Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
Первая очередная сессия 2004 года 23–30 января 2004 года Пункт 10 предварительной повестки дня
I. Обзор 1. В настоящем добавлении приводится обзор межстрановой программы Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) на 2000–2003 годы, которая была утверждена Исполнительным советом в решении 2000/6. Как указано в таблице 1, Совет утвердил выделение межстрановой программе ЮНФПА на период 2000–2003 годов ассигнований в размере 160 млн. долл. США: 142 млн. долл. США из ресурсов регулярного бюджета и 18 млн. долл. США из прочих ресурсов. Пятьдесят восемь процентов общего объема ресурсов были предназначены межрегиональной программе, а остальные 42 процента подлежали распределению между четырьмя региональными программами, среди которых наибольший объем средств приходился на Африку. На осуществление деятельности в области охраны репродуктивного здоровья было выделено 49 процентов общего объема средств, на деятельность в области осуществления стратегий в области народонаселения и развития — 28 процентов и на информационно-пропагандистскую деятельность — 24 процента. Что касается деятельности по гендерной проблематике, то с учетом того, что она имеет межсекторальный характер, ассигнования на ее осуществление выделялись в рамках каждой из основных областей. Таблица 1 Распределение ресурсов по межстрановой программе ЮНФПА на 2000–2003 годы по состоянию на сентябрь 2003 года (В млн. долл. США)
2. Несмотря на то, что изначальные основные и географические приоритеты межстрановой программы остались в силе, в ней произошли некоторые изменения, которые затронули запланированные расходы. При сокращении основных ресурсов со 142 млн. долл. США до 127 млн. долл. США объем ресурсов из других источников увеличился с 18 млн. долл. США до 71 млн. долл. США, главным образом благодаря щедрости ряда доноров, включая Нидерланды, Норвегию, Соединенное Королевство, Финляндию, Швецию, Японию и Европейскую комиссию. Основная часть полученных дополнительных средств была отведена для осуществления деятельности в области охраны репродуктивного здоровья. Ввиду изменения внешних стратегических условий были перераспределены средства на проведение информационно-пропагандистских мероприятий. Канада, Нидерланды и Соединенное Королевство также предоставили целевым фондам 93 млн. долл. США ЮНФПА на деятельность по устранению недостатков в обеспечении средствами охраны репродуктивного здоровья. II. Достигнутые результаты 3. Межстрановая программа на 2000–2003 годы достигла большинства своих целей. В ходе осуществления как региональных, так и межрегиональных программ, в целях поддержки которых проводились мероприятия на страновом уровне, были получены ценные результаты, которые способствовали осуществлению национальных программ. В рамках межстрановой программы было обеспечено проведение большого числа мероприятий с низкими оперативными расходами. Кроме этого, межстрановая программа способствовала налаживанию новых партнерских связей в поддержку Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР), а также укреплению и расширению существующих партнерских связей как в системе Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами. В настоящем разделе приводится обзор некоторых основных достижений в области осуществления межстрановой программы. Основные трудности и извлеченные уроки рассматриваются в разделе III. A. Репродуктивное здоровье 4. В рамках межстрановой программы оказывалось содействие осуществлению широкого круга инициатив, направленных на обеспечение более широкого доступа к качественным услугам по охране репродуктивного здоровья в следующих областях: a) сексуальное и репродуктивное здоровье подростков; b) профилактика ВИЧ; c) снижение показателей материнской заболеваемости и смертности; d) укрепление научного потенциала в области охраны репродуктивного здоровья; e) обеспечение более широкого доступа к контрацептивам; и f) гуманитарная помощь. Кроме этого, в рамках программы была развернута работа по изучению влияния культур на поведение населения в вопросах охраны репродуктивного здоровья. 5. Охрана сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Межстрановая программа на 2000–2003 годы дала сильный толчок работе над концептуальными и оперативными вопросами, касающимися охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Благодаря научным исследованиям и обмену информацией ЮНФПА пересмотрел и изменил свой подход. В настоящее время ЮНФПА отходит от более традиционного подхода, в соответствии с которым основное внимание уделяется просвещению и оказанию услуг в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья, к более комплексному подходу, основанному на концепции развития и учитывающему реальные потребности подростков. Например, Альянс африканской молодежи включает мероприятия в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков в программы обеспечения средств к существованию в нескольких африканских странах. 6. В рамках межстрановой программы обобщался накопленный опыт и информация о передовой практике. При осуществлении проектов особый упор делался на разработке политики в следующих областях: a) расширение прав и возможностей молодежи; b) равноправие и равенство женщин; c) просвещение в целях привития жизненно важных навыков; d) мероприятия, направленные на изменение поведения; e) укрепление потенциала; f) просвещение с привлечением пропагандистов-сверстников и оказание услуг в приемлемых для молодежи формах; и g) стратегии помощи уязвимым группам. В Азии в рамках проекта, осуществленного Японской организацией международного сотрудничества в области планирования семьи, проводилось изучение вопроса о поведении, влияющем на сексуальное и репродуктивное здоровье подростков, была организована профессиональная подготовка на межстрановом уровне и были в экспериментальном порядке проведены типовые мероприятия по охране сексуального и репродуктивного здоровья в Малайзии, Непале и Шри-Ланке. В рамках другого проекта, осуществленного Японской организацией международного сотрудничества в области планирования семьи, принимались меры по укреплению и институционализации стратегий оперативной деятельности в области информации, просвещения и коммуникации (ИПК) и информационно-пропагандистской деятельности, а на страновом уровне проводилась работа по разработке и совершенствованию типовых стратегий в области информации, просвещения и коммуникации (ИПК) и информационно-пропагандистской деятельности и инструментов, предназначенных для охраны репродуктивного здоровья. 7. В целях создания благоприятных условий для деятельности в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков межстрановая программа сосредоточила внимание на осуществлении стратегий на уровне общин с участием родителей, неформальных руководителей и других взрослых лиц. Особые усилия предпринимались для налаживания партнерств в частности, с другими учреждениями Организации Объединенных Наций. В Азии в рамках осуществляемых на базе общин усилий по информированию религиозных руководителей, преподавателей и родителей принимались меры по поощрению более широкого обсуждения вопросов, которое способствовало укреплению поддержки проектов. В Латинской Америке благодаря деятельности, осуществляемой в рамках программы, муниципальные власти приняли на себя политические и финансовые обязательства в отношении осуществления программ охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков на основе профессиональной подготовки и просвещения с привлечением взрослых, в частности родителей. 8. В арабских государствах и Европе в рамках программы через сеть клубов для мальчиков и девочек-скаутов велась пропаганда основанных на использовании влияния сверстников подходов к охране репродуктивного здоровья молодежи в семи странах. Была создана широкая сеть для распространения стандартных информационных материалов и методов работы среди региональных учреждений, занимающихся вопросами просвещения и оказания услуг с привлечением инструкторов-сверстников. В Африке были разработаны общинные информационно-пропагандистские программы для разъяснения необходимости изменения поведения и с участием членов общин были подготовлены информационные материалы, учитывающие специфику каждой общины. Такой подход способствовал расширению прав и возможностей женщин и молодежи и проведению широкого — с привлечением всех членов общин — обсуждения вопросов развития соответствующей общины. Кроме этого, была создана африканская молодежная сеть для обмена информацией о передовой практике и накопленном опыте в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков и решения проблем, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа. 9. Профилактика ВИЧ. В рамках межстрановой программы ЮНФПА добился крупных успехов в области борьбы с ВИЧ/СПИДом и закрепления ведущей роли Фонда в этой области. ЮНФПА намерен сосредоточить свое внимание на профилактике ВИЧ и повышении согласованности программ профилактики ВИЧ/СПИДа и программ в области охраны репродуктивного здоровья. Межстрановая программа способствовала укреплению институционального потенциала на уровне штаб-квартиры и на местах посредством осуществления программ, предусматривающих осуществление профессиональной подготовки и обобщение накопленного опыта, разработку технических средств и инструментов для составления программ, и осуществления руководства по стратегическим вопросам. Особое внимание уделялось уязвимым группам, в частности в условиях гуманитарных кризисов. 10. Деятельность в области профилактики ВИЧ в первую очередь осуществлялась по линии просвещения, налаживания партнерских связей и разработки инструментов для составления программ. Большую отдачу дала поддержка межучрежденческих механизмов, включая совместное учреждение Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС); налаживание партнерских связей с Советом по народонаселению, Программой соответствующих технологий в области здравоохранения, Международной федерацией планируемого родительства, Международным центром Маргарет Сэнджер и организацией «Инджендерхелс»; и налаживание тесного сотрудничества с Европейской комиссией, Организацией стран-экспортов нефти и Альянсом африканской молодежи. 11. ЮНФПА играл ведущую роль в деле защиты беременных женщин от ВИЧ-инфекции в рамках усилий по предотвращению передачи такой инфекции от матери ребенку. ЮНФПА также подчеркивал критически важную роль молодежи в профилактике ВИЧ и необходимость учитывать потребности пользователей и их представления при разработке программ по пропаганде использования презервативов. Ключевыми направлениями деятельности в рамках межстрановой программы также были предоставление данных об объемах средств, выделяемых на борьбу с ВИЧ/СПИДом, разработка информационно-коммуникационных стратегий и профилактика ВИЧ при проведении гуманитарных операций. На ЮНФПА были возложены функции координирующего учреждения ЮНЭЙДС по работе с молодежью и по вопросам разработки программ пропаганды презервативов в целях предупреждения ВИЧ с учетом ведущей роли Фонда в этих областях. 12. Усилия по профилактике ВИЧ также были включены в программы по охране сексуального и репродуктивного здоровья подростков и соответствующие информационно-пропагандистские программы, осуществляемые в рамках региональных программ. В Африке ЮНФПА в партнерстве с правительствами, неправительственными организациями (НПО) и частным сектором сотрудничал с Альянсом африканской молодежи, занимаясь деятельностью, направленной на привитие молодежи необходимых ей навыков, представляя ей информацию и оказывая ей услуги в области профилактики ВИЧ. Помимо этого, ЮНФПА учредил совместную межучрежденческую инициативу в области информационно-пропагандистской деятельности, в осуществлении которой участвуют руководители африканских стран и которая обеспечивает мобилизацию финансовой поддержки на цели борьбы с ВИЧ/СПИДом. В Азии вопросы борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИДа были включены в деятельность по просвещению по вопросам охраны репродуктивного здоровья в четырех странах благодаря инициативе Европейской комиссии/ЮНФПА по охране репродуктивного здоровья молодежи в Азии. В Восточной Европе ЮНФПА оказывал содействие принятию комплексных мер по снижению уязвимости молодежи перед эпидемией ВИЧ/СПИДа и расширению ее прав и ее возможностей в том, что касается ее участия в борьбе с этой эпидемией. 13. В Латинской Америке и Карибском бассейне была разработана комплексная стратегия развития и инициативы в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков были включены в программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом. В качестве дополнительного средства мобилизации усилий на осуществление деятельности в области борьбы с ВИД/СПИДом также была разработана региональная стратегия. Применение нетрадиционных подходов, таких, как привлечение правозащитных учреждений к пропаганде правовых норм, касающихся борьбы с ВИЧ/СПИДом, и сотрудничество с вооруженными силами в деле поощрения ответственного отношения мужчин, способствовало укреплению партнерств. 14. Снижение показателей материнской заболеваемости и смертности. В сотрудничестве с коалицией партнеров были успешно приняты меры по расширению масштабов осуществления межстрановой программы и проведению мероприятий по снижению показателей материнской заболеваемости и смертности с упором на оказание неотложной акушерской помощи. В ряде стран были осуществлены экспериментальные проекты в целях выявления наиболее эффективной стратегии оказания такой помощи. Были достигнуты обнадеживающие результаты, которые заключались в том, что благодаря задействованию национальных и внешних ресурсов неотложная акушерская помощь была включена в ряд национальных программ. 15. В Латинской Америке и Карибском бассейне межучрежденческая целевая группа в составе ЮНФПА, Панамериканской организации здравоохранения (ПАОЗ)/Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирного банка и Межамериканского банка развития определила ключевые направления деятельности по снижению показателей материнской смертности и разработала совместную региональную стратегию. В арабских государствах в рамках Панарабского проекта по охране здоровья семьи, который предусматривает проведение обследования здоровья членов семей в нескольких странах, был разработан ряд необходимых показателей, которые позволяют министерствам здравоохранения и другим учреждениям следить за прогрессом в деле достижения национальных целей и планов в отношении повышения качества услуг в области охраны репродуктивного здоровья и охраны здоровья детей. При поддержке ЮНФПА и Программы арабских стран Залива для организаций системы Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами развития, национальные группы провели обследования, в ходе которых также были собраны данные о состоянии здоровья молодежи, поддержке на общинном уровне и мнениях женщин. 16. В рамках межстрановой программы оказывалась поддержка усилиям по искоренению урогенитальных свищей на основе осуществления профилактики и лечения и социальной реинтеграции лиц, перенесших это заболевание. В десяти странах Африки были проведены оценки потребностей, отремонтированы отделения, специализирующиеся на лечении урогенитальных свищей, приняты меры по повышению уровня информированности общественности и разработаны национальные планы действий. Для обеспечения сотрудничества между экспертами, некоторые из которых в течение десятилетий работали в отрыве друг от друга, было налажено сетевое взаимодействие. Впервые проблемы излечения урогенитальных свищей стали объектом широкого внимания и для решения этих проблем была мобилизована широкая поддержка. 17. Другим приоритетным направлением в рамках программы является предотвращение насилия в отношении женщин. Усилия были сосредоточены на обучении инструкторов, занимающихся профессиональной подготовкой по вопросам борьбы с насилием в отношении женщин. В рамках программы были разработаны средства контроля за эффективностью деятельности медицинских учреждений, а также учебные материалы по вопросам предупреждения насилия в отношении женщин. В Латинской Америке и Карибском бассейне межучрежденческая целевая группа разработала региональную стратегию сокращения смертности и комплексных мер по оказанию помощи жертвам сексуального насилия. В арабских государствах благодаря региональной инициативе гендерные и правозащитные подходы были учтены при разработке местных инициатив в области планирования и здравоохранения на основе проведения научных исследований, профессиональной подготовки, деятельности в области информации, просвещения и коммуникации (ИПК) и информационно-пропагандистских мероприятий. 18. Укрепление научного потенциала в области охраны репродуктивного здоровья. Программа в области охраны репродуктивного здоровья — важная инициатива, осуществляемая ВОЗ при поддержке межстрановой программы, направлена на укрепление научно-исследовательского потенциала в области охраны репродуктивного здоровья. В результате внешней оценки этой программы был сделан вывод о том, что ее осуществление позволило добиться важных результатов. Например, число стран, санкционирующих использование контрацепции в чрезвычайных ситуациях, увеличилось с 3 в 1995 году до 96 в 2002 году, главным образом благодаря тому, что данная программа повлияла на стратегию государств и их практику в вопросах оказания услуг. В результате изучения вопроса об эффективности и безопасности контрацептивов, в частности внутриматочных противозачаточных средств с медными компонентами, была пересмотрена соответствующая практика и были разработаны более эффективные контрацептивы. Кроме того, в рамках данной программы продолжали приниматься меры по обеспечению функционирования весьма широкой глобальной сети, которая обслуживает 123 центра в 59 главным образом развивающихся странах. 19. Расширение охвата и повышение качества услуг в области охраны репродуктивного здоровья, включая повышение степени доступности контрацепции. Межстрановая программа способствовала повышению степени доступности современных недорогих контрацептивов за счет осуществления научных исследований и прикладных разработок и подготовки руководящих принципов для учреждений, предоставляющих услуги. В рамках этих инициатив в области обеспечения доступности средств охраны репродуктивного здоровья были осуществлены широкомасштабные поставки высококачественных товаров этой категории. В рамках программы на международном уровне также осуществлялись совместные усилия, направленные на увеличение поставок современных контрацептивов. ЮНФПА поддерживал усилия Совета по народонаселению в области разработки доступных методов контрацепции и ВОЗ в области разработки критериев предоставления доступа к методам контрацепции и распространения рекомендаций по вопросам использования противозачаточных средств. При осуществлении своей стратегии обеспечения средствами охраны репродуктивного здоровья ЮНФПА тесно сотрудничал с другими партнерами по деятельности в целях развития, а также со страновыми отделениями и группами страновой поддержки в области укрепления потенциала, осуществления информационно-пропагандистской деятельности и мобилизации ресурсов. Работа в этой области повлияла на диалог по вопросам политики и помогла странам в рассмотрении вопросов устойчивого развития. 20. В соответствии с новой стратегией ЮНФПА межстрановая программа осуществила ряд мероприятий по укреплению потенциала Фонда в области применения общесекторальных подходов и документов о стратегии уменьшения нищеты (ДСУН). В рамках межстрановой программы в сотрудничестве с Институтом Всемирного банка были организованы учебные курсы и был проведен углубленный обзор опыта четырех стран в области применения общесекторальных подходов. В ходе программы были также подготовлены материалы и пособия по вопросам учета расходов на оказание услуг в области охраны репродуктивного здоровья, а также самоучитель по этому вопросу. Благодаря осуществлению программы был укреплен потенциал Фонда в области обеспечения учета вопросов охраны репродуктивного здоровья при проведении реформы сектора здравоохранения. 21. В рамках межстрановой программы оказывалось содействие разработке новаторской межучрежденческой стратегии оказания помощи женщинам в отношении принятия обоснованных решений по вопросам охраны репродуктивного здоровья и повышения их способности требовать предоставления качественных услуг в области охраны репродуктивного здоровья. В тесном сотрудничестве с программой СТЕП (стратегия и меры по борьбе с социальной изоляцией и бедностью) Международной организации труда, ЮНИСЕФ и ВОЗ ЮНФПА осуществлял в шести странах этот проект общинного уровня, в рамках которого ставилась цель внедрения подхода, предполагающего вовлечение широкого круга бенефициаров, укрепление местного потенциала и повышение подотчетности при обеспечении соблюдения прав человека. Эта программа также способствовала проведению диалога по вопросам политики в целях определения наиболее эффективного подхода к решению вопросов, касающихся качества предоставляемых услуг. Были подготовлены руководящие принципы в отношении разработки политики и программ, в рамках которых был учтен опыт, накопленный на страновом уровне. 22. В Латинской Америке и Карибском бассейне ЮНФПА в сотрудничестве со Всемирным банком и ПАОЗ/ВОЗ пропагандирует региональную стратегию, предполагающую обеспечение учета вопросов, касающихся охраны репродуктивного здоровья, при проведении секторальных реформ. В Азии Международный совет по управлению программами в области народонаселения осуществил проект, направленный на укрепление потенциала неправительственных организаций (НПО) в Индии, Лаосской Народно-Демократической Республике и Пакистане. В каждой из этих стран были налажены партнерские отношения с одной неправительственной организацией (НПО) в целях осуществления мероприятий в области охраны репродуктивного здоровья на основе общинного подхода, предполагающего привлечение широкого круга бенефициаров. 23. Гуманитарные вопросы. Одним из ключевых аспектов межстрановой программы было оказание помощи в чрезвычайных ситуациях и на постконфликтном этапе. В рамках межстрановой программы оказывалась собственно гуманитарная помощь, а также принимались меры к тому, чтобы международное сообщество, местные органы власти и гражданское общество также учитывали вопросы охраны репродуктивного здоровья, улучшения положения женщин и народонаселения при осуществлении своих мероприятий, связанных с оказанием гуманитарной помощи и поддержкой усилий по восстановлению. Выделяемые ресурсы использовались для поддержки страновых отделений, обеспечения оперативного принятия мер и оказания технической и оперативной поддержки программ гуманитарной помощи и постконфликтного восстановления. Программа провела оценку потребностей в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья с особым упором на потребности подростков. В рамках нее также проводилась профессиональная подготовка персонала страновых отделений по вопросам оказания услуг в условиях кризисных ситуаций и осуществлялось распространение комплектов средств для охраны репродуктивного здоровья в чрезвычайных ситуациях. Основными бенефициарами этой программы были следующие страны: Афганистан, Бурунди, Ирак, Колумбия, Косово, Либерия, Руанда, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Тимор-Лешти и Эритрея. В Африке совместно со странами, входящими в Союз стран бассейна реки Мано (Гвинея, Либерия и Сьерра-Леоне), было налажено партнерство во имя мира с участием женщин.
24. В целях укрепления приверженности делу интеграции вопросов народонаселения и развития ЮНФПА оказывал содействие в деле повышения степени информированности, как в рамках Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами, по вопросу о сложных связях между проблемами народонаселения и нищеты. Всемирный диалог, учебные семинары и издания способствовали достижению более глубокого уровня понимания этих связей, а также взаимоувязанности этих вопросов с проблемами охраны репродуктивного здоровья, улучшения положения женщин и устойчивого развития. Программа способствовала укреплению способности страновых отделений ЮНФПА вносить вклад в процессы общего анализа по стране, Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития, целей в области развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия, и документов о стратегии уменьшения нищеты (ДСУН). В связи с десятой годовщиной Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в 151 стране было проведено обследование на местах, посвященное изучению национального опыта в области осуществления решений этой конференции. 25. Что касается данных, показателей, информационных систем и научных исследований, то проведенная Сообществом по вопросам развития стран юга Африки перепись населения способствовала согласованию методов проведения переписей в странах этого региона. Большую помощь в этом отношении оказали партнерские связи, налаженные с Бюро переписи населения Соединенных Штатов Америки, Канадским агентством по международному развитию, Всемирным банком, Агентством Соединенных Штатов Америки по международному развитию и консорциумом «Партнерство в области статистики в целях развития в XXI веке». Страны Латинской Америки и Карибского бассейна поддерживали усилия региональной сети по вопросам охраны здоровья женщин по разработке системы показателей, позволяющей гражданскому обществу отслеживать ход осуществления Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР). Это дало возможность создать эффективные инструменты мониторинга и способствовало повышению подотчетности правительств. 26. В качестве ведущего учреждения целевой группы по проведению переписи консорциума «Партнерство в области статистики в целях развития в XXI веке» и в партнерстве со Статистическим отделом Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций ЮНФПА продолжал направлять всемирные усилия по проведению переписей населения. Программа делала особый упор на укрепление национального потенциала и использование данных переписей для проведения диалога по вопросам политики, особенно в связи с национальными усилиями по борьбе с нищетой и наблюдением за достижением целей в области развития, поставленных в Декларации тысячелетия. В рамках межстрановой программы также оказывалась поддержка новаторским научным исследованиям, посвященным изучению методологий ограничения расходов на проведение переписей и разработки альтернативных подходов к проведению таких мероприятий. В результате программа опубликовала три пособия для статистических управлений и бюро по проведению переписи в развивающихся странах. Программа также предоставляла финансовые и технические ресурсы для профессиональной подготовки, проведения заседаний и укрепления статистического потенциала на региональном уровне. 27. Отдел Азии и Тихого океана и Отдел технической поддержки ЮНФПА в сотрудничестве с Институтом демографических исследований университета Нихон организовали региональный семинар по вопросу о показателях средней продолжительности здоровой жизни. Участники семинара призвали организовать в развивающихся странах сбор данных продольного анализа в целях обеспечения более эффективного контроля за показателями национальной медицинской статистики и улучшения качества жизни. Они также организовали профессиональную подготовку ученых из развивающихся стран по различным аспектам проблемы оценки ожидаемой продолжительности здоровой жизни с использованием межсекторальных данных и данных продольного анализа. Другим приоритетным направлением межстрановой программы было оказание поддержки усилиям по разработке показателей для оценки прогресса в деле учета гендерной проблематики. ЮНФПА в партнерстве с Экономической комиссией для Латинской Америки и Карибского бассейна Организации Объединенных Наций разработал систему показателей для отслеживания деятельности правительств по осуществлению решений Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) и наблюдения за ходом работы над касающимися здравоохранения вопросами, сформулированными в Пекинской платформе действий. 28. В арабских государствах межстрановая программа содействовала созданию в рамках Экономической и социальной комиссии для Западной Азии Организации Объединенных Наций информационную систему по вопросам демографической политики, которая предназначается для наблюдения за ходом выполнения решений Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в этом регионе. Оказание содействия отделу демографических исследований Лиги арабских государств помогло заручиться поддержкой со стороны министерств здравоохранения и по делам молодежи, по вопросам улучшения положения женщин и по вопросам охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав. Оно также помогло обеспечить включение сложных вопросов народонаселения в национальные повестки дня и сформировать региональный консенсус. Благодаря поддержке, оказанной Группе по деятельности в области народонаселения Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, было обеспечено ведение базы данных, предназначенной для контроля за достижением показателей, установленных на Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в странах — членах Европейской экономической комиссии. Консорциум европейских научно-исследовательских учреждений, деятельность которого координируется Группой по деятельности в области народонаселения Европейской экономической комиссии (ЕЭК), проанализировал результаты обследований фертильности семей, проведенных в 90 е годы. Группа также привлекала внимание к вопросу о положении, чаяниях и мнениях пожилых людей. 29. На основе партнерского сотрудничества с такими учреждениями, как Международный союз по научным исследованиям в области народонаселения (ИЮССП), Комитет по международной координации национальных демографических исследований, Международный институт по проблемам старения и организация «Хелпэйдж интернэшнл», ЮНФПА участвовал в подготовке конференций Организации Объединенных Наций, подчеркивая связь между проблемами народонаселения, нищеты и положения женщин. Например, в качестве вклада в проведение второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения в апреле 2002 года ЮНФПА опубликовал исследование под названием “Situation and Voices of the Older Poor and Excluded in South Africa and India” («Положение и мнения пожилых лиц и маргинализированных групп населения в Южной Африке и Индии»). На пятой Азиатско-тихоокеанской конференции по народонаселению, проведенной в Бангкоке в декабре 2002 года, был принят план действий и стратегические направления в отношении разработки в будущем политики и программ для стран региона. 30. В рамках межстрановой программы была обеспечена поддержка усилий по укреплению потенциала посредством осуществления инициатив в области профессиональной подготовки по вопросам народонаселения и развития. Например, ЮНФПА в сотрудничестве с Азиатским городским информационным центром Кобе осуществлял профессиональную подготовку сотрудников городских администраций. ЮНФПА также оказывал содействие Междисциплинарному демографическому институту Нидерландов в отношении осуществления наблюдения за прогрессом в деле достижения целевых показателей в области финансирования, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР), посредством сбора данных об объемах ресурсов, выделяемых донорами и предоставляемых из национальных источников для осуществления деятельности в области народонаселения, а также посредством выпуска ежегодного доклада. 31. В целях оказания содействия включению вопросов народонаселения в повестку дня в области развития ЮНФПА организовал ряд заседаний по проблемам народонаселения и нищеты в Центральных учреждениях и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. ЮНФПА также организовал и поддержал ряд других мероприятий, посвященных вопросам равноправия женщин, старения, миграции и охраны окружающей среды, и оказал содействие выпуску изданий по этим вопросам. В Азии ЮНФПА сотрудничал с Международным союзом по научным исследованиям в области народонаселения (ИЮССП) в отношении организации региональной конференции по вопросам народонаселения для обсуждения вопроса о воздействии изменения динамики демографических процессов на макроэкономический климат в Юго-Восточной Азии. 32. В рамках межстрановой программы была разработана концептуальная основа для исследования демографических изменений в странах Африки к югу от Сахары на основе осуществления Африканской программы социальных исследований — инициативы в области научных исследований по вопросам, влияющим на состояние репродуктивного здоровья населения, и вызывающим демографические изменения в африканских странах к югу от Сахары. Межстрановая программа также поддерживала исследования по вопросу о демографических изменениях и культуре, традиционных ценностях и других факторах, влияющих на распространение ВИЧ. Эти исследования способствовали укреплению потенциала научно-исследовательских учреждений и мобилизации общественности, а также помогли сформировать культуру применения научного подхода к разработке программ. C. Информационно-пропагандистская деятельность 33. В рамках межстрановой программы оказывалось содействие глобальной, корпоративной и программной информационно-пропагандистской деятельности, ориентированной прежде всего на лиц, разрабатывающих глобальную и региональную политику, законодателей и парламентариев, доноров, НПО, организации гражданского общества и средства массовой информации. Информационно-пропагандистская деятельность была сосредоточена на вопросах сексуального и репродуктивного здоровья подростков, насилия по признаку пола, ответственного поведения мужчин, ВИЧ/СПИДа и народонаселения и устойчивого развития. В рамках программы оказывалась помощь в проведении совещаний и конференций, таких, как «Пекин+5» и Всемирный молодежный форум. В рамках программы оказывалась также поддержка таким организациям, как Институт народонаселения и Японская организация международного сотрудничества в области планирования семьи, а также оказывалось содействие дискуссиям по вопросам политики, организуемым Обществом международного развития с целью интегрирования повестки дня МКНР в региональный и национальный диалог по вопросам политики. 34. В Африке парламентарии провели региональное совещание в Бенине для содействия интегрированию вопросов народонаселения и развития в Новое партнерство в интересах развития Африки. В рамках региональной программы для Африки была разработана компьютерная модель для повышения информированности о вопросах народонаселения. В Азии Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры реализовали региональный проект по вопросам народонаселения и развития, сексуального и репродуктивного здоровья подростков и демографического просвещения. 35. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна осуществлялось сотрудничество с женскими бюро и региональными группами, занимающимися вопросами охраны здоровья и прав, с целью поощрения прав человека и гендерного равенства, а также предотвращения насилия по признаку пола. Благодаря тесному сотрудничеству с Межамериканским институтом прав человека и канцеляриями национальных омбудсменов в повестку дня этих учреждений были включены и вопросы репродуктивных прав. ЮНФПА руководил также осуществлением выдвинутой Симпозиумом 2001 межучрежденческой инициативы по вопросам насилия по признаку пола, здравоохранения и прав в Северной и Южной Америке. Организации системы Организации Объединенных Наций и НПО приняли призыв Симпозиума к действиям в качестве основной концептуальной и оперативной отправной точки. Благодаря инициативе были разработаны типовые законоположения по проблеме насилия в семье и межсекторальная модель для лиц, пострадавших от насилия по признаку пола. Информационно-пропагандисткие материалы, учебные семинары-практикумы и инициативы с целью налаживания взаимодействия, подготовленные ЮНФПА и Межамериканской парламентской группой по народонаселению и развитию (МПГ), помогли парламентариям в странах Северной и Южной Америки добиться включения вопросов охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав в законодательство. 36. Чтобы заручиться поддержкой парламентариев арабских государств, в рамках межстрановой программы особое внимание уделялось усилиям по достижению консенсуса, а также совместным декларациям. Национальные группы в пяти странах провели обзор существующего законодательства по вопросам насилия по признаку пола и подросткам. Результаты обзора использовались для информирования парламентариев о несовершенстве существующего законодательства в плане защиты интересов женщин и подростков. В рамках программы проводилась также подготовка лиц, пропагандирующих повестку дня МКНР, по организации информационно-пропагандистской деятельности. 37. В Азии упор делался на укреплении и сохранении поддержки со стороны парламентариев, включая принятие новых законов для борьбы с насилием по признаку пола в ряде стран региона и поддержку международных усилий по мобилизации средств для ЮНФПА. Азиатская ассоциация по народонаселению и развитию также осуществила два проекта с целью обеспечения более глубокого понимания парламентариями азиатских стран взаимосвязи между национальными и глобальными вопросами народонаселения и устойчивым развитием. 38. В Африке Форум парламентариев африканских и арабских стран по проблемам народонаселения и развития (ФПААСНР) разработал типовое законодательство по вопросам репродуктивного здоровья, которое уже принято некоторыми странами. Форум разрабатывает также законодательные рамки по ВИЧ/СПИДу. При содействии межстрановой программы Экономическая комиссия Организации Объединенных Наций для Африки разработала интерактивную компьютерную имитационную модель для наглядной демонстрации взаимосвязи между народонаселением, окружающей средой, социально-экономическим развитием и сельским хозяйством и для обеспечения более глубокого понимания этой взаимосвязи. 39. Благодаря поддержке в рамках межстрановой программы ежегодно осуществлялась подготовка ведущей публикации ЮНФПА — доклада о состоянии мирового населения. Этот доклад позволял привлечь широкое внимание к деятельности ЮНФПА, повысить его авторитет и заручиться поддержкой на глобальном уровне, а также способствовал укреплению национального потенциала и вовлечению в деятельность ЮНФПА большого числа людей и организаций. Рассматриваемые в докладе темы соответствовали организационным приоритетам и касались важных вопросов репродуктивного здоровья и стратегий в области народонаселения и развития, а также межсекторальных вопросов. Этот доклад использовался в ходе глобальных и национальных информационно-пропагандистских мероприятий, включая Всемирный день народонаселения, ежегодный конкурс плакатов, подготовку национальных докладов по вопросам народонаселения и деятельность организаций гражданского общества. Информационно-пропагандистские материалы предназначались для юристов, работников системы здравоохранения и исследователей, изучающих вопросы народонаселения и репродуктивного здоровья. 40. Каждая из региональных программ осуществляла подготовку информационно-пропагандистских материалов по приоритетным вопросам. Например, региональная программа для Африки приурочила к Всемирному дню борьбы со СПИДом выпуск подборки информационно-пропагандистских материалов по ВИЧ/СПИДу и распространила показатели по опасной практике. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна проект, осуществлявшийся МПГ, был направлен на поддержку инициатив в области народонаселения и репродуктивного здоровья. В Азии информация о результатах проектов распространялась среди парламентариев, а в арабских государствах еженедельный электронный журнал служил источником последней информации по вопросам народонаселения и репродуктивного здоровья и распространялся примерно среди 2000 подписчиков в Европе и Центральной Азии. 41. Мобилизация поддержки была одной из основных задач ЮНФПА в период сокращения ресурсов и организованного противодействия усилиям в области сексуального и репродуктивного здоровья, особенно перед пятилетним обзором Пекинской платформы действий («Пекин+5»). Поддержка, оказанная женским НПО, занимающимся вопросами охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, позволила выработать консенсус, нашедший отражение в итоговом документе конференции «Пекин+5». В информационно-пропагандистской деятельности, особенно в странах донорах, участвовали парламентарии, послы доброй воли ЮНФПА, журналисты, политические группы и НПО. Об успехе этих усилий свидетельствует решение ряда стран Европейского союза увеличить объем средств на деятельность по охране сексуального и репродуктивного здоровья. 42. На глобальном уровне ЮНФПА содействовал созданию, в сотрудничестве с национальными, региональными и глобальными парламентскими группами, механизма, который позволил бы парламентариям из всех регионов проводить регулярные встречи для отслеживания прогресса в выполнении взятых на МКНР обязательств. Международная конференция парламентариев по осуществлению Программы действий МКНР (МКПО/МКНР), состоявшаяся в Оттаве, Канада, в ноябре 2002 года, была первой в ряду глобальных конференций парламентариев по вопросам мобилизации ресурсов и создания благоприятных условий для решения вопросов народонаселения и развития. МКПО/МКНР будет проводиться каждые два года для обеспечения выполнения взятых парламентариями обязательств. Как постоянный секретарь этой конференции ЮНФПА будет регулярно информировать парламентариев о прогрессе в таких областях, как финансирование деятельности по вопросам народонаселения, национальное законодательство и демографические стратегии и программы, с помощью электронной почты LISTSERV. 43. Региональные программы выступили с аналогичными инициативами. Региональная программа для Азии сосредоточила внимание на парламентариях и заручилась поддержкой для национальных программ и глобальных мероприятий, а региональная программа для арабских государств и Европы мобилизовала парламентариев для поддержки прав подростков и ликвидации насилия по признаку пола. Региональная программа для Африки сотрудничала с парламентариями и конфессиональными организациями с целью совершенствования стратегий. Более активная информационно-пропагандистская роль позволила добиться в ряде африканских стран изменений в законодательстве и политике по вопросам народонаселения и охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав. Четвертая и пятая конференции африканских женщин-министров и парламентариев обсудили гендерные вопросы и проблему ВИЧ/СПИДа. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна программа укрепляла партнерские связи с парламентариями и организациями, занимающимися вопросами охраны здоровья и прав женщин, с целью закрепления достижений МКНР и противодействия усилиям оппозиционных групп. III. Основные сдерживающие факторы и извлеченные уроки 44. Как отмечалось в разделе II, межстрановая программа на 2000–2003 годы внесла существенный вклад в выполнение повестки дня МКНР. Но несмотря на достижения, ряд обзоров и оценок выявили некоторые недостатки в этой программе. Часть из них обусловлена трудностью документирования результатов, а другая часть — расширением масштабов деятельности по проектам. В целом межстрановая программа охватывала весьма обширный и разнообразный набор инициатив. Программа была более эффективной, если бы она была сосредоточена на меньшем числе вопросов. 45. ЮНФПА в период действия межстрановой программы весьма успешно осуществлял деятельность по мобилизации средств, что позволило компенсировать сокращение объема основных ресурсов, вызванное изменением политических и экономических условий. На оперативном уровне, однако, приток неосновных ресурсов обусловил рост числа проектов, увеличение объема канцелярской работы и высокий показатель исполнения проектов непосредственно ЮНФПА. Кроме того, стало труднее устанавливать и сохранять взаимосвязь между программными уровнями и основными направлениями деятельности. Помимо этого, не всегда четко просматривалась взаимосвязь между программными уровнями (межрегиональным, региональным и национальным). Хотя программа стремилась обеспечить релевантность результатов всех проектов для страновых программ, страновые отделения ЮНФПА и СГП не всегда участвовали в разработке и осуществлении проектов. Это имеет существенно важное значение, так как одним из сравнительных преимуществ ЮНФПА является наличие у нее сильного технического потенциала как на страновом, так и на региональном уровне. 46. Кроме того, межстрановая программа на 2000–2003 годы разрабатывалась до начала в ЮНФПА переходного процесса. Она предшествовала принятию стратегической направленности Фонда, предусматривающей применение комплексного подхода с целью выработки тиражируемых моделей и укрепления потенциала для содействия осуществлению повестки дня МКНР. Деятельность в рамках различных программных компонентов не всегда осуществлялась в соответствии со всеобъемлющей концепцией. Некоторые экспериментальные проекты осуществлялись без наличия конкретных планов их тиражирования. Другие же проекты и мероприятия не обеспечивали преемственность, так как изначально в них не были включены вопросы, касающиеся их тиражирования, укрепления потенциала или использования результатов проектов. 47. Точно так же в начале осуществления межстрановой программы на 2000–2003 годы обмен знаниями находился в ЮНФПА на первоначальной стадии. Информация о результатах не всегда распространялась среди потенциальных пользователей; недостаточно осуществлялся обмен результатами между проектами. Другим недостатком была неадекватная передача опыта, знаний и технологий с одного уровня на другой. 48. Межстрановая программа на 2000–2003 годы утверждалась в период, когда ЮНФПА только начинал применять подход, ориентированный на результаты. Хотя Фонд и стремился сформулировать межстрановую программу, ориентированную на результаты и с более эффективным мониторингом и оценкой, упор в программе все же делался больше на мероприятия, нежели на результаты. Кроме того, расширение объема средств и увеличение числа мероприятий и проектов отнюдь не способствовали мониторингу на основе достигнутых результатов. Для управления межстрановой программой требовалось больше людских ресурсов, чем располагал ЮНФПА. Программа нуждалась в более комплексном планировании, более сильном механизме координации межрегиональных, региональных и страновых программ и способности адаптироваться к неожиданным изменениям финансовой ситуации. 49. В структуру межстрановой программы на 2004–2007 годы и управление ею был внесен ряд изменений, с тем чтобы она могла более эффективно содействовать осуществлению повестки дня МКНР. В новой программе будут учтены меняющиеся страновые региональные потребности, указанные выше недостатки и изменения во внешних и внутренних условиях. 50. Для обеспечения релевантности деятельности в рамках межстрановой программы для страновых программ страновые отделения ЮНФПА и СГП будут участвовать в разработке, осуществлении, мониторинге и оценке межрегиональных и региональных программ. Страновые отделения ЮНФПА будут проводить оценку потребностей, устанавливать приоритеты, определять организации-исполнителей и проводить оценку вклада страновой программы в удовлетворение страновых потребностей. ЮНФПА следовал этому подходу при подготовке межстрановой программы на 2004–2007 годы. 51. Для повышения жизнеспособности программы в процессе разработки и осуществления мероприятий страновой программы необходимо уделять внимание вопросам укрепления потенциала. В ходе недавно проведенной тематической оценки подчеркивалась необходимость обновления Фондом своей стратегии укрепления потенциала. В соответствии с приверженностью Фонда задаче укрепления потенциала межстрановая программа будет предусматривать в рамках каждого мероприятия укрепление как кадрового, так и организационного потенциала, а также уделять приоритетное внимание организациям развивающихся стран. 52. Межстрановая программа на 2004–2007 годы будет также соответствовать статистической направленности ЮНФПА, предусматривающей повышение эффективности диалога по вопросам политики, рамочных стратегий развития и процесса составления программ. В рамках программы будут выявляться или генерироваться воспроизводимый опыт, передовая практика и извлеченные уроки. Проводимая деятельность будет способствовать мобилизации поддержки для повестки дня МКНР в контексте целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а также мобилизации ресурсов на эти цели в каждой из стран. Эта общая направленность на осуществление повестки дня МКНР будет служить стержнем межстрановой программы на 2004–2007 годы. 53. Обмен знаниями будет неотъемлемой частью межстрановой рамочной программы, с тем чтобы извлеченные уроки и передовой опыт накапливались системой, апробировались и применялись в более широких масштабах. Исполнение проектов непосредственно Фондом будет ограничиваться минимумом. Фонд будет проводить оценку работы каждого учреждения-исполнителя, прежде чем поручать ему дополнительные проекты. 54. Ввиду разнообразия мероприятий, осуществляемых в рамках программы, ЮНФПА создаст строгую систему управления для планирования, осуществления и оценки деятельности. Целенаправленная страновая программа позволит четко определять результаты работы и более эффективно управляемые мероприятия. Межстрановая программа требует систематического мониторинга и активного сотрудничества с партнерами-исполнителями. Для обеспечения эффективного выполнения межстрановой программы будут предусмотрены также кадровые коррективы. ![]() 03-63661 (R) 161203 181203 *0363661* Смотрите также: Организация Объединенных Наций dp/fpa/2004/3/Ad
328.14kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2003/13
1132.06kb.
10 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2001/11
1469.5kb.
13 стр.
2. международное сотрудничество 1 международные организации организация Объединенных Наций
663.43kb.
5 стр.
Организация Объединенных Наций Стратегические рамки на период 2012–2013 годов Генеральная Ассамблея Официальные отчеты Шестьдесят пятая сессия Дополнение №6
11983kb.
75 стр.
Организация объединенных наций
592.91kb.
4 стр.
Организация объединенных наций
588.18kb.
4 стр.
Организация Объединенных Наций
356.19kb.
3 стр.
Организация объединенных наций рамочная конвенция организации объединенных наций об изменении климата
340.81kb.
1 стр.
Организация объединенных наций международная конвенция о борьбе с бомбовым
222.42kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс организация объединенных наций для студентов всех форм обучения специальность 030501. 65 (021100) Юриспруденция
309.41kb.
1 стр.
Организация объединенных наций 531.01kb.
4 стр.
|