Главная
страница 1страница 2

«Рассмотрено»

Методическим объединением учителей _______________

Протокол № ______ от

«_____»___________ 2012г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Школа № 15»

__________Л.А.Епишева

«_____»____________2012г.




«Утверждено»

Директор МОУ«СОШ №15»

_________ И.В.Вагидуллин

Приказ № _______ от

«_____»___________ 2012г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г.Казань



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Ельцова Евгения Александровича,

1 квалификационная категория

по обществознанию, 8 «А» КЛАСС

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________ от

«_____»__________ 2012г

2012 - 2013 учебный год

 Раздел I. Пояснительная записка



Статус документа

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по предмету «Обществознание» 8 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.

Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009 – 2010 учебном году. Письмо руководителям органов управления исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан №7931/9 от 16.10.2009

В соответствие с Базисным учебным планом на изучение обществознании в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).



Структура документа

Рабочая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и учебно-тематическое планирование.



Общая характеристика учебного предмета

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании.

Вместе с тем он не похож на них потому, что тринадцателетний возраст — это граница между детским и подростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.

Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков — от 13 до 19 лет.

На взаимоотношения с другими людьми в огромной мере влияет характер и темперамент подростка, его психологическая конституция, включающая интеллект, чувства, способности. Она же во многом определяет самооценку, низкую или высокую, в зависимости от которой подросток строит свои жизненные планы.

Курс призван научить не только тому, как контролировать свои эмоции, но и тому, как стать лидером, а, возможно, и выдающейся личностью. Непростая наука лепить свою личность состоит не только в умении общаться, говорить или слушать, но и в нравственном развитии. Об этом и о том, как стать взрослым, ведется очень серьезный разговор.

Однако, любой человек, в том числе и восьмиклассник, уже живет, причем живет в обществе, а не готовится в него «войти» (как принято говорить, «вступить во взрослую жизнь» или на какую-то конкретную ступень – поступить в вуз, начать работать, образовать семью и т.д.). Развивая существующий минимум требований ФК ГОС, региональная программа и соответствующий ей УМК вводит также понятия действия и взаимодействия, лидерства, инициативы, планирования и другие, поскольку они создают необходимое предметное поле.

Программа ориентирована на следующие основные цели курса:



развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:



содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.

Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.

Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:



  • литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);

  • художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);

  • публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;

  • научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);

  • опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.


Предполагаемые результаты:


  • развиваются личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.

  • появляется и закрепляется познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.

  • развивается критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.

  • осуществляется «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;

  • происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;

  • происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;

  • осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.


Система оценки достижений учащихся:

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, лабораторные и практические работы.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1ч.)

В содержании курса сделан акцент на духовно- нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувство сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма.

В курсе «Обществознание» 5 - 9 классов достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо полученных знаний об обществе, сложившихся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среди непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

 Раздел II. Учебно-тематическое планирование уроков



обществознания

Класс 8«А»

Учитель Ельцова Евгений Александрович

Количество часов

всего 34 ч.; в неделю 1 ч.



Плановых повторительно – обобщающих уроков- 4 , , тестов -3 , практич. работа- 2ч.;

Планирование составлено на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) ( М.,Просвещение,2008), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ, Программы курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2008.Автор : А.И .Кравченко),допущенной Министерством образования РФ, а так же на основе сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Учебник
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Русское слово, 2008

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание».6класс.-М.: Русское слово, 2011




Содержание

Количество

Наука о человеческой вселенной

1

Понятие общество и его основные признаки.

10

Экономическая сфера

11

Социальная сфера

11

Итоговое занятие.

1

Итого

34


КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
курса «Обществознание. 8 класс» (
34 часа)


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
минимального
содержания
образования

Элементы
дополнительного содержания образования

Результат планирования

Этнокуль-турный компонент



Вид

контроля


Домашнее

задание


Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8




9

10

11

12

1

Наука о человеческой вселенной
(1 ч)


Наука о человеческой вселенной

1

Вводный урок

Науки, которые изучают общество.

Обществознание

в школе.

Учебник обществознания как источник знаний, его специфика.



Понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание




Уметь:

– называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;

– характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.

Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы общество-знания .


Извест

ные деятели науки в российс

кой истории





Для всех учащихся: с. 4–8, основные понятия







Продолжение табл.

2

Понятие общест-ва и его основ-ные призна-ки
(10 ч)


Общество,

его признаки, строение и место в мировом сообществе



1

Комбинированный урок

Понятие общества и его основные признаки. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни. Мировое сообщество. Понятия, термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация




Уметь:

– объяснять понятия: общество, государство, страна;

– называть основные сферы жизни общества;

характеризовать их



Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация

Дворянс-кое общество

XIXвека.





Для всех учащихся: § 1, в. 1–4, 7, основные понятия.

Конструктивный уровень: таблица «Элементы страны, государства, общества», в. 5









3




Взаимосвязь природы
и общества

1

Урок-практикум

Природа как основа возникновения
и жизнедеятель-




Уметь:

– объяснять взаимосвязь



Современные глобаль

ные проблемы



Практическая ра-бота

Для всех учащихся: § 2,
























ности человека и общества.

Взаимоотношения человека и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.Экологичес-кие проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.



Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы




природы и общества;

– характеризовать экологические проблемы.



Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;

знать понятия

и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы









основные понятия.

Репродуктивный уровень: практикум, с. 25.

Творческий

уровень: мини-исследование


о воздействии человека на природу







4




Типология обществ

1

Интегрированный урок

Социальные изменения формы. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Особенности хозяйства и образа жизни охотников

и собирателей, зарождение производящего хозяйства.


Традиционные, индустриальные и информационные общества.

Знать разные подходы к типологии обществ;

сравнивать различные типы обществ.




Мини-со-чинение

«Труд и историческая эпоха».






Для всех учащихся: § 3,

в. 1–3, основные понятия.

Творческий

уровень: мини-сочинение


























Понятия, термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация

Движущие силы общественного развития

Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;

давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.



Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая

формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество









«Труд и историческая эпоха»







следующая страница >>
Смотрите также:
«Рассмотрено» Методическим объединением учителей
417.86kb.
2 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России»
2985.44kb.
17 стр.
Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений»
2221.85kb.
14 стр.
Современные проблемы инфракрасной техники
1556.23kb.
14 стр.
Учреждения высшего образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям, закрепленным за Учебно-методическим объединением по образованию в области управления
58.6kb.
1 стр.
Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции и маркетинга в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080301 Коммерция (торговое дело), 080111 Маркетинг
55.06kb.
1 стр.
Рассмотрено: на заседании мо учителей начальных классов
3590.53kb.
18 стр.
Учебно-методическим объединением по образованию в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности в качестве учебного пособия для студентов вузов по направлению подготовки дипломированных специалистов 656100
47.16kb.
1 стр.
Учебно-методическим объединением вузов по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 110301 "Механизация сельского хозяйства"
65.64kb.
1 стр.
Наименование вуза
29.08kb.
1 стр.
Высшее образование
2970.59kb.
23 стр.
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования
1649.05kb.
7 стр.