Главная
страница 1

Организация Объединенных Наций




DP/FPA/2004/3/Add.1




Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения




Distr.: General

1 December 2003

Russian

Original: English









Первая очередная сессия 2004 года

23–30 января 2004 года

Пункт 10 предварительной повестки дня

ЮНФПА


Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения

Обзор межстрановой программы ЮНФПА на 2000–2003 годы

Содержание










Стр.

  1. Обзор

2

  1. Достигнутые результаты

3

    1. Репродуктивное здоровье

3

    1. Стратегии в области народонаселения и развития

9

    1. Информационно-пропагандистская деятельность

12

  1. Основные сдерживающие факторы и извлеченные уроки

15


I. Обзор

1. В настоящем добавлении приводится обзор межстрановой программы Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) на 2000–2003 годы, которая была утверждена Исполнительным советом в решении 2000/6. Как указано в таблице 1, Совет утвердил выделение межстрановой программе ЮНФПА на период 2000–2003 годов ассигнований в размере 160 млн. долл. США: 142 млн. долл. США из ресурсов регулярного бюджета и 18 млн. долл. США из прочих ресурсов. Пятьдесят восемь процентов общего объема ресурсов были предназначены межрегиональной программе, а остальные 42 процента подлежали распределению между четырьмя региональными программами, среди которых наибольший объем средств приходился на Африку. На осуществление деятельности в области охраны репродуктивного здоровья было выделено 49 процентов общего объема средств, на деятельность в области осуществления стратегий в области народонаселения и развития — 28 процентов и на информационно-пропагандистскую деятельность — 24 процента. Что касается деятельности по гендерной проблематике, то с учетом того, что она имеет межсекторальный характер, ассигнования на ее осуществление выделялись в рамках каждой из основных областей.


Таблица 1

Распределение ресурсов по межстрановой программе ЮНФПА
на 2000–2003 годы по состоянию на сентябрь 2003 года


(В  млн. долл. США)



Источник средств

Ассигнования

Расходы










Ресурсы из регулярного бюджета

142

127

Ресурсы из других источников

18

71

Итого

160

198

2. Несмотря на то, что изначальные основные и географические приоритеты межстрановой программы остались в силе, в ней произошли некоторые изменения, которые затронули запланированные расходы. При сокращении основных ресурсов со 142 млн. долл. США до 127 млн. долл. США объем ресурсов из других источников увеличился с 18 млн. долл. США до 71 млн. долл. США, главным образом благодаря щедрости ряда доноров, включая Нидерланды, Норвегию, Соединенное Королевство, Финляндию, Швецию, Японию и Европейскую комиссию. Основная часть полученных дополнительных средств была отведена для осуществления деятельности в области охраны репродуктивного здоровья. Ввиду изменения внешних стратегических условий были перераспределены средства на проведение информационно-пропагандистских мероприятий. Канада, Нидерланды и Соединенное Королевство также предоставили целевым фондам 93 млн. долл. США ЮНФПА на деятельность по устранению недостатков в обеспечении средствами охраны репродуктивного здоровья.



II. Достигнутые результаты

3. Межстрановая программа на 2000–2003 годы достигла большинства своих целей. В ходе осуществления как региональных, так и межрегиональных программ, в целях поддержки которых проводились мероприятия на страновом уровне, были получены ценные результаты, которые способствовали осуществлению национальных программ. В рамках межстрановой программы было обеспечено проведение большого числа мероприятий с низкими оперативными расходами. Кроме этого, межстрановая программа способствовала налаживанию новых партнерских связей в поддержку Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР), а также укреплению и расширению существующих партнерских связей как в системе Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами. В настоящем разделе приводится обзор некоторых основных достижений в области осуществления межстрановой программы. Основные трудности и извлеченные уроки рассматриваются в разделе III.



A. Репродуктивное здоровье

4. В рамках межстрановой программы оказывалось содействие осуществлению широкого круга инициатив, направленных на обеспечение более широкого доступа к качественным услугам по охране репродуктивного здоровья в следующих областях: a) сексуальное и репродуктивное здоровье подростков; b) профилактика ВИЧ; c) снижение показателей материнской заболеваемости и смертности; d) укрепление научного потенциала в области охраны репродуктивного здоровья; e) обеспечение более широкого доступа к контрацептивам; и f) гуманитарная помощь. Кроме этого, в рамках программы была развернута работа по изучению влияния культур на поведение населения в вопросах охраны репродуктивного здоровья.

5. Охрана сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Межстрановая программа на 2000–2003 годы дала сильный толчок работе над концептуальными и оперативными вопросами, касающимися охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Благодаря научным исследованиям и обмену информацией ЮНФПА пересмотрел и изменил свой подход. В настоящее время ЮНФПА отходит от более традиционного подхода, в соответствии с которым основное внимание уделяется просвещению и оказанию услуг в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья, к более комплексному подходу, основанному на концепции развития и учитывающему реальные потребности подростков. Например, Альянс африканской молодежи включает мероприятия в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков в программы обеспечения средств к существованию в нескольких африканских странах.

6. В рамках межстрановой программы обобщался накопленный опыт и информация о передовой практике. При осуществлении проектов особый упор делался на разработке политики в следующих областях: a) расширение прав и возможностей молодежи; b) равноправие и равенство женщин; c) просвещение в целях привития жизненно важных навыков; d) мероприятия, направленные на изменение поведения; e) укрепление потенциала; f) просвещение с привлечением пропагандистов-сверстников и оказание услуг в приемлемых для молодежи формах; и g) стратегии помощи уязвимым группам. В Азии в рамках проекта, осуществленного Японской организацией международного сотрудничества в области планирования семьи, проводилось изучение вопроса о поведении, влияющем на сексуальное и репродуктивное здоровье подростков, была организована профессиональная подготовка на межстрановом уровне и были в экспериментальном порядке проведены типовые мероприятия по охране сексуального и репродуктивного здоровья в Малайзии, Непале и Шри-Ланке. В рамках другого проекта, осуществленного Японской организацией международного сотрудничества в области планирования семьи, принимались меры по укреплению и институционализации стратегий оперативной деятельности в области информации, просвещения и коммуникации (ИПК) и информационно-пропагандистской деятельности, а на страновом уровне проводилась работа по разработке и совершенствованию типовых стратегий в области информации, просвещения и коммуникации (ИПК) и информационно-пропагандистской деятельности и инструментов, предназначенных для охраны репродуктивного здоровья.

7. В целях создания благоприятных условий для деятельности в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков межстрановая программа сосредоточила внимание на осуществлении стратегий на уровне общин с участием родителей, неформальных руководителей и других взрослых лиц. Особые усилия предпринимались для налаживания партнерств в частности, с другими учреждениями Организации Объединенных Наций. В Азии в рамках осуществляемых на базе общин усилий по информированию религиозных руководителей, преподавателей и родителей принимались меры по поощрению более широкого обсуждения вопросов, которое способствовало укреплению поддержки проектов. В Латинской Америке благодаря деятельности, осуществляемой в рамках программы, муниципальные власти приняли на себя политические и финансовые обязательства в отношении осуществления программ охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков на основе профессиональной подготовки и просвещения с привлечением взрослых, в частности родителей.

8. В арабских государствах и Европе в рамках программы через сеть клубов для мальчиков и девочек-скаутов велась пропаганда основанных на использовании влияния сверстников подходов к охране репродуктивного здоровья молодежи в семи странах. Была создана широкая сеть для распространения стандартных информационных материалов и методов работы среди региональных учреждений, занимающихся вопросами просвещения и оказания услуг с привлечением инструкторов-сверстников. В Африке были разработаны общинные информационно-пропагандистские программы для разъяснения необходимости изменения поведения и с участием членов общин были подготовлены информационные материалы, учитывающие специфику каждой общины. Такой подход способствовал расширению прав и возможностей женщин и молодежи и проведению широкого — с привлечением всех членов общин — обсуждения вопросов развития соответствующей общины. Кроме этого, была создана африканская молодежная сеть для обмена информацией о передовой практике и накопленном опыте в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков и решения проблем, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа.

9. Профилактика ВИЧ. В рамках межстрановой программы ЮНФПА добился крупных успехов в области борьбы с ВИЧ/СПИДом и закрепления ведущей роли Фонда в этой области. ЮНФПА намерен сосредоточить свое внимание на профилактике ВИЧ и повышении согласованности программ профилактики ВИЧ/СПИДа и программ в области охраны репродуктивного здоровья. Межстрановая программа способствовала укреплению институционального потенциала на уровне штаб-квартиры и на местах посредством осуществления программ, предусматривающих осуществление профессиональной подготовки и обобщение накопленного опыта, разработку технических средств и инструментов для составления программ, и осуществления руководства по стратегическим вопросам. Особое внимание уделялось уязвимым группам, в частности в условиях гуманитарных кризисов.

10. Деятельность в области профилактики ВИЧ в первую очередь осуществлялась по линии просвещения, налаживания партнерских связей и разработки инструментов для составления программ. Большую отдачу дала поддержка межучрежденческих механизмов, включая совместное учреждение Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС); налаживание партнерских связей с Советом по народонаселению, Программой соответствующих технологий в области здравоохранения, Международной федерацией планируемого родительства, Международным центром Маргарет Сэнджер и организацией «Инджендерхелс»; и налаживание тесного сотрудничества с Европейской комиссией, Организацией стран-экспортов нефти и Альянсом африканской молодежи.

11. ЮНФПА играл ведущую роль в деле защиты беременных женщин от ВИЧ-инфекции в рамках усилий по предотвращению передачи такой инфекции от матери ребенку. ЮНФПА также подчеркивал критически важную роль молодежи в профилактике ВИЧ и необходимость учитывать потребности пользователей и их представления при разработке программ по пропаганде использования презервативов. Ключевыми направлениями деятельности в рамках межстрановой программы также были предоставление данных об объемах средств, выделяемых на борьбу с ВИЧ/СПИДом, разработка информационно-коммуникационных стратегий и профилактика ВИЧ при проведении гуманитарных операций. На ЮНФПА были возложены функции координирующего учреждения ЮНЭЙДС по работе с молодежью и по вопросам разработки программ пропаганды презервативов в целях предупреждения ВИЧ с учетом ведущей роли Фонда в этих областях.

12. Усилия по профилактике ВИЧ также были включены в программы по охране сексуального и репродуктивного здоровья подростков и соответствующие информационно-пропагандистские программы, осуществляемые в рамках региональных программ. В Африке ЮНФПА в партнерстве с правительствами, неправительственными организациями (НПО) и частным сектором сотрудничал с Альянсом африканской молодежи, занимаясь деятельностью, направленной на привитие молодежи необходимых ей навыков, представляя ей информацию и оказывая ей услуги в области профилактики ВИЧ. Помимо этого, ЮНФПА учредил совместную межучрежденческую инициативу в области информационно-пропагандистской деятельности, в осуществлении которой участвуют руководители африканских стран и которая обеспечивает мобилизацию финансовой поддержки на цели борьбы с ВИЧ/СПИДом. В Азии вопросы борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИДа были включены в деятельность по просвещению по вопросам охраны репродуктивного здоровья в четырех странах благодаря инициативе Европейской комиссии/ЮНФПА по охране репродуктивного здоровья молодежи в Азии. В Восточной Европе ЮНФПА оказывал содействие принятию комплексных мер по снижению уязвимости молодежи перед эпидемией ВИЧ/СПИДа и расширению ее прав и ее возможностей в том, что касается ее участия в борьбе с этой эпидемией.

13. В Латинской Америке и Карибском бассейне была разработана комплексная стратегия развития и инициативы в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков были включены в программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом. В качестве дополнительного средства мобилизации усилий на осуществление деятельности в области борьбы с ВИД/СПИДом также была разработана региональная стратегия. Применение нетрадиционных подходов, таких, как привлечение правозащитных учреждений к пропаганде правовых норм, касающихся борьбы с ВИЧ/СПИДом, и сотрудничество с вооруженными силами в деле поощрения ответственного отношения мужчин, способствовало укреплению партнерств.

14. Снижение показателей материнской заболеваемости и смертности. В сотрудничестве с коалицией партнеров были успешно приняты меры по расширению масштабов осуществления межстрановой программы и проведению мероприятий по снижению показателей материнской заболеваемости и смертности с упором на оказание неотложной акушерской помощи. В ряде стран были осуществлены экспериментальные проекты в целях выявления наиболее эффективной стратегии оказания такой помощи. Были достигнуты обнадеживающие результаты, которые заключались в том, что благодаря задействованию национальных и внешних ресурсов неотложная акушерская помощь была включена в ряд национальных программ.

15. В Латинской Америке и Карибском бассейне межучрежденческая целевая группа в составе ЮНФПА, Панамериканской организации здравоохранения (ПАОЗ)/Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирного банка и Межамериканского банка развития определила ключевые направления деятельности по снижению показателей материнской смертности и разработала совместную региональную стратегию. В арабских государствах в рамках Панарабского проекта по охране здоровья семьи, который предусматривает проведение обследования здоровья членов семей в нескольких странах, был разработан ряд необходимых показателей, которые позволяют министерствам здравоохранения и другим учреждениям следить за прогрессом в деле достижения национальных целей и планов в отношении повышения качества услуг в области охраны репродуктивного здоровья и охраны здоровья детей. При поддержке ЮНФПА и Программы арабских стран Залива для организаций системы Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами развития, национальные группы провели обследования, в ходе которых также были собраны данные о состоянии здоровья молодежи, поддержке на общинном уровне и мнениях женщин.

16. В рамках межстрановой программы оказывалась поддержка усилиям по искоренению урогенитальных свищей на основе осуществления профилактики и лечения и социальной реинтеграции лиц, перенесших это заболевание. В десяти странах Африки были проведены оценки потребностей, отремонтированы отделения, специализирующиеся на лечении урогенитальных свищей, приняты меры по повышению уровня информированности общественности и разработаны национальные планы действий. Для обеспечения сотрудничества между экспертами, некоторые из которых в течение десятилетий работали в отрыве друг от друга, было налажено сетевое взаимодействие. Впервые проблемы излечения урогенитальных свищей стали объектом широкого внимания и для решения этих проблем была мобилизована широкая поддержка.

17. Другим приоритетным направлением в рамках программы является предотвращение насилия в отношении женщин. Усилия были сосредоточены на обучении инструкторов, занимающихся профессиональной подготовкой по вопросам борьбы с насилием в отношении женщин. В рамках программы были разработаны средства контроля за эффективностью деятельности медицинских учреждений, а также учебные материалы по вопросам предупреждения насилия в отношении женщин. В Латинской Америке и Карибском бассейне межучрежденческая целевая группа разработала региональную стратегию сокращения смертности и комплексных мер по оказанию помощи жертвам сексуального насилия. В арабских государствах благодаря региональной инициативе гендерные и правозащитные подходы были учтены при разработке местных инициатив в области планирования и здравоохранения на основе проведения научных исследований, профессиональной подготовки, деятельности в области информации, просвещения и коммуникации (ИПК) и информационно-пропагандистс­ких мероприятий.

18. Укрепление научного потенциала в области охраны репродуктивного здоровья. Программа в области охраны репродуктивного здоровья — важная инициатива, осуществляемая ВОЗ при поддержке межстрановой программы, направлена на укрепление научно-исследовательского потенциала в области охраны репродуктивного здоровья. В результате внешней оценки этой программы был сделан вывод о том, что ее осуществление позволило добиться важных результатов. Например, число стран, санкционирующих использование контрацепции в чрезвычайных ситуациях, увеличилось с 3 в 1995 году до 96 в 2002 году, главным образом благодаря тому, что данная программа повлияла на стратегию государств и их практику в вопросах оказания услуг. В результате изучения вопроса об эффективности и безопасности контрацептивов, в частности внутриматочных противозачаточных средств с медными компонентами, была пересмотрена соответствующая практика и были разработаны более эффективные контрацептивы. Кроме того, в рамках данной программы продолжали приниматься меры по обеспечению функционирования весьма широкой глобальной сети, которая обслуживает 123 центра в 59 главным образом развивающихся странах.

19. Расширение охвата и повышение качества услуг в области охраны репродуктивного здоровья, включая повышение степени доступности контрацепции. Межстрановая программа способствовала повышению степени доступности современных недорогих контрацептивов за счет осуществления научных исследований и прикладных разработок и подготовки руководящих принципов для учреждений, предоставляющих услуги. В рамках этих инициатив в области обеспечения доступности средств охраны репродуктивного здоровья были осуществлены широкомасштабные поставки высококачественных товаров этой категории. В рамках программы на международном уровне также осуществлялись совместные усилия, направленные на увеличение поставок современных контрацептивов. ЮНФПА поддерживал усилия Совета по народонаселению в области разработки доступных методов контрацепции и ВОЗ в области разработки критериев предоставления доступа к методам контрацепции и распространения рекомендаций по вопросам использования противозачаточных средств. При осуществлении своей стратегии обеспечения средствами охраны репродуктивного здоровья ЮНФПА тесно сотрудничал с другими партнерами по деятельности в целях развития, а также со страновыми отделениями и группами страновой поддержки в области укрепления потенциала, осуществления информационно-пропагандистской деятельности и мобилизации ресурсов. Работа в этой области повлияла на диалог по вопросам политики и помогла странам в рассмотрении вопросов устойчивого развития.

20. В соответствии с новой стратегией ЮНФПА межстрановая программа осуществила ряд мероприятий по укреплению потенциала Фонда в области применения общесекторальных подходов и документов о стратегии уменьшения нищеты (ДСУН). В рамках межстрановой программы в сотрудничестве с Институтом Всемирного банка были организованы учебные курсы и был проведен углубленный обзор опыта четырех стран в области применения общесекторальных подходов. В ходе программы были также подготовлены материалы и пособия по вопросам учета расходов на оказание услуг в области охраны репродуктивного здоровья, а также самоучитель по этому вопросу. Благодаря осуществлению программы был укреплен потенциал Фонда в области обеспечения учета вопросов охраны репродуктивного здоровья при проведении реформы сектора здравоохранения.

21. В рамках межстрановой программы оказывалось содействие разработке новаторской межучрежденческой стратегии оказания помощи женщинам в отношении принятия обоснованных решений по вопросам охраны репродуктивного здоровья и повышения их способности требовать предоставления качественных услуг в области охраны репродуктивного здоровья. В тесном сотрудничестве с программой СТЕП (стратегия и меры по борьбе с социальной изоляцией и бедностью) Международной организации труда, ЮНИСЕФ и ВОЗ ЮНФПА осуществлял в шести странах этот проект общинного уровня, в рамках которого ставилась цель внедрения подхода, предполагающего вовлечение широкого круга бенефициаров, укрепление местного потенциала и повышение подотчетности при обеспечении соблюдения прав человека. Эта программа также способствовала проведению диалога по вопросам политики в целях определения наиболее эффективного подхода к решению вопросов, касающихся качества предоставляемых услуг. Были подготовлены руководящие принципы в отношении разработки политики и программ, в рамках которых был учтен опыт, накопленный на страновом уровне.

22. В Латинской Америке и Карибском бассейне ЮНФПА в сотрудничестве со Всемирным банком и ПАОЗ/ВОЗ пропагандирует региональную стратегию, предполагающую обеспечение учета вопросов, касающихся охраны репродуктивного здоровья, при проведении секторальных реформ. В Азии Международный совет по управлению программами в области народонаселения осуществил проект, направленный на укрепление потенциала неправительственных организаций (НПО) в Индии, Лаосской Народно-Демократической Республике и Пакистане. В каждой из этих стран были налажены партнерские отношения с одной неправительственной организацией (НПО) в целях осуществления мероприятий в области охраны репродуктивного здоровья на основе общинного подхода, предполагающего привлечение широкого круга бенефициаров.

23. Гуманитарные вопросы. Одним из ключевых аспектов межстрановой программы было оказание помощи в чрезвычайных ситуациях и на постконфликтном этапе. В рамках межстрановой программы оказывалась собственно гуманитарная помощь, а также принимались меры к тому, чтобы международное сообщество, местные органы власти и гражданское общество также учитывали вопросы охраны репродуктивного здоровья, улучшения положения женщин и народонаселения при осуществлении своих мероприятий, связанных с оказанием гуманитарной помощи и поддержкой усилий по восстановлению. Выделяемые ресурсы использовались для поддержки страновых отделений, обеспечения оперативного принятия мер и оказания технической и оперативной поддержки программ гуманитарной помощи и постконфликтного восстановления. Программа провела оценку потребностей в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья с особым упором на потребности подростков. В рамках нее также проводилась профессиональная подготовка персонала страновых отделений по вопросам оказания услуг в условиях кризисных ситуаций и осуществлялось распространение комплектов средств для охраны репродуктивного здоровья в чрезвычайных ситуациях. Основными бенефициарами этой программы были следующие страны: Афганистан, Бурунди, Ирак, Колумбия, Косово, Либерия, Руанда, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Тимор-Лешти и Эритрея. В Африке совместно со странами, входящими в Союз стран бассейна реки Мано (Гвинея, Либерия и Сьерра-Леоне), было налажено партнерство во имя мира с участием женщин.

В. Стратегии в области народонаселения и развития

24. В целях укрепления приверженности делу интеграции вопросов народонаселения и развития ЮНФПА оказывал содействие в деле повышения степени информированности, как в рамках Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами, по вопросу о сложных связях между проблемами народонаселения и нищеты. Всемирный диалог, учебные семинары и издания способствовали достижению более глубокого уровня понимания этих связей, а также взаимоувязанности этих вопросов с проблемами охраны репродуктивного здоровья, улучшения положения женщин и устойчивого развития. Программа способствовала укреплению способности страновых отделений ЮНФПА вносить вклад в процессы общего анализа по стране, Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития, целей в области развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия, и документов о стратегии уменьшения нищеты (ДСУН). В связи с десятой годовщиной Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в 151 стране было проведено обследование на местах, посвященное изучению национального опыта в области осуществления решений этой конференции.

25. Что касается данных, показателей, информационных систем и научных исследований, то проведенная Сообществом по вопросам развития стран юга Африки перепись населения способствовала согласованию методов проведения переписей в странах этого региона. Большую помощь в этом отношении оказали партнерские связи, налаженные с Бюро переписи населения Соединенных Штатов Америки, Канадским агентством по международному развитию, Всемирным банком, Агентством Соединенных Штатов Америки по международному развитию и консорциумом «Партнерство в области статистики в целях развития в XXI веке». Страны Латинской Америки и Карибского бассейна поддерживали усилия региональной сети по вопросам охраны здоровья женщин по разработке системы показателей, позволяющей гражданскому обществу отслеживать ход осуществления Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР). Это дало возможность создать эффективные инструменты мониторинга и способствовало повышению подотчетности правительств.

26. В качестве ведущего учреждения целевой группы по проведению переписи консорциума «Партнерство в области статистики в целях развития в XXI веке» и в партнерстве со Статистическим отделом Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций ЮНФПА продолжал направлять всемирные усилия по проведению переписей населения. Программа делала особый упор на укрепление национального потенциала и использование данных переписей для проведения диалога по вопросам политики, особенно в связи с национальными усилиями по борьбе с нищетой и наблюдением за достижением целей в области развития, поставленных в Декларации тысячелетия. В рамках межстрановой программы также оказывалась поддержка новаторским научным исследованиям, посвященным изучению методологий ограничения расходов на проведение переписей и разработки альтернативных подходов к проведению таких мероприятий. В результате программа опубликовала три пособия для статистических управлений и бюро по проведению переписи в развивающихся странах. Программа также предоставляла финансовые и технические ресурсы для профессиональной подготовки, проведения заседаний и укрепления статистического потенциала на региональном уровне.

27. Отдел Азии и Тихого океана и Отдел технической поддержки ЮНФПА в сотрудничестве с Институтом демографических исследований университета Нихон организовали региональный семинар по вопросу о показателях средней продолжительности здоровой жизни. Участники семинара призвали организовать в развивающихся странах сбор данных продольного анализа в целях обеспечения более эффективного контроля за показателями национальной медицинской статистики и улучшения качества жизни. Они также организовали профессиональную подготовку ученых из развивающихся стран по различным аспектам проблемы оценки ожидаемой продолжительности здоровой жизни с использованием межсекторальных данных и данных продольного анализа. Другим приоритетным направлением межстрановой программы было оказание поддержки усилиям по разработке показателей для оценки прогресса в деле учета гендерной проблематики. ЮНФПА в партнерстве с Экономической комиссией для Латинской Америки и Карибского бассейна Организации Объединенных Наций разработал систему показателей для отслеживания деятельности правительств по осуществлению решений Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) и наблюдения за ходом работы над касающимися здравоохранения вопросами, сформулированными в Пекинской платформе действий.

28. В арабских государствах межстрановая программа содействовала созданию в рамках Экономической и социальной комиссии для Западной Азии Организации Объединенных Наций информационную систему по вопросам демографической политики, которая предназначается для наблюдения за ходом выполнения решений Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в этом регионе. Оказание содействия отделу демографических исследований Лиги арабских государств помогло заручиться поддержкой со стороны министерств здравоохранения и по делам молодежи, по вопросам улучшения положения женщин и по вопросам охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав. Оно также помогло обеспечить включение сложных вопросов народонаселения в национальные повестки дня и сформировать региональный консенсус. Благодаря поддержке, оказанной Группе по деятельности в области народонаселения Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, было обеспечено ведение базы данных, предназначенной для контроля за достижением показателей, установленных на Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в странах — членах Европейской экономической комиссии. Консорциум европейских научно-исследовательских учреждений, деятельность которого координируется Группой по деятельности в области народонаселения Европейской экономической комиссии (ЕЭК), проанализировал результаты обследований фертильности семей, проведенных в 90 е годы. Группа также привлекала внимание к вопросу о положении, чаяниях и мнениях пожилых людей.

29. На основе партнерского сотрудничества с такими учреждениями, как Международный союз по научным исследованиям в области народонаселения (ИЮССП), Комитет по международной координации национальных демографических исследований, Международный институт по проблемам старения и организация «Хелпэйдж интернэшнл», ЮНФПА участвовал в подготовке конференций Организации Объединенных Наций, подчеркивая связь между проблемами народонаселения, нищеты и положения женщин. Например, в качестве вклада в проведение второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения в апреле 2002 года ЮНФПА опубликовал исследование под названием “Situation and Voices of the Older Poor and Excluded in South Africa and India” («Положение и мнения пожилых лиц и маргинализированных групп населения в Южной Африке и Индии»). На пятой Азиатско-тихоокеанской конференции по народонаселению, проведенной в Бангкоке в декабре 2002 года, был принят план действий и стратегические направления в отношении разработки в будущем политики и программ для стран региона.

30. В рамках межстрановой программы была обеспечена поддержка усилий по укреплению потенциала посредством осуществления инициатив в области профессиональной подготовки по вопросам народонаселения и развития. Например, ЮНФПА в сотрудничестве с Азиатским городским информационным центром Кобе осуществлял профессиональную подготовку сотрудников городских администраций. ЮНФПА также оказывал содействие Междисциплинарному демографическому институту Нидерландов в отношении осуществления наблюдения за прогрессом в деле достижения целевых показателей в области финансирования, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР), посредством сбора данных об объемах ресурсов, выделяемых донорами и предоставляемых из национальных источников для осуществления деятельности в области народонаселения, а также посредством выпуска ежегодного доклада.

31. В целях оказания содействия включению вопросов народонаселения в повестку дня в области развития ЮНФПА организовал ряд заседаний по проблемам народонаселения и нищеты в Центральных учреждениях и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. ЮНФПА также организовал и поддержал ряд других мероприятий, посвященных вопросам равноправия женщин, старения, миграции и охраны окружающей среды, и оказал содействие выпуску изданий по этим вопросам. В Азии ЮНФПА сотрудничал с Международным союзом по научным исследованиям в области народонаселения (ИЮССП) в отношении организации региональной конференции по вопросам народонаселения для обсуждения вопроса о воздействии изменения динамики демографических процессов на макроэкономический климат в Юго-Восточной Азии.

32. В рамках межстрановой программы была разработана концептуальная основа для исследования демографических изменений в странах Африки к югу от Сахары на основе осуществления Африканской программы социальных исследований — инициативы в области научных исследований по вопросам, влияющим на состояние репродуктивного здоровья населения, и вызывающим демографические изменения в африканских странах к югу от Сахары. Межстрановая программа также поддерживала исследования по вопросу о демографических изменениях и культуре, традиционных ценностях и других факторах, влияющих на распространение ВИЧ. Эти исследования способствовали укреплению потенциала научно-исследовательских учреждений и мобилизации общественности, а также помогли сформировать культуру применения научного подхода к разработке программ.



C. Информационно-пропагандистская деятельность

33. В рамках межстрановой программы оказывалось содействие глобальной, корпоративной и программной информационно-пропагандистской деятельности, ориентированной прежде всего на лиц, разрабатывающих глобальную и региональную политику, законодателей и парламентариев, доноров, НПО, организации гражданского общества и средства массовой информации. Информационно-пропагандистская деятельность была сосредоточена на вопросах сексуального и репродуктивного здоровья подростков, насилия по признаку пола, ответственного поведения мужчин, ВИЧ/СПИДа и народонаселения и устойчивого развития. В рамках программы оказывалась помощь в проведении совещаний и конференций, таких, как «Пекин+5» и Всемирный молодежный форум. В рамках программы оказывалась также поддержка таким организациям, как Институт народонаселения и Японская организация международного сотрудничества в области планирования семьи, а также оказывалось содействие дискуссиям по вопросам политики, организуемым Обществом международного развития с целью интегрирования повестки дня МКНР в региональный и национальный диалог по вопросам политики.

34. В Африке парламентарии провели региональное совещание в Бенине для содействия интегрированию вопросов народонаселения и развития в Новое партнерство в интересах развития Африки. В рамках региональной программы для Африки была разработана компьютерная модель для повышения информированности о вопросах народонаселения. В Азии Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры реализовали региональный проект по вопросам народонаселения и развития, сексуального и репродуктивного здоровья подростков и демографического просвещения.

35. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна осуществлялось сотрудничество с женскими бюро и региональными группами, занимающимися вопросами охраны здоровья и прав, с целью поощрения прав человека и гендерного равенства, а также предотвращения насилия по признаку пола. Благодаря тесному сотрудничеству с Межамериканским институтом прав человека и канцеляриями национальных омбудсменов в повестку дня этих учреждений были включены и вопросы репродуктивных прав. ЮНФПА руководил также осуществлением выдвинутой Симпозиумом 2001 межучрежденческой инициативы по вопросам насилия по признаку пола, здравоохранения и прав в Северной и Южной Америке. Организации системы Организации Объединенных Наций и НПО приняли призыв Симпозиума к действиям в качестве основной концептуальной и оперативной отправной точки. Благодаря инициативе были разработаны типовые законоположения по проблеме насилия в семье и межсекторальная модель для лиц, пострадавших от насилия по признаку пола. Информационно-пропагандисткие материалы, учебные семинары-практикумы и инициативы с целью налаживания взаимодействия, подготовленные ЮНФПА и Межамериканской парламентской группой по народонаселению и развитию (МПГ), помогли парламентариям в странах Северной и Южной Америки добиться включения вопросов охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав в законодательство.

36. Чтобы заручиться поддержкой парламентариев арабских государств, в рамках межстрановой программы особое внимание уделялось усилиям по достижению консенсуса, а также совместным декларациям. Национальные группы в пяти странах провели обзор существующего законодательства по вопросам насилия по признаку пола и подросткам. Результаты обзора использовались для информирования парламентариев о несовершенстве существующего законодательства в плане защиты интересов женщин и подростков. В рамках программы проводилась также подготовка лиц, пропагандирующих повестку дня МКНР, по организации информационно-пропагандистской деятельности.

37. В Азии упор делался на укреплении и сохранении поддержки со стороны парламентариев, включая принятие новых законов для борьбы с насилием по признаку пола в ряде стран региона и поддержку международных усилий по мобилизации средств для ЮНФПА. Азиатская ассоциация по народонаселению и развитию также осуществила два проекта с целью обеспечения более глубокого понимания парламентариями азиатских стран взаимосвязи между национальными и глобальными вопросами народонаселения и устойчивым развитием.

38. В Африке Форум парламентариев африканских и арабских стран по проблемам народонаселения и развития (ФПААСНР) разработал типовое законодательство по вопросам репродуктивного здоровья, которое уже принято некоторыми странами. Форум разрабатывает также законодательные рамки по ВИЧ/СПИДу. При содействии межстрановой программы Экономическая комиссия Организации Объединенных Наций для Африки разработала интерактивную компьютерную имитационную модель для наглядной демонстрации взаимосвязи между народонаселением, окружающей средой, социально-экономическим развитием и сельским хозяйством и для обеспечения более глубокого понимания этой взаимосвязи.

39. Благодаря поддержке в рамках межстрановой программы ежегодно осуществлялась подготовка ведущей публикации ЮНФПА — доклада о состоянии мирового населения. Этот доклад позволял привлечь широкое внимание к деятельности ЮНФПА, повысить его авторитет и заручиться поддержкой на глобальном уровне, а также способствовал укреплению национального потенциала и вовлечению в деятельность ЮНФПА большого числа людей и организаций. Рассматриваемые в докладе темы соответствовали организационным приоритетам и касались важных вопросов репродуктивного здоровья и стратегий в области народонаселения и развития, а также межсекторальных вопросов. Этот доклад использовался в ходе глобальных и национальных информационно-пропагандистских мероприятий, включая Всемирный день народонаселения, ежегодный конкурс плакатов, подготовку национальных докладов по вопросам народонаселения и деятельность организаций гражданского общества. Информационно-пропагандистские материалы предназначались для юристов, работников системы здравоохранения и исследователей, изучающих вопросы народонаселения и репродуктивного здоровья.

40. Каждая из региональных программ осуществляла подготовку информационно-пропагандистских материалов по приоритетным вопросам. Например, региональная программа для Африки приурочила к Всемирному дню борьбы со СПИДом выпуск подборки информационно-пропагандистских материалов по ВИЧ/СПИДу и распространила показатели по опасной практике. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна проект, осуществлявшийся МПГ, был направлен на поддержку инициатив в области народонаселения и репродуктивного здоровья. В Азии информация о результатах проектов распространялась среди парламентариев, а в арабских государствах еженедельный электронный журнал служил источником последней информации по вопросам народонаселения и репродуктивного здоровья и распространялся примерно среди 2000 подписчиков в Европе и Центральной Азии.

41. Мобилизация поддержки была одной из основных задач ЮНФПА в период сокращения ресурсов и организованного противодействия усилиям в области сексуального и репродуктивного здоровья, особенно перед пятилетним обзором Пекинской платформы действий («Пекин+5»). Поддержка, оказанная женским НПО, занимающимся вопросами охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, позволила выработать консенсус, нашедший отражение в итоговом документе конференции «Пекин+5». В информационно-пропагандистской деятельности, особенно в странах донорах, участвовали парламентарии, послы доброй воли ЮНФПА, журналисты, политические группы и НПО. Об успехе этих усилий свидетельствует решение ряда стран Европейского союза увеличить объем средств на деятельность по охране сексуального и репродуктивного здоровья.

42. На глобальном уровне ЮНФПА содействовал созданию, в сотрудничестве с национальными, региональными и глобальными парламентскими группами, механизма, который позволил бы парламентариям из всех регионов проводить регулярные встречи для отслеживания прогресса в выполнении взятых на МКНР обязательств. Международная конференция парламентариев по осуществлению Программы действий МКНР (МКПО/МКНР), состоявшаяся в Оттаве, Канада, в ноябре 2002 года, была первой в ряду глобальных конференций парламентариев по вопросам мобилизации ресурсов и создания благоприятных условий для решения вопросов народонаселения и развития. МКПО/МКНР будет проводиться каждые два года для обеспечения выполнения взятых парламентариями обязательств. Как постоянный секретарь этой конференции ЮНФПА будет регулярно информировать парламентариев о прогрессе в таких областях, как финансирование деятельности по вопросам народонаселения, национальное законодательство и демографические стратегии и программы, с помощью электронной почты LISTSERV.

43. Региональные программы выступили с аналогичными инициативами. Региональная программа для Азии сосредоточила внимание на парламентариях и заручилась поддержкой для национальных программ и глобальных мероприятий, а региональная программа для арабских государств и Европы мобилизовала парламентариев для поддержки прав подростков и ликвидации насилия по признаку пола. Региональная программа для Африки сотрудничала с парламентариями и конфессиональными организациями с целью совершенствования стратегий. Более активная информационно-пропагандистская роль позволила добиться в ряде африканских стран изменений в законодательстве и политике по вопросам народонаселения и охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав. Четвертая и пятая конференции африканских женщин-министров и парламентариев обсудили гендерные вопросы и проблему ВИЧ/СПИДа. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна программа укрепляла партнерские связи с парламентариями и организациями, занимающимися вопросами охраны здоровья и прав женщин, с целью закрепления достижений МКНР и противодействия усилиям оппозиционных групп.



III. Основные сдерживающие факторы и извлеченные уроки

44. Как отмечалось в разделе II, межстрановая программа на 2000–2003 годы внесла существенный вклад в выполнение повестки дня МКНР. Но несмотря на достижения, ряд обзоров и оценок выявили некоторые недостатки в этой программе. Часть из них обусловлена трудностью документирования результатов, а другая часть — расширением масштабов деятельности по проектам. В целом межстрановая программа охватывала весьма обширный и разнообразный набор инициатив. Программа была более эффективной, если бы она была сосредоточена на меньшем числе вопросов.

45. ЮНФПА в период действия межстрановой программы весьма успешно осуществлял деятельность по мобилизации средств, что позволило компенсировать сокращение объема основных ресурсов, вызванное изменением политических и экономических условий. На оперативном уровне, однако, приток неосновных ресурсов обусловил рост числа проектов, увеличение объема канцелярской работы и высокий показатель исполнения проектов непосредственно ЮНФПА. Кроме того, стало труднее устанавливать и сохранять взаимосвязь между программными уровнями и основными направлениями деятельности. Помимо этого, не всегда четко просматривалась взаимосвязь между программными уровнями (межрегиональным, региональным и национальным). Хотя программа стремилась обеспечить релевантность результатов всех проектов для страновых программ, страновые отделения ЮНФПА и СГП не всегда участвовали в разработке и осуществлении проектов. Это имеет существенно важное значение, так как одним из сравнительных преимуществ ЮНФПА является наличие у нее сильного технического потенциала как на страновом, так и на региональном уровне.

46. Кроме того, межстрановая программа на 2000–2003 годы разрабатывалась до начала в ЮНФПА переходного процесса. Она предшествовала принятию стратегической направленности Фонда, предусматривающей применение комплексного подхода с целью выработки тиражируемых моделей и укрепления потенциала для содействия осуществлению повестки дня МКНР. Деятельность в рамках различных программных компонентов не всегда осуществлялась в соответствии со всеобъемлющей концепцией. Некоторые экспериментальные проекты осуществлялись без наличия конкретных планов их тиражирования. Другие же проекты и мероприятия не обеспечивали преемственность, так как изначально в них не были включены вопросы, касающиеся их тиражирования, укрепления потенциала или использования результатов проектов.

47. Точно так же в начале осуществления межстрановой программы на 2000–2003 годы обмен знаниями находился в ЮНФПА на первоначальной стадии. Информация о результатах не всегда распространялась среди потенциальных пользователей; недостаточно осуществлялся обмен результатами между проектами. Другим недостатком была неадекватная передача опыта, знаний и технологий с одного уровня на другой.

48. Межстрановая программа на 2000–2003 годы утверждалась в период, когда ЮНФПА только начинал применять подход, ориентированный на результаты. Хотя Фонд и стремился сформулировать межстрановую программу, ориентированную на результаты и с более эффективным мониторингом и оценкой, упор в программе все же делался больше на мероприятия, нежели на результаты. Кроме того, расширение объема средств и увеличение числа мероприятий и проектов отнюдь не способствовали мониторингу на основе достигнутых результатов. Для управления межстрановой программой требовалось больше людских ресурсов, чем располагал ЮНФПА. Программа нуждалась в более комплексном планировании, более сильном механизме координации межрегиональных, региональных и страновых программ и способности адаптироваться к неожиданным изменениям финансовой ситуации.

49. В структуру межстрановой программы на 2004–2007 годы и управление ею был внесен ряд изменений, с тем чтобы она могла более эффективно содействовать осуществлению повестки дня МКНР. В новой программе будут учтены меняющиеся страновые региональные потребности, указанные выше недостатки и изменения во внешних и внутренних условиях.

50. Для обеспечения релевантности деятельности в рамках межстрановой программы для страновых программ страновые отделения ЮНФПА и СГП будут участвовать в разработке, осуществлении, мониторинге и оценке межрегиональных и региональных программ. Страновые отделения ЮНФПА будут проводить оценку потребностей, устанавливать приоритеты, определять организации-исполнителей и проводить оценку вклада страновой программы в удовлетворение страновых потребностей. ЮНФПА следовал этому подходу при подготовке межстрановой программы на 2004–2007 годы.

51. Для повышения жизнеспособности программы в процессе разработки и осуществления мероприятий страновой программы необходимо уделять внимание вопросам укрепления потенциала. В ходе недавно проведенной тематической оценки подчеркивалась необходимость обновления Фондом своей стратегии укрепления потенциала. В соответствии с приверженностью Фонда задаче укрепления потенциала межстрановая программа будет предусматривать в рамках каждого мероприятия укрепление как кадрового, так и организационного потенциала, а также уделять приоритетное внимание организациям развивающихся стран.

52. Межстрановая программа на 2004–2007 годы будет также соответствовать статистической направленности ЮНФПА, предусматривающей повышение эффективности диалога по вопросам политики, рамочных стратегий развития и процесса составления программ. В рамках программы будут выявляться или генерироваться воспроизводимый опыт, передовая практика и извлеченные уроки. Проводимая деятельность будет способствовать мобилизации поддержки для повестки дня МКНР в контексте целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а также мобилизации ресурсов на эти цели в каждой из стран. Эта общая направленность на осуществление повестки дня МКНР будет служить стержнем межстрановой программы на 2004–2007 годы.

53. Обмен знаниями будет неотъемлемой частью межстрановой рамочной программы, с тем чтобы извлеченные уроки и передовой опыт накапливались системой, апробировались и применялись в более широких масштабах. Исполнение проектов непосредственно Фондом будет ограничиваться минимумом. Фонд будет проводить оценку работы каждого учреждения-исполнителя, прежде чем поручать ему дополнительные проекты.

54. Ввиду разнообразия мероприятий, осуществляемых в рамках программы, ЮНФПА создаст строгую систему управления для планирования, осуществления и оценки деятельности. Целенаправленная страновая программа позволит четко определять результаты работы и более эффективно управляемые мероприятия. Межстрановая программа требует систематического мониторинга и активного сотрудничества с партнерами-исполнителями. Для обеспечения эффективного выполнения межстрановой программы будут предусмотрены также кадровые коррективы.





03-63661 (R) 161203 181203



*0363661*


Смотрите также:
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2004/3/Ad
328.14kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2003/13
1132.06kb.
10 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2001/11
1469.5kb.
13 стр.
2. международное сотрудничество 1 международные организации организация Объединенных Наций
663.43kb.
5 стр.
Организация Объединенных Наций Стратегические рамки на период 2012–2013 годов Генеральная Ассамблея Официальные отчеты Шестьдесят пятая сессия Дополнение №6
11983kb.
75 стр.
Организация объединенных наций
592.91kb.
4 стр.
Организация объединенных наций
588.18kb.
4 стр.
Организация Объединенных Наций
356.19kb.
3 стр.
Организация объединенных наций рамочная конвенция организации объединенных наций об изменении климата
340.81kb.
1 стр.
Организация объединенных наций международная конвенция о борьбе с бомбовым
222.42kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс организация объединенных наций для студентов всех форм обучения специальность 030501. 65 (021100) Юриспруденция
309.41kb.
1 стр.
Организация объединенных наций
531.01kb.
4 стр.