Главная
страница 1
XIX областной конкурс исследовательских краеведческих работ

обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого

движения «Отечество»


Русская печь

Авторы: Каткевич Анастасия, 7 класс

Смирнова Ирина, 5 класс

МОУ Смоленская ООШ

Переславского МР

Ярославской области

Научные руководители: Опалева Галина Витальевна

учитель математики

Спасская Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МОУ Смоленская ООШ

Переславского МР

Ярославской области
Переславский муниципальный район

2011 г.


Содержание
1.Введение

2.Русская печь

2.1. Этимология слова «печь»

2.2. Русские печи в нашей местности. Их назначение и применение

2.3. Предыстория белой русской печи

2.4.Устройство белой русской печи. Печники

2.5. Дрова для печей

2.6. Печь в традициях и культуре русского народа

3. Заключение

4. Библиография



1. Введение
Листая страницы истории родного края, мы узнаем много интересного, непознанного и забытого всеми. Каждая краеведческая экспедиция, беседы со старожилами открывают что-то новое, требующее тщательного изучения. Сколько тайн хранят наши села и деревни! Путешествуя по ним, мы невольно углубляемся в совершенно другой мир, уклад жизни.

Однажды, путешествуя по селу Нестерово, мы попали в гости к Галине Викторовне Трониной. Галина Викторовна – жительница Москвы. Купила дом в этом селе. И сейчас занимается его обустройством. Ей удалось сохранить в своем доме дух народного быта. По сравнению с нашими современными квартирами её дом показался нам необычным и интересным. Хозяйке удалось сохранить интерьер крестьянской избы. Она очистила стены от обоев, обустроила красный угол, но самое главное – сохранила традиционную русскую печь. Многие из нас увидели эту печь впервые. Нас поразили ее размеры. В школьном краеведческом музее собрана большая коллекция предметов крестьянского быта, но нет никакой информации о русской печи.

Мы решили изучить историю русской печи, ее значение в жизни сельского жителя. Для этого мы использовали следующие методы и формы: экспедиции по селу Смоленское и окрестным селам; фото-фиксация печей; беседы с местными жителями; изучение литературы по теме; поиск информации в Интернете; анализ и обобщение собранной информации.
2. Русская печь
2.1. Этимология слова «печь»
Начали мы с изучения литературы о русской печи, и в первую очередь заглянули в словари. В «Толковом словаре великого русского языка» Владимира Ивановича Даля нашли: «Печь – снаряд для топки, для разводки в нем огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба». В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова: «Печь - сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи». Вот такие сухие определения русской печи дают наши великие языковеды, определения, которые не объясняют, почему русскую печь так любили у нас, почему с ностальгией вспоминают о ней, и почему до сих пор берегут, восстанавливают, а то и строят заново.
Разбила хворь: ни встать — ни лечь,
И за окном белым-бело.
Ах, где же эта чудо-печь,
Ее целебное тепло?

Так вспоминает о русской печи современный поэт Михаил Катков.
2.2. Русские печи в нашей местности. Их назначение и применение
Настоящих русских печей в наших местах осталось очень мало. По одной такой печи мы нашли в своем селе Смоленское, в селе Нестерово и в селе Романово. Отличительная их особенность – огромные размеры, эти печи занимают почти половину комнаты.

Из энциклопедии «Русская изба» мы узнали о том, что печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Главное ее назначение – отопление жилья. Недаром помещение, где стояла русская печь называли «избой, истопкой» (от слова «истопить»).

Устройство русской печи позволяло сохранять тепло долгое время, что очень важно в условиях суровой русской зимы. Печи, которые мы видели, имеют все большие размеры: длину около 2 м, ширину чуть более о полутора метров, высоту до 2 м. Сложены они из красного кирпича и глины, материалов, которые долго сохраняют тепло. Все хозяева, с которыми мы встретились, говорили, что их печь обладает лучшими тепловыми качествами, характеризуется сильной тягой. Дрова в ней горят хорошо, и она не пожароопасна.

Галина Викторовна разрешила нам заглянуть в печь. Внутри мы увидели огромное пространство. Позже из литературы узнали, что это варочная камера – горнило. Температура в нем достигает 200 С. Это температура, которая требуется для выпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло. В нем не варили, а «томили» еду. Готовили в печи картошку - «нелупешку», топленое молоко, рассыпчатые каши, щи, кисели, пекли пироги.

Галина Викторовна Тронина рассказала нам, что ей нравится приготовленная в печи гречневая каша с грибами. Такой вкусной каши на плите не сваришь.

А бабушка ученицы нашей школы Смирновой Ирины, которая живет в селе Клементьево Угличского района, до сих пор угощает внучку разными кашами из русской печи.

Евгения Павловна Моисеева из села Смоленское вспоминает: «Ничего не ела вкуснее еды из русской печки. Все готовили в печи. В обед ели только первое, а вечером - картошку с подсолнечным маслом и огурцами из кадки или квашеной капустой – вкус был незабываемый! А хлеб! Такого в магазине не купишь. Пекла его мама в специальной прямоугольной форме, рано утром. Мы просыпались с запахом хлеба».

Мы узнали, что в разной местности хлеб пекли по-разному. Владимир Александрович Опалев, учитель технологии нашей школы, рассказал нам, как пекла хлеб его мама, которая живет в Кировской области. Сначала она заквашивала тесто, потом оно стояло в блюдах плетёных из сосновых корней, затем его перемещали на лопату для выпечки хлеба, а в печи аккуратно стряхивали с лопаты на под.

Готовили в печи не только людям, но и животным. Зимой под опечком держали птицу, ягнят, козлят.

Помимо приготовления пищи в печи сушили грибы, ягоды, лекарственные травы. На печи сушили зерно, лук, чеснок.

На всех печах, которые мы видели, есть лежанка – место, где спали в основном дети и старики. Это самое теплое место в доме. По воспоминаниям Евгении Павловны Моисеевой, спали на лежанке только зимой. Спали на телогрейках, с вечера ничем не окутывались, так было жарко и только под утро натягивали на себя «клинчатое» одеяло. На уровне с лежанкой иногда устраивали особую полку, на которую во время сна клали голову. При этом голова была в холоде, а ноги в тепле.

Слушая рассказ Евгении Павловны, мы невольно вспомнили строки из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Детство»:



Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой...
И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить…

Мы спросили у Евгении Павловны, какие сказки она слышала в детстве. На что она ответила, что мама трудилась с утра до ночи, ей было не до сказок, а бабушки у них не было. Дети постарше брали с собой на печку лампу и читали книжки себе и младшим ребятам.

Еще об одном назначении русской печи, лечении от многих болезней, мы узнали от нашей односельчанки Евгении Сергеевны Алексеевой. Она сказала: «Полежишь на голых кирпичах, и всякая простуда быстро пройдет».

Больше всего мы удивились, узнав о том, что в печи мылись. У нас записано несколько воспоминаний об этом. Обобщая все услышанное, этот процесс можно описать так. С утра печь протапливали. Вечером выгребали угли и золу, постилали солому, на четвереньках забирались в печь, садились на солому по направлению к челу, из избы подавался тазик с водой. Взрослые парились, а дети мылись у матери на коленях. Из печи взрослые зимой выбегали на снег, а летом прыгали в речку. Детей споласкивали в корыте прямо в избе.

В нашей местности в XIX-XX веках бань не было, так среди крестьян бытовало мнение, что пар и воздух печи более здоров и ценен, чем воздух бани. В семье жительницы села Романово Валентины Федоровны Куркиной в печи мылись до недавнего времени.

В Кировской области, по рассказу Владимира Александровича Опалева, в печах не мылись. У них были бани, которые топились по-чёрному (до 60-х годов ХХ столетия). В бане был устроен очаг из дикого камня, на него ставили чугунный котёл с водой. Дверь приоткрывали, чтобы выходил дым. Если рано закрывали дверь, то люди, которые мылись в первый пар, бывало, угорали.


2.3. Предыстория белой русской печи
Белые русские печи, которые мы увидели в экспедициях, относятся к концу ХIХ в началу ХХ века. Историки расходятся в определении времени появления первой белой русской печи. В разных источниках появление первой печи относят к IХ, Х и даже VI векам. Ясно одно, что печь сменила первое приспособление для обогрева и приготовления пищи – открытый очаг. Предшественниками русской печи являются курная печь (каменка) и глинобитная печь.

По счастливой случайности мы осенью 2011 г. натолкнулись на место, где в ХIII-ХVI веках располагалась деревня. По воспоминаниям старожилов она называлась Белокаменка. Легенда гласит, что эта деревня сгорела, а местные жители обустроили себе жилье на новом месте, впоследствии селе Романово.

Мы обследовали место, где стояла эта деревня, и обнаружили много обожженных камней. Специалисты подтвердили наши предположения. Это были остатки печей-каменок. Кроме этих камней мы нашли черепки от глиняной посуды, кованые гвозди, наконечник от сохи, пуговицы от сарафана и ключ от сундука.

Курные печи (каменки) были невысокими, прямоугольной формы, размером чуть больше 1м х1 м. Нижнюю часть печных стенок выкладывали из крупных камней, стараясь подбирать плоские. Такие камни мы нашли. Для верха использовали камни поменьше. Никакого связующего раствора не применяли.

Жилища с такими печами назывались «курными» или «чёрными» (топились «по-черному»). Печи-каменки имели свои недостатки и достоинства. С одной стороны, оседание сажи на потолке и стенах, дым и холод во время топки, так что в низких избах приходилось сидеть на полу до конца протапливания, а с другой стороны больше тепла при меньшем количестве топлива, хорошая вентиляция и дезинфекция помещения, сохранение дома сухим, отсутствие сырости и гниения дома.

С появлением белой русской печи печь-каменка перестала использоваться. А вот другой вид печи – глинобитная печь существует до сих пор. Эти печи возникли на юге России и с течением времени постепенно продвигались на север, увеличиваясь в размерах.

Глинобитные печи были широко распространены в Кировской области. Об их устройстве нам рассказал Владимир Александрович Опалев: «В нашей местности печи были битые. Были мастера, которые били печи из глины. Сперва, вкапывали 4 столба, на них устраивали настил из толстых досок, и строили каркас из брусьев по углам и верху. Нутро печи – свод делали деревянным, полость для топки оставляли пустой. А потом весь каркас печи забивали красной глиной большими деревянными молотками. Деревянный свод после установки печи и просушки сжигали. Дым огибал чело печи и уходил вверх, в трубу над шестком. Дрова в печи укладывали колодцем, снизу поджигали лучину и дрова разгорались. Помню огонь в печи. Печь в нашем доме занимала четвертую часть дома, сохраняла очень долго тепло, на ней всегда были половики, одежда, так как на голой печи спать было невозможно – обожжешься. В нашей местности вся глина - красная, но бабушка у речки находила и белую глину, разводила ее и белила ей печь. В избе становилось светло и уютно».

Из литературы мы узнали, что глинобитная печь относится к одной из разновидностей русской печи.


2.4. Устройство белой русской печи. Печники
Сравнив увиденные в ходе экспедиций печи, мы сделали вывод, что все они имеют общие конструктивные особенности.

В каждой русской печи был подпечек, специально отведенное место для печного инвентаря. Здесь хранились метла, ухваты, кочерги, совки и другие печные приспособления. Большая камера, где разводили огонь, готовили пищу, мылись называется горнило. Горнило состоит из пода (это его нижняя часть) и свода - верхняя часть. На поде раскладывали огонь, ставили горшки и пекли хлебы. В печи также есть устье, которое закрывается заслонкой – специальной дверцей в виде железного листа с ручкой. Перед устьем устроен шесток. Верхняя часть фасада печи – чело. Небольшие камеры в верхней боковой части печи называются печурки. На печи или рядом с ней устраивалась лежанка. Пространство между задней частью печи и стеной дома называлось запечье.

Строителей печей называется печниками, а строительство печи кладкой. На Руси к печникам всегда относились с большим уважением. Печь это не только необходимое теплогененирующие устройство, печь это повышенный источник опасности. Плохо сложенная печь дымит и угарный газ может стать причиной сильного отравления или смерти, плохая кладка может стать причиной возгорания. Да и конструкция печи настолько сложна, что починить её мог только тот печник, который её и положил. Отсюда и особое уважение к людям этой непростой и интересной профессии.

Нам удалось встретиться с печником, человеком редкой для нашего времени профессии. Это Иван Андреевич Арделан – житель нашего села. Мы обратились к нему с вопросами, и вот, что узнали. Иван Андреевич научился класть печи в армии в 1970 году. Приходилось ему класть и русские печи, в основном для дачников в селах Романово и Шушково. Класть такие печи очень сложно. Сложность заключается в том, что надо правильно выложить чело, свод и под.




2.5. Дрова для печей
Мы узнали, что теплоемкость печи зависит от дров, которыми она топится. Русская печь топится любыми видами дров, в основном это берёза, осина и ольха, возможна топка и другими видами дров, но она менее эффективна или неблагоприятна для топки и дымохода (например, еловые дрова сильно засмаливают топку и дымоход). Самыми плохими считались осиновые дрова, так как давали сильное пламя. Но с появлением дымоходов несколько осиновых поленьев стали добавлять в топку, чтобы сильное пламя вычищало сажу из трубы.

Куркина Валентина Федоровна рассказала: «Заготовка дров это - целая наука. Заготавливают дрова обычно зимой: такие дрова жарче горят, а в поленницах не преют и не гниют. Нужно, чтобы дрова прежде, чем попасть в печь пролежали целый год и хорошо высохли».

В наших местах топят в основном березовыми дровами, около многих домов мы увидели напиленную березу.
2.6. Печь в традициях и культуре русского народа
Немалое внимание уделяется печам в русском народном творчестве. Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку. ездил на печи. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способными разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди», девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а в последствии, на обратном пути, прячет девочку от погони.

Всем известно множество поговорок, загадок, примет и пословиц о печи: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Печь нам мать родная», «Словно с печи свалился», «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся».

Существовало поверье, что за печкой живет домовой - дух дома. Его старались всячески задобрить, оставляли для него еду. Считалось, что в том доме, где домовой полюбит хозяев, там он будет оберегать и весь дом. При новоселье домового приглашали в новое жилище. Из протопленной печи нагребали горшок углей, накрывали его скатертью и, открыв дверь, говорили: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье».

Печь в традициях русского народа представляла собой отражение вселенной. На печи и спали, в ней и мылись, она обогревала, кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».

С печью связано множество обрядов, связанных со свадьбой, рождением детей.

Парение в печи считалось одним из наиболее эффективных способов лечения от любых болезней.

Не забывают о печи и в современном творчестве. Мы нашли много стихотворений о печи современных авторов. В их содержании чувствуется особое народное отношение к печам.

Русская печка, как мама,
Словно молитву творит.
Печь разжигается рано,
Пламенем жарко горит.

Будто бы грусть листопада,


Слышится песня в трубе.
Легкий дымок, словно ладан,
Благоухает в избе… (Л.Усанова)


3. Заключение
В ходе поисковых экспедиций мы посетили села Смоленское, Нестерово, Романово. Составили описание русских печей, выявили их конструктивные особенности. Мы выяснили, что в XIX, XX веках, крестьяне нашей местности пользовались русской печью. Нам удалось определить назначение русской печи и её применение.

Русская печь многофункциональна. Она в первую очередь служит для обогрева жилья.

В русской печи можно готовить еду себе и животным. Еда, приготовленная в русской печи особенно вкусна. В русской печи издавна пекли хлеб.

На русской печи или на лежанке (пристройке к печи) можно спать и лечиться от простуды. В русских печах можно мыться, считается, что воздух печи целебнее, чем в бане.

На печи можно сушить вещи, травы, ягоды, грибы, зерно, травы.

Русская печь является одушевленным персонажем народных сказок. С ней связано много поговорок, загадок и пословиц. Русская печь упоминается в стихах многих известных поэтов.

Было очень интересно узнать столько нового и необычного о, казалось бы, сначала, простом предмете, как печка. Мы узнали о том как устраивались печи в Кировской области, как там пекли хлеб в отличие от нашей местности. Нам удалось встретиться с печником. Узнали секреты заготовки дров для печи.

Сейчас жизнь в селе мало отличается от городской. Но все же живут у нас люди, которые хранят старину, в домах которых до сих пор стоит русская печь. Собранный материал пополнит экспозицию школьного краеведческого музея в разделе «Быт крестьян».


4. Библиография


  1. Даль В.И. Детская энциклопедия. Иллюстрированный словарь живого русского языка. Том 2. СП: «Издательский Дом «Нева»», М: «ОЛМА_ПРЕСС», 2001

  2. Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука – Терра, 1997

  3. Баранов Д.А. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия.СП «Искусство-СБП» 2001

  4. Дневник поисковой экспедиции Краеведческого музея МОУ Смоленской ООШ

В исследованиях принимали участие: Каткевич Анастасия, Смирнова Ирина, Сукачев Владислав, Мокеев Максим, Опалева Мария, Захаров Никита.


Поисковые экспедиции были организованы в села Смоленское, Нестерово, Романово.

Были организованы встречи с жителями этих сел: Моисеевой Е.П., Трониной Г.В., Куркиной В.П., Арделаном И.А., Алексеевой Е.С., Опалевым В.А., Гурьяновой Н.Ю.








Смотрите также:
Доблестный путь воина и труженика
112.4kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся участников Всероссийского туристско-краеведческого
130.81kb.
1 стр.
Рекомендации педагогам-руководителям и юным краеведам по подготовке исследовательских работ на секцию «Родословие. Земляки»
91.48kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. Финансы»
251.39kb.
1 стр.
М. Г. Цыренова положение о IX региональном этапе всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени д. И. Менделеева
69.47kb.
1 стр.
Семинар-совещание по организации и проведению Краевой Вахты памяти «Навечно в земле Алтайской». 13 апреля г. Барнаул
21.06kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Литературный Петрозаводск» Как рождаются книжки и их герои
111.69kb.
1 стр.
Конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по нескольким междисциплинарным направлениям
46.9kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Литературный Петрозаводск» «Петрозаводск губернский город…»
295.44kb.
1 стр.
Региональный этап IХ всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени д. И. Менделеева (2012-2013 учебный год) Цели и задачи конкурса
72.35kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Литературный Петрозаводск» Мастер документалистики
193.58kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Литературный Петрозаводск» «Литературная Перевалка»
77.38kb.
1 стр.