Главная
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

Радиальный выход на водопад Учар.

Одной из основыных целей похода было посещение водопада Учар, уникального места горного Алтая. Самый большой в Горном Алтае каскадный водопад Учар (Большой Чульчинский водопад) находится на правом притоке Чулышмана — реке Чульча в 11-12 километрах от места ее впадения в Чулышман. Одна из версий перевода названия "Учар" — "Неприступный". И действительно, добраться до него не так-то просто. В 2011 году ассоциация туроператоров внесла Учар в список 5 самых труднодоступных достопримечательностей России. Наш лагерь располагался на ЛБ Чулышмана. К началу тропы на ПБ организована переправа туристов на моторках (за деньги). Тропа проходит по правому берегу р.Чульча, достаточно высоко от воды. В дождливую погоду (какая была у нас) возникают проблемы с преодолением стекающих с гор ручьёв-притоков – вода поднимается, камни становятся очень скользкими. Также на пути встречаются несколько скальных стенок, которые не так просто преодолеть без верёвок, особенно в дождь. В скалы вбиты крючья, поэтому натянуть перила будет несложно (на обратном пути верёвки были уже натянуты, видимо гидами). Переход занимает около 2,5-3 часов, но он стоит того! Водопад становится виден и слышен за неколько км до подножья. Он образовался в результате обрушения огромной скалы в русло р.Чульча. Воды реки с сильнейшим шумом прорываются сквозь огромные скальные обломки, обрушаясь в общей сложности с высоты более 160м. Над водопадом постоянно стоит пар из мириадов разбившихся капелек воды, в солнечную погоду - не редкость радуга. В силу ограниченного запаса времени, мы смогли полюбоваться грандиозным зрелищем только снизу. В следующий раз обязательно поднимемся и посмотрим на него сверху. Дождь прекратился за 1км до водопада, выглянуло солнце, позволив нам сполна насладиться его великолепием. Обратно возвращались посуху, встретили очень много туристов всех мастей.



10.ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ (ПРЕПЯТСТВИЯ, ЯВЛЕНИЯ) НА МАРШРУТЕ


  1. К потенциально опасным можно отнести следующие препятствия и явления на данном маршруте.

  2. Препятствия водной части - одни опасны технической сложностью, другие - сложностью просмотра и обеспечения надёжной страховки. При изменении уровня воды изменяется и вид препятствий, поэтому разумно запастись лоциями для разных уровней воды, а также неизменными схемами расположения препятствий на маршруте.

  3. Возможность резкого подъёма воды существует на многих сложных водных маршрутах, этот не исключение. Уменьшить опасность этого явления можно, если внимательно изучить аварийные выходы с маршрута и иметь несколько дней в запасе относительно графика движения для пережидания паводка.

  4. Частые осыпи и камнепады - ещё один фактор опасности, который надо учитывать при выборе места для лагеря, особенно когда идёт или собирается дождь.

  5. Несмотря на то, что об этом упоминается редко, в любом путешествии существует опасность встречи с дикими зверями и ядовитыми змеями. Поскольку ни туристы, ни зверьё не стремятся к этим встречам, вероятность их невелика. Но снова - соблюдение некоторых правил снижает её. Сюда же относится совет смотреть внимательно под ноги, особенно на камнях и скалах в солнечный день.

  6. Местные жители (что касается Улаганского района) не все пока осознали, что их край даёт им возможность зарабатывать на туристах. Поэтому встречи туристов с местными жителями часто заканчиваются неприятностями для первых. Приводить тут примеры не будем (об этом Вам поведает любая местная МКК или всезнающий Internet), стоит лишь заметить, что соблюдение простых правил снизит риск и этого "явления".

11.ГРУППОВОЕ И ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ


Групповое снаряжение (15 человек)

  1. Продукты (с упаковкой) - 50 кг

  2. Специальное снаряжение - 130 кг

  3. Бивачное снаряжение - 35 кг

  4. Общий вес - 383 кг

Специальное снаряжение




Наименование

Кол-во







Наименование

Кол-во

1

Кат -4

3

10

Насос

4

2

Кат - 2

1

11

Ремнабор

3

3

Каяк

1

12

Аптечка

2

4

Спасконец

8

13

Веревка основн.

2х40

5

Запасное весло

8

14

Жумар

2

6

Навигатор (GPS)

1

15

Восьмерка

2

7

Видеокамера

4

16

Система

2

8

Рация

7

17

Карабин

8

9

Фотоаппарат

3

18






Бивачное снаряжение




1

Палатки

5




8

Люстра светодиодная

1

2

Тент

2

9

Тент банный

1

3

Топор

3

10

Гитара

1

4

Пила

2

11

Мандолина

1

5

Котлы

4

12

Дудук

1

6

Таганок

2




13

Варган

1

7

Кухня (половник, скатерть, рукавицы)

2




14

Губная гармошка

1

Обязательное личное снаряжение

  1. Спасжилет - 1/чел

  2. Каска - 1/чел

  3. Гидрокостюм (неопрен) - 1/чел

  4. Защитный костюм - 1/чел

  5. Весло - 1/чел

  6. Стропорез - 1/чел

12.СТОИМОСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ


транспорт

откуда

куда

руб/чел

людей

руб/гр

Москва

Барнаул

9 000

15

141 000

Барнаул

Акташ

1 083

15

13 000

Акташ-Башкаус-Чулышман

 

1 900

15

28 000

устье Чульчи

оз.Телецкое (мыс Кырсай)

1500

15

22 500

мыс Кырсай

Артыбаш

1 333

15

16 000

Артыбаш

Барнаул

1 066

15

16 000

Барнаул

Москва

9 000

15

141 000

раскладка

 

 

1 500

15

22 500

аптечка, ремнабор, батарейки, связь, печать карт

 

 

250

15

3 750

итого

26 500

 

 

13.ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ


  1. Маршрут успешно пройден всей группой. При прохождении маршрута не было килей и аварийных ситуаций.

  2. Маршрут очень хорош для повышения спортивного мастерства всей группы и каждого участника в отдельности, поскольку насыщен разнообразными препятствиями и даёт неплохое представление о реках Алтая. Башкаус в верхнем течении - река малорасходная, препятствия по большей части носят слаломный характер. Сплав по Верхнему Башкаусу, особенно в Саратанском каньоне, - хорошая тренировка, разминка перед более сложными препятствиями. Сплав по Чулышману начинается примерно при том же расходе, что в конце сплавного участка Башкауса, и продолжает увеличиваться. Поэтому для Нижнего Чулышмана характерны препятствия большерасходной реки - мощные валы, бочки, навалы.

  3. Стоит отметить, что практически все препятствия проходились на неразгруженных судах, с вещами. С одной стороны, это позволяет быстрее обрабатывать препятствия; с другой - повышает инерцию судна, что особенно важно в мощных бочках и валах. На разгруженных судах проходили только пор. «Кульминация» и пор. «Каша».

  4. При правильной организации транспорта и движения на маршруте поход укладывается в две недели (из них 2-3 дня запасные) с условием использования самолёта.

  5. Заброска на маршрут и выход с него должны быть хорошо организованы, чтобы не терять время в походе на поиски транспорта (что, впрочем, характерно для Алтая). Самый простой вариант - договориться обо всех видах транспорта с одной фирмой. Однако если заняться поиском транспорта самостоятельно, можно сэкономить (по сравнению с тем же БиАлТур) только на транспорте ок.1000 руб на человека (15-20% расходов на автотранспорт).

  6. Поскольку маршрут связан с несколькими видами транспорта и проходит по удалённым от цивилизации местам, необходимо иметь несколько запасных дней на случай нештатной ситуации. При этом надо продумать, как наиболее полезно и в какой момент потратить эти дни, если маршрут пройдёт, как был запланирован, и они останутся неиспользованными.

  7. Напомним, что описание реки мы даём по ощущениям при уровне воды чуть выше среднего. Скорее всего (как это и следует из отчётов других годов) многие препятствия, потеряв в расходе, становятся проще.

  8. Разумно иметь лоции для разных уровней воды, очень здорово, когда словесное описание дополнено схемой. Лоции должны быть у каждого экипажа.

  9. Карты и лоции надо печатать на лазерном принтере и желательно ламинировать. Чернила струйных принтеров неводостойкие, при попадании воды "плывут". Будь бумага хоть трижды заламинирована, защитный пластик/скотч/пакет в походе могут повредиться механически.

  10. Контакты с местными жителями, будучи наслышаны про их недружелюбие, мы постарались свести к минимуму. Транспорт был найден заранее, все населённые пункты на маршруте мы миновали без остановок, место для лагеря выбирали на достаточном удалении, лагерь на месте антистапеля в устье Чульчи поставили на огороженной территории "турбазы". В итоге никаких конфликтных ситуаций с местным населением не было.

  11. Ну и конечно же нельзя не сказать про красоту этого маршрута. Долина Чулышмана - его жемчужина. Очень разнообразные рельефы, виды, звуки, запахи - всё это создаёт тот Алтай, на который хочется возвращаться снова и снова.

14.Обеспечение безопасности


    1. Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в соответствии с опытом группы заявленному маршруту и испытанной конструкцией судов. Группа имела сборную лоцию (см. тех. описание п. 8, три экземпляра, на К1, К3, К4) и несколько отдельных лоций, каждый экипаж был снабжён пакетом картографического материала. Таким образом, в случае возникновения ситуации самостоятельного перемещения по каньону или на берегу каждый экипаж или отдельный участник мог ориентироваться на местности. В дополнение к этому каждый экипаж был снабжен рациями для более слаженной организации разведки, страховки и прохождения препятствий.

    2. Для обеспечения безопасности каждый участник имел достаточно богатый опыт маршрутов 4-6 к. с., тренировок и участия в соревнованиях по ТВТ.

    3. В личное снаряжение каждого участника входили: спасательный жилет (не менее 22 л водоизмещением), каска, гидрокостюм, надгидренный защитный костюм с элементами пенных вставок, нож-стропорез, изолированный НЗ (спички, свеча или сухое горючее).

    4. Каждый катамаран имел чалку и два спасательных конца, внешнюю обвязку веревкой, для удобства перемещения вдоль борта пловца. На каждом судне было закреплено два запасных весла.

    5. Кроме того, группа имела комплект горного снаряжения, на случай эвакуации, преодоления отдельных участников по берегу, возможного наведения переправ и т. п. в составе: 2х40 м основной веревки, две системы обвязок, жумары и. т. д. обеспечивающих возможность перемещения группы по маршруту до 3 горной к. с.

    6. В основном суда проходили в кильватерной колонне. Почти все препятствия проходили сходу (в соответствии с поставленными целью и задачами) со страховкой с воды. Просмотр, страховка с берега осуществляли только особо выделенных препятствий 5-6 к. с. Часть из них проходили тандемами. Все пороги до 5 к.с. проходили с вещами. Особо опасные препятствия проходили с обносом рюкзаков.

15.Список использованной литературы


  1. Отчёт о водном туристском спортивном походе команды <Норд-Ост> VI категории сложности в районе Алтая по реке: БАШКАУС, совершенном с 20 июля по 16 августа 2005 г. (Руководитель группы: Потапов А.Н. Автор отчета: Жук, Москва) http://www.nord-ost.net/reports/014.htm

  2. Григорьев В.Н., Митрофанов В.В., Славинский О.К., Шишков Л.К., Плечко Л.А. "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

  3. Отчёт о водном туристском походе 5 (пятой) к.с. по Алтаю (рр.Башкаус - Большая Сумульта - Сумульта - Катунь), совершенном со 2 августа по 26 августа 2003г. (Руководитель - Д. А. Шварц, Москва) http://slazav.mccme.ru/bs03.htm

  4. Отчёт о водном туристском путешествии шестой категории сложности по Горному Алтаю (реки Башкаус-Чулышман), совершенном с 29 июля по 26 августа 1989 года (Руководитель - А. И. Новиков, Минск) http://belvirtclub.narod.ru

  5. Отчёт о водном (катамараны) туристическом походе пятой категории сложности по Алтаю (р.Башкаус и р.Чулышман), совершенному с 06 июля по 01 августа 2001 года. (Руководитель - М. Н. Виноградов, Санкт-Петербург)

  6. Отчёт о водном туристском путешествии VI к.с. по Алтаю (р.Башкаус - р.Карагем - р.Аргут  р.Катунь), совершенном с 24 июля по 27 августа 1999 г. (Руководитель - М. А. Верхотуров, Уфа)

  7. Отчёт о водном спортивном путешествии VIк.с., совершенном группой туристов из Санкт-Петербурга, Риги и Новосибирска в районе Восточного Алтая по реке Башкаус. 31.07.98г.-3.09.98г. (Руководитель - Н. Р. Капранов, Санкт-Пертербург)

  8. Маршрутная книжка №10/11 спортивного похода.

  9. Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута V к.с. по рекам Башкаус и Чулышман (Алтай) 2009 г. Руководитель – Покровченко В.В.

  10. Отчет о водном маршруте VI категории сложности
    по рекам Башкаус-Чулышман (Горный Алтай)
    совершенном с 16 августа по 31 августа 2008 г. (Руководитель – Бобров А.Л.)


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Отчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности по Алтаю
458.78kb.
6 стр.
Отчёт о водном туристском походе третьей категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер, Инзер, совершённому с 30 апреля по 11 мая 2009 года
269.86kb.
1 стр.
Отчет о пешеходном туристском походе
195.04kb.
1 стр.
Отче т о водном (катамараны четырехместные, катамараны двухместные, каяк) туристском походе
958.06kb.
4 стр.
Отчет о спортивном туристском пешеходном походе
1601.07kb.
6 стр.
Справка о разборе несчастного случая в спортивном туристском походе в группе Попова В. Н
65.22kb.
1 стр.
Учебно-воспитательный комплекс технического профиля Запорожского городского совета Запорожской области Оказание доврачебной помощи в походе
585.21kb.
4 стр.
Норвегия трюсиль Перелет а/к sas спб- осло -спб Еженедельно по воскресеньям Трюсиль –самый крупный горнолыжный курорт в Норвегии. 65 трасс любой категории сложности. Максимальный перепад высот 685м
126.93kb.
1 стр.
Г. П. Щедровицкий Категории сложности изыскательских работ
1548.36kb.
6 стр.
Отчет о водно-туристическом походе
1151.84kb.
13 стр.
Отчет о горном походе 4 к с. по Северному Тянь-Шаню
301.63kb.
1 стр.
Туристского спортивного похода
222.35kb.
1 стр.