Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ВГПУ»)
«Утверждено»

Ректор ВГПУ,

___________ Н.К. Сергеев

«____»_______ 201_ г.


Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г.

№ 337
Магистерская программа



«Языковое образование (иностранные языки)»
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 14 января 2010г. № 35
Квалификация (степень) выпускника: магистр

Нормативный срок освоения программы: 2 года


Ответственный за разработку ООП ______________ Л.А.Милованова

Эксперт(ы) ООП ______________________________ Ф.И.О.

Список разработчиков ООП


ГОУ ВПО «ВГПУ» Директор института

Иностранных языков Л.А.Милованова


Профессор каф.английской

филологии института

Иностранных языков В.И.Карасик




ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);



в области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);



в области культурно-просветительской деятельности:

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).


Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями:

- способностью использовать систему лингвистических знаний, включающую в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (СК-1);

- готовностью к применению системы знаний о ценностях и представлениях, присущих культурам стран изучаемых иностранных языков, теоретических и эмпирических знаний в области межкультурной коммуникации, знаний основных различий концептуальной и языковой картин мира носителей русского и изучаемого языков (СК-2);

- способностью применять когнитивно-дискурсивные умения, направленные на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (СК-3);

- готовностью к исследованию специфики иноязычной научной картины мира, основных особенностей научного дискурса в русском и изучаемых иностранных языках (СК-4);

- способностью использовать конвенции речевого общения в иноязычном социуме, правилами и традициями межкультурного и профессионального общения с носителями изучаемого языка (СК-5);

- готовностью к систематизации, обобщению и применению теории воспитания и обучения, современных подходов в обучении иностранным языкам, обеспечивающих развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся, готовность к участию в диалоге культур, дальнейшее самообразование посредством изучаемых языков (СК-6);

- способностью к осуществлению педагогического проектирования эффективного учебного процесса на всех уровнях и этапах лингвистического образования, включая высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (СК-7);

- готовностью к использованию навыков управления профессиональным коллективом лингвистов и способов организации его работы в целях достижения максимально эффективных результатов (СК-8).
М1. Ф.1, М1.Ф.2 «Современные проблемы науки и образования»
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование у магистрантов готовности решать образовательные и профессиональные задачи на основе знания современных проблем образования и филологической наук.

Задачи:

- формирование знаний о современном состоянии и тенденциях развития теории и практики образования и филологической науки;

- повышение уровня методологической и исследовательской культуры будущих магистров;

- формирование умения ориентироваться в современной педагогической и филологической проблематике в сфере образования;

- формирование представлений о содержании основных компонентов лингвистической методологии и методами лингвистического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Общенаучный цикл, базовая часть учебного плана. Опирается на результаты изучения курсов «Философия», «Педагогика», «Психология», «Введение в языкознание» предыдущего уровня образования. Является основой для изучения дисциплин «Психолингвистика», «Лингвокультурология», «Теория дискурса», «Лингводидактика профильной школы», «Основы теории коммуникации», «Методика интенсивного обучения иностранным языкам».



3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

-способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);


- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);


В результате изучения студент должен

знать:

- основные положения о состоянии развития науки и перспективных направлениях исследования в области филологии и педагогики в современной научной парадигме;

- современные классификации наук и место филологии и педагогики среди наук гуманитарного цикла;

- современное состояние и основные тенденции развития образования;

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности в сфере образования;

- структуру и функции образовательных проектов;



уметь:

- анализировать тенденции развития педагогики,

- ориентироваться в основных направлениях современного языкознания;

- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;



владеть:

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- методами лингвистического исследования;

- основными процедурами комплексно-целевого проектирования в образовании;

- владеть основами проектирования путей развития образовательной системы.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса в часах - 72; аудиторных часов - 20, СРС - 52; распределение по семестрам – 1, 2 сем; форма и место отчётности – зачет.



5. Краткое содержание дисциплины

Раздел 1. Современные проблемы науки (языкознание)

Наука в системе культуры. Структура научной парадигмы. Научные революции и основные этапы развития науки. Место филологии среди наук гуманитарного цикла. Понятие современной филологии как совокупности гуманитарных наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Связь лингвистики с другими филологическими науками. Эволюция лингвистики в контексте общей истории культуры и развития других наук. Становление новых отраслей языкознания на стыке наук. Прикладная лингвистика.

Философские проблемы языка. Методология как учение о принципах исследования в науке о языке. Три уровня методологии в языкознании. Методологические принципы современного языкознания. Понятие метода в языкознании. Общие и частные методы. Сравнительно-исторический метод, его роль в становлении языкознания как науки. Сочетание общенаучных, общих и частных лингвистических методов.

Раздел 2. Современные проблемы образования

Образовательные инновации, критерии оценки их эффективности. Образовательные проекты, критерии оценки их эффективности. Мониторинг в образовании как научная проблема. Мониторинг в образовании как сфера практической деятельности. Международные системы оценки качества образования. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Проектирование путей развития общего среднего образования. Проектирование путей развития профессионального образования.



6. Разработчики:

Крюкова И.В., .д-р филол. наук, проф. кафедры языкознания ВГПУ;

Грачев К.Ю., канд. пед. наук, доцент, каф. педагогики, ВГПУ,

Эксперты:

Сахарчук Е.И., д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики ВГПУ,

Карасик В.И., д-р филол. наук, проф. зав.кафедрой английской филологии ВГПУ.

М1.Ф.3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»


  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель – сформировать у магистрантов теоретические знания и практические навыки использования методов, необходимых для эффективного научного исследования.

Предлагаемый курс решает следующие задачи:

1) продемонстрировать широкие возможности аргументированных подходов к сбору материала и его анализу с разных сторон и разными способами;

2) обеспечить условия для выбора методики, наиболее приемлемой для конкретного исследования;

3) дать возможность спланировать этапы исследования;

4) предупредить возможные ошибки, которые могут быть допущены в процессе исследования;

5) помочь компетентно оценивать исследования других ученых;

6) способствовать развитию междисциплинарности.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Общенаучный цикл, базовая часть учебного плана; опирается на курс «Современные проблемы науки и образования»; создает основу для курса «Методы лингвокультурологических исследований», а также для всех теоретических курсов, изучаемых в магистратуре.



3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП), предусматривающих владение:

– способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

– способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

– способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

– способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

– готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

– готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

– способностью использовать систему лингвистических знаний, включающую в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей; функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (СК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– основные количественные и качественные методы, разработанные отечественными и зарубежными исследователями;



уметь:

– эффективно использовать различные научные методы в контексте лингвистических и коммуникативных исследований;

– модифицировать методики применительно к конкретным исследовательским задачам;

владеть

– навыками системного, холистического подхода к рассмотрению методов, выявления соотношения и взаимосвязи между различными методиками.



4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса в часах - 72; аудиторных часов - 20, СРС - 52; 1 семестр; форма отчётности – зачет.



5. Краткое содержание дисциплины

Позитивизм и интерпретивизм. Количественные и качественные методы. Смешанные методы. Источники данных. Типы выборок.

ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ: наблюдение; кейс-метод; этнографический метод: эксперимент; опрос; контент-анализ; риторический анализ; семиотический анализ; концептологический анализ; нарративный анализ; дискурс-анализ; конверсационный анализ; методы теории координированного управления смыслами; методы исследования межкультурной коммуникации; методы анализа культурных значений и смыслов; методы лингвистических исследований.

Порядок описания исследовательской методики. Этика коммуникативных исследований.



6. Разработчик:

Леонтович Ольга Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой межкультурной коммуникации и перевода Волгоградского государственного педагогического университета.



Эксперт:

Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии Волгоградского государственного педагогического университета.



М1.Р.1 «Социолингвистика»
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование представлений о месте языка в жизни человека и истории общества – в смене общественных формаций и развитии культуры.

Задачи:

- формирование теоретической базы о формах существования языка и типологических различиях литературных языков;

- ознакомление с закономерностями социальной эволюции языков, разнообразием языковых ситуаций, проблемами общения в современном мире;

- выработка умения самостоятельного анализа языковых ситуаций в России, регионах и стране изучаемого языка.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Общенаучный цикл, вариативная часть учебного плана. Опирается на уровень предыдущего образования и на основы курса «Современные проблемы науки и образования». Является основой для дисциплин «Лингвокультурология», «Основы теории коммуникации».



3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

– способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

– готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

– способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

– готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

– готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

– способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

– способностью использовать систему лингвистических знаний, включающую в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (СК-1);

– готовностью к исследованию специфики иноязычной научной картины мира, основных особенностей научного дискурса в русском и изучаемых иностранных языках (СК-4);

– способностью использовать конвенции речевого общения в иноязычном социуме, правилами и традициями межкультурного и профессионального общения с носителями изучаемого языка (СК-5).



В результате изучения магистрант должен

знать:

– базовые понятия социолингвистики;

– разнообразные виды взаимодействия между языком и обществом;

уметь:

– определять типологические различия литературных языков;

– выделять социальные компоненты в семантике языковых единиц;

– выявлять социальные закономерности развития языков и возникающие при этом языковые контакты;



владеть:

– методами социолингвистического исследования;

– навыками самостоятельного анализа языковых ситуаций и особенностей языковой политики в России, регионах и стране изучаемого языка.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц – 2, общая трудоёмкость курса в часах – 72; аудиторных часов – 20, СРС – 52; распределение по семестрам – 1 курс, 1 семестр; форма и место отчётности – зачет, 1 семестр.



5. Краткое содержание дисциплины

Определение социолингвистики. Междисциплинароность. Своеобразие языка как общественного явления. Функции языка. Методы социолингвистического анализа.

Территориальная и социальная дифференциация и формы существования общенародного языка. Диалект, социолект, гендеролект. Литературный язык как высшая форма существования языка. Типологические различия литературных языков.

Культурное и природное в языке. Социальный компонент в семантике языковых единиц. Аспекты проявления социального статуса человека в речевом поведении.

Дифференциальные признаки и типы языковых ситуаций. Билингвизм и диглоссия. Международные языки и искусственные языки-посредники. Языковая политика.

Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции. Интерференция. Языки межэтнического общения: лингва франка, койне, пиджины, креольские языки. Ареально-хронологические модели смешения языков.



6. Разработчик:

Крюкова Ирина Васильевна, д. ф. н., профессор каф. языкознания



Эксперт(ы):

Карасик В.И. , д.ф.н., профессор, зав. кафедрой английской филологии.



М1.Р.2 «Психолингвистика»
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование представлений об основных закономерностях производства и восприятия речи на родном и иностранном языках.

Задачи:

- ознакомление магистрантов с основными понятиями психолингвистики;

- формирование навыков анализа процессов формирования речи в онтогенезе;

- ознакомление с основными методами экспериментальных исследований в психолингвистике.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Общенаучный цикл, вариативная часть учебного плана. Опирается на уровень предыдущего образования и дисциплину «Современные проблемы науки и образования»; является основой для последующего изучения дисциплины «Лингвистика эмоций», «Основы теории коммуникации».



3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- способностью использовать систему лингвистических знаний, включающую в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (СК-1).



В результате изучения магистрант должен

знать:

– базовые понятия психолингвистики;

– основные положения о языке как средстве управления речевым и неречевым поведением человека;

уметь:

– выявлять закономерности производства и восприятия речи на родном и иностранном языках;

– анализировать процессы формирования речи в онтогенезе;

– использовать знания о взаимодействии языка и сознания в профессиональной деятельности;



владеть:

– методами экспериментальных психолингвистических исследований.



4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц – 4, общая трудоёмкость курса в часах – 144; аудиторных часов – 30, СРС – 60; распределение по семестрам 3 семестр; форма и место отчётности – экзамен, 3 семестр.



5. Краткое содержание дисциплины

Определение психолингвистики. Связь с другими дисциплинами. Причины появления, история возникновения и современное состояние психолингвистики.

Язык животных в природе. Освоение речи ребенком.

Внутренняя речь. Модели производства речи. Механизмы восприятия речи.

Психолингвистика и овладение неродным языком. Лакуны. Билингвизм. Культурный шок и лингвистический шок. Особенности понимания иноязычного текста.

Методы психолингвистических исследований.



6. Разработчик:

Крюкова Ирина Васильевна, д.ф.н., профессор каф. языкознания



Эксперт(ы):

Карасик В.И. , д.ф.н., профессор, зав. кафедрой английской филологии.




М1.В.1 «МЕТОДЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» - дисциплина по выбору
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: ознакомление магистрантов с основными понятиями, методами различных научных парадигм и методами лингвокультурологического анализа.

Задачи:

- сформировать у магистрантов правильное представление о целях и приемах различных методов лингвокультурологического анализа;

- подготовить магистрантов к написанию магистерской работы;

- сформировать у магистрантов навыки лингвокультурологического анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Общенаучный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору

Опирается на основы ранее изучаемого курса «Лингвокультурология», «Методология и методы научного исследования», является основой для дисциплины «Лингвистика эмоций».

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- способностью использовать систему лингвистических знаний, включающую в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (СК-1);

- готовностью к исследованию специфики иноязычной научной картины мира, основных особенностей научного дискурса в русском и изучаемых иностранных языках (СК-4).

В результате изучения магистр должен

знать:

- основные научные понятия «теория», «метод», «методика», «прием»;

- подходы к классификации методов исследования;

- основные методы и приемы лингвокультурологического анализа;



уметь:

- использовать методы и приемы лингвокультурологического анализа;

- критически оценивать использование различных методов в диссертационных исследованиях;

владеть:

- теоретическими знаниями о методах и приемах лингвокультурологических исследований.



4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц – 4; общая трудоёмкость курса в часах - 144; аудиторных часов - 30, СРС - 114; распределение по семестрам – 1 курс, 2 семестр; форма отчётности – зачет 2 семестр.



5. Краткое содержание дисциплины

Понятие «метод», «методика», «прием». Особенности научных парадигм лингвистики на современном этапе. Основные принципы классификации различных методов. Основные методы лингвистического исследования. Методы лингвокультурологического анализа.



6. Разработчик(и):

Панченко Надежда Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания ВГПУ.



Эксперт(ы):

Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии ВГПУ.




М2.Р.2 «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: ознакомление магистрантов с основными положениями и терминами лингвокультурологии.

Задачи:

- обеспечить магистрантов теоретическими знаниями по лингвокультурологии;

- помочь увидеть тот культурный фон, который стоит за единицей языка и который позволяет соотносить поверхностные структуры языка с их глубинной сущностью;

- познакомить с основами лингвокультурологического анализа.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл, вариативная часть

Лингвокультурология опирается на теоретические дисциплины, изученные на предыдущем уровне образования, служит основой для изучения д/в «Методы лингвокультурологического анализа».

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- способностью использовать систему лингвистических знаний, включающую в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (СК-1);

- готовностью к применению системы знаний о ценностях и представлениях, присущих культурам стран изучаемых иностранных языков, теоретических и эмпирических знаний в области межкультурной коммуникации, знаний основных различий концептуальной и языковой картин мира носителей русского и изучаемого языков (СК-2).



В результате изучения магистр должен

знать:

- теоретические предпосылки становления лингвокультурологии;

- основной понятийный аппарат лингвокультурологии, который позволяет анализировать проблему взаимодействия языка и культуры;

уметь:

- разграничивать культурные универсалии и культурно-маркированные явления;

- распознавать культурные смыслы, воплощенные в различных языковых явлениях;

владеть:

- теоретическими знаниями о предметах лингвокультурологических исследований;

- основными приемами лингвокультурологического анализа.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц - 4, общая трудоёмкость курса в часах - 144; аудиторных часов - 30, СРС - 60; распределение по семестрам – 1 курс, 1 семестр; форма отчётности – экзамен.



5. Краткое содержание дисциплины

Антропологический подход к изучению языка. Объект, предмет, цели и задачи лингвокультурологии. Фразеология в лингвокультурологических исследованиях. Паремиологический фонд. Понятие коллективного бессознательного. Безэквивалентная лексика как предмет лингвокультурологического исследования. Взаимодействие религии и языка. Архетипы, мифологемы, символы, стереотипы, эталоны в лингвокультурологических исследованиях. Обрядово-ритуальные формы культуры. Вербальная и паравербальная коммуникация в лингвокультурологических исследованиях. Коммуникативное поведение как предмет лингвокультурологического исследования. Речевой этикет. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология. Ценности как ядро национальной культуры. Языковая личность и лингвокультурный типаж.



6. Разработчик(и):

Панченко Надежда Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания ВГПУ.



Эксперт(ы):

Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии ВГПУ.


М.1.В.1 «Проблемы лингвориторики» - дисциплина по выбору
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование комплекса умений, связанных с порождением/восприятием воздействующей, влиятельной или риторически организованной речи в профессиональной сфере общения.

Задачи:

- формирование теоретической базы по теории риторики;

- формирование умений риторического анализа текстов педагогических и академических жанров;

- формирование навыков подготовки собственных речевых произведений разных жанров в различных ситуациях профессиональной педагогической и академической деятельности.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Общенаучный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору. Опирается на основы курсов «Социолингвистика», «Психолингвистика». Является основой для курса «Основы теории коммуникации»



3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

– способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

– готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).

– готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

– готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

– готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

– готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

– способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

– способностью применять когнитивно-дискурсивные умения, направленные на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (СК-3);

– способностью использовать конвенции речевого общения в иноязычном социуме, правилами и традициями межкультурного и профессионального общения с носителями изучаемого языка (СК-5).



В результате изучения магистрант должен

знать:

– общериторические правила современной эффективной речи;

– основные положения педагогической и академической риторики;

уметь:

– определять жанровые разновидности педагогической и академической риторики;

– выявлять и анализировать языковые средства эффективного воздействия на аудиторию;

– вести дискуссию в профессионально значимых ситуациях;



владеть:

– навыками риторического анализа;

– навыками создания риторически организованных речевых произведений в профессионально ориентированных сферах общения;

– языком и стилем научной речи.



4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

количество зачетных единиц – 4, общая трудоёмкость курса в часах – 144; аудиторных часов – 30 , СРС – 144; распределение по семестрам – 1 курс, 2 семестр; форма и место отчётности – зачет, 2 семестр.



5. Краткое содержание дисциплины

Риторика общая и частная: основные законы и направления взаимодействия.

Вузовская лекция как система и ее компоненты. Понятие беседы и ее типы. Педагогическая беседа на уроке или занятии. Типология вопросов и ответов. Язык и стиль речи преподавателя. Средства речевой выразительности. Трудности и страхи начинающего преподавателя-лектора.

Подстили научной речи и жанровые разновидности. Первичные и вторичные жанры. Научный доклад как основной жанр устного академического общения: правила подготовки и презентации. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Типичные ошибки и пути их преодоления.

Педагогические и академические дискуссии. Защита диссертации как речевое событие, построенное на дискуссии.

6. Разработчик:

Крюкова Ирина Васильевна, д.ф.н., профессор каф. языкознания



Эксперт(ы):

Карасик В.И. , д.ф.н., профессор, зав. кафедрой английской филологии



М2.Ф.1 «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ».

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование у магистрантов готовности к реализации инновационной деятельности в системе филологического образования.

Задачи:

- обеспечить магистрантов теоретическими знаниями о современном состоянии и истории развития инновационной педагогики, инновационных процессов в языковом образовании в России и за рубежом;

- способствовать формированию у обучающихся коммуникативной компетенции инновационной языковой личности;

- формировать умение решать практические проблемы инновационных процессов в языковом образовании, осуществлять инновационную проектную работу по развитию образовательных систем различного уровня.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл, базовая часть учебного плана. Опирается на результаты изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Методика изучения предмета» на ступени бакалавриата и дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Методы лингвокультурологических исследований», «Социолингвистика» на ступени магистратуры; является основой для последующего изучения дисциплин «Лингводидактика профильной школы», «Методика интенсивного обучения иностранным языкам», прохождения практики, проведения научно-исследовательской работы и подготовки магистерской диссертации.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, которыми должен обладать выпускник (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

-способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

-готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

- способностью применять когнитивно-дискурсивные умения, направленные на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (СК-3);

- способностью использовать конвенции речевого общения в иноязычном социуме, правилами и традициями межкультурного и профессионального общения с носителями изучаемого языка (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- состояние развития науки и перспективных направлениях исследования в области филологии и педагогики в современной научной парадигме, основные положения и круг научных проблем современного языкового образования (инновационные процессы);

- возможные подходы к сбору и обработке фактического материала по инновационным процессам в языковом образовании;



уметь:

- анализировать тенденции развития педагогики и языкознания, инновационные направления языкового образования,

- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;

владеть:

- основными коммуникативными навыками и умениями, необходимыми для преподавания иностранного языка и формирования культурно-языковой компетенции;

- важнейшими процедурами современных когнитивно-дискурсивных исследований и комплексно-целевого проектирования в образовании для эффективности реализации инновационных процессов в современном языковом образовании.



4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение

4 зачетных единицы, 144 часа; 40 ауд., 104 СРС; изучается в 1-м, 2-м семестрах; форма отчетности – зачет в 1, 2 семестрах.



5. Краткое содержание дисциплины


следующая страница >>
Смотрите также:
«Языковое образование (иностранные языки)»
917.35kb.
3 стр.
Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) 13. 00. 02- теория и методика обучения и воспитания
359.78kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
1368.58kb.
10 стр.
«Рассмотрено»
294.88kb.
2 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык 2010
104.22kb.
1 стр.
Древнекитайская Империя Хань
70.12kb.
1 стр.
Древнекитайское царство
91.53kb.
1 стр.
Праздник фонарей
144.3kb.
1 стр.
Программа международной научно-практической междисциплинарной конференции
239.78kb.
1 стр.
Программа стажировки на Мальте при Международном институте Туризма и гостиничного хозяйства Швейцарии
68.92kb.
1 стр.
Организатор олимпиады
73.86kb.
1 стр.
Информационно-методическая часть
28.96kb.
1 стр.