Главная
страница 1
Рецензия на роман С. Цатуряна «ЛЭМС»
Святослав Рассказов
Память сквозного действия
Художественная литература последнего десятилетия изобилует историями криминального характера, перемежаемыми психологическими экзерсисами на тему личных отношений. Совершенно случайно попалась мне на глаза красочно оформленная книга, поманившая свежей зеленью мира, нерадивостью нашей не умервщлённого. Выпустило её небольшое московское издательство «Юни-пресс СК». Пролистнув, купил, не раздумывая. И не пожалел. Прочёл на одном дыхании как приключенческий фильм просмотрел, настолько образен язык повествования, могущего претендовать и на роман-приключение, и на роман-осмысление происходящего с нами в дне сегодняшнем.

Сюжет бесхитростен и прост. Встретившись после долгой разлуки, друзья детства – Ашот (беженец) и Григорий( преуспевающий москвич) – решаются на дерзкий поступок – посетить родину безоблачного детства, городок ЛЭМС (аббревиатура означает – Ленин, Маркс, Энгельс, Сталин), где в разгуле беспредела хозяйничают уже нравы нового времени.

Роман Симона Цатуряна буквально выбивает из накатанной колеи лёгкого чтива, к которому приучил нас наживающийся на скандальной действительности книжный рынок.

События разворачиваются в трёхмерном пространстве неторопливого повествования и уводят в не такое уж далёкое прошлое, когда группа немцев-колонистов, состоящая из евангелистов, отправляется в Закавказье, где будет иметь место Судный день. Осев в Азербайджане, они образуют образцовую колонию наподобие тех, что мы знали в Поволжье и других частях сперва царской России, затем СССР.

Выселение немцев в разгар Великой Отечественной в Алтайский край, ничем не отличалось от депортации горских народов Кавказа по прямому указанию Сталина и Берия.

Эпического размаха авторская задумка, умело разбавленная мальчишеской романтикой попытки возвращения в безмятежное детство, разворачивает экран переживаний, на который проецируется время в его неоднозначном истечении. В романе нет военных действий, есть борения мятущихся сердец.

События, разворачивающиеся в романе, носят исключительно камерный характер и происходят на фоне семейных драм, из которых складывается очередная кавказская трагедия, подобно той, которая в годы войны в течение 24 часов согнала с азербайджанской земли немцев-евангелистов.

Проснувшийся вулкан межнациональных трений на сей раз вышибает с карабахской земли обживших дома немецких колонистов армян. Картины бесчеловечных методов выселения повторяются, да к тому же на волне уже имевших место в Сумгаите и Баку погромов, учинённых азербайджанскими националистами над армянским населением республики.

Герои небольшого по объёму, но более чем ёмкого по накалу страстей многопланового произведения оказываются в водовороте очередной смуты. По пристальном прочтении обнаруживается и третий персонаж романа – река времени, в воды которой, как известно, дважды войти не дано.

Подкупает не только образный язык романа, но и топографическая память души, оставившей метки на каждом из героев. То же можно сказать о лепке характеров и обрисовке природы, дышащей в лад их переживаниям. героев. Цепляет даже шершавый местами слог…

Писать на столь деликатную тему и остаться при этом над схваткой мало кому удаётся. Именно это и полагаю я главным достоинством романа, который не останется незамеченным, ибо автор его поневоле стал рупором мировой толерантности, о которой твердят со всех высоких трибун. В книге нет политики как таковой. Есть её плоды. Горькие от слёз и лишений. Перед читателем, естественно, встаёт вопрос – а стоит ли ездить за тем, чего уже нет? К тому же – заведомо. Тема необратимости вырастает в категорию философского толка. Можно ли построить гражданское общество, руководствуясь в действиях своих безответственностью?! Это уже вопрос, обращённый к нам.

Не случайно роман подобного градуса совестливости вышел из-под пера известного адвоката и правозащитника, не понаслышке знакомого с массовыми проявлениями оголтелого национализма и ксенофобии.

Не воздать должного писателю-армянину, да к тому пишущему на русском так красочно и сочно, мы не можем. Роман этот, как и «Три товарища» Ремарка, останется, я больше, чем уверен, ещё и гимном и живым памятником мужской дружбе и верности.

Книга, выношенная зрелым умом, олицетворяет собой, в известном смысле, знамение времени. Подобно тому, как возмездие настигает зло в конце романа, когда карающая десница Господня испепеляет дух золотого тельца греховности человеческой, добродетели, не загубленные в каждом из нас под напором напастей дня, должны пробудиться и вывести не опущенного реальностью человека на путь очищения.

Разобраться бы со злом - внутри страны и в каждой семье. Тогда и индивидуум задумается. Таков авторский посыл в ожидании отзыва и отклика. И сострадания…

Возникающий в конце романа потомок немцев-евангелистов воплощает собой фигуру символическую. Гром небесный, поразив зло, освещает дорогу к истокам праведности.

Не случайно автор завершает повествование словами:

«Дождь и свежий ветер со стороны гор очистили воздух, стало легче дышать. Произошедшим переменам не удивлялся лишь городок, привыкший к тому, что время от времени здесь происходят необычные события».

«Всё остальное вершится на небесах», вторя автору, скажет благодарный читатель, приобщённый к ценностям

не до конца размытой нравственности.


1 сентября 2009 г., газета «Ноев ковчег»

Синопсис на роман С. Цатуряна «ЛЭМС»

(подготовлен Карине Амирханян)
Синопсис
После долгих поисков москвич ГРИГОРИЙ находит своего друга детства-АШОТА в одном из приграничных районов Армении, где сумели найти пристанище и многие беженцы из Азербайджана, оказавшиеся здесь после карабахских событий. Вспоминая свое детство, друзья, не сговариваясь, внутренне причащаются к тайному желанию когда-нибудь отправиться на «родную» землю, несмотря на то, что путь туда крайне опасен: ЛЭМС был заселен исключительно азербайджанцами, подчиняющимися ОКТАЮ, люто ненавидящему армян.

ЛЭМС (аббревиатура, составленная из первых букв имен вождей мировой революции) – живописный городок, находящийся на правом берегу реки Шамхор. В начале 19 века, пройдя всю Европу и юг Российской империи до Восточного Закавказья, сюда устремились немецкие евангелисты-миссионеры для осуществления проповедческой деятельности на востоке. Немцы свято верили, что они “осели” в том месте, где должно случиться предсказанное в Библии сошествие Сына Божьего…

Во время Великой отечественной войны по приказу Сталина мирное немецкое население ЛЭМС-а и трех других немецких колоний было выслано в Алтай. После карабахской войны отсюда уже были изгнаны вместе с армянами русские и ассирийцы; городок этот был полностью заселен азербайджанцами.

Ашот рассказывает Григорию о злоключениях, произошедших с армянами, населявшими Лэмс и о том, с каким трудом его семье и семье его соседа МИХАИЛА удалось вырваться из азербайджанского окружения; о том, как единственный азербайджанец БАЙРАМ решился заступиться за армян и поплатился за это жизнью: он падет от ножа главы националистов ОКТАЯ.

Когда Григорий, в поисках своего друга объезжает Армению на машине Арама, воочию убеждается в произошедших за последнее время кардинальных переменах: покореженные от спитакского землетрясения дома, снесенные памятники, бесконечные городские митинги. Вернувшись в Москву он не перестает думать о Лэмсе. Однако Григорию суждено пережить одну трагедию за другой: смерть матери СЕДЫ, а затем и гибель сына Эрика, попавшего в аварию. Отчаявшись, он уходит с работы, а затем, придя на обследование к знакомому доктору АЛЯЕВУ, узнает о своей неизлечимой болезни – опухоли в верхней части дыхательных путей. Теперь его ничего не удерживает в Москве: ни жена его ЕЛЕНА, с которой у него так и не сложилась семейная жизнь. Он решает осуществить свою мечту – вернуться в город своих предков и своего счастливого детства и хотя бы разок взглянуть на то место, где он был по-настоящему счастлив. Заранее, когда еще до этих трагических событий, Ашот гостил у него дома, Григорий накупил необходимых снаряжений. Они-то теперь им и пригодятся!

Ашот не заставил себя упрашивать: желание друга было для него законом, да и он сам давно мечтал оказаться в Лэмсе. Через Севанские горы друзья решают попасть к истокам реки Шамхор, ведущей их к заветному городку Лэмсу. Но для этого надо было пройти границу. Во избежание неприятностей, если вдруг их настигнет азербайджанский патруль, друзья решили пойти на хитрость: Ашот будет объясняться с ними на азербайджанском, Григорий же, чтобы не выдать себя и друга прикинется немым. Так оно и оказалось. Успешно преодолев минное поле, они нарвались на патрульную машину, в которой были пограничники: МАМЕДОВ и СУЛЕЙМАНОВ. Хитрость и смекалка Ашота помогла им оторваться от патруля. Однако вскоре, все же заподозрив неладное, начальник погранотряда ГУСЕЙНОВ вместе с саперами, кинологами и оперативниками на машинах и вертолете бросаются вдогонку нарушителям границы.

Помогая друг другу, и еле спасаясь от смертельных ситуаций, Ашот и Григорий упорно идут к заветной цели. Когда здоровье Григория сильно ухудшается, верный товарищ, проявив свою охотничью сноровку, убивает горного марала, а затем заворачивает в его шкуру своего друга. Тем временем азерам удается обнаружить унесенный водой рюкзак не пойманных армян и по карте, найденной в рюкзаке, понять куда держут путь путники. В Лэмсе готовят засаду. Когда Григорию немного полегчало, друзья отправляются дальше. Прячутся в ущелье, затем укрываются в крепости Гардманка, которой правил в средние века Саак Севада, в пещере, где когда-то жили отшельники. Погоня не прекращается.

Одновременно с Григорием и Ашотом из Германии в Лэмс держит дорогу и МАРК ВЕБЕР, сын немецкого колониста Карла, депортированного из городка во время войны. Только друзья идут с юга вдоль берега реки Шамхор, а Марк направлялся туда с запада по ходу реки Куры. Кто бы мог подумать, что их пути пересекутся в одной точке?

Смертельно больной, уже потерявший голос, Григорий натыкается на могильную плиту, на которой значится имя его деда Абгара. Но ему не суждено впитать радость от встречи с городком детства. Он находится в беспамятстве, когда Ашот на машине Рамиза привозит Григория к его родному дому. Здесь их ждет засада. Октай торжествует: ему удается поймать не только бесстрашных армян, нарушивших границу, но и арестовать Рамиза и детей Байрама, задавшихся цели отомстить ему. Он бросает всех их в камеру, куда уже поместили Марка. Вместе с ними в подвале находится умирающий Григорий.

Октай уверен, что немец пришел за своим золотом и во что бы то ни стало хочет выяснить, где оно захоронено. Но Марк и не думает раскрывать тайны. Когда же его начинают пытать и КУРБАН замахивается на него дубинкой, Ашот, из последних сил наваливается на охранника и обезоруживает его.

Последнее, что видел Григорий – это человека с ангельскими глазами и с Библией в руках. Это был Марк, который причашая Григория прижал к груди святую книгу, веря, что именно она и помогла ему и его приятелям. Ашот же с сыном Байрама собирается расправиться с Октаем. Только они добираются до кабинета предводителя азеров, как начала свирепствовать природная стихия, похожая на «поход небесных сил». “Это ведь вы все привели с собой”,- это прозрение Октая кульминационное и знаковое. Октаю суждено погибнуть от руки смелого и дерзкого армянина – Ашота.

Стихия в небе еще более разыгрывается. Ашот, по просьбе друга, развеевает на ветру горсточку земли, взятой Григорием с могилы своей матери и хранимой в мешочке на его груди: Григорию очень хотелось, чтобы горсть могильной земли его матери соединилась с землей, где был похоронен его отец.

И тут природная стихия захлестнула все и вся: посыпались стекла, молния ударила в здание и начался пожар, вскоре перекинувшийся на бензоколонку. Ашот, Марк и Рамиз, прижимаясь к стоявшему на возвышении одинокому дубу, наблюдали за тем, как рушит все на своем ходу стихия, разрушив и подмяв под себя автовокзал, что был построен на месте кладбища. Дуб этот “дожил до того дня, когда наступил час расплаты”. Разгневанные горы направили в это место ветра. Развезшие же небеса потушили пожар и смыв все на своем пути, потоки воды неслись по склонам каньона…

Воздух очистился, стало легче дышать.

Небо показало свою силу, покорив зло, как того и ожидали евангелисты.


ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ:
Григорий Есаян – руководитель следственного подразделения МВД РФ. Тонкая интуиция, пытливый ум и целеустремленность сочетались в нем с принципиальностью. Его не раз приглашали возглавить службу безопасности крупных коммерческих структур, однако он отказался, будучи человеком последовательным в однажды выбранной им стези.

Ашот Балян – прирожденный охотник, повредивший еще в детстве свою левую руку во время охоты на медведя. Однако это ему не мешало метко стрелять правой рукой навскидку. В экстремальных ситуациях лицо его становилось каменным; холодный расчет и уверенность читались во всем его облике.

Марк Вебер – теолог и историк, хорошо изучивший историю возникновения немецких колоний на территории СССР, собрал достаточно большой материал об этом и успел даже защитить диссертацию в Барнаульском университете. Его предки были миссионеры, осевшие в Лэмсе. Его отец, Карл, перед тем как его депортировали в Алтай, успел припрятать скопленное им золото на случай своего возвращения в Лэмс. И, несмотря на то, что мать Марка всячески отговаривала Марка повторить безуспешный “подвиг” отца с возвращением семейного клада, Марк все же берется сделать то, что не смог сделать отец. Однако он так и не сумеет воплотить задуманное, попав в “ловушку”, приготовленную азербайджанцами.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГЕРОИ:

Октай Дадашевпредводитель местных азербайджанских националистов, жестоко расправляющийся с “неверными”. Это был молодой человек с нагловатым лицом и холодным блеском в глазах. Случилось так, что дом, в котором жил Октай, изначально принадлежал семье Григория. Он будет застрелен Ашотом, чудом успевшим спасти Назима.

Байрам – азербайджанский учитель истории, заступившийся за армян. За это он поплатится своей жизнью. Октай прилюдно, дабы укрепить свой авторитет среди местных жителей, зарезал учителя в чайхане.

Рамиз – брат Байрама, местный врач. Не испугавшись азербайджанцев, он в самую трудную минуту идет на помощь Ашоту: прячет его и выхаживает больного Григория.

Нияз и Насим – сыновья Байрама. В них силен дух мести. Мести за отца. Они вместе с дядей и Ашотом оказываются в подвальной камере.

Гусейнов – начальник пограничного отряда, давшего приказ поймать “армянских шпионов”

Кулиев – заместитель Гусейнова

Мамедов старший по званию пограничник

Сулейманов – младший по званию пограничник, выдавший Мамедова.

Курбан – охранник, приспешник Октая

Седа – мать Григория, которую он привез из Лэмса с собой в Москву, чтобы показать врачам. Узнав о необходимости сложной операции, она наотрез отказывается от нее. Ее тянет обратно в Лэмс. Но события в Сумгаите и Баку не позволяют Григорию отправить ее обратно. Бесконечная боль о погибшем в Великой Отечественно войне брате и мысль о невозможности вернуться на родную землю, подкашивают ее. Она умирает в московской квартире сына.

Эрик – сын Григория. Любитель ночных уличных гонок, он попадает в аварию и погибает.

Елена – жена Григория. Врач скорой помощи, она поначалу и не думала заводить серьезные отношения с Григорием; даже забеременев, она не прочь была сделать аборт. Однако Григорий, ошарашенный новостью о ее беременности (врачи прочили ему бесплодие после тяжелой болезни в детстве), настоял на том, чтобы у них с Еленой образовалась семья.

Аляев знакомый доктор Григория. Он и поставил смертельный диагноз Григорию. Пообещав Григорию ничего не говорить его жене, он, тем не менее, беспокоясь за жизнь своего пациента, решившего “исчезнуть” из города, сообщает о диагнозе Елене.

Араксия – жена Ашота, подвижная женщина с грустными карими глазами. На ней цветастая косынка и фартук, край которого она по привычке не выпускает из рук. Когда муж собирался с Григорием отправиться в заселенный азербайджанцами Лэмс, она, почуяв неладное, пыталась как-то остановить Ашота. Но настаивать не стала, так как знала упрямый характер мужа.

Михаил – учитель физкультуры, сосед Ашота, с которым они вместе охотились.

Самвел – водитель КамАЗа. Он согласился перевозить имущество азербайджанцев, лишь бы, переезжая из одной местности на другую, найти свою сестру. Ему и была уготована участь перевести две семьи - Ашота и Михаила – вместе со своим оставшимся имуществом, а также преодолеть преследования азербайджанцев. Выйдя на армянских ополченцев, он находит свою раненую сестру Асмик.

Арам – первоклассный водитель Григория. У него крупные черты лица и большие руки, ловко манипулирующие машиной. Любитель рассказывать своим пассажирам - в основном приезжим армянам – об истории своего народа, он не лишен наблюдательности и чистосердечия.

Тер-Мовсес - священник Армянской церкви Святого Воскресения, который отпевал мать Григория, а затем и сына. Он непостижимым образом чувствовал, что творится в душе каждого.

Варпет – честный трудяга - каменотес, считающий, что каждый камень имеет свою душу, которую надо суметь раскрыть. Он взялся изготовить и водрузить фамильный хачкар на армянском кладбище. Своими чистыми глазами и обветренными руками, этот человек напомнил Григорию его дедушку Воскана – искусном столяре.

Гарун – необычайно любопытный соседский парень, согласившийся подвезти Ашота и Григория к азербайджанской границе.
(Flash back) Воскан – дедушка Григория. Он был участником Первой мировой войны и Добровольческой армии Нжде, ведущей освободительную войну с турецкими захватчиками. Затем работал в винодельческом совхозе Лэмса. Он любил во всем порядок и дисциплину. В нем всегда боролись два противоположных чувства: он тосковал по своим немецким друзьям, депортированными из Лэмса, с другой стороны его сын погиб в войне с немцами. Он любил часами вести беседу со своим внуком – Григорием. Однако когда говорил о Сталине, всегда занижал голос (привычка, оставшаяся со времен ежовщины).

(Flash back) Абгар отец Седы. Он был колхозным сторожем. Рано потерял жену, которая, однако, успела родить ему четырех дочек и одного сына. В Великую Отечественную войну погибает единственный сын. Оставшись без наследника, Абгар выдает замуж всех своих дочерей. С Восканом же они становятся сватами: сын Воскана – Саак женится на Седе.

(Flash back) Карл – отец Марка. Он был в свое время главным виноделом Лэмса. Его отец некогда приютил у себя Воскана – осиротевшего мальчика из села. Когда Карл надумал жениться, день свадьбы, как назло, совпал с днем депортации немцев из Лэмса. И вместо свадьбы они с женой вынуждены были на товарном составе отправиться в дальнюю дорогу в Алтайский край. Здесь и построил Карл себе новый дом. А после родился их единственный сын – Марк. Находясь еще в Лэмсе, Карл припрятал в кладбищенской стене клад из золотых монет, который не смог вывезти с собой во время депортации. Однажды он таки вернулся на прежнее место. Однако в Лэмсе уже шли слухи о золотых кладах и Карлу, наивно полагающему на то, что его не “вычислят”, так и не удалось забрать свое добро. По возвращении домой, он с отчаяния слег и вскоре скончался.

Горы и высокие чинары – они, как и вся природа в тексте, одушевлены. Они вправе осуждать людей, помогать им, служить воспоминаниями, но и в самые критические и судьбоносные моменты - символически появляться «в кадре».

Шамхор – Берущая начало с Севанских гор, эта река бурным потоком шумно движется в сторону Куры и на равнине уже обмелевшая тихо сливается с ней, как «остатки потрепанной армии соединяются с основными силами». После всех произошедших событий, она неприветливо со страшным рычанием встретила уже повзрослевших друзей и «была похожа на извивающееся чудовище, перегородившее им дорогу в сказочный мир». Но именно этой реке и удастся спасти Григория и Ашота, уведя от преследований, пронеся их мимо неожиданно образовавшегося земляного оползня.
(Flash back)- Текст гармонично чередуется воспоминаниями о детстве Григория и Ашота. Особенно сильно спаян сюжетный узел, где друзья, спасаясь от погони, бросаются в бушующую реку…И тут же - “кадр” воспоминаний, где они же, еще совсем мальчишками, рискуя жизнью, прыгают в объятья необузданной реки Шамхор.

В сценарии есть и отчасти мистические «фрагменты», дополняющие и дорисовывающие фабульные заставки. Так, к примеру, сценка, в которой Григорий, неожиданно проснувшийся ночью, приходит в комнату покойной матери и видит там старый чемодан, на одном из замков которого откинут язычок. Он точно помнил, что давеча оба язычка чемодана были надежно упрятаны в лунки... “Там что-то есть, и это что-то просится наружу”. Это чувство сподвигнуло его та то, что он взялся издать сборник стихов своего дяди, которые и находились в старом чемодане. Ашоту удалось вывести его из оккупированного азербайджанцами Лэмса и бережно сохранив, передать Григорию.

Еще одна сценка: когда смертельно больному Григорию в бреду видится, что нет больше армянского кладбища, где захоронен его отец, где захоронены его предки. На самом деле так оно и окажется, когда, пройдя жесточайшие испытания, друзья доберуться до Лэмса, “очищенного” от армянского кладбища.

Символична и церковь Святой Богородицы в Гарнакере – в детстве, когда тяжело заболел Григорий, мать именно в этой церкви молилась за здоровье своего сына. В этой же церкви друзья спаслись от своих преследователей.

И последнее: Октай Дадашев, как оказалось, патологически боялся воды и обходил даже неглубокие водоемы. Река Шамхор в своей всепоглащающей стихии должна была быть ему смертельно опасна, не то, что друзьям – Григорию и Ашоту, которые, несмотря на сумасшедшие препятствия и препоны, чинимые рекой, все же, именно благодаря ей попали на свою “землю обетованную”. Как сказано у автора: “Река сдержала свое слово и привела друзей в Лэмс”.

LEMS
Nach den langen Suchen Moskauer GRIGORIJ findet seinen Jugendfreund ASCHOT in enem Kreis nah der Armenischer Grenze, wo haben aserbaidschanische Flüchtlinge Unterkunft gefunden, sie sind dorthin gekommen nach kharabakhischen Ereignissen. Wenn die Freunde erinnernten sich an ihre Kindheit, Sie wollten irgendwann zu ihre “Heimat” zurückkommen, trotz gefährliches Weg: LEMS war besiedelt nur von aserbaidschanern, die unterordnen sich OKTAJ, der hasste sehr die armenier.

LEMS (das ist Abkurzung gebildet aus ersten Buchstaben von Namen den Führern der Weltrovolution) – eine schöne Stadt, die liegt auf dem Ufer des Schamchor Flußes. Am Anfang der 19. Jahrhundert, als deutsche Missionnäre-Evangeliste ganzes Europa und Russisches Kaiserreich bis östliches Transkaukasien durchgegangen sind, haben hierher gekommen um sich im Osten mit Predigt zu beschäftigen. Deutshen glaben sehr daran, dass sie sich in so einem Platz “niedergelassen haben”, wo in Bibel vorhergesagenes Herunterkommen des Gottes Sohns stattfinden wird...

Während des Großen Vaterlandischen Krieg auf Stalins Befehl friedliche deutshe Bevölkerung von LEMS und drei anderen Kolonien waren nach Altaj abgeschickt. Nach dem Karabakhkrieg waren aus LEMS schon russen und assyrien mit armeniern abgeschichkt; Städtchen war ganz von aserbaidschaner bevölkert.

Aschot erzählt Grigorij über die Mißgeschicke, die mit den Armeniern geschahen die LEMS besiedeln und darüber, wie schwer gelang es seiner Familie und der Familie seines Nachbarn Michail aus der aserbaidshanischen Umgebung ausgerissen zu warden. Erzählt er auch darüber, wie sich der einzige Aserbaidschaner BAJRAM entschieden hat für die Armenier einzutreten und dafür wird er vom Chef der Nationalisten OKTAJ getötet.

Wenn Grigorij, auf der Suche nach dem Freund Armenien auf der Arams Maschine herumfährt, sieht er letzte Veränderungen mit eigenen Augen: die zerbrochene Heuser in Spitak, abgebrochene Denkmäler, unendliche Kundgebungen in der Stadt. Als er in Moskau zurückkehrte, hört nicht auf über Lems zu denken. Aber Grigorij soll eine Tragödie nach anderer zu erleben: Tod seiner Mutter SEDA und dann Tod des Sohnes Eric, der in dеr Panne stirb. Verzweifelt, gibt er die Arbeit auf und nach der Untersuchung bei seinem Bekannte Doktor ALJAEW, erfuhr er über unheilbare Krankheit - die Geschwulst im Oberteil der Atmungswege. Jetzt hält es ihn nichts in Moskau sogar seine Frau Jelena, mit wer war er nie glücklich. Er entscheidet sich den Traum zu verwirklichen: in die Heimatstadt der glücklichen Kindheit zurückzukommen und selbst mal auf die Platz zu blicken, wo er wirklich glücklich war. Im Voraus, noch bis zu diesen tragischen Ereignissen, wenn Аschot bei ihm war, Grigorij hat notwendige Ausrüstung gekauft. Sie wird jetzt nützlich sein!

Aschot lasst sich nicht überzeugen: der Wunsch des Freundes war für ihn Gesetz, und er träumte seit langem selbst in Lems zu fahren. Die Freunde entscheiden sich durch die Sevanberge zu den Quellen des Flusses Shamchor zu gehen, der sie zum Städtchen Lems führt. Aber dafür muss man über die Grenze gehen. Auf den Fall, wenn plötzlich die aserbaidshanische Streife sie einholen wird, haben sich die Freunde entschieden, eine List anwenden: Aschot wird mit ihnen auf aserbaidshanisch sprechen und Grigorij, um sich und seinen Freund nicht auszugeben, wird sich stumm stellen. So geshah es. Erfolgreich das Minenfeld überwunden, haben sie auf den Streifenwagen gestoßen, in dem die Grenzsoldaten waren: MAMEDOW und SULEIMANOW. Die Schlauheit und die Fassungsgabe von Aschot haben ihnen geholfen, den Verfolgern entkommen. Aber bald, Argwohn doch gefasst, verfolgen der Vorgesetzte der Grenzabteilung GUSEJNOV mit den Pionieren, den Kinologen und den Fahndern auf den Maschinen und dem Hubschrauber die Verletzer der Grenze.

Einander helfend und kaum von den tödlichen Situationen rettend, hartnäckig gehen Ashot und Grigorij zum sehnlichen Ziel. Wenn es mit Grigorijs Gesundheit nicht gut steht, der richtige Genosse, die Jagdgewandtheit gezeigt, tötet Maral und packt seinen Freund in dieses Felz ein. Inzwischen gelingt es Azern, den Rücksack von Armeniern zu finden. Sie finden auch die Karte, woraus können sie entdecken, wohin gehen die Reisenden. In Lems bereitet man einen Hinterhalt vor. Wenn es Grigorij besser geht, gehen die Freunde weiter. Sie verbergen sich in der Schlucht, dann in die Festung von Gardmank, die im Mittelalter Sahak Sewada geregelt hat, in der Höhle, wo einst die Einsiedler gelebt haben. Die Verfolgung hört nicht auf.

Gleichzeitig mit Grigorij und Aschot aus Deutschland fährt nach Lems MARK WEBER, der Sohn von deutschen Kolonisten Karl, der aus dem Städtchen während des Krieges deportiert war. Aber die Freunde gehen von dem Süden der Küste des Flusses Shamchor entlang und Mark ging dorthin von dem Westen des Flusses Kura entlang. Wer könnte nachdenken, das ihre Wege in einem Punkt überquert werden?

Todkrank und schon die Stimme verloren, Grigorij stößt an den Grabstein, auf dem der Name seines Großvaters Abgar ist. Aber er wird die Freude vom Treffen mit dem Städtchen der Kindheit nicht fühlen. Er ist bewußtlos, wenn Aschot auf der Maschine von Ramiz Grigorij zu seinem Vaterhaus anfährt. Hier wartet auf sie der Hinterhalt. Оktaj triumphiert: ihm gelingt es, nicht nur furchtlose Armenier, die die Grenze verletzten zu fangen, sondern auch, Ramiz und Bairams Kinder zu verhaften, die sich an ihn rächen möchten. Er nimmt allen in Haft und da schon auch Mark ist. Mit ihnen zusammen im Keller befindet sich sterbender Grigorij.

Oktaj ist überzeugt, dass der Deutsche gekommen ist um sein Gold zu finden, er will unbedinkt aufklären, wo es begraben ist. Aber Mark möchtet nicht die Geheimnisse zu öffnen. Wenn man beginnt ihn zu foltern, und KURBAN holt mit dem Knüppel aus, Aschot aus den letzten Kräften greift den Wachmann an und entwaffnet ihn.

Das, was als letztes Grigorij gesehen hat, ist ein Mensch mit den engelgleichen Augen und mit Bibel im Hand. Aschot mit Bajrams Sohn hat Absicht mit Oktaj abrechnen. Sie sind gerade das Kabinett von azeris Anführer betreten und es began… Die Naturkratft braust und das ist «dem Marsch der himmlischen Kräfte» ähnlich. “Doch haben Sie alles mit sich gebracht”- das ist kulminationidee von Oktaj. Er soll von der Hand des mutigen und frechen Armeniers - Aschot umzukommen.

Die Naturkraft im Himmel wird noch heftiger. Aschot, auf Ansuchen seines Freundes, wirft auf dem Wind die Handvoll der Erde vom Grab der Grigoris Mutter, die er in einem säckchen hielt: Grigorij wäre es sehr wünschenswert, damit sich die Handvoll der Graberde seiner Mutter mit der Erde verbunden wird, wo sein Vater begraben war.

Und hier hat das Element überflutet: es fielen die Gläser, der Blitz hat ins Gebäude geschlagen und es beginnt der Brand, bald brannt das Feuer auch auf der Tankstelle. Aschot, Mark und Ramiz, sich an das einsame, auf der Erhöhung stehende Eichenholz gedrückt, beobachteten das, wie alles zerfällt und unter sich den Busbahnhof niederdrückt, der auf der Stelle des Friedhofs aufgebaut war. Das Eichenholz hat denVergeltungstag gesehen. Die zornigen Berge haben zu dieser Stelle die Winde gerichtet. Der Himmel hat den Brand gelöscht und der Regen hat alles auf seinem Weg ausgewaschen …

Die Luft wurde klarer, es wurde leichter zu atmen.

Der Himmel hat die Kraft gezeigt, das Übel unterworfen, wie die Evangelisten erwarteten.


DIE HAUPTPERSONEN:
Grigorij Esajan - der Leiter der Untersuchungsgliederung des Innenministeriums der Russischen Föderation. Die feine Intuition, der wissbegierigheit und die Zielstrebigkeit wurden in dieser Person mit der Grundsätzlichkeit kombiniert. Ihn luden mehrmals ein, Sicherheitsdienst der grossen kommerziellen Strukturen zu leiten, doch hat er abgelehnt.

Aschot Baljan - der angeborene Jäger, der noch in der Kindheit die linke Hand während der Jagd auf den Bären beschädigt hat. Aber es störte ihn nicht scharf, mit rechtem Hand zu schießen. In den extremen Situationen wurde sein Gesicht wie steinern; die kalte Berechnung und die Sicherheit kann man in seiner Gestalt sehen.

Mark Weber - Theologe und Historiker, der die Geschichte des Entstehens der deutschen Kolonien auf dem Territorien der UdSSR gut studiert hat, hat viel Material darüber gesammelt, sogar hat die Dissertation in der Universität Barnaul verteidigt. Seine Vorfahren waren die Missionäre, die sich in Lems niederlassen. Sein Vater Karl, bevor es ihn nach Altai deportierten, angehäufte Gold im Falle des Zurückkommen in Lems versteckt hat. Trotz seiner Mutter Mark möchtet familiäre Schatze zurückzuholen. Aber er wird auch damit Pech haben, was er beabsichtigt hat kann er nicht verwirklichen wegen die Aserbaidschanische Falle.
DIE ANDERE PERSONEN:

Oktaj Dadaschew - der Anführer der lokalen aserbaidshanischen Nationalisten, der grausam die christen beseitigtt. Es war ein junger Mann mit frechem Gesicht und dem kalten Glanz in den Augen. Es Kam so, dass das Haus, wo Oktaj wohnte von vornherein Grigorijs Familie gehörte. Er wird von Aschot erschossen, der Nazim gerettet hat.

Bairam - der aserbaidshanische Lehrer von Geschichte, der für die Armenier einsass und dafür getötet war. Oktaj hat ihn vor aller Augen erstochen, um eigene Autorität unter den Ortsbewohnern zu festigen.

Ramiz- Bajrams Bruder, der lokale Arzt. Er hat sich vor Aserbaidschaner nicht erschrocken, in schwierigste Minute Aschot geholfen: kümmert sich um kranken Grigorij und verbirgt ihn.

Nijaz und Nasim - Bairams Söhne. Es ist bei ihnen der Rachesgeist stark. Sie fanden sich zusammen mit dem Onkel und Aschot in der Kellerkamera.

Guseinow - der Vorgesetzte der Grenzabteilung, die den Befehl “der armenischen Spione” zu fangen gab.

Kulijew- Stellvertreter von Guseinow.

Мамедов - Rangälteste Grenzsoldat

Sulejmanow - Rangjungste Grenzsoldat, der Mamedow verriet.

Kurban - der Wachmann, Oktajs Helfershelfer

Seda - Grigorijs Mutter, die er nach Moskau mitgenohmen hat, um den Ärzten zu zeigen. Über die Notwendigkeit der komplizierten Operation erkannt, lehnt sie von ihr rundweg ab. Sie zieht zurück in Lems. Aber die Ereignisse in Sumgait und Baku lassen Grigorij nicht zu sie zurück abzusenden. Der unendliche Schmerz über den Gefallenen während Großes Vaterlandischen Krieg Bruder und den Gedanken über Unmöglichkeit nach heimatland zurückzukehren, schlagen sie nieder. Sie stirbt in der Moskauer Wohnung des Sohnes.

Eric - Grigorijs Sohn. Der Liebhaber der nächtlichen Straßenrennen, er gerät in die Panne und kommt um.

Jelena - Grigorijs Frau. Ein Arzt des Krankenwagens, sie dachte zuerst nicht die ernste Beziehunge mit Grigorij zu führen; sogar schwanger geworden, sie hatte nichts dagegen um das Kind abzutreiben. Aber Grigorij, der von der Neuheit über ihre Schwangerschaft verblüfft ist (die Ärzte ersahen ihm die Unfruchtbarkeit nach der schweren Krankheit in der Kindheit aus), bestand darauf, dass Sie müssen eine mit Jelena eine Familie bilden.

Aljaew Doktor, Grigorijs Bekannte. Er hat die Todesdiagnose Grigorij gestellt. Er hat Grigorij versprochen seiner Frau nichts zu sagen, aber er hat sein Wort nicht gehalten.

Araksia - Frau von Ashot, die bewegliche Frau mit den traurigen braunen Augen. Sie hat das geblümte Kopftuch und die Schürze an, deren Rand lasst sie nach der Gewohnheit aus den Händen nicht aus. Wenn ihr Mann mit Grigorij nach Lems zu fahren möchtete, die von den Aserbaidschanern besiedelt war, sie versucht Aschot anzuhalten. Aber sie konnte nichts machen, wegen des eigensinniges Charakters ihres Mannes.

Michail – der Sportlehrer, Nachbar von Aschot, mit welchem sie zusammen jagten.

Samwel - Fahrer von KamAZ. Er hat zugestimmt, das Eigentum der Aserbaidschaner zu befördern, nur um aus einem Gelände auf andere fahrend, seine Schwester zu finden. Er musste zwei Familien - Aschots und Michails - zusammen mit dem bleibenden Eigentum zu übersetzen, sowie die Verfolgungen der Aserbaidschaner zu überwinden. Mit den armenischen Landwehrmänner findet er seine verletzte Schwester Hasmik.

Aram - erstklassiger Fahrer von Grigorij. Er hat grobe Gesichtszüge und große Hände, die die Maschine geschickt manipulieren. Der Liebhaber den Passagieren - hauptsächlich den fremden Armeniern - über die Geschichte des Volkes zu erzählen, er ist die Beobachtungsgabe und die Offenherzigkeit nicht entzogen.

Ter-Movses - der Priester der Armenischen Kirche der Heiligen Auferstehung. Irgendwie fühlte er, was in der Seele jedes Mensches ist.

Warpet - ehrlicher Arbeiter - Steinmetz, der meint, dass jeder Stein die Seele hat, die man nur öffnen muss. Er hat beschlossen, Familienchatchkar im armenischen Friedhof aufzurichten. Für Grigorij er ist seinem Großvater Voskan ähnlich, der ein guter Tischler war.

Garun - sehr neugieriger Nachbarbursche, der erklärte sich bereit Aschot und Grigorij zu aserbaidshanische Grenze anzuführen.
(Flash back) Woskan - Grigorijs Großvater. Er war ein Teilnehmer des Ersten Weltkrieges und des Freiwilligenarmee von Nzhde, der den Befreiungskrieg gegen die türkischen Eroberer führt. Dann arbeitete er im Weinsowchos in Lems. Ihm gefällt die Disziplin und Ordnung in alles. In diesem Mensch kämpften immer zwei entgegengesetzte Gefühle: einerseits sehnte er sich nach den deutschen Freunden, deportierten aus Lems, andererseits ist sein Sohn im Krieg gegen die Deutschen umgekommen. Er hatte gern stundenlang ein Gespräch mit dem Enkel - Grigorij zu führen. Aber wenn über Stalin sprach, immer bewertete die Stimme (die Gewohnheit, die von den Yezhovschinazeiten blieb) unter.

(Flash back) Abgar - Sedas Vater. Er war Kolchoswächter. Hat früh die Frau verloren, die hat vier Töchterchen und ein Sohn geboren. Im Grossen Vaterländischen Krieg kommt der einzige Sohn um. Ohne Erben geblieben, verheiratet Abgar alle Töchter. Er wird Woskans Väter des Schwiegersohnes: Woskans Sohn - Sahak heiratet Seda.

(Flash back) Karl - Marks Vater. Er war seinerzeits Hauptweinbauer von Lems. Sein Vater hat seit langem bei sich Woskan, verwaisende Junge aus dem Dorf, beherbergt. Wenn Karl heiraten möchtete, der Tag der Hochzeit, wie zum Trotz, mit dem Tag der Deportation der Deutschen aus Lems übereingestimmt hat. Und anstelle der Hochzeit waren sie mit der Frau erzwungen mit dem Warenzug sich auf den fernen Weg zu Region Altai machen. Hier hat Karl für sich ein neues Haus gebaut. Danach ist ihr einziger Sohn - Mark geboren. Noch in Lems, hat Karl in der Friedhofswand den Schatz aus den goldenen Münzen versteckt, der er während der Deportation nicht mitnehmen konnte. Einmal ist er auf diese Stelle zurückgekehrt. Doch gingen in Lems schon die Gerüchte über die goldenen Schätze und Karl, der naiv meint, dass niemand wird ihn stören, konnte nicht das Gute zu ergreifen. Nach der Rückkehr, von der Verzweiflung erkrankt er und bald ist gestorben.

Die Berge und die hohen Platanen - sie, wie auch die ganze Natur im Text sind lebhaft. Sie haben recht die Menschen zu tadeln, ihnen zu helfen, als Erinnerungen zu dienen, aber auch in die kritischsten und wichtigsten Momente - «im Bilde» symbolisch zu erscheinen.

Schamchor – Die Quellen des Flusses sind in Sevanbergen, bewegt sich dieser Fluss mit dem stürmischen Strom zu Kura und auf der Ebene schon seicht geworden leise gießt mit Kura zusammen. Nach allen geschehenden Ereignissen, sie hat mit dem schrecklichen Brüllen unfreundlich schon erwachsenen Freunden begegnet und «war dem sich schlängelnden Untier ähnlich das den Weg in die märchenhafte Welt verschlagt». Aber gerade dieser Fluss wird Grigorij und Aschot retten.
(Flash back) - der Text besteht von den Erinnerungen an Grigorijs und Aschots Kindheit. Es ist der Inhaltsknoten besonders stark verknüpft, wo die Freunde, von der Verfolgung rettend, werfen sich in den tosenden Fluss … Und hier - "das Bild" der Erinnerungen, wo sie, noch ganz Buben, das Leben riskierend, springen in die Umarmungen des gefährlichen Flusses Schamchor.

Im Drehbuch gibt es auch teilweise mystische "Fragmente", die Fabelvorschaubilder ergänzen. So, zum Beispiel, Szene, in der Grigorij, unerwartet aufwachend in der Nacht, ins Zimmer seiner toten Mutter kommt und dort den alten Koffer sieht. Auf einem dessen Schlösser ist Riegel aufgeklappt. Er erinnerte sich genau, dass gestern beide Riegel Koffers waren sicher zugeklappt... “Dort ist etwas, und es will aus”. Dieses Gefühl dring ihn dazu, dass er die Sammlung der Gedichte des Onkels herausgib, die im alten Koffer waren. Aschot gelang es, Koffer von den Aserbaidschanern okkupierten Lems herauszuführen und vorsichtig, aufgespart Grigorij zu übergeben.

Noch eine Szene: wenn tödlich krank Grigorij im Fieberwahn gesehen hat, dass es mehr keinen armenischen Friedhof gibt, wo sein Vater begraben ist, wo seine Vorfahren begraben sind. In Wirklichkeit wird es sich gerade so erweisen. Schweres durchgemacht, die Freunde werden vom armenischen Friedhof "gereinigte" Lems erreichen.

Und letztes: Oktaj Dadaschew, wie es sich zeigte, fürchtete vor dem Wasser pathologisch und ging sogar die nicht tiefen Wasserbecken um. Der Fluss Shamchor sollte für ihn tödlich gefährlich sein, aber nicht für die Freunde - Grigorij und Aschot, die, ungeachtet vom Fluss gemachte wahnsinnige Schwierigkeiten und Hindernisse, doch gerade dank ihm auf “gelobte Land” gekommen sind. Wie beim Autor gesagt ist: “der Fluss hat sein Wort gehalten hat die Freunde in Lems gebracht”.

LEMS

After long searches Muscovite Grigoriy finally finds his childhood friend Ashot in one of the borderline regions of Armenia, where lots of refugees from Azerbaijan found safe haven there after the events in Karabach. Friends recall their childhood and separately from each other inherently decide to visit their “home land” no matter what dangers may lay ahead.


LEMS (abbreviation is made from the first letters of the names of the leaders of world revolution) – is a beautiful town that resides on the right bank of river Shamkhor. It is solely inhabited by Azerbaijanis obedient to Octay who furiously hates Armenians.
In the beginning of XIX century German evangelist-missionaries came through the whole Europe, south of Russian Empire to Eastern Transcaucasia to preach Holy Law in the Orient. Germans believed that they settled down in a place where Second Advent should be.
During the Great Patriotic War Stalin ordered all peaceful German people of Lems and three other German colonies to be exiled to Altay. After the Karabach war Armenians, Russians and Assyrians were exiled from Lems altogether. So now it’s inhabited only by Azerbaijanis.
Ashot tells Grigoriy of misadventures Armenian people of Lems had lived through; of how hard it was for his and his neighbor Mikhail’s families to break out of Azerbaijanian encirclement. He tells him how the only Azerbaijani, Bairam decided to assist Armenians and died for it – leader of nationalists Octay killed him with a knife.
While Grigoriy traveled all over the Armenia on Aram’s car searching for his friend he received evidence of cardinal changes that took place during the last years: buildings crumpled by the earthquake in Spitak, demolished memorials, endless political demonstrations. Grigoriy returns to Moscow, but never stops thinking of Lems. However he still had to go through several tragedies: the death of his mother Seda, then the death of his son Eric, who dies in a car accident. Frantically he leaves his job. His friend doctor Alyaev examines Grigoriy and finds an incurable disease - respiratory tract tumor. Now there is nothing left that can hold Grigoriy in Moscow: not even his wife Elena – their family life didn’t succeed. He decides to go after his dream – go back to the town of his ancestors, the town of his happy childhood, to see, even for a moment, the place where he was once happy. Before the tragic events in his life when Ashot had come with a visit, Grigoriy bought all the needed equipment. Now it will come in handy!
Ashot was easy to convince: friend’s wish was law for him. Therewith he wanted to go to Lems himself for a long time. Friends decide to get to the head of the river Shamkhor over the Sevan mountains. They needed to pass the border to accomplish that. To avoid any problems if somehow they stumble across Azerbaijanian patrol friends came to an idea – Ashot would speak Azerbaijanian and Grigoriy would pretend himself dumb. He foresaw it. When they successfully passed the minefield, friends stumbled across a patrol car with two border guards – Mamedov and Suleimanov. So Ashot’s cunning and keenness of wit helped them to leave patrol behind. However soon enough border squad chief Guseinov suspected the wrong. He throws himself in pursuit of trespassers along with sappers, dog experts, operatives on cars and a helicopter.

Helping each other Ashot and Grigoriy persistently go for their goal nearly avoiding all the dangers. When Grigoriy’s health becomes worse Ashot stands by his friend. Using his hunting knowledge he kills mountain maral and wraps his friend in maral’s hide. In the meantime Azerbaijanis find Armenians’ backpack, which have been lost in the river. Patrol studied the map found in the backpack and understands where Armenians were going. The trap is prepared in Lems. Friends go on when Grigoriy feels better. They hide in canyon. They hide in Gardmank fortress that was ruled by Sahak Sevada in the Middle Ages. They hide in a cave where hermits lived a long time ago. Pursuit doesn’t stop.



Marc Veber heads for Lems at the same time with Ashot and Grigoriy. He’s son of German colonist Carl, who was deported from Lems during the war. He goes from the West along the Kura River, and friends go from South along Shamkhor River. Who would have thought that their paths will cross in one place?

Deadly sick Grigoriy stumbles across a gravestone, where he reads his grandfather’s name. But he can’t feel the joy of returning to his childhood town. Ashot takes him unconscious to his native home on Ramiz’s car. The ambush waits for them there. Octay celebrates his triumph. Not only he caught fearless Armenian trespassers, but arrested Ramiz and Bairam’s sons, who wanted to revenge for their father. He throws them all in a basement cell. Marc Veber is already there. Slowly dying Grigoriy is there too.

Octay wants to find where is the gold that Marc came to take. But Marc doesn’t share his secret. Kurban tortures him and raises his club, but Ashot finds the strength to disarm him.

The last thing Grigoriy saw in his life was a man with angel eyes and Bible in his hands. It was Marc who administered the Last Sacrament to Grigoriy. He kept Bible close to his heart, because he believed – Bible helped them. Ashot with Nazim go to end Octay. As they reach the Azerbaijanis leader’s office, the storm starts to rage, as if the heavenly powers marched down to earth. “You’ve brought it all with you” – Octay’s insight is culmination and symbolical point in the plot. Octay is destined to die at the hands of the brave and bold Armenian – Ashot.

The elements rage on. Grigoriy’s last wish was to bring a handful of the soil from his mother’s grave to unite with his ground where his father was buried. Ashot fulfils friend’s last request waving the soil Grigoriy kept in a pouch on his neck.

At that moment the elements began lash everything: windows broke a lightning stroke the building and the fire began, which moved to a nearby gas-station. Ashot, Marc and Ramiz leaned to a lone oak that stood on the rising ground and watched how the elements demolish the bus depot that was built over the graveyard. That had lived till the reckoning day. Enraged mountains have sent the raging wind. The skies have opened with rain that put out the flames. The water flew through the canyon.

Then the air had cleared. It became easy to breath.

Heaven showed its power defeating the evil. Just what the evangelists had waited for.



Main Characters

Grigoriy Esayan – head of investigating body of MIA RF. Intuition, smartness and dedication were combined with adherence in him. He was often invited to serve as a head of security forces for various business corporations. But he rejected all invitations for his consistency in choice of career.
Ashot Balyan – a born hunter. He severed his left arm hunting a bear in a childhood. Still it never hindered his accuracy while shooting with his right arm. In extreme situations his face was turning to stone. Cold estimate and confidence were seen in his gaze.
Marc Veber – theologist and historian. He studied the origins of German colonies in USSR and defended a dissertation in Barnaul University. His ancestors were missionaries settled down in Lems. His father, Carl, managed to hide the gold he saved before he was deported to Altay in hopes of return to Lems. Marc’s mother tried to reason him out of repeating his father’s unsuccessful exploits of returning the family treasure. In spite of that Marc decides to finish what his father’s started. He never succeeded, falling to Azerbaijanian trap, prepared for Armenian trespassers.
Secondary Characters

Octay Dadashev – brutal leader of local Azerbaijanian nationalists, young man with insolent face and cold glitter in the eyes. It happened that the house where he lived belonged to Grigoriy’s family long time ago. Ashot shoots him down, while miraculously saving Nazim.

Bairam – Azerbaijanian teacher of history, who stood up for Armenians. He paid with his life for that. Octay in means of strengthening his authority publicly cut Bairam down in chaikhana (oriental tearoom).

Ramiz – Bairam’s brother, local doctor. Not fearing Azerbaijanis he helps and hides Ashot in a most difficult moment. He nurses Grigoriy back to life.

Niyaz & Nazim Bairam’s sons. Their spirit is full of revenge for their father. They and their uncle appear in the same basement cell as Ashot.

Guseinov – chief of the border squad, who gave the order to catch the Armenian “spies”.

Kuliev – Guseinov’s deputy.

Mamedov – senior border guard.

Suleimanov – junior border guard, who betrayed Mamedov.

Kurban – Octay’s sidekick bodyguard.

Seda – Grigoriy’s mother. He brought her with from Lems to Moscow to show to medics. When she founds out the need for a serious operation, she refuses it point-blank. She was raring to go back to Lems. But the events in Sumgait and Baku prevent Grigoriy from sending mother back. Endless pain for a brother who died in Great Patriotic War and inability to go back to homeland mow her down. She dies in her son’s apartment in Moscow.

Eric – Grigoriy’s son. He’s a night street racer and dies in a car accident.

Elena – Grigoriy’s wife. She’s an emergency doctor. She didn’t plan any serious relationship with Grigoriy. Even when she got pregnant, she didn’t mind to make an abortion. Grigoriy was shocked with Elena being pregnant, because doctors predicted that he’ll be sterile after a serious illness in childhood. He insisted on making a family with Elena.

Alyaev – Grigoriy’s friend, doctor, who set him a fatal diagnosis. He promised Grigoriy not tell anything t his wife. Still he worries about his friend’s life and tell Elena about the diagnosis.

Araksia – Ashot’s wife, mobile woman with sad brown eyes. She wears brightly colored headscarf and apron. She has a habit of holding the edge of apron in her hands. When her husband was preparing with Grigoriy to go to Lems inhabited with Azerbaijanis, Araksia felt wrong and tried to stop husband from going. But she didn’t insist because was aware of his temper.

Mikhail – physical education teacher, Ashot’s neighbor and hunting fellow.

Samvel – KamAZ driver. He agreed to transport Azerbaijanis’’ property only to find his sister while driving from place to place. He was the one who helped Ashot’s and Mikhail’s families to break away from Azerbaijanis’ chase. He finds his wounded sister Hasmik, when he gets in touch with the Armenian citizen soldiers.

Aram – Grigoriy’s first-class driver. He has coarse features and large agile arms. He likes to tell to his passengers – basically foreign Armenian tourists – the stories people’s history. He’s observant and open-hearted.

Ter-Movses – Armenian priest of the Holy Resurrection church. He read the burial service for Grigoriy’s mother and son. He always felt what other people had on their hearts.

Varpet – honest stonemason, who thinks that every stone has its soul which you need to know how to open. He worked on Grigoriy’s families' graveyard stone. He reminded Grigoriy’s grandfather – skillful carpenter – with his clear eyes and weather skin hands.

Garun – very curious neighbor young man, who agreed to take Ashot and Grigoriy to Azerbaijan border.
(flashback) Voskan – Grigoriy’s grandfather. He took part in World War I and served in Njdeh’s Volunteer Army that fought against the Turkish aggressors. Then he worked in wine-making sovkhoz in Lems. He likes order and discipline in everything. He was being torn apart by two contrary feeling: he missed his German friends who were departed from Lems; still his son died in a war against Germans. He could talk to his grandson Grigoriy for hours. However every time he spoke of Stalin he lowered his voice – a habit left from the times of repressions.
(flashback) Abgar – Seda’s father. He was kolkhoz watchman. He lost his wife who gave birth to four daughters and a son. The only son dies in Great Patriotic. With no heir left he marries off his four daughters. They became matchmakers with Voskan. Voskan’s son Sahak marries Seda.
(flashback) Carl – Marc’s father. He was the leading winemaker in Lems. His father gave shelter to an orphan child from the village Voskan. The day when Carl planned to marry was the same day when Germans were departed from Lems. So instead of a wedding he was forced to go with his wife on a long road in a wagon to Altay, where he settled down. They had only one son – Marc. When Carl was in Lems he hid all his gold he couldn’t take with him in the stones of the graveyard wall. Alas he never made it back to Lems. However the news about the hidden treasure had already spread in Lems. Carl naïvely thought, that nobody would figure it out. After returning home without his gold he gets sick and dies before long.
Mountains & Tall plane trees – like all the nature they are animated in text. They have the right to tell their opinions about what people do, help them, and serve as memories. In most crucial and critical moments they symbolically appear in the picture.

Shamkhor – this impetuous river flows from Sevan Mountains and moves to Kura River. On the plains they unite shallow and quietly as if the remains of a broken army unite with the main forces. The River meets the grown up friends in an unfriendly manner as if “the serpentine beast blocks the path to a fantasy world”. Still the River saves Grigoriy and Ashot helping to throw off the chase and to avoid a sudden landslip.
(Flashback) – Text is harmoniously interlaced with memories and flashbacks from Grigoriy’s and Ashot’s childhood. The most heavily the plot is weld when friends jump into a rough River running from the chase. The memory comes of their childhood when the little boys jump into uncontrollable Shamkhor River.

There are some mystic moments that add sense to the plot. For example, when Grigoriy suddenly wakes up at night, and goes to his deceased mother’s room and sees an old suitcase with one of the locks opened. He remembers that both locks were closed. “There is something there that wants to get out”. That drives him to print his uncle’s book of poems which Ashot had saved and brought to Grigoriy out of occupied Lems.

Another scene: deadly sick Grigoriy sees in delirium that Armenian graveyard where his father was buried is no more. It turns out true when friends get to Lems and find a bus station over the remains of Armenian graveyard.

St.Virgin’s Church in Garnaker is symbolical, too. When Grigoriy was young he got heavily sick his mother prayed for him in this church. It’s the same church where friends got away from pursuit.



The Last thing: Octay was pathologically afraid of water. He avoided even little puddles of water. The Shamkhor River was deadly dangerous for him, unlike Grigoriy and Ashot whom no matter any dangers the River helped to get to their “promised land”. As the author said: “The River kept its word and brought the friends to Lems”




Смотрите также:
Рецензия на роман С. Цатуряна «лэмс» Святослав Рассказов
189.85kb.
1 стр.
Рецензия на роман Алексея Иванова «Золото Бунта, или вниз по реке теснин» (2005)
142.31kb.
1 стр.
Рецензия от Игоря Исаева рецензия на книгу
968.57kb.
4 стр.
-
19.72kb.
1 стр.
Покаяние впереди Рецензия на роман М. Садовского "Под часами"
80.92kb.
1 стр.
Литературные направления Классицизм
96.47kb.
1 стр.
Джером Дэвид Сэлинджер. «Девять рассказов»
25.92kb.
1 стр.
Рассказов М. Горького «Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»
132.08kb.
1 стр.
Гроссман в Рецензия на роман в с. гроссмана «жизнь и судьба»
113.16kb.
1 стр.
Клайв Стйплз Льюис
24.44kb.
1 стр.
Петр Лукич Проскурин Исход Петр Проскурин Исход
3299.97kb.
17 стр.
Юозас Грушас Преступление Эдуарда Даргиса Juozas grušas eduardo Dargio nusikaltimas
647.05kb.
3 стр.