Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине__Клиническая психология _____ для специальности __050706_Педагогика и психология____ курс ________4____семестр________7______ Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры к.псх.н., доцентом кафедры психологии психологии протокол №_____от____________ Давлетовой А.И. Зав. кафедрой__________Юрченко Л.Г. Славянск-на-Кубани 2010
Клиническая психология является одной из ведущих областей современной психологии. Она характеризуется тесной связью развития своих фундаментальных теоретических основ с их активным практическим использованием в решении широкого круга задач охраны и укрепления здоровья населения. Среди других областей психологии клиническая психология является наиболее внедренной в решение разнообразных задач здравоохранения, что отражается в разных аспектах развития этой области – научно-теоретическом, прикладном, методическом, организационном, кадровом. Современная клиническая психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также для этически и социально оправданного воздействия на человека с целью его адаптации к меняющимся условиям жизни. Теоретические и экспериментальные исследования в области клинической психологии питают своими результатами психологическую науку, медицину, педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и многих других специалистов, имеющих дело с людьми. Цель данного курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов со структурой современной клинической психологии, ее основными разделами и категориями, содержанием исследовательской и практической деятельности клинических психологов. Исходя из этого, курс клинической психологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:
Курс клинической психологии предназначен для студентов специальности Педагогика и психология и рассчитан на 50 часов (40 часов – лекций и 10 часов – семинарских занятий). В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и рейтинговой системой оценки знаний студентов курс состоит из трех модулей и включает в себя следующие аспекты:
1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого. Иметь представление: о месте клинической психологии в контексте других психологических дисциплин, с другими смежными дисциплинами (психиатрией, физиологией, внутренними болезнями, педагогикой). Знать: фундаментальные теоретические основы клинической психологии; основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы. общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией. Уметь: применять клинические диагностические методики; интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей; составлять заключения, на основе полученных результатов. 1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины. Программа по клинической психологии построена с учетом последних достижений в области психологии, медицины и смежных наук. В структуре программы учтена также степень разработанности отдельных проблем. Основное содержание программы определяется введением в клиническую психологию, теоретико-методологическими основами клинической психологии, основами нейропсихологии и патопсихологии, основами психосоматики, психологии аномального развития и отклоняющегося поведения. Преподавание данного курса предусмотрено в течение 7-го семестра и предполагает совокупность лекционного курса (40 часов) и семинарских занятий (20 часов). Успешное овладение курсом предполагает большую самостоятельную работу студентов. В нее включается изучение широкого круга основной и дополнительной литературы, подготовка реферативных сообщений, составление библиографий по определенным темам, разбор клинических ситуаций с психологических позиций, подготовка докладов. Форма отчетности студентов – зачет. В соответствии с предлагаемой программой курс включает в себя следующие темы: 1. Введение в клиническую психологию. 2. История зарождения и становления клинической психологии. 3. Клиническая психология – психология здоровья. 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. 5 Характеристика основных разделов клинической психологии 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств. 7. Сферы приложения деятельности клинических психологов. 1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий. С целью развития профессионального мышления студентов при изучении курса «Клиническая психология» используются различные виды учебных занятий. Лекционные занятия обеспечивают формирование целостного представления о предмете, задачах и методах психологии, а также формируют представление о закономерностях психического развития в соответствии с возрастной периодизацией. Семинарские занятия предполагают изучение наиболее важных методологических вопросов. При выполнении заданий по любой теме семинара, студенту рекомендуется ознакомиться с планом занятия и изучить соответствующий раздел учебника или учебного пособия. Далее необходимо законспектировать данный вопрос или тему из литературного источника. Критерием готовности при этом будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники 1.5. Методические указания преподавателю. Изучение курса клинической психологии на факультете Педагогики и психологии предполагает ознакомление с основами клинической психологии. При изучении темы «История зарождения и становления клинической психологии» необходимо рассмотреть возникновение клинической психологии как науки, этапы ее развития: от древнегреческих философов до современных зарубежных и российских представителей этой науки. При изучении теоретико-методологической базы клинической психологии следует уделить внимание общей характеристике клинической психологии, взаимосвязи ее с другими науками. Необходимо рассмотреть методологические принципы клинической психологии, основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике, проблемы этики в клинической психологии. При изучении характеристики основных разделов клинической психологии следует обратить внимание на разделы «Нейропсихология», «Патопсихология», «Психосоматика». При изучении темы «Нейропсихология» рассмотреть эту отрасль психологии, как изучающую мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Необходимо рассмотреть общие принципы функционирования головного мозга, анатомо-морфологическую базу высших психических функций, функциональные блоки мозга, анализаторные системы и нейропсихологические механизмы управления поведением. В теме «Патопсихология» следует уделить внимание особенностям и задачам патопсихологического исследования, расстройствам психических процессов, нарушениям работы основных психических функций, патопсихологическому анализу нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Тема «Психосоматика» должна включить в себя изучение основных ее направлений: психоаналитическое, антропологическое, концепцию профиля личности, концепцию алекситимии, психиатрию консультирования-взаимодействия. Необходимо рассмотреть изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях. 1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль знаний студентов. Тестовый материал включает 3 варианта по 30 вопросов, направленных на:
Каждый вопрос предполагает четыре варианта ответов, среди которых имеются абсолютно неверный, верный и два других, которые в большей или меньшей раскрывают сущность вопроса. В процессе компьютерного тестирования задача студента определяется как выбор правильного ответа из многообразия вариантов. Время выполнения работы – два академических часа. П. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание учебного материала. ТЕМА 1. Введение в клиническую психологию Соотношение терминов «медицинская» и «клиническая» психология. Различные аспекты предмета клинической психологии:
Современные представления о предмете клинической психологии. Клиническая психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний. В настоящее время развитие клинической психологии определяется следующими целями:
Ведущие области клинической психологии, их предмет и задачи:
Рассмотрение расстройств психики в двух перспективах:
Связь различных областей клинической психологии с разными видами клиник. Факторы, детерминирующие интенсивность развития клинической психологии:
ТЕМА 2. История зарождения и становления клинической психологии Истоки научной медицины, два подхода к трактовке общей концепции болезни: Гиппократическая школа Косса и школа первых анатомов Книда. Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения клинической психологии. Древние философы о связи телесного и «душевного». Мозг является «седалищем души» (Алкмеон из Кротона). Мозг является «средоточием психической деятельности» (Пифагор). Психические болезни являются результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален). Взгляды Аристотеля на сущность души. Взгляды ученых на связь души и тела в средневековье. Эпоха Возрождения – «мышление есть свойство материи» (Д. Локк, П. Ж. Ж. Кабанис). Эволюционное учение Ч. Дарвина о связи человека с окружающей средой. Взгляды Т. Гексли – «основы психологии надо искать в физиологии высшей нервной деятельности». Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения клинической психологии. Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов (В. Вундт). Вклад отечественных психологов в развитие клинической психологии (И.П. Павлов, И.М. Сеченов). Первые в России руководства по клинической психологии (Л.И. Бернштейн). Значение трудов Б.Г. Ананьева, Н.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Мясищева для клинической психологии. Вклад московской, ленинградской, тбилисской школ в клиническую психологию. Современные теории в клинической психологии:
ТЕМА 3. Клиническая психология – психология здоровья Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов. Биологический, естественнонаучный, социальный, экспериментально-психологический подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни. Разнообразие задач: профилактические, лечебные, реабилитационные, консультативные. Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье. Социологические аспекты здоровья и болезни. «Здоровое поведение и «больное поведение». Социальное положение и здоровье. Жизненный стиль и здоровье. Степени состояния психического здоровья (С.Б. Семичов): идеальное, среднестатистическое, конституциональное, акцентуация, предболезнь. Основные критерии общего здоровья:
Критерии психического здоровья (по ВОЗ):
ТЕМА 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии Мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношение биологического и социального, проблема нормы и патологии, болезни и здоровья, наследственное и личностно-средовое в этиологии и патогенезе психических расстройств. Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения, реабилитации больных. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии: категория фактора в нейропсихологии и патопсихологии, патопсихологические и нейропсихологические синдромы. Фактор – это функция определенной мозговой структуры, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологических и патопсихологических симптомов или синдромов. Патопсихологический синдром – патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Основные патопсихологические регистр-синдромы:
Основные нейропсихологические синдромы:
Системно-структурный подход к квалификации нарушений психической деятельности. ТЕМА 5. Характеристика основных разделов клинической психологии Состояние и перспективы развития патопсихологии. Методологические принципы построения патопсихологической диагностики:
Состояние и перспективы развития нейропсихологии. Проблема локализации высших психических функций. Теория мозговой системной динамической локализации психологических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.). Психосоматическая проблема. Вопросы, на которые ищет ответы психология соматических больных:
Гипотеза «специфичности» (Александер). Психологические особенности больных с различными видами соматических заболеваний. Психологические проблемы аномального онтогенетического развития. Биологические и социальные составляющие психического развития. Возрастные психологические кризисы. Возрастная периодизация: психические расстройства характерные для различного возраста. Смотрите также: Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности
524.84kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
361.94kb.
1 стр.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности 030302. 65 – «Клиническая психология»
1859.16kb.
28 стр.
Рабочая программа по учебной дисциплине «патофизиология» по специальности 022700 «клиническая психология»
371.09kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Учебная программа по дисциплине этика и психология делового общения специальности переподготовки 1-26 02 85
230.67kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
176.82kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География Направление 1-31 02 01- 02 География
291.92kb.
1 стр.
Клиническая психология 145.02kb.
1 стр.
|