маркеса, М. Митчелл, У. Сарояна и др.)

Большинство респондентов (54 %) читают современную прозу. Из зарубежных авторов (33 %) особенно популярны все те же П. Коэльо,


Б. Вербер, Х. Мураками, С. Ахерн, Д. Браун, Я. Вишневский, Д. Стил,
С. Кинселла. Из современной русской литературы (21 %) читают модных, «раскрученных» писателей (В. Пелевин, Б. Акунин, Д. Глуховский,
Е. Гришковец). Кое-кто из молодых людей предпочитает Д. Рубину («На солнечной стороне улицы»), Т. Толстую («День»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»).

Откуда молодежь обычно узнаете об интересных книгах, которые стоит прочитать? К чьим мнениям и советам прислушивается? 45,6 % респондентов узнают о книгах в основном от друзей, знакомых, родственников. Интересны единичные ответы – от родителей, от супруги, любимой девушки. 22 % опрошенных пользуются Интернетом как источником получения информации о книгах, еще 12 % омичей просматривают новинки в книжных магазинах. СМИ (телевидение, газеты, журналы, фильмы, снятые по сюжетам литературных произведений) служат источником информации для 9,2 % молодежи. Мнения учителей, преподавателей важно для 8,4 % респондентов, и только 7,6 % молодых людей узнают об интересных книгах в библиотеках.

55,6 % опрошенных скачивают нужные книги из Интернета; 35,2 % обращаются за книгами в библиотеки. Делают покупки в книжных магазинах 16 % респондентов, еще 10 % берут книги у друзей, знакомых;
3,6 % опрошенных устраивает домашняя библиотека. Понятно, что в основном молодежь пользуется не одним, а несколькими источниками, часто это – Интернет и библиотека, или Интернет и книжные магазины.

Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод, что молодежь читает, в основном, современную зарубежную и русскую литературу, литературу XX века, а также бестселлеры, имеющие большие тиражи и хорошую рекламу. Русскую классику называют и в числе любимых, и


в числе читаемых в данное время книг, однако такие результаты связаны, в большей степени, с необходимостью чтения по школьной программе или воспоминаниями о школьных годах, о когда-то прочитанных книгах.

В 2010 году в рамках региональной выставки «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» Молодежный совет ЦСМБ проводил опрос «Самые-самые молодежные книги». Опрос состоял из семи «номинаций». Мы просили назвать «самую женскую», «самую мужскую», «самую детскую», «самую долгочитаемую», «самую шокирующую», «самую бесполезную» и «самую современную», на взгляд респондентов, книгу. Было опрошено 165 человек.

Респонденты часто демонстрировали незаурядное чувство юмора. Так, на вопрос «самая бесполезная книга?» прозвучали ответы: «учебники», «Телефонный справочник», «Справочник абитуриента», «Windows для чайников» и другие, а самой «долгочитаемой» назвали «Налоговый кодекс».

Самой любимой книгой детства была признана русская народная сказка «Колобок» (8 %). Казалось бы, совсем не сложный вопрос. У всех наших респондентов детство – не такое уж далекое прошлое, но, тем не менее, многие задумывались «всерьез и надолго», «сходу» вспоминался только неунывающий круглый беглец из самой детской сказки. С небольшим отставанием следовал «Волшебник Изумрудного города»


А. Волкова (7%), третью позицию заняли «Приключения Буратино»
А. Толстого (6%). Также были названы произведения Н. Носова,
К. Булычева, А. Линдгрен.

Предсказуемый результат показала номинация «Самая долгочитаемая книга». Угадайте, какое произведение назвали почти половина респондентов (40 %)? Конечно же, «Война и мир» Л. Толстого! С большим отрывом следовали «Гарри Поттер» (4 %), «Мастер и Маргарита» (3 %), «Властелин колец» (3 %). Среди редких ответов: «Библия» (2 чел.), «Сонник» (2 чел.), «Налоговый кодекс» (1 чел.).

Затруднение вызвали такие номинации, как «самая женская» и «самая мужская» книги. Чаще всего респонденты предлагали такие ответы, как «любовные романы» и «детективы, боевики», не называя конкретных произведений. Тем не менее, в «женской» номинации с небольшим отрывом победили: «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Одиннадцать минут»
П. Коэльо, «Евгений Онегин» А. Пушкина и «Анна Каренина» Л. Толстого. Эти ответы набрали всего по 6-8 голосов. Также несколько человек в качестве «самой женской» назвали поваренную книгу. Примечательно, что все респонденты, предложившие этот вариант ответа (их было пятеро) – мужского пола. Забегая вперед, хочется добавить, что в одной из следующих рубрик – «самая бесполезная книга», ответы про литературу на кулинарную тему получили большее распространение. Так ответило 9 человек, преимущественно девушки. Что ж, им виднее!

С выбором «самой мужской книги» дело обстояло не лучше. Всего по несколько голосов досталось книгам об охоте и рыбалке. Три респондента (все девушки) назвали «Войну и мир». Два совпадения у «Правил дорожного движения». Порадовал своей оригинальностью ответ – «Воинский устав»


(1 чел.).

Следующая рубрика была встречена весьма неоднозначно. Мы просили назвать «самую бесполезную», на взгляд респондента, книгу, лично ему не принесшую ничего нового, интересного. Многие из опрошенных (12 %), не задумываясь, ответили: «Таких нет!». «Каждая книга несет хоть какую-то пользу», – добавила молодая девушка. И это уже радует! Значит, уважение к книге современная молодежь переняла у более зрелого поколения как аксиому, не требующую доказательств. Чтобы убедиться в этом (опираясь уже на свой личный опыт), у них еще достаточно времени. И пусть помощниками будут и электронные читалки, аудиокниги, прочие устройства, еще не изобретенные вовсе. Тем не менее, самым «бесполезным» автором была признана Дарья Донцова (7 %). Как уже упоминалось выше, далее следует поваренная книга (5 %). Также упоминается «Азбука». Она так и не смогла помочь научиться читать шести молодым обладателям своеобразного чувства юмора.

Следующим вопросом, который мы задавали молодым посетителям выставки, был вопрос о «самой шокирующей» книге. Мы подразумевали под этой формулировкой впечатление яркое, сильное, но не задавали вопрос о его положительной либо отрицательной окраске. Ярких лидеров, победивших с большим отрывом, в этой рубрике не было. Современную молодежь шокировать трудно! Однако произведение, набравшее большее количество голосов, вовсе не принадлежит перу нашего современника. Это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (4 %). С небольшим отставанием следуют
«11 минут» П. Коэльо (3 %). Четыре человека опять вспомнили «Войну и мир» Л. Толстого. Одна девушка даже пояснила, что ее шокировал объем данного произведения. Трижды упоминались «Парфюмер»
П. Зюськинда и «Камасутра». Самый оригинальный ответ в данном разделе опроса – «История России».

И, наконец, последний вопрос – «самая современная» книга. Мы подразумевали не год издания, а скорее злободневность, способность ответить на сегодняшние жизненные вопросы, заинтересовать современную молодежь. Лидером данной рубрики стала трилогия С. Майер «Сумерки»


(7 %). С небольшим отрывом следует «Гарри Поттер» Д. Ролинг (6 %).
8 человек назвали произведения Пауло Коэльо. Также упоминались
Д. Браун, Ф. Бегбедер, В. Пелевин и П. Санаев (по 2 – 3 голоса за каждого). В данной рубрике также упоминались и классики (чаще отечественной) литературы. По два голоса у «Преступления и наказания» Ф. Достоевского и «Войны и мира» Л. Толстого. «Вся классика современна», – был предложен и такой ответ. Из оригинальных ответов хочется упомянуть следующий: «Самая современная книга – электронная». И с этим сложно поспорить.

Некоторые книги часто упоминались в различных номинациях. Например, «Гарри Поттер» неоднократно был назван в качестве самой любимой книги детства (4 чел.), самой долгочитаемой книги (6 чел.), самой бесполезной (4 чел.) и самой современной (10 чел.). Во всех (без исключения) номинациях вспоминали про «Войну и мир». Если ввести номинацию на «самую часто упоминаемую» книгу, именно она станет лидером (это произведение было упомянуто 71 раз).

Проводя исследования чтения молодежи, мы используем не только традиционные каналы коммуникации, но ориентируемся и на виртуальных пользователей. Так, в 2009 году в рамках ведомственной целевой программы «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек города Омска (2009-2011 годы)» и Года молодежи в России на сайте муниципальных библиотек города Омска (www.lib.omsk.ru) стартовал интернет-проект «Читатель.RU», адресованный молодежи. Помимо рекомендации лучших книг из фондов муниципальных библиотек и новинок художественной литературы, в рубрике «Опрос» предлагается ответить на открытый вопрос: связывают ли молодые люди понятия «молодость-чтение-успешность». Высказывания разные, но чаще всего молодые понимают, что эти понятия связаны, и чтение влияет на успешность в будущем. Порой звучат глубокие, и даже афористичные мысли: «Если ты молодой – прочитай книгу Э.-М. Ремарка «Три товарища». Может, к понятиям «молодость», «чтение», «успешность» добавится понятие «человечность», и тогда первые три понятия станут жизнью».

Поле для обсуждения книг предлагает и группа муниципальных библиотек в социальной сети «В Контакте». Группа называется «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ». На данный момент здесь зарегистрировано более трехсот участников – это студенты и школьники, не мыслящие своей жизни без чтения. Члены группы имеют возможность обсуждать прочитанную книгу, советоваться, что почитать, просматривать фотоальбомы-отчеты библиотечных мероприятий. Самые популярные темы для обсуждения в группе – «Любимые стихи» и «Что я читаю сейчас, и что я думаю об этом сейчас…».

Какие общие выводы можно сделать, анализируя результаты нескольких локальных опросов чтения омской молодежи? Во-первых, молодежь знает и читает не только классику (благодаря школьной программе), но и современных авторов. Пусть нас считают нечитающим «поколением большого пальца» (в связи с развитием мобильной связи), но и сотовый телефон можно использовать как устройство для чтения, «закачав» в него любимые литературные произведения, как в виде текста, так и в формате mp3.

Во-вторых, чтение часто носит деловой характер. Как отмечает Борис Дубин, автор книг по социологии чтения, специалист социологического центра Левады: «В современном образе мира классика – значимая, но не главная его часть. Она отвечает на фундаментальные вопросы этики и ориентации в мире. Но на многие нынешние конфликты ответов там нет. Как жить рядом с людьми разных национальностей и цивилизаций? Что такое норма и аномалия в современной жизни в мегаполисе? Что можно делать и чего нельзя?». Ответы на эти вопросы есть в современной художественной литературе и литературе нон-фикшн. Но тяга к «разумному, доброму, вечному» сохраняется, неслучайно в наших виртуальных обсуждениях читаем подобные высказывания:

«Читаю повести Айтматова. Чувствую себя счастливее. Оттого, что могу сострадать героям его произведений – простым труженикам тыла, жителям суровых казахских степей. И так светло на душе от прикосновения к миру хороших людей...» (Мария Дик).

«МОСКОВСКАЯ САГА Василия Аксенова – очень плотный, хороший, да просто УДИВИТЕЛЬНЫЙ текст!!! Нет лишних слов, ничего не хочется убрать – так писать умеет далеко не каждый!» (Ирина Четвергова).

«Читаю зарубежную классику. Захотелось чего-нибудь о любви: на зимних каникулах прочитала «Джейн Эйр» Ш. Бронте, сегодня закончила «Гордость и предубеждение» Дж. Остен. Замечательно провела вечера с этими книгами» (Екатерина Сунцова).

Исследования чтения помогают библиотекарям понять литературные вкусы и предпочтения молодых для того, чтобы успешно находить общий язык и предлагать им те способы взаимодействия, которые будут интересны и полезны современной молодежи.



Н. В. Литовченко,

зав. отделом обслуживания Центральной

межпоселенческой библиотеки

МУ «Центральная межпоселенческая

библиотека» Калачинского района,

М. П. Иванцова,

редактор отдела комплектования и обработки Центральной межпоселенческой библиотеки

МУ «Центральная межпоселенческая

библиотека» Калачинского района

Изучение содержания и мотивации чтения

педагогов школ города Калачинска
Настоящее исследование проведено в 2009 году, накануне Года учителя, с целью изучения потребностей и приоритетов чтения педагогов, мотивации посещения библиотеки этой категории пользователей. Объект исследования – педагоги, осуществляющие свою профессиональную деятельность в школах города Калачинска. Исследование проводилось методами анализа формуляров пользователей Центральной межпоселенческой библиотеки и анкетирования данной категории в школах города. Было проанализировано 30 формуляров на абонементе и в читальном зале (учитывались данные за 2009 год). В течение
2009 года 30 респондентов посетили библиотеку 389 раз (в среднем услугами библиотеки каждый педагог воспользовался 11-12 раз). Для сравнения – средняя посещаемость библиотеки другими пользователями за 2009 год составила 10 раз.

Исследуемой группе было выдано 1 428 экземпляров литературы (в среднем каждому потребовалось 48 экз., тогда как средняя книговыдача в библиотеке за год составила 23 экз.). Наиболее запрашиваемыми были документы общественно-политического характера – 388 экз. (литература по педагогике, истории педагогической мысли, психологии, истории края составила 27 % от общей книговыдачи) и по естественным наукам – 222 экз. (15,5 %). Характер выбора литературы общественно-политического содержания объясняется несколькими причинами: получением второго высшего образования, использованием дополнительных источников информации для самообразования, необходимостью подготовки к урокам, внеклассной работе.

Состав исследуемой группы по гендерному признаку таков: 5 мужчин и 25 женщин, что отражается на содержании и характере чтения. Художественная литература занимает значительную часть в общем объеме книговыдачи –
365 экз. (25,5 %). Популярностью пользуются женские романы, детективы для женщин, историческая и приключенческая литература. Среди авторов лидируют А. Маринина, Д. Донцова, Е. Вильмонт, А. Корецкий и др. В списке прочитанного встречаются авторы классической литературы, литературоведческих сочинений.

Книговыдача документов по технике и технологическим процессам


(167 экземпляров – 12 %) «разделилась» на два направления – издания, которые интересуют женщин (домоводство, рукоделие) и литература, которой отдают предпочтение только мужчины (автодело, радиотехника, столярные работы и др.).

Эту категорию пользователей библиотеки интересует и сельскохозяйственная литература (90 экз. – 6,3 %), в основном, освещающая растениеводство, цветоводство, ведение подсобного хозяйства.

Для более полного изучения содержания и мотивации чтения педагогов было проведено анкетирование. Исследуемой группе предложили ответить на ряд вопросов (см. Приложение). Ответы на вопросы анкеты выявили высокий образовательный и профессиональный уровень группы: 83 % респондентов имеют высшее образование, 17 % – среднее профессиональное. Педагоги обладают значительным стажем работы. 18 человек имеют педагогический стаж свыше 15 лет, 10 человек – от 10 до 15 лет, 2 преподавателя работают в школах от 5 до 10 лет.

Один из вопросов анкеты просил указать библиотеки, которыми респонденты предпочитают пользоваться. Школьным библиотекам отдали предпочтение 83,3 % опрошенных, пользуются личными библиотеками – 70 %, Центральной межпоселенческой библиотекой – 33,3 %, городскими и другими библиотеками – по 13 % респондентов.





<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации. Итоги исследований. Программы З. П. Гурьян
604.04kb.
4 стр.
Методические рекомендации. Итоги исследований. Сценарии Т. Ю. Шорец
698.14kb.
4 стр.
Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические рекомендации по использованию программы Тематический план
257.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации подготовлены специалистами Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (сопсиЭС), Всероссийского нии технико-экономических исследований в промышленности
132.34kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Методические рекомендации для организации программы Летних чтений 2009 «Книжная эстафета солнечного лета»
144.89kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества детей и молодежи» изучение праздников и обрядов народов приамурья
96.62kb.
1 стр.
Реабилитация больных с диплопией методические рекомендации
262.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.