Главная
страница 1
Ерузина Е.М.,учитель музыки

МОУ-СОШ№4г.Маркса



Урок музыки в 7 классе

Художественные образы в духовной музыке.

Образ Матери.

Конспект урока.

Цель: показать, как в музыке разных эпох и народов, создавался образ матери.

Задачи:

1.Развитие творческого художественно-образного мышления, через знакомство с новыми художественными образами в музыке и живописи

2.Развитие у учащихся поликультурной компетенции через диалог культур

3.Воспитание любви и уважения к матери

Оборудование: фортепьяно, компьютер с колонками, мультимедийный проектор

Ход урока

1 этап урока - вводный

1. Музыкальное приветствие

2. Краткая беседа, в ходе которой ребята вспомнят, с какими новыми музыкальными образами они познакомились на последних уроках.

3. Вспомнить, какую музыку мы называем «духовная», и с какими образцами духовной музыки ребята уже знакомы



2 этап урока – Образ Девы Марии в Западноевропейском искусстве

  1. На экране появляется слайд «Сикстинская мадонна» Рафаэля

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

Вопрос: с каким музыкальным произведением у вас ассоциируется это произведение художника (ребята должны вспомнить – Ф.Шуберт «Аве, Мария»)

Вопрос: что общего между этими произведениями (образ Девы Марии – Богоматери)

2. Слушание нового для ребят произведения И.С.Бах – Ш. Гуно «Аве, Мария»

3. Анализ произведения – как образ Девы Марии передал композитор (с помощью каких средств выразительности: плавная мелодия, которая стремиться вверх, нежный аккомпанемент, высокий женский голос)

4. Повторное слушание с использованием метода пластического интонирования

5. Звучит стихотворение

Аве, Мария – лампада тиха,


В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет


3 этап урока – Образ Богоматери в русском искусстве

1.На экране появляется слайд - Васнецов «Богоматерь с младенцем»

2.Слушание нового для ребят произведения С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»

2. Музыкальный анализ – как образ Богородицы воплотил в музыке С.В.Рахманинов

3. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой

4. Разучивание главной темы с использованием нотной записи

5. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

- Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

Слайд


ДОСТОИНСТВО

МИР

РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ

ПРОСТОТА

КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО

ТИШИНА

СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

 

 

(Ответы детей)

4 этап урока

1. - Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

На экране появляется слайд А. Дейнека “Мать”

- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

2.- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.

Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)

3. - Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

- Давайте разучим новую для вас песню о маме.

4.Слушание, анализ, разучивание песни «Если мама смеется», автор Е.Битютская

5.На экране появляется слайд с вопросами



  1. Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? (красивая плавная мелодия, спокойный, умеренный темп)

  2. Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (певучие инструменты, например, флейта, скрипка)

  3. Найдите в тексте песни слова, которые характеризуют художественный образ мамы (добрая фея моя, мама как лучик солнца, смех ее звонце ручья)

6.На экране появляется слайд со словами Л.Рогожникова, которые и будут являться итогом урока

Я верю, что женщина – чудо такое,


Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”

7. Д. з: выразите свои чувства к маме в рисунке, в стихотворении, в музыке и т. д.



8.Рефлексия.


Смотрите также:
Урок музыки в 7 классе Художественные образы в духовной музыке. Образ Матери. Конспект урока
44.4kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
58.22kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Героические образы в русской музыке»
63.64kb.
1 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе Тип урока : Углубление и закрепление материала. Проблема
93.29kb.
1 стр.
Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока: Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра
80kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе по программе Е. Д. Критской. Учитель Зайруллина Л. Г. Тема урока «Русские народные инструменты»
56.86kb.
1 стр.
Урока музыки 5 класс. Тема полугодия:" Можем ли мы увидеть музыку?" Тема урока:" Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
24.51kb.
1 стр.
Конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках" Вид урока: декоративная роспись. Тип урока: музейный
74.62kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок музыки в 5-м классе по теме "
71.19kb.
1 стр.
«Образы духовной музыки» 6 класс Открытый урок учителя музыки Лицея №144
36.96kb.
1 стр.