Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №26
Согласовано Утверждаю

на заседании научно-методического Директор муниципального

совета общеобразовательного

протокол № учреждения гимназии №26

--------- -----------2011год ----------------Милованова Т.П.

------------------2011 год



Программа

по внеурочной деятельности

«Ритмика»

(модифицированная)



Автор: Лаптев Сергей Алексеевич

Томск 2011

Информационная карта

образовательной программы


I Наименование программы

«Школьный хореографический коллектив»

II Направленность

художественно-эстетическая

III Сведения об авторе (разработчике)




1. ФИО

Лаптев С.А.

2. Год рождения

1983

3. Образование

высшее

4. Место работы

МОУ Гимназия № 26

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Высшая

7. Адрес, телефон

Г. Томск, ул. Ивана Черных, 97/4, кв. 123

IVСведения о программе




1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

5-6

3. Тип программы

примерная

4. Характеристика программы




По месту в образовательной модели

одновозрастного детского объединения

По уровню освоения

общеразвивающая, специализированная

По форме организации образовательного процесса

комплексная

5. Цель программы

Развитие творческих способностей детей средствами хореографии

6. Учебные курсы, дисциплины

Ритмика

Классический танец

Народно-сценический танец



7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности

Формы: учебно-тренировочные, репетиционные занятия, комплексное занятие.

Методы: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: показ, демонстрация; практические: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.

8. Формы мониторинга результативности

Промежуточная аттестация (контрольное занятие, тестирование)


9. Кадровое обеспечение

педагог-хореограф.


I. Пояснительная записка.

1.1. Общие сведения.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

По типу программа является примерной, она составлена на основе программ Министерства образования и науки для учреждений дополнительного образования и программ Министерства культуры для хореографических училищ, авторской комплексной программы школы-студии «Фуэте» томского ДТДиМ, театра танца «Ривьера» ДДТ «У Белого озера» г. Томска, апробированного опыта работы хореографических ансамблей на базе СОШ № 58, гимназии № 13, Детского сада «Винипух» г. Томска, гимназии № 26.

Срок реализации программы 1 год. В зависимости от содержания образовательного запроса и стартовых возможностей воспитанников, интересов школы, уровня квалификации и подготовленности педагога может быть реализована как в полном объёме (1 год обучения), так и отдельными учебными модулями (разделами).

Программа ориентирована на детей 5-6 лет с минимальным отбором воспитанников (с учетом состояния здоровья, готовности к данному виду деятельности). Предполагает 2 образовательных модуля (подготовительный, основной).

1.2. Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их св времени.

Востребованность программы со стороны педагогов, воспитанников и их родителей в значительной степени определяется:

- интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современ­ной музыки, театра, танца;

- поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни под­растающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психиче­скому здоровью человека.

Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться, проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы.

Отбор содержания данной программы основан на идеях И.Я. Лернера о развитии личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоении «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитии опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка.



2. Цель и задачи программы.

2. 1. Цель: Развитие творческих способностей детей средствами искусства хореографии(ритмики).



2. 2. Задачи:

  • Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа.

  • Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.

  • Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества.

  • Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.

  • Расширение эрудиции и кругозора.

  • Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья.



1.3. Особенности построения программы и организации образовательной деятельности.
Срок реализации программы 1 год. Срок реализации программы, выбор предметов и объём содержания каждого из модулей определяется педагогом исходя из стартовых возможностей, специальных способностей и интересов детей, особенностей и условий конкретной школы, контингента воспитанников. Педагог имеет право варьировать содержание учебных предметов, объём учебных часов на освоение воспитанниками тех или иных тем и предметов при обязательном условии отражения изменений в составляемом им ежегодно календарно-тематическом плане.

Данная примерная программа является модульной. Каждый из модулей рассчитан на пол года обучения.



Модуль 1. «Подготовительный» (1 пол года обучения, 16ч.).

Основное назначение данного модуля – знакомство детей с миром танца, выявление и развитие танцевальных спо­собностей детей, формирование интереса и мотивации детей к занятиям ритмики.



Модуль 2. «Основной» (2 пол года обучения, 17ч.).

В ходе освоения данного модуля развивается интерес к предметному содержанию образо­вательного процесса, формируются ценностные ориентации воспитанника, ярче проявляются его общие и специальные творческие способности, склонности к занятиям ритмики, оформляются личностные позиции, связанные не только с заинтересованностью в достижении высоких результатов в области хореографии, но в организаторской, внутри-коллективной деятельности.



Режим занятий: 1- занятие 35 мин

Наполняемость групп определяется - не менее 15 человек.

1.4. Принципы обучения, воспитания, развития:

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника.

  • Дифференцированного подхода в организации деятельности учебных групп.

  • Связи теории с практикой.

  • Системности, последовательности, осознаваемости.

1.5. Методы обучения, используемые в реализации данной программы:

Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные: показ, демонстрация видео, фото материалов.

Практические: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.

Эвристические: творческие задания импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки.

1.6. Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности.

Программа ориентирована на детей и подростков 5 – 6 лет, проявляющих интерес и способности к ритмики, искусству танца.



Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.

Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.



Психологические особенности возрастной группы 5-6 лет:

  • Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.

  • Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже будущий школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)

  • Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.

  • Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).

  • Тревожность, страх оценки.

  • Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).

  • Формирование навыков учебной рефлексии.

  • Развитие когнитивных функций.

  • Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)

  • Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым

Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особен­ностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание ис­кусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмо­ционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию.

3. Ожидаемые результаты и мониторинг результативности реализации программы.

3.1. Предполагаемые результаты реализации программы.

По окончании курса обучения воспитанник коллектива:



  • Овладеет техникой танцевальных элементов.

  • Научится выражать мысли, чувства, различные эмоциональные состояния своего героя через жесты, мимику, пластику.

  • Разовьет мышечную, зрительную и музыкальную память, а также координацию движений. Научится аккуратности и дисциплинированности.

  • Овладеет основными знаниями и умениями по классической, народной и хореографии.

3.2. Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются входная диагностика, промежуточная (декабрь/январь) и итоговая (апрель/май) аттестации воспитанников. Аттестация может проводиться как в форме контрольных (зачётных занятий), так и в форме концертов, конкурсов.

4. Содержание образовательной деятельности.

4.1. Учебный план



Предмет, дисциплина

Количество часов в неделю/в год

Модуль 1.

Подготовительный

Модуль 2.

Основной




1 пол года обучения

2 пол года обучения






Ритмика

10

11






Классический танец

3

3






Народно-сценический танец

3

3






Всего часов в неделю/в год

16

17






3. Учебные предметы и дисциплины. Содержание учебного материала и учебная нагрузка.
В примерной программе представлены следующие предметы: ритмика, классиче­ский танец, народный танец. Освоение программы предполагает постепенность в ов­ладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса, связь с такими жанрами искусства, как музыка, литература, живопись.

Значимой для успешной реализации программы является опора на предмет «Классический танец» на всех этапах обучения. Классический танец не только развивает физические данные воспитанников и формирует необходимые технические навыки, но является источни­ком высокой исполнительской культуры и средством эстетического и нравственного вос­питания детей.

Предмет «Ритмика» является основным для обучения (подготовительный модуль, направлен на развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации ре­бенка. В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через эле­менты танцевальных движений в процессе занятий. На практических занятиях дети при­учаются к сотворчеству, у них развиваются память, внимание, творческие способности.

Содержательную основу Основного модуля составляют предметы «Народ­но-сценический танец» Он направлен на расширение предметных зна­ний по ритмики и обогащение исполнительских возможностей воспитанников. Народ­но-сценический танец раскрыва­ет красоту и образность национальных танцев, знакомит с культурой других народов.



VI. Условия реализации программы


  1. Кадровое обеспечение: педагог-хореограф.

  2. Помещение и оборудование.

  • Зал для занятий хореографией (в соответствии с САНПИНами), Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон (компьютер)




  1. Дидактическое обеспечение: медиатека, подборка литературы по разделам программы (см. список литературы для воспитанников).


Список литературы, использованной при составлении программы:



  1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... - Л., Искусство, 1975.

  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - Л.: Искусство. 1983. -207 с.

  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СП б.: «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.

  4. Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин-тов культуры, те­атр., хореогр. и культ.-просвет, училищ. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 1973.

  5. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - М., Молодая гвардия, 1954.

  6. Блок Л.Д.Классический танец. - М. 1987.

  7. Бекина С. И. И другие. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 -7 лет): изопыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т.П. Ло­мова, Е.Н.

  8. Бочарникова Е. Мартынова О. Московское хореографическое училище. - М.,1954.

  9. Бочкарёва Н. И. Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для хорео­графических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств.-Кемерово.-Кемеровск.гос. академия культуры и искусств, 2000.-101 с.

  10. Ваганова А. Я.Основы классического танца.-Л.Искусство, 1980.

  11. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. 1971.

  12. Варга Т.Л., Саввиди И.Я. и др. Образовательная программа школы-студии «Фуэте». – Томск, ДТДиМ, 2009.

  13. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. ин-ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: 1987.

  14. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. - 1, 42 Томск, 1994.

  15. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.

  16. Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. - М. –Л., 1982.

  17. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов ис­кусств и культуры. - М.: Издательство Московского института культуры. 1994. - 320с, с ил.

  18. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л., 1980.

  19. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - Л: Искусство, 1968. 260с.

  20. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. - М.: Искусство, 3979. - 259 с, 40 ил.

  21. Леонов Б.. Музыкальное ритмическое движение. Минск, 1971.

  22. Лисс С.Б. Образовательная программа театра танца «Ривьера». – Томск, ДДТ «У Белого озера». 2008.

  23. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М: Искусство, 1976.

  24. Нешевский Н.П. Изобразительное искусство и худ. труд. – М.: Просвещение, 1995.

  25. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просве­щение, 1986,395с.

  26. Ритмика и танец. Программа. - М. 1980.

  27. Соболева Г.Г. Современный русский народный хор. -М.: Знание, 1978.

  28. Теория и методика классического танца. Программа по специальности 05.07.00 «Пе­дагогика и хореография». - М: ГИТИС, 1998.

  29. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. - СПб.; Детство-пресс, 2000. -208 с

  30. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 1998.

  31. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 2001.

  32. Чечетин А.И. Основы драматургии. - М., 1981.

  33. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М., 1999.



Литература для воспитанников


1. К разделу «Ритмика»

  1. Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

  2. Блок В.М. и Португалов К.П. Русская и советская музыка. – М.: Просвещение, 1977.

  3. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М: Искусство, 1987.

  4. Бочарникова Э, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. - М.:Русский язык, 1987.

  5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001

  6. Всероссийский конкурс хореографических коллективов. г.Москва 2005.

  7. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.

  8. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.

  9. Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983.

  10. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.

  11. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

  12. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ.литератор, 1999.

  13. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.

  14. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: Академия развития, 1996.

  15. Пасютинская В. Волшебный мир театра. - М.: Просвещение, 1985.



    1. К разделу «Классический танец».

  1. Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

  2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М.: Просвещение, 1977.

  3. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987.

  4. Бочарникова Э, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет.- М.: Русский язык, 1987.

  5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001

  6. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.

  7. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.

  8. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.

  9. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-классика,2005.

  10. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ.литератор, 1999.

  11. Пасютинская В. Волшебный мир театра. - М.: Просвещение, 1985.

  12. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2 . - М; 1998.

  13. Сестры Сорины. Необходимый имидж. - М.: Гном-Пресс, 1999

  14. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на–Дону: Феникс, 2004.

  15. Шерман Р. Классическая музыка. Современная энциклопедия. – М.: АСТ: астель, 2009.




    1. К разделу «Народно-сценический танец».

  1. Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009.

  2. Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983.

  3. Детям – о традициях народного мастерства. Учебно-метод.пособие: В 2 ч./ Под ред.Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. – Л.: Искусство, 1952.

  5. Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

  6. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. – М.: Дет.лит, 1986.

  7. Пасютинская В. Волшебный мир театра. - М.: Просвещение, 1985.

  8. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2 . - М; 1998.

  9. Сахаров И.П. Народный дневник. Народные праздники и обычаи: - М.: Дружба наро­дов, 1991.

  10. Сестры Сорины. Необходимый имидж. - М.: Гном-Пресс, 1999

  11. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на–Дону: Феникс, 2004.

  12. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: «РЕСПЕКС», 1996.

  13. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.

Приложения.

Приложение 1 Критерии оценивания

уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника











Знания и мастерство

Личностное и социальное развитие

Показатели

Уровень

баллы (цветовое обозначение)

Освоение разделов программы

Формирование знаний, умений, навыков

Формирование общеучебных способов деятельности



Развитие личностных свойств и способностей

Воспитанность

Формирование социальных компетенций

Критерии оценивания

недостаточный (низкий)

0 - 3

менее 1/3

Знание (воспроизводит термины, понятия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т.д. )

Выполнение со значительной помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанника)

Ниже возрастных, социальных, индивидуальных норм.

Знание элементарных норм, правил, принципов

Знание элементарных норм, правил, принципов

достаточный (средний)

3 - 6

1/3 – 1/2

Понимание (понимает смысл и значение терминов, понятий, гипотез и т.д., может объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии)


Выполнение с помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанникка)

В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами

Усвоение, применение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа)


Усвоение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа)



оптимальный

6 - 8

более 1/2 – 2/3

Применение, перенос внутри предмета (использует знания и умения в сходных учебных ситуациях)


Выполнение при поддержке, разовой помощи, консультации кого-либо

В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами

Эмоциональная значимость (ситуативное проявление)


Эмоциональная значимость (ситуативное проявление)


высокий

8 - 10

2/3 -практически полностью


Овладение, самостоятельный перенос на другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными; использует их в различных ситуациях;

уверенно использует в ежедневной практике)




Самостоятельное построение, выполнение действий, операций.

Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм.

Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели.

Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели.







Смотрите также:
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире красоты»
300.76kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности анимационной студии мульт-кино-школа «Счастливый дитенок»
669.81kb.
4 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению
316.97kb.
1 стр.
Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных
144.1kb.
1 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
460.64kb.
2 стр.
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе
1339.75kb.
8 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]
143.83kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр
589.18kb.
3 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «детский фитнес»
90.49kb.
1 стр.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области»
675.96kb.
6 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курс «Легоконструирование»
192.46kb.
1 стр.
Файрушина Фаина Абузяровна роо 1 8-9лет 6 И. Н. Горбунова программа
39.81kb.
1 стр.