Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе ВолГМУ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Для специальности 040400 « стоматология»

Факультет: стоматологический

Кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического



факультетов

Курс — II, III

Семестр — IV, V

Форма обучения — очная

Лекции — 28 часов (IV,V семестры)

Практические занятия — 86 часов (IV,V семестры)

Самостоятельная работа — 57 часов

Всего часов — 171ч

Промежуточный контроль — зачёт 5 семестр

Волгоград, 2008год.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 - «Стоматология».на основании примерной программы по общей хирургии для студентов стоматологического факультета медицинских ВУЗов, разработанной Московским государственным медико-стоматологическим университетом: зав. кафедрой хирургических болезней стоматологического факультета с курсом клинической ангиологии, заслуженным врачом РФ, доктором медицинских наук, профессором М.Д. Дибировым и кандидатом медицинских наук, доцентом Е.В. Кузнецовым, одобреной на заседании Экспертного совета по специальности 040400 «стоматология» УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России 14 мая 2002 г., протокол №5 .

Индекс 040400

Составитель: к.м.н. доц. В.Т.Пекарский.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических


болезней педиатрического и стоматологического факультетов № 10 от 26.10. 2008г.

Заведующий кафедрой, д.м.н., проф. В.А.Гольбрайх.

Рабочая программа утверждена на заседании ЦМК хирургического профиля
Председатель, д.м.н., проф. Г.И.Жидовинов.






Одобрена Советом стоматологического факультета




2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Типовые программы по общей хирургии предусматривают изучение

важнейших теоретических и клинических основ хирургии.

Развитие науки, техники, культуры и производства обогатило общую

хирургию новыми методами обезболивания, новыми антибактериальными

средствами, новыми средствами пред- и послеоперационного периодов на

основе глубокого изучения патофизиологических сдвигов в организме

больного.

В связи с этим все более усложняется процесс преподавания хирургии,

возросла роль преемственности, что и привело в жизнь создание рабочих

программ, позволяющих исключить необоснованное дублирование учебного

материала.



>

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. Цель преподавания дисциплины - освоение студентами
теоретических основ и практических навыков по общим вопросам общей
хирургии.

1.2. Задачи преподавания дисциплины: - научить студентов навыкам:

  • усвоение основных принципов асептики и антисептики;

  • овладение методикой переливания крови и кровезаменителей;

  • изучение основных методов обезболивания;

  • умение оказать первую врачебную помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях(ранение, травма, кровотечение, переломы и вывихи, синдром длительного сдавления, ожоги, отморожения, тяжелый токсикоз, асфиксия, остановка дыхания и сердечной деятельности, другие терминальные состояния);

  • знание современных основ диагностики классификации, профилактики и лечения хирургической инфекции, ран, нарушений артериального и венозного кровообращения, трофических язв, свищей и пролежней, доброкачественных и злокачественных опухолей.

Студент должен знать и уметь использовать в практике полученные им в ходе изучения предмета теоретические знания по:

  1. - асептике и антисептике;

  2. - переливанию крови и ее компонентов;

  3. - обезболиванию;

з

  1. - оказанию первой помощи при ранении, травме, кровотечениях, переломах, вывихах, синдроме сдавления, ожогах, отморожениях и терминальных состояниях;

  2. - этиологии, патогенезу, классификации, клинике, диагностике и лечению гнойных заболеваний мягких тканей, костей и суставов, ран и раневой инфекции, включая анаэробную, заболеваний, вызванных расстройствами кровообращения, опухолей.

Студент должен иметь навыки:

  1. - стерилизации белья, инструментов, обработке рук перед операцией, работе со стерильными материалами, выполнить инъекции;

  2. - определения группы крови и Rh-фактора, проб на совместимость, различным видам переливания крови, лечению возможных осложнений;

  3. - временной и окончательной остановки наружного кровотечения, лечения кровопотери;

  4. - местного обезболивания при различных патологических состояниях, непрямого массажа сердца, искусственного дыхания;

  5. - оказания неотложной помощи при ожогах, отморожениях и электротравме;

  6. - оказания неотложной помощи при переломах и вывихах, транспортной ммобилизации, наложении различных повязок, сортировке раненых при массовых поражениях;

  7. подготовки больного к операции и уходе за ним в послеоперационном периоде;

  8. по методике обследования хирургического больного;

  9. диагностики различных хирургических заболеваний;




  1. по медикаментозному и хирургическому лечению различных, хирургических заболеваний мягких тканей, костей и суставов с использованием различных физических факторов;

  2. по медикаментозному и хирургическому лечению различных ран и раневой инфекции, включая анаэробную и т.д.

Студент должен иметь представление:

  1. -о новейших достижениях в области асептики и антисептики; переливании крови и ее компонентов;

  1. -об обезболивании;

  1. -об оказании первой помощи при кровотечениях, переломах, вывихах, синдроме сдавления, ожогах, отморожениях и терминальных состояниях;

  2. -при диагностике и лечению различных хирургических заболеваний с использованием различных физических факторов, современных экстракорпоральных методов детоксикации и т.д.

4

13. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

  • История философских учений: этика и деонтология в хирургии, мировоззрение и медицина.

  • Анатомия: анатомические особенности органов и систем.

  • Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов.

  • Нормальная физиология: физиологические особенности органов и систем.

  • Биология: генетика, паразитология.

  • Гигиена: группы здоровья, рациональное питание и режим дня.

  • Биохимия: клиническая биохимия, открытые повреждения (раны).

  • Общая химия: применение химических веществ в качестве лечебных средств, токсичность некоторых химических элементов.

  • Физика'с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.

  • Патологическая физиология: шок, коллапс, обморок; кровотечения, тромбозы, открытые и закрытые повреждения; опухоли, воспаления.

  • Патологическая анатомия: морфологические изменения при состояниях: омертвения, язвы, свищи; повреждения (травмы); хирургическая инфекция (воспаления); опухоли, ожог, обморожения, электротравмы.

  • Общественное здоровье и здравоохранение: история хирургии, летальность, смертность, статистические показатели в хирургии, Формирование здорового образа жизни.

  • Внутренние болезни: методика обследования больных по системам; основы общетерапевтического обследования и воздействия на хирургического больного .

  • Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях, основы общего обезболивания (наркоз).

  • Рентгенология и радиология: рентгенологическая диагностика при гнойных заболеваниях, вызванных хронической специфической инфекцией.

  • Психиатрия, наркология и медицинская психология: патология, встречающаяся в детском и подростковом возрасте (врожденная и приобретенная), наркомания у детей, психологические аспекты.

  • ЛФК и ВК: до- и послеоперационный период у хирургического больного.

  • микробиология: острая гнойная инфекция; хроническая специфическая хирургическая инфекция.

  • Топографическая анатомия и оперативная хирургия: общие вопросы

5

оперативной хирургии, понятие о хирургической операции, операционный блок, подготовка рук хирурга и операционного поля; обезболивание (наркоз, местная анестезия); основные хирургические инструменты и правила пользования ими; хирургическая обработка ран; пластическая хирургия.



1.4. Формы организации обучения и виды контроля:

Успешное изучение предмета возможно при наличии достаточного методического обеспечения учебного процесса комплексом средств обу­чения. В комплекс входят учебники, практикумы, методические разработки для преподавателя и студентов, учебные таблицы, диапозитивы, кино- и видеофильмы, муляжи, тренажеры для отработки практических умений, системы программированного обучения Средства обеспечения освоения дисциплины.



  • Аудитории

  • Учебные комнаты

  • Компьютеры

  • Слайды

  • Таблицы

  • Хирургическое отделение клинической больницы

  • Травматологическое отделение клинической больницы

  • Реанимационное отделение клинической больницы

  • Пациенты

  • Оснащение перевязочных, процедурных кабинетов отделений

  • Оснащение приемного, диагностического отделений больницы, оперблока.

Формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, написание курсового проекта - истории болезни, рефератов, внеаудиторная самостоятельная работа (решение ситуационных задач, участие в подготовке стендов, участие в клинико-анатомических конференциях, работа в перевязочной, ознакомление с операционным блоком, изучение рентгенограмм, работа с муляжами).

Контроль - текущий, промежуточный, итоговый, с помощью опроса, контроля выполнения практических навыков, тестовых заданий. Итоговый контроль - оценка на зачете, как результирующая трех видов контроля.



6

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Факультет

Семестр

Количество часов

Лекци и

Практическ ие занятия

Самосто ятельна

я работа


Экзаме н

стоматоло гический

IV

55

10

26

19

зачет

V

59

10

30

19

зачет

Всего




114

20

56

38




2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:

  1. Вводное занятие. Студенты должны знать историю хирургии, структуру и организацию работы хирургического стационара. (1 час)

  2. Антисептика и асептика. Студент должен знать и уметь использовать в практике полученные теоретические знания по данной теме с использованием аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. (2 часа)

  3. Переливание крови и её компонентов. Кровотечение и его виды. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания по переливанию крови и её компонентов и оказать первую помощь при кровотечениях используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (2 часа)

  4. Обезболивание и основы реанимации. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания по видам обезболивания и основам реанимации и оказанию первой помощи при терминальных состояниях, используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (2 часа)

  5. Переломы и вывихи. Травмы головы, шеи, грудной клетки и живота. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания по указанной патологии и оказать первую помощь при травмах, переломах и вывихах используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (2 часа)

  6. Операции. Пред- и послеоперационные периоды. Методика обследования хирургического больного. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания и практические наблюдения за больным и методику его обследования. (1 час)

7. Ожоги и обморожения. Электротравмы. Студент должен знать и уметь
использовать теоретические знания по указанной патологии и оказать
первую помощь при ожогах, обморожениях и электротравмах,

7

переломах и вывихах используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час) S. Общие понятия о хирургической инфекции. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания в практике определения вида хирургической инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)



  1. Инфекция мягких тканей. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания при лечении гнойных заболеваний мягких тканей применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

  2. Инфекции костей и суставов. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении остеомиелита и гнойного артрита применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

11.Раны, раневая инфекция. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении ран и раневой инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

12.Анаэробная и гнилостная инфекция. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении анаэробной и гнилостной инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

13.Хроническая специфическая инфекция. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении хронической специфической инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

14.Опухоли. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в диагностике различных видов опухолей применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

15.Язвы, свищи, пролежни. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания в практике определения вида патологии и оказания первой помощи применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)

16.Обследование пациента по органам и системам. Деонтология в хирургии. Оформление медицинской документации. Самостоятельное работа. (9 часов) (1 час)

8

23. Практические занятия, их содержание, объем в часах:

1. Вступительное занятие. Объём - 1 занятие - 3 часа. Самостоятельная работа 1 час. Семестр - 4

Цель - клиническое приобщение студентов к хирургии.

Курс общей хирургии является первым при изучении хирургии в медицинских институтах. В нём сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии. Содержание (задачи):


  • Изучить историю хирургии.

  • Ознакомить студентов (экскурсия по клинике) с принципами организации хирургического отделения, рационального размещения палат, операционно-перевязочного блока, подсобных помещений. Обратить внимание студентов на положительные и отрицательные моменты распределения больных; в дооперационных и послеоперационных палатах.

  • Совершить экскурсию по больнице в целом, чтобы ознакомить студентов с работой подразделений многопрофильной больницы.

  • Рассказать студентам о принципах оказания плановой и экстренной хирургической помощи.

  • О требованиях к студентам, которые они должны соблюдать при посещении занятий по хирургии.

2. Асептика. Антисептика. Объём - 2 занятия - 6 часов Самостоятельная работа 2 часа Семестр - 4

Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по асептике и антисептике. Содержание (задачи):



  • Отработать со студентами определение и предназначение асептики.

  • Изучить виды асептики и показания к их применению.

  • Практически отработать, продемонстрировать все виды асептики (в перевязочной, операционной, автоклавной, процедурной)

  • ВИЧ-инфекция. Хирургические аспекты.

  • Отработать со студентами определение и предназначение антисептики.

  • Изучить со студентами виды антисептики, показания к их применению.

  • Практически показать и отработать (в перевязочной, операционной) все виды антисептики.

9

3. Кровотечения и его виды. Переливание крови. Объём - 2 занятия; в часах - 6

Самостоятельная работа 2 часа

Семестр - 4

Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной теме.

Содержание (задачи)1-ого занятия:


  1. Дать общие сведения и изучить классификацию кровотечений.

  2. Изучить и отработать методы остановки кровотечений.

■ Изучить методы окончательной остановки кровотечений:
■ механические методы

■ физические. ■ химические

■ биологические


  • Изучить показания к применению того или иного метода окончательной остановки кровотечений.

  • Практически на муляжах и в операционной отработать виды окончательной остановки кровотечений.

Занятие 2-ое.Содержание (задачи):

  • Изучить со студентами существующие группы крови и резус-фактор.

  • 11зучить со студентами теоретические положения определения группы крови и резус-фактора и возможные при этом ошибки и ложные реакции.

  • Изучить показания и противопоказания к переливанию крови, методы переливания крови.

  • Изучить правила переливания крови.

  • Изучить осложнения, связанные с переливаниям крови и меры борьбы с ними.

  • Практически научить студентов определению группы крови и резус-фактора, проведению проб перед переливанием крови.

  • Продемонстрировать переливание крови с проведением проб.

  • Изучить существующие кровезаменители, их классификацию, показания к их применению, методы переливания с практической демонстрацией.

10

4. Обезболивание и основы реанимации. Объём - 2 занятия; в часах - 7 Самостоятельная работа 2,5 ч Семестр - 4

Цель - дать теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной теме. Содержание (задачи):


  • Изучить со студентами виды местного обезболивания и наркоза и фармакологические средства, используемые для их проведения.

  • Изучить со студентами показания и противопоказания к тому или иному виду анестезии и наркоза, преимущества и недостатки местной анестезии, каждого её вида между собой и в сравнении с общим обезболиванием.

  • Практически продемонстрировать технику выполнения местной анестезии (в перевязочной или операционной).

  • Методы реанимации.

  • Виды смертей.

5. Переломы и вывихи. Травмы головы, шеи, грудной клетки и живота. Объём: 2 занятия (6 часов) Самостоятельная работа: 2 часа Семестр: 4

Цель: дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):



  • Разобрать виды травматизма

  • Осложнения травм - обморок, шок, коллапс, кровотечение, инфекция

  • Изучить классификацию, клинику переломов и вывихов, повреждений мягких тканей, травматического токсикоза, повреждений черепа, грудной клетки и живота. Оказание первой помощи и лечение с позиции доказательной медицины

  • Изучить принципы десмургии и транспортной иммобилизации

  • Практически отработать наложение отдельных видов повязок и транспортных шин.

11
6. Методика обследования хирургического больного. Хирургическая
операция. Предоперационный и послеоперационный периоды.

Объём - 1 занятие;в часах - 3

Семестр - 4

Цель - научить студентов методике обследования хирургического больного,

познакомить студентов с видами операций, соблюдением правил асептики при

операциях, изучить ведение пред. и послеоперационного периода.

Содержание (задачи):


  • Обучить студентов тактике сбора анамнеза.

  • Обучить студентов общему исследованию хирургического больного (общий осмотр, исследования по системам)

  • Обучить студентов методике местного исследования.

  • Научить студентов методике исследования больных с различными типами хирургических заболеваний.

  • Разбор определения понятия хирургическая операция, пред. послеоперационный периоды.

  • Классификация хирургических операций.

  • Остановиться на вопросах показаний и противопоказаний к операциям.

  • Указать на обязательное предоперационное заключение.Осветить особенности послеоперационного периода.

  • Осложнения после операций.

  • Исходы ближайших и отдаленных результатов консервативного и оперативного лечения с позиций доказательной медицины, вопросы реабилитации больных.

7. Ожоги, отморожения, электротравма.
Объём - 1 занятие; в часах - 3
Самостоятельная работа 1 час.

Семестр -4

Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические

навыки по указанной патологии.

Содержание (задачи):


  • Дать понятие и общие сведения по теме.

  • Изучить классификацию ожогов и отморожений.

  • Изучить методы определения площади поражения: метод Постникова, правило "ладони" и "девяток".

  • Изучить расстройства организма при ожогах:

а) ожоговый шок

б) ожоговая токсемия

в) ожоговая септикотоксемия.


  • Изучить и отработать оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, электротравме.

  • Изучить методы местного, общего лечения указанной патологии с позициии доказательной медицины.


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины общая хирургия для специальности 040400 «стоматология» Факультет: стоматологический
843.61kb.
6 стр.
Рабочая программа по психиатрии для специальности 040400 «Стоматология»
93.47kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Рабочая программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология для специальности 060201 Стоматология
782.2kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Эстетическое оформление гостиниц и туристских комплексов» для специальности 100105 «Гостиничный сервис»
195.4kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок» для специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
289.61kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «история российского предпринимательства»
314.86kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке врача-лечебника по направлению 040100 лечебное дело по специальности
187.08kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 6 лет
295.2kb.
1 стр.