Главная
страница 1

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"


Программа дисциплины «Научно-исследовательского (научно-практического) семинаров» для направления 040100 «Социология» подготовки бакалавра







1. Область применения и нормативные ссылки


Научно-исследовательский семинар (далее – НИС) предназначен для студентов второго и третьего курса факультета социологии, научно-исследовательский и практический интерес которых лежит в областях, предлагаемых конкретными руководителями семинара.

Настоящая программа научно-исследовательского семинара разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» подготовки бакалавров по направлению 040100.62 «Социология», утвержденным 02.07.2010 .;

http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse

  • «Временным положением о научно-практическом семинаре для бакалавриата факультета социологии», утвержденным приказом от 29.04.2011 № 8.3.6.2-10/91 НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

  • Образовательной программой подготовки бакалавра 040100.62 «Социология»

  • Рабочими учебными планами по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

2 Цели освоения дисциплины (НИС)


Целью семинара является формирование профессиональных компетенций студентов в формате коллективной исследовательской и проектной работы с акцентом на взаимное обучение студентов, их взаимодействие под руководством преподавателей на всех стадиях подготовки курсовых и проектных работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Задачи НИС


  • «профессиональная ориентация», позволяющая студентам конкретизировать свой научный интерес, выбрать направление и тему исследования;

  • создание среды взаимного обучения студентов навыкам исследовательской деятельности, включая подготовку и проведение исследований, сбор и обработку данных, написание обзорных и отчетных научных текстов;

  • групповое обсуждение исследовательских работ студентов на нескольких стадиях их выполнения с целью повышения качества проектов и выработки компетенций оценки и самооценки;

  • включение студентов в совместные исследовательские работы (задания, проекты), позволяющие познакомиться с практикой научно-исследовательской деятельности;

  • выработка у студентов компетенций формулирования исследовательской проблемы, постановки цели и задач исследования, разработки и реализации программы исследования,

  • развитие компетенций работы с текстовыми (в том числе электронными) источниками, навыков участия в научной дискуссии и презентации полученных данных и исследовательских результатов.

  • формирование у студентов навыков профессиональной научной и исследовательской деятельности,

  • осуществление их систематической подготовки к курсовой/выпускной квалифицированной работе,

  • развитие навыков реализации социальных исследований – от выбора темы и постановки исследовательского вопроса до написания письменных научных работ и их презентации.

Курс ориентирован на групповую подготовку студентов к успешной защите своих работ, посредством их знакомства с основными этапами научно-исследовательской деятельности, включения их в научно-исследовательскую работу, анализа и обсуждения промежуточных и итоговых результатов, выполнения заданий, направленных на формирование необходимых профессиональных умений и навыков.

Работая на данном семинаре, студенты приобретут и усовершенствуют навыки:

- пользования программами Word, Excel, Power Point, а также отдельными статистическими программами (конкретная программа выбирается совместно со студентами).

- анализа учебной и специальной литературы по избранной теме,

- перевода текстов с иностранного языка,

- планомерной работы над темой и текстом курсовой или выпускной работы,

- работы в команде,

- проведения своего исследования,

- представления материалов и результатов работы (устно и письменно),

- самостоятельного осмысления материалов.

Для всех тем сквозной задачей является как обоснование выбора метода изучения проблемы исследования, так и придумывание своих усовершенствований, дополнений, адаптаций выбранного метода к исследованию темы и объектов изучения, с учетом их особенностей, а также с учетом своих ресурсов и возможностей.

В результате освоения дисциплины студент направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавров осваивает следующие компетенции:



Компетенции

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОК-1

Умеет обобщать и анализировать информацию.

Способен самостоятельно сформулировать цель исследования, наметить необходимые шаги для ее реализации



Обсуждение теоретических и практических вопросов организации научной деятельности на семинарах; выполнение заданий на постановку цели и задач исследования; подготовка домашних заданий, связанных с обработкой информации; обсуждение на семинарах опыта проведения социологических исследований по сходной тематике

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Ясно и стройно излагает свои и цитируемые мысли при проведении презентаций и в письменных текстах. Умение задавать вопросы таким образом, чтобы у собеседника возникало однозначное и верное восприятие заданного вопроса. Способен аргументировано доказать заявленный тезис.

Подготовка письменных заданий в классе и в домашних работах, выступления на семинарах, участие в обсуждении

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Наличие успешно выполненных групповых заданий, удовлетворенность полученным опытом групповой работы, рефлексия по поводу конкретных результатов группового этапа работы

Подготовка домашних заданий и работа на практикумах

умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

рефлексия по поводу конкретных результатов работы, наличие исправлений в документах исследования, курсовой работе и ВКР, внесенных самим студентом

Работа на семинарах, участие в дискуссиях, презентациях результатов проектов

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК- 8

Знание о сферах применения конкретных профессиональных навыков, мотивация к профессиональной деятельности, выражающаяся в участии в проектах, обсуждениях и подготовке курсовой или ВКР

Работа на семинарах, участие в дискуссиях, подготовка домашних заданий, самостоятельное освоение специальной литературы

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач

ОК-9

Способность и умение применять методы, освоенные за период обучения к решению задач, стоящих перед студентами в рамках данного семинара

Выступления и выполнение письменных заданий на семинарах, подготовка домашних заданий

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Самостоятельное выполнение заданий по организации сбора, хранения и обработке информации

Работа на семинарах и при подготовке домашних заданий

владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Чтение и анализ источников на иностранных языках, способность кратко презентовать результаты исследования на иностранном языке

Выступления на семинарах, подготовка домашних заданий

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Решение конкретных задач, поставленных в рамках обсуждения на семинаре с использованием методов социологии. Идентификация проблемы.

Выступления на семинарах, участие в дискуссиях

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях

ПК-10

Включенность в конкретный исследовательский проект, проводимый под руководством преподавателей, ведущих семинар. Выполнение конкретных работ по данному проекту.

Выполнение заданий, выносимых на обсуждение на семинарах и на домашнюю проработку


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

5. Тематический план учебной дисциплины


Месяц

занятия

Количество часов

Тематика занятия

Сентябрь

Занятие 1

2

Установочный семинар:

Социологическое исследование. Виды исследований.

Стратегия исследования.

Организация исследовательского проекта.

Структура эмпирической квалификационной работы.


Занятие 2

2

Установочный семинар:

Формулирование исследовательской проблемы

Презентация студентами текстов хорошо выстроенных эмпирических статей


Октябрь

Занятие 3

2

Методический семинар:

Тема, цель и задачи исследования

Курсовая и выпускная квалификационная работы.

План курсовой работы и ВКР.

Представление планов ВКР студентами 4 курса


Занятие 4

2

Методический семинар:

Разработка инструментария для исследования



Занятие 5


2

Рабочий семинар:

Обсуждение планов

курсовых работ


Ноябрь

Занятие 6


2

Методический семинар:

Обзоры литературы и аналитика.

Степень разработанности проблемы

Основные понятия и операционализация понятий.



Занятие 7

2

Рабочий семинар:

Структура обзорной главы/работы

Обсуждение обзоров литературы по тематике семинара


Декабрь

Занятие 8


2

Рабочий семинар:

Защита плана ВКР на английском языке



Занятие 9

2

Рабочий семинар:

Индивидуальный отчет о научно-исследовательской или

научно-практической работе за календарный год


Занятие 10

2

Методический семинар:

Представление первых пилотных полевых данных студентами

4 курса. Дополнение инструментария


Январь

Занятие 11

2


Представление новых полевых данных.

Первая интерпретация.

Опыт участия в научной и педагогической деятельности


Занятие 12


2

Методический семинар:

Анализ данных



Февраль

Занятие 13


2

Рабочий семинар:

Практикум по анализу данных-1



Занятие 14


2

Рабочий семинар:

Практикум по анализу данных-2

Обсуждение работ, написанных на факультете

в предыдущие годы




Март

Занятие 15

2

Методический семинар:

Форматы письменных научных работ.

Особенности каждого жанра.


Занятие 16

2

Рабочий семинар:

Обсуждение результатов полевой части исследования

Обсуждение черновиков курсовых работ.

Индивидуальный отчет о научно-практической работе за 3 модуль



Апрель

Занятие 17

2

Рабочий семинар:

Индивидуальный отчет о научно-практической работе за 3 модуль Обсуждение черновиков

курсовых работ


Занятие 18


2

Методический семинар:

Оформление текстовых материалов

Подготовка устной презентации и графических материалов по результатам работы


Май

Занятие 19


2

Рабочий семинар:

Презентации отчетных работ



Занятие 20

2

Рабочий семинар:

Защита курсовых работ



Июнь


Занятие 21

2

Рабочий семинар:

Индивидуальный отчет о научно-практической работе

за 4 модуль

Обсуждение предварительного плана эмпирической работы на будущий год



Всего часов:

42





6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Домашнее задание










*

Письменные домашние задания реферативно-обзорного характера

Индивидуальный отчет о научно-практической работе за календарный год










*

может ограничиваться 0,5 стр

Итоговый

Зачет












*

Защита курсовой работы на НИС (НПС).

Основные формы работы научно-исследовательского семинара:


- коллективное планирование и обсуждение всех результатов проектов участников (в частности, курсовых работ),

- изучение (важной для всех участников) литературы по тематике НИС, как часть работы по проектам, анализ результатов конкретных исследований по близкой проблематике, проведенных социологами ранее,

организация участия во внешних мероприятиях (публичных лекциях, семинарах) по тематике НИС,

- общение со специалистами по тематике НИС в формате мастер-классов, проблемных лекций, презентаций результатов исследований,

- обсуждения и взаимное рецензирование работы студентов (включая обсуждение методов, полевых материалов, предварительных выводов),

- организация групповых действий (брейн-штурмов) по развитию проектов,

- тренинги по презентации результатов исследований, совмещенные с обсуждением работ.

Курс состоит из установочных, методических и рабочих семинаров, в рамках которых студенты знакомятся с основными принципами и методиками организации научной деятельности, самостоятельно прорабатывают необходимые источники литературы и обсуждают все этапы проведения собственных исследований.


6.1. Критерии оценки работы студентов в НИС


Текущий контроль осуществляется с помощью письменных заданий, а также учитывает участие в обсуждениях в рамках семинарских занятий.

Итоговый контроль осуществляется на 2 и 3 курсах в 4 модуле на последнем занятии семинара, где студенты презентуют свои курсовые работы.

Итоговая оценка, выставляемая по 10-балльной системе, складывается из следующих элементов:

- оценки содержания «отчетных» текстов обоснования темы и плана выполнения курсовой работы / выпускной квалификационной работы;

- оценки письменных домашних заданий реферативно-обзорного характера;

- оценки рецензий «отчетных» текстов других студентов;

- оценки активности и содержательности участия в дискуссиях на занятиях, а также выполнение общих требований регламента .

6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине (НИС)

Основными составляющими оценки работы студентов являются:



Оценка за зачетзачет)- оценки содержания «отчетных» текстов обоснования темы и плана выполнения курсовой работы / выпускной квалификационной работы (50% от результирующей оценки);

Накопленная оценканакопленная), состоящая из форм текущего контроля (50% от результирующей оценки):

- оценки письменных домашних заданий реферативно-обзорного характера;

- оценки рецензий «отчетных» текстов других студентов;

- оценки активности и содержательности участия в дискуссиях на занятиях, а также выполнение представленных ниже требований регламента.

Формирование результирующей оценки происходит следующим образом:

О результирующая = 0,5О накопленная + 0,5О зачет, где

О накопленная = 0,5О дом.задание + 0,2О оценка рецензии отчетного текста+ 0,3О ауд.работа

Округление оценки в пользу студента.



7. Содержание дисциплины (НИС)

Занятие 1. Установочный семинар: Социологическое исследование. Виды исследований. Стратегия исследования. Организация исследовательского проекта. Структура эмпирической квалификационной работы.

Социологическое исследование как вид деятельности. Разнообразие видов и направлений исследований.

Стратегия исследования. Факторы, влияющие на выбор стратегии исследования.

Необходимость планирования социологического исследования.

Программа социологического исследования. Методология и методы и их отражение в программе исследования.

Научно-исследовательский семинар как форма учебной деятельности студента. Требования к курсу, формы работы и отчетности. Предлагаемая тематика работ, проектов.

Выбор темы исследования. Постановка исследовательского вопроса. Методология исследования. Разработка программы исследования. Основные разделы программы исследования. Поиск и изучение научно-методической литературы. Написание литературного обзора. Подготовка эмпирического социального исследования. Проведение исследования. Обработка и интерпретация результатов. Структура письменных работ. Написание письменных работ. Виды курсовых и квалификационных работ. Структура курсовых и квалификационных работ. Различия между курсовыми работами и ВКР. Объем и оформление работ: общие требования к тексту, оглавление, термины, ссылки, цитаты, таблицы, графики, библиография. Формат защиты, критерии оценки работ.

Основная литература:

Радаев В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский Университет, 1995.



Методическая литература:

Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf

Регламент допуска к защите ВКР, URL: http://www.hse.spb.ru/edu/recommendations/reglament-vkr.phtml

Занятие 2. Установочный семинар: Формулирование исследовательской проблемы

Презентация студентами текстов хорошо выстроенных эмпирических статей

Как возникает и ставится проблема исследования? Термины. Проблема социальная и исследовательская. Ориентация на результат – академические и прикладные исследования. Как узнать, делаем ли мы что-то новое или открытия совершены до нас?

Формулирование исследовательских вопросов.

Обсуждаемые вопросы:

Общая логика изложения материала. Структура и содержание академической работы: введение, теоретико-методологическая часть, описание результатов, выводы. Проблема ясности. Основные выводы работы.

Темы курсовых и квалификационных работ студентов: студенты 4 курса в обязательном порядке должны сформулировать тему своей работы, студенты 2 курса – по желанию.

Обсуждаются:

Требования, которым должна соответствовать тема. Основные ошибки, допускаемые при выборе темы исследования.



Основная литература:

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский Университет, 1995.

Методическая литература:

Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf

Регламент допуска к защите ВКР, URL: http://www.hse.spb.ru/edu/recommendations/reglament-vkr.phtml

Занятие 3. Методический семинар: Тема, цель и задачи исследования. Курсовая и выпускная квалификационная работы. План курсовой работы и ВКР. Представление планов ВКР студентами 4 курса

От чего зависит выбор темы исследования? Как связана тема с типом исследования?

На занятии происходит обсуждение и формулирование тем, целей и задач предполагаемых исследований студентов.

На семинаре происходит обсуждение подготовленных студентами планов ВКР.

В частности, студенты представляют в письменном виде план курсовой (ВКР), который содержит:

а) описание темы, целей задач работы,

б) основные исследовательские вопросы и гипотезы,

в) описание эмпирической базы работы,

г) краткий обзор литературы по проблеме исследования,

д) описание методики исследования,

е) аналитическую модель исследуемого феномена.

Обсуждаются:

Корректность постановки исследовательского вопроса, формулировка цели и задач исследования, релевантность методов исследования поставленным задачам, возможные пути достижения цели, объект и предмет исследования, основные гипотезы исследования, способы обработки результатов, интерпретация результатов. Этапы подготовки к проведению исследования.



Задачи этапа (занятия 1-3):

Обучение студентов навыкам подготовки к исследованию;

Формулирование тем курсовых и выпускных работ.

В завершении данного этапа (deadline 15 ноября) оценивается способность:

а) сформулировать тему курсовой или дипломной работы,

б) определить цель и задачи исследования,

в) поставить основной и частные вопросы исследования.

Основная литература:

Власть и элиты в современной России/Под ред. А.В.Дуки. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2003. – С. 21-33.

Гельман В.Я., Тарусина И.Г. Изучение политических элит в России: проблемы и альтернативы//Политическая наука. Российская политика в теоретическом и сравнительном контексте: Сб. науч. трудов/РАН ИНИОН. М., 2003. – С. 53-78.

Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. N 10. C.187-198.



Методическая литература:

Настольная книга студента. Учебно-методический справочник по написанию проектов, курсовых и дипломных работ, по организации практики и т.п.// Под ред. И.Г.Тарусиной. СПб.: изд-во "НИЯК», 2008.

Занятие 4. Методический семинар: Разработка инструментария для исследования.

Обсуждаются вопросы выбора методов и инструментов для проведения исследования.

Типы курсовых работ и ВКР. Влияние типа работы на ее структуру.

Зависимость структуры курсовой и выпускной работы от типа, к которому она принадлежит.

Типичные ошибки при написании курсовых и выпускной работ.

План курсовой работы и ВКР. Подготовка к защите темы выпускной работы.

В рамках семинара и при подготовке домашних заданий данного этапа (4-6 занятия) происходит разработка методологии и методик исследования для конкретных студенческих проектов.

На семинаре обсуждаются вопросы подготовки документов исследования. Рассматриваются конкретные примеры и методы.

На обсуждение выносятся несколько ВКР, написанных и защищенных на факультете в предыдущие годы. Анализируется основные ошибки, допущенные студентами при написании обзорной главы. Обсуждаются успешные работы.



Основная литература:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., Аспект Пресс, 1995.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 1998.

Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. Учебное пособие по курсу «Практикум по экономической социологии». М.: SPSL.- «Русская панорама», 2008.

Almond G., Verba S. Civic Culture. Political Attitudes & Democracy in Five Nations. Princeton Univ. Press. 1963.

Методическая литература:

Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf



Настольная книга студента. Учебно-методический справочник по написанию проектов, курсовых и дипломных работ, по организации практики и т.п.// Под ред. И.Г.Тарусиной. СПб.: изд-во "НИЯК», 2008.

Регламент допуска к защите ВКР, URL: http://www.hse.spb.ru/edu/recommendations/reglament-vkr.phtml



Занятие 5. Рабочий семинар: Обсуждение планов курсовых работ.

На данном этапе оценивается готовность методологического и методического обеспечения курсовых работ.

В частности, студенты представляют в письменном виде план курсовой, который содержит:

а) описание темы, целей задач работы,

б) основные исследовательские вопросы и гипотезы,

в) описание эмпирической базы работы,

г) краткий обзор литературы по проблеме исследования,

д) описание методики исследования,

е) аналитическую модель исследуемого феномена.

Студенты за несколько дней до семинара высылают планы по электронной почте для ознакомления всем участникам. Каждому студенты назначается оппонент из числа участников семинара, которому поручена общая оценка подготовленных проектов, формулировка замечаний и предложений.



Основная литература:

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. Ad Marginem. 1996. Гл. 1, 4.

Радаев В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.



Методическая литература:

Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf



Настольная книга студента. Учебно-методический справочник по написанию проектов, курсовых и дипломных работ, по организации практики и т.п.// Под ред. И.Г.Тарусиной. СПб.: изд-во "НИЯК», 2008.

Занятие 6. Методический семинар: Обзоры литературы и аналитика. Степень разработанности проблемы. Основные понятия и операционализация понятий.

Состояние разработанности проблемы. Поиск информации о теории. Проблема критической рефлексии. Проблема ясности содержания научного текста.

Как подготовить обзор литературы? Виды источников. Работа в библиотеках. Работа с базами данных и электронными источниками. Использование иностранных терминов и наименований. Чем помогут словари и справочники?

Проблема плагиата и недобросовестности в научной деятельности. Правила цитирования. Ссылки на массивы данных и на неопубликованные работы коллег.

Основные понятия исследования и их операционализация.

Что такое «аналитика» в тексте курсовой работы? Как это делается?



Задачи этапа (занятия 4-6):

Критический анализ предлагаемых для обсуждения курсовых и выпускных работ, написанных за прошлый год.

Анализ существующих методологических и методических проблем конкретных исследований.

Разработка аналитических моделей для решения задач курсовых и дипломных работ.

Выработка методического инструментария для конкретных исследований.

Формирование представления о необходимой эмпирической базе.



Занятие 7. Рабочий семинар: Структура обзорной главы/работы. Обсуждение обзоров литературы по тематике семинара.

Обсуждаются разные виды структуры обзорной главы или работы.

Рассматриваются практические примеры. Принципы написания литературных обзоров.

Подробно рассматривается написание обзора литературы по теме.

Правила цитирования. Виды академических источников. Поиск литературы – библиотеки, полнотекстовые базы данных, другие электронные ресурсы.

В качестве домашнего задания студенты пишут обзоры литературы по своей теме.



Рекомендуемая литература:

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта: Наука, 2004.

Радаев В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М.: Книжный дом «Университет», 2001.



Основная литература:

Попова И.П. Еще один универсальный закон бюрократии? (Взяточничество как побочный продукт взаимодействия власти и граждан) http://ecsocman.hse.ru/text/33512099/

Барсукова С.Ю. Теневые правила взаимоотношений политиков и предпринимателей

http://ecsocman.hse.ru/text/35560185/

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский Университет, 1995.



Занятие 8. Рабочий семинар: Защита плана ВКР на английском языке.

Студенты 4 курса представляют план своей ВКР на английском языке. Происходит обсуждение.



Занятие 9. Рабочий семинар: Индивидуальный отчет о научно-исследовательской или научно-практической работе за календарный год.

Занятие 10. Методический семинар: Разработка инструментария для исследования. Представление первых пилотных полевых данных студентами 4 курса. Дополнение инструментария.

Представление первых полевых данных студентами 4 курса.

Описание проделанной работы, непредвиденных трудностей, необходимости внесения изменений в инструментарий. Обсуждаются дальнейшие стратегии исследования, производится корректировка плана полевой работы. Анализируются полученные результаты, строятся первые прогнозы.

Занятие 11. Представление новых полевых данных. Первая интерпретация. Опыт участия в научной и педагогической деятельности.

Представление полевых данных студентами 4-го курса.



Занятие 12. Методический семинар: Анализ данных.

Обсуждаются основные методики анализа данных. Рассматриваются конкретные примеры удачного и неудачного выбора методик.



Занятие 13. Рабочий семинар: Практикум по анализу данных-1

Обсуждаются методы сбора и анализа данных.



Основная литература:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., Аспект Пресс, 1995.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб, Интерсоцис, 2006. – 256 с.

Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.. ИД ГУ-ВШЭ, 2006



Занятие 14. Рабочий семинар: Практикум по анализу данных-2

Обсуждаются методы сбора и анализа данных.



Задачи этапа:

Обсуждение промежуточных результатов исследований;

Анализ трудностей в исследованиях, коллегиальная выработка рекомендаций;

Поддержание профессионального контакта в группе участников мастерской

Оценивается:

а) участие в дискуссии и выработке рекомендаций по преодолению трудностей в исследованиях,

б) доработка методик сбора и анализа эмпирических данных (обновленный вариант описания методик сдается в письменном виде).

Основная литература:

Желязны Дж. Говори на языке диаграмм. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

Радаев В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

Ядов В.А.Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., «Добросвет», 2003 – 596 с.



Занятие 15. Методический семинар: Форматы письменных научных работ. Особенности каждого жанра.

Практические задания на поиск и написание некоторых видов работ.



Для домашней проработки: сбор эмпирического материала исследования

Задачи этапа:

Формирование навыков работы с полевыми данными, статистической и иной информацией;

Анализ трудностей на данном этапе исследования, коллегиальная выработка рекомендаций

Студенты представляют краткий отчет (2-3 страницы) о полевом этапе работы:

а) какие задачи ставились для данного этапа работы,

б) какие данные удалось собрать,

в) как они были собраны,

г) трудности полевого этапа,

д) каких данных не хватает.

Занятие 16. Рабочий семинар: Обсуждение результатов полевой части исследования. Обсуждение черновиков курсовых работ. Индивидуальный отчет о научно-практической работе за 3 модуль.

Занятие 17. Рабочий семинар: Индивидуальный отчет о научно-практической работе за 3 модуль. Обсуждение черновиков курсовых работ.

1) Обсуждение отчетов полевого этапа исследования.

2) Как представить результаты исследовательского проекта?

Задачи этапа:

Анализ хода и результатов исследования по каждому проекту;

По окончании данного этапа работы студенты сдают черновик работы.

Занятие 18. Методический семинар: Оформление текстовых материалов. Подготовка устной презентации и графических материалов по результатам работы.

Обсуждаются требования к оформлению письменных работ.

На семинаре также выделено время для обсуждения различных текущих вопросов, связанных с реализацией научного исследования, написанием ВКР и содержанием презентаций.

Требования к оформлению текста курсовой и выпускной работ. Требования к оформлению иллюстративного материала, таблиц, диаграмм и схем.



Отчетные материалы

(представление курсовых, выпускных работ, студенческих докладов на конференциях и научных семинарах, студенческих научных публикаций).

Чистовой вариант курсовых и дипломных работ представляется на оценку до 1 мая.

Затем участники мастерской готовят научные публикации: доклады для конференций, научных семинаров (deadline 20 мая).



Методическая литература:

Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf



Настольная книга студента. Учебно-методический справочник по написанию проектов, курсовых и дипломных работ, по организации практики и т.п.// Под ред. И.Г.Тарусиной. СПб.: изд-во "НИЯК», 2008.

Занятие 19. Рабочий семинар: Презентации отчетных работ.

Семинар проходит в форме научной конференции: студенты выступают с докладами, остальные участники семинара задают вопросы и комментируют выступления. После каждого выступления обсуждаются то, как можно улучшить презентацию. В конце семинара обобщаются полученные выводы по каждому выступлению и подводятся итоги.



Занятие 20. Рабочий семинар: Защита курсовых работ.

На семинаре проходит репетиция защиты КР студентов 2-го и 3-го курса.



Обсуждается:

Содержание презентации. Регламент презентации. Основные этапы защиты. Представление графического материала. Раздаточный материал. Вопросы, на которые необходимо знать ответы. Процедура оценивания. Недочеты, которые необходимо исправить.



Занятие 21. Рабочий семинар: Индивидуальный отчет о научно-практической работе за 4 модуль. Обсуждение предварительного плана эмпирической работы на будущий год.

Студенты 2 года к семинару составляют план курсовой работы на следующий год. На семинаре проходит обсуждение планов и дается задание на лето.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


8.1. Основная литература

  1. Радаев В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

  2. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский Университет, 1995.

  4. Власть и элиты в современной России/Под ред. А.В.Дуки. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2003. – С. 21-33.

  5. Гельман В.Я., Тарусина И.Г. Изучение политических элит в России: проблемы и альтернативы//Политическая наука. Российская политика в теоретическом и сравнительном контексте: Сб. науч. трудов/РАН ИНИОН. М., 2003. – С. 53-78.

  6. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. N 10. C.187-198.

  7. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., Аспект Пресс, 1995.

  8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 1998.

  9. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. Учебное пособие по курсу «Практикум по экономической социологии». М.: SPSL.- «Русская панорама», 2008.

  10. Almond G., Verba S. Civic Culture. Political Attitudes & Democracy in Five Nations. Princeton Univ. Press. 1963.

  11. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997.

  12. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. Ad Marginem. 1996. Гл. 1, 4.

  13. Попова И.П. Еще один универсальный закон бюрократии? (Взяточничество как побочный продукт взаимодействия власти и граждан) http://ecsocman.hse.ru/text/33512099/

  14. Барсукова С.Ю. Теневые правила взаимоотношений политиков и предпринимателей http://ecsocman.hse.ru/text/35560185/

  15. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997.

  16. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский Университет, 1995.

  17. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб, Интерсоцис, 2006. – 256 с.

  18. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.. ИД ГУ-ВШЭ, 2006

  19. Желязны Дж. Говори на языке диаграмм. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

  20. Ядов В.А.Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., «Добросвет», 2003 – 596 с.

8.2. Методическая литература

  1. Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf

  2. Настольная книга студента. Учебно-методический справочник по написанию проектов, курсовых и дипломных работ, по организации практики и т.п.// Под ред. И.Г.Тарусиной. СПб.: изд-во "НИЯК», 2008.

8.3. Рекомендуемая литература

  1. Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта: Наука, 2004.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины


В процессе изучения дисциплины используются проекторы и компьютеры.


Смотрите также:
Программа дисциплины «Научно-исследовательского (научно-практического) семинаров»
539.04kb.
7 стр.
Программа дисциплины «Научно-исследовательского (научно-практического) семинаров»
264kb.
1 стр.
Республиканское государственное казённое предприятие
267.83kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
398.11kb.
2 стр.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
416.23kb.
3 стр.
Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин
280.75kb.
1 стр.
Программа научно-исследовательского семинара "Актуальные проблемы международного права"
415.47kb.
3 стр.
План научно-исследовательских работ
426.19kb.
3 стр.
Научно-образовательный материал по проекту №Н2-78. 1
729.83kb.
3 стр.
Программа российско-канадского научно-практического семинара
64.23kb.
1 стр.
Научно-исследовательского управления на 2011 год № п/п
66.23kb.
1 стр.
Проблемы преподавания дисциплины «Научно-популярная журналистика»
14.58kb.
1 стр.