Главная
страница 1
Урок окружающего мира (история) в 4 классе УМК «Гармония»

Автор: Борисенко Ирина Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицея № 4 г. Славянска – на – Кубани

Краснодарского края

Тема: Иван Грозный.

Цель: сформировать представления о времени царствования Ивана Грозного, продолжить умение работать с научным текстом и со схемами, развивать логическое и критическое мышление, эмоциональную сферу, воспитывать отрицательное отношение к жестокости и злу, восхищение мастерством русских зодчих.

Оборудование: учебник окружающего мира, автор О.Т.Поглазова, рабочая тетрадь по предмету, ИКТ, историческая и географические карты карта, портреты русских князей, индивидуальные тестовые задания, важные даты правления Ивана Грозного, выставка книг.


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Тестовое задание № 1.Слайд №1.

-Расскажите о каждой битве кратко.

  1. Тестовое задание № 2.Слайд № 2.

Расскажите о русских князьях: чем они знамениты, какую роль сыграли в истории страны.

  1. Сообщение темы и цели.

  2. Работа по теме урока.

  1. Рассматривание портрета царя, написанного В.Васнецовым.

Слайд № 3.

-Каким вам представляется царь?



Работа с портретом в учебнике.

Что заметили? (корону) Это была давняя мечта Ивана IV. В 1547 внука Дмитрия Донского торжественно венчали в Успенском соборе Кремля и стали звать царём всея Руси.

Излюбленной идеей царя, осознанной с юных лет, стало убеждение о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего древа, бармы и шапка Мономаха. Царский титул позволял занять более высокую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

2)Военные походы.

Работа с картой походов.

Чтение текста в учебнике с.64.

-Можно гордиться завоеваниями Россией чужих земель? Уничтожались ли народы, живущие на этих землях?

С 1547 начались Казанские походы русской армии, в 1550-1552 Иван Грозный лично в них участвовал. После взятия Казани (1552) было покорено Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер (1555) и Большая Ногайская орда (1557). В 1553 были установлены торговые отношения с Англией. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия в Прибалтике развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать.

Между тем, после ликвидации Ливонского ордена в борьбу за его наследие включились соседние страны, России пришлось вести войну одновременно против Литвы, Польши, Дании и Швеции. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Много сил отвлекали набеги крымских татар на южные окраины государства. Иван IV отказался от перемирия в 1566 и продолжал Ливонскую войну с блоком государств при отсутствии союзников в крайне неблагоприятных условиях. Царь стал искать «виноватых» в своих неудачах, начались опалы и казни.



3) Игровой момент. «Секретная корзинка».

В корзинке сахар, кофе и бумага.

-Как эти предметы связаны с именем царя? (Торговые отношения с Англией)

4) Постройка Покровского собора в честь завоевания Казани.

Слайд № 3.

Дополнительный материал, подготовленный учащимися.

Казань была взята в 1552 году. Было сделано 2 подкопа по 200 метров, в которые закатали по 48 бочек пороха. Прогремело 2 мощнейших взрыва. Потом было покорено Астраханское царство, и Волга стала зваться «русской рекой». (Карта)

Физминутка


  1. Поход Ермака.

1)Работа с текстом учебника с.65

-Что узнали о походах Ивана Грозного? Какое значение это имело для России?



Слайд № 4.

2)Рассматривание картины В.Сурикова «Покорение Сибири».

3) Работа с заданием 20 в рабочей тетради № 2.

  1. Поход в Новгород.

Ликвидировано вече - «демократическое правление», верхушка знати переселена в другие города. Город был полностью разорён. Утверждено самодержавие. (Отметить на карте этот город)

  1. Тяжёлые времена.

Работа с текстом учебника с.65.

-Что отрицательного было в правлении царя?



  1. Книгопечатание на Руси.

Дополнительный материал. Слайды № 5-6.

Слайд № 5- Иван Фёдоров (Как по-другому звали?), «Апостол»- первая книга

Слайд №6- Иван Грозный в печатной избе

Несмотря на мрачную память о себе Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошел как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности к Курбскому, В. Грязному). Царь написал музыку и слова службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно, он оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 века (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты. Иван IV сыграл большую роль в разработке идеологии «самодержавства», которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, и которая в дальнейшем стала основой мировоззрения всех русских царей.

При царе в России появилось кофе из Турции и тростниковый сахар из Индии. Развивались торговые отношения с Англией.

Образ Ивана IV нашел отражение в фольклоре, в произведениях М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, А.Н. Толстого, в живописи и скульптуре И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.М. Антокольского.



Слайды № 10-11.

  1. Работа в рабочей тетради.

  2. Подведение итогов урока.

-Каково значение правления Ивана Грозного? Слайды № 12-13.




Смотрите также:
Вера и гармония Журнал «Садху-санга», №5
82.37kb.
1 стр.
Добро пожаловать в поселки «Гармония», «Заозерье», «Зайчихино» Группы компаний стинком! Поселки
21.09kb.
1 стр.
Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония. Образы древнерусского деревянного зодчества
91.13kb.
1 стр.
Гармония музыки и архитектуры
61.46kb.
1 стр.
Уроку «Осевая симметрия и гармония окружающего мира»
44.99kb.
1 стр.
Толерантность гармония в многообразии
139.25kb.
1 стр.
: 002 Л. В. Нефедова, М. И. Нефедова Астана, ену им. Л. Н. Гумилева, Казнам
99.99kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2-м классе. Умк "Гармония" Цели урока: Ознакомить учащихся с профессией "
66.18kb.
1 стр.
Русская философия
159.06kb.
1 стр.
Владимир Иориш
665.3kb.
3 стр.
«Гармония»
45.51kb.
1 стр.
Конденсаторы специальные высоковольтные и импульсные
609.38kb.
2 стр.