Главная
страница 1
Версия интегрированного урока в 9 классе по теме:
«Особенности русской архитектуры п. п. 19 века.

Карельский камень в архитектуре и скульптуре Петербурга »
Учитель: Петрова М.Б. – учитель истории и обществознания Рускеальской основной школы

Цель урока:

Формирование представлений об особенностях

русской архитектуры п. п. 19 века
Задачи:
- образовательные:

  1. Изучить особенности русской архитектуры п. п.19 века

  2. Научиться характеризовать новые стили в архитектуре п. п. 19 века

  3. Познакомиться с главными архитектурными и скульптурными памятниками России п. п. 19 века

- развивающие:

1. Развивать ООУН работы с иллюстрациями (сравнение, обобщение, анализ)

- воспитательные:

1. Воспитание интереса и любви к истории родного края, чувства патриотизма и

гражданской ответственности за настоящее и будущее памятников истории и

культуры.

2. Формирование эстетического вкуса через мир камней

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Экран

Наглядность:

  1. Фотографии памятников архитектуры и скульптуры к.18 - п.п.19 века.

  2. Презентация «Архитектурные стили»

  3. Презентация «Карельские камни в убранстве Санкт – Петербурга»

  4. Слайд- коллекция «В удивительном мире камня Карелии»

5. «Исаакиевский собор» - мультимедийный лазерный диск
Ход урока:
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

-Перечислите архитектурные стили, которые вы знаете?

(готика, барокко, романский, классицизм, крестово-купольный,

шатровый).

-Какие стили были популярны в русской городской архитектуре

к.18 века? В чём их особенности? (барокко и классицизм)

-Назовите самые знаменитые памятники архитектуры этого периода

и их авторов.
3. Целеполагание (тема, цель, задачи)

4. Изучение нового материала:

1.Особенности русской архитектуры п.п. 19 века.
1.1. Стили в русской архитектуре п.п. 19 века: презентация (слайды 1 - 10)

Слайд №3 -Классицизм – стиль в архитектуре, отличающийся обращением к античному наследию как к образцу, господствовал до 40-х годов 19 века. Отличается уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций, симметрией и гармоничным соподчинением частей и целого. Характерные элементы данного стиля – портик, увенчанный фронтоном, колонны, выделяющиеся цветом от основного здания, арки и купола, строгость и чёткость линий, фундаментальность.

-Михайловский (Инженерный) замок – арх. В.Бренн.



Слайд №4 -Ампир – поздний классицизм 30-х годов 19 века, отражает идеи политического триумфа и военной мощи России. Выражался в массивных монументальных формах, строгости линий, богатых украшениях. Важным элементом стиля было наличие скульптур и скульптурных композиций.

-здание Адмиралтейства (арх. А.Д.Захаров)

- Казанский собор (арх. А.Н.Воронихин)

- здание Главного Штаба и арка на Дворцовой площади (арх. К.И.Росси)

- здание Большого Театра (арх. О.И.Бове)

-Исаакиевский собор (арх. Монферран)



Слайд №5 – характеристика стиля ампир на примере Исаакиевского собора и Адмиралтейства.

Слайд №6 – изображение Казанского собора и здания Главного штаба для организации работы по закреплению изученного материала. Задание учащимся: «Перечислить признаки ампира в предложенных архитектурных памятниках» или «Докажите, что данные архитектурные памятники построены в стиле ампир».

Слайд №7 -8 -Русско-византийский стиль – распространяется с конца 40-х годов 19 века, представляет попытку возродить традиции древнерусской архитектуры. При строительстве используется характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения.

-- Храм Христа Спасителя и Оружейная палата (арх. Тон)



Слайд №9 -10 -Эклектика – стиль в архитектуре, распространяющийся с 30-х годов

19 века. Характерен принцип «умного выбора» при строительстве (смешение стилей).

- здание Нового Эрмитажа (арх. Лео Кленце) – классицизм и новогреческий

- Николаевский дворец ( арх.Штакеншнейдер) – мотивы итальянского Ренессанса

-Московский вокзал в Петербурге и Николаевский вокзал в Москве (арх. Тон)

- доходные дома и здания магазинов.


1.2. Виртуальная экскурсия в Исаакиевский собор.

С 9 по 15 минуту – материал об истории строительства и архитектурных особенностях.

Каталог: слайд№16 и слайд№30 – мраморный декор собора.


1.3. Особенности классицизма в Москве и Петербурге.

-Петербургский классицизм – п.п.19 века – время быстрой застройки и перестройки всей центральной части Петербурга; особенность – создание архитектурных ансамблей Сенатской, Дворцовой, Адмиралтейской площадей и Невского проспекта, поражающих своей уравновешенностью, единством и гармоничностью.

-Московский классицизм – был характерен отдельными зданиями, а не архитектурными ансамблями.

2. Скульптура п.п. 19 века:

характерные черты: монументальность, патриотичность, появление первых

гражданских памятников

- памятники М.И.Кутузову и Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И.Орловский)

- Атланты (скульптор А.И.Теребенев)

-«Укротители коней», памятник Николаю Первому (скульптор П.И. Клодт)

- Александрийский столп (арх. Монферран)

-памятник Минину и Пожарскому (скульптор И.П.Мартос)
3. Карельский камень в архитектуре и скульптуре Петербурга – презентация (слайд№11-23) .

3.1.Слайд №12 - справка из истории добычи облицовочного камня в Карелии.

3.2. Слайд №13 -краткая характеристика облицовочного камня, добываемого в Карелии

Слайд № 14ювеньский мрамор - имеет чёткий волнисто-полосчатый рисунок в серо-чёрных тонах, который хорошо заметен издалека. Использовался – в южном фасаде Михайловского замка и Мраморного дворца, для украшения кафедры Казанского собора, в декоре Зимнего дворца.

Слайд №15 рускеальский мрамор – 5 разновидностей: серовато-белые, синевато-серый однородный и с тонкими белыми и чёрными полосочками-прожилками, серый с зеленоватыми разводами, белый и тёмно-серый, почти чёрный. Использовался – во внутренней и внешней отделке Исаакиевского и Казанского соборов, Михайловского и Мраморного дворцов, Зимнего дворца.

Слайд №16 сердобольский гранит – отличается ровным серым тоном рисунка различных оттенков. Использовался – при изготовлении фигур Атлантов в портике Нового Эрмитажа, облицовке цоколя Михайловского дворца, внутренней отделке Зимнего дворца, изготовлении колонн Николаевского дворца и основания памятника Николаю Первому.

Слайд №17тивдийский (белогорский) мрамор – добывалось несколько видов, наиболее широко применялись: белый и нежно-розовый. Использовался – для облицовки колонн и пилястр Исаакиевского собора, в каменной мозаике полов Казанского собора, при внешней отделке Мраморного дворца.

Слайд № 18шокшинский кварцит (порфир) – малиново-красный, пурпурный камень, обладающий ровной окраской. Использовался – при изготовлении пьедестала памятника Николаю Первому, фриз над мраморными колоннами главного южного фасада Михайловского замка, саркофага Наполеона в Париже.

3.3. Слайд № 29 –карта Карелии с обозначением мест добычи облицовочного камня в к.18 – п.п.19 века.

3.4. Слайд № 19 – 23 – примеры использования карельского декоративного камня в архитектуре и скульптуре Петербурга к18 – п.п19века.


5.Подведение итогов урока:

Что нового о культуре России п.п.19 века вы узнали сегодня на уроке? Какой материал вам запомнился больше всего?

Что для вас стало неожиданностью сегодня на уроке?

О чём бы вам хотелось узнать поподробнее?

Сделайте вывод по изученному материалу. (В п.п.19 века русская архитектура переживает период своего расцвета.)


6. Закрепление материала.

Задание для учащихся: Подберите аргументы к утверждению: « Русская архитектура п.п.19 века переживала период расцвета»:

1.бурное строительство по всей стране, особенно в Петербурге

2. стиль ампир – как отражение идеи политической мощи России

3. появление новых стилей в архитектуре - эклектика и русско-византийский стиль

4.памятника архитектуры этого времени имеют огромную культурную и

историческую ценность


7. Контроль. Тест – слайды №24, 27,28.
8. Домашнее задание.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России 19 век» - п.17 стр.107-108,



рабочая тетрадь к учебнику «История России 19 век» - № 5 и №6 стр.49.
9. Релаксация. Слайд №30 (благодарность учащимся за плодотворную работу и приглашение на экскурсию в Мраморный каньон Горного парка Рускеала).


Смотрите также:
Урока в 9 классе по теме: «Особенности русской архитектуры п п. 19 века. Карельский камень в архитектуре и скульптуре Петербурга»
59.36kb.
1 стр.
Устный журнал «Отражение Отечественной войны 1812 года в архитектуре»
108.73kb.
1 стр.
Особенности органического подхода в архитектуре конца ХХ начала ХХI века 18. 00. 01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
297.89kb.
1 стр.
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока: XIX век золотой век русской культуры
71.17kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену периодизация и специфические особенности русской литературы «века Просвещения»
40.3kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Конкурс «Симфония урока»
86.62kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Героические образы в русской музыке»
63.64kb.
1 стр.
Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры»
106.81kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе по теме «Космическое путешествие по Галактике Имя существительное»
100.5kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»
81.82kb.
1 стр.