Главная
страница 1страница 2
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска»

Внеурочная деятельность

По социальному и профессиональному направлению

«Деловое письмо»

На 2013-2014 гг.

для обучающихся 8-9 классов VIII вида

Автор-составитель:

Морозова Е.Н., учитель русского языка и литературы, II квалификационной категории.

Котовск 2013 г.



Содержание

    1. Пояснительная записка

    2. Учебный план

    3. Содержание программы

    4. Календарно-тематическое планирование курса

    5. Приложение (1)

    6. Приложение(2)

    7. Литература


Пояснительная записка

Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.

Это в большинстве своем письменные поздравления с днем рождения, Днем знаний, Днем учителя, с другими общепринятыми праздниками, а также письма и приглашения.

Обучение обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2001год.»

Внеурочная деятельность “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.

Вспомогательная школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

Программа вспомогательной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

В школе такое обучение осуществляется:

а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений;

б) на уроках развития речи;

в) на факультативных занятиях;

г) на спецкурсах.

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 8-9 классов вспомогательной школы может быть предложена внеурочная деятельность по выбору “Деловое письмо”, рассчитанный на 34 учебных часа ( 1 час в неделю).



Цели и задачи внеурочной деятельности.

Цель: организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумаг.

Задачи:

- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;

- формировать умения подражать образцу;

- формировать умения составлять документы самостоятельно;

- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;

- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;

- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.



Коррекционные задачи:


  • Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.



Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес.Имена собственные).

Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).

Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол.Заявление в ПТУ).

Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.

Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.

Заявление.(о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.

Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.


Педагогическая целесообразность

Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:



  • ознакомление с правильной формой жанра делового письма;

  • определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

  • нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);

  • редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

  • самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;

  • речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;

  • ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.


Ожидаемый результат

1 уровень.Повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию.

2 уровень.Снятие излишнего напряжения и возможного дискомфорта в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

3 уровень. Овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

Учебный план



Раздел

Количество часов

I

II


Стандартные бумаги.

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.



14

20


Содержание программы
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.

Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).

Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.






Разделы


Темы


I



Стандартные бумаги.



Официально-деловой стиль речи.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение.

Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность.

Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.



II

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.


Письмо. Деловое письмо. Приглашение.

Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография.

Литературная автобиография. Автобиография как деловой документ.

Резюме. Анкета. Телеграмма.

Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо».

Обобщающий урок по изученным темам.



Календарно-тематическое планирование


№ п\п


Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Официально-деловой стиль речи

1

1




2.


Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.

1

1




3.

Письмо

1




1

4.

Деловое письмо

1




1

5.

Приглашение

1




1

6.

Поздравление

1




1

7.

Расписка

1




1

8.

Объявление

1




1

9.

Реклама

1




1

10.

Справка и удостоверение

1

1




11.

Объяснительная записка

1




1

12.

Служебная и докладная записки.

1




1

13.

Доверенность

1




1

14.

Заявление

1




1

15.

Протокол

1




1

16.

Выписка из протокола

1

1




17.

Характеристика

1




1

18.

Автобиография

1




1

19.

Литературная автобиография

1

1




20.

Автобиография как деловой документ.

1




1

21.

Резюме

1




1

22.

Анкета

1




1

23.

Трудовая и сберегательные книжки

1

1




24.

Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль.

1




1

25.

Телеграмма

1




1

26.

Экскурсия на почту

1




1

27.


Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

1





1

28.

Чтение статей и рассказов о работе почты

1

1




29.

Чтение заметок

в газетах (морально-нравственные темы)



1

1




30.

Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть»

1




1

31.

Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо»

1




1

32.

Обобщающий урок по изученным темам

1

1




33.

Ролевая игра «Поступаем на работу»

1




1

34.

Значение официально-делового стиля в речи

1

1



Приложение 1



Из истории русского делового письма.
Русская официально-деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с её историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально-деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма.

Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в 10 веке в Древнегреческом государстве практиковалось составление официальных документов.

В этот период в основном документируются правовые отношения (жалованные и вкладные грамоты, завещания), создаются также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения (заёмные, закладные кабалы, фиксирующие заём денег; полные грамоты, составляемые при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.).

Накопление опыта официально-делового письма выражалось в появлении устойчивых образцов обращений и заверений в текстах документов, формуляров, то есть устойчивых типовых форм отдельных, наиболее распространенных документов, из которых своеобразные пособия по делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов.

Отдельные нормы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Таким образом, вырабатываемые практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства.

Существующей вехой в развитии русского официально-делового письма стало приказное делопроизводство (первые государственные учреждения назывались приказами) 15-17 века.

В приказной период постепенно складывается система делопроизводства центральных и местных учреждений, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления.

На смену приказному делопроизводству пришла система коллежского делопроизводства.

В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов. Официально-деловая письменная речь пополнилась значительным количеством новых слов и терминов иноязычного происхождения, что объясняется стремлением Петра I приблизить русское официально-деловое письмо к западным образцам (администратор, маклер, инспектор, бухгалтер, губернатор, журналы, протоколы, корреспонденция и др.).

В начале 19 века в недрах коллежской системы зародилась новая система управления – министерская, просуществовавшая до начала 20 века. Вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов до их архивного хранения.

В советский период был разработан проект «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.). Но проект не был утверждён, так как ИТУ (Институт техники управления) ликвидировали в апреле 1932 года.

В 80-90 годы была создана Единая государственная система документации, изданы ГОСТы на управленческие документы.

Развитие бизнеса и коммерции значительно изменило не только форму, но и содержание делового общения, в том числе письменного, потребовало создания новых типов деловой корреспонденции (деловые рекламные письма, резюме, письма – представления и др.).

Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Всё это, однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта деловой письменной речи, накопленного предыдущими поколениями.

Приложение 2


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Учебный план Содержание программы Календарно-тематическое планирование курса Приложение (1)
539.87kb.
2 стр.
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты 6 Содержание изучаемого курса 7 Тематическое планирование 8
171.32kb.
1 стр.
Вагапова Гузель Рамазановна г. Уфа 2012. Содержание пояснительная записка 2 Цели и задачи курса 3 Содержание обучения 4 тематическое планирование курса
171.17kb.
1 стр.
Календарно тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю 68 часов в год) Элемент фгос № пп Тема урока Содержание урока История Нового времени
158.39kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Анатомия компьютера»
33.99kb.
1 стр.
Милютина Людмила Ивановна, преподаватель географии Календарно тематическое планирование
61.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 7 классе
45.09kb.
1 стр.
Елифанкина Ольга Михайловна первая квалификационная категория с. Нижняя Якушка 2012 год Раздел VII календарно-тематическое планирование
222.66kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование приложение к рабочей программе 7 класс
289.86kb.
3 стр.
Тематический Персональный Текущий Просмотр планов воспитательной работы Классные руководители 1 11 классов Совещание при директоре 2 Программы, календарно-тематическое планирование
85.92kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Содержание учебного предмета (основные блоки, модули). Учебно-тематическое планирование
414.07kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование уроков география 7 класс
190.75kb.
1 стр.