Главная
страница 1
управление культуры и архивного дела Тамбовской области
Тамбовский государственный музыкально-педагогический

институт им. С. В. Рахманинова


__________________________________

П р о г р а м м а
VII международной научно-практической конференции

Музыка в современном мире:

Наука, педагогика, исполнительство

28 января 2011 года

ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, главный корпус

(ул. Советская, 87)


порядок работы конференции

10.00–11.00 Регистрация участников


11.00–13.00 Пленарное заседание

Рахманиновский зал ТГМПИ (ул. Советская, 87)


13.00–14.00 Перерыв
14.00–16.00 Работа по секциям:
I секция

Класс № 2, корпус I (ул. Советская, 59)



«Проблемы музыкального искусства: стиль, жанр, интерпретация»

(рук. — профессор О. В. Генебарт)


II секция

Класс № 1, корпус I (ул. Советская, 59)



«Проблемы истории и теории музыкального образования»

(рук. — заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, профессор,

действительный член Академии соц. и пед. наук Г. М. цыпин;

канд. пед. наук, профессор П. Н. Евтихиев)


III секция

Класс № 4, корпус I (ул. Советская, 59)



«Хореографическое искусство в системе художественного образования»

(рук. — канд. филос. наук, профессор Н. А. Клименко)


IV секция

Класс № 3, корпус I (ул. Советская, 59)



«Вопросы музыкального искусства в исследованиях студентов»

/студенческая секция/

(рук. — канд. искусствоведения, доцент Е. О. Казьмина)
16.00–17.00 Круглый стол. Подведение итогов

Класс № 1, корпус I (ул. Советская, 59)

(рук. — заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, профессор,

действительный член Академии соц. и пед. наук Г. МЦыпин)


17.00 Ужин

11.00–13.00

Рахманиновский зал ТГМПИ (ул. Советская, 87)
Пленарное заседание
Приветствия: Александр Николаевич Кузнецов, и. о. начальника Управления культуры и архивного дела

Тамбовской области.



Геннадий Моисеевич Цыпин, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических

наук, профессор, действительный член Академии социальных и педагогических наук.



Вступительное слово: Ирина Николаевна Вановская, кандидат педагогических наук, профессор, и. о. ректора ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

Выступления:
1. Контуры Постмодерна (на материале творчества Елены Гохман)

Александр Иванович Демченко, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель
науки и образования РФ, доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории
им. Л. В. Собинова, действительный член (академик) Российской академии естествознания, действительный
член (академик) Европейской академии естествознания

2. Проблемы установления общего объема творческого наследия композитора



Валентин Иванович Антипов, кандидат искусствоведения, руководитель Научного совета Русского
музыкального издательства

3. «Эпоха культа Богоматери» в музыкальном искусстве



Ольга Вячеславовна Немкова, кандидат искусствоведения, профессор Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

4. Трио нетрадиционного состава с участием фортепиано в классе камерного ансамбля



Анна Александровна Базикова, кандидат педагогических наук, доцент Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

5. Учить — иначе, учить — иному: креативный компьютер в музыкальных теоретических дисциплинах



Галина Рубеновна Тараева, кандидат искусствоведения, профессор Ростовской государственной
консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

14.00–16.00

Работа по секциям



Класс № 2, корпус I (ул. Советская, 59)
I секция

Проблемы музыкального искусства: стиль, жанр, интерпретация

(рук. — профессор О. В. генебарт)


1. Тайна как значимый компонент содержания оперы

Ирина Михайловна Левина, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

2. Творчество В. д’Энди (1851–1931) в культурном пространстве Франции



Валентина Владимировна Азарова, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского
государственного университета

3. Скерцо в контексте смеховой культуры



Лилия Юрьевна Абрамова, аспирантка Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

4. Первая симфония А. Скрябина: к процессу создания хорового финала



Павел Евгеньевич Карпов, кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных

5. Феномен сибелианы в начале XXI века и жанр камерно-инструментальной музыки Сибелиуса



Вячеслав Леонидович Астафьев, аспирант Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

6. А. Вивальди. 6 Концертов ор. 10 для флейты и струнных



Юлия Васильевна Шелудякова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

7. Произведения фольклорной традиции В. Беляева



Анатолий Анатольевич Ромашков, старший преподаватель Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

8. Фактор колористики в гармонии С. В. Рахманинова



Ольга Васильевна Генебарт, заслуженный работник культуры РФ, профессор Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

9. Анализ структуры музыкальных демонологических «рассказов» как этап систематизации в русской несценической музыке



Ирина Петровна Попова, кандидат искусствоведения, профессор Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, заместитель начальника Управления культуры и
архивного дела Тамбовской области

10. Феномен исторической устойчивости жанра хорового концерта



Ольга Владимировна Стець, старший преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

11. Пейзажные образы в русской хоровой миниатюре a cappella рубежа XIX–XX века



Анна Александровна Илларионова, преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

12. Обрядовая символика в хоровых циклах Г. Свиридова



Ольга Николаевна Ромашкова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

13. Духовный стих в творчестве современных отечественных композиторов (на примере «Покаянного стиха» Г. Свиридова из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»)



Алла Владимировна Аксёнова, преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

14. Исполнительское «открытие» как основной результат творческого самовыражения дирижера оркестра



Дмитрий Анатольевич Васильев, аспирант Белорусской государственной академии музыки

15. Современные китайские пианисты — проблемы исполнительского стиля



Сюй Бо, аспирантка Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

16. Роль переложения в домровом исполнительстве и педагогике



Кристина Бачукиевна Шарабидзе, аспирантка Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке

17. Отечественная музыкальная критика о концертной деятельности Г. Я. Ломакина



Юлия Михайловна Рогачёва, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных

18. К вопросу о перспективных тенденциях развития камерного хорового исполнительства



Александр Александрович Соловьёв, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных

19. Тамбовские страницы Летописи жизни и творчества С. В. Рахманинова



Елена Олеговна Казьмина, кандидат искусствоведения, профессор Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

20. «Божественная Литургия при Архиерейском служении» М. Покровского: особенности богослужебнопевческой книги



Екатерина Геннадиевна Давыдова, кандидат искусствоведения, доцент Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

21. Музыкальное образование в Царицыне: 1900–1910-е годы



Марина Васильевна Сиксимова, преподаватель Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова

22. Внедрение курса «Музыкальное краеведение» в структуру среднего профессионального образования



Вера Юрьевна Дубок, преподаватель Тамбовского колледжа искусств

23. Социально-культурные аспекты бытования музыкального фольклора в современном обществе



Павел Александрович Новочук, кандидат педагогических наук, преподаватель Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

24. Святочные обряды в традиционной культуре малороссов Волгоградской области



Сергей Юрьевич Пальгов, доцент Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова

25. Исторические песни XIX века в творчестве донских казаков Волгоградской области



Ольга Васильевна Капля, старший преподаватель Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова

26. Песни наборного типа: к вопросу о формообразовании вербальных текстов (на примере тамбовских частушек)



Елена Борисовна Вершинина, преподаватель Липецкого областного колледжа искусств им. К. Н. Игумнова,
член Союза композиторов России

27. Этномузыкальная образовательная среда как фактор социализации детей и подростков



Лариса Павловна Карпушина, кандидат педагогических наук, доцент Мордовского государственного
педагогического института им. М. Е. Евсевьева

Класс № 1, корпус I (ул. Советская, 59)
II секция

Проблемы истории и теории музыкального образования

(рук. — заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, профессор, действительный член
Академии соц. и пед. наук Г. М. цыпин; канд. пед. наук, профессор П. Н. Евтихиев)
1. «Insieme» для гитары и харпсихорда (фортепиано) Дж. Дуарте в репертуаре курса «Камерный ансамбль»
(исполнительский аспект)

Ирина Владимировна Юрашевич, старший преподаватель Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

2. Развитие концертмейстерской практики как вида профессиональной музыкальной деятельности



Надежда Алексеевна Ежова, кандидат философских наук, доцент Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

3. О программе обучения технике музыкальной композиции Арнольда Шёнберга



Алексей Витальевич Вершинин, доцент Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

4. Информационная деятельность учащихся в классе клавишного синтезатора



Елена Юрьевна Коробейникова, аспирантка Российского государственного профессионально-педагогического
университета, г. Екатеринбург

5. Трансактный подход к построению форм общения в системе «педагог – учащийся» в музыкальной педагогике



Галина Ивановна Островская, кандидат педагогических наук, доцент Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

6. Работа со взрослым самодеятельным хоровым коллективом. Содержание первой репетиции



Ольга Александровна Крупина, аспирантка Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке

7. Фортепианный ансамбль в практике современного курса общего фортепиано



Марионелла Юрьевна Долгушина, кандидат философских наук, доцент Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

8. К вопросу об эффективности начального фортепианного обучения



Галина Юрьевна Демченко, кандидат искусствоведения, преподаватель-методист Саратовского областного
колледжа искусств

9. Принципы воспитания навыков разбора и чтения нот, осмысления процесса работы над произведением



Наталия Николаевна Толмачёва, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Тамбовского
колледжа искусств

10. Некоторые аспекты становления музыканта-исполнителя скрипичного класса в условиях интенсивной концертно-исполнительской практики



Ирина Игоревна Бортникова, преподаватель Воронежского музыкального колледжа

11. Творческая составляющая внеклассной работы исполнительских классов детских школ искусств (детских


музыкальных школ)

Юлия Львовна Альтман, преподаватель Детской школы искусств № 2 им. И. Я. Паницкого, г. Балаково

12. К вопросу о влиянии аппликатурного фактора на развитие мышления пианиста (на материале работы в младших классах детской музыкальной школы)



Денис Сергеевич Сапельников, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

13. Отделение раннего эстетического образования сегодня: достижения и проблемы



Татьяна Ивановна Базикова, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

14. Специфика предмета «Музыкальный инструмент. Скрипка» на отделении раннего эстетического образования



Марина Викторовна Попова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

Класс № 4, корпус I (ул. Советская, 59)
III секция

Хореографическое искусство в системе художественного образования

(рук. — канд. филос. наук, профессор Н. А. Клименко)


1. Проблема сценографии в хореографическом искусстве

Елена Олеговна Матвеева, преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

2. Особенности балетмейстерской работы при создании сольной композиции



Юрий Юрьевич Усачёв, преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического института
им. С. В. Рахманинова

3. Художественная целостность выразительных средств русского танца



Елена Анатольевна Дегель, преподаватель Никифоровской детской школы искусств, Тамбовская область

4. Деятельность концертмейстера хореографического класса как музыканта-исполнителя и педагога



Людмила Федоровна Милошевич, концертмейстер Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С. В. Рахманинова

5. Профессиональная компетентность руководителя творческого коллектива



Елена Александровна Саунова, студентка V курса кафедры народной хореографии Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук.— Н. А. Клименко, кандидат философских наук, профессор

6. Танцевально-терапевтическая игра как форма работы педагога-хореографа

Анна Владимировна Шигорева, студентка V курса кафедры народной хореографии Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Н. А. Клименко, кандидат философских наук, профессор



Класс № 3, корпус I (ул. Советская, 59)
IV секция

Вопросы музыкального искусства в исследованиях студентов

/студенческая секция/

(рук. — канд. искусствоведения, доцент Е. О. Казьмина)

1. Функциональные аспекты музыкальной коммуникации



Анна Сергеевна Кондратьева, студентка II курса магистратуры кафедры оркестровых струнных инструментов
Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — А. М. Черемисин, кандидат философских наук, профессор

2. Основные детерминанты сонатной формы XIX века

Светлана Евгеньевна Бурамбаева, студентка I курса магистратуры кафедры истории и теории музыки
Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — И. Н. Вановская, кандидат педагогических наук, профессор

3. Особенности вариационного формообразования в «Метаморфозах» Р. Штрауса

Надежда Николаевна Козодаева, студентка II курса магистратуры кафедры истории и теории музыки
Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Е. Г. Давыдова, кандидат искусствоведения, доцент

4. Музыкально-теоретические труды Оливье Мессиана

Татьяна Ивановна Жданова, студентка I курса магистратуры кафедры истории и теории музыки Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Е. Ю. Матвеева, кандидат искусствоведения, доцент

5. О специфике преломления принципа монотематизма в Концерте для фортепиано с оркестром
Н. А. Римского-Корсакова (на примере материала вступления)

Ксения Владимировна Цихач, студентка IV курса кафедры истории и теории музыки Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — О. В. Генебарт, профессор

6. Концерты для одной руки с оркестром: Четвертый концерт для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева

Полина Викторовна Гордиенко, студентка I курса магистратуры кафедры специального фортепиано
Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — И. П. Попова, кандидат искусствоведения, профессор

7. О многомерности пространства в фортепианном цикле А. Лурье «Формы в воздухе»

Марина Владимировна Султанова, студентка I курса магистратуры кафедры истории и теории музыки
Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — И. П. Попова, кандидат искусствоведения, профессор

8. Контрапунктическое развитие в однотемных фугах цикла «24 прелюдии и фуги» Р. Щедрина

Людмила Борисовна Меликова, студентка IV курса кафедры истории и теории музыки Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Е. Г. Давыдова, кандидат искусствоведения, доцент

9. Третья симфония Е. Подгайца: к проблеме эпилога в искусстве

Мария Вячеславовна Камышанова, студентка IV курса кафедры теории музыки Уфимской государственной
академии искусства им. З. Исмагилова

Науч. рук. — Е. Р. Скурко, доктор искусствоведения, профессор

10. М. Готлиб. Концерт для саксофона с оркестром

Екатерина Владимировна Уварова, студентка I курса магистратуры кафедры оркестровых духовых и ударных
инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Ю. В. Шелудякова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель

11. Специфика взаимодействия комического и драматического в опере-фарсе «Смерть Тарелкина» А. Колкера

Любовь Валерьевна Грунер, студентка II курса магистратуры кафедры истории и теории музыки Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Е. А. Сорокина, кандидат искусствоведения, доцент

12. Инструментальные сочинения в балете и проблема программности

Валентина Анатольевна Дворник, студентка V курса кафедры теории музыки и композиции Ростовской
государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

Науч. рук. — Г. Р. Тараева, кандидат искусствоведения, профессор

13. Об истоках и сюжетной основе балетов фольклорного направления начала XX века

Елена Ивановна Жданова, студентка IV курса кафедры истории и теории музыки Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — О. В. Генебарт, профессор

14. Музыкально-риторические фигуры в Реквиеме В. Моцарта как претворение принципов эпохи Барокко

Ярослав Сергеевич Черников, студент I курса магистратуры кафедры хорового дирижирования Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — О. В. Немкова, кандидат искусствоведения, профессор

15. Особенности хорового письма в кантате «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева

Вячеслав Павлович Сащенко, студент I курса магистратуры кафедры хорового дирижирования Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — О. В. Немкова, кандидат искусствоведения, профессор

16. С. Е. Фейнберг — интерпретатор музыки И. С. Баха

Лариса Алексеевна Кириченко, студентка II курса магистратуры кафедры специального фортепиано Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — М. Ю. Долгушина, кандидат философских наук, доцент

17. Аутентичность как способ исполнения музыки барокко

Оксана Евгеньевна Калениченко, студентка II курса магистратуры кафедры оркестровых струнных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — А. М. Черемисин, кандидат философских наук, профессор

18. Актуальные проблемы выборной клавиатуры B-griff в конструкции аккордеона

Людмила Александровна Шаповалова, студентка I курса магистратуры кафедры народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Р. Н. Бажилин, кандидат педагогических наук, профессор

19. Сонористические возможности воздушного клапана в музыке отечественных композиторов второй половины
ХХ в. для баяна

Алексей Сергеевич Павлов, студент I курса магистратуры кафедры народных инструментов Тамбовского
государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — И. П. Попова, кандидат искусствоведения, профессор

20. Трансформация взглядов на роль ударных инструментов в симфоническом оркестре

Арсений Александрович Сазонов, студент I курса магистратуры кафедры оркестровых духовых и ударных
инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — Н. А. Ежова, кандидат философских наук, доцент

21. Дистанционные методы обучения как фактор модернизации образования в музыкальном вузе

Светлана Георгиевна Серебрякова, студентка II курса магистратуры кафедры специального фортепиано
Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова

Науч. рук. — В. Н. Галушка, кандидат педагогических наук, профессор

22. Роль фольклорных музыкальных игр в социализации младших школьников

Екатерина Ивановна Наумкина, студентка V курса кафедры хорового дирижирования, пения и методики
преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева

Науч. рук. — Л. П. Карпушина, кандидат педагогических наук, доцент



16.00–17.00

Класс № 1, корпус I (ул. Советская, 59)

Круглый стол



Руководитель: Геннадий Моисеевич Цыпин, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических
наук, профессор, действительный член Академии социальных и педагогических наук.
Выступления руководителей секций

Подведение итогов и закрытие конференции
Регламент работы конференции:

доклады на пленарном заседании — 15 минут



доклады на секционных заседаниях — 10 минут

обсуждение — 5 минут


Смотрите также:
С. В. Рахманинова Программ а
142kb.
1 стр.
С. В. Рахманинова Программ а
164.85kb.
1 стр.
Тематическое планирование по мхк 1 час в неделю для 10 класса 34 часа в год. Составлено на основе программ общеобразовательных программ «Мировая художественная культура»
137.54kb.
1 стр.
Программа I тур Произведение
106.04kb.
1 стр.
Рr-поддержка реализации федеральных, региональных, муниципальных программ спецсеминар
48.26kb.
1 стр.
Ю. А. Жданова. Учредители конференции
85.85kb.
1 стр.
«Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова»
139.14kb.
1 стр.
«Показ спектаклей, концертов и концертных программ, кинопрограмм и иных зрелищных программ»
188.39kb.
1 стр.
1. Наименование государственной услуги
124.96kb.
1 стр.
Занятие по закреплению знаний и способов деятельности. Вид занятия
113.92kb.
1 стр.
Директор департамента культуры Костромской области
104.18kb.
1 стр.
Вредоносные программы и антивирусные программы Типы вредоносных программ
202.51kb.
1 стр.