Главная
страница 1


На правах рукописи

КОБА Владимир Дмитриевич



КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОТБОРЕ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Набережные Челны - 2012



прямоугольник 26

Диссертация выполнена на кафедре теории и методики

физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма»



Научный руководитель
Научный консультант

доктор биологических наук, профессор

Шарова Людмила Васильевна

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов Александр Семенович

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия» физической культуры, спорта и туризма




Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор

Неверкович Сергей Дмитриевич

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»


доктор педагогических наук, доцент

Пьянзин Андрей Иванович

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева»




Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Защита состоится «25» декабря 2012 года в 12 час.00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 423807, г. Набережные Челны, ул. Е.Н. Батенчука, 21, ауд. 313.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.

Режим доступа: http://www.kamgifk.ru

Автореферат разослан «25» ноября 2012 г.




Ученый секретарь диссертационного

совета


А.А. Черняев


Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Бокс в нашей стране культивируется в строгом соответствии с международными правилами любительского бокса и, ведя свое развитие от самобытных форм кулачного боя, с каждым годом становится менее агрессивным. Наряду с другими видами спорта он служит высоким целям всестороннего физического воспитания молодежи. Правила бокса постоянно совершенствуются и оказывают положительное влияние на его содержание (Э.М. Кураков, В.Н. Клещев, 2008). Все эти обстоятельства делают особенно актуальными исследование проблемы отбора юных боксеров и выявление организационно-методических особенностей бокса на этапе начальной подготовки детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования и специализированных школах по боксу.

Проблема определения спортивной пригодности или отбора всегда существовала в нашей стране и за рубежом. Многие ее теоретические и методические аспекты рассмотрены целым рядом авторов (М.С. Бриль, 1982; Е.Б. Сологуб и др., 2000; С.Д. Неверкович, 2003; Е.Б. Таймазов, 2005; В.П. Губа, 2008; Л.К. Серова, 2011;В.П. Строшков, Н.Т. Строшкова, 2011).

Столь же важную роль в отборе играют закономерности формирования двигательной функции детей школьного возраста. Ряд специалистов считает, что в процессе отбора существенное значение имеет диагностика задатков и способностей, а не двигательных навыков и умений индивида, в связи с чем необходимо использовать высокий исходный уровень прогностически значимых характеристик, а также темпы прироста физических качеств и двигательных способностей (М.С. Бриль, В.П. Филин, 1982; П.З. Сирис, 1983; В.И. Шапошникова, 1984; А.А. Гужаловский, 1986; Н.Ж. Булгакова, 1986; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов, 1999; Е.Б. Сологуб, 2000; В.Б. Зелеченок, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, 2000; Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, 2001).

Исследования, предпринятые за последние 30 лет, позволили разработать методики отбора, сыгравшие положительную роль в деле подготовки спортивных резервов во многих видах спорта (М.С. Бриль, 1980; Г.С. Туманян, 1984; Н.Ж. Булгакова, 1986; Д.В. Собелев, 1998; И.Т. Вяльшин, 2010; В.П. Строшков, 2011).

Анализ современного состояния проблемы спортивного отбора показывает, что в углубленном изучении нуждаются следующие аспекты: разработка надежных критериев оценки перспективности юных спортсменов на ранних этапах подготовки, задача своевременного распознавания индивидуальной одаренности и начала спортивной специализации в избранном виде спорта, выявление закономерностей структуры специальных способностей и совершенствование методики отбора юных спортсменов с учетом более значимых показателей и профиля высококвалифицированного боксера.

Все вышесказанное определяет актуальность данной проблемы.

Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе по теме диссертационного исследования свидетельствует о существовании объективного противоречия между необходимостью повышения эффективности спортивного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы, с одной стороны, и недостаточной организационно-методической обеспеченностью данного вопроса - с другой.

С учетом содержания этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования: «Каковы организационно-методические особенности методики повышения эффективности отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы ДЮСШ».



Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать структуру и содержание комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы на основе учета физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Объект исследования: процесс спортивного отбора юных боксеров.

Предмет исследования: структура и содержание комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность спортивного отбора в учебно-тренировочные группы по боксу в ДЮСШ повысится, если разработать и реализовать методику комплексного отбора, основанную на построении профилей физического развития, физической и функциональной подготовленности юных боксеров, определять эффективность отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы по показателям специальной физической подготовленности, аэробной производительности и психоэмоционального состояния.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы спортивного отбора юных боксеров.

2. Выявить особенности физического развития, физической и функциональной подготовленности боксеров 10-14 лет и на этой основе создать соответсвующие профили.



3. Разработать и экспериментально обосновать методику комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы и определить организационно-методические особенности ее использования.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований (Б.А. Ашмарин, В.М. Зациорский, В.В. Краевский и др.); концептуальные положения теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.); теории и методики бокса (Е.В. Калмыков, В.Н. Клещев, И.С. Колесник, В.Е Котешев, Н.А. Худадов); теории спортивного отбора и прогнозирования в спорте (Н.Ж. Булгакова, М.С. Бриль, В.М. Волков, В.П. Губа, А.А. Гужаловский, Ю.Д. Железняк, В.Б. Зеличенок, А. Николич, В. Праносич, В.П. Филин и др.).

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; анализ документации; анкетный опрос; антропометрические измерения; инструментальные методы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; моделирование; методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

  • получены новые данные о физическом развитии, физической и функциональной подготовленности боксеров 10-14 лет;

  • разработана методика комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы;

  • экспериментально обоснована целесообразность построения профилей физического развития, физической и функциональной подготовленности при отборе юных боксеров в учебно-тренировочные группы;

  • установлено, что эффективность отбора существенно повышается при использовании информативных критериев, к которым могут быть отнесены показатели специальной физической подготовленности, «Киктеста», аэробной производительности и психоэмоционального состояния;

  • установлено, что применение предложенной и апробированной методики позволяет более оперативно осуществлять комплексную оценку различных сторон подготовленности боксеров 13-14 лет при отборе в учебно-тренировочные группы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и научно обоснованная методика комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы, основанная на построении профилей физического развития, физической и функциональной подготовленности, способствует дальнейшему совершенствованию системы спортивного отбора юных спортсменов, а также расширяет и дополняет существующие положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные научные положения и выводы диссертации позволяют оптимизировать процесс отбора юных боксеров; разработанная методика комплексного отбора способствует совершенствованию процесса выявления более одаренных спортсменов; разработанные практические рекомендации позволяют тренерскому составу более рационально планировать отбор детей в учебно-тренировочные группы.

Результаты исследования могут использоваться в учебно-тренировочном процессе юных боксеров, в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих подготовку спортивного резерва по боксу (ДЮСШ и СДЮСШОР).

Другой областью применения результатов исследования являются учреждения среднего и профессионального образования, осуществляющие профессиональную подготовку и повышение квалификации тренеров по боксу.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, применением методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам; всесторонним анализом проблемы; логикой построения и продолжительностью эксперимента, а также возможностью его повторения; репрезентативностью выборки испытуемых; корректной статистической обработкой экспериментальных данных; личным участием автора во всех этапах исследовательской работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Отбор в учебно-тренировочные группы по боксу целесообразно проводить с 13-14 лет на основе комплексного анализа показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности. Такая оценка может быть выполнена с использованием предложенных соответствующих профилей.

2. К числу информативных критериев проверки эффективности отбора, представленных нами в методике комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы, могут быть отнесены показатели специальной физической подготовленности и «Киктеста»; аэробной производительности и психоэмоционального состояния.

3. Организационно-методическими особенностями методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы являются: 1) выявление оптимального уровня общей и специальной физической подготовленности боксеров с учетом перспективности спортсмена, этапа тренировочного процесса и задач спортивной подготовки; 2) обеспечение спортивного отбора с учетом комплекса информативных для бокса показателей; 3) единство общих принципов спортивного отбора, дидактических принципов и принципов спортивной тренировки; 4) уровень компетентности тренера; 5) техническая оснащенность спортивного зала.

4. Организация отбора в учебно-тренировочные группы на основе экспериментальной методики комплексного отбора юных боксеров с соблюдением выделенных нами организационно-методических особенностей позволяет делать отбор перспективных спортсменов в учебно-тренировочные группы более эффективно.

Апробация работы и публикации. Основные результаты диссертационной работы отражены в 11 публикациях автора, из них 3 статьи в журналах ВАК. Материалы диссертации неоднократно докладывались на международных(г. Пинск (Беларусь, 2012 г.), и всероссийских научно-практических конференциях (Набережные Челны, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.).

Основные результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебно-тренировочный процесс МАОУ ДОД ДЮСШ «Строитель», МАОУ ДОД СДЮСШОР «Олимпийский» г. Набережные Челны, ДЮСШ №4 г. Якутск; СДЮСШОР по боксу им. Олега Маскаева, г. Саранск; ДЮСШ «Ринг-Стар» г. Ульяновск, в учебном процессе НФ Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, что подтверждается актами внедрения.



Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, состоящего из 179 наименования, из них 10 - зарубежных авторов. Материал диссертации изложен на 154 страницах, в ней содержится 16 таблиц, 36 рисунков и 3 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «ВВЕДЕНИИ» обоснована актуальность работы, раскрываются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, а также научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе − «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА В БОКСЕ»- рассматриваются особенности системы отбора в видах спорта и в ударных единоборствах, в том числе и сущность процессов отбора в спорте, раскрываются специфика и особенности применения критериев отбора для повышения вероятности отбора более перспективных ребят.

Достижение выдающихся спортивных результатов в современном спорте не может быть обеспечено только за счет совершенствования системы подготовки спортсменов. Необходим поиск одаренных как в двигательном, так и в функциональном отношении детей и подростков, имеющих высокую мотивацию к спортивным успехам и отличное здоровье. Поэтому проблема поиска эффективной организации и методики отбора является актуальной в современном спорте. Проблема спортивного отбора может быть успешно решена только на основе применения комплекса методов исследования: педагогических, медико-биологических, психологических и других. Для прогнозирования будущей эффективности соревновательной деятельности необходима оценка уровня развития морфологических и психофизиологических характеристик, а также в ходе спортивного отбора обязателен учет генетических и средовых факторов, их взаимодействия. Нами сделана попытка на основе анализа современных достижений теории и методики физического воспитания и спорта, спортивной физиологии и генетики, практической деятельности тренеров в ДЮСШ определить особенности методики комплексного отбора в ударных единоборствах.

Изучение литературы показало фактическое отсутствие научных данных и практических рекомендаций о применении методики комплексного отбора для повышения эффективности отбора боксеров 13-14 лет в учебно-тренировочные группы.

Во второй главе − «МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ» − характеризуются методы, применяемые для решения задач исследования, рассматриваются особенности организации опытно-экспериментальной работы.

В третьей главе − «ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ОТБОРА ЮНЫХ БОКСЕРОВ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ» - изучаются вопросы использования вариантов отбора в системе подготовки боксеров в условиях ДЮСШ, представлены методика комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы и модель повышения эффективности отбора юных боксеров; анализируется физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность боксеров 10-14 лет с построением соответствующих профилей.

В рамках констатирующего эксперимента было проведено анкетирование тренеров (30 человек) с целью выявления отношения специалистов к проблеме спортивного отбора в боксе. С помощью данных анкетирования подтвердился факт, что в настоящее время не осуществляется диагностика пригодности и отбора к занятиям боксом, впрочем, как и в любом другом виде спорта. Выражая свое отношение к основным критериям при отборе в секцию бокса, специалисты на первое место отнесли критерии физической подготовленности (62,45%), на второе место - медико-биологические (24,6%), на третье - психологические (7,65%). Вероятно, все критерии в комплексе (5,3%) определены более опытными специалистами, имеющими стаж работы выше 15 лет, на четвертое место. Необходимо заметить, что, в принципе, отбор проводится именно с позиций соответствия физиологических функций максимальным нагрузкам, зачастую не имеющим отношения к специфической спортивной деятельности в боксе. Высказывая свои пожелания относительно отбора и ориентации в боксе, тренеры считают, что необходимо: осуществлять диагностику пригодности к занятиям боксом; совершенствовать систему отбора в боксе; использовать информативные критерии отбора.

В условиях эксперимента нами была предложена и апробирована методика комплексного отбора юных боксеров, которая позволяет выводить спортсмена на прогнозируемый уровень, осуществлять отбор перспективных спортсменов.

Разработанная методика комплексного отбора юных боксеров включает два этапа, аналогичных традиционной концепции спортивного отбора во всех видах спорта, и совпадала по срокам с основными этапами процесса многолетней подготовки.

На первом этапе педагогического эксперимента юные боксеры (n=125) были разделены на подгруппы по возрастам: 10, 11, 12, 13 и 14 лет.

В методику отбора были включены в комплексе 22 показателя физического развития, физической и функциональной подготовленности и построение соответствующих профилей.

Для построения профиля физического развития юных боксеров мы использовали метод сигмальных отклонений (С.Б. Тихвинский, С.В. Хрущев, 1991). Показатели физического развития индивидуума сравнивали со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов.

Совокупность сигмальных отклонений отображали графически, получая так называемый профиль физического развития (рис.1). Оценка полученных результатов физического развития проводилась в интервале ±0,5 до ±1 как средняя, в интервале от ±1 до ±1,5 как выше или ниже средней, в интервале от ±1,5 до ±2,0 как высокая или низкая, в интервале от до ±2,0 и более как очень высокая или очень низкая.




Рис. 1. Профиль физического развития юных боксеров 10 - 14 лет
Для построения профиля физической подготовленности фактические результаты юных боксеров сравнивали с нормативными значениями для соответствующей возрастной группы - 10, 11, 12, 13, 14 лет (Б.Х. Ланда, 2004).

Функциональный профиль - это графическое наглядное изображение отклонений индивидуальных функциональных показателей обследуемого от среднегрупповых значений ЧСС, УОК, МОК, PWC170, PWCотн, МПК, МПКотн.

По результатам педагогических наблюдений, анализа документальных материалов и опроса специалистов, из обследованного контингента в соответствии с профилями физического развития, физической и функциональной подготовленности были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу были отобраны 13-14-летние боксеры, у которых более 80% показателей соответствовали уровням выше среднего и высокого (n=25). Контрольную группу составили юные боксеры, у которых показатели соответствовали среднему уровню (n=25).

Для того чтобы наглядно представить реализацию методики комплексного отбора юных боксеров, мы обратились к методу моделирования.

Модель повышения эффективности комплексного отбора юных боксеров представляет собой схему, в которой отражены: цель, задачи и принципы, содержание и организационно-методические особенности комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы, ожидаемый результат (рис. 2).

При определении цели изучались подходы к пониманию цели как идеального сознательно планируемого результата спортивного отбора. Цель определяет функционирование каждого элемента модели. Цель модели - повышение эффективности комплексного отбора юных боксеров.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач: оптимизации тренировочного процесса и спортивного отбора; определения информативных критериев отбора, имеющих значение для бокса как вида спорта; обеспечения надежного прогноза потенциальных возможностей юных боксеров; осуществления отбора перспективных спортсменов.

Для повышения эффективности модель основывается на принципах спортивного отбора: комплексности; единства пригодности, ориентации и отбора; единства интересов спорта и интересов личности; диагностики обучаемости, последовательности и избирательности, единства отбора и воспитания спортсменов, предварительной подготовки к отбору.

В центре предложенной нами модели находится содержание методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы.

Применение модели повышения эффективности комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы будет эффективной, если будут соблюдены следующие организационно-методические особенности: выявление оптимального уровня общефизической подготовленности боксеров с учетом перспективности спортсмена, этапа тренировочного процесса и задач спортивной подготовки; обеспечение спортивного отбора с учетом комплекса показателей, информативных для бокса; единство общих принципов спортивного отбора, дидактических принципов и принципов спортивной тренировки; уровень компетентности тренера; техническая оснащенность спортивного зала.

Ожидаемым результатом реализации модели является повышение результативности отбора юных боксеров.

Модель была апробирована в процессе педагогического эксперимента, что обусловило детальное уточнение всех составляющих, разработку дополнительных педагогических воздействий и приемов, способствующих совершенствованию системы спортивного отбора, что сделало ее необходимым педагогическим инструментарием тренера в решении сложных задач выявления наиболее перспективных юных боксеров.

В четвертой главе −« ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ОТБОРА ЮНЫХ БОКСЕРОВ» − приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента.

Оценка эффективности экспериментальной методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы осуществлялась на основе сравнения конечных результатов тестирования ЭГ и КГ между собой.




Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ ДОД ДЮСШ «Строитель» г. Набережные Челны Республики Татарстан в течение года с боксерами 13-14 лет учебно-тренировочных групп. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы по 25 человек. В экспериментальную группу были отобраны юные боксеры с помощью комплексной методики, а в контрольную группу - по мере выполнения переводных контрольных нормативов для ДЮСШ.

Для определения эффективности разработанной методики комплексного отбора юных боксеров нами использованы специфические тесты: «Киктест», психодиагностика, оценка физическая работоспособности после физической нагрузки, а также специальной подготовленности.

Результаты проведенных нами исследований общей и специальной физической подготовленности юных боксеров представлены в таблице 2.

Экспериментальная методика оказала существенное (р<0,05) влияние на исследуемые показатели. Экспериментальная группа превосходит контрольную по всем показателям (табл. 2). Применение методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы оказывает положительное влияние на качество отбора физически более одаренных ребят. Исходный уровень развития физических качеств еще не гарантирует перспективу, а учет начального уровня и комплексной оценки всех показателей может обеспечить более надежный прогноз конечного (дефинитивного) уровня развития этих качеств.

Применение при отборе более специфических средств определения резкости и силовых возможностей в боксе позволяет также повысить качество отбора юных боксеров.



Таблица 2

Показатели общей и специальной физической подготовленности

юных боксеров

Параметры

диагностики

ОФП и СФП





После эксперимента

ЭГ

КГ

ЭГ

M±m

M±m

M±m

Бег на 30 м

4,68±0,02

4,90±0,02

4,58±0,08**

Бег на 100 м

15,47±0,04

15,51±0,04

14,56±0,03**

Бег на 3000 м

14,28±0,01

14,52±0,01

14,18±0,03*

Прыжок в длину

198,67±1,00

196,57±0,08

219,11±2,31**

Подтягивание

11,5 ±0,31

8,45±0,33

15,22±0,40**

Сгибание и разгибание рук

48,83±0,64

40,80±0,55

54,33±1,02**

Поднимание ног в висе

11,06±0,24

9,02±0,21

17,61±0,41**

Толкание ядра



Правой

7,24±0,08

6,64±0,06

8,41±0,08***

Левой

6,86±0,17

5,78±0,15

7,85±0,07**

Количество

ударов


8 сек

28,11±0,25

25,98±0,20

33,50±2,54**

3 мин

298,61±2,05

276,59±2,02

342,61±2,07**

Достоверность




P<0,05

Примечание: М – среднеарифметическое значение, m – ошибка от средней; различия по t-критерию Стьюдента между показателями в группах; *- достоверность различия между результатами ЭГ в начале и конце эксперимента (p<0.05); ** - достоверность различия между контрольной и экспериментальной группой в конце эксперимента (p<0,05)
Полученные результаты подтверждают эффективность проведенного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы (рис. 3). Сила удара правой руки в КГ находится в пределах от 79,00±4,49 кг до 82,53±4,54 кг за три приема. Резкость правой руки составила за 1-й прием 21,58±1,42 кг/мс, за второй - 23,63±1,32 кг/мс, за третий - 22,16±1,68 кг/мс. В ЭГ юных боксеров сила удара правой кисти в начале эксперимента составляла за первый прием - 80,58 ±5,03, в конце - 84,00± 4,73, за второй - 81,58±5,29, 85,58±5,07, за третий - 87,21±5,49, 93,00±4,70 соответственно. Отбор юных боксеров с учетом силы и резкости прямого удара правой и левой руки позволил определить индивидуальные особенности юных боксеров. В нашем примере все исследуемые юные боксеры оказались правшами.

Нами отмечена различная реакция организма юных боксеров на физические нагрузки. Реакция показателей ЧСС на физическую нагрузку в КГ юных боксеров более выраженная, чем у юных боксеров ЭГ. Результаты обследования ЧСС в различные периоды восстановления юных боксеров ЭГ имеют тенденцию быстрого восстановления, т.е. наблюдается благоприятная адаптация к физическим нагрузкам различной мощности (табл. 3).




Рис. 3. Показатели проведения «Киктеста» юных боксеров (правая рука)
Таблица 3

Показатели аэробной производительности юных боксеров

Исследуемые показатели



До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

ЭГ

M±m

M±m

M±m

ЧСС , уд/мин

81,39±2,46

85,17±2,11

75,72±1,71**

СД, мм рт. ст

112,06±2,01

114,89±1,78

112,67±2,04

ДД, мм рт. ст

73,50±1,45

73,72±1,63

73,44±1,46

ЧСС1,уд/мин

122,72±2,75

142,67±2,74

122,67±2,77**

ЧСС2, уд/мин

156,50±1,20

171,33±1,30

156,56±1,21**

PWC 170,

900,95±32,33

864,99±32,96

1010,69±41,30**

PWCотн

14,93±0,52

15,26±0,49

15,99±0,70*

МПК, л

2,9±0,06

2,57±0,06

3,02±0,08**

Восстановительный период

1 мин.

115,28±2,61

137,44±2,34

110,39±2,64**

2 мин.

95,89±2,90

115,56±2,85

94,39±2,80**

3 мин.

94,56±2,49

101,39±2,07

80,56±2,74**

Индекс выносливости

427,06±11,92

413,06±9,80

434,83±12,72**

Примечание: М – среднеарифметическое значение, m – ошибка от средней; различия по t-критерию Стьюдента между показателями в группах; *- достоверность различия между результатами ЭГ в начале и в конце эксперимента (p<0.05); ** - достоверность различия между контрольной и экспериментальной группой в конце эксперимента (p<0,05).
Следовательно, своевременный отбор юных боксеров с учетом основных ведущих факторов, определяющих физическую работоспособность, позволяет повысить спортивную готовность и надежность юных спортсменов. Это еще раз доказывает успешность комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы. Мы считаем, что целесообразно проводить определение МПК при первичном отборе спортсменов, отдавая предпочтение кандидатам с большими значениями МПК. У юных боксеров ЭГ показатель МПК составил 2,9±0,06 л, а в конце спортивного сезона он равнялся 3,02±0,08 л (рис. 4).


Рис.4. Показатели максимального потребления кислорода юных боксеров
Показатель PWC170 у юных боксеров ЭГ от начала к концу эксперимента вырос на 12,2% и составил в начале 900,95±32,33 кг/м/мин и в конце сезона ̶ 1010,69±41,30 кг/м/мин. В КГ юных боксеров данный показатель в конце сезона равнялся - 864,99±32,96 кг/мин (табл. 3, рис. 5).


Рис. 5. Показатели общей физической работоспособности юных боксеров
Отбор юных боксеров в учебно-тренировочные группы, несомненно, должен быть связан с учетом показателей аэробной производительности.

Мы использовали индекс выносливости, который определяли с помощью программного модуля Поли-Спектр-Эрго. В ЭГ у юных боксеров данный показатель достоверно выше, чем в КГ (рис. 6).




Рис. 6. Показатели индекса выносливости юных боксеров
Таким образом, мы можем отметить, что проведенный нами эксперимент позволил выделить функциональный показатель, который можно использовать как один из критериев отбора. Это свидетельствует о том, что разработанная методика комплексного отбора юных боксеров позволяет наиболее объективно подходить к процессу отбора. При проведении обследований юных спортсменов, как минимум, должен проводиться анализ основных антропометрических, физиометрических, функциональных показателей.

Анализируя динамику показателей диагностики психоэмоционального состояния юных боксеров в течение исследуемого периода, можно утверждать, что произошли значимые изменения в экспериментальной группе юных боксеров от начала к концу эксперимента. В показателе, характеризующем точность реакции на движущийся объект, в экспериментальной группе наблюдается значимое изменение за период исследования (рис. 7).



Рис. 7. Показатели точности реакции на движущийся объект (ТРДО) юных боксеров
В контрольной группе данный показатель равнялся 35,91±3,27ус.ед., что достоверно ниже, чем в экспериментальной группе.

Величина коэффициента силы нервной системы (КсНС) в начале эксперимента составила 19,46±5,21%, а в конце равнялась - 10,88±1,73%. Наблюдается улучшение саморегуляции как следствие повышения устойчивости организма юных боксеров к изменяющимся ситуациям. В то же время у юных боксеров КГ наблюдается снижение данного показателя. В ЭГ боксеров наблюдается снижение напряжения за период эксперимента на 44,09% (рис. 8).





Рис. 8. Показатели коэффициента силы нервной системы (КсНС)

у юных боксёров


В диагностике координации движений наблюдается достоверное изменение в ЭГ юных боксеров (рис. 9).


Примечание: КолД – коэффициент количества движений
Рис. 9. Показатели координации движений юных боксеров
Показатели коэффициента мышц - сгибателей и разгибателей в ЭГ юных боксеров достоверно выше в конце наших исследований: в начале - 9,87±1,76%, 12,89±2,08% соответственно, в конце - 6,38±1,11%, 9,40±1,34 соответственно (улучшение на 35,35%). В КГ юных боксеров данные показатели к концу сезона оказались достоверно ниже, чем у юных боксеров ЭГ - 10,54±1,63%, 13,21±1,45% соответственно (рис. 10).


Рис.10. Показатели коэффициента координации мышц-сгибателей (КкорМС)
Вычисляя разность между координацией мышц- разгибателей и мышц-сгибателей юных боксеров определили дельту между координацией мышц- разгибателей и мышц-сгибателей. Диагностика данного показателя по диагностической шкале позволила определить, что у юных боксеров ЭГ координация мышц-сгибателей изменяется в лучшую сторону со знаком «+», а в КГ юных боксеров - со знаком «-» , т.е. координация мышц-сгибателей хуже.

В процессе применения методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы происходит заметное улучшение общего состояния двигательной памяти и как следствие, - улучшение функционального состояния. В КГ юных боксеров уровень избирательности внимания составил 9,21±0,30 ошибок, что соответствует низкому уровню (рис.11).




Примечание: УрИВ – уровень избирательности внимания
Рис. 11. Показатели диагностики избирательности внимания
Диагностика коэффициента чувства темпа (КЧТ) юных боксеров также подтвердила эффективность методики комплексного отбора юных боксеров: наблюдаются достоверные изменения (рис. 12).


Р

ис. 12. Показатели коэффициента чувства темпа (КЧТ)


Таким образом, положительная динамика результатов психоэмоциональной диагностики в ЭГ объясняется своевременным определением пригодности ребят к систематическим занятиям боксом. Следовательно, данные, полученные в результате диагностики психоэмоционального состояния юных боксеров, показывают, что использование комплексного отбора оказывает благоприятное влияние на физическое, функциональное и психическое состояние организма юных боксеров и на результативность спортивной деятельности.

Эффективность соревновательной деятельности юных боксеров определялась по количественным (количество побед на соревнованиях) и качественным (коэффициенты эффективности) показателям.

Количественная оценка результатов соревновательной деятельности юных боксеров определялась по количеству победителей в 3-х соревнованиях: контрольных соревнованиях - спарринге (октябрь), открытом первенстве ДЮСШ (декабрь), первенстве г. Набережные Челны (апрель). Для качественной оценки результатов соревновательной деятельности исследовалась эффективность соревновательных поединков на первенстве г.Набережные Челны (апрель). В соревновательной деятельности юных боксеров выявлено семь важнейших показателей. Анализ видеоматериалов соревновательных боев позволил по методике Ю.Б. Никифорова (1987) выявить следующие показатели: общее количество ударов за бой, точные удары правой и левой рукой, прямые удары, точные боковые удары правой и левой рукой, удары снизу, а также коэффициенты эффективности атаки (КЭА), защиты (КЭЗ), боевых действий (КЭБД) (табл. 4).

Исходя из данных количественной и качественной оценки соревновательной деятельности, можно заключить, что юные боксеры экспериментальной группы, отобранные из общей массы по методике комплексного отбора, были более результативными, чем юные боксеры контрольной группы.



Таблица 4

Показатели эффективности соревновательной деятельности

юных боксеров 13-14 лет

Показатели соревновательной деятельности

ЭГ

КГ

Количество нанесенных ударов

169,0±13,5

149,3±10,8

Количество точных ударов правой

49,7±17,8

46,1±14,2

Количество точных ударов левой

31,05±12,9

30,3±13,2

Количество прямых ударов

63,8±11,6

59,2±10,8

Количество точных боковых ударов правой

35,3±6,2

30,4±4,4

Количество точных боковых ударов левой

31,7±5,9

27,6±4,8

Количество ударов снизу

5,4±6,04

2,55±3,12

КЭА

0,34±0,04

0,2±0,05

КЭЗ

0,79±0,04

0,72±0,06

КЭБД

1,13±0,06

0,92±0,04



ВЫВОДЫ

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме отбора и ориентации детей и подростков к систематическим занятиям спортом показал, что, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, пока не определены четкие критерии, методы, приемы и формы отбора боксеров в учебно-тренировочные группы. В настоящее время использование различных критериев отбора (педагогических, физиологических, психологических) носит эпизодический характер. Поэтому требуется пересмотр системы отбора в учебно-тренировочные группы на основе комплексного учета показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности боксеров. Анализ программ по боксу для ДЮСШ и опрос специалистов показали, что на практике спортивный отбор, в основном, проводится с использованием педагогических критериев (контрольные, приемные и контрольно-переводные испытания). Данные испытания носят односторонний характер и состоят из стандартного набора тестов.

  2. Физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность юных боксеров изменяется в зависимости от двигательной активности (от 10 до 14 лет) и специфики вида спорта. Проведена оценка физического развития, физической и функциональной подготовленности юных боксеров с помощью построения соответствующих профилей.

Физическое развитие боксеров 10-14 лет характеризуется силовой направленностью и изменяется в зависимости от возраста и стажа занятий от ниже среднего и среднего уровня в 10 лет до средних, выше средних, высоких (силовые возможности) отметок сегментальных значений в 13-14 лет. Выявлен различный характер изменения уровня физической подготовленности юных боксеров в период с 10 до 14 лет. Так, для юных спортсменов 11 лет характерно следующее: 1) ухудшение гибкости на 8,57%, это можно объяснить тем, что первый год систематических тренировок в боксе приводит к напряжению мышц; 2) наибольший прирост достигают скоростно-силовые способности (7,5%); 3) значительное улучшение общей выносливости (19,6%). В 12 лет отмечен наибольший прирост скоростных способностей (7,26%), координационных способностей занимающихся (7,2%), силовых способностей (21,5%). Возраст 13-14 лет характеризуется значительным улучшением общей выносливости (11,7%) и силовых возможностей (18,5%). Под влиянием систематических занятий боксом происходит изменение уровня физической подготовленности от среднего уровня в 10 лет до высокого уровня в 14 лет. В процессе систематических занятий боксом происходит урежение ЧСС, увеличение сократительной способности миокарда (увеличение показателей УОК) и улучшение аэробной производительности (общая физическая работоспособность, максимальное потребление кислорода, максимальный индекс выносливости).

По данным нашего исследования, у юных боксеров наблюдаются достоверные изменения показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности с 11 до 14 лет, причем наибольший прирост отмечается в 13-14 лет.



  1. В результате проведенных исследований научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методика комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы, которая включает информативные показатели, позволяющие оценить спортивную пригодность юного боксера. Информативными критериями отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы являются специальная физическая подготовленность, показатели «Киктеста»; аэробная производительность, психоэмоциональное состояние. Организационно-методическими особенностями комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы являются: 1) выявление оптимального уровня общей и специальной физической подготовленности боксеров с учетом перспективности спортсмена, этапа тренировочного процесса и задач спортивной подготовки; 2) обеспечение спортивного отбора с учетом комплекса показателей, информативных для бокса; 3) единство общих принципов спортивного отбора, дидактических принципов и принципов спортивной тренировки; 4) уровень компетентности тренера; 5) техническая оснащенность спортивного зала.

  2. Экспериментально установлено, что применение разработанной нами методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы обеспечивает существенное повышение соревновательных результатов.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наряду с общими выводами диссертации, результаты экспериментальных исследований позволяют сделать ряд рекомендаций по внедрению в практику бокса методики комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы:



  • при исследовании физического развития юных боксеров целесообразно строить профиль физического развития на основе метода сигмальных отклонений;

  • для построения профиля физической подготовленности фактические результаты юных боксеров необходимо сравнивать с нормативными значениями для соответствующей возрастной группы;

  • исследовать функциональную подготовленность юных боксеров с построением соответсвующего профиля на основе разработанных критериев оценки с учетом среднегрупповых значений показателей;

  • определять отклонение индивидуальных значений оцениваемого боксера с учетом средних значений, предоставленных в профилях физического развития, физической и функциональной подготовленности;

  • определять эффективность отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы по показателям специальной физической подготовленности, «Киктеста»; аэробной производительности и психоэмоционального состояния;

  • разработанная методика комплексного отбора юных боксеров позволяет иметь четкий план действий при отборе перспективных спортсменов в учебно-тренировочные группы;

  • для более успешной организации отбора рекомендуется использовать модель повышения эффективности комплексного отбора юных боксеров в учебно-тренировочные группы, которая позволяет подойти к спортивному отбору как к целостному процессу;

  • полученные в результате исследования данные рекомендуется использовать в практической работе тренеров как в боксе, так и в других видах единоборств, так как они позволяют усовершенствовать и индивидуализировать процесс спортивного отбора.


СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК:

  1. Коба, В.Д. Характеристика возрастной динамики антропометрических и физиометрических показателей посредством составления профилей юных боксеров 10-14 лет / В.Д. Коба // Омский научный вестник. – 2012. – № 5 (101). – С. 150-154.

  2. Коба, В.Д. Характеристика физической подготовленности юных боксеров 10-14 лет. / В.Д. Коба // [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. – № 2 (23). – С. 91-102. – Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin.




  1. Коба, В.Д. Анализ результативности соревновательной деятельности и аэробной производительности юных боксеров 13-14 лет / В.Д. Коба, А.С. Кузнецов // [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. – № 2 (23).– С. 102-106. – Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin.

Публикации в других научных изданиях:

  1. Коба, В.Д. Отношение специалистов по боксу к проблеме отбора / В.Д. Коба // Опыт спортивного наследия – Универсиаде-2013 : материалы Международной научно-практической конференции. – Набережные Челны. – 2009. – С. 359-361.

  2. Коба, В.Д. Исследование показателей психоэмоционального состояния юных боксеров / В.Д. Коба // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Набережные Челны. – 2009. – С. 285-289.

  3. Коба, В.Д. Показатели общей и специальной физической подготовленности и результаты проведения «Киктеста» юных боксеров / В.Д. Коба // Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма : материалы X межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2010. – С. 205-209.

  4. Коба, В.Д. Показатели системы кровообращения и аэробной производительности юных боксеров 10-14 лет / В.Д. Коба // Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2010. – С. 326-331.

  5. Коба, В.Д. Некоторые аспекты подготовки боксеров / В.Д. Коба // Олимпизм, проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XI межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной 100- летию создания Российского Олимпийского комитета. – Набережные Челны : НФ Поволжская ГАФКСиТ, 2011. – С. 91-92.

  6. Коба, В.Д. Новые подходы к совершенствованию спортивного отбора в юношеском спорте / В.Д. Коба, З.М. Кузнецова // Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма : материалы XII межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Набережные Челны : НФ Поволжская ГАФКСиТ, 2012. – С. 137-138. (Авторский вклад – 50%).

  7. Коба, В.Д. Аэробная производительность и изменения частоты сердечных сокращений в восстановительный период у юных боксеров / В.Д. Коба // Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма: материалы XII межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Набережные Челны : НФ Поволжская ГАФКСиТ, 2012. – С. 314-317.

  8. Коба, В.Д. Обоснование комплексного подхода совершенствования спортивного отбора в боксе / В.Д. Коба, З.М. Кузнецова // Здоровье для всех : материалы четвертой международный научно-практической конференции. – Пинск : ПГУ, 2012. – С. 244-246. (Авторский вклад – 50%).


СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ СЛОВ
ST – площадь поверхности тела

Tпр – время прохождения диагностики на аппарате АЦ-9К

ДД – диастолическое давление

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

КГ – контрольная группа

КкорМР – коэффициент координации мышц-разгибателей

КкорМС – коэффициент координации мышц-сгибателей

КолД – коэффициент количества движений

КсНС – коэффициент силы и слабости нервной системы

КЧТ – коэффициент чувства темпа

КЭА – коэффициент эффективности атак

КЭБД – коэффициент эффективности боевых действий

КЭЗ – коэффициент эффективности защит

МОК – минутный объем крови

МПК – максимальное потребление кислорода

ОГК – окружность грудной клетки

СД – систолическое давление

СОК – секундный объем крови

ТРДО – точность реакции на движущийся объект

УОК – ударный объем крови

УрИВ – уровень избирательности внимания

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭГ – экспериментальная группа

ЭГК – экскурсия грудной клетки


Автореферат разрешен к печати диссертационным советом ДМ 311.015.01

при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма»

20.11.2012 г.


Подписано в печать 20.11.2012 г.Формат 60х84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Тираж 100 экз. Усл.-печ. л. 1,5. Заказ №2611.
Отпечатано в редакционно-издательском отделе

НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма»

423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,



ул. Е. Н. Батенчука, д. 21.






Смотрите также:
Комплексный подход при отборе юных боксеров 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
357.65kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
788.1kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.88kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.