Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5





Молодежное общероссийское

общественное движение

«Российские Студенческие Отряды»

Методические рекомендации

по созданию и развитию

Студенческих Трудовых отрядов

Москва 2005





ВВЕДЕНИЕ


  1. История студенческих трудовых отрядов СССР……………………………………………...3

  2. Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи……………………13

  3. Роль и место студенческих трудовых отрядов в социально-профессиональном самоопределении молодежи…………………………………………………………………….18

  4. Немного о Штабе…………………………………………………………………………………20

  5. Основные этапы организации студенческого трудового отряда…………………………..21

  6. Фазы развития СТО……………………………………………………………………………..29

  7. Отношения внутри СТО………………………………………………………………………...30

  8. Конфликты в СТО и их особенности………………………………………………………….31

  9. Причины конфликтов в СТО…………………………………………………………………..32

  10. Последствия конфликтов в СТО………………………………………………………………33

  11. Особенности проведения собрания СТО……………………………………………………...34

  12. Анализ стилей управления……………………………………………………………………..36

  13. Достоинства и недостатки стилей управления………………………………………………38

  14. Немного о комиссарстве………………………………………………………………………...38

Заключение……………………………………………………………………………………………41

Приложения............................................................................................................................................42

ВВЕДЕНИЕ
Студенческие отряды в России имеют почти полувековую историю и обширный опыт участия в создании экономического потенциала страны. В последние годы заметно возрос интерес студенческой молодежи к участию в этом движении.

По данным Департамента по молодежной политике, если в 2001 году в России действовало 872 отряда, объединяющих в себе около 30 000 человек, то в течение летнего периода 2003 года в студенческих отрядах Российской Федерации трудились более 300 000 чел. в составе 3382 разнопрофильных отрядов.

Студенческие отряды - не только эффективный способ обеспечения вторичной занятости, но и организация досуга, возможность творческой саморализации личности, приобщение к спорту, физической культуре, гражданскому и патриотическому воспитанию и социализации молодых граждан. Главную роль в воспитании играет наличие коллектива, имеющего традиции, атрибутику, отлаженную систему отрядного самоуправления. Система коллективного самоуправления формирует ответственность, умение принимать решения. Являясь школой для будущего специалиста, она дополняет полученные в вузе теоретические знания, способствует подготовке учащейся и студенческой молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда.

В настоящее время изменились приоритеты направлений деятельности студенческих отрядов, в связи с чем изменилось и само наименование - отряды из строительных превратились в трудовые. Этим подчеркивается широта охвата видов деятельности.




  1. История студенческих трудовых отрядов СССР

В 1924 году ВЦСПС, Наркомат труда и просвещения разработали специальную инструкцию о практике студентов вузов, в которой был определен порядок прохождения практики и использования труда студентов в летнее время на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Государство выделило бюджетные средства на организацию такой практики. В сентябре 1925 года Наркомат финансов предложил включить в местные бюджеты статью, касающуюся расходов средств на проведение производственной практики студентов.

Наибольших результатов студенты добились на сельскохозяйственных работах. Уже с 1929 года студенты Московского государственного университета работали в колхозах и совхозах Подмосковья в период посевной и уборки урожая. В 1933 году на полях страны трудились 350 тысяч представителей вузовской молодежи.

В апреле 1925 года ЦК РКСМ обратился с письмом к комсомольским организациям вузов об организации труда студентов-комсомольцев во время летних каникул. В ответ на этот призыв студенты МВТУ им. Н.Э.Баумана участвовали в строительстве Волховской ГЭС, студенты МХТИ и рабфака им. Я.М.Свердлова работали в Коломенском уезде. Студенческие бригады трудармейцев и синеблузников в годы предвоенных пятилеток участвовали в коммунистических субботниках, в строительстве Днепрогэса и Магнитки, оказывали помощь в организации пропагандистской, культурно-массовой и санитарно-просветительской работы в деревнях. В составе ударных бригад студенты заготовлял лес в Архангельской области, помогали товариществам по совместной обработке земли, в строительстве железной дороги Москва-Омск, Московского метрополитена, формировали отряды комбайнеров в Харьковской области, собирали средства для создания эскадрильи им. Пролетарского студенчества.

Студенты высших учебных заведений участвовали в сооружении сельских электростанций, возводили народнохозяйственные объекты, работали в различных отраслях промышленности, заготавливали лес, выполняли сельскохозяйственные работы, участвовали в укреплении материально-технической базы своих учебных заведений. После Великой Отечественной войны студенты участвовали в восстановлении Ленинграда и Сталинграда, Донбасса и Днепрогэса.

Участие студентов в строительных работах, и, прежде всего, на селе в период дальнейшего развития общества было обусловлено необходимостью восстановления разрушенного войной народного хозяйства, укрепления производственной и культурно-бытовой базы колхозов и совхозов, нехваткой трудовых ресурсов. Однако вовлечение будущих специалистов в капитальное строительство проходило эпизодически, без тщательной профессиональной подготовки юношей и девушек и их обучения технике безопасности, не носило планового и четко организованного характера. Практически отсутствовали договорные обязательства между студенческими коллективами и хозяйственными организациями. Отрядами в эти годы руководили преподаватели учебных заведений, а юноши и девушки после приезда на места дислокации распределялись в разные строительные бригады, их жизнь и деятельность полностью подчинялась трудовым и бытовым распорядкам производственных коллективов, т.е. фактически в эти годы не существовал студенческий отряд как таковой с принципами самоуправления.

Начало самого движения студенческих строительных отрядов связывают с работой студенческого отряда МГУ в Казахстане. Исторически это складывалось таким образом. IX-я отчетно-выборная конференция комсомольской организации физического факультета МГУ 13 октября 1958 года приняла решение:

”… Комсомольская конференция просит ЦК ВЛКСМ предоставить объект для студенческой стройки. Считая работу на стройке одним из важнейших участков комсомольской работы, конференция требует от бюро ВЛКСМ физфака решения о назначении объекта… Обязать бюро ВЛКСМ физфака организовать штаб по подготовке к целине 1959 года. Организовать с 7 февраля 1959 года курсы по подготовке механизаторов, строителей и т.п. просить ЦК ВЛКСМ разрешить установить шефство над совхозом ”Ждановский” Северо-Казахстанской области и направлять в последующие годы комсомольцев физфака на работу в этом совхозе”.

В середине 50-х годов перед страной стояла задачи дальнейшего развития сельского хозяйства, требовавшие в короткий срок поднять целинные и залежные земли. Именно в Казахстане появились, прошли жизненную проверку и получили широкое распространение способы организации труда, быта, идейно-политической, культурно-массовой работы, шефства над местным населением студенческой молодежи в период летних каникул, которые впоследствии стали неотъемлемой частью учебной, воспитательной работы в вузе и немаловажным фактором в экономике страны. Складываясь вначале как общественные новации, основные принципы организации и деятельности студенческих отрядов с развитием движения получали закрепление в локальных актах, принимаемых комсомольскими органами. Рост числа отрядов, необходимость организационного их объединения обусловили принятие в 1962 году первого Устава студенческих строительных отрядов. Добровольность формирования и самоуправление в отрядах, сочетание хозяйственной деятельности с идейно-политической работой среди местного населения, строгая сознательная дисциплина и ответственность без скидок на молодость - таковы основы отрядной уставной жизни. Формировалась определенная культура участия студентов в строительных работах в своих вузах и техникумах. Студенты работали в составе бригад, которые возглавлялись самими студентами и производственными мастерами.

На рубеже 50-х и начала 60-х годов начинается новый этап в развитии форм участия студенческой и учащейся молодежи в общественно-производительном труде - создание студенческих строительных отрядов (ССО), которые качественно отличаются от предыдущих форм организации работы молодежи во время каникул.

Движение студенческих строительных отрядов - это не идея какого-то конкретного вуза или отдельной комсомольской организации, это опыт организации труда студентов многих учебных заведений страны. В популярной и научной литературе широко бытует мнение, что инициаторами этого почина выступили студенты физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Анализ имеющихся источников показывает, что одновременно с ними, в частности, летом 1959 года, около 10 тыс. ленинградских студентов по решению обкома партии трудились на строительных объектах, 17 студенческих отрядов Литвы освоили в республике 3 млн. рублей, а студенты Горьковского и Ростовского инженерно-строительного институтов, проведя весь цикл профессиональной подготовки, ударно работали на возведении производственных и культурно-бытовых объектов в Казахстане. Тогда же на целинные стройки выезжали студенческие отряды многих вузов и техникумов Москвы, Украины, Воронежа, Новосибирска, Куйбышева, Саратова, Казани и Свердловска. В январе 1960 года газета ”Комсомольская правда” опубликовала письмо-обращение секретарей комитетов комсомола четырех вузов, в том числе МГУ и строительного техникума Москвы с рассказом об опыте формирования ССО. Они призвали студентов страны создавать строительные отряды для работы на целине. Таким образом, говорить о приоритете в патриотическом начинании какого-либо вуза трудно и неправомерно. Хотя сам по себе опыт деятельности комсомольской организации Московского университета, конечно, представляет несомненный интерес.

Идея создания строительного отряда в МГУ родилась среди студентов физического факультета во время уборки целинного урожая летом 1958 года в совхозе ”Булаевский” Северо-Казахстанской области, когда им по просьбе администрации пришлось участвовать в возведении и ремонте производственных помещений. Инициатива студентов по созданию ССО была поддержана руководством совхоза и Булаевского райкома партии, которые обратились в ректорат и партком университета с просьбой о направлении в Казахстан строительного отряда летом 1959 года.

Рассмотрев предложение студентов и просьбу целинников, комсомольская конференция физфака приняла решение о формировании и направлении в Казахстан строительного отряда.

Студенческие строительные отряды, сформированные в 1959 году из комсомольских вузов и техникумов столицы, качественно отличались от формы объединения юношей и девушек для уборочных работ. Это, прежде всего касалось вопросов организационного строения, взаимоотношений с хозяйственными организациями, подготовки и организации производственной деятельности, идейно-воспитательной и общественно-политической работы. Будущие специалисты объединялись в единый коллектив сознательно и строго на добровольных началах.

В период учебного семестра была проведена профес-сиональная подготовка участников летних работ по строительным специальностям. Деятельностью отрядов, начиная с подготовки, руководили специальные штабы, которые были утверждены комитетами комсомола.

Жизнь этих коллективов была построена на основе организационной и производственной деятельности (студенческое самоуправление, заключение договорных обязательств на строительные работы между совхозом и ССО и т.д.). Члены отрядов выработали и приняли Устав своего коллектива, обязательный для каждого бойца. Были составлены планы идейно-воспитательной и общественно-политической работы, которые были согласованы с партийными и комсомольскими организациями целинных совхозов и колхозов.

Летом 1959 года 339 студентов физического факультета приняли активное участие в строительстве производственных и культурных объектов совхозов ”Булаевский”, ”Ждановский”, ”Узункульский” Северо-Казахстанской области.

Опыт работы студентов на строительных площадках в составе ССО показал, что такая форма организации труда дает возможность лучше использовать энтузиазм молодежи, повысить эффективность производственной деятельности юношей и девушек.

Призыв участников строительных отрядов 1959 года, опубликованный в ”Комсомольской правде”, нашел горячий отклик у студенческой и учащейся молодежи страны. Летом 1960 года только в Булаевском районе в ССО работали уже 520 студентов трех факультетов МГУ. Они сооружали различные производственные и культурно-бытовые объекты. ”Дирекция совхоза, партийная и комсомольская организации, рабочие и служащие совхоза очень благодарны студентам МГУ за самоотверженный труд, за их помощь совхозу и надеются, что эта дружба с каждым годом будет крепнуть”, - такую оценку дали работе молодежи директор и секретарь парторганизации Булаевского совхоза.

В 1961 году на стройках целинного края в течении двух месяцев работали 1260 юношей и девушек из вузов Москвы и Ленинграда. Отряду МГУ по итогам трудового семестра было вручено Красное знамя Булаевского райкома партии, а комсомольской организации физфака - медаль ”За освоение целинных и залежных земель”.

ЦК ВЛКСМ, изучив опыт организации студенческих отрядов, в июне 1962 года принял первое в истории Союза молодежи постановление ”Об участии комсомольских организаций вузов гг. Москвы, Ленинграда, Киева в строительстве на Целинных землях”. Центральный Комитет одобрил инициативу комсомольцев по формированию ССО, рассмотрел существующие формы подготовки отрядов к летним работам, управления ими и рекомендовал комитетам комсомола шире привлекать студентов к участию в дальнейшем подъеме сельского хозяйства. Это способствовало росту численности отрядов, укреплению их организационных начал, нормативному закреплению принципов студенческого трудового движения. Каждый трудовой семестр занимает свое особое место в истории студенческих отрядов.

Летом 1962 года 9,5 тыс. юношей и девушек из 32 вузов ударно трудились на стройках Целинного края. У студенческих отрядов появилась своя пресса - вышел первый номер многотиражной газеты ”Молодой целинник” на студенческой стройке.

Студенческий отряд 2-го Московского медицинского института организовал в совхозе ”Амангельды” пионерский лагерь ”Спутник”. Тем самым была заложена традиция создания при студенческих отрядах лагеря-спутника для пионеров и школьников. Летом 1983 года во Всесоюзном студенческом отряде действовало уже свыше 3 тысяч таких лагерей.

1963 год. В составе студенческих отрядов впервые появились специализированные студенческие бригады электрофикаторов, связистов, сантехников и монтажников, положившие начало специализированным отрядам студентов. Складываются и получают свое органическое развитие основные управленческие структуры и службы. С 1963 года действует инженерная служба, основными задачами которой являются: профессиональная подготовка студентов к летним работам, организация обучения их правилам техники безопасности, проведение договорной кампании, обеспечение квалифицированного руководства производственной деятельностью. В это же время сформировалась медицинская служба, призванная обеспечивать охрану здоровья не только членов отрядов, но и местного населения. В 1963г. - 19 тыс. юношей и девушек из 87 учебных заведений страны трудились на стройках Целинного края.

Работа ССО летом 1964 и 1965 годов ознаменовалась дальнейшим ростом количества участников третьего семестра: если в 1964 году в составе отрядов в Казахской ССР трудились юноши и девушки из 178 учебных заведений численностью 30 тыс. человек, то в 1965 - 40 тыс. человек из 330 вузов и техникумов.

1964 год. По решению ЦК ВЛКСМ образуются Центральный целинный и Западно-Казахстанский штабы для руководства отрядами в рабочий период, подготовительные штабы при горкомах, обкомах комсомола для формирования и подготовки студенческих отрядов в подготовительный период. Утверждается Устав Целинного студенческого отряда. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 организаторов и активных участников первых студенческих отрядов награждены медалями ”За трудовую доблесть” и ”За трудовое отличие”.

Летом 1965 года 339 студентов-физиков МГУ трудились на сооружении 20 объектов в совхозах Булаевского районов Северо-Казахстанской области. Командиром отряда был С.Литвиенко, комиссаром - В.Письменный. Отряд за лето построил 12 жилых домов, телятник, 2 птичника, крольчатник.

Увеличение контингента студенческих отрядов сопровождалось расширением географии их деятельности. В 1965 году, в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ, на строительстве объектов газовых и нефтяных месторождений Западной Сибири и полуострова Мангышлак выехали 1,5 тыс. бойцов ССО из различных городов страны.

Наряду со строительными отрядами, направляемыми на целину по решению ЦК ВЛКСМ, многие тысячи будущих специалистов трудились и на других важнейших народнохозяйственных объектах страны. Студенты химических вузов возводили Уфимский химзавод, Салаватский нефтехимкомбинат. 350 студентов Московского института химического машиностроения вели монтаж оборудования на 7 химических предприятиях. Юноши и девушки принимали участие в строительстве железнодорожной магистрали Тайшет-Лена, Караганда-Карагалы, газопровода Бухара-Урал, аэропорта Домодедово, московской кольцевой автодороги. Более 2,5 тыс. студентов Москвы, Иркутска, Харькова трудились на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет. 4 тыс. студентов Московского энергетического института в 1960-1964 годы приняли участие в электрофикации сельских районов РСФСР. Будущие инженеры, агрономы из Горьковского сельскохозяйственного института создали более 100 механизированных звеньев. 137 юношей и девушек Московского архитектурного и художественного институтов в Целиноградской области занимались переоборудованием и оформлением клубов, школ, домов культуры, детских садов и яслей.

Несмотря на то, что некоторые из этих коллективов не строили свою жизнь и деятельность по принципу ССО, не имели договорных условий с хозяйственными организациями, их работа была важна с точки зрения продолжения учебного процесса, закрепления на практике полученных знаний и трудового воспитания.

В работе студенческих отрядов начала складываться новая форма взаимоотношений с хозяйственными организациями - шефство над стройками определенных территорий. Так, московские студенты начали долговременное сотрудничество с комсомольскими организациями Целиноградской и Смоленской областей, студенческие отряды вузов Украины - с Тюменью, московского авиационного института - со строителями Красноярской ГЭС.

Организационной основой движения в начале возникновения ССО являлся совхозный отряд, состоящий из производственных бригад. Отрядом руководил штаб, в который входили командир, замполит, парторг, комсорг, мастер. Он утверждался комитетом комсомола учебного заведения, бюро ГК ОК комсомола. Отряды, работавшие в пределах одного территориального управления, образовывали районный ССО со штабом. Общее руководство отрядами в рабочий период с 1962 года осуществлял Центральный целинный штаб, а с начала работы студентов в других областях стали создаваться соответствующие органы управления отрядами. В феврале 1965 года ЦК ВЛКСМ принял решение о создании из опытных комсомольских работников, передовиков учебы подготовительных штабов при горкомах, обкомах комсомола и ЦК ЛКСМ союзных республик, направляющих студентов на целину.

Используя опыт уборочных отрядов, строительных организаций и строительных бригад, они искали наиболее приемлемые формы и методы своей работы. Для руководства производственной деятельностью в штабах была создана инженерная служба. В 1963 году в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР в отрядах появилась медицинская служба, которая занималась вопросами медико-санитарного обеспечения бойцов ССО и оказания помощи местному населению. Летом 1964 года действовали 1 краевой, 7 областных, 55 районных и 450 совхозных отрядов.

Организационное построение и деятельность ССО регулировались Уставом, согласно которому отряды должны быть активной формой приобщения молодежи к труду. В первые годы каждый отряд принимал свой Устав, заключавший основные нормы жизни и деятельности студентов в условиях целинного строительства. Многие областные, краевые, республиканские отряды принимали свои Уставы. Имелись Уставы и у ССО, работавших на объектах Министерства транспортного строительства, Министерства энергетики и электрофикации. Общий недостаток этих Уставов - отсутствие в них формулировок, касающихся порядка приема в ССО, принципов руководства всеми подразделениями, отрядной символики. 6 апреля 1964 года расширенное заседание Центрального целинного штаба утвердило единый Устав Целинного строительного отряда.

1966 год для студенческого трудового движения стал знаменательным. 13 декабря в Кремлевском Дворце съездов открылся Всесоюзный слет студенческих строительных отрядов, на котором была отмечена первая ударная работа советского студенчества на освоении нефтяных и газовых месторождений в Тюмени, на строительстве железных дорог Хребтовая-Усть-Илимск, Тюмень-Сургут, на Кольском полуострове.

Численный рост ССО, расширение географии их деятельности, ежегодно возрастающий объем выполняемых работ требовали дальнейшего совершенствования организационной структуры движения, форм и методов руководства отрядами, выработки нормативных документов. В связи с выездом большого количества студентов на объекты транспортного строительства и электрофикации ЦК ВЛКСМ совместно с заинтересованными министерствами в январе 1966 года создал Центральный штаб ССО при Министерстве транспортного строительства СССР и Центральный штаб отряда ”Энергия” при министерстве энергетики и электрофикации СССР. В 60-х годах студенты вузов страны принимали участие в электрификации и радиофикации сельских районов страны. Комитеты комсомола, ректораты учебных заведений, штабы ССО с первых лет работы отрядов стремились к формированию специализированных (профилированных) коллективов. Получила развитие такая форма организации производственной деятельности, как создание специализированных бригад.

Летом 1964 года на целине работали бригады электрификаторов, связистов численностью 616 человек из энергетических вузов и факультетов, связистов численностью 320 человек, студенческая автоколонна численностью 2570 человек, студенты автодорожных институтов создали 4-тысячый ССО для строительства дорог. В 1966 году были созданы крупные отряды для работы на объектах транспортного строительства, электрификации сельского хозяйства, нефтяных и газовых месторождениях.

Это было обусловлено и желанием студентов применять на практике полученные в институте знания, и повышение эффективности производственной деятельности отрядов. Костяк этих отрядов, как правило, составляли студенты старших курсов, получивших хорошую теоретическую базу и опыт практической работы. Так отряд ”Энергия”, сформированный из старшекурсников Волжского филиала МЭИ в г.Чебоксары за лето 1967 года в Чувашии подключил к государственной энергосистеме 50 колхозов, построил 36 трансформаторных подстанций, протянул 168 км линий электропередачи.

1967 год - этапный год в истории студенческого трудового движения. 26 мая было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР ”О мерах по улучшению организации и повышению эффективности летних работ студентов”. Оно установило порядок определения строительных объектов и контингент студентов, направляемых на эти объекты в период летних каникул; обязанность министерств и ведомств, строительных организаций, для которых отряды производят работы, отчислять на счета комсомольских органов средства, необходимые для организации работы отрядов; порядок оплаты труда студентов, их проезда к месту работы и обратно, другие важные вопросы. Работа отрядов стала осуществляться на основе хозяйственных договоров, регламентирующих обязательства студенческого отряда и принимающей его хозяйственной организации. В развитие этого постановления компетентные органы издали нормативные акты, регулирующие взаимоотношения системы студенческих отрядов с хозяйственными органами, структуру и организацию управления студенческими отрядами, предоставление определенных льгот их членам. Студенческое трудовое движение обрело правовой статус, что способствовало качественному его преобразованию. По поручению ЦК КПСС и Совета Министров СССР Президиум ВЦСПС в сентябре 1967 года утвердил ”Типовой договор на работы, выполняемые студенческими строительными отрядами”, который регламентировал производственные отношения, взаимные обязательства строительной организации и ССО.

По-прежнему расширялась сфера деятельности студенческих отрядов. Летом 1967 года ССО МГУ имени М.В. Ломоносова выехал на реставрационные работы Соловецкого музея-заповедника. ЦК ВЛКСМ в апреле 1969 года одобрил и рекомендовал использовать ”опыт работы реставрационно-строительных отрядов по оказанию помощи в сохранении памятников отечественной истории”. Летом этого года 850 студентов из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Тбилиси, Ярославля участвовали в реставрации музея-заповедника Кижи в Карелии, кремля в Ростове Великом, Соловецкого монастыря.

В 1967 году по инициативе студентов Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта был сформирован студенческий отряд проводников. Успешно работали отряды путины на рыбных промыслах Камчатки и Сахалина, отряды медиков трудились в Москве и на Украине, в Латвии и Таджикистане, в Казахстане и Карелии, поликлиники на пароходах были сформированы в Томской области.

Но самое широкое поле деятельности отряды не строительного направления нашли в сельском хозяйстве, где в период уборочных работ остро ощущается нехватка рабочих рук, а также в отраслях переработки сельскохозяйственной продукции. В организациях Министерства пищевой промышленности в среднем трудились около 65 тыс. юношей и девушек. Около 30 тыс. бойцов студенческих отрядов трудились проводниками железнодорожных вагонов, что составляло четвертую часть кадров проводников МПС СССР.

Широкое развитие движения поставило задачу создания единого руководящего органа, который координировал бы деятельность отрядов во всесоюзном масштабе. Поэтому в июле 1966 года ЦК ВЛКСМ признал целесообразным создать при Центральном Комитете комсомола специальный орган по руководству ССО. 30 января 1967 года бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление об организации Центрального штаба ССО. Было принято решение создать соответствующие штабы при обкомах, крайкомах комсомола, ЦК ЛКСМ союзных республик.

1969 год. В целях улучшения организации и укрепления ССО, более конкретного определения их структуры, форм и методов работы в ноябре 1969 года ЦК ВЛКСМ утвердил ”Положение о студенческом строительном отряде” и ”Положение об областных, краевых, республиканских штабах”.

В январе 1970 года расширенное заседание Центрального штаба ССО при ЦК ВЛКСМ приняло новый Устав ВССО. Летом 1970 года 351,8 тыс. студентов и учащихся работали на территории всех союзных республик, в 70 областях, краях и автономных республик РСФСР. Существенно изменилась география работы отрядов. Если в 1965 году практически все ССО выезжали в Казахстан, то в 1970 году всего 9,3%. Около 80 тыс. студентов трудились на стройках Сибири и Дальнего Востока, Крайнего севера. 27 тыс. бойцов трудового семестра сооружали такие объекты, как Волжский и Камский автозаводы, газопровод Север-Центр, железные дороги Асино-Белый Яр, Тюмень-Тобольск-Сургут, Красноярская ГЭС.

Важное значение для дальнейшего укрепления патриотического движения имело постановление ЦК ВЛКСМ ”О фактах грубых нарушений трудовой и финансово - хозяйственной дисциплины в отдельных студенческих строительных отрядах” от 24 июня 1970 года. Отмечая случаи нарушения принципа добровольности при зачислении в ССО, трудовой и финансовой дисциплины в некоторых коллективах, направления внеплановых отрядов, ЦК ВЛКСМ обязал комитеты комсомола, штабы студенческих отрядов ”усилить руководство работой студенческих строительных отрядов, повысить требовательность к их руководителям, обеспечить систематический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в отрядах”, поднять ответственность за соблюдение Устава и ”Положения о студенческом строительном отряде”.

1972 год. На сельское строительство, которому уделялось особое внимание в деятельности студенческих отрядов, был направлен отряд общей численностью 220 тысяч человек.

1973 год. Впервые всесоюзный студенческий отряд преодолел миллиардный рубеж объема строительно-монтажных работ. Построено 4600 жилых домов и общежитий, 16464 км линий электропередач, воздушных и кабельных линий связи, 822 км железных дорог, электрофицировано 7260 жилых домов!

1974 год. Совет министров РСФСР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли решение о проведении Всероссийского социалистического соревнования среди краевых и областных студенческих отрядов.

26 мая 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР ”О мерах по дальнейшему улучшению организации летних работ студенческих отрядов”. Начался новый этап в развитии студенческого трудового движения. Практически все основные стороны организации и деятельности его становятся на прочный правовой фундамент.

Резко увеличилась численность Всесоюзного студенческого отряда. К середине 70-х годов в семь раз возрос объем работы, расширилась сфера приложения труда отрядов в народном хозяйстве страны, появились отряды не строительного направления. Практика деятельности отрядов настоятельно требовала расширения круга вопросов, регулируемых правом, особенно тех, которые связаны с оплатой труда и его условиями.

Постоянно увеличивается численность отрядов не строительного направления. В 1980 году в них участвовало 389,4 тыс. человек. Если во Всесоюзном отряде в 1971-1975 годах их доля в среднем составляла 24%, то к началу 80-х - 42%. Этот процесс проходил во всех территориях страны, даже в крупных вузовских центрах, имеющих большие возможности для формирования ССО. Так, комитеты комсомола г. Ленинграда и области в не строительные отряды в 1971 году направили 8 тыс. человек, в 1975 - 10 тыс., в 1980 - свыше 14 тыс. За это время их количество увеличилось с 23 до 42%.

Расширение сферы деятельности отрядов дало возможность еще активнее привлечь в ряды патриотического движения различные категории молодежи. За эти годы резко повысилось количество бойцов за счет учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ. Они составили одну треть Всесоюзного отряда. За 70-е годы численность участников третьего семестра из учащихся средних специальных учебных заведений увеличилась в 1,5 раза, ПТУ - в 12 раз.

Если в 1971 году в трудовом семестре приняли участие 4,4% юношей и девушек средних специальных заведений страны, обучавшихся на дневном отделении, то в 1980 году - более 8%. За эти годы бойцами патриотического движения стали более 2 млн. учащихся техникумов, училищ.

За эти года произошли и качественные изменения в составе участников трудового семестра. До середины 60-х годов в отрядах в основном были юноши. Это объяснялось тем, что тогда формировались преимущественно ССО. Специфика строительных работ ограничивает возможности использования женского труда. Данное положение характерно и в настоящее время для коллективов, выезжающих на строительные объекты. С начала 70-х годов широкое развитие не строительных отрядов позволило активно включить в трудовой семестр женскую молодежь учебных заведений. Так, только с 1971 по 1975 годы во ВССО девушек увеличилось с 15 до 35% (с 127,7 тыс. девушек до 238,9 тыс. девушек).

Характерным является такой факт: если в 1971-1975 годы в составе отрядов приняли участие 67,6 тыс. подростков, то за 80-ые годы 81,5 тыс. Вместе со студентами только в Казахстане в 1972 г. работало более 1000 подростков. У каждого из них сознательная жизнь началась с многочисленных визитов в детские комнаты отделения милиции. К хорошим результатам привело создание в 1966 г. студентами Ленинградского университета подросткового отряда ”Осип-1”. Продолжая эту традицию, ими же в 1967 г. в Гурьевской области был создан отряд ”Осип-2”. Но большинство подростков работало не в специально созданных, а в обычных студенческих отрядах. Практика показала, что и в том и в другом случае совместная работа со студентами, а затем их дальнейшее постоянное шефство не только весьма благотворно сказываются на формировании личности подростка, но и формируют у будущих специалистов навыки воспитателя и организатора. Таким образом, шел взаимосвязанный процесс дальнейшего расширения сферы деятельности отрядов и контингента участников трудового семестра за счет категорий молодежи, обучающихся в различных учебных заведениях.

Ежегодно растет численность участников летнего трудового семестра. В 1973 году в нем принимало участи 550 тыс. бойцов. По сравнению с началом 70-х годов в конце 70х - она увеличилась более чем на один миллион человек. За 70-е годы постоянно росло количество вузовской молодежи, принимающей участие в работе отрядов. Если в 1971 году в ВССО их было 13,8% от общей численности студентов дневного отделения, то 1980 году- 17,7%.

Улучшение качественного состава кадров патриотического движения включает в себя их систематическое обучение и воспитание.

Эффективность движения ССО и решения задач воспитания и подготовки будущих специалистов зависит от деятельности линейных отрядов, уровня деловых качеств руководителей. Однако, как показывают социологические исследования, более 13,5% бойцов трудового семестра не удовлетворены их организаторскими способностями, умением создавать нормальную морально-психологическую обстановку в коллективе. Это требует дальнейшего совершенствования системы подготовки и воспитания кадров руководителей.

В студенческих отрядах молодежь на практике училась быть организатором и руководителем. Принцип организационной самостоятельности, положенный в основу жизни этих коллективов, выдвигает на руководящую работу людей из среды участников трудового семестра. Перед ними стоят конкретные задачи и обязанности по организации жизни отряда и они решают весьма ответственные задачи. В таких условиях скорее и глубже постигается сложная наука управления и воспитания.

В период подготовки к летним работам, трудового семестра во ВССО каждый пятый студент, учащийся становится командиром, комиссаром, мастером, то есть руководителем и организатором самостоятельного коллектива. Только за 1976-1980 гг. в районных (зональных) штабах, в линейных студенческих отрядах школу управления коллективом, прошли около 270 тыс. юношей и девушек. И этот опыт, полученный в отрядах, помогает молодому специалисту в будущем быстрее вписаться в трудовой коллектив, завоевать в нем признание и авторитет.

1977 год. Участники Всесоюзного студенческого отряда имени 60-летия Великого Октября приняли участие в сооружении объектов 100 всесоюзных ударных комсомольских строек, где выполнили объем строительно-монтажных работ на сумму 380 млн. руб. Из 30 тыс. объектов, принятых к строительству студенческими отрядами, почти 12 тыс. сданы в эксплуатацию и под монтаж оборудования, причем 8,5 тыс. - на селе.

1978 год. Впервые студенты и учащиеся трудились в отрядах, организованных по принципу ССО на осенних уборочных работах.

1979 год. В Алма-Ате состоялся Всесоюзный слет участников студенческих отрядов. Делом отвечая на его решения, 770-тысячный Всесоюзный студенческий отряд в строительстве и других отраслях народного хозяйства впервые выполнил объем работ, превышающий 1,5 млрд. руб. Центральный штаб студенческих строительных отрядов при ЦК ВЛКСМ утвердил Устав Всесоюзного студенческого строительного отряда.

Структура Всесоюзного студенческого отряда 70-80-х годов устойчиво сформировалась и осталась в эти годы практически неизменной. Республиканские студенческие отряды существовали во всех 14 союзных республиках (по примеру комсомольских органов в РСФСР не было студенческого отряда), в 6 краях, в 135-140 областях.

Во многих вузах создавались творческие СО, они внедряли научные, технические разработки. В декабре 1981 года Украинский республиканский штаб СО ЦК ЛКСМУ принял постановление ”О базовых областных штабах СО по развитию соответствующих направлений деятельности студенческих творческих отрядов”. Штаб определил такие основные направления деятельности научно-производственных отрядов: сокращение ручного труда, механизация трудоемких процессов, совершенствование конструкций машин и механизмов, индустриализация сельскохозяйственного производства, строительство и реконструкция производственных, гражданских зданий и сооружений, транспортное строительство, реставрационные и художественные работы, охрана окружающей среды.

Хорошо зарекомендовали себя студенческие реставрационные отряды. Московский архитектурный институт скомплектовал студенческие отряды, которые вели реставрационные работы, в том числе по сохранению памятников истории и культуры. Важным направлением деятельности студенческих научных экспедиций, архитектурно-конструкторских бюро являлось явление и изучение памятников народного зодчества, сохранение памятников архитектуры при реконструкции сельских населенных пунктов Нечерноземья.

Летом 1984 года в пионерских лагерях работало около 150 тысяч студентов педагогических институтов, из них около 60 тысяч - с использованием организационных принципов СО.

Использовалась и такая форма студенческих отрядов, как круглогодичные отряды. Одни из инициаторов этого направления деятельности СО - студенты ленинградских вузов - установили деловые отношения с городскими предприятиями и стройками, разработали скользящий график посещения лекций и труда.

Примером серьезного отношения к делу является хорошо зарекомендовавший себя на Октябрьской железной дороге круглогодичный отряд проводников ”Смена”. Студенты ЛИИЖТа взяли в свои руки обслуживание поезда №25/26. У поезда ”Смена” безупречная репутация. Но не сразу их поезд стал образцово-показательным. Студенческому отряду были выделены поначалу чуть ли не самые худшие вагоны. Заявки на ремонт игнорировались. Уголь для топки привозили в последнюю очередь. За ремонт и прочее обслуживание со студентов брали ”трешки” и ”пятерки”.

После поездки в Москву и обратно ребята приходили на занятия в институт с черными от угля, не отмывающимися руками и красными от едкого дыма глазами, но студенты не сдавались. Постепенно стала ”сдаваться” железная дорога. В два этапа получили новые вагоны, которые сразу же взяли на социалистическую сохранность. Устав бегать по ремонтникам, отказались от их услуг. Сами стали мыть вагоны. Постепенно поезд №25/26 стал приближаться к идеалу. Вскоре неизбалованные дорожным сервисом пассажиры стали отправлять в институт, руководству дороги восторженные письма.

Движение СО получило понимание и поддержку студентов и поэтому оно получало быстрое и массовое развитие. Число студентов, выезжающих в составе студенческих отрядов, ежегодно увеличивалось. В 1959 году - 339 человек, 1965 году - 40 тысяч, 1970 году - 309 тысяч, 1980 году - 822 тысячи, 1985 году - 830 тысяч человек.

Одной из основных характеристик движения является численность его участников. За 25 лет - с 1959 по 1983 годы - школу стройотрядов прошли 10311000 студентов и учащихся. За 1959 - 1986 годы во всесоюзном студенческом отряде работало 12757975 человек.

На протяжении всего периода существования движения СО в нем были заинтересованы все структуры государства. Центральный штаб СО направлял студентов на объекты более 50 министерств и ведомств СССР и РСФСР. Потребности министерств и ведомств в дополнительной рабочей силе в форме СО значительно превышали существовавшие возможности. Так, в 1985 году поступили заявки на 2 миллиона человек, тогда как Всесоюзный СО мог насчитывать только 800 тысяч.

За это время сформировались и обрели нормативную базу основополагающие принципы организации студенческих отрядов:

1. плановое формирование, распределение отрядов и государственная отчетность об их деятельности;

2. договорный характер отношений между студенческим отрядом и хозяйственной организацией;

3. льготы и преимущества членам отрядов как особой категории временных работников;

4. добровольность участия и самоуправление в студенческом отряде;

5. сочетание хозяйственной деятельности с идейно-политической работой;

6. финансирование организации, подготовки и оснащения студенческих отрядов за счет предприятий, использующих их труд.




  1. Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи

История возникновения, становления и развития массового молодежного движения студенческих трудовых отрядов представляет значительный интерес не только как уже состоявшееся историческое событие, но и как определенный исторический опыт самоорганизации и организации молодежи страны для решения важных задач, стоявших перед страной на каждом конкретном историческом этапе ее развития. Для нас сегодня очень важно осмыслить этот опыт, оценить его, критически отнестись к каждому событию в истории этого движения с тем, чтобы сделать определенные выводы о возможности и необходимости продолжения этой истории, пусть и в новых исторических реалиях, может быть и не в таких масштабах.

Рассмотрим с позиции социализации молодежи историческое событие - движение студенческих трудовых отрядов. Мы не рассматриваем предысторию этого движения - события до 1959 года, потому что с позиции социализации молодежи весь этот трудный период в истории страны вынуждал государство использовать практически одну форму социализации молодежи - мобилизационную. Эта форма не предполагает постановки большого спектра задач перед теми, кто организует этот процесс, и перед теми, кто участвует в нем в качестве социализируемых субъектов. Молодежь использовалась как внутренний ресурс страны, обладающий особым запасом энергии и энтузиазма и, самое главное, практически дармовой рабочей силы. Ясно, что сама молодежь тогда в большинстве своем понимала, но также она понимала и принимала необходимость такого положения дел. Стране надо было выстоять в окружении классового врага и залогом свободы - была экономическая свобода и самостоятельность. Ради этой высокой цели можно было отдавать свои знания, умения, способности. Во имя светлого будущего надо было упорно трудиться и молодежь это делала наравне со взрослыми, объединенные единым порывом строительства нового общества отцы и дети были единой созидающей силой.

Далее Великая Отечественная война и период послевоенного восстановления экономики страны были также экстремальными условиями, в которых мобилизационная форма социализации была единственно возможной и способствовала выживанию, а позднее и восстановлению страны. В 1959 году - официально принятой даты зарождения студенческих трудовых отрядов нового качества, начинается новая история молодежного движения в стране. Хорошо известно, что этому событию предшествовало знаменательное событие в жизни страны - ХХ съезд КПСС, на котором был не просто разоблачен культ личности Сталина, но был придан импульс творческим инициативам всего населения страны практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Хрущевская оттепель создала возможность молодежи проявить самостоятельность и инициативу. Нет ничего удивительного в том, что проявили ее именно студенты как наиболее грамотные во всех смыслах молодые люди, которые почувствовали возможность реализовать свой творческий потенциал, реально приобщившись к великим событиям, происходящим в жизни страны, в ее экономике в первую очередь. Но сама инициатива была не столько экономической, сколько социальной в широком смысле этого слова. Ибо прямые и косвенные последствия этой инициативы выходили далеко за экономические рамки.

Очевидно, что в данном случае мы имеем иную форму социализации молодежи, по сути инновационную, основанную на признании первичности общественных интересов над личными (частными) не в силу жестких условий выживания для страны и индивида в том числе, но уже в условиях свободного выбора молодого поколения. Суть этой инновации и состояла в самодеятельной реализации осмысленной гражданской позиции тогдашнего поколения молодежи и ее части в лице группы студентов. И не важно что, на первом этапе становления движения не было практически никаких руководящих и направляющих указаний со стороны руководящих инстанций, как и не важно то, что опять-таки студенты пока вливались в существующие трудовые коллективы, члены стройотрядов не действовали как полностью самостоятельные субъекты.

Этап наработки, апробирования и внедрения нормативных документов, регламентирующих деятельность студенческих трудовых отрядов был впереди, и был вызван чрезвычайно возросшим по масштабам и количеству участников движения трудовых отрядов. В данном случае мы имеем переход от стихийно возникшей инициативы и соответственно стихийных форм социализации молодежи к управляемой социализации, в рамках которой базисная деятельность - трудовая в той или иной сфере народного хозяйства есть лишь необходимое условие для осуществления и политической, и правовой, и экономической социализации молодежи.

Но такова участь любой, в том числе и социальной новации - при увеличении ее масштабов и распространении на иные сферы деятельности, нежели та, в которой первоначально появилась новация, возникает опасность бюрократизации и выхолащивания содержания первоначального замысла инициаторов.

Министерства и ведомства достаточно быстро сумели использовать инициативу молодежи в нужном себе русле. Трудовые отряды стали использовать как средство латания дыр в выполнении плана. Не случайно в 70-80-е годы - период экстенсивного развития экономики министерства и ведомства активно привлекали студенческие отряды, вместо того чтобы разрабатывать и внедрять новые и прогрессивные технологии использовалась дополнительная рабочая сила и создавалась картина благополучия с выполнением плана. Запросы ведомств росли и только добровольческие основы участия в движении строительных и иных трудовых отрядах уже не могли обеспечить удовлетворение заявок министерств и ведомств. Это привело к тому, что принцип добровольности участия в студенческих отрядах стал все чаще и чаще нарушаться, и мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни, культурно-массовые мероприятия для населения - стали отодвигаться на второй план. А то попросту игнорироваться руководителями хозяйств, с которыми были заключены договора.

Из жизни самодеятельных и самоуправляемых объединений молодежи стал уходить дух романтики и чувство сопричастности к выполнению большой и ответственной народнохозяйственной задачи. Приписки и обсчеты, иные формы экономического обмана молодежи способствовали тому, что часть молодежи включалась в асоциальную деятельность. Студенческие трудовые отряды стали терять свою былую привлекательность и не смотря на возросшее внимание к их деятельности со стороны высших органов управления экономикой страны, и со стороны политического руководства студенческие трудовые отряды к концу 80-х годов фактически перестают быть самодеятельными и самоуправляемыми молодежными образованиями, выполняющими важную социализаторскую функцию. Они все больше рассматриваются как способ получения дополнительного заработка студентами и не более того. Такое постепенное изменение первоначальных целевых и ценностных установок движения в целом не оставалось незамеченным участниками трудовых отрядов. О чем свидетельствовали и социологические исследования.

Лаборатория социологических исследований проблем студенчества НИИКСИ, начиная с 1966 г. проводила изучение мотивов поездки студентов на летние стройки, организации труда, отдыха и быта студентов, влияние строек на формирование у будущего специалиста организаторских качеств, социальной зрелости.

Первый анкетный опрос 764 студентов был проведен в декабре 1966 г. в Москве, а так же во время Всесоюзного слета студенческих отрядов в Свердловске. Летом 1967 года были проведены два анкетных опроса студентов - участников летних строек - студентов вузов Москвы и Ленинграда: в июне, в момент отъезда на стройки (520 чел.) и в августе, за несколько дней до возвращения домой (365 чел.). В декабре 1967 - январе 1968 года было проинтервьюировано более 100 руководителей - работников министерств и ведомств, директоров совхозов и строительных трестов, ректоров и деканов вузов.

В целом ответы на эти вопросы распределились следующим образом (см. таблицу №1):



таблица №1




Почему возникли студенческие строительные отряды?

Хозяйственни-ки, %

Молодые специалисты, %

Преподава-тели, %

1

1 Для устранения некоторых недостатков в организации строительства

20,2

28,3

34,5

2

2 Для воспитания студенчества

7,4

7,5

6,2

3

3 Для помощи народному хозяйству и воспитания студенчества

68,7

54,8

40,6

4

4 Не думал над этим

9,7

69,4

18,7

На вопрос ”Как Вы считаете, является ли привлечение дополнительной рабочей силы в виде строительных отрядов необходимым для Вашего хозяйства?” - все опрошенные руководители хозяйств ответили ”да”.

Умение руководить людьми - большое и плодотворное искусство. И овладеть им будущий специалист должен уже в стенах вуза.

В анкету 1967 г. был включен вопрос: ”Как Вы думаете, могли бы Вы сейчас руководить группой людей, увлечь и организовать людей на какое-нибудь полезное дело и т.д.?” (см. таблицу №2).

таблица №2



Как Вы думаете, могли бы Вы сейчас

До поездки на стройки , %

Перед возвращением со стройки , %

Разница в ответах, %

1

1 Руководить группой людей

43,4

59,9

+16,5

2

2 Увлечь и организовать людей на какое-нибудь полезное дело

41,3

51,7

+10,4

3

3 Переносить трудности и лишения походной жизни

90,9

88,4

-2,5

4

4 Высказать свое мнение, если даже оно не совпадает с мнением большинства

79,8

77,6

-2,2

Из ответов видно, что на 16,5% увеличилось число студентов считающих, что они уже сейчас могут руководить группой людей, и на 10,4% стало больше студентов, уверенных, что они способны увлечь и организовать товарищей на какое-нибудь полезное дело. Повторный опрос также показал, что в среднем на 2-2,5% стало меньше студентов, уверенных в том, что они способны переносить трудности и лишения походной жизни и готовы высказать свое мнение, если даже оно не совпадает с мнением большинства. Чем можно объяснить это обстоятельство? Во-первых, почти половина опрошенных студентов впервые выезжали на стройку и не имела реального представления о тех трудностях, которые их там ожидали. Для некоторых из них перед отъездом на стройку был характерен чрезвычайный романтизм, идеализация предстоящей поездки. Не случайно, отвечая на вопрос о мотивах своей поездки на летние стройки, 46,9% опрошенных студентов сказали: ”Возможность принять участие в необычной и романтической поездке”.

Но на стройке, как и следовало ожидать, встретилось немало трудностей, и некоторые студенты, по-видимому, оказались к ним неподготовленными. Именно поэтому уменьшилось на 2,5% число положительных ответов, касающихся способности переносить трудности и лишения походной жизни. На 2,2% стало меньше ответов, данных студентами о том, что они готовы высказать свое мнение, если оно даже не совпадает с мнением большинства.

Отвечая на вопрос о целях поездки на летние стройки, 70% назвали желание быть вместе с товарищами, 64,9% - стремление принести пользу обществу, 51,4% - посмотреть на страну, познакомиться с новыми местами, 44,6% - проверить себя в трудных условиях. И это не просто слова. Повторный опрос показал, что цели эти осуществились, что студенты приобрели на стройках такие положительные качества, как умение руководить людьми, способность преодолевать трудности.

По данным социологических исследований 1967-1978 гг., если до участия в трудовом семестре студенты в основном боялись руководить коллективом, то после поездки в составе отрядов более 50% командиров были готовы вновь встать организаторами патриотического движения.

На вопрос анкеты ”Какие навыки вы получили в результате поездки в составе ССО?” 22,5% опрошенных в Воронежском университете в 1975 году ответили, что приобрели опыт организаторской работы, 45,8% - навыки работы с людьми. А если до поездки в составе отрядов руководителями в первый раз только 24,5% считали, что смогут организовать работу коллектива, то после трудового семестра эта цифра составила 38,7%. Если в Белорусском отряде в 1974 году до поездки в составе отрядов были готовы руководить 43,3%, то после трудового семестра - 59,9%. Данные социологических исследований в Ленинградском университете также показывают, что трудовой семестр создает благоприятные условия для формирования у будущих специалистов организаторских навыков: если до выезда в составе отрядов бойцы, уверенные в своих способностях управлять коллективом, составляли 43,3% от числа опрошенных, то после трудового семестра их стало 60%.

Как видим, в середине 60-70-х годов положительные оценки различных аспектов деятельности трудовых отрядов и своего участия в них преобладают. И этим цифрам вполне можно доверять, потому что именно так и обстояло дело в то время в экономике страны. Однако чуть позже начались проявляться негативные явления в жизни общества и страны в целом, которые не могли не затронуть и трудовые отряды. Именно в это время участники социологических опросов стали все более критичнее и критичнее относиться и к самой идее трудовых отрядов и к участию в их деятельности.

С целью выяснения отношения к движению студенческих отрядов самими студентами в 11 вузах страны был задан вопрос ”Каково Ваше отношение к студенческим отрядам и их деятельности?”. Были получены следующие ответы: работа в отрядах имеет большое воспитательное значение, помогает обрести уверенность в себе, овладеть искусством общения с людьми, профессиональными знаниями - 56,0%; участие отрядов в решении народнохозяйственных задач эффективно и необходимо - 26,8%; отряды - инициатива комсомола 50-60-х годов - по-прежнему необходимы и перспективны - 9,3%, отряды не имеют будущего - 12,3%.

На вопрос: ”В последнее время много говорят о кризисе популярности студенческих отрядов. Если вы считаете, что такой кризис налицо, то в чем видите его причины?” студенты ответили так: нарушается принцип добровольности участия в студенческих отрядах - 33,2%, часто не обеспечивается бесперебойный режим работы, необходимые условия труда, быта и отдыха - 33,8%; студенты не имеют возможности выбрать работу, отвечающую их интересам, соответствующую профилю получаемой специальности - 34,9%, существующая практика оплаты труда не гарантирует получения всех заработанных средств - 27,2%; среди хозяйствен-ников преобладает потребительское отношение к труду студентов - 17,5%; резко снизился уровень сознательности студентов, дисциплины, пропал интерес к труду, преобладают меркантильные настроения - 14,4%.

”Кто виноват в сложившейся ситуации?” - спросили студентов. Были получены ответы: руководители хозяйств, организующих прием студенческих отрядов - 48,4%; министерства и ведомства - 18,0%; комитеты комсомола - 29,7%; участники, руководители линейных студенческих отрядов - 13,9%; партийные и советские органы - 10,5%.

На лицо, как говорится кризис всей вертикали управления массовым движением, которая не пользуется доверием и авторитетом у потенциальных участников движения.

Период перестройки, попытки перевести экономику на новые рельсы - интенсификации производства уменьшил потребность в студенческих трудовых отрядах, а на закате перестройки, когда трудности в экономике страны и в управлении предприятиями, вызванные введением хозрасчетных отношений сделали практически невыносимыми условия сохранения массового молодежного движения трудовых отрядов. Умерла социальность - распалась страна, которая породила данную форму социальной активности молодежи и на длительное время экономика России перестала нуждаться даже в квалифицированных рабочих. Десять лет так называемых рыночных реформ, а фактически захвата и перераспределения собственности вопрос о студенческих трудовых отрядах не поднимался. Но процесс перераспределения не может идти бесконечно, рано или поздно страна просто была вынуждена начать возрождать производство - это поняли все участники экономического процесса в стране. И в новых исторических условиях по-новому встает вопрос об организации трудовых отрядов.

Получив реальную возможность включиться в настоящую трудовую жизнь, нынешняя молодежь получит не только дополнительный заработок, но и поймет свое место в жизни общества и страны. Принципиален вопрос в настоящее время - а какие ниши в экономике страны могут занять трудовые отряды? Ответ на этот вопрос малоутешителен, но оптимистичен. Пока в экономике нашей страны сохраняется большой сектор, требующей использования большого количества неквалифицированной рабочей силы, а поскольку студенты есть временные рабочие, то и затраты на их трудоустройство, а соответственно и издержки могут быть значительно ниже, чем на создание постоянных рабочих мест. Кроме того, сфера услуг, если она наберет обороты и приобретет цивилизованные формы, прежде всего в крупных городах, также является потенциальной нишей, где труд студентов может быть востребован. А значит эта часть молодежи, по крайней мере, не будет включена в мутный поток асоциальной деятельности, иными словами она посредством участия в деятельности таких отрядов будет минимально социализована в нужном для общества и страны пространстве, и конечно же и для нее самой, как будущее именно нашей страны.

Можно предположить, что и ценность труда для тех, кто прошел или пройдет через школу трудовых отрядов резко возрастет, придет и понимание исторической судьбы своих отцов, романтики их молодости, будет восстановлена хоть и на короткое время преемственность поколений в пространстве социальных инициатив. Поэтому современным организаторам студенческих трудовых отрядов предстоит проделать большую работу во всех планах, но усилия их будут не напрасны - у них есть шанс вместе с современной молодежью стать достойными продолжателями социальных инициатив своих отцов. Важно при этом максимально учитывать социальные реалии дня сегодняшнего и особенно внимательно относиться к подбору претендентов на вакансии в трудовых отрядах, ибо в начале очень важно создать нечто качественное, что может быть потреблено в современной рыночной экономике, и лишь потом переходить к тиражированию нового опыта, т.е. наращивать мощность и массовость движения, наполняя его все новым и новым социальным смыслом, адекватным поискам современной молодежи своего места в нашей стране, в нашей такой непростой жизни.


  1. Роль и место студенческих трудовых отрядов в социально-профессиональном самоопределении молодежи

Разрабатывая тему социальной значимости движения студенческих трудовых отрядов для общества и самой молодежи, следует обратить особое внимание на их педагогическую ценность. Педагогическая ценность студенческих трудовых отрядов в решении вопросов профессионального самоопределения заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности, накоплении профессионально значимых способов деятельности в настоящем во имя будущего.

Динамика современных социально-экономических преобразований в нашей стране определяет особое место проблемы профессионального самоопределения молодежи, предписывая необходимость активизации субъектно-личностных основ прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности человека.

Многочисленные исследования обнаруживают ряд обстоятельств, затрудняющих профессиональное самоопределение современного подрастающего поколения: нечеткость личных ценностных ориентаций; неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора, возникающей на разных этапах социального становления; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста.

Современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. Исследования нравственных проблем подготовки молодежи к жизни и труду отмечают несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации.

С другой стороны, в современных исследованиях появилось понятие ”социальный психотравматизм”, выступающий среди населения, особенно у молодежи и подростков, как тревога и

беспокойство, социальный пессимизм, страх, порожденные нестабильностью социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Это не только не способствует формированию психологического комфорта у подрастающего поколения, но не создает даже элементарной социальной защищенности. Почти 28% выразили боязнь оказаться беззащитными, 23,3% - никому не нужными, 23% - опасаются превратиться в батраков в будущей взрослой жизни.

В этой связи психологи считают необходимым улучшать психологическую подготовку подрастающего поколения к самоопределению в сложной и быстро меняющейся социальной обстановке. Так, в критической для человека ситуации, он должен определить фактор значимости для него происходящего события и быть способным к ”психологической защите”.

Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения - его микросреды. Социальная среда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности. Перемены, захлестнувшие мир и страну, существенно изменяют культуру и механизмы ее передачи. В связи с тем, что молодому поколению предстоит жить в мире, значительно отличающемся от того, в котором живет нынешнее взрослое поколение, на первый план выдвигается задача стимулирования социально значимой позиции молодежи, включающей самостоятельность действий и способность принимать решения в новых, динамично меняющихся ситуациях.

Общество диктует свои требования к труженику, ядро комплекса составляет несколько качественных характеристик: индивидуализм, работоспособность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, мобильность, жизненный оптимизм. Молодежь необходимо этому учить: ориентировать и тренировать, формируя необходимые знания и умения. Требуется оказание необходимой целевой помощи по приспособлению к существующей действительности. Это осознается и запрашивается молодыми людьми, в отличии от того, что еще недавно они требовали лишь материальной помощи.

Существенную роль в преодолении вскрытых осложнений играют временные трудовые коллективы, такие как студенческие трудовые отряды, деятельность которых приближена к реальной жизни социальной микросреды и позволяет расширить пространство социального взаимодействия человека с окружающим миром.

В деятельности студенческих трудовых отрядов, на первый план выдвигается необходимость создания наиболее благоприятных условий для самореализации личности, так как ценностно-смысловая позиция по отношению к своему существованию, социальному становлению и профессиональному развитию существенным образом обусловлена региональными, демографическими, социально - стратификационными факторами, которые конкретизируют реальность жизненной ситуации человека, определяя его профессиональные ориентации. Наличие в структуре общества целей, развивающих личностный потенциал его членов, обеспечивает, в свою очередь, обогащение самого общества совокупностью неповторимых индивидуальностей.

Центральной для привлечения внимания молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является идея самореализации личности. Преодолевая внутреннее движущее противоречие несоответствия реального уровня саморазвития его возможному уровню, человек сохраняет целостность собственного ”Я”, становится более независимым, ”полноценно функционирующим”. В отечественной психологии находит все большее понимание значимость самореализации личности для включения человека в жизнь социума на основе ценностных представлений об ”образе Я”, обеспечивающих его активность в преобразовании себя и среды. Бесспорным представляется такой результат самореализации, как изменение и развитие человека на сознательном и на более глубинном уровне своей личности, нацеленное на то, чтобы справиться с трудностями жизни более конструктивно, разумно, социализированно, так, чтобы она приносила ему большее удовлетворение. Индивид становится более цельным, более действенным, он становится более зрелым в поведении, более способен подойти творчески к ситуации.

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного личностью жизненного опыта управления детерминирующими факторами является, таким образом, реальным базисом выбора при любых ограничениях и, следовательно, играет существенную роль в процессе самоопределения личности в любой сфере жизнедеятельности, включая профессиональную. Вполне вероятно, что характер самореализации, уровень ее осуществления, может стать критериально значимым показателем, состоявшегося, последовательно реализуемого самоопределения.

Важно подчеркнуть, что самоопределение - это скорее стремление человека в чем-то определиться, но еще не реализация этого стремления. Жизнь показывает, что студенческий трудовой отряд - реальное пространство для социально-профессионального самоопределения личности.

Студенческий трудовой отряд осуществляет решение задач, не всегда посильных для современной школы, институтов или Центров профессиональной ориентации. Если названные учреждения способны дать информацию о том, как заняться профессиональным самоопределение, то студенческий трудовой отряд предоставляет поле реальной жизнедеятельности молодому человеку.

Таким образом, реализуется необходимая для самоопределения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация (проба сил и развитие потенциала личности).

Опыт деятельности студенческих трудовых отрядов в современных экономических условиях свидетельствует о возможностях социально-педагогической поддержки молодежи - действенной, целевой, реальной.




  1. Немного о Штабе

В роли Штаба студенческих отрядов может выступать любая организация, берущая на себя функции органа управления системой студенческих отрядов.

Структура штаба так же может варьироваться в зависимости от формы собственности и возможностей организации. Но в любом случае работа должна опираться на взаимодействие Штаба с Вузом (Вузами). Рассмотрим две условные структуры Штаба.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по созданию и развитию Студенческих Трудовых отрядов Москва 2005
1293.78kb.
5 стр.
«Проблемы обеспечения молодыми кадрами строительных объектов, активизация работы студенческих строительных отрядов. Нормативно-правовые аспекты»
98.58kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта Концепция школьного сайта
239.69kb.
1 стр.
Отчет о проведении учебы комиссаров
38.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации по созданию образовательных автономных учреждений на
218.99kb.
1 стр.
Исторический опыт движения студенческих строительных отрядов красноярского края 1953-1990 гг
572.5kb.
4 стр.
Рекомендации по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы
135.31kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке экипажей воздушных судов и выполнению полетов в осенне-зимний период 2005 2006 года
80.44kb.
1 стр.
Программа usaid по местному развитию
16.76kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ Санкт-Петербург 2005
380.5kb.
3 стр.
Методические рекомендации для специалистов системы высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков
439.1kb.
3 стр.