Главная
страница 1


Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики




ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ



ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

И СПЕЦОТДЕЛЕНИЯ «ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»


Составитель – доктор филол. наук Е.И. Орлова



Москва – 2010




ПРЕДИСЛОВИЕ


На изучение курса «Основы теории литературы» студентами-журна­листами отведен лишь один семестр первого курса. Задача курса — познакомить студентов с основными понятиями современной науки о литературе, показав при этом теорию литературы как науку, постоянно развивающуюся во взаимодействии и спорах различных методологических школ и отдельных ученых, а не как сумму, свод раз навсегда данных постулатов.

Особое значение для будущих журналистов имеют разделы, посвященные анализу литературного произведения и литератур­ному процессу. При этом стержнем большинства разделов яв­ляется проблема творческой личности в различных ее аспек­тах, объединяющая внешне далеко отстоящие друг от друга проблемы: «художник и эпоха», «индивидуальный стиль», «автор как эстетическая категория», «образ автора в произве­дении» и т.д.

Этим определяется и концептуальное единство программы: именно проблема автора, бесспорно осознающаяся как цент­ральная в филологии XX века, позволяет представить данный курс как нечто целое и вместе с тем показать различные точки зрения, литературоведческие школы, по-новому осветить не­которые, казалось бы, давно ставшие традиционными пробле­мы (например, классификация литературных родов).

В программе не представлены планы и темы семинарских занятий: по сложившейся в МГУ традиции каждый преподаватель устанавливает их сам. Это же относится и к приведенному списку литературы, представляющему собой максимум возмож­ного для первокурсника: дело преподавателя — подойти к нему избирательно.

Методологической основой концепции курса послужили тру­ды М.М. Бахтина, ученых морфологической школы Ю.М. Лотмана и др. Что же касается методики преподавания, то особен­но важную роль в ее становлении сыграли работы Б.О. Кормана, в свое время разрабатывавшего терминологический аппа­рат, связанный с теорией автора.

Тематический план

Вводная тема

Тема 1. Специфика литературы

Тема 2. Содержательность художественных форм и анализ лите­ратурного произведения

Тема 3. Проблемы литературного развития

Тема 4. Литература и мифология. Литература и фольклор. Лите­ратура и общественная борьба

Вводная тема

Особенности искусствоведения как области гуманитарного знания. Связь методологии искусствоведения с самим предме­том исследования. Особый характер этой связи, выражающий­ся в присутствии личностного, субъективного начала наряду с непременным условием объективности научного анализа.

Понятие о литературоведении. Литературоведение как часть филологии. Взаимодействие лингвистических дисциплин (лин­гвостилистика, лингвистическая поэтика) с литературоведени­ем. Методологические споры в XX веке о возможностях и пре­делах такого взаимодействия.

Место теории литературы в ряду литературоведческих дисциплин. История литературы как основа теоретического литературоведения. Литературоведение и литературная критика, многосоставная природа критики, ее особенность как части литературного процесса, ее связи с историей литературы и литературной современностью. Возникновение отечественной науки о литературе. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Связь теории литературы с литературной практикой. Участие в развитии литературной науки самих художников слова.

Понятие о поэтике как части теории литературы. Различение общей (макропоэтика), частной (микропоэтика) и исторической поэтики.

Тема 1. Специфика литературы

Различные теории возникновения искусства (религиозная, трудовая, игровая), базирующиеся на основании синтетизма самого искусства. Эстетическая и познавательная ценность ис­кусства. Соотношение между научным и художественным мыш­лением. Необходимость преодолевать вульгарное понимание искусства (например, вульгарный материализм в отечествен­ной науке XIX в., вульгарно-социологические теории XX в.). Сущность искусства. Искусство и действительность. Восп­роизведение и «преображение» жизни в искусстве.

Литература и другие виды искусства. Специфика литерату­ры как искусства слова. Роды и жанры литературы. Эпос, ли­рика, драма. Теория литературных родов Аристотеля. Учение Гегеля об особенностях литературных родов, опиравшееся на материал античного искусства. Понимание литературных ро­дов В.Г. Белинским. Развитие и взаимопроникновение литера­турных родов в литературе XX в. Условность деления литера­туры на роды. Современные принципы классификации литера­турных родов. Выделение в современном литературоведении двух групп литературных родов — тяготеющих к объективно­му изображению (эпос, драма) и к повышенной авторской субъективности (лирика, сатира). Другие принципы различе­ния родов литературы.

Эпос как литературный род. Преобладание в нем объективного начала. Эпос в античном искусстве и литературе Нового и Но­вейшего времени. Понимание романа как эпоса Нового време­ни. М.М. Бахтин о «романном мышлении» и особенностях ро­мана. Проблема объективного повествования в эпосе. Сюжет и герой. Слово автора и слово героя. Речь персонажей как объект художественного изображения в романе. Понятие многоголосия.

Понятие драматизма в жизни и драматическом искусстве. Драма и театр. Построение драматических произведений. Дейс­твие как основа драмы. Различные типы сюжетно-композиционного строения драматических произведений. Временная и пространственная организация драмы. Особенности речевой организации драматических произведений. Преобладание в драме преимущественно диалогических начал. Особенности и возможности выражения авторской позиции в драме.

Особенности лирики как литературного рода. Повышенная степень авторской субъективности в лирике сравнительно с эпосом или драмой. Л.Я. Гинзбург о родовых чертах лирики. Автопсихологическая и «ролевая» лирика. Ю.Н. Тынянов и Л.Я. Гинзбург о лирическом герое. Соотношение между поня­тиями «автор» и «лирический герой».

Категория комического. Сатира и юмор. Своеобразие иро­нии. Понимание сатиры как литературного рода в литературове­дении XX века. Особенности сатирических произведений, позво­ляющие выделить их в особую группу наряду с эпосом, дра­мой, лирикой. Создание особого сатирического мира с помо­щью специфических средств — смещение пропорций внешнего мира, нарушение внешнего жизненного правдоподобия, сати­рическое заострение. Ярко выраженное аксиологическое (оце­ночное) начало, повышенная авторская субъективность — чер­ты сатиры, сближающие ее с лирикой. Проблема положитель­ного героя («идеала», «нормы») в сатирическом произведении, споры о нем в эстетике XIX и XX вв. Значение реального худо­жественного опыта сатиры для судьбы этих споров.

Соотношение понятий рода и жанра. Жанр как относитель­но устойчивая целостность. Жанры эпоса, драмы, лирики, са­тиры. Взаимопроникновение литературных родов через жанры (лирико-эпические, лирико-драматические и т.д.), изменение родовых черт в искусстве XX в. (например, эпические и драматические начала в лирике и т.д.).

Жизнеподобный и условный типы отображения действительности. Понятие о художественной условности. Условность первого и второго порядка (первичная и вторичная условность), различия между ними. Факторы, определяющие условность и влияющие на нее (индивидуально-авторские, родовые, жанро­вые и т.п.; национально-исторические, национально-куль­турные, социальные, религиозные и пр.). Игра автора с ус­ловностью, возникновение условности второго порядка из пер­вичной и независимо от нее. Древнее происхождение различ­ных форм условности. Преодоление современной литературной наукой ложной постановки проблемы «реализм или услов­ность». Сосуществование в искусстве разных времен и народов жизнеподобных и условных форм. Определяющая роль твор­ческой индивидуальности художника.

Художественный образ. Многозначность образа как органи­ческое, «природное» его свойство. Общее и индивидуальное в художественном образе. Понятие типизации, проблема типичес­кого в искусстве. Соотношение между понятиями «образ», «тип», «литературный характер», «герой», «персонаж».

Интерпретация. Разновидности интерпретации - лите­ратурно-художественная, литературно-критическая, литера­туроведческая. Интерпретация как необходимая часть позна­ния образа.

Понятие о пародии.



Тема 2. Содержательность художественных форм и анализ литературного произведения

Содержание, материал и форма литературного произведе­ния. Различение этих понятий учеными формальной школы. Методологические споры, связанные с положением об «искус­стве как приеме». Содержание и форма, осознание их единства как путь к пониманию целостности литературного произведе­ния. Д.С. Лихачев о «внутреннем мире» литературного произ­ведения. Понятие о стиле литературного произведения. Инди­видуальный стиль «как непосредственное, зримое и осязаемое выражение авторского присутствия в каждом элементе, как материально воплощенный и творчески постигаемый след ав­торской активности, образующей и организующей художественное целое», как «выражение диалектики содержания и фор­мы», как соединение «образа автора» с творимым им «образом мира» (М.М. Гиршман). Стиль как составная часть поэтики (в таком понимании). Иные концепции стиля в современном ли­тературоведении .

Решающая роль субъекта в эстетической деятельности. Ав­тор как основа единства и целостности литературного произве­дения. Многозначность термина «автор» в литературоведении. Автор реальный («биографический») и автор как эстетическая категория, как «принцип, долженствующий быть осуществлен­ным» (М.М. Бахтин) в сознании читателя. Понимание автора как важнейшей эстетической категории самими писателями (Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

«Присутствие» автора как творящего и завершающего на­чала произведения как целого. Его (автора) «вненаходимость» (М.М. Бахтин) и одновременно проявленность в каждом перво­элементе литературного произведения, на всех уровнях. Поня­тие «образ автора».

Читатель как необходимый момент существования литера­турного произведения в его целостности. М.М. Бахтин о диало­гических взаимоотношениях автора и читателя, присутствии читателя как принципиальной установке автора. Образ читате­ля в литературном произведении. В.Ф. Асмус об активности читательского восприятия, чтении как творческом акте.

Анализ прозаических произведе­ний. Автор — повествователь -- персонаж в литературном произведении. Субъектная организация произведения. Выбор повествовательной формы как осознанный творческий акт. Содержательность повествовательной формы. Разновидности повествования в прозаических произведениях. Повествователь и рассказчик, расхождения в терминологии у современных исследователей. Повествователь как важнейшая, хотя и не един­ственная форма авторского сознания в повествовании от тре­тьего лица, иначе Егform (или «объективное» повествование, ус­ловность этого последнего определения). Взаимопроникновение голоса автора и голосов персонажей. Несобственно-авторское повествование и несобственно-прямая речь. «Чужое слово» (М.М.Бахтин). Рассказчик в повествовании от первого лица (форма Icherzahlung). Разновидности такого повествования. Понятие о сказе.

Литературный герой. Эволюция принципов изображения че­ловека в истории литературы. Условность в изображении харак­теров, стилевая однородность речи автора и персонажей в лите­ратуре классицизма; предельное сближение или даже «сращенность» автора и героя в романтической литературе, восприятие окружающего мира через Я романтического героя; изменение соотношений между характерами и обстоятельствами в лите­ратуре реализма, соединение индивидуального и типического в характере героя, саморазвитие характера, иллюзия «самодви­жения» изображаемой жизни и т.д.

Фабула и сюжет в литературном произведении. Разграничение фабулы и сюжета в работах ученых формаль­ной школы. Понятие о композиции. Различное понимание композиции литературного произведения в современной литературной науке. Важность этой категории для анализа литературного произведения как художественного целого. Понятие о точке зрения в связи с композицией. Связь определения композиции с понятием «со­бытия рассказывания».

Время и пространство в литературном произведении. «Ре­альное» (историческое) время и время, изображенное в произве­дении. Понятие о хронотопе. Обусловленность пространствен­но-временной организации произведения творческой индивиду­альностью писателя, создание им собственного «образа мира». «Родовые» особенности построения хронотопа.

Особенности художественной речи. Элементы художествен­ной речи как отражение индивидуально-авторского видения ми­ра. Метафора и ее разновидности. Метонимия и синекдоха. Ги­пербола и литота. Гротеск. Различие между гиперболой и гро­теском. Гротеск и метафора. Оксюморон. Олицетворение и об­разный параллелизм. Эпитет, художественная деталь и худо­жественная подробность, различие между ними. Простое и раз­вернутое сравнение. Символ и аллегория. Эмблема. Словесные повторы и антитезы. Инверсия. Ирония как принцип художест­венного видения и ирония как троп. Понятие о контексте.

Анализ поэтических произведений. Основные различия между поэзией и прозой. Ю.Н. Тынянов о «деформации значения» слова «ролью звучания» в стихе; сло­весный план и его развитие как одна из основных особенностей слова в стихе. Особая роль контекста, повышенная ассоциатив­ность, суггестивность поэзии. Художественная содержательность всех конструктивных элементов стиха. Ю.Н. Тынянов о ритмичности как свойстве прозы и ритме как определяющей характеристике стиха.

Ритмическая организация поэтических произведений. Силлабическая система стихосложения. Силлабо-тонический стих. Дву- и трехсложные размеры, их «семантический ореол» (М.Л. Гаспаров). Неклассические размеры русского стиха — логаэды, дольник, тактовик. Существование в современной теории стиха различных суждений о месте неклассических размеров среди стихотворных систем. Тонический стих и его разновидности. Рифма. Различные принципы классификации рифмы. Строфическая организация стихотворных произведений. Звуковая организация стиха, ее роль. Невозможность постигнуть смысл поэтического произведения вне всех конструктивны форм стиха.

Другие пути анализа литературного произведения. Комментирование литературных произведений: биографический, текстологический, историко-литературный, лингвистический комментарий.

Тема 3. Проблемы литературного развития

Понятие о литературном процессе. Мировой литературный процесс и литературный процесс данной национальной литературы в определенный исторический отрезок времени. Литературный процесс как форма исторического и общественного бытия литературных произведений. Литературная критика как часть литературного процесса, ее организационная роль. Существование в текущем литературном процессе как современных произведений, так и созданных в прошлом. Изучение литературно-критических интерпретаций и оценок этих произведений в различные исторические периоды. Осмысление классического наследия. Существование произведения в «малом» и «большом» историческом времени. Литература, беллетристика, паралитература, их соотношение в литературном процессе. Роль пародии в литературной эволюции.

Историческое бытование и смена литературных направлений. Классицизм, предромантизм, романтизм, реализм, модернизм; движение от нормативной эстетики и «жанрового сознания» к утверждению внутренней свободы художника от кано­на; изменение принципов изображения человека и мира, соот­ношения характеров и обстоятельств; утверждение личностно­го характера творчества, ориентация на обновление художе­ственных форм, требование новизны в искусстве. Традиции и новаторство. Литературные течения. Понятие о литературном манифесте. Литературная борьба.

Тема 4. Литература и мифология. Литература и фольклор. Литература и общественная борьба

Литература и мифология. Понятие о мифе. Мифологичес­кие образы в литературе. Отличие их от собственно мифов. Переосмысление мифов в литературных произведениях.

Литература и фольклор. Различие между ними. Аноним­ность, устная форма бытования, «речевой этикет», традицион­ность фольклора; авторство, наличие письменного текста, вы­ражающего окончательную авторскую волю, установка на индивидуальность, новаторство в литературе. Творческие свя­зи литературы с фольклором. Значение народной культуры для литературного творчества.

Связь литературы с общественным движением своего време­ни, отражение в ней современной писателю борьбы идей как общее свойство литературы и как особенность развития искус­ства в России. Издержки такого положения (понимание лите­ратуры лишь как общественной трибуны, как приговора явле­ниям действительности), проявлявшиеся в гипертрофировании познавательной роли искусства, утилитарном отношении к ис­кусству либо в неправомерном требовании «идейного воспита­ния» художника. Игнорирование при этом специфики искус­ства, его эстетической значимости. Необходимость изучения литературы как в ее имманентном развитии, так и в связях с внеположными ей явлениями.

Художник и эпоха. Причастность художника к современ­ности как «сына века» и его способность опережать время. Дра­матизм этого положения в осмыслении самих художников сло­ва (например, А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака и др.).

ЛИТЕРАТУРА


Учебники и учебные пособия

Хализев В.Е. Теория литературы (любое изд.)

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В. Чернец (любое изд.)



Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1983.

Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении. М., 2006; или 2 изд., исправленное и дополненное: http:www.journ.msu.ru/?chp=pages&id=50&folder_id=66
Хрестоматии

Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. П.А. Николаева (любое изд.)

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 – 1925 годов в комментариях. М., 1993.

Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост. В.Е. Холшевников. Л., 1983.


Справочная литература

Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ): В 9 т. М., 1962-1978.

Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС)//Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987.

Словарь литературоведческих терминов М., 1974.

Научная литература

Ко всему курсу



Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. (Любое изд.)

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. (Любое изд.)

Теория литературы. Основные проблемы в историческом ос­вещении. Т. 1-3. М., 1962-1965.



К теме I

Бахтин М.М. Слово в романе//Введение в литературоведение. Хрестоматия1

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г.//Хрестоматия.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Хрестоматия.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике//Хрестоматия.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии//Хрестоматия.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 5-18.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе//Хрестоматия.

Потебня А.А. Из записок по теории словесности//Хрестоматия.

Потебня А.А. Мысль и язык//Хрестоматия.

Роднянская И.Б. Художественный образ//Философская эн­циклопедия. Т. 5. М., 1970.

Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и ис­торического рассмотрения в истории литературы//Хрестоматия.

Тынянов Ю.Н. Блок//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литера­туры. Кино. М., 1977.

Шапошникова О.В. Условность художественная//ЛЭС.

Эпштейн М.Н. Интерпретация//КЛЭ. Т. 9.
К теме 2

Основная


Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество//Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 14 162-166, 179-180.

Бахтин М.М. Из предыстории романного слова. Ч. 1.//Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 408-418.

Бахтин М.М. К методологии литературоведения//Хрестоматия.

Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве// Бахтин М.М. Вопросы ли! туры и эстетики. М., 1975. С. 6-71.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе//Хрестоматия.

Выготский Л.С. Психология искусства. Глава «Легкое дыхание» (любое изд.)

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991. С. 55-92.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1986. Гл. IV - V.

Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина»//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52-64.

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка//Хрестоматия.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. Гл. 1-2 (любое изд.)

Хализев В.Е. Композиция//ЛЭС.
Д оп о л н и т е л ь н а я

Гаспаров М.Л. Семантический ореол метра. К семантике русского трехстопного ямба // Лингвистика и поэтика. М., 1979. С. 282 – 308.

К теме 3

Гуревич А.М. Направление и течение литературные//ЛЭС.

Пульхритудова Е.М. Теория литературы. Методическое пособие. М., 1987.

Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии)//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Хализев В.Е. Литературный процесс//КЛЭ. Т. 9.

К теме 4

Аверинцев С.С. , Эпштейн М.Н. Мифы. // ЛЭС.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. Ч. 1.

Чистов К.В. Народное поэтическое творчество. // ЛЭС.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Особенности литературоведения как науки. Литературоведение и литературная критика

2. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Ж.-Б. Дюбо, Г.Э. Лессинг, М.М. Бахтин об особенностях литературы как искусства

3. В.Г. Белинский о научном и художественном мышлении, об их различии и взаимодействии

4. В.Ф. Асмус об активности читательского восприятия

5. Интерпретация и ее разновидности. А.А. Потебня и А.П. Скафтымов о возможностях и пределах интерпретации

6. Понятие художественной условности. «Первичная» и «вторичная» условность

7. Понятие о литературном процессе

8. Литературные направления

9. Литературные роды. Принципы классификации литературных родов

10. Литературные жанры, принципы их классификации

11. Особенности эпоса как литературного рода

12. Драма как литературный род

13. Особенности лирики как литературного рода

14. Автопсихологическая и «ролевая» лирика. Ю.Н. Тынянов о лирическом герое

15. Сатира и юмор, их место в литературе

16. Понятие образа автора

17. Образ автора в литературном произведении. Соотношение между понятиями «образ автора» и «лирический герой»

18. «Объективное повествование» и его разновидности. Автор – повествователь – персонаж: соотношение между ними

19. Соотношение между автором и рассказчиком в повествовании от 1-го лица. Понятие о сказе

20. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. М.М. Бахтин о хронотопе

21. Фабула и сюжет в литературном произведении. Понятие о композиции

22. Многозначность слова в литературном произведении.

А.А. Потебня о внешней и внутренней форме слова

23. Многозначность художественного образа

24. Метафора и сравнение: сходство и различие

25. Метонимия как вид образности. Синекдоха

26. Гипербола и гротеск

27. Простое и развернутое сравнение

28. Художественный эпитет

29. Олицетворение и образный параллелизм как виды образности

30. Образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы. Различия между ними

31. Силлабо-тоническая система русского стиха. Двусложные размеры



  1. Силлабо-тоническое стихосложение. Трехсложные размеры

  2. Основные принципы классификации рифмы

  3. Понятие о строфике. Различные виды строф в русском стихосложении

  4. Белый стих, вольный стих, свободный стих в русском стихосложении. Соотношение в употреблении терминов

  5. Силлабическая система стихосложения

  6. Тоническая система стихосложения

  7. Логаэды, дольник, тактовик в русском стихосложении




1 В дальнейшем – Хрестоматия.



Смотрите также:
Программа курса основы теории литературы для заочного отделения и спецотделения «второе высшее образование»
173.18kb.
1 стр.
Учебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения
192.24kb.
1 стр.
-
232.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины общая экология Цикл опд. Ф. Специальность: 013400 Природопользование; 013600 Геоэкология
146.74kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины "Теория литературы" Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
203.68kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения филологического факультета Специальность: 050301 русский язык и литература
593.39kb.
7 стр.
Учебная программа курса «Организация работы с молодежью за рубежом»
212.56kb.
1 стр.
Учебная программа курса «Основы сексуальности человека»
100.94kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов 1-го курса заочного отделения
306.29kb.
1 стр.
1 этап до подачи документов
44.37kb.
1 стр.
Методическое пособие предназначено для студентов I курса заочного отделения» (степень
1504.63kb.
10 стр.
Западноевропейское искусство 17 в второе высшее образование 36 ч. Лекционных занятий
11.22kb.
1 стр.