Главная
страница 1страница 2страница 3

ОДОБРЕНЫ

президиумом Совета при Президенте Российской Федерации

по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

Москва


2012 год

Содержание



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1

271.Приложения 52





  1. 1. Общие положения

  1. Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют: высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих органам исполнительной власти полномочий, отсутствие реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно небольшой уровень оплаты труда государственных служащих.

  2. Важнейшую роль в вопросах противодействия коррупции играет эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с

  1. правоохранительными органами.

  1. Под взаимодействием понимается основанная на законах и подзаконных нормативных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность различных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач.

  2. Правовую основу взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов составляет целый комплекс законодательных, подзаконных нормативных правовых актов. В их числе:

  1. Конституция Российской Федерации - зачастую проверки достоверности представляемых государственными служащими сведений связаны с посягательством на конституционные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации; в то же время наряду с защитой гражданских прав и свобод Конституция Российской Федерации предусматривает возможность их ограничения федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N9 273-Ф3 (в редакции от 21.11.2011 г.) «О противодействии коррупции»х устанавливает:

  3. в п.4 ст. 5, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий; также указанный закон в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции определяет комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. При этом совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (п. 10 ст. 7);

  4. в п.4.1 ст.5, что правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

  5. 1 СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228. Далее по тексту рекомендаций - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №> 27Э-ФЗ.

  6. в п.6 ст.5, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

  7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, определяет, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом и др. (ст. 38). Реализация указанной Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации (ст. 98);

  8. Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №460, Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. №297 определен ряд мер по профилактике коррупции, предполагающих взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с

  9. правоохранительными органами.

  10. 1.5. В качестве наиболее существенных признаков взаимодействия

  11. различных субъектов обычно выделяют следующие: наличие общей цели,

  12. задач; согласованность их действий по продвижению к цели, а в ряде случаев - по месту и времени; сотрудничество, взаимопомощь в интересах решения общих задач; совместность действий. При взаимодействии правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти в качестве основания, объединяющего их в совместной деятельности, выступает единая для этих субъектов цель - противодействие коррупции.

  1. В процессе взаимодействия на участников, как правило, не налагаются какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению контроля за исполнением рекомендуемых мероприятий, а главное - не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий. Именно в таком значении понимается взаимодействие правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.

  2. Таким образом, под взаимодействием правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти в сфере противодействия коррупции понимается совместная деятельность федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов в пределах их полномочий по противодействию коррупции, в том числе минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

  3. Взаимодействие в рассматриваемой сфере должно строиться на основе строгого соблюдения участниками следующих принципов:

  1. законности, т.е. осуществления взаимодействия в соответствии с предписаниями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности;

  2. согласованности усилий субъектов взаимодействия, при которой каждая из сторон, осознавая свою роль в этом процессе, заинтересованно включается в деятельность другого субъекта, своевременно совершая необходимые действия;

  3. самостоятельности каждой из сторон взаимодействия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

  4. 1.9. Анализ сложившейся практики позволяет рекомендовать субъектам взаимодействия следующие формы взаимодействия: проведение координационных совещаний;

  5. проведение межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов с руководителями федеральных органов

  6. исполнительной власти;

  7. проведение совместных мероприятий правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами

  8. гражданского общества;

  9. организация постоянно действующих рабочих групп из числа

  10. представителей субъектов взаимодействия;

  11. межведомственный информационный обмен;

  12. организация совместных проверок по исполнению законодательства о противодействии коррупции в конкретном федеральном органе

  13. исполнительной власти;

  14. обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа

  15. участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и

  16. иной помощи другому субъекту сотрудничества в рассматриваемой сфере;

  17. организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно-

  18. практических;

  19. организация совместных научных, мониторинговых исследований,

  20. социологических опросов.

  1. Различные формы взаимодействия могут быть реализованы

  1. участниками как в двустороннем, так и в многостороннем формате.

  1. Указанный перечень возможных форм сотрудничества не является исчерпывающим. Продолжающийся процесс совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции требует от всех заинтересованных участников углубления сотрудничества, интенсивного поиска и внедрения в практику новых подходов к организации данного взаимодействия.

  2. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее - Указ от 21 сентября 2009 г. № 1065) предусматривает создание в федеральных государственных органах подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений с конкретным кругом полномочий.

  3. В развитие положений Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 было принято Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденное Аппаратом Правительства Российской Федерации 18 февраля 2010 г. № 647п-П16, которое определило порядок создания, основные задачи и функции соответствующих подразделений.

  4. В соответствии с подпунктом «к» п. 3 Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за эту работу) возложен ряд функций, в числе которых функция по взаимодействию с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

  5. Предмет этого взаимодействия вытекает как из целей и задач самих подразделений кадровых служб, так и из компетенции правоохранительных органов. Так, согласно подпункту «а» пункта 10 Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 основанием для осуществления проверки подразделением кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном

  1. порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

  2. 1.16. Исходя из задач, возложенных на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, можно выделить следующие направления их взаимодействия с правоохранительными органами: взаимодействие при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, замещающими должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи;

  3. взаимодействие в рамках обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, связанных с государственной службой, требований к служебному поведению, и при проведении проверок по фактам нарушения федеральными государственными служащими указанных требований, ограничений и запретов.

  1. Исходя из задач, возложенных на правоохранительные органы, при реализации которых также могут требоваться определенные вспомогательные действия со стороны федеральных органов государственной власти, можно выделить следующие направления взаимодействия:

  1. взаимодействие с органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

  2. взаимодействие с правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений

  3. коррупционной направленности.

  1. Необходимо отметить, что подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных органов государственной власти, как показывают исследования, взаимодействуют, как

  1. правило, с органами прокуратуры, органами внутренних дел и следственными

  2. органами, а также в отдельных случаях с ФСБ России.

  3. 1.19. Выделяются следующие виды взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами:

    1. рассмотрение поступивших из правоохранительных органов в федеральный орган исполнительной власти материалов о правонарушениях, совершенных государственными служащими данного органа;

    2. направление запросов в соответствующие правоохранительные органы для получения необходимой достоверной информации;

    3. проведение проверок по фактам представления недостоверных и неполных сведений, предусмотренных законом, и нарушения государственными служащими требований к служебному поведению, ограничений и запретов, связанных с государственной службой;

    4. направление материалов о готовящихся или совершенных преступлениях и правонарушениях в федеральном органе исполнительной власти в органы прокуратуры или другие правоохранительные органы для

  1. принятия решения по существу;

    1. оказание содействия органам прокуратуры в проведении общенадзорных мероприятий и антикоррупционной экспертизы нормативных

  1. правовых актов и их проектов;

    1. оказание содействия правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.

  1. 2. Взаимодействие при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного

  2. характера и иных сведений

  3. 2.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего

  4. (гражданина), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и иных предусмотренных законом сведений проводится в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, поступающих на государственную службу, а также государственных служащих, на которых возложена обязанность представлять указанные

  5. сведения.

  1. Порядок проверки регламентирован Указом Президента Российской Федерации 21 сентября 2009 г. № 1065, утвердившим Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному

  1. поведению (далее - Положение).

  1. Проверка организуется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем

  1. нанимателя (руководителем).

  1. Основанием для осуществления проверки является достаточная

  1. информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

  2. правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

  3. работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

  4. постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации; общероссийскими средствами массовой информации.

  5. 2.5. Критерии достаточности информации для принятия решения о проведении проверки нормативно не определены. Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам представленных конкретным государственным служащим (гражданином) сведений. Как правило, достаточная информация, являющаяся основанием для начала проверки, содержится в различных документах (их копиях), отражающих действительное имущественное положение лица, его супруга и несовершеннолетних детей, образование, гражданство лица и др. Однако это не означает, что проверку нельзя проводить при отсутствии в представленной в установленном порядке информации приложений в виде документов, подтверждающих факт недостоверности или неполноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего (либо недостоверность иных предусмотренных законом сведений). Иногда необходимые документы, подтверждающие факт коррупционного правонарушения, можно получить лишь после начала процедуры проверки.

  6. 2.6. Действующим законодательством предусмотрено получение от граждан, претендующих на занятие должностей государственной службы либо замещающих должности государственной службы, следующей информации:

  7. 1) сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга (супруги), несовершеннолетних детей - при условии включения соответствующей должности в перечень, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также в перечни, утвержденные федеральными органами исполнительной власти;

  8. 2) иных сведений: о гражданстве Российской Федерации (иностранном

  9. гражданстве, двойном гражданстве), об образовании, о стаже работы (службы),

  10. о судимости, о состоянии здоровья и др.

  11. 2.7. От правоохранительных органов может поступить требуемая

  12. информация, содержащаяся в следующих документах:

  13. акты прокурорского реагирования (представление, предостережение), информационные письма, подготовленные по выявленным фактам нарушения требований законов о государственной службе и противодействии коррупции;

  14. представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направленные в порядке ст. 158 УПК РФ, по выявленным в ходе расследования преступления фактам предоставления лицом недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, получения дохода от незаконного участия в предпринимательской

  15. деятельности и др.;

  16. частные определения суда, вынесенные в порядке ст. 29 УПК РФ, в

  17. которых обращается внимание соответствующих организаций и должностных

  18. лиц на обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и факты

  19. нарушений закона, требующие принятия необходимых мер, в том числе

  20. связанные с получением дохода от преступной или иной противоправной

  21. деятельности, не отраженной в декларации;

  22. представление о принятии мер по устранению причин административного

  23. правонарушения, совершенного государственным служащим, и условий, способствовавших его совершению, внесенное в порядке ст. 29.13 КоАП РФ судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, соответствующим органам государственной власти и должностным лицам;

  24. исполнительные листы о взыскании с государственного служащего периодических платежей (например, алиментов), о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, в том числе пени, штрафа, недоимки по налогам и сборам;

  25. приговоры суда, направленные для исполнения в федеральный орган государственной власти, содержащие сведения о доходе осужденного, о

  26. котором тот не отчитывался;

  27. постановления о прекращении уголовных дел, приговоры суда, направленные федеральному органу исполнительной власти как участнику уголовного судопроизводства, содержащие сведения о нарушении государственным служащим законодательства о государственной службе и

  28. противодействии коррупции.

  29. Указанный перечень не является исчерпывающим, однако любые представленные документы могут содержать информацию о получении лицом дохода, об обладании имуществом или наличии имущественных обязательств, позволяющую сделать вывод об их неполном или недостоверном декларировании, о судимости лица, представлении подложного документа о

  30. высшем образовании и т.д.

  1. Поступившая в федеральные органы исполнительной власти

  1. информация должна быть достоверной, т.е. содержать сведения о реальных, а не предполагаемых доходах, имуществе, образовании, судимости и проч. Анонимная информация, а также содержащая сведения, полученные с нарушением закона, не может служить основанием для проведения проверки. Сведения должны относиться к тому лицу, в отношении которого инициируется проверка. Использование данных об имуществе родственников (за исключением супруга (супруги) и несовершеннолетних детей) для

  2. организации проверки недопустимо.

  1. Осуществляемая кадровыми подразделениями федеральных органов исполнительной власти проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и иных сведений проводится в двух формах: самостоятельно или путем направления запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, т.е. в правоохранительные

  1. органы.

  1. По информации, содержащейся в документах, упомянутых выше (например, в представлении органа прокуратуры), проведение проверки путем направления запросов в большинстве случаев не требуется, учитывая, что факт представления недостоверных сведений уже установлен правоохранительным

  1. органом.

  1. При необходимости подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений имеют возможность направления запросов в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего (гражданина), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о достоверности и полноте иных представленных

  1. сведений.

  1. При направлении и рассмотрении запросов необходимо учитывать ограничения, налагаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами на получение и распространение информации о банковских счетах, имуществе и других аспектах частной жизни физических

  1. лиц.

  2. 2.12.1. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В связи с этим сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не

  3. допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

  4. 2.12.2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать

  5. такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

  1. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» сведения, составляющие государственную тайну, подлежат защите. За их разглашение или утрату документов, содержащих такого рода информацию, предусмотрена уголовная ответственность по ст.ст.

  1. 275,283 Уголовного кодекса Российской Федерации.

  1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что сведения о силах, средствах, источниках, методах, а также планах и результатах оперативно- розыскной деятельности составляют государственную тайну.

  2. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» устанавливает, какие сведения о мерах безопасности, осуществляемых в отношении обозначенных в законе лиц,

  1. являются конфиденциальными.

  1. Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет сведения, составляющие врачебную тайну (сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иная

  1. информация о состоянии психического здоровья).

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также содержит положения о сведениях, составляющих врачебную тайну (информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении). Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (ст.

  1. 13).

  1. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации 1 271. Приложения 52
649.97kb.
3 стр.
Методические рекомендации для подготовки празднований Дня славянской письменности и культуры в России с. 2 5 Приложения
466.55kb.
3 стр.
Методические рекомендации для подготовки празднований Дня славянской письменности и культуры в России с. 2 5 Приложения
453.06kb.
3 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Реабилитация больных с диплопией методические рекомендации
262.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением лицензионных
686.1kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.