Главная
страница 1
РАЗДЕЛ 1. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей

- созданию сравнений (первый этап).

- Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап).

- На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ. ЛИМЕРИКИ.

Мы предлагаем для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик.


Характеристика текста лимерика:


1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:



1 строчка

Жил - был (объект)

2 строчка

КАКОЙ? Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

ЧТО ДЕЛАЛ? Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

 С КЕМ ОБЩАЛСЯ?

5 строчка

ВЫВОД (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:

Жил-был старичок меж ульями,
От пчел отбивался он стульями.
Но не учел
Числа этих пчел,
И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный.
Был он добр, но очень мокрый.
По болоту он ходил,
Всех лягушек подавил.
Вот какой неуклюжий был медведь.

"СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка


была красивой, как синичка,
По дороге б она за жуком не бежала,
А потом на траве долго не лежала.
Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.

"ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".



Методические рекомендации Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";


- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";
- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";
- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

РАЗДЕЛ 3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

  • Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

  • Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

  • Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: "Текст реалистического характера"

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):


  • рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

  • описание картины как раскрытие темы;

  • развернутое описание конкретного объекта;

  • словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;

  • создание рифмованных текстов по содержанию картины.

2-ой тип: "Текст фантастического характера"

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):


  • рассказ как фантастическое преобразование содержания;

  • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;

  • рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;

  • сказки по мотивам содержания картины;

  • рифмованные тексты фантастического плана.

"Определение состава картины"

3.1 Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

  2. Моделирование объектов.

  3. Группировка по заданному признаку.

  4. Обобщение перечисленных объектов.

  5. Рефлексия.



3.2 "Установление взаимосвязей между объектами на картине"

  • пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной "Кошка с котятами". Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и "объясняют" ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике".

  • "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: "Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть".

  • "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". ПР: "Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть". Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

  • "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. ПР: "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или "На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь".

  • Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми "Мозговой штурм".

  • Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).

  • После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.

  • Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

3.3"Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.

Методика работы с детьми

Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:



  • Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие).

  • Назови объекты, которые могут издавать звук.

  • Я ощущаю лицом и руками…

Алгоритм мыслительных действий

  1. "Вхождение в картину".

  2. Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине.

  3. Речевая зарисовка ощущений.



3.4 "Составление загадок и метафор по картине"

Цели:

  • познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;

  • сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

Модели метафор

1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.


Например: "Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект.
Например: "Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: "Балерины неба".

Вставить в смысловой контекст картины.


Например: "Над деревьями кружились балерины неба".

2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство.


Например: "Занавеска кружевная".

Сравнение переделать из прилагательного в существительное - "кружево".


Данное слово должно отражать признак другого объекта.
Например: "Кружево зимы".

Метафора вставляется в контекст: "Мама повесила на окно кружево зимы".



Методика работы с детьми

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.



Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности.

    1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в

      Какой?

      Что такое же?













    2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице "Действия":

      Что делает?

      Кто и что делает также?













    3. Выбирается объект и заполняется таблица "Части":

      Какая часть?

      У какого объекта есть такая же часть?













    4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: "Части и их количество":






Сколько?

У кого столько же?










Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: "Про кого или про что на картине я говорю?" После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

Советы педагогам

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.

  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.

5 этап "Преобразование объектов во времени"

  • учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;

  • учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Базовая информация

Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования.

Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.

Методика работы с детьми

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени ("Машина времени"). Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).



Советы педагогам

  • В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…).

  • Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего. http://www.trizminsk.org/i/4/26002502.gif

  • Придумывать название рассказа-фантазии.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени

  1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

  2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.

  3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. Назвать рассказ.

3.6 "Описание местонахождения объектов на картине"

Цели:

  • учить детей пространственной ориентировке на картине;

  • активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;

  • учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;

  • формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Методика работы с детьми

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина".

Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Советы педагогам


  • Дети должны знать правила игры в "Да-Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.

  • Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…

  • Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине

  1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

  2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.

"Составление рассказов от лица разных объектов"


Цели:

  • обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;

  • уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;

  • упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Базовая информаци

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:


  • грустный - веселый,

  • радостный - печальный,

  • спокойный - возбужденный.

Б) О разнообразных чертах характера:

  • добрый - злой,

  • трудолюбивый - ленивый,

  • вежливый - грубый,

  • умный - глупый…

В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Например:

  • веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);

  • грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);

  • добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Методика работы с детьми

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:



  • "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".

  • "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".

  • "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.



  • Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Алгоритм мыслительных действий

  1. Выбрать объект (героя) на картине.

  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

  3. Войти в образ героя.

  4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

  5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.



3.8 "Смысловая характеристика картины"

Цели:

  • развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;

  • упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок;

  • подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

Методика работы с детьми

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Советы педагогам


  • На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой.

  • На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные.

  • На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.

  • Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке.

  • На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины

  1. Выбор пословицы или поговорки.

  2. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки.

  3. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины.

  4. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.

3.9 "Составление рассказов-фантазий"

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:



  • "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);

  • "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);

  • "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);

  • "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);

  • "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);

  • "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Методика работы с детьми

Приглашаются волшебники:



  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

  2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

  4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

  6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

  • Что происходит с этим объектом?

  • Какие ощущения он испытывает?

  • Как он теперь воспринимает окружающий мир?

  • Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?

Советы воспитателям

  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника".

  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.

  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.

  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.

  • Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий

  1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.

  2. Пригласить одного из Волшебников.

  3. Преобразовать объект или его часть.

  4. Составить фантастический рассказ.



3.10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"

Цели:

  • обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;

  • учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Базовая информация

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса.

Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…

Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч.

Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю.

Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.



Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

Методика работы с детьми

  • Предложить детям сочинить сказку по картине.

  • Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.

  • Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

  • Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

  • Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

  • Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.

  • Обсуждение мнения каждого героя.

  • Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

  • Придумывание названия сказки.

Например:

"История на лужайке"

"На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала.

Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили.

Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. "Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я!"

"А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!", - сказала равнодушная Трава.

Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху.

Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать.

Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: "Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!"

Советы педагогам

  • Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.

  • Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.

  • При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).

  • От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству.

  • При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.

  • По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.

Алгоритм мыслительных действий

  1. Определить место событий.

  2. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками.

  3. Объявить Случай.

  4. Составить текст сказки.

  5. Придумать название сказки.


4. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:


  • модель составления сказки с помощью метода "Каталога",

  • модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа",

  • модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",

  • модель составления сказки с помощью ТПФ,

  • модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" (вепольного анализа).

Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям.

На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа.

На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.

Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ.

В основе конфликтного типа сказки лежит метод "Волшебный треугольник" (вепольный анализ).

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.



Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Название игры и цель

Содержание и методические рекомендации

«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок
ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.

«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки.
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ).
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.
ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным

«Где-то, кто-то…» Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить.
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.
ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д.

«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изобр. какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.
ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.
ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

«Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. ).

«В какой сказке?» Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.

ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.





Составление сказок с помощью метода "Каталога"

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.



Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

  2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста.

  3. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

  6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

  7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

  8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:


  • "Собирать" сюжет в быстром темпе.

  • Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).

  • Использовать приемы драматизации.

  • Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов.

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и "читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Составление сказок динамического типа

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки


  1. Выбирается сквозной герой (герои).

  2. Описываются их свойства, мотивы и цели.

  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.

  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

  5. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

  6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).

На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали Например:



Девочка Лена

магазин

лес

детский сад

Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время. Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.



Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью Муромца").

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):

Место, где герой учился делу

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, в котором есть помеха действиям героя

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением


  1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.

  2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

  3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

  4. Порча кем-либо дела героя.

  5. Решение творческих задач героя.

  6. Продолжение главного дела.

  7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

  8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.


Составление сказок нравственно-этического типа

Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный ("Суп из топора", "Вершки и корешки" "Лиса и журавль"). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.



Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.

Базовый алгоритм

  1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня.

  2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).

  3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая, посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

  4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру.

  5. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова "И вот однажды…."). ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).

  6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР: Злая плита: "И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет". Трудолюбивый веник: "Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь". Занавеска: "Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло".

  7. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: "Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому"; труженику венику: "Трудолюбивому и море по колено"; злой плите: "Не злись на других, самому от этого хуже становится".

  8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: "Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь". Или: "Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди".

  9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости".

Методические рекомендации

Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,

При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой веселости).

Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.

В процессе создания текста сказок целесообразно использовать приемы эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст.

Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в портфеле (герои - школьные принадлежности), на письменном столе (герои типичные для этого места), в ванной комнате (герои - туалетные принадлежности).



Составление сказок конфликтного типа

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.



ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей.

Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.



Базовый алгоритм

  1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:

http://www.trizminsk.org/i/4/26002503.gif

  1. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).

  2. Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.

  3. Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени.

  4. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.

  5. Конфликт разрешается средствами самих героев.

  6. Придумывается названия сказочного текста.

Методические рекомендации

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа ("Волшебная лампа Алладина"). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.



Мотивы

Цель действий

Тайна

Узнать, найти спрятанное, установить истину

Общение

Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить

Самоутверждение

Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие

Пример сказки: "Счастливый день"

(автор Коля Вихров, 6 лет)



Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства.

В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы", и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил - моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.


Смотрите также:
Обучение детей созданию образных характеристик объектов обучение детей выразительности речи
362.31kb.
1 стр.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
32.86kb.
1 стр.
«Прогулка в зимний лес»
57.16kb.
1 стр.
Л. Р. Низамова Школьное образование детей иммигрантов в контексте поликультурного образования в России Обучение детей из семей иммигрантов стало дискуссионной темой, которая рассматривается, прежде всего
59.21kb.
1 стр.
Программа «Обучение и коррекция устной и письменной речи на русском языке детей мигрантов, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ»
209.37kb.
1 стр.
Публичный отчёт о работе гбоу детского сада №1243
246.32kb.
1 стр.
«Исследование культуры и истории Германии через архитектурные памятники»
30.26kb.
1 стр.
Обучение по программе «Постижение»
55.82kb.
1 стр.
I обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях: Обучение грамоте
105.63kb.
1 стр.
Обучение детей-мигрантов в российских школах как один из аспектов инклюзивного образования
75.39kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей среднего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год
207.44kb.
1 стр.
Публичный отчёт за 2010-2011 учебный год Самара 2011
595.17kb.
8 стр.