Главная
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12

Приложение 2. Методика мониторинга развития саморегулирования в регионах России
Описание методологических подходов

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о некоммерческой организации в соответствующий государственный реестр саморегулируемых организаций.

Сведения, содержащиеся в государственных реестрах саморегулируемых организаций, должны быть доступны для ознакомления на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их ведение, без взимания платы.

В рамках мониторинга ведется база данных по саморегулируемым организациям (далее также – СРО) в регионах, состоящая из следующих разделов:


  • саморегулируемые организации, которым законодательно переданы определенные полномочия по регулированию деятельности участников рынка (делегированное саморегулирование, обязательное членство);

  • саморегулируемые организации в добровольной сфере;

  • дополнительно (на период становления саморегулирования) – объединения предпринимателей (представителей профессий), обладающие отдельными атрибутивными признаками саморегулируемых организаций (т.е. организации, близкие, «похожие», но формально не являющиеся СРО).

Основным источником наполнения являются государственные реестры саморегулируемых организаций в тех сферах, где они уже сформированы и раскрыты на официальных сайтах, и информация с сайтов саморегулируемых организаций, а также из косвенных источников (прежде всего, материалы в сети Интернет).
Мониторинг разбит на компоненты, соответствующие отдельным видам предпринимательской и профессиональной деятельности, в которых осуществляется развитие саморегулирования. Часть компонентов (компоненты 1–4 и 7) относятся к обязательной сфере, другие – к добровольной.

В перспективе в качестве самостоятельных компонентов в мониторинг могут включаться инициативы по делегированию саморегулируемым организациям отдельных государственных полномочий. Выделение сферы деятельности в отдельный компонент происходит при условии отсутствия в деятельности таких саморегулируемых организаций «региональной специализации» (т.е. СРО объединяют участников рынка из разных регионов, а не только организации одного субъекта РФ), которая в настоящее время наблюдается в саморегулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства и управления недвижимостью.

Состав компонентов может расширяться и при законодательном установлении обязательного членства в новых сферах предпринимательской или профессиональной деятельности.

Компоненты учитываются в интегральном рейтинге с равными весами.


Компонент 1. Арбитражное управление

Государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих приведен на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).

На основе сведений из государственного реестра заполняется таблица 1.

Таблица 1

Представительство СРО арбитражных управляющих в субъектах РФ

п/п

Наименование субъекта Российской Федерации

Количество СРО, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ

Численность членов СРО в субъекте РФ

Значение индекса HHI

Ранг субъекта РФ

По числу СРО

По индексу концентрации

1

2

3

4

5

6

7











































Столбцы 3–7 заполняются на основе вспомогательных расчетов.

Для осуществления расчетов в Excel заполняются две вспомогательные таблицы – 1а и 1б.

Таблица 1а

Распределение арбитражных управляющих по регионам и СРО





СРО 1

СРО 2

СРО j

СРО M

Всего

Регион 1

k11

k12

k1j

k1M

KR1

Регион 2

k21

k22

k2j

k2M

KR2

Регион i

ki1

ki2

kij

kiM

KRi

Регион N

kN1

kN2

kNj

kNM

KRN

Всего

KSRO1

KSRO1

KSRO1

KSRO1

KRF

Таблица 1а заполняется на основе списков членов СРО.



Для каждого региона и каждой СРО подсчитывается число арбитражных управляющих knm, где n = 1, 2, …, i, …, N (номер региона), m = 1, 2, … j, …, M (номер СРО). Ячейки, соответствующие регионам, в которых определенная СРО не представлена, не заполняются.

Таблица 1б

Рыночные доли СРО на региональных рынках услуг арбитражных управляющих




СРО 1, %

СРО 2, %

СРО j, %

СРО M, %

Всего (%)

HHI

Регион 1

q11

q12

q1j

q1M

100 %

HHIR1

Регион 2

q21

q22

q2j

q2M

100 %

HHIR2

Регион i

qi1

qi2

qij

qiM

100 %

HHIRi

Регион N

qN1

qN2

qNj

qNM

100 %

HHIRN

Всего

QSRO1

QSRO1

QSRO1

QSRO1

100 %

HHIRF

Для каждого региона подсчитывается доля каждой СРО, представленной на региональном рынке. Формула расчета:

qnm = knm /KRn *100%

Ячейки, соответствующие регионам, в которых определенная СРО не представлена, не заполняются.

В строке «Всего» рассчитывается доля каждой СРО на российском рынке в целом (QSROm = KSROm / KRF *100%).

Далее рассчитывается индекс концентрации Герфиндаля–Хиршмана, который определяется как сумма квадратов долей всех СРО, действующих в регионе.

HHIRn = ∑ qnj2, где j = 1, …, M.

HHI изменяется в пределах от 0 до 10 000.

Для регионов, в которых СРО не представлены, HHI не рассчитывается, в столбце «Всего» ставится прочерк.
На основе результатов вспомогательных расчетов заполняется таблица 1.

В столбце 3 указывается количество СРО, осуществляющих деятельность в регионах (количество непустых ячеек в соответствующих строках вспомогательных таблиц).

В столбце 4 указывается численность арбитражных управляющих в регионе (последний столбец таблицы 1а).

В столбце 5 указывается значение индекса концентрации Герфиндаля–Хиршмана (HHI).

В столбце 6 указывается ранг (место) субъекта РФ по числу СРО. Регионам с максимальным числом СРО присваивается наивысший ранг и далее в порядке убывания. Регионам, в которых СРО арбитражных управляющих не представлены, присваивается наименьший рейтинг.

В столбце 7 указывается ранг (место) субъекта РФ по значению индекса концентрации. Регионам с минимальным значением HHI присваивается наивысший ранг и далее в порядке возрастания HHI присваивается уменьшающийся ранг. Регионам, в которых СРО арбитражных управляющих не представлены, присваивается наименьший рейтинг.


Компонент 2. Оценочная деятельность

Перечень СРО приведен на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 1.
Компонент 3. Инженерные изыскания, проектирование и строительство

Органом, уполномоченным на ведение государственных реестров СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является Ростехнадзор (www.gosnadzor.ru).

С учетом того, что в опубликованной части государственного реестра отсутствуют данные о членах саморегулируемых организаций, соответствующая информация выявляется на официальных сайтах включенных в реестр саморегулируемых организаций, которые обязаны публиковать реестры своих членов.

Собранная информация по СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства заносится в базу Excel, и на ее основе рассчитывается рейтинг регионов в следующем порядке:



  • организации, о деятельности которых информация в региональном аспекте отсутствует, не учитываются;

  • за каждую СРО, представленную в регионе, в отношении которой доступна необходимая информация, начисляется m/n баллов, где m – доля членов данной СРО в субъекте Российской Федерации в общем числе членов этой СРО, n – доля количества предприятий строительной отрасли в регионе в совокупном числе предприятий строительной отрасли регионов, в которых представлена данная СРО (отношение количества организаций строительной отрасли конкретного региона к сумме количества организаций строительной отрасли регионов, в которых представлена данная СРО);

  • за каждую организацию, для которой доступна лишь информация о территориальных представительствах в субъектах Российской Федерации, региону начисляется 1 балл.

По результатам заполняется таблица 3.

Таблица 3

Представительство СРО строительной отрасли в субъектах РФ

п/п

Наименование субъекта Российской Федерации

Количество СРО строительной отрасли, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ

Количество предприятий строительной отрасли

Расчетный балл

Ранг субъекта РФ

1

2

3

4

5

6





































В случае если в отношении каждой саморегулируемой организации будет доступна вся необходимая информация, расчет рейтинга осуществляется аналогично компоненту 1.


Компонент 4. Аудиторская деятельность

Уполномоченным органом на ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов является Минфин России (www.minfin.ru).

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 1.
Компонент 5. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

Ведение государственного реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет ФСФР России (http://www.fcsm.ru).

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 1.
Компонент 6. Рекламная деятельность

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 3.


Компонент 7. Деятельность в области энергетического обследования

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 1.


Компонент 8. Кадастровая деятельность

Рейтинг по данному компоненту рассчитывается путем простого ранжирования субъектов Российской Федерации по количеству СРО кадастровых инженеров, их филиалов, представительств по регионам. Результаты оформляются в таблице следующей формы.



Таблица 4

Представительство СРО кадастровых инженеров в субъектах РФ

п/п

Наименование субъекта Российской Федерации

Количество организаций

Ранг субъекта РФ

1

2

3

4


























Компонент 9. Пищевая промышленность и сельское хозяйство

В данной отрасли специальные законодательные нормы, касающиеся СРО, отсутствуют. В данном компоненте рассматриваются как организации, включенные в реестр СРО в соответствии с Законом «О саморегулируемых организациях», так и организации, не включенные в реестр СРО, но обладающие определенными признаками СРО. В их числе:

Российский союз производителей соков, Российский зерновой союз, Союз производителей безалкогольных напитков, Мясной союз, Национальный союз участников алкогольного рынка.

Для составления рейтинга используются данные государственного реестра саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляет Росреестр (www.rosreestr.ru), и результаты обзора интернет-источников на предмет выявления организаций с признаками СРО, их филиалов, представительств по регионам.

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 8.
Компонент 10. Иные сферы предпринимательской деятельности

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 8.


Компонент 11. Иные сферы профессиональной деятельности

Методика построения рейтинга регионов по данному компоненту аналогична компоненту 8.


Сводный (интегральный) рейтинг развития саморегулирования в субъектах Российской Федерации строится путем покомпонентного агрегирования рейтингов.

По каждому региону находится среднее арифметическое полученных рангов по компонентам. Причем если по отдельным компонентам сразу несколько регионов «делили» места (например, 18–25), то им всем присваивается одинаковый промежуточный ранг (в данном случае 21,5).



Исходя из полученных средних арифметических значений покомпонентных рангов для каждого региона, субъекты РФ ранжируются по возрастанию среднего значения, и им присваивается итоговое место в рейтинге.



1 По данным соответствующих государственных реестров саморегулируемых организаций по состоянию на 20 марта 2012 года.

2 1 – Арбитражное управление. 2 – Оценочная деятельность. 3 – Строительство. 4 – Аудиторская деятельность. 5 – Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. 6 – Рекламная деятельность. 7 – Деятельность в области энергетического обследования. 8 – Кадастровая деятельность. 9 – Пищевая промышленность и сельское хозяйство. 10 – Иные сферы предпринимательской деятельности. 11 – Иные сферы профессиональной деятельности.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Доклад мониторинг развития саморегулирования в регионах россии
2774.28kb.
12 стр.
Доклад о нарушении прав человека на мирные собрания в регионах России Преамбула
499.66kb.
2 стр.
Доклад динамика развития малого предпринимательства в регионах россии в 2009 году
886.65kb.
10 стр.
Риа новости Государственные вузы России: мониторинг прозрачности для абитуриентов выпуск 2: рейтинговые списки
666.43kb.
7 стр.
Правила контроля в области саморегулирования раздел I. Общие положения термины и определения
358.53kb.
1 стр.
Сравнительный анализ сбалансированности составляющих предпринимательского климата в регионах россии
113.63kb.
1 стр.
Программа «рабочее место в каждый двор»
39.11kb.
1 стр.
Организационный комитет Председатель
89.63kb.
1 стр.
Поддержка развития политики и практики сохранения биоразнообразия в горных регионах Южного Кавказа Нунэ Арутюнян
34.22kb.
1 стр.
Информация предоставлена Главным специалистом отдела муниципального развития
234.1kb.
1 стр.
Доклад директора Центра экстренной психологической помощи мчс россии
85.68kb.
1 стр.
Предпринимательский климат регионов России
103.75kb.
1 стр.