Главная
страница 1
Урок по истории для 6-го класса

по теме "Средневековая деревня и её обитатели"

провел учитель истории Абуталипов Кадим Джиганшеевич

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок, с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.



развивающая:

продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении

продолжить формирование умения составлять схемы

работа с новыми понятиями и терминами.



воспитательная:

формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;

воспитывать уважение к крестьянскому труду

Оборудование:

Мультимедиа аппаратура.

Авторские презентации

Раздаточный материал (Приложение 1).

Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».



Презентация 1.

1* Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке». Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями.

Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал.



2*Работа с историческими источниками.

Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах.



(Карточки №1,2 – Приложение 1.)

Далее ход урока идет согласно презентации. Учитель может сам контролировать количество заданий для опроса в зависимости от уровня подготовленности класса и времени для опроса.



Слайд 2, 3, 4

1.Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского? (Всадник, конный воин)

2.Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело)

3.Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко)

4. Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры)

5. Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках).

6. Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба)   

7. Что такое турнир? ( Военное состязание рыцарей в силе и ловкости)

8. Кого называли герольдами? ( Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой)

9. Кто допускался к турниру? ( До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми)

10. За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты)

11. Что такое «феод»? ( Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству).

12. Кого называли феодалами? ( Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы)

13. Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор – «старший» из феодалов, держатель земли - давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал –подчиненный - получал земли и обязан был служить сеньору).

14. Что означал порядок: «Вассал моего вассала – не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница – отношения между феодалами - крупными, средними, мелкими - согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам).

Подведение итогов викторины и выставление оценок (трое учащихся получают оценку «5», два учащихся – «4».

Слайд 5 – работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей.

Слайд 6 – проблемный вопрос - Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть).

Слайд 7 – работа с историческими источниками – Приложение 1.



Карточка №1.

Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее)

Слайд 8 – работа с историческими источниками – Приложение 1.



Карточка №2.

Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.)

Вопросы классу :

  1. Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

  2. «Как вы думаете, что значит быть рыцарем сегодня? А есть ли среди присутствующих мальчики, отличающиеся рыцарским поведением? В чем это проявляется?»

3задание : составить связный рассказ, используя иллюстрации, новые понятия и термины.

Слайд 9 – Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял.

Слайд 10 - Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели?

Слайд 11 - Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил?

«Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение означает - вызвать на спор, состязание)

«Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу)

«Открытое забрало». (Забрало – передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение)

«Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести – смелость, благородство, верность, великодушие)

3.Изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели».

Презентация 2.

При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию «Средневековая деревня и ее обитатели». Основные положения темы учащиеся записывают в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника

Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян.

План урока: (Слайд 2)

1* Отношения феодала с крестьянами.

2* Крестьянская община.

3* Жизнь крестьян

4* Натуральное хозяйство.

1* На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3).

Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.

Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4).

- Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).

- Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)

- Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала)

- Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).

Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5)

- Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99.

2* Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6)

Крестьянская община

ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями

поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции

помогала бедным выплачивать налоги

оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

Ребята, как вы думаете, злоупотребляли (проявление коррупции) ли своим служебным положением феодалы».



  1. Работа с историческим источником. (Слайд 7).

Учащиеся получают раздаточный материал:

«Из описаний владений одного монастыря». X век.

Приложение 1.

Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.

Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.

Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)


  1. Закрепление изученного материала на уроке.

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?

5. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание.

Прочитать §12.



Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».


Смотрите также:
Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели"
86.22kb.
1 стр.
Урок по изучению творчества Е. И. Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве»
111.57kb.
1 стр.
Урок географии для 6 класса на тему
51.72kb.
1 стр.
Урок по литературе, истории, географии по теме«А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
42.02kb.
1 стр.
Урок по истории России по теме: "Происхождение славян"
59.9kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения для обучающихся 9-10 класса
208.67kb.
1 стр.
Урок истории в 6-м классе по теме "Литература средневековья"
169.69kb.
1 стр.
Генерального плана муниципального образования «сельское поселение «село истье»
1710.96kb.
11 стр.
Урок-игра «Солнечный круг» Для учащихся 5 класса по теме «Искусство Древнего Египта»
54.72kb.
1 стр.
Урок английского языка по теме "Еда" с использованием мобильного интерактивного компьютерного класса Цель: Закрепление пройденной лексики по теме "
47.57kb.
1 стр.
Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»
98.63kb.
1 стр.
Урок Всеобщей Истории по теме
44.13kb.
1 стр.