Главная
страница 1
Муниципальный конкурс

«Учитель года Миасского городского округа -2012»



Описание опыта работы

Выполнил


Кудрина Инна Юрьевна,

учитель физики

МБОУ «Гимназия № 19»

Миасс


2012

Содержание

Анализ исходного состояния. Определение темы опыта. Обоснование актуальности. 3

Психолого-педагогическое обоснование 8

Содержание опыта и описание средств его реализации. 14

Результативность реализации опыта 17



Развитие способности учащегося к самоорганизации на основе формирования информационной компетенции на уроках физики основной школы.

Анализ исходного состояния. Определение темы опыта. Обоснование актуальности.


В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельной организации своей деятельности. Для жизнедеятельности человека важно не только наличие у него внутреннего багажа всего усвоенного, а наличие способности рационально, самостоятельно использовать приобретенные знания в своей деятельности.

В стратегии модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкурентноспособность. Самоорганизация как интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения является показателем личностной зрелости. В современной школе ученик, работающий под руководством учителя, практически не обладает навыками самоорганизации, что создает ему проблемы в дальнейшей профессиональной деятельности, требующей постоянного пополнения знаний и умений. Э. Тоффлер в своей книге «Футуро шок» (Future Shock) выделил несколько основных черт, характеризующих наше время: новизна, быстротечность, разнообразие и ускорение. Современное общество с одной стороны предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции. С другой стороны в современном, быстро меняющемся мире происходит постоянное изменение этих требований, а также исчезновение одних профессиональных функций и появление других. Изменение профессиональных функций человек переживает в среднем 5-7 раз за время своей активной профессиональной жизни. Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность как качество, присущее субъекту, во многом зависит от способности работника к самоорганизации.

Потенциал субъекта в системе социальных и производственных отношений определяется понятием компетенция. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Современное образование, если оно действительно претендует на статус современного, должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Наше время характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Информация в наши дни носит лавинообразный характер. Ее не просто много, ее слишком много. За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за предшествующие 5000 лет.

Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Для успешной деятельности, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, можно считать информационную компетенцию.

Информационно-аналитическая компетентность обеспечивает информационную защищенность, умение жить в реальном мире. Основными показателями и индикаторами оценки данной компетенции являются умения вести отбор информации, планирование информационного поиска, извлечение информации, обработка и умение преобразовывать информацию.

Большинство учащихся основной школы показывают слабую подготовку к самостоятельному обучению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. Как показывает практика, существует очень серьезная проблема. Ее называет в своей работе доктор педагогических наук Н.И. Гендина: «Учащиеся не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности». С первых уроков курса физики в основной школе я провожу диагностику уровня сформированности навыка работы с информацией.. Для конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции в своей работе я опиралась на разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В.

Анализ результатов мониторинга учащихся гимназии показывает:


  • 61% процент обучающихся, не задумывались, не знают или им все равно, зачем они овладевают информационной культурой.

  • Необходимость информационной грамотности признают: 7 классы - 25%, 8 классы – 26%. Значительно меньше цифра по этому вопросу у обучающихся 9 классов – 6%.

  • 80% учащихся знают понятия: информация, информационные ресурсы, информационное общество, информационный кризис, информационное общество

  • 82% обучающимся знакомы научная, научно-популярная, справочная, художественная и другие виды документов

Вопрос поиска информации вызывает пробел в знаниях у обучающихся по значительному количеству вопросов:

  • 28 % школьников испытывают трудности с вычленением основной и второстепенной информации.

  • у 32% учащихся выявлена несформированность умения разделить его на смысловые части, выделить главные мысли, составить план, найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем.

Таким образом, более половины учащихся не умеют качественно осуществлять преобразующие действия при работе с текстом. Второстепенное значение ученики отводят рисункам, схемам не расценивают их в качестве важного источника знаний. В итоге учащиеся затрудняются объяснить, что изображено на рисунке, не могут по нему объяснить происходящий процесс.

Сегодня содержание программного материала модернизируется в соответствии с современными условиями и я сталкиваюсь с ситуацией, когда учащийся:



  • получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

  • не может применить определенный набор знаний (формул), которыми он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

  • при составлении таблиц, конспектов, составлении краткого плана испытывает затруднения;

  • не может выделить главное в тексте, считает, что если выделено жирным, то это главное, а остальное можно не читать;

  • не воспринимает информацию на слух;

  • при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

C другой стороны нарастающий поток информации, как показывают исследования психологов, в случае отсутствия навыка самоорганизации , в том числе ,при работе с информацией вызывает скуку и ощущение усталости от всего, что нас окружает. Возникает переутомление от переизбытка информации. Возникает проблема сохранения психологического здоровья.

Существующее противоречие между постоянно возрастающим объемом предметной информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для успешного усвоения знаний создают у учащихся трудности при обучении, приводят к потере интереса к учению. Поэтому одной из главных задач в преподавании школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности, готовой к самостоятельной организации своего труда.

Информационная компетентность как средство формирования успешной личности готовой самостоятельно учиться всю жизнь определила главную составляющую моего педагогического опыта. Тема работы определяется в ходе моего педагогического опыта: Развитие способности учащегося к самоорганизации на основе формирования информационной компетенции на уроках физики в основной школе.

Актуальность работы состоит в том, что во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Кроме этого за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в мире информации, ее предоставления, объема, обработки и хранения, а выпускник средней школы не умеет в нужной степени работать с информацией. Новизна темы проявляется в малоизученности процесса формирования навыков самоорганизации средней и особенно в основной школе.

Основной целью опыта является изучение механизма формирования информационной компетенции для развития навыков самообучения и самоорганизации учащегося при изучении физики.

Достижение цели в работе по выбранной мною теме предусматривает решение следующего круга задач:



  • изучить педагогическую литературу по формированию навыков самоорганизации при изучении физики;

  • выделить особенности применения информационных компетентностей на уроках физики в основной школе;

  • конкретизировать способы формирования информационной компетенции в контексте урока физики в основной школе;

  • выявить влияние сформированности информационной компетенции на формирование навыков самоорганизации.

Описанные в опыте методы и приёмы работы соответствуют моей педагогической позиции, помимо этого они на практике оказались действенными, так как позволили добиться положительной динамики и повышения интереса учащихся к предмету. предложенная модель педагогического опыта соответствует теме работы МБОУ «Гимназии № 19» «Развитие учащихся в условиях внедрения исследовательских методов в образовательный процесс на этапе перехода к новым образовательным стандартам» так как исследовательский метод немыслим без развития навыков самоорганизации и работы с различными информационными объектами.

Психолого-педагогическое обоснование


Потенциальные возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности. Основная цель обучения в «Стандартах второго поколения» определена как «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями», овладение учебными действиями, направленными на самостоятельное управление субъектом обучения своей познавательной деятельностью, переход от учения под руководством учителя к самоорганизации учебной деятельности. Ключевым моментом для понимания сущности самоорганизации, по мнению большинства ученых, является то, что саморазвитие системы происходит не только под воздействием внешних факторов, но и за счет внутренних возможностей. К таким внутренним факторам, способствующим самоорганизации учебной деятельности учащегося, ученые относят мотивы, способность целеполагания, волевые установки, индивидуальные способы деятельности.

Вопросы самоорганизации в современной педагогике рассматривали многие ученые с разных точек зрения. Дидактический аспект выделен В.Г. Будановым (1997), Л.Ф. Комоловой (2006), А.К. Осиным (2000). Об использования идей синергетики (науки о самоорганизации и саморазвитии систем) для формулирования принципов учебно-воспитательного процесса писали В.А. Журавлев (2000), С.В. Кульневич (1999), Л.И. Новикова (2000) В.Г. Рындак (2000), Н.М. Таланчук (1993), В.А. Харитонова (2000), Ю.В. Шаронин (2004). Возможность управления процессом самоорганизации в обучении раскрыта В.А. Игнатовой (2001), Н.Н. Рыбаковой (2004), А.Т. Цветковой (1999).

Самоорганизация не может быть навязана извне, но для открытых неравновесных систем, одной из которых, по мнению А.К. Осина , является учебная деятельность школьников, важным фактором также является фактор внешних воздействий. Следовательно, педагогическое воздействие должно быть очень деликатным, учитывающим личностную организацию индивида. Личностная самоорганизация в учебной деятельности представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучении. В 20-е годы ХХ века появились первые работы по самоорганизации учебной деятельности (Журавский А.Ф., Келлер Б.А., Ребельский И.В. и др.) в виде методических указаний по самоорганизации учебного труда. В конце ХХ века появились учебники, пособия, посвященные данному вопросу. Это связано с всплеском интереса к познавательной деятельности, в рамках которой и рассматривался вопрос самоорганизации. Засорина Л.Н. и Петунов В.Д. самоорганизацию учебной деятельности рассматривают как компонент в структуре личности. Самоорганизация –как эффективная самостоятельность - умение без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя самостоятельно работать на уроке, дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом. Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, в процессе модернизации образования происходит смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Среди таких принципов, в контексте моего педагогического опыта, следует выделить такие как:

•Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А.Болотова, И.А.Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г.Татура, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского, О. В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г.Щедровицкого  и др.

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Трактовка термина «competence» во многом зависит от того, с какого языка он переведен. Например, во французском языке «сompetence» имеет два значения – компетенция и осведомленность; в английском– три: способность, или умение, компетентность, компетенция. В современной парадигме образования, основанной на компетентностном подходе, термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника. Как отмечает профессор В.И. Байденко «компетенция выступает новым типом целеполагания». Компетентность – это выраженность у конкретного человека какой-то компетенции, мера овладения ею. По Дж. Равену компетентность это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным значит обладать набором специфических компетенций разного уровня: наблюдать, быть осведомленным в предмете, самостоятельно ставить вопросы, писать деловые письма, доказывать собственную правоту, справляться с межличностным конфликтами и т.п. По мнению А.В. Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности. Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В работах академика Международной педагогической академии А.В. Хуторского по технологии проектирования ключевых компетенций среди прочих названы особо важные «образовательные компетенции», обозначены функции компетенций в обучении, иерархия компетенций, структурные компоненты компетенций, технология конструирования компетенций, древо компетенций и динамика развития предметной компетенции. Перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В списке ключевых компетенций я выделяю информационную компетенцию как основу развития навыков самоорганизации.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, на мой взгляд, можно считать информационную компетенцию.

Под информационной компетентностью чаще всего понимают способность овладеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное доктором юридических наук О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» А.Л. Семенов, доктор физико-математических наук, определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств С.В. Тришина, зав. лабораторией информационных технологий ФГОУ ОРИППКРС АПК, дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». Под профессиональной информационно-коммуникационной компетентностью понимают умение решать информационные задачи в профессиональной области, пользуясь современными информационными ресурсами (инструментами и источниками). Для познания физики, как учебной дисциплины наиболее важно развитие информационной компетенции, т.е. развитие навыков деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение школьника современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), умение самостоятельно совершать поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, приведет к формированию. Главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. При этом информационная компетентность понимается как интегративное качество личности, представляющее собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. К таким источникам информации мы относим: устные, письменные, технические (компьютер, мультимедийные установки, видео - аудио техника), артефакты.

Переход от начального к основному образованию есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учению. Такое отношение приобретает именно в этот период личностный смысл, то есть необходимо создание условий для развития члена информационного общества, способного оперативно реагировать на появление новых знаний, использовать информацию для достижения целей, приспосабливаться к динамике информационного пространства. Новый уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции учащегося, отличительными особенностями которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Все источники информации: книги, СМИ, аудио-, видео-, копировальная, множительная техника, цифровые носители, Интернет- это реальные объекты окружающей действительности, которые входят в круг информационной компетенции. Данная компетенция связана со знанием языка, особенностей функционирования речи, закономерностей строения текста и расположения в нем информации, закономерностей построения графиков, диаграмм, составления таблиц, схем, структуры печатных изданий, библиотечных каталогов, разновидностей СМИ, возможностей электронной техники. Освоение информационной компетенции проявляется в таких способах деятельности, как выполнение заданий поискового характера на уроке и во внеклассной работе, творческих и исследовательских работ, подготовке докладов, выступлений, сообщений. Таким образом, информационная компетенция направлена на решение таких образовательных задач, как формирование информационной и компьютерной грамотности, умение работать с информацией, актуализация знаний по школьным предметам, когда требуется работать в нестандартных условиях.

Важным моментом на этапе формирования информационной компетенции для педагога является диагностика начального состояния учащихся. Внутренняя оценка производится на основании оценивания рабочих листов проектной деятельности, наблюдения за презентацией, консультацией и групповой работой. Оценка в процессе работы над проектом осуществляется учителем – руководителем проекта, однако критерии данной оценки известны ученику, и, следовательно, он самостоятельно может отслеживать собственное продвижение в освоении компетентностей. Данная оценка является внутренней, субъективной и не может использоваться для осуществления контроля качества работы по формированию информационных компетентностей на школьном уровне, ее преимущества состоят в том, что она оказывает стимулирующее воздействие на каждого ученика, предоставляя информацию о пробелах в овладении им теми или иными аспектами компетентности. Внутренняя оценка иначе называется формирующей. Внешняя оценка представлена стандартизированным тестом и используется для выяснения уровня освоения информационных компетентностей учащихся класса, являясь важным инструментом управленческого воздействия на процесс формирования ключевых компетентностей учащихся. В ряде случаев тесты внешней оценки представляют более точный измерительный инструмент, нежели анализ собственно проектной деятельности учащегося. Ведь если факт получения и высокое качество продукта, созданного в процессе работы над проектом, безусловно, свидетельствуют о проявленных учащимся компетентностях, то при невысоком качестве продукта сложно сделать вывод о том, какая именно компетентность или ее аспект сформированы не на должном уровне: учащийся не смог найти необходимую информацию, неверно ее интерпретировал, не достиг договоренности с другими участниками проекта. Необходимо учитывать, что проект как самостоятельная деятельность учащегося делает предельно затратной оценку отдельных способов деятельности в рамках информационной компетентности, сформированность которой проще и точнее определить с помощью тестового задания.

В оценке сформированности информационной компетенций можно опираться на трех уровневую модель.

1 Низкий (обязательный):



общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;

  • знание того, где основная информация может находиться;

  • репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам;

  • «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;

  • наличие и принятие любой помощи извне.

2. Средний (уровень возможностей):

  • умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;

  • умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;

  • попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;

  • готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;

  • минимальная помощь извне.

3. Продвинутый (творческий):

  • умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

  • умение проектировать сложные процессы;

  • умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию;

  • отсутствие помощи извне;

  • оказание помощи другим участникам совместной деятельности;

  • умение отрефлексировать свои действия.

Рассматривая компетентности как присвоенные универсальные способы деятельности, мы должны подчеркнуть, что любой способ деятельности включает, как минимум, знание собственно способа и отрефлексированный (или по крайней мере осознанный) опыт его применения.

Содержание опыта и описание средств его реализации.


Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. В стандартах одним из личностных результатов обучения физике в основной школе является самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Среди метапредметных результатов обучения физике в основной школе является «овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий». В теории самоорганизации выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. Формирование данных функциональных составляющих самоорганизации процесс долгий и трудоемкий, он идет параллельно с процессом формирования компетенций. Можно сказать, что навыки самоорганизации, как конечной цели обучения, формируются в процессе формирования компетенций. При этом под компетенцией понимается готовность молодых людей эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Среди компетенций выделяются ключевые, где отдельное место занимает информационная компетенция. Целенаправленное формирование у учащихся во время урока умения работать с различными источникам информации приведет в дальнейшем к более успешному усвоению изучаемого материала, к формированию знаний и умений самоорганизации. Особую актуальность это приобретает при изучении физики на первом году обучения, поскольку учащиеся сталкиваются с необходимостью усвоить огромный поток новой по содержанию и форме подачи информации, научиться выполнять новые учебные задания. Для решения поставленной задачи разработана и апробирована система уроков физики для основной школы, направленная на формирование информационной компетентности учащихся через организацию учебной работы на уроке с использованием различных объектов-носителей информации, выполнение домашних заданий, направленных на отработку умений самостоятельно работать с различными информационными объектами. Уроки составлены с опорой на УМК под редакцией Н.С. Пурышевой, апробация которого проходит в МБОУ «Гимназия №19» с 2009 года.

Организация работы с объектами-носителями информации на уроках физики.

Основой разработанной системы, является организация изучения учебного материала на уроке через целенаправленное использование разнообразных объектов-носителей информации и обучение работе с ними. Большое количество новой информации, появление новых объектов, а также сочетания этих объектов друг с другом создает объективные трудности на начальном этапе изучения физики. Все ранее знакомые объекты информации наполняются новым физическим содержанием. От того, насколько правильно и полно ученик эту информацию воспринимает, обрабатывает, хранит и потом самостоятельно к ней возвращается, зависит успешность обучения решению задач.

Для организации работы с объектами-носителями информации прежде всего были определены сами объекты и составлены типовые задания, направленные на формирование умения выделять и использовать информацию, заложенную в этих объектах (Приложение1). В зависимости от темы, вида и структуры урока задействуется либо один объект, либо сразу несколько объектов, несущих информацию, и используются разные виды заданий для работы с ними. В качестве примера приведен фрагмент урока по теме “ Введение: физическое тело, вещество, физическое явление ” для 7-го класса (Приложение2).

Считаю необходимым включать в работу задания с текстами. Они позволяют контролировать умения понимать смысл использованных в тексте физических терминов; отвечать на прямые вопросы к содержанию текста; понимать и использовать информацию из текста в измененной ситуации; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; использовать табличные данные. Данные, полученные с помощью графиков, широко представлены в ГИА по физике разных лет. Поэтому часть заданий для работы на уроке и дома я беру из демонстрационных и реальных вариантов ГИА.

Домашние задания, которые выполняют учащиеся, направлены не только на усвоение физического материала, но и на выработку умения самостоятельно работать с информацией. В качестве развития навыков самоорганизации предлагаются различные задания: поиск текста, расширяющего какую-либо составляющую знаний параграфа, анализ отдельной ситуации, проверка гипотезы (предложить способ) и т.д. В дальнейшем при выполнении домашнего задания ученикам предлагаются разнообразные формы и способы представления информации, используются “обратные”, например, создать свой текст (рассказ, сказку и т.д.), насыщенный физическим содержанием, придумать свою задачу, нарисовать рисунок, сделать иллюстрацию. Такие задания дают ученикам свободу выбора темы, содержания, объема работы и в ходе их выполнения происходит формирование навыков самоорганизации т.к. учащемуся приходится пройти путь от целеполагания «что я должен сделать» до коррекции «что у меня получилось». (Приложение3).

Этапы работы с объектами информации.

В формирование информационной компетенции можно выделить четыре этапа, каждому из которых соответствуют определённые приёмы и виды задачных формулировок:



  1. Планирование информационного поиска: Цель заданий данного типа направлена на формирование умений учащегося, при прочтении задачи, определить цель работы и составить свой план действий по реализации этой цели. Эти задания направлены на способность выделять значимые условия, что позволяет определять направления деятельности и этапы в соответствии с принятыми решением. Другими словами при выполнении заданий развивается умение целеполагания, что является одним из функциональных компонентов самоорганизации. Примеры задачных формулировок:

    • Вам необходимо сообщить, что показывает скорость при равномерном движении. Бегло (в течение 1-2 минут) просмотрите параграф 12. Отметьте ту часть текста, где содержится необходимая для этого информация.

    • Зайдите на страницу Классная физика для любознательных по ссылке: http://class-fizika.narod.ru
      В название страницы следующего уровня или чрез уровень найдите публикацию «Конвекция». Допишите, как выглядит командная строка после каждого вашего обращения к новой ссылке.

  2. Извлечение первичной и вторичной информации: в ходе выполнения заданий этого этапа учащийся проводит наблюдение, эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей, воспринимает основное содержание фактической, оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям с элементами первичной обработки информации. Примеры задачных формулировок:

  • Экспериментально определите КПД наклонной плоскости. Проведите эксперимент по предложенному плану и занесите его результаты в таблицу.

  • Чтобы научиться измерять размеры малых тел, проведите виртуальный эксперимент (представлен УМК Пурышевой Н.С.) по следующему плану. План прилагается. Проведите необходимые вычисления.
    Посмотрите фрагмент фильма «Магнитное поле» и ответьте на вопросы.

  1. Обработка информации - : при выполнении заданий этого этапа учащийся излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи; реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации; делает вывод но основе полученной информации; переводит сложную по составу информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

  • Прочитайте текст «Трение в жизни растений и животных» Найдите в тексте вывод и 3 аргумента в его поддержку.


  1. Передача информации осуществляется при подготовке электронных презентаций, докладов, рефератов, рекламных листовок в рамках предъявляемых требований.

Итак, описанные выше виды заданий применяются мной на практике на различных этапах урока. В дальнейшем планируется пополнение банка заданий по данной тематике для более эффективного обучения физике.

Результативность реализации опыта


Использование форм и приёмы формирования информационной компетенции, с целью развития навыков самоорганизации у учащихся основной школы при изучении физики на практике доказали свою эффективность.

Влияние на качество обучения:

класс

кол-во

уч-ся

уровень обученности

кач. усп.

I п/г

2010-11 уч.г.

кач. усп.

II п/г

2010-11 уч.г.

класс

кол-во

уч-ся

уровень обученности

кач. усп.

I п/г

2011-12 уч.г.



21

100%

52%

84%



21

100%

60%



17

100%

48%

71%



17

100%

54%



25

100%

47%

80%



24

100%

55%

Вывод: Применяемая технология способствует повышению качества успеваемости.

Влияние описанной в опыте технологии формирования информационной компетенции, с целью развития навыков самоорганизации учащихся основной школы при изучении физики можно отследить путём анализа контрольных срезов. В представленных таблицах приведены обобщённые критерии на основании итогов проверочных и контрольных работ: итоговой работы за I полугодие 2010-11 года, годовой контрольной работы 2010-11 года и контрольной работы за I п/г 2011-2012. Коммуникативные, личностные и регулятивные действия, навыки работы в группе отслеживались методом наблюдения и беседы.






Анализ ситуации

Действие целеполагания




I п/г 2010-11

I I п/г 2010-11

I п/г 2011-12

I п/г 2010-11

I I п/г 2010-11

I п/г 2011-12

высокий

28%

32%

41%

18%

18%

22%

средний

56%

52%

45%

42%

42%

48%

низкий

16%

16%

14%

40%

40%

30%




Способность к волевой саморегуляции

Планирование




I п/г 2010-11

I I п/г 2010-11

I п/г 2011-12

I п/г 2010-11

I I п/г 2010-11

I п/г 2011-12

высокий

16%

18%

22%

32%

30%

32%

средний

42%

44%

44%

44%

48%

48%

низкий

42%

38%

38%

24%

33%

20%

Вывод: Из таблиц видно, что происходит положительная динамика в формировании самоорганизации учащихся. За указанный период произошли позитивные изменения, направленные на сформированность «умения учиться», следовательно, применение методов развития самоорганизации является целесообразным.

Влияние на мотивацию:

Позитивную динамику учебных достижений можно подтвердить результатами диагностики мотивации к изучению физики. С целью выяснения отношения учащихся к преподаваемому предмету проведено анкетирование на момент начала изучения курса 2010-11уч.г. и по тем же вопросам на конец первого полугодия 2010-11 уч.г среди обучаемых мною учащихся.





Сентябрь 2010-2011

Декабрь 2011- 2012

Определите рейтинг предмета по критерию «интересно»

На первую позицию физику поставили 39%

На первую позицию физику поставили 68%

Укажите причину личной заинтересованности или необходимости

Содержание предмета-35%

Фактор трудности и лёгкости-10%

Характер взаимоотношений с учителем-25%

Необходимость в дальнейшем образовании-4%

Содержание предмета-35%

Фактор трудности и лёгкости-10%

Характер взаимоотношений с учителем-30%

Необходимость в дальнейшем образовании-5%

Вывод: Формируемые умения на различных этапах работы с информацией повышают интерес к предмету, создают ситуацию успеха.

Показателем роста интереса к предмету служит и увеличение количества учащихся, участвующих в конкурсах физической направленности различного уровня.



Учебный период

Количество участников ( в чел.)

Школьный

уровень

Муниципальный

уровень

Региональный

уровень

2010-2011

46

1 (призер)

0

2011-2012

68

2 (победитель, участник)

1 (призер)

Личностным самосовершенствованием при работе над этой темой является победа в областном конкурсе Пединициатив - 2010 по теме: «Дистанционный интегрированный курс подготовки к государственной итоговой аттестации по математике, физики и информатике в 9 классе «От нуля до максимума»

Наработки, описанные, в данном педагогическом опыте были представлены:



  • на школьном методическом семинаре «Компетентностный подход в стандартах второго поколения» 26.02.2011;

  • на муниципальном семинаре «Дистанционное образование в учебной и внеучебной деятельности». 22.02.2011;

  • на заседании школьного методического объединения учителей естествознания в 12.11. 2011г.;

  • В 2009 году приняла участие в муниципальном конкурсе методических разработок;

  • на городском методическом объединении учителей физики дата проведения: 17 октября 2009 года.

Обобщая содержание педагогического опыта, ещё раз отметим, что формирования информационной компетенции, положительно влияет на развитие навыков самоорганизации учащихся основной школы при изучении физики.

Приложения


Смотрите также:
Конкурс «Учитель года Миасского городского округа -2012»
309.76kb.
1 стр.
О социально-экономическом развитии Челябинского городского округа
87.34kb.
1 стр.
Справка о работе с обращениями граждан, поступившими в Администрацию Петрозаводского городского округа за период с 01. 01. 2012 по 30. 09. 2012
42.57kb.
1 стр.
Контрольно-счетная палата Сорочинского городского округа
108kb.
1 стр.
План мероприятий по предупреждению и ликвидации пожаров на территории городского округа Химки в пожароопасный период 2012 года
404.36kb.
1 стр.
Петрозаводского городского округа
598.83kb.
3 стр.
Отчет Главы городского округа Чапаевск о результатах его деятельности и деятельности администрации городского округа Чапаевск
1459.59kb.
8 стр.
Программа городского конкурса «Учитель года 2012», «Воспитатель года -2012»
37.62kb.
1 стр.
Заключение контрольно-ревизионного отдела Думы Арамильского городского округа по результатам проведения экспертизы проекта бюджета Арамильского городского округа на 2012 год
311.7kb.
1 стр.
О плане текущей деятельности Думы городского округа Тольятти на I квартал 2012 года
202.8kb.
1 стр.
Наш кандидат: Шахов Александр Николаевич Формула Шахова: Опыт + знания = сила!
69.67kb.
1 стр.
Досрочные выборы мэра Северо-Курильского городского округа 4 марта 2012 года сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах на должность мэра Северо-Курильского городского округа
75.82kb.
1 стр.