Главная
страница 1
Приложения к открытому письму деятелей науки и образования

к учителям России «За честные выборы».

Приложение 1. Ответственность за нарушения законодательства РФ о выборах в день голосования на избирательных участках.
Задача наблюдателей – выявить и, по возможности, предотвратить нарушения законодательства РФ о выборах. Порядок проведения предстоящих выборов и все процедуры детально описаны в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» (они имеются на сайте ЦИК).

Информацию о видах возможных нарушений можно найти на сайтах проекта «Гражданин Наблюдатель» http://nabludatel.org и Ассоциации «Голос» http://www.golos.org .

За нарушение избирательных прав граждан, законов, регулирующих порядок проведения выборов, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Санкция статьи 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) устанавливает наказание за нарушение прав наблюдателя, представителя средств массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом. Более того, часть 2 этой статьи предусматривает ответственность председателя, заместителя председателя, секретаря или иных членов избирательной комиссии с правом решающего голоса за выдачу надлежащим лицам заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, имеющимся в первом экземпляре, либо заверение указанными членами избирательной комиссии копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом.

Возбудить производство по делу о таком административном правонарушении в отношении виновного лица может должностное лицо органов внутренних дел (полиции).

Также уполномоченные сотрудники полиции вправе возбуждать производство по делу в отношении члена избирательной комиссии при наличии в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.22 КРФоАП: когда имеет место выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня.

Во всех указанных случаях производство по делу об административном правонарушении может возбудить и прокурор, руководствуясь статьёй 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно части 3 этой статьи, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кроме того, в компетенции прокурора возбудить производство по делу об административном производстве в отношении членов избирательной комиссии, включая её председателя, когда ими нарушен порядок подсчёта голосов либо порядок обработки итогов голосования, составления протокола об итогах голосования при повторном пересчёте бюллетеней. (ст.5.24 КРФоАП). Помимо этого, председатель УИК может быть также привлечён к административной ответственности в случае непредоставления либо несвоевременного предоставления сведений об итогах голосования наблюдателям и представителям СМИ.

Дела об административных правонарушениях во всех указанных случаях рассматривают суды. В качестве наказания предусмотрены штрафы, размер которых для разных составов правонарушений составляет от 500 до 3000 рублей.

К более серьёзным нарушениям закона при голосовании на выборах, влекущим уголовную ответственность, относятся фальсификация избирательных документов (ст.142 УК РФ) и итогов голосования (ст.142-1 УК РФ). Деяния, предусмотренные этими статьями, относятся к категории преступлений средней тяжести, направлены против личности, против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Субъективная сторона составов этих преступлений характеризуется наличием прямого умысла

Фальсификация избирательных документов может состоять в подделке, подмене документов, внесении в них заведомо ложных сведений или удалении из документов сведений, влияющих на итоги выборов.

В качестве наказания за подобные «художества» предусмотрен штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишение свободы на срок до четырех лет.

Фальсификация итогов голосования подразумевает:

- включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

- представление заведомо неверных сведений об избирателях;

- заведомо неправильное составление списков избирателей, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц;

- фальсификация подписей избирателей, в списках избирателей;

- замена действительных бюллетеней с отметками избирателей;

- порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей;

- незаконное уничтожение бюллетеней;

- заведомо неправильный подсчет голосов избирателей;

- подписание членами избирательной комиссии, протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;

- заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;

- незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;

- заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов.

Санкция за такие деяния предусматривает штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.



Приложение 2. Проекты по гражданскому наблюдению за выборами

Сегодня в России формируются многочисленные группы наблюдателей за выборами. Наиболее масштабные проекты по гражданскому наблюдению за выборами осуществляют:



  • Ассоциация «Голос» http://www.golos.org

  • Проект «Гражданин Наблюдатель» http://nabludatel.org

  • Лига избирателей http://ligaizbirateley.ru

Стратегия проекта «Гражданин Наблюдатель» заключается, прежде всего, в активном воспрепятствовании на избирательных участках нарушениям закона о выборах во время голосования и подсчёта голосов и фальсификациям итогов голосования. Проведение голосования в соответствии с требованиями закона, без каких-либо нарушений и фальсификаций на тех участках, где есть активные группы наблюдателей, дает возможность получить представление об истинном волеизъявлении граждан. Так, по данным проекта «Гражданин Наблюдатель» на выборах в Государственную Думу РФ 4 декабря в среднем по стране за Единую Россию было подано около 30% голосов избирателей, в то время как по данным ЦИК – 49%. Таким образом, масштаб фальсификаций составил около 20%.

Проект «Гражданин Наблюдатель» осуществляет подготовку наблюдателей и представителей СМИ для эффективной работы в день голосования, формирует и направляет группы наблюдателей на избирательные участки. Участники проекта не работают в одиночку. Работа в группе более эффективна и безопасна.
Приложение 3. Что делать индивидуальным наблюдателям, которые не вошли в организованные проекты по гражданскому наблюдению за выборами.
Подробные инструкции для наблюдателей, описание типичных нарушений, обучающие материалы, основные законодательные акты о выборах в Российской Федерации можно найти на сайтах ассоциации «Голос» http://www.golos.org и проекта «Гражданин Наблюдатель» http://nabludatel.org.

Для наблюдателя очень важно хорошо знать Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии, поскольку этот документ обязательно лежит на столе председателя УИК – см. http://physclub.ru/blogs/post/57/

Если вы являетесь индивидуальным наблюдателем и заметили нарушения, вам следует предпринять следующие действия.

- Заметив нарушение, сделайте об этом устное заявление председателю комиссии или лицу, его замещающему:

- Если вам будет отказано в этом, то надо составить заявление (жалобу) в двух экземплярах (удобно использовать копирку) о нарушении и передать его председателю или секретарю комиссии (образцы заявлений о нарушениях приведены на сайтах и в справочнике). Основная задача заявления — зафиксировать нарушение. Поэтому обязательно оставляйте у себя копию заявления. Копию надо заверить в избирательной комиссии (слово «Получено», дата, время, подпись, расшифровка подписи);

- Комиссия обязана рассматривать заявления, поданные в день голосования, немедленно или на итоговом заседании комиссии после подсчета голосов. Настаивайте на получении копии решения комиссии по вашему заявлению. Также проследите, чтобы количество поданных заявлений было отражено в протоколе об итогах голосования.


Незаконное удаление члена комиссии, наблюдателя, представителя СМИ — одно из грубейших нарушений избирательных прав, косвенно свидетельствующее о фальсификации выборов. В соответствии со ст.64.12 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Поэтому, в случае вашего удаления следует потребовать, чтобы председатель избирательной комиссии указал, какую конкретно норму закона о выборах вы нарушили. Ссылка на эту статью должна содержаться и в письменном решении комиссии. До вручения вам письменной копии решения об удалении не уходите из помещения для голосования. В случае вмешательства полицейского, укажите ему на то, что он должен выполнять только законные требования, основанные на письменном решении комиссии. Однако в случае применения к вам со стороны полицейского физической силы, не пытайтесь сопротивляться (иначе вам будет вменено в вину неповиновение сотруднику полиции).

Незаконное удаление следует срочно обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию. При этом надо требовать немедленного рассмотрения заявления, отмены решения участковой комиссии и восстановления ваших полномочий.


На каждом избирательном участке присутствует один или несколько сотрудников органов внутренних дел (полицейских). Они не имеют права вмешиваться в избирательные действия. В соответствии с Законом «О полиции» в числе прочего они обязаны: принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях; документировать обстоятельства совершения преступления или административного правонарушения; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; принимать меры по пресечению противоречащей закону предвыборной агитации.

При исполнении своих обязанностей полицейский должен действовать в рамках закона и не может ссылаться на незаконные распоряжения председателя избирательной комиссии.

Обращаться к полицейским, вызывать наряд полиции или прокурора следует в следующих случаях:

- если на вас оказывают давление или угрожают;

- если к вам пытаются применить противозаконные меры;

- если вы заметили крупное нарушение, а организаторы выборов не принимают никаких мер по его фиксации;

- если надо задержать человека, который при вас совершил вброс бюллетеней.

Главной целью вызова прокурора или полиции является уже не предотвращение нарушения, а его фиксация. Полиция и прокуратура имеют право составлять протоколы и акты, которые в дальнейшем можно использовать в качестве доказательств нарушения закона. По прибытии наряда полиции или представителя прокуратуры попросите их составить протокол о нарушении, опросить свидетелей. Постарайтесь получить копию этого протокола или хотя бы сфотографировать его.


Для того чтобы привлечь нарушителей к ответственности — как административной, так и уголовной, — следует подать заявление в прокуратуру. Для возбуждения производства по делу об административном правонарушении по ряду нарушений закона о выборах можно обратиться также в органы полиции (см. выше). У вас есть возможность направлять обращения любому прокурору — районному, городскому, Генеральному (дело все равно окажется в прокуратуре нижнего уровня).

Заявления в прокуратуру и ответы на них также являются документами, составляющими историю наших выборов.



.


Смотрите также:
Приложения к открытому письму деятелей науки и образования к учителям России «За честные выборы». Приложение Ответственность за нарушения законодательства РФ о выборах в день голосования на избирательных участках
94.84kb.
1 стр.
Удмурт Элькунысь «Сюмси ёрос»
87.77kb.
1 стр.
Депутатов думы города владивостока
120.15kb.
1 стр.
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах»
315.96kb.
1 стр.
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах
195.16kb.
1 стр.
Приложение к письму Западного управления
323.66kb.
3 стр.
Олимпиада Лицея фтш по математике. 1-й тур. 20-е января 2011 года
25.39kb.
1 стр.
Описание избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на дополнительных выборах депутата Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва
16.01kb.
1 стр.
В новгородской области началась установка веб-камер на избирательных участках
15.73kb.
1 стр.
Есн и страховые взносы (внебюджетные фонды). Ответы на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы. Приложение №4 к Письму уфнс россии по Иркутской области от 15. 07. 2008 №16-25/014075. есн и страховые взносы
57.96kb.
1 стр.
Законодательства о выборах Статьёй 32 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления
19.46kb.
1 стр.
Шерше ля нефть Почему наш Стабилизационный фонд
3266.01kb.
15 стр.