Главная
страница 1


Методические рекомендации

по оперативному реагированию органов управления,

сил и средств территориальных подсистем РСЧС

на землетрясения

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью выработки единого подхода к организации оперативного реагирования органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС на землетрясения.




  1. Общие положения

Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виду упругих колебаний.

Интенсивность землетрясения на поверхности Земли оценивается в сейсмических баллах (используется 12-балльная сейсмическая шкала MSK-64). Для сравнения землетрясений по их энергии существует шкала магнитуд, или шкала Рихтера (предложена американским сейсмологом Ч. Рихтером в 1935). Соотношение между магнитудой землетрясения по шкале Рихтера и его силой в эпицентре по 12-бальной шкале зависит глубины очага.



Магнитуда - это мера, характеризующая в относительных единицах величину землетрясения и энергетические параметры его очага.

Интенсивность - качественная мера силы, масштаба и распределения сотрясений грунта. Сейсмический эффект определяется в основном тремя параметрами: уровнем амплитуд, преобладающим периодом и продолжительностью колебаний. Последний фактор может оказаться решающим для нарушения устойчивости сооружений, для которых кратковременная нагрузка даже с весьма высокой амплитудой (ускорением) может быть неопасной.

Сейсмическая опасность  – максимальные сейсмические воздействия, возникающие с определенной вероятностью на заданной территории в заданном интервале времени и связанные с повторяемостью землетрясений. Оценка сейсмической опасности - первый шаг к сейсмическому районированию и оценке сейсмического риска. Сейсмическая опасность обусловливается явлениями, сопровождающими землетрясения (сотрясения грунта, поверхностные разрывы, оползни, обвалы, цунами и т.п.) и влияющими на нормальную жизнедеятельность. Вероятностный анализ сейсмической опасности (ВАСО) - метод, сочетающий в себе альтернативные модели очагов землетрясений, периоды повторяемости сейсмических явлений, зависимости затухания сейсмического эффекта с расстоянием, а также явные и случайные неопределенности в вероятностной модели сейсмической опасности.

Интенсивность землетрясений оценивается в баллах при обследовании района по величине вызванных ими разрушений наземных сооружений или деформаций земной поверхности.

В России и некоторых соседних с ней странах принято оценивать интенсивность колебаний в баллах MSK (12-балльной шкалы Медведева Шпонхойера Карника).



Различные степени интенсивности (баллы):

I

Не ощущается никем, за исключением некоторых людей при благоприятных условиях.


Ш

Ощущается довольно явно в помещении, особенно на верхних этажах зданий, но многие люди не воспринимают такие толчки как землетрясение.


V

Ощущается почти всеми.

Бьется посуда, окна и т.д.

Опрокидываются неустойчивые


предметы.
VII

Все испуганы. Много

опрокинутой мебели. Много
облетевшей листвы с деревьев и
кустарников. Ощущается

водителями в автомобилях. Смещаются с места карнизы, кирпичная кладка, плиты и камни.


IX

Повреждение и частичное


разрушение всех зданий. Заметны
трещины в почве. Разрывы
подземных трубопроводов.

Наблюдаются отдельные оползни.


XI

Почти все здания разрушены.


Разрушены мосты. Сильно

повреждены дамбы, плотины и набережные. Сильное искривление железнодорожных рельсов.



II

Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии покоя, особенно на верхних этажах зданий.


IV

В дневное время ощущается


многими людьми, находящимися в
помещении. Наблюдается легкое
дребезжание посуды, окон, скрип
дверей; потрескивание стен;

выплескивается жидкость из открытых сосудов.


VI

Ощущается всеми.

Перемещаются некоторые тяжелые предметы мебели. Откалываются куски штукатурки, разрушаются дымоходы.
VIII

Легкое повреждение капитальных зданий. Большие разрушения ветхих строений. Разрушаются дымоходы, фабричные трубы, падают колонны, памятники и стены.


X

Разрушаются некоторые крепкие деревянные постройки. Большинство кирпичных и каркасных конструкций разрушены вместе с фундаментом.


XII

Разрушено почти все. Предметы поднимаются в воздух. Почва движется волнообразно. Возможно перемещение больших объемов скальных пород.



2. Порядок действий органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС при землетрясениях

При получении информации о произошедшем землетрясении оперативный дежурный Главного управления МЧС России по субъекту РФ ставит задачу ДДС муниципального образования на представление сведений о его ощущаемости в населенных пунктах, наиболее близких к эпицентру землетрясения.


2.1. Землетрясения с магнитудой М<5.

Оперативный дежурный ГУ МЧС России по субъекту РФ уточняет:

эпицентр и силу землетрясения (через сейсмостанции);

перечень населенных пунктов, в которых могло ощущаться землетрясение (у дежурного сейсмолога), обстановку в данных населенных пунктах (через ЕДДС, ДДС, администрации муниципальных образований и структурные подразделения МЧС России, дислоцирующиеся в данных населенных пунктах).

В случае, если дежурный сейсмолог в сообщении укажет, что по расчетам землетрясение в населенных пунктах не ощущалось, уточнить обстановку в населенных пунктах, расположенных наиболее близко к эпицентру землетрясения.

В случае, если землетрясение в населенных пунктах не ощущалось:

представить в оперативную дежурную смену регионального центра письменное донесение о факте сейсмособытия, его параметрах с указанием факта неощущаемости землетрясения.


ОДС регионального центра проверяет донесение представленное ОД ГУ МЧС России по субъекту РФ, представляет его в НЦУКС.
В случае если землетрясение в населенных пунктах ощущалось:

Организовать обследование населенных пунктов с целью определения последствий землетрясения и информирования населения. Обследование населенных пунктов проводится рабочими группами в составе представителей администрации, оперативных групп гарнизонов пожарной охраны, специалистов ЖКХ, организаций эксплуатирующих электрические сети и других объектов, подверженных сейсмическому риску.

В ходе обследования:

проверяется целостность зданий и сооружений;

проверяется функционирование систем энергоснабжения, ЖКХ, других объектов, подверженных сейсмическому риску;

проводится опрос населения и его информирование о правилах поведения в сложившейся ситуации;

производится фото- и видеосъемка.

По окончании обследования составляется акт, который вместе с фото-, видеоматериалами представляется оперативному дежурному Главного управления МЧС России по субъекту.


Отчетными документами, представляемыми в региональный центр, в случае если землетрясение не ощущалось или, оно ощущалось силой менее 5 баллов являются:

письменное донесение о факте и параметрах землетрясения;

схема района землетрясения;

характеристики населенных пунктов, наиболее близких к эпицентру землетрясения;

по окончании обследования населенных пунктов - акты обследования, фото- и видеоматериалы.

При землетрясении, ощущаемом в населенном пункте, Главное управление МЧС России по субъекту РФ, кроме того, организует информирование населения через средства массовой информации.


ОДС регионального центра уточняет характеристики землетрясения (через сети службы срочных донесений геофизической службы РАН), оценивает макросейсмический эффект (расчётным методом), проверяет сведения, представляемые ГУ МЧС России по субъекту РФ, представляет сведения в НЦУКС.
2.2 Землетрясения с магнитудой 5M<7

Оперативный дежурный ГУ МЧС России по субъекту РФ при получении от сейсмостанции донесения о землетрясении на территории субъекта (прилегающей территории, акватории) с магнитудой 5M<7 выполняет все мероприятия, указанные в пункте 2.1 методических рекомендаций.

Кроме того, Главное управление МЧС России по субъекту переводится в готовность №1, оперативная группа Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации убывает в район землетрясения для координации действий по обследованию населенных пунктов.

Проводится оповещение и сбор руководящего состава органов исполнительной власти субъекта (органов местного самоуправления).

В Главном управлении развертывается оперативный штаб по управлению в кризисных ситуациях или оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (в случае если НГУ назначен руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации), организуется его работа.

Органами исполнительной власти субъекта (органами местного самоуправления), в случае необходимости, вводится «режим чрезвычайной ситуации» («режим повышенной готовности») на соответствующей территории, организуется выполнение мероприятий по защите населения и территорий согласно планов предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Готовится первоначальная информация о факте и параметрах произошедшего землетрясения с последующей отправкой в ОДС ЦУКС ЮРЦ МЧС России.

При отсутствии последствий землетрясения в оперативную дежурную смену ЦУКС регионального центра представляются документы, указанные в пункте 2.1.

При обнаружении последствий землетрясения вводятся в действие планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуется представление в оперативную дежурную смену ЦУКС регионального центра документов в соответствии с установленным регламентом.

Через дежурные службы организуется мониторинг за сейсмической, гидрологической, метеорологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой на территориях, которые попали в зону землетрясения.


ОДС регионального центра уточняет характеристики землетрясения (через сети службы срочных донесений геофизической службы РАН), оценивает макросейсмический эффект (расчётным методом), проверяет сведения, представляемые ГУ МЧС России по субъекту РФ, представляет документы в НЦУКС.

При обнаружении последствий землетрясения приводится в ГОТОВНОСТЬ №1 рабочая группа ОШ ЮРЦ, организуется представление документов согласно установленного регламента донесений при ЧС.





    1. Землетрясения с магнитудой M7

Выполняются все мероприятия, указанные в пп. 2.1, 2.2 методических рекомендаций.

Кроме того в ГОТОВНОСТЬ №1 приводится управление регионального центра. Оперативная группа регионального центра (при необходимости) убывает в зону ЧС. В региональном центре развертывается оперативный штаб по управлению в кризисных ситуациях или оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (в случае если НРЦ назначен руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации).






Смотрите также:
Методические рекомендации по оперативному реагированию органов управления
78.22kb.
1 стр.
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В. А. Пучкова
2344.29kb.
15 стр.
Учебный курс «основы религиозных культур и светской этики»
334.92kb.
1 стр.
Совершенствование амбулаторной травматологической помощи в городах методические рекомендации
491.54kb.
2 стр.
Методические рекомендации по проведению экспертизы раздела "архитектурно строительные решения" технико экономических обоснований
248.54kb.
1 стр.
Г. Г. Онищенко 26 февраля 1996 г. N 01-19/17-17 комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения методические рекомендации
754.96kb.
6 стр.
Министерство здравоохранения Красноярского края о порядке создания и развития служб качества медицинской помощи в медицинских организациях красноярского края
630.28kb.
3 стр.
Методические рекомендации по оформлению наградных документов при представлении
1666.36kb.
6 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей школ. Минусинск 2008 год Печатается по рекомендации методического совета Управления образования г. Минусинска
395.16kb.
2 стр.
Методические рекомендации для органов местного самоуправления
916.33kb.
5 стр.
Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов
3380.17kb.
14 стр.