Главная
страница 1


ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕМЬЯ И ДЕТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

НА 2014-2017 ГОДЫ"
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие, а также обеспечение государственной поддержки семьи, имеющей детей.

Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни семьи и детей.

Концепция является региональной стратегией действий в интересах детей в Пермском крае и основой для разработки долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач формирования доброжелательной для развития семьи среды, защиты прав семьи и детей посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.

Концепция учитывает актуальное состояние сферы семьи и детства, характеризующееся реальным преодолением наиболее острых негативных тенденций переходного периода конца 80-х – начала 2000-х годов. В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения им соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни.


I. Обоснование необходимости и целесообразности решения

задачи программно-целевым методом


Предлагаемая к разработке и реализации Программа является продолжением долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы", базируется на анализе ее достижений и учитывает особенности текущего периода развития края и Российской Федерации в целом.

За время реализации действующей редакции Программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы» количество детей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 22,1% к 2010 году и составило 8200 чел. (2010 - 10525 чел.). На 35,8% сократилось количество вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Удельный вес детского социального неблагополучия снизился с 6,1 % до 5,0 %.

В крае сохранен приоритет семейного устройства – 94 %, доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных в российские семьи, составила в 2012 году 64% (301 чел.), 2010 год - 60%.

Дополнительно введено постинтернатное сопровождение выпускников детских домов в возрасте от 16 до 18 лет.

Снизилась детская смертность в результате жестокого обращения с 1,8% в 2010 году до 0,7% в 2012 году, в том числе снизилась доля детей в возрасте до 1 года, умерших на дому с 16,7% в 2011 году до 13,6% в 2012 году.

Разработан и внедрен механизм оказания помощи детям, подвергшимся насилию, пострадавшим от преступлений. Создано отделение для размещения и реабилитации женщин с несовершеннолетними, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся насилию.

Доля несовершеннолетних, ранее совершивших преступления, сократилась на 28,5% по отношению к 2010 году (2010 - 358 чел., 2012 - 256 чел.). Значительно сократилось количество преступлений, совершаемых подростками, а также количество участников преступлений, удельный вес в общем числе преступлений в крае.

Доля детей-инвалидов, обучающихся в системе общего образования вместе со здоровыми сверстниками, в 2012 г. достигла 45% против 44% в 2011 г.

Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников соответствует ожидаемому показателю и составила 5%. Пермский край вошел в число лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству детей, ставших победителями и призерами российского, международного уровней, от общего количества детей. 113 школьников Пермского края награждены в 2012 году государственной премией для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В 2011-2012 годах двое школьников Перми стали победителями международных предметных олимпиад в составе сборных команд России по биологии и информатике.

В Пермском крае в общественном детском движении участвуют 32486 школьников, что составляет 36% детей в возрасте 10-14 лет.

По результатам анализа информаций, поступивших в Министерство образования Пермского края из муниципальных районов (городских округов) Пермского края, на территории Пермского края действуют 1307 детских общественных объединений.

Несмотря на позитивные тенденции в сфере защиты прав детей в Пермском крае отмечается высокий удельный вес бедных семей. Бедность является одной из причин негативных тенденций демографических процессов и функционирования института семьи. В структуре бедных семей большую часть составляют семьи с детьми. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, составляет 14,4 %, по отношению к 2010 году она увеличилась на 0,9 %, а численность увеличилась на 5,9 % (2011 г. - 401,9 тыс. чел., 2010 г. – 379,4 тыс. чел.). При этом особенностью Пермского края является преобладание в структуре доходов семей доли социальных трансфертов над долей заработной платы, что ведет к развитию иждивенческой позиции. Доля заработной платы в структуре денежных доходов в крае составила в 2011 г. – 32,9 %, в РФ - 65,9 %.

Для Пермского края сохраняется актуальность вопроса рождаемости детей вне брака. Всего у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, родилось в 2011 году 13692 ребёнка, что составляет 36,6 % от общего количества родившихся детей, РФ - 26,1%.

Другой проблемой является недостаточное развитие социальной инфраструктуры для семей с детьми: объектов для семейных занятий физкультурой и спортом, учреждений культуры и досуга, организаций, предоставляющих различные социальные, психолого-педагогические, образовательные услуги семье. В крае отмечается низкий уровень доступности услуг для семей с детьми, направленных на коррекцию ранних случаев неблагополучия, в том числе психологических, правовых, досуговых, оздоровительных, а также низкая степень участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг. Сохраняется неравенство между муниципальными образованиями в отношении объема и качества доступных товаров и услуг для семей с детьми.

      Перечисленные явления в значительной степени связаны с трансформацией семейных ценностей, снижением роли семьи и ценности семейного образа жизни в обществе. Социально-экономические проблемы существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей. Наиболее острыми проблемами являются семейные конфликты, некомпетентность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за содержание и развитие детей.
Остаются актуальными проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейного насилия, насилия над детьми в семье. В 2012 году 510 детей стали жертвами преступлений.

Не сокращается число детей-инвалидов. Показатель первичной инвалидности детей до 18 лет к численности детского населения увеличился. Отмечаются случаи возвратов детей из различных форм семейного устройства. В связи с развитием семейного устройства и значительным сокращением контингента воспитанников детских домов выросла концентрация в интернатных учреждениях детей с проблемами в поведении, с плохим состоянием здоровья (особенно подростков), требующая освоения новых технологий работы с ними.

Несмотря на то, что в последние 10 лет в Пермском крае отмечается стойкая динамика снижения младенческой смертности (с 2003 по 2011 годы уровень показателя младенческой смертности снизился на 46,8%, с 13,9 до 7,4 на 1000), в связи с переходом на новые критерии рождений показатель младенческой смертности за 2012 год вырос на 12,8%.

Физическое, психическое, нравственное здоровье детей и подростков необходимо рассматривать как фактор создания успешной семьи. Однако показатели общей заболеваемости детского населения, количество детских и подростковых абортов, социально опасных заболеваний свидетельствуют о недостаточно высоком уровне мотивации населения к ведению здорового образа жизни.

Актуальной проблемой семей с детьми является недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях. На 1 января 2012 года очередь по устройству детей в дошкольные учреждения составляла 10 270 человек. Только 87,2% процента детей дошкольного возраста посещают детские дошкольные образовательные учреждения.

В крае сохраняется неравенство между муниципальными образованиями в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию, недостаточная доступность качественного образования для детей-инвалидов по месту жительства в соответствии с образовательными возможностями (независимо от степени и формы проявления проблем в здоровье).

Не обеспечен для каждого ребенка равный доступ к бюджетному ресурсу для получения услуг дополнительного образования детей. В последнее время в сфере дополнительного образования стал набирать обороты негосударственный сектор, готовый предложить школьникам богатый выбор дополнительных образовательных услуг, различных как по содержательной направленности, так и по стоимости. Однако, получая услугу в этом секторе, семья вынуждена оплачивать ее самостоятельно, т.к. в настоящее время услуги дополнительного образования за бюджетные средства ребенок может получать только в муниципальном образовательном учреждении. Создалась ситуация некоей социальной несправедливости.

Недостаточно используются социальные и воспитательные возможности включения детей в систему дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений. Необходимы меры по повышению общественного статуса дополнительного образования детей как фактора взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Одна из проблем качества предоставления доступных образовательных услуг находится в поле диспропорционального развития естественно-научного и физико-математического образования, с одной стороны, и гуманитарного - с другой. Объем гуманитарных образовательных программ, реализуемых в школах города на гарантированно высоком качественном уровне, все еще преобладает, в то время как страна уже провозгласила курс на развитие критических технологий, повышение значимости естественно-научного, математического и технического образования. Необходимо решать вопросы современного развития технического творчества в дополнительном образовании детей.

Одной из социально значимых проблем является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и молодежи и повышения эффективности профилактических мер, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности.

Проблемой является социальная пассивность подростков, недостаточная развитость волонтерских движений. Возможным путем решения представленной проблемы может стать создание и реализация сетевых социальных проектов детских общественных объединений.

Отмечается кризис традиционных форм детского и молодежного участия, недостаточное осознание взрослыми необходимости развития процесса участия детей в принятии решений, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений, трудности вовлечения в процесс принятия решений определенных групп детей. Отсутствие каналов прямого информационного взаимодействия с детьми резко снижает возможности их включения в различные формы общественной активности, инициативы детских объединений не всегда находят поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В обществе нарастают новые риски, связанные с распространением информации, представляющей опасность для детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В крае отсутствуют действенные механизмы обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

В связи с этим необходимо переориентировать работу на формирование у населения мотивов сохранения репродуктивного здоровья, ответственного родительства, сохранения родной семьи ребенка на разных этапах ее кризиса, создания среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. Необходимо сконцентрироваться на разработке и запуске в общество саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения актуальных проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.

Целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения семей и детей в рамках Программы определяется следующими факторами:

во-первых, решение вышеперечисленных проблем входит в число приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в сфере развития человеческого потенциала, а также реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года;

во-вторых, рассматриваемые проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 4 лет, так как носят комплексный многоуровневый и межведомственный характер.

Решение поставленных в данном разделе проблем программно-целевым методом окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее социально-экономическое развитие Пермского края.

II. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

формирование среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений;

сокращение бедности среди семей с детьми;

повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;

развитие механизмов, обеспечивающих защиту благополучия детей в семье: обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, формирование ответственного родительства, предупреждение социального сиротства (установка на сохранение родной семьи ребенка);

обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм;

обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;

развитие общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;

развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей;

обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение всех категорий детей качественными медицинскими услугам в соответствии со стандартами системы здравоохранения, развитие профилактического направления в здравоохранении, формирование устойчивой потребности детей к здоровому образу жизни;

обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями;

развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни;

формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;

развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;

всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение эффективности системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, создание системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;

создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей-жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей;

привлечение детей к участию в общественной жизни, создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.


III. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ

и рисков, возникающих при различных вариантах решения


К числу основных механизмов реализации Программы относятся:

разработка и совершенствование нормативной правовой базы;

формирование сектора некоммерческих организаций, механизма частно-государственного партнерства, в сфере оказания услуг семьям с детьми;

проведение эффективной PR-политики, обеспечивающей формирование привлекательного имиджа семьи с детьми и вовлечение бизнеса и общественных организаций в решение актуальных проблем семьи и детства;

обеспечение преференций и создание информационного портала для всех желающих принять участие в решении проблем семьи и детства (граждане, в том числе дети, институты гражданского общества, бизнес-структуры, организации и учреждения и т.д.);

организация гражданского контроля и социальной экспертизы решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, СМИ, связанных с проблемами семьи и детства;

организация конкурсов и предоставление субсидий на деятельность, направленную на решение проблем семьи с детьми.

Структура программных мероприятий состоит из шести блоков, обеспечивающих реализацию региональной политики поддержки семей с детьми:

1.Поддержка материнства и детства. Формирование среды, дружественной к семье и детям.

Направления деятельности:

обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым товарам и социальным услугам;

поддержка общественных инициатив различными формами информационного взаимодействия, оказание психологической помощи и сопровождения семьи в целях предупреждения семейного неблагополучия (информационные службы поддержки, кризисные центры поддержки);

расширение спектра профилактических услуг для семей с детьми;

поддержка семейных клубов, общественных организаций семей;

внедрение стандартов оказания профилактических услуг по преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения с детьми;

формирование действенных механизмов раннего выявления семейного неблагополучия и комплексной работы для предотвращения распада семьи и лишения родительских прав;

организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики и реабилитации;

проведение семейных форумов, краевых, районных (городских) родительских собраний;

формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми и в интересах детей;

оказание государственной поддержки региональным СМИ, освещающим проблемы семьи и пути их решения;

оказание государственной поддержки объектам социальной инфраструктуры (библиотекам, музеям, спортивным сооружениям, театрам интернет-ресурсам и др.) для развития семейных форм досуга;

внедрение программ обучения детей и подростков и их родителей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве;

создание механизма экспертизы интернет-контента для детей;

создание сайта для родителей;

развитие школьных, муниципальных служб примирения;

дальнейшее развитие службы детского телефона доверия.

2. Здравоохранение, дружественное к детям и формирование здорового образа жизни семьи.

Направления деятельности:

внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям;

осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности;

совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи;

обеспечение медицинских организаций необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики;

повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям;

развитие службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка;

обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах;

внедрение технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание помощи их семьям;

создание регионального регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресной помощи таким детям;

внедрение обязательной ежегодной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях;

разработка и внедрение дружественных детям и семьям с детьми «больничных интерфейсов», служб и порядков обеспечения физического и психологического комфорта ребенка и его родителей при обращении в учреждение здравоохранения;

развитие подростковой медицины, создание центров (служб) медико-социальной помощи подросткам;

внедрение мер по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;

развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни

Активизация работы по привлечению институтов гражданского общества, развитию волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.

Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения.

Внедрение программ гигиенического воспитания в образовательный процесс в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.

Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.


3.Образование, дружественное к детям и формирование ответственного родительства.

Направления деятельности:

реализация мероприятий отраслевой программы образования;

развитие различных форм дошкольного образования;

внедрение механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования;

обеспечение работы экспериментальных площадок по внедрению инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

развитие инфраструктуры инклюзивных школ: приобретение оборудования и инвентаря (спортивного, учебного, медицинского и др.) для образовательных учреждений (общеобразовательных, специальных), работающих по программам инклюзивного образования;

обучение педагогов, работающих с ОВЗ, детьми-инвалидами, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (курсы, проблемные семинары, мастер-классы);

развитие системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения;

нормативно-правовое закрепление особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;

создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями);

создание базы данных талантливых детей и молодежи в Пермском крае в целях адресной поддержки;

внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития способностей детей. Создание и поддержка региональных инновационных площадок на базе лучших образовательных учреждений, ведущих работу по выявлению и поддержке одарённых детей;

развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, а также подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;

внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия;

внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;

разработка комплекса социально-педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие дополнительного образования детей;

развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

принятие мер по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений дополнительного образования;

создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков участия в деструктивных группах, вовлечения в деятельность, нарушающую закон, а также представляющую опасность для нравственного и психического здоровья;

создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа детей к сети «Интернет»;

обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

обеспечение разработки мер психолого-педагогической поддержки одаренных детей;

создание ресурсного обеспечения воспитательной деятельности и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей;

проведение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, внедрение эффективных механизмов профилактики девиантного и деструктивного поведения детей, специальная работа по снижению уровня и жестокости школьного насилия (буллинга и хейзинга);

расширение сети детских и юношеских, семейных творческих и досуговых объединений, клубов по месту жительства, развитие разнообразных форм туризма, и краеведения.



  1. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Направления деятельности:

реализация мероприятий программы ««Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 годы»;

развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей, постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание и внедрение механизма передачи детей-сирот, являющихся детьми инвалидами в замещающие семьи;

обеспечение всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

внедрение технологий «социальных лифтов» для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве;

обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную;

организация служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

проведение мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;

создание и внедрение технологии патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для социализации детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.

5.Дети-участники реализации региональной политики в сфере защиты прав детей

Направления деятельности:

разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний;

включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации;

развитие института Уполномоченных по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях Пермского края, активное взаимодействие данного института с детскими общественными организациями;

развитие современных форм школьного самоуправления;

расширение участия детей в работе средств массовой информации, обеспечение поддержки деятельности юных журналистов;

осуществление подготовки детей к различным формам участия в общественной жизни, обучение детей умениям и навыкам лидера, организатора, партнера по взаимодействию, способам и формам социального проектирования, управления, анализа и оценки индивидуальной и коллективной деятельности;

внедрение технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей;

создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

проведение лагеря молодежного актива края.

6.Развитие системы отдыха и оздоровления детей.

Направления деятельности:

совершенствование и модернизация материальной базы лагерей;

разработка системы мер по развитию инфраструктуры ЗДОЛ (спортивные, развивающие, досуговые, игровые объекты);

создание и развитие частно-государственного, с участием общественности механизма стимулирования повышения качества отдыха, оздоровления, дополнительного образования и развития детей в организованных формах;

популяризация и поддержка качественных программ (программ и планов лагерных смен) отдыха, оздоровления и развития детей;

поддержка форм частно-государственного, общественно-государственного партнерства в этой сфере;

развитие семейного отдыха и оздоровления, в том числе семей, имеющих детей-инвалидов;

подготовка кадров для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления.
IV. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2014-2018 годы", реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство социального развития Пермского края.

С целью своевременной и качественной разработки проекта программы распоряжением председателя Правительства Пермского края от _____________утвержден состав рабочей группы, в состав которой входят представители исполнительных органов государственной власти Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края, высших учебных заведений края, некоммерческих организаций, СМИ, членов Координационного совета по реализации Национальной стратегии в интересах детей, а также Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.

Исполнителями Программы будут: Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство по физической культуре и спорту Пермского края, Министерство торговли и развития предпринимательства, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
К 2017 году в результате реализации Программы ожидается:

формирование привлекательного имиджа семьи с детьми как показателя стабильности и успешности, вовлечение бизнеса и общественных организаций в решение актуальных проблем семьи и детства;

гражданский контроль и действующая социальная экспертиза решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, средств массовой информации, связанных с проблемами семьи и детства;

снижение уровня бедности семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности;

снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении;

формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;

повышение качества и расширение спектра услуг для семей с детьми, выравнивание показателей доступности товаров и услуг для детей в территориях края;

сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей;

обеспечение всеобщей доступности дошкольного, дополнительного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия предоставления форм предоставления образовательных услуг;

расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разным уровнем, типом и формами проявления способностей;

рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей;

увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности;

увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственными и этическим ценностям;

рост посещаемости библиотек, музеев, культурных центров, театров;

снижение показателей младенческой и детской смертности;

снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;

сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию;

сокращение числа подростковых суицидов;

доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий семей с учетом их индивидуальных потребностей;

доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;

сокращение случаев отмен и возвратов из замещающих семей;

сокращение числа детей, переданных на международное усыновление;

сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации;

снижение числа детей-инвалидов, оставшихся вне системы образования;

снижение младенческой смертности;

снижение материнской смертности;

увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся в системе общего образования, до 50%;

недопущение подростковых суицидов;

увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

увеличение доли детей, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад, от общего количества участников с 40 до 45%;

организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий;

увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности;

увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 72 процентов.

VI. Период реализации Программы и основные этапы

ее реализации
Программа рассчитана на период с 2014 по 2017 год. Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода реализации Программы.
VII. Целевые показатели Программы
Целевыми показателями Программы являются:

доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности детей;

младенческая смертность;

доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей;

уровень детской инвалидности на 1000 чел.;

доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Пермского края, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста;

удельный вес безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей в общей численности детей;

темпы снижения вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

доля детей, находящихся в социально опасном положении, от общего числа детей;

доля детей, оздоровленных в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях от общего числа детей школьного возраста;

доля детей, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад, от общего количества участников;

доля средств программы, реализуемых НКО по оказанию услуг семьям с детьми.

Оценка показателей будет производиться на основании статистических данных и ведомственной отчетности органов здравоохранения, образования, культуры, а также Положения о мониторинге эффективности системы профилактики социального сиротства в Пермской области, утвержденного распоряжением губернатора области от 20.05.2005 N 225-р.
VIII. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2014-2017 годы предварительно составляет 249384520,00 руб., в том числе на 2014 год - 62346130, руб., на 2015 год - 62346130,0 руб., на 2016 год - 62346130,0 руб., на 2017 год -62346130,0 руб.

Кроме того, для решения задач по созданию условий для развития и благополучия детей в Пермском крае будут направлены средства федерального бюджета, средства бюджетов муниципальных районов и городских округов Пермского края и внебюджетных источников.



Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.



Смотрите также:
Проект концепция долгосрочной целевой программы "семья и дети пермского края на 2014-2017 годы"
262.13kb.
1 стр.
Концепция долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» «Духовность и патриотизм»
143.45kb.
1 стр.
Проект концепция краевой целевой долгосрочной программы «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Пермского края на 2012-2014 годы»
347.29kb.
1 стр.
Программа «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы»
268.66kb.
1 стр.
Информация о реализации мероприятий долгосрочной целевой программы
884.51kb.
5 стр.
Постановление Г. №135 с. Екатериновка Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Екатериновском сельском поселении на 2015 2017 годы»
250.34kb.
1 стр.
Отчет о реализации мероприятий долгосрочной региональной целевой программы «Семья и дети Чукотки на 2013-2015 годы» за 1 квартал 2013 года
30.3kb.
1 стр.
Постановление От 24. 05. 2012г.№763-п об утверждении долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2010-2014 годы в новой редакции
506.55kb.
3 стр.
Пояснительная записка о выполнении долгосрочной целевой программы развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011 2017 годы в 2012 году
127.79kb.
1 стр.
Долгосрочной краевой целевой программы «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011 – 2012 годы»
5090.67kb.
22 стр.
Пояснительная записка к отчету о результативности проводимых программных мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы
66.88kb.
1 стр.
Концепция краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Краснодарском крае на 2013-2020 годы»
273.64kb.
1 стр.