Главная
страница 1



Методические рекомендации

для студентов 4 курса юридического факультета

по дисциплине «Судебная медицина»

1. Тема занятия: «Первичный осмотр трупа на месте его обнаружения. Трупные явления».

2. Студент должен знать, уметь:

  1. Проверка подготовки студентов к занятию с помощью контрольных карт.

  2. Демонстрация учебных слайдов по теме «Осмотр трупа на месте его обнаружения».

  3. Демонстрация фотографий из экспертной практики.

  4. Деловая игра: «Осмотр трупа (используется муляж трупа) с огнестрельным повреждением на месте происшествия».

  5. Итоговая проверка знаний, усвоенных на занятии с помощью ситуационных задач для каждого студента, с последующим их разбором и оценкой.

3. Контрольные вопросы

  1. 1.Что такое «место происшествия»?

  2. Что такое «осмотр места происшествия»?

  3. Кто организует и проводит осмотр места происшествия?

  4. Кто является участником осмотра места происшествия?

  5. Каковы задачи врача при осмотре трупа?

  6. Как документируется осмотр места происшествия? Как называется составляемый при этом документ? Кто его составляет, подписывает?

  7. Какие признаки дают основание констатировать смерть?

  8. Какие сведения о трупе должны быть внесены в протокол?

  9. Как устанавливают давность наступления смерти?

  10. Каково судебно-медицинское значение трупных явлений, трупной фауны?

  11. Какие следы человека могут быть обнаружены на месте происшествия?

  12. Какие виды следов крови могут быть обнаружены на месте происшествия? Их судебно-медицинское значение?

  13. Какими способами следует изъять следы крови для лабораторных исследований?

4. Литература:

Попов В.Л. – Судебная медицина, С-Петербург, 1994.

Громов Л.П. – Курс лекций по судебной медицине М., 1970.

Матышев А.А. – Осмотр трупа на месте его обнаружения. Руководство для врачей Л.,»Медицина» 1989.



1. Тема занятия: «Судебно-медицинская экспертиза отравлений».

2. Студент должен знать, уметь.

  1. Проведение студентами химического и спектроскопического исследования крови на присутствие в ней карбоксигемоглобина.

  2. Решение каждым студентом задач с составлением письменных ответов, разбор их и обсуждение с участием всей группы.

3. Контрольные вопросы.

  1. С машиной шофера Д. произошла авария. Возникло подозрение, что Д. был пьян. Однако гр. Д. утверждает, что утром (за 8 часов до случившегося) он выпил лишь 100г. красного вина. При исследовании обнаружено 0,15‰ алкоголя. Установить количество выпитого красного вина. Вес тела Д. – 80 кг.

  2. Гр. Б. утверждал, что выпил две бутылки пива. При исследовании крови через 6 часов обнаружено 2,3‰алкоголя. Какое количество пива выпил Б. Вес тела Б. – 70 кг.

  3. Гр. С. утверждает, что выпил 200г. водки. При исследовании через 5 часов обнаружено 3,5‰ алкоголя. Какое количество водки он принял? Вес тела С. – 60 кг.
  4. Во время работы на постройке дома рабочий Х. упал с лесов и сломал себе ногу. Бригадир утверждал, что Х. пошел на работу пьяным. Гр. Х. заявил, что за 3 часа до случившегося выпил кружку пива. При исследовании крови гр. Х было обнаружено 1,9‰ алкоголя. Установить сколько пива гр. Х выпил? Вес тела гр. Х – 70 кг.


  5. При судебно-медицинском исследовании трупа гр. З. запаха алкоголя не ощущалось. Из обстоятельства дела было известно, что гр. З. за 2 часа до смерти пил водку. В крови оказалось 0,6‰ алкоголя. Сколько выпил водки гр. З.? Вес тела З. – 70 кг.

  6. Гр. Д. утверждал, что выпил кружку пива. При исследовании крови через 3 часа было обнаружено 1,9‰ алкоголя. Установить сколько пива выпил гр. Д.? Вес тела гр. Д. – 75 кг.

  7. При исследовании крови гр. С. было обнаружено 1,9‰ алкоголя. Из обстоятельства дела выяснилось, что 3 часа тому назад гр. С. выпил вино. Сколько вина выпил гр. С.? Вес тела гр. С.- 68 кг.

  8. К. заявил, что выпил 100 г. водки 2 часа тому назад. При исследовании крови обнаружено 0,2%оалкоголя. Сколько К. выпил водки? Вес тела К. – 70 кг.

  9. При судебно-медицинском исследовании трупа гр. П. выяснилось, что около 5 часов до смерти П. пил водку. При исследовании крови на алкоголь обнаружено 0,6‰ алкоголя. Сколько водки выпил гр. П.? Вес тела П. – 60 кг.

  10. С машиной шофера Л. произошла авария. Возникло подозрение, что Л. был пьян. Л. утверждал, что утром за 6 часов до случившегося выпил 100г водки. При исследовании крови обнаружено 1,5‰ алкоголя. Соответствует ли действительности показания шофера? Вес тела Л. – 70 кг.

  11. Какое количество водки выпил Г. если через 6 часов после приема водки в крови обнаружено 0,7‰ алкоголя? Вес тела Г. – 70 кг.

  12. Какое количество водки выпил С., если через 4 час после этого в крови обнаружено 0,99‰ алкоголя? Вес тела С. – 80 кг.

  13. П. утверждал, что выпил 100г красного вина. Через 10 часов в крови гр. П. обнаружено 0,15‰ алкоголя. Установить количество выпитого красного вина? Вес тела П. – 70 кг .

  14. Д. утверждал, что выпил две кружки пива. При исследовании крови через 5 часов обнаружено 0,4‰ алкоголя. Какое количество пива гр. Д выпил? Вес тела Д. –80 кг.

  15. Гр. Ф. утверждает, что алкоголя не принимал. Свидетели показывают, что за 5 часов до освидетельствования гр. Ф. пил водку. В крови гр. Ф. содержится 0,8‰ алкоголя. Вес тела Ф. – 60 кг. Установить количество выпитой водки.

  16. При исследовании крови гр.С. обнаружено 1,2‰ алкоголя. Из обстоятельств дела известно, что С. 5 часов назад пил вино. Вес тела С. – 60 кг. Сколько выпил гр. С.?

  17. При исследовании крови гр-на Б. обнаружено 0,9‰ алкоголя. Из обстоятельств дела известно, что Б. 8 часов тому назад пил водку. Вес тела гр-на Б. – 70 кг. Сколько водки выпил гр. Б.?

  18. Гр. Н. умер внезапно дома. Выяснилось, что 6 часов тому назад он пил водку. В крови было обнаружено 1,6‰ алкоголя. Какое количество водки выпил гр. Н.? Вес тела Н. – 70 кг.

  19. Шофер Н., совершивший аварию заявил, что во время обеда, 3 часа тому назад он выпил около 150 г. красного вина. В крови у него было обнаружено 0,25‰ алкоголя. Сколько выпил красного вина гр. Н.? Вес тела Н. – 75 кг.

4. Литература:

Попов В.Л. - Судебная медицина, С.- Петербург, 1994.

Смольянинов В.М. - Судебная медицина, М., 1982.

Громов А.П. - Курс лекций по судебной медицине. М., 1970.

Практикум по судебной медицине, М., 1971.

1. Тема занятия: «Методы исследования вещественных доказательств биологического происхождения».

2. Студент должен знать, уметь:


  1. Установление наличия крови. Предварительная химическая проба на бензидиновую синь по В. И. Воскобойникову. Спектральное исследование: наблюдение спектров оксигемоглобина и восстановленного гемоглобина.

  2. Исследование волос (отличие волос человека от волос животных, вырванных волос от выпавших).

  3. Установление наличия спермы в неокрашенном мазке.

3. Контрольные вопросы:

    1. Имеется ли кровь в представленной вытяжке из пятна?

    2. Имеются ли в мазке доказательства наличия спермы?

    3. Определить региональную принадлежность волос на поперечных срезах?

    4. Является ли представленный объект волосом?

    5. Кому принадлежит волос – человеку или животному?

    6. При падении с какой высоты образовалось пятно

    7. крови?

    8. Определить механизм образования пятен крови?

4. Литература:

Бронникова А.М., Гаркави А.С. - Методика и техника судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, М.,1963.

Геньбом Р. Г., Асадчих Н.П. - Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств, М.,1972.

Туманов А.К. - Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств, М., 1961.



Практикум по судебной медицине (под ред. проф. А.П.Громова), М.,1971.
1. Тема занятия: «Механическая травма (тупая, острая, огнестрельная)»

2. Студент должен знать, уметь:

  1. Знать определение твердых тупых предметов.

  2. Изучить характер повреждений, причиненных тупыми предметами.

  3. Изучить судебно-медицинское значение повреждений, возникающих от воздействия тупых предметов.

  4. Знать определение острого «оружия» и «орудия».

  5. Изучить классификацию острых предметов.

  6. Овладеть навыками описания острых предметов.

  7. Изучить судебно-медицинское значение характера повреждений, для решения вопросов о свойствах предметов, которыми эти повреждения причинены.

  8. Иметь представление о характере огнестрельной травмы.

  9. Знать критерии установления дистанции выстрела.

  10. Уметь описать огнестрельное повреждение на сухом и влажном препарате.

  11. Решить ситуационные задачи по поводу установления характера повреждения, дистанции выстрела, механизма огнестрельного повреждения, соответствия повреждения представленному снаряду и др. (письменно).

  12. Уметь правильно формулировать вопросы при назначении судебно-медицинской экспертизы.

3. Контрольные вопросы:

  1. Что такое повреждение?

  2. Что такое повреждающие факторы?

  3. Классификация повреждающих факторов?

  4. Что такое «оружие», «орудие», «предмет»?

  5. Какие выделяют механизмы «тупой травмы»?

  6. Какие виды повреждений возникают от действия тупых предметов?

  7. Каково судебно-медицинское значение повреждений от действия тупых предметов?

  8. Что такое острый предмет?

  9. Какова классификация острых предметов?

  10. Понятие о колющих, режущих, колюще-режущих, рубящих, пилящих орудиях?

  11. Каково судебно-медицинское значение повреждений, причиненных острыми предметами?

  12. Общая характеристика видов огнестрельного оружия?

  13. Боеприпасы: понятие, составные части, судебно-медицинское значение.

  14. Особенности огнестрельной травмы в зависимости от механизма действия снаряда?

  15. Особенности осмотра места происшествия при огнестрельных повреждениях?

  16. Характеристика входного огнестрельного отверстия.

  17. Характеристика выходного огнестрельного отверстия.

  18. Судебно-медицинское установление выстрела с полным упором.

  19. Судебно-медицинское установление выстрела с неполным упором.

  20. Судебно-медицинское установление выстрела с боковым упором.

  21. Судебно-медицинское установление выстрела с близкого расстояния.

  22. Судебно-медицинское установление выстрела с дальнего расстояния.

  23. Огнестрельные раневые каналы, их виды, установление направления выстрела.

  24. Экспертиза огнестрельных повреждений плоских и трубчатых костей.

  25. Особенности повреждений при выстреле из охотничьего ружья.

  26. Особенности повреждений при выстреле холостыми патронами.

  27. Определение оружия, из которого произведен выстрел.

  28. Определение последовательности огнестрельных ранений.

  29. Характеристика повреждений от взрыва гранат, мин, снарядов.

  30. Одежда - как объект исследований при огнестрельных повреждениях.

  31. Характеристика касательных пулевых ранений.

4. Литература:

Попов В.Л. - «Судебная медицина», С.-Петербург, 1994г.

Хохлов В.В., Кузнецов Л.Е. - Судебная медицина (руководство), Смоленск, 1998г.

Попов В.Л., Бабаханян Р.В., Заславский Г.И. - Курс лекций по судебной медицине, Санкт- Петербург, 1999г.


1.Тема занятия:

«Экспертиза живых лиц»

2. Студент должен знать, уметь:

  1. Ознакомиться с процессуальными и организационными основами назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы живых лиц.

  2. Научиться правильно формулировать вопросы при назначении различных видов экспертизы живых лиц.

  3. Получить представление об основах судебно-медицинских исследований при проведении экспертизы живых лиц.

3. Контрольные вопросы:

  1. Что такое судебно-медицинская экспертиза?

  2. Что является организационно-процессуальной основой проведения экспертизы живых лиц?

  3. Что является поводами для проведения экспертизы живых лиц?

  4. Перечислите виды судебно-медицинских экспертиз живого человека?

  5. Какие вопросы следует поставить перед экспертом при проведении экспертизы в связи с причинением человеку вреда здоровью?

  6. Что такое вред здоровью?

  7. Назвать юридическую классификацию степени вреда здоровью со ст.111,112,115,116 УК РФ?

  8. Какие вопросы следует задать эксперту при проведении экспертизы в связи с половыми преступлениями?

  9. Сформулируйте вопросы при проведении экспертизы о состоянии здоровья?

  10. Как провести экспертизу по установлению трудоспособности конкретного лица?

4. Литература:

Попов В. Л. - Судебная медицина, С.-Петербург, 1994г.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ, ст. 111,112,115.



Правила судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений.



Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов 4 курса юридического факультета по дисциплине «Судебная медицина» Тема занятия: «Первичный осмотр трупа на месте его обнаружения. Трупные явления»
85.72kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям по курсу "Судебная медицина" Самара 2006 Сост к. м н., доцент И. А. Шмелёв
98.66kb.
1 стр.
Рабочая программа и учебно-методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета дневной и заочной формы обучения
212.45kb.
1 стр.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним
1006.9kb.
5 стр.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним
770.61kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии
269.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии
518.09kb.
3 стр.
Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
371.62kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения
486.01kb.
3 стр.
Методические рекомендации к изучению курса для студентов II курса филологического факультета специальности 031001 «филология» Курган 2006
510.49kb.
3 стр.
Программа курса и методические материалы по специальности: 021100 «Юриспруденция» Красноярск 2011
575.22kb.
4 стр.