Главная
страница 1


Новокулундинская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Благовещенского района Алтайского края

Ломоносов М.В. Личность. Ученый. Поэт
Выполнила:

ученица 10 класса,

Вальцева Валентина Викторовна

Руководитель:

Вальцева Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы


с. Новокулундинка



План

  1. Вступление…………………………………………………………1

  2. Основная часть:

  1. Жизнь и деятельность………………………………..3-6

  2. Ломоносов как ученый и общественный деятель….7-8

  3. Академик М.В.Ломоносов в зеркале науки и философии……………………………………………9-10

  4. Ломоносов - отец нашей поэзии..…..………………10-12

  5. "Доколе слово российское ударять

будет слух, ты жив будешь…"..................................13-14

  1. Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового

значения: «покоя дух не знает»……...…….………..15-16

  1. Муза Клио в трудах ученого – энциклопедиста: «открой мне

бывшие, о древность, времена!»................................16-18

  1. Применяя принцип достаточного основания – к приращению общей пользы...……………………... 18-19

  2. Великий русский просветитель и педагог: «науки юношей питают» …………………………………….19-20

  3. Светоч русской художественной культуры.……20-21

  1. Заключение…………………………………………...……………...22

  2. Список литературы………………………………………………….23

Мыслитель-гений, дерзкий, сильный – Великой Родине под стать,

Он твердо верил: Мощь России Сибирью будет прирастать!

А.П.Уманский

Почти три века отделяют наше время от дня рождения на российской земле Гения рода человеческого, каким был Михаил Васильевич Ломоносов. За эти столетия изменилось на Земле многое, но и сегодня ученые все чаще и все в большем масштабе обращаются к его взглядам на мир, человека и его развитие.

Михаил Васильевич поразил меня своей широтой, глубиной и разнообразием научных интересов. Я впервые узнала о Великом человеке то, что он поставил перед собой задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе, также, что Ломоносов опередил свое время в области точных наук на 100-150 лет.

На мой взгляд, Михаил Васильевич является гениальным русским ученым-энциклопедистом, великим мыслителем-материалистом, примером для всех людей.

Нельзя забыть, что Михайло Ломоносов один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения, человек, познавший Русь «от темной клети до светлых княжеских палат»1, первый из деятелей новой русской культуры, завоевавший мировую славу. Будем все - таки помнить, что из всех крестьян, «не носивших крепостного ошейника»2, только он сознавал, что судьба именно ему назначила совершить духовный подвиг, который был не под силу его современникам.

Ни у кого из русских поэтов мотив избранничества не звучал так настойчиво и благородно, как он звучал у Ломоносова:

Устами движет Бог; я с ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзну,

Свидения ума священного открою.

Я дело стану петь, несведомое прежним!

Ощущение мощи своего духа, ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открывались ему,- вот что служило Михаилу Васильевичу внутренним основанием уверенности в своем избранничестве.

На сегодняшний момент многие преподаватели-исследователи педуниверситета осуществляют издание научно-популярной биографии Ломоносова, которая, с одной стороны, на основе специальных исследований, а с другой,- в общедоступном изложении дала бы не только рассказ о жизни гениального ученого, но и оценку его замечательных трудов в разных областях знаний. Так, не побоюсь сказать,- титаническими усилиями блестящих представителей отечественного естествознания мировое сообщество получило доступ к сокровищнице идей и творений Поэта, Ученого, Гражданина.






Жизнь и деятельность

Днем рождения ученого принято считать 8(19) ноября, 1711 (в настоящее время некоторыми исследователями эта дата ставится под сомнение). А родился он в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельской губ.) в семье крестьянина-помора. До последнего времени считалось, что Ломоносов родился в селе Денисовке (Ломоносовка), расположенном недалеко от Архангельска.

С давних пор и до времен Ломоносова Приморский край находился в более благоприятных природных условиях по сравнению с остальной Россией. Сюда не дошли татаро - монголы, так сильно разорившие южную, центральную и северо-восточную Русь. Северное Поморье не знало и крепостного права: крестьяне были государственные, помещиков там не было. С середины 16 века, когда стала налаживаться торговля Руси с европейскими странами, Архангельск был единственным русским портом, куда прибывали иностранные корабли. Эта торговля Руси с границей вовлекла местных жителей в промышленную и торговую деятельность.

Все это определяло сравнительно высокий культурный уровень жителей Приморья. У крестьян были книги, иногда имелись даже небольшие библиотеки. Север России, в частности родина Михаила Васильевича, с давних пор был создателем и хранителем былин, сказок и других видов народной поэзии. Богата была родина Ломоносова замечательными памятниками старинной народной архитектуры, произведениями живописи и резьбы по кости.

Словом, этот край мог многое дать для умственного развития человека наблюдательного, впечатлительного и любознательного. А именно таким и был поэт с детских лет. Он рано начал жить сознательной жизнью. Его мать умерла, когда ему было около девяти лет, с ее смертью окончились Мишины годы детства. С десятилетнего возраста Ломоносов стал ездить с отцом на промысел в море, плавал с ним в Белом море и Ледовитом океане; участие в морских путешествиях, по определению Г.В.Плеханова, сообщило ему “благородную упрямку”. У него развились такие прекрасные черты, как наблюдательность, пытливость мысли, энергию, мужество, отвагу, приучали к выносливости и упорству в достижениях цели.

Примерно к десяти годам Ломоносов овладел грамотой и к двенадцати годам стал лучшим чтецом в своей приходской церкви. Если чтение церковных книг дало ему основательное знание славянского языка, то народная поэзия познакомила его с богатствами народного поэтического языка и художественными приемами изображения действительности. Устная поэзия была первой школой поэтического искусства для будущего поэта. Другой такой же школой была «Рифмованная псалтырь»1 Симеона Полоцкого. Эта книга познакомила Михаила Васильевича с силлабическим стихосложением. Книгу Симеона Полоцкого Ломоносов достал у своего односельчанина. У него же он взял и другие две учебные книги: «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были замечательные по тому времени учебники. «Арифметика» Магницкого не только включала в себя математику, но и давала сведения по физике, астрономии, навигации, географии, а в «Грамматике» Смотрицкого излагались не только грамматика церковнославянского языка, но и теория литературы, включая стихосложение. Ломоносов так прилежно их изучал, что выучил наизусть. Впоследствии он называл эти книги «вратами своей учености». Однако побудившая в юноше жажда знаний не могла найти себе удовлетворения на его родине: не было школы, где мог бы он учиться. Тогда он решил уйти в Москву.

В декабре 1730 года, когда ему было 19 лет, Ломоносов отправился в Москву. С паспортом, выданным ему на год Холмогорской воеводской канцелярией, и с тремя рублями денег, которые дал сосед, пошел Михайло пешком. В Москве он определился сначала в Навигационную школу, но вскоре ушел оттуда, так как в этой школе были только младшие классы (старшие были переведены в Петербург), в которых изучали только «Арифметику» Магницкого, а ее ученый знал наизусть. Тогда Ломоносов, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык, на котором писались в то время научные труды. Около пяти лет (с января 1731 по ноябрь 1735г.) провел он в стенах академии, с жадностью принявшись за учение. Благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию Михаил за первый год прошел курс трех классов. С необыкновенной энергией и упорством преодолел он разные трудности, с которыми встречался. За время пребывания в академии Ломоносов основательно овладел латинским и греческим языками, занимался историей, теорией литературы, прилежно изучал русские летописи. Он настолько овладел этим языком, что впоследствии был признан одним из лучших латинистов в Европе.

Условия жизни Ломоносова в академии были тяжёлыми. Вспоминая о своей жизни в академии, он писал: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели,… имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и других нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил».

В конце 1735 года в числе двенадцати лучших студентов он был послан в Петербург для учения при Академии наук, а уже осенью следующего года с двумя студентами Михаил Васильевич был отправлен в Германию для изучения горного дела. В течение 3 лет обучался в Марбургском университете, занимался физикой, механикой, химией, математикой, овладевая немецкой и французской поэзией, обучался рисованию, изучал теорию языка и литературы, под руководством немецкого учёного Х. Вольфа – представителя идеалистического и ограниченного метафизического мировоззрения. Подобно большинству учёных своего времени, Вольф был сторонником идеи существования специфических “невесомых” жидкостей. При всём этом Вольф был разносторонним учёным и пользовался заслуженной репутацией хорошего преподавателя. К молодому Ломоносову он относился с большим вниманием и оценил его выдающиеся способности. В своих отзывах о нём Вольф особенно отмечал основательность его подхода к изучению наук. В свою очередь Ломоносов относился к Вольфу с большим уважением; в 1745 Ломоносовым была переведена на русский язык “Вольфианская экспериментальная физика” в изложении Тюммига (напечатано в 1746). Обучаясь у Вольфа, Ломоносов не был пассивным слушателем, слепо следующим идеям и представлениям своего учителя; в принципиальных научных вопросах Ломоносов расходился с ним и развивал новые, совершенно отличные от взглядов Вольфа воззрения на природу. В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейбург к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело. Но в Фрейбурге Ломоносов пробыл недолго, так как не поладил со своим учителем, узким специалистом, не понявшим творческих исканий своего талантливого ученика. Генкель стоял на отсталых, реакционных позициях в науке. О нём Ломоносов писал: “Он презирал всю разумную философию, и когда я однажды, по его приказанию, начал излагать причину химических явлений (не по его перипатетическому концепту, а на основе принципов механики и гидростатики), то он тотчас же велел мне замолчать, и с обычной своею наглостью поднял мои объяснения на смех, как пустую причуду”. Ученый возвращается в Марбург и хлопочет о разрешении вернуться на родину; но прошел почти год, пока он получил из Петербурга приказ вернуться. 8 июня 1741 года Ломоносов возвратился в Россию.

В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745- профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повёл непримиримую борьбу за самостоятельное развитие русской науки и культуры, против “неприятелей наук российских”. Антинародная политика правящих кругов русского дворянства привела к засилью иностранцев в Академии наук, которой фактически руководил советник академической канцелярии И. В. Шумахер. Как и многие другие иностранцы, проникшие тогда в Россию, он презирал русскую культуру и противодействовал её самостоятельному развитию. Впоследствии пост советника академической канцелярии перешёл к зятю Шумахера И. И. Тауберту, такому же врагу русских учёных.

Враги Ломоносова, считали его плебеем, который за все хватается и все хочет подчинить себе. Но и Ломоносовские покровители часто недоумевали: не слишком ли, мол, широк размах-то?.. Главного своего покровителя, графа И.И. Шувалова, Ломоносов успокаивал (письмо от 10 мая 1753 г.): «Я всепокорнейшее прошу ваше превосходительство в том быть обнадежену, что я все свои силы употребляю, чтобы те, которые мне от усердия велят быть предосторожну, были обо мне беспечальны, а те, которые обо мне недоброхотной зависти толкуют, посрамлены бы в своем неправом мнении были и знать бы научились, что они своим аршином чужих сил мерить не должны, и помнили б, что музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. Оне кого хотят, того и полюбят».

Часто борьба Ломоносова с «недоброхотами наук российских» сопровождалась драматическими последствиями для его начинаний.

Определяя всю свою работу, как краеугольный камень будущего здания новой русской культуры, Ломоносов именно с этой точки зрения смотрел на свои отношения с окружающими. И если даже покровители заходили слишком далеко и угрожали его достоинству, то им изрядно доставалось.

Вот уж действительно: «…умел за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей».1 Нельзя не поразиться смелости ученого: ведь в письме фавориту, говоря о других «каких земных владетелях», он имел в виду не иначе как саму «Петрову дщерь» и не боялся, что его слова могут быть ей переданы.

Е.А. Баратынский, который хотел написать книгу о Ломоносове, много размышлял над смыслом таланта вообще и пришел однажды к такому для себя выводу: «Совершим с твердостью наш жизненный подвиг. Дарование есть поручение; должно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия»2. Мало в ком облагораживающее, возвышающее воздействие дара на самого носителя его, равно как и благородное чувство ответственности перед своим даром, проявлялось так «постоянно и превратно», как в Великом ученом. Он понимал: надо быть на уровне дарованного, а не применять то, что дано свыше, к сиюминутным своим потребностям, не унижать дар до людских прихотей, но себя и людей поднимать к нему.

До конца жизни Ломоносов боролся с чиновничьим произволом в Академии наук, с раболепием перед иностранцами, против принижения русских учёных; в то же время Ломоносов с величайшим уважением относился к подлинным иностранным учёным. До самой смерти, поэт работал в Академии наук, развивая необыкновенную кипучую и разностороннюю деятельность, всего себя, отдав делу развития русского просвещения, создания национальной культуры.



Умер великий ученый в 1765 году.

Ломоносов как ученый и общественный деятель



«Я к сему себя посвятил ,-говорил он, - чтобы до гроба моего с неприятельми наук российских бороться стоял за них смолоду

старость не покину».

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Как ученый Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одаренность. Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках - физике и химии. Так, опередив на сто лет свое время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул - мельчайших частиц, из которых состоят все окружающие нас тела. Ученый разработал теории газа и света, которые лишь много лет спустя стали достоянием западноевропейской науки, и сделал важные открытия в области атмосферного электричества. Он организовал первую в России химическую лабораторию, ввел химические весы, открыл закон сохранения вещества и энергии. Также Ломоносов положил начало таким наукам в России, как языкознание, история, география. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельностью. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на три периода: в первый период – до создания им (после преодоления больших трудностей) химической лаборатории, Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил, главным образом, химические исследования, и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносовым была намечена широкая программа физико-химических исследований; им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистического представления о строении веществ, высказал закон сохранения вещества и движения. В 1744-1748 Ломоносов особенно интенсивно разрабатывал в разных направлениях выдвинутую им гипотезу о связи между свойствами атомов, свойствами тел и всеми физическими явлениями. К этому периоду относятся также некоторые исследования о важнейших физических свойствах тел вообще, главным образом ,тепловых явлений и газообразного состояния тел, работы о химических растворах и другие химические исследования, работы по усовершенствованию оптических инструментов и др. В 1742г. Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745г. проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылаемых в академию из разных учреждений. В июне 1746г. Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке по физике (в Академии наук); сколько времени продолжались эти лекции - неизвестно. Тогда же Ломоносовым были написаны несколько торжественных и духовных од, стихотворения, переложения псалмов, работа по риторике и др.

Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755г. по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет. Ломоносову удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам (правящие круги хотели создать заведение лишь для подготовки чиновников, доступное только для дворян). Прогрессивный характер выработанной Ломоносовым программы обучения в университете выражался, в частности, в отсутствии в ней такого предмета, как богословие. Ломоносову принадлежит большая заслуга в том, что Московский университет стал центром передовой научной, атеистической и демократической мысли России 18 века.

В 1757 году был назначен советником канцелярии Академии наук, а в 1758 году ему было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческом собранием, университетом и гимназией при Академии наук. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провёл исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя издавна намеченный им широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка. Создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное значение. Однако в условиях крепостнической России многие “государственные помыслы” Ломоносова не могли быть осуществлены.

Академик М.В.Ломоносов в зеркале науки и философии

«Он тот певец, кому никто не смеет

Вослед ступить из бардов сих времен,

Пред кем святая Русь благоговеет…»

А.С.Грибоедов

Писать о Михаиле Васильевиче Ломоносове как о философе и ученом не просто трудно, но порой кажется невозможным из-за энциклопедического багажа его научных знаний и философских идей. "Ломоносов, - в оценке А.С.Пушкина, - был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Ломоносов настолько обогатил свое время, что лишь сейчас мы догадываемся об истинном назначении ученого и философа в судьбе науки, культуры и образования России, особенно русского народа. Он первый дал нам основные принципы научного естествознания и заложил в России материалистическую традицию в философии, дал космическое мышление, освободив наше общественное сознание от терминов мистицизма и религии.

Именно в лице Ломоносова Россия впервые выдвинула представителя своего народа как ученого и философа мирового значения, который не только овладел передовым знанием своего времени, но по ряду научных дисциплин на два столетия опередил их развитие.

Михайло Ломоносов, статский советник, действительный член Санкт-Петербургской Академии наук, ординарный профессор химии, почетный член Академии художеств, а также Королевской Стокгольмской академии и Болонского института, написал 276 работ по физике, химии, минералогии, космологии и корпускулярной (атомарной) философии.

Основное внимание М.В.Ломоносова как ученого и мыслителя-философа сосредоточивалось на изучении общих законов движения материи и ее строении. Центральным пунктом его мировоззрения является атомарно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества). Его обширные химические опыты и начала физической теории растворов заложили основу новейшей науки - физической химии.

Еще в одной диссертации"О светлости металлов" и в публичной лекции на тему "Слово о рождении металлов от трясения земли", произнесенной в собрании ученых и общественных деятелей, М.В. Ломоносов смело врывается в "царство минералов и в недра земли" с целью "раскрытия и основательного объяснения подземных тайн".

В работах о происхождении света и цветов М.В.Ломоносов продолжает поиски теории света, начатую Р.Декартом. Именно русский ученый предложил совершенно новый подход к этой теории. Он ввел понятие "совмещение", раскрывающее причину света волновым эффектом корпускул.

Научные и философские труды Ломоносова, прокладывая путь современному знанию, были устремлены в будущее. Материалистическая картина мира и ее закономерности, принятые ученым как собственное мировоззрение, были и оставались до конца его жизни исходным началом всего научного творчества русского гения.
Ломоносов - отец нашей поэзии

"Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступленье впереди книги"1.

Н.В.Гоголь

«Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь», -писал Достоевский2. Все многообразие творческих и человеческих устремлений Михаила Васильевича наиболее полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера Ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим творчеством. Забота о благе Родины, мучительные поиски истины; взволнованное переживание красоты и единства окружающего мира; отчаяние человека, изнемогшего в борьбе со своими врагами, преданного на бессмысленные муки, беззащитного и одинокого; радостное чувство родства с великим народом, его историей, драматической и славной, и огромная тоска по будущему, ради которой и совершался его титанический гражданский и творческий подвиг…-все это нашло выражение в стихах ученого, несмотря на то, что русская поэзия только начиналась, литературный язык был недостаточно пластичен.

Поэзия Михаила Васильевича показывает, как глубоко проникла в духовный мир человека русская литература нового времени уже при самом своем зарождении. И хотя прошло уже 299 лет со дня рождения Великого мыслителя, стихи его продолжают жить, недаром о лучших из них Пушкин сказал: «Они останутся вечными памятниками русской словесности»3.

Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее. В похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу, он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра, превращая оду в много темное произведение; как правило, прославляемый в оде образ монарха, отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о её природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, даёт оценку политических событий и т. д. В “Оде на взятие Хотина” (1739) он восхваляет русский народ, характеризует, по существу, значение мира для народа; в “Оде…1742” Ломоносов высказывает свои заветные мысли о справедливости, о счастье народа, о грядущем величии России. Он стремился не только распространить в России новые идеи, но и воспитать новое отношение к науке. Этой задаче также служила его поэзия. Стихотворение “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния” (1743, изд. 1748), в котором поэт излагает естественнонаучные гипотезы, пронизано пафосом познания природы. Похвальные оды были для ученого средством пропаганды просвещения, достижений науки, необходимости приложения науки к развитию производительных сил страны; это относится к “Оде…1747года”, к “Оде…1750 года” и др. Духовные оды Ломоносова также служили целям просветительства. Переводы псалмов, которые занимают важное место в поэтическом творчестве Ломоносова, позволяли ему, с одной стороны, развивать собственные воззрения на природу и, с другой – высказывать этические и политические суждения.

Его роль в становлении русской поэзии невозможно переоценить. Ему принадлежит часть реформы русского стихосложения, начатой В.К. Тредиаковским. Тредиаковский-поэт и ученый, опубликовавший сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка. Тредиаковский выдвинул мысль о тоническом стихосложении, где ударения периодически повторяются. Это была очень важная и правильная мысль, но он не сумел сделать из этого основного положения всех необходимых выводов.


Ломоносов оценил основную мысль ученого: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Михаил Васильевич развил это положение, довел преобразование русского языка до конца.

В 1739 году ученый, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал, что русский язык дает возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Также он считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырехсложные.

Ломоносов действует, как горячий патриот, твердо убежденный, что Россия может иметь свое стихосложение, не уступающее «бодростью и героическим звоном» греческому, латинскому и западноевропейскому. Он проводит реформу стиха, чтобы создать национальное стихосложение, которое было бы свойственно строю русского языка.

Еще Ломоносов вошел в поэзию, как одописец, канонизатор этого жанра. Поэт-Ломоносов виртуально владел одическим слогом, излагая величественные мысли стройно, убедительно, смело.

Справедливо называя Михаила Васильевича великим одописцем, ставя на первое место в его творчестве оду, лишенную, по законам жанра, лирического начала, авторского "я", нужно отметить, что поэту-ученому не чужд был лиризм, как таковой.

В его стихах немало лирических зарисовок, подобных этим




В средине жаждущего лета,

Когда томит протяжный день,

От знойной теплоты и света

Прохладна покрывает тень,

Где ветви преклонясь зелены,

В союз взаимный сопряжены,

Отводят жаркие лучи.

Но коль великая отрада

И томным чувствам тут прохлада,

Как росу пьют цветы в ночи!

Стихи самим своим строем передают ощущение томительной долготы жаркого дня и успокоение ночной прохлады. Эти стихи - отклик поэта на собственное душевное состояние.

Ломоносов - наша история; то, что он сделал для русской литературы - подвиг, историческая роль Михаила Васильевича должна быть осознана каждым русским. Как писал В.Г. Белинский в статье о Г.Р.Державине, стыдно образованному русскому не знать поэзии Державина, стыдно, добавлю, не знать и Ломоносова – поэта.



"Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь…"
Так А.Н.Радищев предсказывал бессмертие слову и делу М.В.Ломоносова во имя развития национальной русской культуры.

Ломоносова всегда интересовала красота слова, природа его эстетических свойств. Эта мысль, пронизывает все работы ученого, а не только филологические труды. Обладая уникальными лингвистическими способностями, при всем уважении к языковой культуре других народов, ученый – энциклопедист высоко оценил изящность и силу, гибкость и гармонию родной речи, ее богатые возможности в познании объективного мира и в передаче эмоциональной сферы человека: "Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть". В этом научном определении заложена не только мысль о языке, но в нем – глубокое уважение к прошлому народа, к тому, что им талантливо создано.

Михаил Васильевич не мог не видеть, что русский язык в его время был сильно засорен, как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Поэтому он и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой своей работе ученый пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Ломоносов понимал, что славянский и русский – это разные языки, но в тоже время и близкие друг другу, родственные. Он считал, что для русского литературного языка обращение к славянскому языку будет полезно. Богатство словаря, разработанность синтаксиса славянского языка – те ценные его стороны, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, осторожное употребление славянского языка, родственного русскому, мыслит Ломоносов, предохранит русский язык от порчи его чуждыми ему иностранными словами и выражениями.

Исходя из этих соображений, ученый в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» излагает свое учение о «трех штилях»1.Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов. К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского, и для русского языка, например: слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, например: обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)». К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

Ученый преследует высокую цель – укрепить, утвердить положение русского языка, как языка литературного, ограничив применение церковнославянского, приблизить литературный язык к разговорному.

Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранщиной. Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие.1

Михаил Васильевич вошел в историю русского языкознания и как теоретик и мастер образной речи, как основоположник стилистики. Это отметил А.С.Пушкин: "…Ломоносов обнял все отрасли просвещения…Он все испытал и все проник…Первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия…и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка"

Обращаясь к опыту античных теоретиков, ученый, тем не менее, стремился показать свойство и достоинство русского языка, и свое учение строит на его основе, истоки яркого, лаконичного и эмоционального стиля видит, безусловно, в русской речи, хотя использует образцы из античной и европейской литературы.

Великого гения называют основоположником научного стиля, метафизического языка и приводят в доказательство примеры математической, физической, химической терминологии, забывая, что многие ветви филологии, а значит, и наш филологический понятный аппарат вырос из научных трудов Ломоносова, из его филологического наследия.


Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения: «покоя дух не знает»
Живо и нестандартно характеризует естествоиспытателя его биография. Прекрасное научное образование, полученное у профессора Христиана Вольфа в Марбурге; гениальность, исключительная разносторонность, богатая научная фантазия,- делали из Ломоносова первоклассного ученого, превосходившего своими знаниями, силою научной мысли других ученых его времени.

Своими великими открытиями ученый обогатил почти все области естествознания. В своих философских воззрениях Ломоносов преодолевал метафизическую ограниченность материализма его времени. Об этом свидетельствуют разрабатывавшаяся им теория развития природы (в частности, Земли), идея единства и неразрывности законов сохранения вещества и движения.

Михаил Васильевич был решительным сторонником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из основных препятствий для развития науки является зависимость её от религии, от церкви. Научная идея изменчивости мира была оружием естествоиспытателя в борьбе против идеализма. Он видел связь между представлением о неизменяемости природы и мифом о сотворении мира Богом и резко критиковал сторонников этого идеалистического учения.

В 1748 году ученый основал первую в мире химическую лабораторию, в которой проводились не только научные исследования, но и практические занятия студентов.

Исследователь дал правильное объяснение таким физическим явлениям, как молния, северное сияние, предложил молниеотвод.

Большой вклад внес в волновую теорию света и сконструировал ряд оптических приборов, в частности телескоп – рефлектор.

Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути.

Постоянно связывая теорию с практикой, академик боролся за технический прогресс, развитие отечественной промышленности, горного дела, сельского хозяйства.

Метод преподавания Михаила Васильевича вполне современный: он сначала читает лекции по химии, сопровождая их опытами и опросами, затем он дает студентам обширный практический курс лабораторной работы; усвоение курса и навык к практической работе проявляется исследовательской (дипломной, как принято теперь) работою студента.

Еще есть такие сферы естествознания, чье становление в качестве самостоятельных наук в решающей степени связано с академической деятельностью М.В.Ломоносова. Например: минералогия, кристаллография и геология.



Муза Клио в трудах ученого – энциклопедиста: «открой мне бывшие, о древность, времена!»
"Вероятности отрещись не могу, достоверности не вижу"

Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории русского народа. Взгляды академика на историю складывались в острой борьбе с т. н. Немецкой школой, представители которой Г.Байер, Г.Миллер и др. фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. В 1749 году, когда рассматривалась речь Миллера “Происхождение народа и имени России”, подготовленная для публичного собрания Академии, Михаил Васильевич резко выступил против позиции Миллера.

В своей критике лженаучной норманистской теории, которой придерживался Миллер, Ломоносов, основывался не только на тщательном изучении русских летописей, но и на глубоком изучении трудов античных и средневековых историков. Ученый понимал, что история русского народа может быть оценена по достоинству только как особая часть всемирно-исторического процесса, в общем ряду с историей других народов. Широкие познания в области вопросов всеобщей истории, знание известных тогда исторических источников помогали Ломоносову придавать своим доводам глубокую убедительность. Он доказывал древность и “величество” славянских племён и указывал на большую роль славян в европейской истории. В 1759 году ученый написал “Краткой Российской летописец с родословием” (изд.1760), содержащий перечень важнейших деяний князей и царей до Петра I включительно. Во 2-ой половине 1751 Ломоносов начал работу над созданием обширного труда по истории России, но закончил только первую часть её, опубликованную (1766) под названием “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года”. По историческим источникам академик составил также “Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи”, которое было в значительной степени использовано известным французским философом Вольтером в его “История Российской империи при Петре Великом” (2тт., 1759-63). Ломоносов высказал ряд гениальных догадок о происхождении славян, возражал Миллеру на его тезис о том, что славяне в Европе пришельцы, сделал правильные замечания в своём толковании договоров Олега и Игоря с греками; он понял, что боярская республика Новгорода Великого была тормозом в прогрессивном процессе создания Московского государства. Особый интерес проявлял Михаил Васильевич к Петру I как к выразителю интересов экономического и культурного развития России. Ломоносов верил в преобразующую силу знания, просвещения, культуры; он полагал, что положение крестьян коренным образом изменится, если дворяне будут образованнее и культурнее. В мировоззрении ученого нашла своеобразное преломление характерная для народных масс крепостной эпохи вера в “доброго царя”. Однако его воззрения не имеют ничего общего с концепцией “просвещённого абсолютизма”. Дворянский “просвещенный абсолютизм” был для правящей верхушки маской, которая позволяла обманывать общественное мнение России и Европы в целях усиления жестокой эксплуатации крестьян; наоборот, у Ломоносова – вера в справедливость просвещенного монарха и образованного дворянства была отражением надежд миллионных масс закрепощённого народа. Именно поэтому все начинания ученого в области широкого распространения просвещения и культуры среди народа всегда встречали сопротивление со стороны дворянской бюрократии.

Одним из ярких свидетельств глубокого патриотизма и демократизма Ломоносова служит его знаменитое письмо к И. И. Шувалову “О сохранении и размножении российского народа” (1761). В этом письме он выступал против крепостной эксплуатации, против неравных и принудительных браков, ратовал за организацию медицинской помощи крестьянству и требовал ограничения церковной власти в отношении быта и труда крестьян.

Любовь к своему народу соединяется в мировоззрении Михаила Васильевича с проповедью мира между государствами. В трагедию “Тамира и Селим” (1750) он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам. В “Письме о пользе стекла” (1752) Ломоносов с негодованием писал и зверствах и хищничестве колонизаторов, которые в погоне за золотом безжалостно истребляют коренное население Америки.

Исторические труды М.В.Ломоносова написаны доступным, сочным языком, стиль их отличается риторикой и полемическим задором, не случайно они пользовались огромным успехом у читающей публики второй половины 18 века.


Теперь – об Ученом – географе.
Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов развития морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчёркивал важность проложения этого пути в политическом и в хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” (1763). Ломоносов дал первую классификацию льдов, которая во многом сходна с современной; ввёл представление об ископаемых льдах; указал, что ледяные горы “обязаны своим происхождением крутым морским берегам”; обосновал существование большого ледяного дрейфа, которое было установлено во 2-й половине 19 века.

Ученый стремился укрепить Географический департамент в качестве учреждения, имеющего определённые функции государственного значения в подготовке научно обоснованных данных для составления географического атласа России; проявлял заботу о подготовке русских картографов и геодезистов; составлял проекты астрономических экспедиций; рассылал запросы по губерниям России для получения разного рода данных с мест. В связи с подготовкой материалов для географического описания страны академик занимался вопросами экономической географии (сам термин “экономическая география” введён им). Он составил проект “экономического лексикона”, который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и промышленности, продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности.

В руководстве Ломоносовым Географическим департаментом ярко сказалось присущее ему постоянное стремление расширять и углублять использование науки для “российского народа”; характерным является, например, то, что он впервые начал в Академии наук массовое изготовление глобусов на “пользу географии российской” и особенно на пользу распространения географических знаний среди русского юношества.

Отечественные история и география – как органично переплетались они в академической деятельности Ученого и Гражданина! Сколь полезными для нашего народа оказываются ее плоды и поныне!



Применяя принцип достаточного основания – приращению общей пользы.
Будучи гением универсальным, первый русский академик вслед за Аристотелем и другими энциклопедистами стремился проникнуть и в глубины экономики – той многосложной и чрезвычайно важной отрасли знаний, которая – по обоснованной оценке классика диалектической философии Г.В.Ф. Гегеля - "делает честь мысли".

Прежде всего, Ломоносов серьезно изучал историю экономических учений, в том числе и русских.

Продолжая развивать прогрессивные идеи петровской эпохи, Ломоносов идет значительно дальше западных исследователей – меркантилистов, трактовавших богатство нашей страны, как накопление денег и благородных металлов за счет расширения, главным образом, внешней торговли. Им выдвигаются проекты первоочередного сооружения фабрик и заводов, рационального размещения и развития промышленности, особенно – горного дела, металлургии, которая есть "предводительница к сему внутреннему богатству" и металлообрабатывающих отраслей.

"Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…",- провидческий дар ученого, помноженный на поиски сибирских рудознатцев и энергию Демидовых и Строгановых, получает в этом выводе высшее воплощение.

Разноплановость идей и замыслов – характерная черта академика – труженика. Ради замены людей на тяжелых и вредных работах механизмами он содействует использованию усовершенствований. Так же его заботят строительство путей сообщения. Им впервые предложено издавать в стране экономическую газету.

Перед нами – главное, основанное на диалектических естественно – научных подходах и глубоком проникновении в жизнь "простолюдинов", экономико-демографическое1 исследование академика. Сильным и ярким языком нарисована картина смутных, послепетровских времен: неравное и насильное супружество, скудость с книгами, аптеками и лекарствами, зачаточное состояние медицинской науки, мировые язвы и пожары, потопления и морозы, но над всем, хотя и "российский народ гибок", довлеет "особливое" питание, пьянство.

Ломоносовский Тракт – графу И.И.Шувалову, был посвящен способам увеличения рождаемости, сокращению детской смертности, снижению смертности взрослых, а два последних пункта касаются "эмиграции" и "иммиграции".

На мой взгляд, Тракт Великого ученого, пронизан болью за судьбы "любимого Отечества" – исследования "вне времен"; оно актуально более, чем когда-либо прежде.




Великий русский просветитель и педагог:

«науки юношей питают»
Широко понимая назначение школы, просвещения и педагогики, Ломоносов считал их неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

Основной нравственностью воспитания академик считал родной язык, высоко ценил его красоту и богатство.

Стремясь воспитать коллективные начала в деталях, Михаил Васильевич предлагал проводить совместные занятия школьников, на которых они могли бы оказывать друг другу помощь.

В подготовке просвещенного юношества основную роль Ломоносов, естественно, отводил учителю, требования к которому и его деятельности разработал. Он считал, что учитель, прежде всего, должен любить свою родину, быть образцом нравственности для учащихся.

Первым из ученых он обратился к проблеме терминологии в науке, явившись основателем научного языка русской педагогики; ввел в научное употребление понятие и термины: воспитание, познание, обучение и другие.

Все, о чем Ломоносов думал и писал, мечты и надежды свои он подчинял идее служения науке, благородному делу народного просвещения.

Таким образом, академик Ломоносов по праву считается в мировой науке великим реформатором российской средней и высшей школы в 18 веке. Его педагогические идеи и опыт сохраняют актуальное значение сегодня.

Светоч русской художественной культуры

Разносторонность Ломоносова проявилась не только в науке, общественной деятельность, но и в разных областях художественной культуры.

Он возродил на Руси мозаичное искусство, заново открыл секрет производства смальты, разработал технологию русского фосфора, соперничавшего по качеству и красоте с лучшими европейскими образцами. Ученый внес неоценимый вклад в развитие русского портрета, заложил основы исторического жанра в художественной культуре, проводил многочисленные исследования в области теории света.

Существует предположение, что во время пребывания Ломоносова в Киеве в 1734 году на него неизгладимое впечатление произвели мозаики Софийского собора. Ученому были известны наиболее яркие шедевры искусства мозаики, которыми он восхищался и которые были для него эталоном в собственном художественном творчестве.

Великий русский ученый дал вторую жизнь древнему виду монументальной живописи – мозаике. Созданные им в его мастерской мозаичные работы еще в 18 веке получили высшую степень признания доселе непревзойденными мозаикистами всемирно известных итальянских мастерских.

Удивительному искусству мозаики академик посвящает значительную часть своей жизни.

Именно прочность, долговечность мозаичного искусства по сравнению с масляной, темперной живописью особенно привлекает Ломоносова, когда он берется за тщательную разработку техники мозаики.

В научных трудах Михаил Васильевич уделяет большое внимание исследованию и разработке рецептов изготовления различных сплавов, окрашенных прозрачных и непрозрачных цветных стекол.

Каждый кусочек Ломоносовской смальты1 – это необычайно удивительный, неповторимый, загадочно чарующий мир цвета, а все чрезвычайно многочисленное количество цветов и их различных оттенков, изобретенных ученым, поистине сравнимо только с восхитительной симфонией цвета в сказочном царстве смальты и мозаичных изделий.

Заслуги академика в области цветоведения огромны. Он исследовал смешение цветов, подробно проанализировал принципы соотношения цвета и света, впервые установил, что основных цветов в природе всего три: красный, желтый, синий, сочетания которых друг с другом дают все остальные цвета.

Среди мозаичных работ художника центральное место занимают портреты деятелей русской истории, особенно почитаемых им за заслуги. Самым любимым образом для Ломоносова стал образ Петра Великого.

Оглядывая основные направления и достижения Михаила Васильевича Ломоносова в области художественной культуры, я снова и снова убеждаюсь в универсальности этой необыкновенной личности, воплощающей в своей деятельности сложную диалектику творческого процесса. За что бы ни брался Ломоносов – за разработку ли теории цвета, поиски секрета смальты, создание мозаичных художественных произведений, за проектирование и строительство стекольной и мозаичной фабрик, наконец, за теоретические исследования в области исторического жанра…,- всегда и во всем проявляется его глубокое проникновение в суть предмета, строгость, логичность, доказательность, поэтичность, неординарность научного творчества.

Совершенно справедливо можно сказать, что академик Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, художником в своих научно – теоретических изысканиях и требовательным, глубоким ученым – аналитиком в искусстве.

В науке он всегда Поэт, в искусстве – Ученый!

Академик С. А. Вавилов писал: “Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте более специальны и сосредоточены. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое Ломоносовым, будь то физико-химические исследования или оды, составление грамматики и русской истории, или организация и управление фабрикой, географические проекты или политико-экономические вопросы, - все это делалось им против воли или даже безразлично. Ломоносов был всегда увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения; об этом говорит каждая страница его литературного наследства”.

В нём поражает удивительная органичность его натуры, всегда стремившейся через любой предмет, через любую частность постичь мир в его универсальном единстве. Неизменная способность в каждый данный момент видеть мир “в дивной разности”, не дробя при этом самой целостности впечатления, - эта отличительная черта Ломоносовского гения являлась одновременно одной из коренных черт русского сознания вообще.

Самым отрадным и постоянным видением пророческой музы Ломоносова был образ “веселящейся России”. Так определял он высокий общественно-патриотический идеал, к которому всегда стремился любящей душою и звал соотечественников.

…Бросая общий взгляд на жизнь и труды Ломоносова, нельзя не признать, что даже с учетом многочисленных невзгод, подчас приводивших его в отчаяние, он был человеком счастливым в полном смысле слова: сильнейшая личная страсть его к отысканию Истины сама по себе уже была общественным благом. Его все обнимающая любовь к родине менее всего была платонической, ибо постоянно воплощалась в свершениях во имя и в усиление родины.

Недолгая жизнь Ломоносова представляет собою пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно, благотворно для современников и потомков.

Начиная работать с биографией Михаила Васильевича Ломоносова, я даже не представляла, насколько мне будет интересно узнавать что-то новое о жизни Великого ученого. Для меня самым понравившимся направлением в деятельности ученого оказалось искусство. В этой области я узнала много нового, например, что академик значительную часть своей жизни посвятил искусству мозаики, установил, что в природе всего три основных цвета и многое другое. А поразило в жизни академика то, что он не смог нормально устроить свою семейную жизнь. Все 54 года Ломоносов развивал науку своими многочисленными открытиями, а после смерти он оставил всего лишь одну единственную дочь. Смотрю на портрет Михаила Васильевича и вижу настоящего патриота, не жалеющего свои силы для развития родины, теперь слово "патриот" всегда будет напоминать мне Великого гения, который прожил свою жизнь так, как мечтал прожить свою один из его героев:



Какая польза тем, что в старости глубокой

И в тьме бесславия кончают долгий век!

Добротами всходить на верьх хвалы высокой

И славно умереть родился человек.
Список литературы


  1. Ломоносов М.В. Сочинения /Сост., предисл. и примеч. Е.Н. Лебедева; Худож. А. Ю. Никулин. - М.: Современник, 1987.-444 с. ил.-(Классическая б-ка «Современника»).




  1. Первый русский академик: К 285-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Монография. /Предисловие- В.Н.Гончаров. – Сост., Введ., Послесл., Отв.ред. Л.Исидоров. – Барнаул, Издательство Барнаульского государственного педагогического университета, 1996. – 184с.




  1. Плеханов Г.В. Соч. М.-Л., 1987, т. 21, с.141.




  1. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти т., т. 6, с. 391.




  1. Флоринский С.М. Русская литература. учебник для 9 класса.- М.: Просвещение, 1964.-295 с.



1Плеханов Г. В. Соч. М.-Л., 1987, т. 21, с.141.

2Там же, с.141

11 «Рифмованная псалтырь» - сборник церковных молитв и песен в стихах.


1 Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти т., т. 6, с. 391.

2 Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М.: Гослитиздат, 1951, с. 515

1 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1952, т. 8, с. 309.

2 Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.: Искусство, 1973, с. 319

3 Пушкин А.С. Собр. соч.: В10-ти т., т. 6, с. 13.

1 Штиль – стиль.

1 Чтобы понять, что сделал Михаил Васильевич для создания русской научной терминологии, стоит сравнить два научных выражений из области физики – доломоносовское и введенное Ломоносовым. До него говорили: «О силах тел подвижному вданных», ученый вместо этого ввел: «О законах движения». Насколько это проще и понятнее!

1 Демография-наука о составе населения и его изменениях.

1 Смальта – кубики или пластинки цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ.



Смотрите также:
А. П. Уманский Почти три века отделяют наше время от дня рождения на российской земле Гения рода человеческого, каким был Михаил Васильевич Ломоносов. За эти столетия изменилось на Земле многое, но и сегодня ученые
358.59kb.
1 стр.
Вклад М. В. Ломоносова в развитие культуры
342.49kb.
1 стр.
Михаил васильевич ломоносов
31.73kb.
1 стр.
Хлеб наша жизнь, наше богатство
47.92kb.
1 стр.
Вопросы краевой краеведческой викторины «Ломоносов ХХ века», посвященной 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского
47.31kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие По произведениям Э. Н. Успенского / 75 лет со дня рождения / Сказка птица, несущая на своих крыльях мечту
110.63kb.
1 стр.
Ход урока Слово учителя
169.19kb.
1 стр.
Эталон жизнедеятельности человека на земле
2902.48kb.
17 стр.
«Превосходная должность – быть на земле Человеком»
78.92kb.
1 стр.
Откровения ездового пса
3082.97kb.
22 стр.
Реферат по литературе «Михаил Васильевич Ломоносов ученый и общественный деятель. Труды Ломоносова в области языка и литературы.»
221.36kb.
1 стр.
Михаил васильевич ломоносов
318.77kb.
1 стр.